Человеческий потенциал. Большая российская энциклопедия
ТерминыТермины
Челове́ческий потенциа́л (англ. human development, human potential), используемое в современной социологической и экономической литературе обозначение всех ресурсов, неотрывно связанных с работником, выходящее за рамки «узкого» понимания человеческого капитала. Термин многозначен и имеет несколько трактовок: чаще всего его используют как синоним человеческого капитала в самом широком смысле слова, в других случаях – как обозначение тех человеческих качеств, которые потенциально могут стать капиталом (ресурсом, приносящим выгоду).
Формирование концепта «человеческий потенциал» в зарубежном обществоведении
Понятие «человеческий капитал», предложенное в 1960-е гг. американскими экономистами Т. Шульцем и Г. Беккером (Becker. 1962; Schultz. 1961), приобрело в социальных науках рубежа 20–21 вв. широкую популярность. Речь идёт о ресурсах, заключённых в самом работнике, – его знаниях, навыках и иных качествах, важных для производительного труда. Этот концепт был очень важен для осмысления качественного изменения производства в 20 в. В индустриальном обществе наиболее важную роль играли различные механизмы (станки, паровозы, пароходы и т. д.), а люди-работники были чаще всего придатками к ним. Но новое наукоёмкое оборудование требует работников нового типа. В постиндустриальном обществе основную роль стали играть высококвалифицированные работники, занятые преимущественно умственным (в значительной степени творческим) исполнительским трудом (профессионалы). Одновременно повысились требования и к труду обычных рабочих и служащих. Поэтому качества работников оказались не менее, а часто более важным фактором, чем производительность используемых ими орудий труда.
Первоначально в рамках данного научного направления основное внимание обращалось на разные виды образования как инвестиций в человеческий капитал. Однако такой узкий подход стал уже в 1970–1980-е гг. активно оспариваться.
С одной стороны, обществоведы подчёркивали, что на производительность отдельного работника влияют не только его личные качества, но и особенности его социальных сетей (развитием этого подхода стали теории социального капитала). С другой стороны, среди тех личных особенностей работника, которые сильно влияют на его индивидуальную производительность, важную роль играют некогнитивные качества (стрессоустойчивость, способность к самообразованию, честность, коммуникабельность и т. д.), прямо не связанные с уровнем знаний. Наконец, исходный взгляд на человека как на производственный ресурс вступает в конфликт с общегуманитарными представлениями о самоценности человеческой личности, которая стремится к саморазвитию и к свободному распоряжению своими способностями, не сводящемуся к их капитализации (превращению в источник дохода).
В результате в современных общественных науках с конца 20 в. происходит постепенная трансформация исходного понятия «человеческий капитал» в более широкий теоретический концепт «человеческий потенциал» (Федотов. 2021). Большую роль при этом сыграли идеи индийского экономиста А. Сена, который в 1980-е гг. разработал новый подход к пониманию благополучия людей (capability approach – подход, основанный на возможностях). Этот подход предполагает приоритетное внимание к фактической способности вести ту жизнь, которую люди ценят и желают, а не только к наличию у них формальных прав на это (Sen. 1985). При этом человеческий капитал (ресурс, в который можно инвестировать и получать от этого отдачу) рассматривается только как один из элементов человеческого потенциала. Чем выше человеческий потенциал, тем лучше (благополучнее в широком смысле слова) жизнь человека, реализующего его, но не во все элементы потенциала (например, в честность) можно осуществлять инвестиции, а их полезность может быть не связана с приращением дохода. Превращение элементов человеческого потенциала в человеческий капитал может тормозиться объективными условиями (например, если выпускник вуза не может найти работу по специальности) или субъективной волей самого человека (особые знания и навыки могут находить выражение не в профессиональной деятельности, а в личных увлечениях, хобби).
За рубежом дискурсивный сдвиг от человеческого капитала к человеческому потенциалу находит отражение, в частности, в дополнении традиционных макроэкономических индикаторов (национальный доход, валовой национальный продукт и др. ) новыми показателями – индексом человеческого развития (Human Development Index, первоначально называемый индексом развития человеческого потенциала) и близкими к нему. Это обосновывают необходимостью сместить трактовку целей социально-экономического развития «с достижения материального изобилия к повышению благополучия людей, с максимизации дохода к повышению человеческого потенциала, с оптимизации роста к расширению свобод» (Доклад о человеческом развитии … 2017. С. 2). При этом термин «человеческий потенциал» используется в англоязычной литературе в основном психологами (как обозначение способности людей улучшать себя), в то время как экономисты и социологи для обозначения комплекса характеристик индивида, значимых для него как работника и как личности, используют в основном термин «человеческое развитие» (human development).
Концепт «человеческий потенциал» в российском обществоведении
Расширительная трактовка человеческого капитала как человеческого потенциала активно используется российскими обществоведами с 2000-х гг. В частности, И. В. Соболева (Соболева. 2007) прямо указывает, что узкая концепция человеческого капитала (как фактически «образовательного капитала») игнорирует потребности человека-работника в развитии определённых характеристик жизни (например, содержательной осмысленности труда), прямая капитализация которых невозможна. Кроме того, отмечается наличие в постсоветской России институциональных барьеров, которые препятствуют конвертации человеческого потенциала (потенциального ресурса) в различные виды капиталов (реальный ресурс, приносящий дополнительный доход).
Сдвиг от базового концепта человеческого капитала до более широкого человеческого потенциала происходит во многих работах российских экономистов, даже если они специально не оговаривают различие этих понятий. Так, в работах Н. М. Римашевской при анализе «человеческих» элементов национального богатства России кроме профессионально-образовательных способностей людей предлагалось учитывать их здоровье и культурно-нравственные ценности (Римашевская. 2001). Н. М. Плискевич, рассматривая состояние человеческих ресурсов россиян, обращает большое внимание также на их ценностные ориентации (Плискевич. 2022).
Среди российских социологов наиболее активно и артикулированно данное понятие используется прежде всего представителями школы Н. Е. Тихоновой (Аникин. 2017; Тихонова. 2020). В качестве иллюстрации необходимости расширения понятия «человеческий капитал» до концепта «человеческий потенциал» российские социологи приводят объяснение отставания российских работников от работников наиболее развитых стран (Латова. 2018). Данные показывают, что если сопоставлять Россию с развитыми зарубежными странами по уровню базового образования рабочих, то российские работники находятся на относительно хорошем уровне. В то же время среди российских работников почти совсем не практикуется повышение квалификации (дополнительное образование), что не отвечает требованиям современного производства, где старые профессиональные знания быстро амортизируются. Для объяснения, почему у российских работников нет стремления к «образованию в течение всей жизни», исследователи указывают не только на относительно низкую доходность человеческого капитала в современной России, но и на недостатки человеческого потенциала работников: в российской трудовой культуре регулярное повышение квалификации не является общепризнанной ценностью. Установка на «образование в течение всей жизни» во многом зависит от наличия у работников стремления к успеху, способности долгосрочно планировать свою жизнь, развитому локусу контроля и т. д., что противоречит культурной специфике россиян в целом и российских рабочих в особенности.
Понимание различий между человеческим капиталом и человеческим потенциалом имеет большое практическое значение с точки зрения оптимизации инвестиций в человека для успешного национального социально-экономического развития. Специалисты отмечают, в частности, что в постсоветской России в школах и вузах будущим работникам дают хороший запас знаний, но обращают мало внимания на формирование у них способности к самообразованию, креативных способностей, навыков коллективного взаимодействия и других «мягких навыков» (soft skills), которые прямо не связаны с профессиональными знаниями, но сильно влияют на успешность человека-работника и трудовых коллективов. Если «узкая» трактовка человеческого капитала указывает на полезность обучения работников только знаниям и навыкам, непосредственно востребованным на производстве, то концепт человеческого потенциала обосновывает необходимость более всестороннего развития личности работника, которое поможет ему находить смысл работы и жизни в целом. Поэтому изменение понимания нематериальных экономических ресурсов, связанное со сдвигом дискурсов от человеческого капитала к человеческому потенциалу, является насущной объективной задачей реформирования не только отечественной системы образования, но и российского общества в целом.
Латов Юрий Валерьевич, Латова Наталия Валерьевна Дата публикации: 3 июля 2023 г. в 15:39 (GMT+3)эффекты и отдача от образования» – Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
«Парадокс производительности», связанный со снижением отдачи от формальных показателей охватов образованием, а также практическая дискуссия, ведущаяся в поле различных наук вокруг «новых требований» к человеку, новых способов ответа на эти требования и новых аспектов отдачи от него, в том числе, в рамках человеческого капитала, вызывает необходимость комплексного междисциплинарного исследования, которое интегрирует наработки из социологии, экономики, психологии, менеджмента и других наук для разработки комплексной модели содержания, каналов формирования и эффектов человеческого капитала.
Научный проект «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» фокусируется на анализе вопросов, связанных с так называемым «предпринимательским элементом» человеческого капитала. Его роль предположительно возрастает в условиях пост-пандемийного мира и наблюдаемой динамики развития социальных структур и институтов в основных сферах общественной жизни, включая сферу труда.
Цель проекта:
разработка комплексной мульти-дисциплинарной теоретической модели содержания, каналов формирования и эффектов человеческого потенциала на основе изучения динамики изменений структурных и институциональных условий в различных областях общественной жизни и связанных с ними новых требований к человеческому потенциалу на индивидуальном и коллективном уровне, а также к институтам развития человека и образования в части формирования соответствующих характеристик; изучение роли отдельных институциональных факторов, влияющих на возможности образования по формированию человеческого потенциала, разработка модели оценки эффективности вузов в новых условиях, в том числе, с точки зрения вклада в формирование человеческого потенциала и других эффектов
Задачи проекта:
- Разработка комплексной мульти-дисциплинарной теоретической модели содержания, каналов формирования и эффектов человеческого потенциала
- Разработка концептуальной модели, описывающей и объясняющей роль образования в развитии предпринимательства и институциональных трансформациях (в том числе, через инициативное развитие человеческого капитала/потенциала)
- Определение факторов среды и характеристик учащихся, которые в наибольшей степени связаны с успешной предпринимательской траекторией
- Разработка концептуальной модели для анализа факторов, обуславливающих дифференциацию образовательных и профессиональных траекторий, социальную мобильность, включая анализ долгосрочных эффектов профессиональной траектории выпускников вузов
Ключевые результаты
2020 г.
Проведена разработка базовой концептуальной модели эффектов человеческого капитала с учетом структурных и институциональных факторов.
Разработана базовая концептуальная модель вклада образования в развитие предпринимательства и институциональные трансформации, осуществлено моделирование эффектов «предпринимательского элемента» человеческого капитала.
2021 г.
На основе изучения, критического анализа и обобщения передовых отечественных и зарубежных поли- и междисциплинарных разработок в областях, релевантных для проблематики человеческого потенциала, созданы основные теоретические модели и методологические инструменты, позволяющие проводить комплексные исследования в области содержания, каналов формирования и эффектов человеческого потенциала (в том числе с фокусом на характеристиках, связанных с «агентностью» и «предпринимательским элементом» человеческого капитала/потенциала)
2022 г.
Проведено исследование 36 образовательных инициатив, связанных с обучением работе на фондовом рынке. Результаты показывают, что в России сформировалось 2 типа образовательных инициатив. Первый тип — формальные и не ориентированные на глубокое погружение в тему программы от институциональных брокеров, второй тип – образовательные инициативы, которые находятся в «серой» зоне, зачастую не имеющие образовательной лицензии и охватывающие сравнительно небольшие аудитории, однако демонстрирующие высокую эффективность в части поддержки “агентности” населения в области предпринимательства, а также в широком круге неэкономических вопросов
Образовательные программы
Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»
Образовательная траектория «Дизайн образовательных продуктов» на магистерской программе «Педагогическое образование»
Майнор «Исследователь в EdTech»
Учебный курс «Управление человеческим потенциалом» специализации «Социальная политика» на магистерской программе «Государственное и муниципальное управление»
Серия совместных образовательных мастер-классов НИУ ВШЭ и РАНХиГС «Социальное и гуманитарное измерение человеческого потенциала»
Публикации
- Сорокин П. С., Попова Т.А. Классические и современные подходы к исследованию солидарности: проблемы и перспективы в условиях деструктурации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3. С. 457-468.
- Сорокин П.С., Повалко А.Б, Вятская (Матюненко) Ю.А. Повалко А.Б. Открытые инициативы по обучению предпринимательству: характеристика российского поля // Foresight and STI Governance vol. 15, no 3, pp. 35-51.
- Сорокин П.С., Фрумин И.Д. ‘Utility’ of education and the role of transformative agency: Policy challenges and agendas // Policy Futures in Education (https://doi.org/10.1177/14782103211032080)
- Сорокин П.С. Современная социологическая теория: вызовы и возможности для российской социологии // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 12-23.
- Сорокин П. С., Попова Т. А. Качество человеческого капитала – ответ на вызовы социальной политики в условиях деструктурации // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 157-168.
- Сорокин П. С., Вятская Ю. А. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 1. С. 11-52.
- Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / Авт. коллектив: П. С. Сорокин, А. Б. Повалко, С. Е. Черненко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 48 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 9 (39))
- Региональная дифференциация доступности высшего образования в России / С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 68 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 13 (43))
- Доклад «Оценка универсальных компетенций как результатов высшего образования». Авторский коллектив: С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова, Ю. Н. Корешникова, А.
- Доклад «Как и зачем измерять профессиональные навыки?». Авторский коллектив: П. С. Сорокин, В. А. Мальцева, П. В. Гасс. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021.
- Доклад «Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности». Авторский коллектив: П.С. Сорокин, И.Д. Фрумин, Е.А. Терентьев, Ю.Н. Корешникова. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2022
- Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России // Социологический журнал. 2022. Т. 28. № 3. С. 8-37
Инструменты
Инструментарий для исследования проявления «агентности» среди учащихся
Конференции
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 13-30 апреля 2021 г. ):
— Cпециальный круглый стол «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» (19.04.2021)
— Cпециальные сессии «Обучение предпринимательству: институциональный ландшафт и педагогические подходы» и «Агентность, автономия, резильентность: взгляд через призму образования» в рамках Секции W (симпозиума) «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»
Семинар «Концепции предпринимательства: сопоставление и выводы для образования» (Москва, Россия, 2 июня 2021 г.)
Совместный семинар НИУ ВШЭ и Всемирного Банка «Отдача от образования в России на фоне международных сопоставлений: высокая или низкая?» из серии мероприятий в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки» (Москва, Россия, 14 октября 2021 г.)
Круглый стол «Региональная аналитика и политика высшего образования» из серии мероприятий в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки» (Москва, Россия, 14 октября 2021 г. )
Круглый стол «Поддержка технологического предпринимательства в вузах: институциональные условия и индивидуальные траектории» (в рамках XII Международной российской конференции исследователей высшего образования (конференция ИВО):
— Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты) из серии мероприятий в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки» (Москва, Россия, 14 октября 2021 г.)
Семинар Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования (03/03/2022, 24/03/2022, 31/03/2022, 07/04/2022)
XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 5-22 апреля 2022 г.):
— Специальная сессия «Развитие инновационного и предпринимательского человеческого потенциала: что могут сделать университеты» (08/04/2022):
Сорокин П.С. «Формирование предпринимательского человеческого потенциала как задача вузов: проблемы и фронтиры», Морозова Е. В. «Роль наставничества в обучении технологическому предпринимательству»
— Специальный круглый стол «Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности» с представление одноименного доклада (19/04/2022)
Человеческий потенциал | Способности | Средний
3 минуты чтения·
31 маяПотенциал, как мы, люди, понимаем, это то, что является мощностью наших способностей. Точнее, приблизительная мера способностей. Говоря о человеческом потенциале, всегда есть место для гибкости в расширении спектра наших способностей.
Видите ли, у каждой формы жизни есть определенный потенциал или способность жить в соответствующей среде. Для каждой формы жизни каждый тип или вид обладает определенными способностями в соответствии с эволюцией, и для нас, поскольку мы знаем, что человек является социальным животным, обладающим высшей формой эволюции, и играет важную роль в вращении своего потенциала как в умственном, так и в физическом плане способностей. , способности и характер. Нам даны некоторые уникальные способности в долгосрочной перспективе эволюционного процесса.
Но в человеческих способностях есть особенность: мы можем расширять свои возможности в соответствии с нашими потребностями. То есть мы можем адаптироваться гораздо большим количеством способов, чем любое другое существо или вид на планете. Это особый дар, который нам, людям, дала мать-природа, который делает нас более доминирующим видом на планете, таким образом, давая нам больше свободы выбора. Мол, от каменного века до современного мира наш мыслительный процесс резко изменился. Теория эволюции по-прежнему является основной тактикой для людей, чтобы измерить, насколько человек является более совершенной формой жизни по сравнению с другими существами.
Когда мы говорим о потенциале, мы говорим о том, в какие области наши способности могут быть приспособлены и, возможно, расширены, и как наши способности могут быть использованы для выполнения конкретной задачи.
Это похоже на ветер, кружащийся в бескрайнем небе и исследующий масштаб удара.
Приведенное выше утверждение, взятое в качестве аналогии, по моему мнению, идеально соответствует определению человеческого потенциала, верно? Что вы думаете?
При этом человеческий потенциал может быть выражен как объединение различных типов человеческих способностей, таких как инстинктов выживания являются общими для всех живых существ на земле как часть эволюционного процесса и необходимы для нашего выживания, второй — это наследственные способности , обычно унаследованные от наших родителей, третий — способности (которые обрабатывались) из собранных воспоминаний вокруг себя, начиная с детства и до настоящего времени. Наряду со всем этим, влияние семьи и общества также оказывает большое влияние на способности человека.
Теперь, как мы увидели разные взгляды и темы для определения человеческого потенциала. Но когда мы углубляемся в истоки человеческого потенциала, возникает вопрос, есть ли что-то, что не имеет границ, помимо наших нынешних мерок человеческих способностей и понимания. В поисках ответов на этот вопрос откроются невообразимые двери, но самое близкое, что мы можем сделать, чтобы найти их, — пройти сквозь время. В определенном возрасте это время, которое осознает, понимаем ли мы свой потенциал, потенциал товарищей и потенциал нашего общества, в котором мы живем. Например, человеческий потенциал понимания черных дыр был невообразимым, но время все меняет, и сегодня у нас есть хоть что-то о черных дырах. Мы, люди, движемся вперед в поисках все более и более лучшей оптики для выживания и превращаем наследственность в живое существо посредством наследия.
В конце концов, время проложит путь, который приведет нас к невообразимому человеческому потенциалу без ограничений и барьеров.
Размышления о человеческом потенциале и устойчивости: ответ Питера Глюкмана
Я сосредоточу свои краткие комментарии на нескольких аспектах ценного вклада Исмаила, отметив, что у меня уже была возможность прокомментировать более ранний черновик.
Я провел большую часть своей карьеры в области медицинских наук о развитии, уделяя особое внимание индивидуальному здоровью и благополучию. Но совсем недавно моя работа находилась на стыке доказательств и государственной политики, уделяя особое внимание вопросам общественного благополучия. Когда человеческое развитие рассматривается через призму этого опыта, возникает несколько иной взгляд на то, что может представлять собой развитие, ориентированное на человека. Я подчеркну эту точку зрения, но, конечно, целостный подход должен учитывать одновременно несколько мнений. Я знаю, что Исмаил написал свою статью как провокацию, и в равной степени моя короткая статья предназначена не для обсуждения, а скорее для дополнения и дополнения к нашему общему пониманию.Добавление слова «по центру» имеет решающее значение для поддержки этого возвышения. Он подчеркивает сдвиг в отправной точке концептуализации, помещая человека и его человеческую сеть в центр внимания, а не проецируя их как капитал, в который нужно инвестировать. Действительно, недавние уроки от сведения экономической теории к практике показывают, насколько глупо сводить экономическую теорию к практике. все к концептуальной рациональности, когда реальность такова, что многие аспекты, которые делают нас как вид прямоходящих обезьян такими, какие мы есть, с эмоциями, убеждениями, культурой и ценностями, имеют решающее значение для понимания развития, ориентированного на человека. Действительно, обсуждение человеческого капитала (термин, с которым мне очень некомфортно) без более широкого понимания значений, присущих этим двум словам, ограничивает.
Проблема с фреймом «человеческий капитал»
Вся концепция взаимозаменяемости между четырьмя столицами вызывает у меня крайнее беспокойство, даже если утверждается, что она используется только как эвристика. Во-первых, относительная стоимость каждого «капитала» (если их вообще можно оценить) не является постоянной, поскольку контексты, в которых они могут оцениваться, меняются и развиваются. Кроме того, это подразумевает явно ошибочное предположение о том, что людей ценят исключительно за их экономическую продуктивность и что их ценность может быть определена в первую очередь на основе оценки инвестиций в их здоровье, образование и питание. Многочисленные ожесточенные дебаты, которые ведутся в различных политических и актуарных кругах относительно того, как человек оценивает человеческую жизнь, показывают, насколько ограниченной является эта концепция на практике. Аргумент в пользу инвестирования в образование основан не только на эконометрическом анализе. Внутренние культурные и моральные ценности и императивы образования редко учитываются в теоретических моделях, которые любят классические экономисты.
В отличие от этого, у правительств есть реалии, для которых нынешний кризис COVID-19 является убедительной иллюстрацией. Они должны принимать решения, связанные с экономическими, политическими и социальными издержками закрытия, с одной стороны, и реалиями многих реальных человеческих трагедий, которые создала и может создать пандемия, с другой. Срочные решения должны приниматься с очень несовершенными знаниями, чтобы их информировать.
То, что некоторые могли бы назвать человеческим капиталом, фактически является функцией инвестиций и развития того, что я бы перефразировал как более осмысленную концепцию, потенциал каждого человека. Кроме того, сосредоточив внимание на развитии, ориентированном на человека, и на оптимизации человеческого потенциала, мы вынуждены действовать более оперативно, в то время как повестка дня в области устойчивого развития слишком часто воспринимается в более долгосрочной перспективе.
«устойчивое развитие как возможность, таким образом, означает предоставление будущим поколениям такого же, если не большего общего капитала на душу населения, чем мы сами»
Конечно, мы хотим, чтобы каждое поколение было лучше, чем предыдущее, но акцент на человеческом потенциале, а не на людях как на капитале, позволяет больше сосредоточиться на нынешнем поколении, что является критическим и неотложным. И, как учат нас как естественные, так и социальные науки, человеческий фактор в любом поколении оказывает большое влияние через биологические, социальные и экологические процессы на развитие следующего. Действительно, существует значительный объем междисциплинарных исследований, посвященных изучению влияния поколений на человеческий потенциал, независимо от того, являются ли они причинами развития физического и психического здоровья и болезней 2 к межпоколенческим моделям бедности и социальной дисфункции.
Переформулировка вопроса: «Как мы можем продвигать человеческий потенциал?» вместо «Как мы можем измерить человеческий капитал?»
Важно иметь общепринятое определение человеческого потенциала. Термин может быть присвоен отдельной дисциплине (например, медицине или образованию). Но я бы определил его как целостный термин, отражающий способность каждого человека расти с минимальными недостатками из-за развития, окружающей среды и структурных 3 такие факторы, как то, что во взрослом возрасте они полностью реализуют свой потенциал как члены общества.
Конечно, «наиболее полный потенциал» всегда будет несколько спорным термином, но его можно рассматривать как интеграцию понятий, заключенных в традиционных формулировках человеческого капитала, с понятиями, заключенными в понятиях благополучия. Но вопрос в том, как мы создаем условия, в которых люди могут полностью раскрыть свой потенциал?
Ответ на этот вопрос можно дать хотя бы частично, если определить оптимальный человеческий потенциал как состояние, которое может быть достигнуто путем обеспечения того, чтобы индивидуум переходил с одной стадии развития на другую без неблагоприятных переживаний на предыдущих стадиях, имеющих пагубные последствия. на последующих этапах жизни. Стадии развития, на которых полезно думать о промежутке между поколениями, включая беременность 4 , неонатальный и младенческий возраст, детство, период полового созревания и подростковый возраст, ранняя взрослость и родительство (18–35 лет), средний возраст (35–55 лет), поздняя взрослость и пожилой возраст.
Оценка оптимального человеческого потенциала должна учитывать множество компонентов, среди которых:
- Здоровье: максимальная продолжительность здоровой жизни.
- Психическое здоровье, эмоциональные и поведенческие элементы: такие, что человек может иметь стабильные и ценные отношения, евсоциальное поведение и быть в состоянии осмысленно участвовать в жизни общества.
- Образовательная возможность, которая помогает людям полностью раскрыть свои способности.
- Значимые межличностные отношения в социальном контексте, поддерживающие автономию и свободу действий и обеспечивающие полный спектр прав человека.
В то время как этот анализ сосредоточен на факторах, влияющих на этапы развития отдельных людей, на сам процесс развития влияют более широкие структурные факторы на макро-, мезо- и микроуровне. Таким образом, парадигма развития, ориентированная на человека, должна учитывать каждый уровень. На макроуровне ключевыми являются экономические и политические факторы, и Серагельдин обратился к ним. В свою очередь, на мезоуровне такие вопросы, как жилье, санитария, занятость, защита семьи и свобода от насилия в семье, конфликтов и крайней нищеты, имеют решающее значение и, в свою очередь, на микроуровне индивидуума его развитие, образование, здоровье , отношения и возможности имеют решающее значение.
Я бы сказал, что если смотреть через призму отдельного человека, становится ясно, что подход, основанный на развитии на протяжении всей жизни, является единственным реалистичным способом оценки человеческого потенциала во временном интервале, на который практически могут повлиять политика и инвестиции.
Я бы сделал вывод, что развитие, ориентированное на человека, требует его оценки в обоих смыслах слова «развитие». Во-первых, подход на протяжении всей жизни, который позволяет оценить те факторы, которые положительно или отрицательно влияют на человеческий потенциал и которые приводят к потенциальным социальным издержкам, если они ниже оптимальных. Они могут отражаться в недостаточной успеваемости, безработице и низких заработках, хрупких отношениях, взаимодействии с системой правосудия. , плохое физическое здоровье, алкогольная и другие зависимости, укороченная продуктивная и здоровая продолжительность жизни и т. д. Heckmann5 среди прочих много писал по этим вопросам. Во-вторых, как обсуждает Исмаил, более традиционное определение человеческого развития, используемое политиками, в основном фокусируется на более широких контекстуальных измерениях, в которых живет человек. Ясно, что эти две точки зрения взаимодействуют, и поэтому мы должны сосредоточиться на обеих, а не на том, чтобы в политике развития основное внимание уделялось одной из них.
Многомерный и полностью взаимозависимый характер человеческого потенциала (и, следовательно, ориентированного на человека развития) означает, что его измерение является сложным. Обычный подход заключался в использовании единичных мер одного измерения в один момент времени; например занятость, количество выпускников средних школ, уровень преступности среди молодежи, бремя социального обеспечения и т. д. Это имеет ограниченное значение из-за взаимодействия, а в некоторых случаях и взаимозависимости ключевых переменных, таких как психическое здоровье и насилие в семье. Они часто плохо измеряются или вообще не учитываются. Некоторые интегрированные индексы были разработаны для международных сравнений. Индекс лучшей жизни ОЭСР 6 и индекс человеческого развития 7 . Но они недостаточно детализированы, чтобы отслеживать политические программы, и почти всегда ориентированы на взрослых и, как правило, развиваются из экономической структуры. Таким образом, они упускают ключевой момент: если мы хотим вмешиваться и активно влиять на ориентированное на человека развитие, нам нужны индексы для каждой пластиковой жизни. стадия – рождение, поступление в школу, поступление в среднюю школу, окончание средней школы и статус в 25 лет. Только в этом случае может быть обеспечен адекватный мониторинг программных вмешательств и в течение определенного с точки зрения политики временного интервала. Здесь необходимо новое мышление и переосмысление.
Серагельдин довольно подробно обсуждает понятие «социальный капитал». Опять же, экономическая метафора имеет ограничения, которые я не буду подробно исследовать, поскольку Серагельдин включил критику этой концепции. Многие из вопросов, которые я поднял выше, имеют параллели в использовании такой терминологии. Опять же, ясно, что мы должны сосредоточиться на личности, семье и социальной сети в их текущем и развивающемся контексте.
Устойчивость
Позже в своей статье Серагельдин кратко упоминает о стойкости. Устойчивость — это слово, которое может иметь несколько интерпретаций. Функциональное определение может быть « Устойчивость относится к способности общества или индивидуума адаптироваться или трансформироваться в положительную сторону в ответ на значительные изменения или угрозы его благополучию, возникающие либо внутри, либо извне и которые можно или нельзя предвидеть»8
Важно признать, что эта концепция важна как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Каждое общество и каждый человек сталкиваются как с эндогенными, так и с экзогенными воздействиями, которые могут повлиять на их устойчивость. Быстрые и кумулятивные изменения в настоящее время являются нормой, влияющей на демографическое, экономическое, экологическое, культурное, социальное и индивидуальное благополучие. Технологии прямо или косвенно стимулируют большую часть этих изменений, но, как мы видели, значительное влияние оказывают также пандемии и стихийные бедствия.
Не все люди одинаково реагируют на стрессор. Растет объем данных, связывающих индивидуальную психологическую устойчивость с путем индивидуального развития. Строительные блоки индивидуальной устойчивости закладываются в раннем детстве и строятся в детстве и подростковом возрасте. Проблемы психического здоровья растут во всем мире быстрыми темпами, и нам необходимо уделять больше внимания пониманию, измерению и вмешательству, чтобы обеспечить повышение психологической устойчивости. Ясно, что многие внешние воздействия, такие как бедность, конфликты, угнетение и насилие в семье, сочетаются и взаимодействуют с внутренними способностями, и последствия будут варьироваться в зависимости от устойчивости человека и его сети поддержки, и эта сеть поддержки частично определяется как их ближайшими, так и более важными факторами. дистальные социальные контексты. Задача развития, ориентированного на человека, состоит в том, чтобы найти соответствующие контексту стратегии для повышения индивидуальной устойчивости, поскольку противостояние изменениям неизбежно.
Многие факторы влияют на устойчивость общества, и, как красноречиво отмечает Серагельдин в своей вводной строфе, люди — социальные животные, и социальная структура, в которой живет каждый из нас, имеет решающее значение для нашего благополучия. Но характер этой социальной группы резко изменился за последние десятилетия – она большая, более разнообразная, в целом несколько раздробленная, очень разная по структуре и для многих частично виртуальная. Исследовательский центр, которым я руковожу, Koi Tū – Центр информированного будущего9, и Международная сеть государственных научных консультаций (INGSA), 10 , которую я возглавляю, совместно возглавляют глобальный проект по изучению многих факторов, которые взаимодействуют, чтобы способствовать или препятствовать устойчивости общества 11 . Доверие друг к другу и нашим институтам имеет центральное значение. Устойчивость и социальная сплоченность — это концепции, которые тесно зависят от доверия к управлению и другим членам общества, свободы от насилия и угнетения, большей социальной справедливости и менее выраженного неравенства и восприятия справедливости. Другие факторы указывают на проблемы онлайн-мира, его влияние на дезинформацию, поляризацию, упадок гражданского дискурса и т. д. И в то же время технологии, как указывает Серагельдин, являются ключом к нашему будущему.
Заключительный комментарий
Эта записка написана посреди беспрецедентной экзистенциальной угрозы для всех обществ. Тот, в котором стало ясно, что доказательства и принятие решений должны быть более эффективно связаны как внутри, так и между юрисдикциями. Доверие к правительству будет подвергнуто серьезному испытанию в ходе этого кризиса, и устойчивость общества может быть усилена в одних местах и снижена в других в зависимости от того, как пандемия будет развиваться в каждой стране. Хорошо ли используются наука и доказательства или их игнорируют? Ответ на этот вопрос сильно повлияет на устойчивость общества. Но кризис COVID также выдвигает на первый план многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся и которые находятся в центре внимания этого эссе. Устойчивость, устойчивость и ориентированное на человека развитие взаимосвязаны. В ходе перезагрузки, которая станет частью выхода из этого кризиса, как глобальные, так и национальные институты должны воспользоваться возможностью поразмышлять.
Развитие, ориентированное на человека, если рассматривать его с точки зрения человеческого потенциала, индивидуальной устойчивости и благополучия, будет проверено другими экзистенциальными угрозами – изменением климата, устойчивостью, ухудшением состояния окружающей среды, бедностью и конфликтами. Расширение прав и возможностей и сосредоточение внимания на том, что действительно влияет на человека и его ближайшее и отдаленное окружение на протяжении всей его жизни, будут ключом к социальной и индивидуальной устойчивости, в которой мы все будем нуждаться. Экономическая линза остается критически важной, но интегрированный подход, который действительно ставит человека в центр парадигмы, необходим, если мы все хотим перейти к лучшим местам.
- Автор выражает благодарность Кристианн Аллен из Koi Tū, Центра информированного будущего, за ее критику ранних набросков.
- Эта область обычно обозначается в биомедицинском сообществе как «Происхождение развития здоровья и болезней» (DOHAD) и является очень динамичной областью исследований.
- Факторы окружающей среды включают семейный контекст, питание, стресс, инфекцию, насилие и т. д. К структурным факторам относятся расизм, сексизм, эйджизм, ксенофобия, гомофобия и т. п., которые могут быть имплицитно встроены в законы и институты и могут остановить личности, реализующие свой потенциал. Пример: девочкам не разрешают посещать школу.
- В области DOHAD фаза преконцепции, как правило, включается, так как появляются новые исследования, предполагающие, что качество гамет, которые сливаются с образованием эмбриона, могут зависеть от родительских факторов через эпигенетические механизмы.