Когда человек становится личностью: в каком возрасте?
Личность формируется под действием среды, в процессе воспитания и прохождения различных жизненных ситуаций. Когда человек становится личностью?
Формирование полноценной личности продолжается и изменяется на протяжении всей жизни. Разнообразие жизненного опыта слишком велико и варианты слишком индивидуальны и многообразны.
Поэтому, и возраст, в котором сформируется целостная личность – индивидуален. Но, тем не менее, психологи и ученые выделили основные, обобщенные, возрастные рамки, которые отражают основные этапы формирования личности. Давайте их рассмотрим.
Новорождённые (от рождения до года)
В этом возрасте ребенок учится всем физическим навыкам, необходимым человеку для нормального функционирования и жизни (сидеть, стоять, передвигаться и т. п.).
Младенцы(1-3 года)
Самый бурный период развития, дети в этом возрасте:
- впитывают все, как «губка»;
- наблюдают за взрослыми;
- повторяют их повадки и т. д.
Один из самых важных этапов, поскольку закладывает фундамент, и во многом определяет, каким будет индивид в дальнейшем. Родителям важно проявлять заботу и понимание, демонстрировать терпение и ответственность. Ребенок становится более «понимающим», но большую часть времени, все же продолжает руководствоваться основными инстинктами.
Детство, первый этап (3-6 лет)
В этот период основную роль играет детский садик, а именно воспитатель, который должен показать детям прелесть игр и коммуникации со сверстниками. Ребенок наблюдает за первой «демоверсией» социума, учиться воспринимать себя и окружающих.
Детство, второй этап (6-12 лет)
Ребенок идет в школу. Получает опыт исполнения обязанностей, вступает в новый социум. Важно научить ребенка ответственности, но также позволять заниматься тем, что его интересует.
Подростковый возраст (12-16 лет)
Подросток сталкивается с чувством одиночества и непонимания со стороны взрослых. Один из самых трудных периодов.
Здесь важно, чтобы у него были друзья, которым можно рассказать то, о чем нельзя поговорить с взрослыми. Также, дети в этом возрасте начинают более или менее определяться с тем, чем хотят заниматься в жизни.В этот период важно поддерживать инициативность и позволять подростку раскрываться, если его интересует какое-то (допустимое) занятие (творчество, техника и т.д.).
Юность (16-23 года)
Индивид выбирает профессию, учиться, начинает окончательно определяться со своим местом в социуме. Основная задача:
- выбор и освоение любимого дела;
- поиск работы;
- зарабатывание денег;
- обучение самостоятельности;
- отделение от родителей (полезным бывает переезд в другую страну/город на учебу/работу и т. д.).
Важно закрыть эти аспекты жизни, чтобы в следующих этапах человек мог заняться решением других. Постепенно заканчивается формирование тела, и одновременно происходит совершенствование уже в направлении когнитивных способностей.
Молодость (23-30 лет)
Самый лучший период для поиска любимого человека, создания семьи и рождения детей. Если не произошел этап отделения от родителей, то это может быть последняя возможность.
Либо человек находит вторую половинку и начинает жить уже с ней, либо начинает зарабатывать достаточно, чтобы жить отдельно. Это важный аспект, поскольку чувство самостоятельности и ответственности в этом возрасте, благоприятно повлияет на формирование самооценки и личности в целом.
Зрелый возраст (от 30-35 до 60-70 лет)
Человек уже сформирован, в большинстве случаев у него есть работа, семья, хобби. Но, на начальных порах этого этапа часто наступает кризис и полное неудовлетворение своим занятием, работой, отношениями и т. д. Начинаются трудности, возможно, происходят изменения, но после все восстанавливается (улучшается) и продолжается развитие.
Индивид становится более чувственным, обычно продолжает совершенствоваться в своей профессии и, в общем, в жизни.
Выводы и советы
Как и говорилось с самого начала, в этом процессе, нет конца, поскольку нам постоянно приходиться сталкиваться с трудностями, изменениями взглядов и т.д. Процесс слишком индивидуален, но в большинстве случаев, основной «скелет» личности сформируется до возраста 23-25 лет. Помочь сформироваться, как личность помогут два основных аспекта:
- Принятие всех своих достоинств и недостатков, а также отодвигание в сторону мнения окружающих и перенаправление фокуса на свои собственные желания и потребности;
- Желание развиваться и пробовать новые для себя вещи. Избавление от страха познания чего-то нового для себя (даже если это «новое» немного дискомфортно).
Вот, пожалуй, и все, надеемся, что информация была для вас полезной. Пишите в комментариях, на каком этапе находитесь сейчас, и с какими проблемами столкнулись.
Какой возраст сотрудника лучше? Возраст и развитие личности //Психологическая газета
Отрывок из книги Н. Н. Обозова, Г.В. Щекина «Психология работы с людьми. Советы руководителю»:
Возраст и развитие личности
Можно ли ставить вопрос о преимуществах какого-либо возраста? Или же в жизни человека, как и у природы, «нет плохой погоды», и любое время года, то есть любой возраст, «надо благодарно принимать»? Так или иначе, но возраст человека — вполне определенная жизненная данность. Его нельзя изменить ни в каких измерениях — ни прибавить, ни, к еще большему сожалению, убавить. Но знать о тех возможностях, которые дают человеку разные «времена года» жизни, следует.
Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприятия социального и профессионального опыта у взрослого человека наблюдается в возрасте от 18 до 25 лет. Именно в эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием [7].
Знание возрастных особенностей расширяет возможности специального воздействия на интеллектуальную сферу обучающихся в различных учебных заведениях или работающих на производстве. Например, в 26-29 лет внимание опережает в своем развитии память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, трудовом коллективе. К 30-33 годам вновь наступает подъем в развитии всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40 годам [3]. Затем быстрота восприятия информации, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели снижаются. Такие же процессы наблюдаются и у 55-60-летних людей. Это связано с тем, что у лиц старше 55 лет происходит ослабление основных процессов высшей нервной деятельности — торможения и возбуждения [1].В целом, развитие интеллектуальных функций у взрослого человека характеризуется следующими данными:
18-25 лет — подъем уровня развития памяти, внимания и мышления; 26-29 лет — некоторый спад уровня памяти и мышления, подъем уровня внимания; 30-33 года — опять высокий уровень памяти, мышления и внимания; 34-40 лет — спад и затем незначительный подъем уровня развития памяти, мышления и внимания. Многие авторы полагают, что пик развития интеллектуальных функций наблюдается между 18 и 20 годами. Если принять за эталон способность к логическому мышлению 20-летнего человека, то в 30 лет она будет равна 96, в 40 — 87, в 50 — 80, в 60 лет — 75 процентам [1].
Свои возрастные особенности имеет и развитие чувствительности. Сенсорный оптимум приходится на 25-летний возраст, а период стабилизации чувствительности длится от 25 до 50 лет, после чего наступает ее постепенный спад. По мнению чешских психологов и педагогов, способность к обучению нарастает примерно до 25-летнего возраста, а затем снижается ежегодно на один процент [10].
«Учиться и не размышлять — напрасно терять время» (Конфуций).
Как убедительно показал известный психолог Б. Г. Ананьев, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутреннего, которым является одаренность личности, и внешнего — образования. Именно оно противостоит старению, замедляет его процессы. Поэтому подготовка, переподготовка и посто- янное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров является важным условием профессионального и интеллектуального развития человека.
Новейшие экспериментально-психологические исследования свидетельствуют о зависимости интеллектуальных функций от словесного и моторного (двигательного) обучения. Доказано, что моторное обучение, весьма успешное в ранние периоды зрелости, становится малоэффективным на более поздних этапах жизни. Уже в 30-35 лет отмечается постепенная стабилизация, а к 40-летнему возрасту — снижение уровня невербальных (неречевых) функций. Вместе с тем вербальные (речевые) функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет [1]. Представляет интерес также момент наступления наиболее высоких достижений человека в избранной профессиональной деятельности. Так, по некоторым данным, более ранние достижения (до 30-летнего возраста) отмечаются у химиков, затем (до 30-34 лет) — у математиков и физиков, инженеров в области электроники, более поздние (35-39 лет) отмечены у геологов, медиков и других специалистов.
Кульминационные моменты у представителей научной, в частности философской, и политической областей деятельности отмечаются, как правило, между 40 и 55 годами. В среднем период наивысших профессиональных достижений у специалистов наступает около 37-38 лет. При этом постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество являются основными факторами профессионального долголетия.Зависимость возрастных характеристик психики от основной социальной деятельности человека подтверждается результатами ряда исследований. Например, сравнение результатов работы руководителей и всего мужского населения Болгарии показало, что продуктивность руководителей более высокая, чем у сверстников, занятых другими видами деятельности. Интенсивность протекания психических процессов у них тоже заметно выше. Так, у 45-летних руководителей она значительнее, чем у 35-летних мужчин в целом. Опережают руководящие работники своих соотечественников соответствующего возраста и по быстроте реакции [4].
Большое значение имеют время и форма приобретения работником среднего и высшего образования. Продолжительность обучения влияет на закрепление человека за определенной профессией, рост его квалификации, а также способствует формированию активной жизненной позиции. Более продуктивно обучение с отрывом от производства. Однако практики, получающие образование заочно и связывающие теорию с конкретным делом, быстрее и энергичнее других осваиваются на командных высотах. Поэтому при отборе специалистов на руководящие должности при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать тем, кто окончил дневные средние специальные учебные заведения, а затем — вузы без отрыва от производства по той же специальности.
Определенную роль в становлении специалиста играет и его должностной путь, что также необходимо учитывать при изучении и подборе кадров управления. Как показывает практика, должностное движение специалистов в рамках линейной структуры производства (мастер — начальник участка — начальник цеха и т. д.) формирует более решительных и ответственных руководителей, а в рамках функциональной структуры (специалист — руководитель группы — начальник отдела и т. д.) — более осторожных, но знающих, высококвалифицированных.
Возраст и трудовой стаж
Существует определенная зависимость между стилем руководства и стажем работы руководителя. Выявлено, что при стаже до трех лет он стремится установить полное взаимопонимание с коллективом, от трех до семи — обладает склонностью к эксперименту, пытается найти конструктивные решения. После семи лет период поисков заканчивается, руководитель свободно владеет всем арсеналом методов управления [6]. Вместе с тем лица со стажем руководящей работы свыше 20 лет в силу возрастных особенностей решения принимают осторожно; у них отмечается тенденция к консерватизму. В этих условиях наиболее целесообразным следует считать сочетание опытного, с большим стажем руководителя и молодого первого заместителя.
Профессиональный опыт, безусловно, имеет огромное значение; он может быть широким (им обладают руководители, последовательно работающие в различных должностях) и повторяющимся (его имеют работники, длительное время занимающие одну и ту же руководящую должность). Более ценен, конечно, первый. Кроме того, если человек долго задерживается на одном посту, он зачастую теряет интерес к работе. Особенно это характерно для руководителей относительно молодого возраста, которые переросли уровень занимаемой должности. Вместе с тем, как показывают исследования, средняя продолжительность пребывания в должности начальника цеха в нашей стране составляет 7,5 года; при этом 20 процентов работников данной группы управления трудятся здесь свыше 10 лет, 14 процентов — свыше 15 лет [8]. Средний стаж начальников отделов на предприятии еще больше: он составляет 9,7 года. В то же время известно, что критическими периодами адаптации руководителей являются следующие: вхождение в курс дел — первый год работы, переход к стадии оптимальной продуктивности — 2,5-3 года, появление некоторых признаков снижения эффективности — через 6-7 лет [11]. Поэтому сроки работы в одной руководящей должности, как правило, не должны превышать 7 лет. При этом, естественно, необходимо учитывать и уровень управления. Например, мастера производственных участков наибольшей эффективности работы достигают в период от 1,5 до 4 лет стажа, а начальники цехов и отделов — от 2 до 5 лет. У руководителей ранга директора предприятия и выше полоса наиболее продуктивной деятельности может несколько превышать указанные пределы.
Говоря о самом эффективном периоде труда руководителей с точки зрения их возраста и стажа работы, следует также отметить, что наибольшего успеха достигают те из них, кто прошел должностные ступени в течение более короткого времени. Например, для директоров заводов количество предшествующих управленческих уровней составляет в среднем 8-10, а время достижения поста директора с начала трудовой деятельности на пред- приятии — 18-22 года. Следовательно, средняя продолжительность пребывания в предыдущих должностях у них составляет около 2,2 года, то есть они не выходили за сроки максимальной эффективности и достигали высшего уровня управления в расцвете физических и творческих способностей [8].
Учет возрастных особенностей управленцев и связанных с ними показателей образования, общего и профессионального стажа работы, в том числе и на одной должности, предполагает необходимость создания планов должностного продвижения для специалистов. При этом важно предусматривать поэтапность их служебного роста, поскольку скачкообразное (через две-три ступени) перемещение считается нецелесообразным. С учетом того, что не всегда есть возможность для передвижения по вертикали, начальников цехов, например, можно переставлять по горизонтали — в более сложные цеха — с обязательным увеличением заработной платы. В этих же целях следует шире использовать процедуру присвоения классов и категорий руководящим работникам и специалистам производства.
- Приведенные результаты различных исследований показывают, что расцвет творческой деятельности человека наступает примерно в 35-40 лет. Для практики кадровой работы это означает, что подбор и расстановку управленцев на производстве следует осуществлять таким образом, чтобы пост руководителя цехового уровня мог занять специалист не старше 30 лет. Опыт, однако, свидетельствует, что средний возраст кандидатов, включаемых в резерв для выдвижения, обычно превышает 30-летний рубеж и имеет тенденцию к повышению. Такое положение сужает перспективы подготовки руководителей более высокого ранга и отрицательно отражается на уровне инициативности и самостоятельности молодых специалистов.
- Учет преобладания в различные периоды жизни человека вербальных и невербальных функций позволяет правильно организовать учебный процесс в группах подготовки и повышения квалификации кадров на производстве. Если они объединяют слушателей в возрасте до 35 лет, процесс обучения должен включать преимущественно практические (моторные) методы обучения, для более старших предпочтительнее вербальные средства изложения материала.
- Необходимо обеспечить оптимальное сочетание опытных работников с молодыми — расставлять кадры таким образом, чтобы у пожилых и опытных руководителей были молодые заместители, готовые по истечении определенного срока и после соответствующей подготовки заменить их. Правильный выбор заместителя руководителя любого ранга имеет большое значение для создания действенного резерва. На практике же нередко бывает так, что руководитель назначает своими заместителями людей неперспективных с точки зрения должностного продвижения (например, по возрасту или состоянию здоровья), в результате чего искусственно создает себе репутацию незаменимого работника [6].
- Руководители и специалисты, особенно молодые, должны быть знакомы с перспективой их квалификационного и должностного роста. С молодыми специалистами после прохождения ими годичной стажировки рекомендуется заключать договоры, в соответствии с которыми специалист обязуется своевременно проходить подготовку для последующего занятия определенных должностей, а администрация — предоставлять их в определенные сроки.
- Рекомендуется учитывать, что наибольшего успеха достигают те руководители, которые прошли предыдущие управленческие уровни за короткий срок. Однако у них нередко наступает и глубокий спад, особенно когда стремление достичь следующего уровня не реализуется. И наоборот: те, которые долго шли, например, к должности начальника цеха и достигли ее уже в зрелом возрасте, вначале работают менее эффективно по сравнению с первыми, но зато и последующий спад у них почти всегда менее глубок [8]. Поэтому для правильной расстановки руководящих кадров одинаково важно как не «передержать» человека на одной должности, так и не «срывать» его раньше времени.
- Создание и внедрение системы должностных перемещений управленцев целесообразно осуществлять на основе разработок моделей должностного передвижения специалистов, а также составления соответствующих планов карьеры. При этом необходимо обеспечить свободное получение всеми работниками предприятия (организации) информации о вакансиях. Для этого можно использовать программы «Найти работу по телефону», которые предусматривают: а) получение по телефону каждым желающим конкретных данных о свободных должностях и рабочих местах; б) сосредоточение в кадровых службах сведений о всех работниках, чьи способности и квалификация используются не полностью.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет позна- ния. — Л., 1968. — С. 214.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1984.
3. Возрастные особенности умственной дея- тельности взрослых // Сб. науч. тр. / Под ред. Е. И. Степановой. — М., 1974.
4. Генов Ф. Психология управления: Пер. с болг. — М.,1982.
5. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1985. — С. 46.
6. Скоробогатов И. Б. Совершенствование организации работы с кадрами в народном хозяйстве. — М., 1982.
7. Степанов Е. И. Умственное развитие и обу- чаемость взрослых: Учеб. пособие. — Л., 1981.
8.Удалов Ф. Е. В одной должности — не более 7 лет // Экономика и организация промыш- ленного производства. — 1983. — o 12.
9.Шадриков В. Д. Психологические аспекты расстановки кадров. — М., 1974.
10. ЭКО. — 1983. — o 12.
11.Эффективность труда руководителя. — М., 1982
Когда начинается человек?
Начинается ли человек с момента зачатия, имплантации в матку, жизнеспособности, рождения или в какой-то момент после рождения?
Когда начинается человеческая личность?
На этот вопрос предлагаются различные ответы в зависимости от философских или религиозных убеждений человека.
На этот вопрос нельзя ответить со строго научной точки зрения, потому что наука ничего не может определить о человеческом духе , тем более, когда его посвящение инициирует личность.
Некоторые теории о том, когда возникает человеческая личность
Некоторые говорят, что сущность, возникшая в результате зачатия, не является человеческой личностью до года после рождения , когда она может быть признана генетически здоровой. Такова была позиция лауреата Нобелевской премии сэра Фрэнсиса Крика, скептика, отрицавшего, что у людей вообще есть душа (Ховард и Рифкин, 81).
Некоторые считают, что плод становится человеком при рождении . Те, кто одобряет практику «частичных абортов», без колебаний убивают ребенка, пока часть крошечного тела еще находится в родовых путях.
Многие светские медицинские авторитеты утверждают, что жизнеспособность является началом человеческой личности. Жизнеспособность обычно определяется как наименьшая продолжительность беременности, после которой ребенок, рожденный преждевременно, имеет шанс на выживание. Как правило, это 20-27 недель.
Совсем недавно предлагается стандарт «сердцебиения» — защита прав человека должна начинаться с момента обнаружения сердцебиения.
Консервативные ученые христианского мира утверждают, что личность начинается в 9 лет.0009 зачатие .
В апреле 1981 года авторитетная группа генетиков и врачей дала показания перед Судебным комитетом Сената относительно природы человеческого организма, который возникает в результате союза сперматозоида и яйцеклетки.
Доктор Маккарти де Мере, доктор медицины и профессор права Университета Теннесси, дал следующие показания:
Точный момент начала личности и человеческого тела — это момент зачатия (выделение добавлено).
Доктор Джером Лежен, известный как «отец современной генетики», сообщил законодателям:
Принять тот факт, что после оплодотворения появился новый человек , больше не является делом вкуса или мнения. . . это простое экспериментальное свидетельство (выделено мной).
См.: Когда начинается человеческая жизнь?
Обратите внимание на свидетельство всемирно известного генетика Феодосия Добжанского, атеиста:
человек начинает свое существование, когда сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку» (10; курсив добавлен).
Даже покойный Айзек Азимов, ярый враг Библии, признал, что
человек . . . начинает жизнь как оплодотворенная яйцеклетка» (20; курсив мой).
Ни один из этих мужчин не верил в существование «души»; тем не менее, они признали, что союз сперматозоида и яйцеклетки является началом человеческой личности.
Чтобы целенаправленно уничтожить человеческий эмбрион, нужно лишить человека жизни.
Странная идея
Один джентльмен написал мне, чтобы «отбить» некоторые аргументы относительно идеи, которую они, по-видимому, рассматривают. Согласно этой странной теории, невозможно доказать, что дух, дарованный Богом, входит в союз сперматозоида и яйцеклетки при зачатии. Скорее, утверждается, что дух входит в эмбрион, когда эмбрион внедряется в матку .
Для этой позиции не было абсолютно никакого библейского аргумента. Утверждение было просто таким: нельзя доказать , что дух дается во время соединения сперматозоида с яйцеклеткой, т. е. при зачатии.
Принимая во внимание эту позицию, эти вопросы, призванные сфокусировать внимание на проблеме, безусловно, уместны.
- Является ли развивающееся тело этого предварительно имплантированного эмбриона живым или неживым?
- Является ли эмбрион человеком или не человеком?
Ответ на первый вопрос слишком очевиден, чтобы его можно было обсуждать. Ответ на второй так же очевиден. Эмбрион, безусловно, не является ни рыбой, ни рептилией, ни птицей, ни зверем. Если он полностью разовьется, он никогда не будет никем иным, как мужчиной или женщиной.
- Является ли человеческий эмбрион человеком или не человеком?
Если кто-то ответит, что это не-человек, на каком основании делается это суждение? Это предложение должно быть подкреплено доказательствами, если оно должно быть подтверждено.
Последствия учения
Поразмышляйте над этим необходимым выводом. Если человеческие эмбрионы не являются личностями до имплантации, то они являются подходящими кандидатами для экспериментов или любых утилитарных целей, например, исследования стволовых клеток и истребления — по прихоти ученых! Около 400 000 замороженных человеческих эмбрионов ожидают неизвестной судьбы. Какой христианин может жить с таким выводом?
В ходе моего общения с джентльменами, упомянутыми ранее, мне стало ясно, что в первую очередь они мотивированы тем фактом, что определенные процедуры контроля над рождаемостью предназначены для уничтожения оплодотворенной яйцеклетки до того, как она достигнет матки. Таким образом, если бы можно было продемонстрировать, что эмбрион является , а не человеком до имплантации, то процедуры исключения до этого события могли бы быть оправданы. Эта позиция, на наш взгляд, ошибочна.
Человек против Дома
В результате союза сперматозоида и яйцеклетки образуется новое живое существо, которое в своей микроскопически-генетической субстанции состоит из всего, чем оно когда-либо будет генетически, если будет поддерживаться водой, кислородом и питанием. Имплантация в матку аналогична переезду в дом, спроектированный для облегчения проживания жителя.
Бессмысленно утверждать, что младенец не является личностью, пока он не войдет в дом, в котором он будет жить, как и утверждать, что эмбрион не является личностью, пока не достигнет матки. Можно ли практиковать детоубийство, пока ребенку 9 лет?0115 по маршруту до дома, но не после того, как он вошел?
Библейские свидетельства — Ветхий Завет
Как мы отмечали ранее, наука не может говорить о духе, потому что дух — нематериальная сущность. С другой стороны, для тех, кто уважает свидетельство Священного Писания, если и можно пролить свет на дух, то он, несомненно, будет на страницах священной литературы.
Есть ли библейская информация, которая помогает в этом отношении? Да. Авторы Библии считают само собой разумеющимся, что личность начинается в 9 лет.0009 зачатие .
В Ветхом Завете на иврите слово zera'
(семя) используется как в прямом, так и в переносном смысле. В буквальном смысле это может быть использовано для семян, посаженных в поле.
Наиболее частое метафорическое использование . . .
zera'
(семя) используется для обозначения человеческого семени, то есть потомства и потомка (ов) (VanGemeren, 1152).
Слово может обозначать отдельное лицо, как в случае с грядущим Мессией (Быт. 3:15), народом Израиля (Быт. 15:5; 22:18) или, пророчески, христианами. (Пс. 22:30; Ис. 53:10; ср. «дети» — Евр. 2:13).
Теперь важный момент. В Числах 5:28 сказано, что женщина «зачинает семя», или, как гласит английская стандартная версия, «зачинает детей». То, что «зачато», — это не капля, которая позже становится ребенком. Это ребенок !
Давид заявил: «Во грехе родила меня мать моя» (Пс. 51:5). Кальвинисты извращают этот текст, пытаясь доказать первородный грех. Они неправильно понимают гиперболическую природу языка (ср. Иов 31:18; Пс. 22:10). Кроме того, текст уверенно указывает на то, что Давид считал себя личностью («мной») с момента своего зачатия.
В 139-м псалме Давид описывает Божью заботу о нем уже на самых ранних стадиях его развития. Он сказал, что Иегова видел «неоформленную сущность мою» (Пс. 139:16). Еврейское выражение, по-видимому, означает «неразвитый эмбрион » (Киркпатрик, 789; ср. Киднер, 466; курсив добавлен). Эмбрион существует до имплантации.
Библейские свидетельства — Новый Завет
Греческое слово, соответствующее Ветхому Завету zera'
— это сперма
(семя). Он встречается 217 раз в греческом Ветхом Завете (Септуагинта; LXX) и 44 раза в греческом Новом Завете. Точно так же оно употребляется метафорически для человека, и это «семя» (человек) начинается с «зачатия» (см. Евр. 11:11).
И Елизавета, и Мария, как сказано, «зачали» «сына» — не просто ткань (Лк. 1:36). Вряд ли можно будет отрицать, что «сын» в данном контексте указывает на человека.
Иаков писал: «Тело без духа мертво» (Иак. 2:26). Текст предполагает (имплицитно), что дух присутствует , как только появляется живое тело. Это крошечное тело начинается с зачатия.
Но правильно ли называть эмбрион «телом»? Как определить живого человека?
К тому времени, когда эмбрион достигает матки, он уже превратился в конгломерат примерно от 50 до 150 клеток. Этот крошечный организм обладает всеми характеристиками живого тела.
- Самостоятельное движение.
- Он испытывает настоящий рост, размножение клеток.
- Реагирует на внешние раздражители.
- Он способен к метаболизму, т. е. расщепляет продукты вне себя для производства энергии.
Тот факт, что он такой маленький, никоим образом не сводит на нет тот факт, что это живое тело.
Эта информация в сочетании с утверждением Джеймса свидетельствует о присутствии «духа» или «души» этого человека.
Божественное уравнение таково: тело – дух = труп; тело + дух = живой человек. Классифицировать этот процесс логического рассуждения как простое предположение, как это сделали некоторые, невероятно! Это логический вывод , а не предположение.
Оборонительные придирки
Как было предложено ранее, после анализа заявлений некоторых из тех, кто оправдывает уничтожение эмбриона до имплантации, я убежден, что основным мотивом этой позиции является:
- вина за санкционирование методов контроля над рождаемостью, которые известен аборт эмбриона;
- желание защитить практику, которая считается удобным методом контроля над рождаемостью.
Некоторые рассуждают так. (1) Если все зародыши имеют дух, и; (2) оральные контрацептивы абортируют эмбрионы; затем (3) оральные контрацептивы убивают эмбрионы духами, то есть людьми.
Силлогизм построен неправильно. Если следует заключение, второстепенная посылка (2) должна читаться так: « Все оральных контрацептивов убивают эмбрионы». Это не было доказано.
Противозачаточное средство, предназначенное для уничтожения эмбриона, аморально. Один, направленный просто на подавление овуляции , — нет. Жена должна быть проинформирована о характере принимаемых ею таблеток.
Другой используемый аргумент относится к так называемому «дефекту лютеиновой фазы» (ДЛФ), который, как полагают, иногда мешает имплантации эмбрионов в период послеродового кормления грудью. Невероятно, но некоторые утверждают, что Бог «сотворил женщин таким образом, чтобы они вызывали» LPD, и поэтому разрушение эмбриона свидетельствует об отсутствии духа.
Что можно сказать о многих причинах выкидыша после имплантации матки ? Подразумевают ли эти трагические события также и то, что плод не является человеком? Таким образом, аборт разрешен где угодно на пути к родам?
Дело в том, что LPD признается «расстройством», «дефектом», а не чем-то божественным. С таким же успехом можно утверждать, что сердечные приступы и рак были созданы Богом. Человеческое тело чревато многими слабостями вследствие долгосрочных последствий греха. Беспорядки и смерть приписываются сатане (Лк. 13:16; Ин. 8:44б), а не Богу. Означает ли тот факт, что болезнь забирает жизнь, что можно безнаказанно убивать своего ближнего?
Заключение
Это бессовестно, что люди, которые заявляют, что представляют Иисуса Христа, должны отстаивать то, что преднамеренное уничтожение эмбриона является моральным актом, который несет одобрение Творца. Тем не менее, даже хорошие люди могут быть вовлечены в социальные тенденции. Такова трагическая реальность. Пусть те, кто стремится быть защитниками христианства, тщательно изучают и рассуждают логически.
Когда начинается жизнь? | Ответы в Бытие
Когда начинается жизнь человека? Этот вопрос смутил людей и разделил наше общество.
Обновление: 29 июня 2016 г.
43 года назад решение Верховного суда США по печально известному делу Роу против Уэйда отменило законы штатов, запрещающие аборты, что сделало убийство нерожденного ребенка законным во всех 50 штатах. С того судьбоносного дня более 59 миллионов младенцев были законно убиты в утробе матери. Сегодняшняя статья показывает то, что уже известно подавляющему большинству людей, включая врачей, — жизнь начинается в момент оплодотворения. К сожалению, этот факт не остановил тех, кто по каким-то причинам считает «право» женщины на аборт важнее права ребенка на жизнь.
Дополнительная литература
- Роу против Уэйда : 40 лет спустя
- Семантика не меняет истины: социальные мотивы, лежащие в основе новых определений
- Плоть и кровь
- Защита эмбрионов
Когда начинается человеческая жизнь? Этот вопрос смутил людей и разделил наше общество. Мнения исходили от правых и левых, от защитников жизни и сторонников абортов по требованию, от врачей и юристов, с кафедры и из зала суда.
Когда я стал собой? Является ли это научным вопросом или теологическим?1 Что лучше оставить для решения этого вопроса: ученым или проповедникам и философам? Информация и точки зрения из светских научных источников и теологов будут рассмотрены в этой главе, но окончательный ответ не может иметь авторитета, если этот ответ не основан непосредственно на Слове Божьем. Библия, поскольку она истинна, не будет противоречить подлинной науке. Более того, Библия является единственным действительным и непротиворечивым основанием для вынесения нравственных суждений, поскольку она исходит от Творца всего мира и всех людей в нем. Любое другое основание для суждения было бы бесполезным шумом расходящихся, созданных людьми мнений.
Кто человечнее?
Жизнь — это континуум. От периода взросления в утробе матери до рождения, от игр в детстве до взросления — кажется, что каждый этап жизни грациозно (или не очень грациозно, в моем случае) перетекает в следующий. Жизнь продолжается, и время проходит, достигая кульминации в смерти. Смерть, очень заметную конечную точку, определить легче, чем точку, с которой начинается континуум человеческой жизни.
Где находится отправная точка? Если жизнь действительно является непрерывным процессом, не можем ли мы просто вернуться к ее началу? Существуют различные мнения о начале жизни. Многие говорят, что жизнь начинается с оплодотворения. Другие решительно утверждают, что жизнь не начинается до имплантации в матку. Третьи говорят, что человеческая жизнь начинается только тогда, когда перерезают пуповину, что делает новорожденного самостоятельным субъектом. Как отделить факт от мнения?
Возможно, другой способ задать вопрос: когда мы становимся людьми? Конечно, ребенок, сидящий на коленях у дедушки, или взрослый взрослый человек будут считаться людьми. Является ли взрослый более человеком, чем ребенок? Конечно, нет. Ни один разумный человек не счел бы ребенка менее человечным. В какой момент пути этот ребенок стал человеком? Было ли это при оплодотворении, где-то во время его развития или при рождении?
Процесс
Начальным событием на пути человеческого развития является оплодотворение. При оплодотворении объединяются 23 хромосомы от матери и 23 хромосомы от отца. На этом этапе определяется генетический состав человека. В это время уникальный человек, известный как зигота , начинает свое существование. Но является ли эта зигота человеком?
Затем эта зигота делится снова и снова. Некоторые клетки развиваются в плаценту и необходимы для имплантации. Другие клетки развиваются в анатомические части ребенка.2 Количество клеток быстро увеличивается, и по мере увеличения количества меняется название. К тому времени, когда этот быстро делящийся шар клеток достигает матки, он называется бластоцистой . Имплантация в стенку матки обычно происходит примерно через шесть дней после оплодотворения.0003
По причинам, непонятным медицинской науке, масса клеток иногда делится на однояйцевых близнецов. Этих близнецов называют идентичными, потому что их наборы хромосом идентичны. В зависимости от стадии развития, на которой происходит расщепление, близнецы могут иметь общие плацентарные части, но рождающиеся близнецы — разные личности. Если разделение происходит между 13-м и 15-м днями, близнецы на самом деле будут иметь общие части тела, состояние, известное как сиамских близнецов , обычно называемое 9.0227 Сиамские близнецы . (После этого времени развитие и дифференциация пройдут слишком далеко, чтобы сделать возможным успешное расщепление.)
Несмотря на то, что на протяжении всего этого процесса названия произвольно меняются и определенные вехи в развитии очевидны, процесс, запускаемый в момент оплодотворения, представляет собой непрерывный процесс. цепь событий. В этой последовательности группы клеток размножаются и развиваются в определенные части тела с удивительной точностью и удивительно низким уровнем ошибок, учитывая сложность изменений, которые должны произойти. Однако ни в какой момент в этом процессе нет научной точки, в которой развивающийся индивидуум явно «становится личностью», точно так же, как младенец не становится более человечным, когда он ходит, разговаривает или его отнимают от груди. Эти вехи в развитии зиготы, бластоцисты, эмбриона и плода являются просто описаниями анатомии, а не препятствиями, встречающимися при испытании на человечность. С научной точки зрения слова произвольны и чисто описательны.
Поможет ли наука?
Ученые десятилетиями изучали описанный ранее чудесный процесс. Изменения формы эмбриона на каждой стадии хорошо задокументированы. До сих пор остается вопрос, с какого момента начинается жизнь человека? По этому поводу существует множество позиций. Некоторые из них будут рассмотрены здесь.
Генетическая позиция
Простейшее представление основано на генетике. Сторонники этой позиции утверждают, что, поскольку генетически уникальная особь создается в момент оплодотворения, жизнь каждого человека начинается с момента оплодотворения. Образовавшаяся при оплодотворении зигота отличается от всех остальных и, если она выживет, вырастет в человека со своим уникальным набором генов. С этой точки зрения термины оплодотворение и зачатие взаимозаменяемы. Таким образом, с этой точки зрения жизнь начинается с зачатия.
Феномен побратимства иногда используется в качестве аргумента против этой позиции. Примерно до 14-го дня существует вероятность того, что зигота разделится, в результате чего появятся близнецы. Те, кто выступает против генетической точки зрения, говорят, что в зиготе нет уникальности, нет человечности или индивидуальности, пока не исчезнет потенциал двойников. Они спрашивают, если зигота является индивидуальной «личностью» при оплодотворении, то какова природа этой «личности», если зигота должна разделиться на две личности?
Другим возражением против этой точки зрения является тот факт, что многие оплодотворенные яйцеклетки никогда не имплантируются успешно. По оценкам, 20–50 процентов оплодотворений погибают или самопроизвольно прерываются.4 Таким образом, те, кто выдвигает это возражение, считают, что, поскольку существует такое большое количество зигот, которые никогда полностью не развиваются, эти зиготы не являются настоящими людьми.
Однако ни одно из возражений не может быть так легко поддержано. Возражение против близнецов несостоятельно, если принять во внимание проблему, связанную с существованием так называемых сиамских близнецов. В этих случаях зигота не разделяется полностью, и дети рождаются сросшимися, часто с общими органами тела. Тем не менее, оба близнеца имеют разные личности и разные личности. Здесь «личность», очевидно, не могла быть предоставлена после побратимства, поскольку процесс так и не был завершен.
Второе возражение, высокая скорость гибели зигот, также не логично. Возникновение самопроизвольных абортов не означает, что погибшие не были в полной мере людьми, так же как развитие какой-либо смертельной болезни у ребенка не делает его внезапно нечеловеческим.
Представление об имплантации
Сегодня все чаще высказывается точка зрения на имплантацию бластоцисты в слизистую оболочку матки. Этот процесс имплантации начинается на шестой день после оплодотворения и может продолжаться примерно до девятого дня. Некоторые теперь предполагают, что только в это время зиготу можно назвать человеческой жизнью. Однако достижение имплантации не делает человека более человечным; скорее, имплантация повышает шансы человека на выживание.
Интересно, что популярность этого взгляда привела к некоторым изменениям в том, как некоторые определяют концепцию. До недавнего времени зачатие было синонимом оплодотворение . Фактически, в 26-м издании Медицинского словаря Стедмана зачатие определялось как «акт зачатия или зачатия; оплодотворение яйцеклетки (яйцеклетки) сперматозоидом с образованием жизнеспособной зиготы».5 Зачатие определялось как время оплодотворения.
Однако в следующие пять лет произошло кое-что интересное. В 27-м издании Медицинского словаря Стедмана зачатие определяется следующим образом: «Акт зачатия; имплантация бластоцита в эндометрий».6 Обратите внимание, что имплантация теперь является определяющим моментом в зачатии. Научное сообщество произвольно, без всякого научного обоснования, переопределило точку отсчета жизни.
Согласно пересмотренному представлению, зигота возрастом менее девяти дней, не завершившая имплантацию, не считается живой. Если оно не живое, то уж точно не может быть человеком. Это изменение было совершенно произвольным, поскольку не было фундаментального изменения в понимании процесса развития, которое сделало бы необходимым это переопределение.
Однако новое определение будет иметь большое значение в политической, этической и моральной сферах. От справедливости этого определения напрямую зависит личное и государственное принятие решений по таким вопросам, как исследования эмбриональных стволовых клеток, клонирование и так называемая «таблетка послезавтра». Если преимплантационные бластоцисты не были на самом деле живыми, их можно было без вины изъять или уничтожить до отметки от шести до девяти дней, потому что «зачатие» еще не произошло.
Эмбриологический взгляд
Эмбриологическая точка зрения утверждает, что человеческая жизнь начинается через 12–14 дней после оплодотворения, период времени, после которого однояйцевые близнецы не появляются. ( Эмбрион может относиться к развивающемуся ребенку через две-три недели после оплодотворения или, в более широком смысле, ко всем стадиям от зиготы до плода.) Никакая индивидуальность и, следовательно, никакая человечность не считается существующей до тех пор, пока не станет возможным возникновение близнецов. Здесь исходная зигота не является человеком и не обладает аспектом «личности». Как указывалось ранее, эта линия рассуждений терпит неудачу из-за недостатков самого аргумента о побратимстве. В частности, неоспорим тот факт, что сросшиеся (сиамские) близнецы — разные личности; их человечность не устраняется тем фактом, что у них общие части тела.
Неврологический взгляд
С этой точки зрения человеческая жизнь начинается, когда мозг плода достаточно развился, чтобы генерировать распознаваемый паттерн на электроэнцефалограмме (ЭЭГ). Здесь предполагается, что человечность достигается, когда мозг созреет до такой степени, что разовьются соответствующие нервные пути. 7 Эта точка достигается примерно через 26 недель после оплодотворения. После достижения этого уровня зрелости плод, по-видимому, способен заниматься умственной деятельностью, совместимой с человеком.
Другие придерживаются другого взгляда на неврологическое созревание и предполагают, что человеческая жизнь начинается примерно на 20-й неделе беременности. Это время, когда формируется таламус, часть мозга, расположенная в центре. Таламус участвует в обработке информации до того, как она достигнет коры головного мозга, а также является частью сложной системы нейронных связей, играющих роль в сознании.
Эти различия произвольны. Развивающийся мозг действительно проявляет некоторую электрическую активность до 26-недельной отметки. С тем же успехом можно было бы утверждать, что любая деятельность мозга составляет человечность.
Экологический взгляд
Сторонники экологического взгляда считают, что плод является человеком, когда он достигает уровня зрелости, когда он может существовать вне чрева матери8. Другими словами, плод является человеком, когда он может жить отдельно от своего мать. Здесь ограничивающим фактором обычно является не неврологическое развитие, а скорее степень созревания легких.
Этот взгляд на человечество представляет очень интересную проблему. Проблема в том, что за последнее столетие мы становились людьми все раньше и раньше. Здесь вопрос не в фактической стадии развития плода. Ограничивающим фактором, скорее, является современное состояние медицинских технологий. Например, каких-то 20 лет назад возраст жизнеспособности недоношенного плода составлял около 28 недель; сегодня срок около 24 недель. Таким образом, с этой точки зрения, сам человек, благодаря своим достижениям в области техники, может даровать человечность там, где ее раньше не было!
День Рождения
Некоторые считают, что человеческая жизнь начинается только с рождения ребенка. Здесь младенец становится человеком, когда пуповину перерезают, и ребенок выживает благодаря адекватному функционированию собственных легких, системы кровообращения и т. д.
Недостаток этого рассуждения в том, что даже после рождения ребенок не является по-настоящему самостоятельным своей матери. Без чьей-либо помощи младенец умер бы вскоре после рождения. Эта предполагаемая «независимость» — весьма условное понятие.
Другие точки зрения
Существуют и другие точки зрения на вопрос о том, когда начинается человеческая жизнь. Некоторые предполагают, что плод является человеком, когда мать может чувствовать его движение в утробе матери. Другие говорят, что человечность начинается, когда ребенок делает первый вдох самостоятельно. Фрэнсис Крик, один из первооткрывателей структуры ДНК, говорит, что ребенка нельзя объявлять «человеком» раньше, чем через три дня после рождения. жизни. Среди ученых нет явного единого мнения о том, когда начинается человеческая жизнь. Итак, может ли наука действительно помочь нам ответить на этот вопрос? Возможно, наука по своей природе не способна непосредственно заниматься этой проблемой. Скотт Гилберт, доктор философии, профессор биологии Суортморского колледжа, отмечает: «Если человек не верит в «душу», ему не нужно верить и в момент одушевления. Моменты оплодотворения, гаструляции, нейруляции и рождения становятся вехами в постепенном обретении того, что значит быть человеком. Хотя у человека может быть особое мнение о том, когда эмбрион станет человеком, трудно обосновать такое убеждение исключительно наукой».0003
Если не наука, то что?
Если наука не может дать нам ответ, то есть ли другое место, куда мы можем обратиться? Как христиане, мы должны обратиться к Библии, Божьему Слову, чтобы увидеть, есть ли решение этой дилеммы.
Псалом 139:13–16
Пожалуй, наиболее часто цитируемая часть Писания на эту тему — Псалом 139:13–16 .
Ибо Ты сотворил внутренности мои:
Ты покрыл меня во чреве матери моей.
Я буду славить Тебя, ибо я страшно и чудесно устроен;
Чудесны дела Твои,
И это хорошо знает душа моя.
Мое тело не было сокрыто от Тебя,
Когда я был сотворен тайно,
И искусно выкован в самых нижних частях земли.
Твои глаза видели мою субстанцию, еще не оформившуюся.
И в Твоей книге все они были записаны,
Дни, созданные для меня,
Когда еще не было ни одного из них.
Здесь мы читаем о том, что Бог знал Псалмопевца, когда он был «еще не сформирован», когда он «сотворялся тайно», в месте, невидимом для человеческого глаза. Использование личных местоимений в этих стихах указывает на то, что человек действительно присутствовал до рождения. Р.К. Спроул отмечает: «Писание действительно предполагает непрерывность жизни от времени до рождения до времени после рождения. Один и тот же язык и одни и те же личные местоимения используются без разбора на обеих стадиях».0003
Иеремия 1:4–5
И было ко мне слово Господа:
«Прежде чем Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя;
Прежде чем ты родился, Я освятил тебя;
Я назначил тебя пророком для народов».
Здесь Бог говорит Иеремии, что он был отделен еще до своего рождения. Это указывало бы на то, что личность существовала до рождения Иеремии. Этот стих даже указывает на то, что Бог считал Иеремию личностью и что он был известен еще до того, как был создан. Спроул указывает: «Даже те, кто не согласен с тем, что жизнь начинается до рождения, допускают, что существует преемственность между зачатым и рожденным ребенком. У каждого ребенка есть прошлое до рождения. Вопрос вот в чем: было ли это прошлое личным или оно было безличным, когда личность начиналась только при рождении?»12
Псалом 51:5
Этот стих часто используется, чтобы доказать, что человеческая жизнь начинается с оплодотворения. Он гласит:
Вот, я зачат в беззаконии,
И во грехе зачала меня мать моя.
Наиболее часто слышимая интерпретация этого отрывка состоит в том, что автор, Давид, видит, что он был грешным даже в то время, когда он был зачат. Если он не был человеком, то, следовательно, он не мог иметь в то время греховной человеческой природы. Дочеловеческая масса клеток не могла иметь никакого основания для морали. Только «человечность», возникшая во время оплодотворения, позволила бы Давиду обладать греховной природой в то время.
Жизнь до рождения
Эти места Писания показывают, что личность существует до рождения. Личный характер ссылок в Библии показывает, как Бог смотрит на нерожденного ребенка. Другой текст, часто используемый для доказательства человечности плода, находится в первой главе Луки:
Мария встала в те дни и с поспешностью пошла на гору, в город Иудейский, и вошла в дом Захарии и приветствовала Элизабет. И было, когда Елисавета услышала приветствие Марии, младенец взыграл во чреве ее; и Елизавета исполнилась Святого Духа. Тогда она заговорила громким голосом и сказала: «Благословенна ты среди женщин, и благословен плод чрева твоего! Но для чего мне дано, чтобы мать Господа моего пришла ко мне? Ибо, как только голос приветствия Твоего прозвучал в ушах моих, младенец взыграл во чреве моем от радости» (9).0359 Луки 1:39-44 ).
В этом отрывке мы читаем о встрече Марии, матери Иисуса, и Елизаветы, ее двоюродной сестры, матери Иоанна Крестителя. Здесь Елизавета описывает жизнь в своем чреве как «младенца». Вдохновленное Богом Слово сообщает об оценке Елизаветы, что Иоанн «вскочил» во чреве из-за присутствия Иисуса. Некоторые пытаются сбросить со счетов этот эпизод как чудо, утверждая, что он не имеет отношения к личности нерожденного. Тем не менее, Божье Слово описывает этого нерожденного ребенка как способного проявлять радость в присутствии своего Спасителя.
Нерожденные менее ценны?
Исход 21 был выдвинут некоторыми, чтобы предположить, что сам Бог считает, что жизнь нерожденного менее ценна, чем жизнь взрослого человека.
Если мужчины дерутся и причиняют боль беременной женщине, так что она родит преждевременно, но никакого вреда не последует, он обязательно будет наказан соответственно тому, что муж женщины налагает на него; и он должен платить по решению судей . Но если последует какой-либо вред, то жизнь за жизнь отдавай, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. . . ( Исход 21:22–24 ).
Этот стих дает указания, как действовать в ситуации, когда двое мужчин дерутся и случайно причиняют вред беременной женщине. Здесь отмечают два обстоятельства. Первая ситуация – это когда женщина рожает раньше срока и «никакого вреда не последует». Распространенное толкование гласит, что здесь ребенок теряется из-за преждевременных родов, а сама женщина не получает серьезной травмы. Здесь наказанием является штраф определенного типа, чтобы компенсировать потерю ребенка.
Второе обстоятельство — «если последует какой-либо вред». Здесь распространено толкование, что женщина преждевременно рожает, ребенок умирает, умирает и сама женщина. Здесь наказание — пожизненное. Утверждается, что, поскольку штраф налагается только при первом обстоятельстве за потерю только недоношенного ребенка, а смертная казнь налагается за потерю матери, нерожденный ребенок менее ценен, чем взрослый. Таким образом, не нужно считать, что нерожденный достиг полной человечности до рождения.
Однако при ближайшем рассмотрении этот тип интерпретации может оказаться неверным. «Вред», указанный в этих стихах, может относиться к ребенку, а не к матери. В первом случае пострадавшая мать рожает преждевременно, и ребенку не причиняется никакого «вреда». Другими словами, недоношенный ребенок живет. Таким образом, за преждевременные роды и связанную с этим потенциальную опасность взимается штраф. Во второй ситуации имеет место преждевременное рождение и последующий «вред» — смерть ребенка. Здесь наказание — пожизненное. Следовательно, Библия не утверждает, что жизнь нерожденного менее ценна, чем жизнь взрослого человека.
Джон Фрейм в книге «Медицинская этика » говорит следующее: «В Писании нет ничего , что хотя бы отдаленно предполагало, что нерожденный ребенок является чем-то меньшим , чем человеческая личность с момента зачатия »13 (курсив его). Здесь зачатие подразумевает время оплодотворения.
Итак, где мы?
Чисто научное исследование человеческого развития с момента оплодотворения до рождения не дает экспериментального метода, позволяющего измерить человечность. Описаны и каталогизированы стадии созревания. Проанализированы химические процессы и изменения размеров и формы. Электрическая активность отслеживается. Однако даже с таким огромным объемом знаний среди ученых нет единого мнения относительно того, где в этой чудесной цепи событий эмбрион (или зигота, или плод, или младенец, в зависимости от того, кого спрашивают) становится человеком.
Однако наука открыла сложный континуум развития от оплодотворения через созревание до рождения ребенка. Каждая стадия плавно перетекает в следующую с множеством подробных эмбриологических изменений, за которыми следует рост органов и точно настроенное развитие, срежиссированное с точностью. Чем больше мы узнаем об этом процессе, тем более удивительно сложным он нам кажется.
Жизнь начинается с оплодотворения
Хотя наука показала нам удивительную непрерывность развития жизни на всех ее стадиях, наука не смогла определить начало человечества. Однако в Писании достаточно информации, чтобы мы могли найти ответ на этот вопрос.
Библия содержит многочисленные упоминания о нерожденном.14 Каждый раз, когда Библия говорит о нерожденном, имеется в виду реальная личность, уже существующее живое человеческое существо. Все эти места Писания, взятые в контексте, указывают на то, что Бог считает нерожденных людьми. Язык текста постоянно описывает их в личных терминах.
Поскольку Библия рассматривает тех людей, которые еще не родились, как реальных людей, и поскольку развитие человека представляет собой континуум с определенным началом в момент оплодотворения, логическая точка, в которой человек начинает быть человеком, находится в этом начале. Ответ заключается в том, что жизнь начинается с оплодотворения. Откровенно говоря, из Писания или науки невозможно сделать никакого другого вывода.
Каковы последствия этого вывода? Почему это важно? Проще говоря, статус зиготы/эмбриона/плода занимает центральное место во многих проблемах, стоящих перед нашим обществом. Самая очевидная проблема в этом отношении — аборты. Если зигота — это человеческая жизнь, то аборт — это убийство. То же самое можно сказать и о проблемах, связанных с дебатами об эмбриональных стволовых клетках. Если эмбрион человеческий, то его уничтожение есть убийство, какой бы якобы альтруистический мотив ни приводился в оправдание. Этика клонирования требует рассмотрения концепции человечности и времени ее наступления. Принятие или отказ человека от вызывающей споры таблетки «после утра» основано на определении того, когда начинается человеческая жизнь.15
У сложных вопросов может не быть простых решений, но при объективном рассмотрении в свете Слова Божьего, без предубеждений, вызванных другими мотивами, Божья истина откроет правильные ответы. Наука может дать нам лучшее понимание мира, созданного Богом, и то, что мы видим в Божьем мире, согласуется с истиной, которую мы читаем в Божьем Слове. Мы не смеем играть в словесные игры с человеческими жизнями, чтобы оправдать личные планы. Писание не содержит никаких реальных лазеек или оговорок, освобождающих нас от принципа, согласно которому Бог сотворил людей по Своему собственному образу, задумал их воспроизводиться по роду своему и послал Иисуса Христа в мир как человека, чтобы умереть за всех нас, таким образом демонстрируя неоценимую любовь нашего Создателя к каждой человеческой жизни.