Чем отличается религия от секты: «Благими намерениями…» или Почему люди вступают в секты?

Содержание

«Благими намерениями…» или Почему люди вступают в секты?

Истории сект будоражат и ужасают своей жестокостью: в 1978 году в Гайане около 1000 граждан США покончили жизнь самоубийством по приказу предводителя секты «Храм народов», в 1969 году несколько последователей секты Мэнсона убили беременную жену режиссера Романа Полански — актрису Шэрон Тейт. В 1995 году секта «Аум Синрике» устроила теракт в токийском метро с применением химического оружия. Кажется, в такие организации вступают не очень образованные люди, но в ходе расследований полиция обнаруживает в составе сект политиков, конгрессменов и предпринимателей. Рассказываем, как и почему люди вступают в секты, культы, и что с ними там происходит.

Секта, культ и религия — в чем разница?

На первый взгляд кажется, что между сектой или культом и религией разница такая же, как между больным и психиатром в клинике — кто успел первым надеть халат, тот врач. Однако все не так однозначно.

Культ как правило предполагает поклонение и исполнение новых религиозных практик, традиций и доктрин. Во главе таких культов могут стоять новые учителя и пророки, могут формироваться и вовсе новые религии, которые будут требовать собственных атрибутов: храмов, ритуалов, артефактов. «Погодите, — скажете вы. — А как же само христианство с гонениями, которым подвергались верующие? Или реформация?»

Многие современные религии действительно начинались как культы, но они успешно интегрировались в социальную структуру общества, эти структуры имеют внутри себя определенную горизонтальную мобильность: многие священнослужители могут отказаться от сана и уйти в мир. В отличие от религии культ и секта наоборот изолируют своих последователей от общества.

Различие уже между культом и сектой состоит в том, что культы строятся на религиозной модели, секты же могут быть политическими и идеологическими. Еще одно различие лежит в религиозной плоскости — религиозные секты оперируют теми же практиками, терминами и ритуалами, что и традиционная религия. Вот только главой и уполномоченным лицом в секте будет предводитель, а не член сложной церковной иерархии.

Секты и культы стараются всеми возможными способами взять под контроль своих послушников. Их общие черты вывел психолог Стивен Хассен, консультант по выходу из тоталитарных и деструктивных сект, в своей книге «Борьба с культовым контролем сознания».

Для сохранения влияния культы используют четыре точки контроля:

Информация

Деятели и адепты культов искажают или скрывают сведения, интерпретируют источники или дают неполную информацию, адаптируя ее под свое учение.

Контроль мысли

Лидеры и деятели культа всячески отбивают у своих последователей критическое мышление. Например, на уровне норм поведения запрещают осуждать и критиковать культ или его лидеров, ограничивают восприятие любой информации извне.

Контроль эмоций

Лидеры манипулируют своими последователями через страх и чувство привязанности к группе. Рычагами давления становится страх одиночества, страх неизвестности, потеря спасения в загробной жизни и так далее.

Контроль поведения

В рамках культа строго контролируются связи, культ старается отрезать своих последователей от их привычной среды и окружения. Также контролируется режим питания, режим сна, финансы, внешний вид и даже половые связи.

Волшебную таблетку для легкости общения пока не придумали, но наш курс «Социальный интеллект» поможет вам избавиться от неловких пауз.

Почему люди вступают в секты?

Среди сектантов можно найти кинозвезд, политиков и предпринимателей, но все же большинство последователей сект и культов составляют обычные люди. Они выполняют ритуалы, зачастую ради благой цели (которую транслируют культ или секта) покидают свои семьи, переводят все сбережения на счет секты или сами совершают преступления: занимаются проституцией, торговлей людьми или распространением наркотиков.

Основной целью вербовщиков являются одинокие люди, например, приезжие, у которых еще нет никаких связей на новом месте: ни друзей, ни родственников. Таких людей гораздо проще «отрезать» от окружающего мира благодаря их желанию быть причастными к группе. В секту такого одиночку может пригласить случайный добродушный знакомый или новый коллега. В первое время группа будет казаться дружелюбной и поддерживающей — так будет продолжаться до первой ошибки, когда секта или лидер покажут свое жестокое лицо и методы для наказания неверных или непокорных. Как правило в секте человек быстро обрастает довольно крепкими социальными связями, к тому же на него взваливается ответственность за себя, ближнего своего, за следующее воплощение и вон того парня, так что просто взять и разорвать все контакты и выйти человек не может.

В секту вступают люди, которые хотят стать лучше. Их может привлекать не побег от одиночества, а возможность изменить себя или мир, которую предлагают лидеры

Так действуют группы поддержки для зависимых людей, которые замещают аддиктивные практики религиозными, а также группы, предрекающие конец света и пытающиеся отменить его молитвами, оргиями и «благотворительными» взносами.

Третьей основной группой потенциальных сектантов являются люди, оказавшиеся в уязвимом состоянии, столкнувшиеся с горем или потерей. Для них в секте заготовлены ответы на основные вопросы о жизни, смерти, страдании, любви, счастье, деньгах. Все ответы подогнаны под доктрину секты и обещают человеку счастье и защищенность, если только он будет соблюдать все правила.

Постепенное лишение контроля над своей жизнью, давление сообщества, которое запрещает задавать вопросы и критиковать, страх нарушить правила — неужели люди, делающие первые шаги в сторону секты, этого не замечают?

На самом деле они это очень даже видят. Просто первое время нахождение в секте вызывает у человека чувство облегчения, так называемый медовый месяц, а затем к нему прибавляется азарт и эмоциональные качели, через которые человек проходит на этапе посвящения, где его — как правило — ждут испытания. Ученые сравнивают это с аддиктивными практиками. Пребывание в секте часто вызывает у последователей когнитивный диссонанс: он рождается из несогласия с идеями или словами лидера и невозможностью оспорить их. Если такое несогласие зарождается, то идеальная картинка, которую создавали лидеры, начинает трескаться, человек все глубже погружается в свой когнитивный диссонанс и в результате либо еще активнее начинает выполнять предписанные ритуалы (чтобы его не оставили за бортом группы или не наказали), либо покидает секту.

Для того чтобы покинуть секту, нужен не только когнитивный диссонанс. В исследовании 2017 года, посвященному факторам вступления и ухода из культов и сект, ученые выяснили, что поводом для отделения от группы может стать конфликт с членами секты или лидером, а также поддержка близких. Люди, которые поддерживали контакт с родственниками вне секты, по мнению ученых имеют более высокие шансы выхода из секты или культа, хотя порой кроме намерения это сделать требуется смелость и хорошая физическая подготовка (некоторые секты преследуют своих беглецов), а также помощь юристов, полиции и психологов.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Александра Иваницкая

Теги

#психология

#эрудиция

Как отличить секту от несекты? — Meduza

1

Что такое секта?

Это главный вопрос. Словом «секта» в России называют едва ли не любое религиозное движение, исповедующее что-либо кроме так называемых «традиционных религий» — православия и некоторых направлений ислама, иудаизма и буддизма. Другие направления этих же религий могут называть «сектами» (например, христиан-баптистов или буддистов, не связанных с традиционными общинами Бурятии и Калмыкии). Фактически сейчас многие ученые-религиоведы считают слово «секта» оскорбительным термином. Иногда его используют, но в специфическом контексте и в значении, отличном от общепринятого — например, говоря о группах, которых называли сектами в XIX веке. А небольшие и недавно появившиеся религиозные группы ученые называют «Новые религиозные движения» (New religious movement).

Коротко: «секта» — оскорбительное слово, которым представители крупных религиозных течений, СМИ и некомпетентные люди называют все маленькие и непривычные течения. Твердого определения нет. В религиоведении почти не используется.

2

Но ведь такие движения бывают дикими и преступными!

Да, такое бывает, хотя и нечасто. Среди новых религиозных движений встречались откровенные бандиты и мошенники. Например, члены японского движения «Аум Синрике» устраивали теракты, а, скажем, лидера «Ашрама Шамбалы» Константина Руднева посадили в тюрьму за изнасилование. Недавно арестованного лидера «секты бога Кузи» Андрея Попова обвинили в мошенничестве. Некоторые НРД в России запрещены как экстремистские. Но, как правило, новые религиозные движения не опаснее, чем традиционные или чем любая организация. Везде может встретиться недобросовестный человек, манипулирующий своим положением ради наживы, самоутверждения или воплощения больных фантазий. Во всяком случае нет никаких доказательств того, что сторонники НРД владеют какими-то особыми методами манипулирования сознанием вроде «зомбирования», о которых любят рассказывать с телевизионных экранов.

Коротко: большинство НРД опасности не представляют. Всегда стоит думать своей головой и не поддаваться на манипуляции, от кого бы они ни исходили.

3

Почему о новых религиозных движениях часто говорят плохо?

Причин пять. Во-первых, наше общество довольно секулярно настроено — слишком активные проявления религиозности многих пугает. Во-вторых, свою роль играет ксенофобия — участники НРД непривычно молятся, непривычно одеваются, навязчиво миссионерствуют и многих это напрягает. В-третьих, против новых религиозных движений сильно настроены крупные религиозные группы. Существует целое движение борцов с сектами. В России большинство из них связаны с Русской православной церковью, хотя бывают и независимые фигуры. В мире такое движение тоже есть, оно называется антикультистским (потому что в английском языке слово cult имеет примерно те же коннотации, что русское «секта», в отличие, кстати, от вполне невинного русского «культа»), но западные борцы с НРД часто настроены скорее атеистически. В-четвертых, в России существует мощная традиция государственного преследования НРД. Молокан и духоборов преследовали еще в царской России, в советские времена отправляли в лагеря баптистов и Свидетелей Иеговы. В наши дни власти тоже часто настроены против «сект» — особенно против «Свидетелей Иеговы» и российских вайшнавов («кришнаитов»), хотя обе эти группы не более опасны, чем любая другая религия. Их книги вносят в списки экстремистской литературы, а сами общины пытаются запретить. Наконец, в-пятых, деятельность отдельных экстремистских и мошеннических НРД скомпрометировала в обществе их все, и теперь любую малоизвестную группу подозревают в чем-то плохом.

Коротко: НРД — новые и непривычные россиянам группы, традиции которых не всегда хорошо вписываются в сложившийся контекст. Это накладывается на всеобщее недоверие и раздутые массовой культурой страхи.

4

Новые религиозные движения разрешены законом?

Формально в России все религии и убеждения равны — вера в Макаронного монстра ничуть не хуже веры в Аллаха. Понятие «секта» юридически не определено, закон знает только «религиозные группы и организации». На практике, однако, власти выделяют четыре направления, которые называют «традиционными религиями» (что тоже не очень корректно с научной точки зрения). «Традиционные религии» получают государственную поддержку и в большей или меньшей степени поощряются. Все прочие религиозные движения, как старые, так и новые, вынуждены преодолевать разнообразные препоны, а права принадлежащих к ним верующих нередко нарушаются. Некоторые общины объявили или пытаются объявить экстремистскими, и далеко не всегда религиоведы с этой оценкой согласны. Те же проблемы затрагивают и противников всех религий, атеистов. Давление властей мешает отличить честных людей от мошенников: из-за того, что многие религиозные группы преследуются без серьезных причин, мошенникам проще оправдывать свои криминальные действия перед доверившимися им жертвами — мол, всех преследуют ни за что, и нас тоже. Все это усложняется тем, что законодательство РФ сейчас предполагает возможность попасть под суд за высказывание как своих религиозных, так и атеистических убеждений — в первом случае за экстремизм, во втором — за оскорбление чувств верующих.

Коротко: религиозная сфера в российских законах разом одновременно и зарегулирована, и слишком размыта. Из-за этого нередко наказывают невиновных. Что до мошенников, то их конечно, надо наказывать, но не за взгляды, а за их преступления.

5

Как отличить опасную религиозную группу от безопасной?

Прежде всего — не паниковать зря. На самом деле опасных НРД очень мало, и скорее всего ваши страхи беспочвенны. В частности, наиболее популярные в России НРД — Свидетели Иеговы, вайшнавы («кришнаиты»), члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней («мормоны»), как и причисляемые иногда к этому ряду протестантские группы (адвентисты седьмого дня, харизматы) с криминальной точки зрения опасности не представляют. Но это не значит, что в той или иной религиозной группе не может попасться какой-нибудь мошенник — всякое бывает. Если вдруг понадобилось понять, не представляет ли опасности НРД, нужно обращать внимание на три вещи. Во-первых, законна ли деятельность участников? Если членов группы вынуждают делать что-то незаконное, это очевидный маркер опасности. Если деятельность высшего руководства окружена тайной, тоже можно заволноваться. Во-вторых, стоит посмотреть на финансовый вопрос. Одно дело — небольшие, пусть даже и регулярные, взносы, которые есть везде. Другое — принуждение к продажам собственности, переписывание имущества или использование труда верующих в ущерб их основной работе и личной жизни. Такие вещи редко, но случаются, и это верный признак опасности. Наконец, в-третьих, полезно посмотреть на высказывания лидеров общины. Если их лексика агрессивна по отношению ко всем остальным религиозным группам, если они склонны к травле отступников или резко отрицают общественную жизнь — это скверный знак. Проблема состоит в том, что все эти признаки можно встретить и в общинах крупных религиозных групп, так что дело, опять-таки, не столько в статусе НРД, сколько в конкретных лидерах. В любом случае, если вы сомневаетесь, лучше обратиться за помощью к специалисту — ученым-религиоведам, полиции или психологам (заранее удостоверившись, что сами они не ангажированны в ту или иную сторону).

Коротко: следите за финансами и законностью, если что — обратитесь к специалистам. 

6

Я слышал о финансовых сектах. Это что?

Некоторые НРД стремятся к заработку денег, а некоторые коммерческие (по сути — мошеннические) организации прикрываются религией. Дело в нюансах. Какие-то деньги с верующих собирают практически все религии — в православном храме стоит ящик для пожертвований, в католическом костеле могут собирать деньги во время службы, а в исламе своего рода религиозный налог («закят») считается одним из пяти важнейших правил для верующего. Поэтому сам факт сбора денег на нужды общины не криминален до тех пор, пока община не скрывает его от закона. Именно на это и стоит обращать внимание: если деньги собираются тайно и идут на непонятные цели, если человека принуждают жертвовать свои деньги или имущество на нужды общины или, тем более, принуждают к криминальной деятельности, стоит начинать волноваться. Кроме того есть и коммерческие группы «внутреннего роста» и тому подобных вещей. Под видом тренингов из людей могут выманивать деньги. Стоит обратить внимание на лексику и идеи. Профессиональные психологи не будут рассказывать о «внутреннем оке» и «тайных энергиях».

Коротко: никаких особых «финансовых сект» нет, но бывают нечистые на руку люди, которые прикрываются религиозными идеями или околорелигиозными рассуждениями об успешности и саморазвитии. Это обычные мошенники, вести себя с ними стоит соответственно вне зависимости от того, к какой общине они принадлежат.

Автор: Константин Михайлов, религиовед, Центр изучения религий РГГУ.

Это культ или новое религиозное движение?

Бхагван Шри Раджниш и ученики в Пуне, Индия, около 1977 года.

Тенденция в поп-культуре — это смесь текущих событий и юбилеев, а насыщение медиа-ландшафта — документальное повествование о культах в массовой культуре. В прошлом году Джонстауну исполнилось 40 лет, а этим летом исполняется 50 лет со дня убийства семьи Мэнсона. В 2019 году состоялся суд над участниками NXIVM, а сериал «Дикая, дикая страна» от Netflix вызвал интерес к своеобразному развитию событий в 1980-е годы группы под названием Rajneeshpuram. Популярные подкасты включают серию о «Вратах рая», а также множество исследований культовых групп и религиозных сект, как неортодоксальных, так и нет.

Но чем отличается культ от религии? Последователи считают себя верующими, даже учениками, а не членами культа. Однако семьи, правоохранительные органы, СМИ и другие религиозные лидеры полагаются на слово «культ» для дискредитации, осуждения или обвинения этих групп. За кем последнее слово и что стоит за самим словом?

Культ — это термин, который вообще не относится к религии, а применяется к общественному движению. Люди интуитивно чувствуют, как следует использовать слово «культ», даже если организация или движение соответствуют критериям новой религии. Возьмем, к примеру, саентологию и мормонизм. Оба были новыми религиозными движениями, которые превратились в общее понимание или определение религии. Однако, по данным Pew Research, немормоны в США чаще называют мормонизм культом.

Саентология и мормонизм пережили своих харизматических лидеров. Они открыто публиковали свои убеждения как священные писания. Обе религии ищут истину, предлагая своим последователям дорожную карту их места во Вселенной, а также моральный кодекс. Те, кто принимают верования и ритуалы, являются членами религии.

Но многие снаружи считают это движение и его последователей культом. Как они были объединены?

«Слово «культ» первоначально обозначало практику религиозного почитания и религиозную систему, основанную на таком почитании, например, культ Богоматери Гваделупской», — говорит Робин Кларк, профессор лингвистики в Школе искусств и наук. «Однако это слово было заимствовано в первой половине 20-го века социологией и стало обозначать социальную группу с «социально девиантными» убеждениями и практиками, такими как культ НЛО».

Культы против новых религий – это вопрос перспективы, говорит Ори Тавор, старший преподаватель кафедры восточноазиатских языков и цивилизаций, который ведет курс по новым религиозным движениям. «Новое религиозное движение» — это новый термин из академического дискурса, который применяется к религиозным движениям, начиная с 19 века. «Помните, — говорит Тавор, — что религиозный ландшафт США был связан со свободой вероисповедания. Любой может создать новую религию и может обратиться к правительству за статусом новой религии и получить защиту и признание от правительства».

То, что у них есть общего, может быть причиной их объединения: харизматичный лидер. И буддизм, и христианство названы в честь харизматического лидера. Ислам, первоначально называвшийся магометанством, также назван в честь своего лидера. Религии и культы часто следуют за лидером, претендующим на божественный или, по крайней мере, особый доступ к различным моделям знаний и откровений. Многие принимают мученическую смерть. Иисус из Назарета был широко распят. Джозефа Смита, основателя мормонизма, линчевали, оставив Бригама Янга вести последователей на запад.

Раннее изображение храма в Солт-Лейк-Сити Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

Последние дни — еще одна постоянная тема в культах и ​​религиях, как новых, так и старых. Нирвана, небеса, Сион или космическое пространство являются руководящим принципом в их писаниях. «В середине 19 века экономическое отчаяние привело к возникновению новых религиозных движений», — объясняет Тавор. «Жизнь на земле ужасна, — говорили они, — миру придет конец». В 19 веке новые религиозные движения были христианскими по происхождению. В 20-м веке произошел сдвиг, когда переведенные буддийские и исламские тексты с Востока стали доступны в условиях нового религиозного ландшафта.

«Люди разочаровались в христианстве и своих родителях, переехали в пригороды и стали более светскими. В середине 20-го века люди покидали свои родные общины или теряли связь со своими первоначальными общинами и искали более современное поклонение», — говорит Тавор. «Капиталистическое, потребительское общество тоже росло».

Харизматичным лидером, подключившимся к капиталистическому обществу потребления, был Л. Рон Хаббард.

В 1950-х Хаббард основал группу самопомощи, основанную на реинкарнации себя, под названием «Дианетика». Когда Дианетика потеряла популярность, Хаббард переупаковал ее в религиозное движение с эзотерическими писаниями — например, вы должны стать операционным тэтаном, чтобы иметь доступ к рукописным текстам Хаббарда. «Саентология не следует старомодной модели собрания, — говорит Тавор.

Середина-конец 20-го века представили трансцендентальную медитацию и кришнаиты в духовном ландшафте, угождая группе верующих, ищущих чего-то духовного, кроме христианства. Махариши даже использовал современную терминологию — он называл свою философию «наукой о счастье».

Во многом недоверие людей к новым религиозным движениям подпитывалось их популярностью. «Людей пугало то, что эти восточные религии были успешными. Посмотрите на Раджнишпурам и его лидера Ошо. Он был популярен в Индии, затем приехал в США, и поскольку люди были знакомы с кришнаитами и трансцендентальной медитацией и боялись их, люди сходили с ума из-за Раджнишпурама», — объясняет Тавор.

Примерно в это же время зародились депрограммирующие и антикультовые движения. «Маньчжурский кандидат» привнес концепцию промывания мозгов и депрограммирования в массовую популярную культуру, а смешение слова «культ» с маргинальными движениями вне религии (такими как культы судного дня, полигамные культы и террористические культы) подпитывало антикультовые движения.

Чтобы различать эти два понятия, Кларк предлагает простое упражнение: найдите тексты, содержащие слово «культ», и найдите в них сопутствующие слова. «Если у нас есть временной ряд таких текстов, мы должны увидеть сдвиг в смысловых связях, вероятно, начиная с 19 века.30-х годов, включая различные нерелигиозные термины, такие как «личность», «НЛО», «расист» и т. д. Это было бы диагностикой семантического изменения». Тавор сужает семантическое изменение до острого пункта — Джонстауна.

Тела членов Народного Храма были найдены через несколько дней после их массового самоубийства в джунглях Гайаны.

Джим Джонс был христианским проповедником, выступавшим против сегрегации, из Индианы, который представлял церковь смешанной расы. Джонс и его последователи уехали из Индианы в Калифорнию в поисках утопического сообщества. Находясь в Сан-Франциско, трения Джонса с законодателями и давление со стороны семей членов Народного Храма, стремящихся освободить своих родственников и детей, заставили Джонса искать утопическую общину в джунглях Гайаны, в Южной Америке.

Когда эти члены семьи узнали о переезде за границу, они обратились к правительству с просьбой о вмешательстве. В Джонстаун отправилась делегация — конгрессмен Лео Райан, его помощник Джеки Спейер, журналисты и операторы сетевых новостей. То, что началось как миссия по установлению фактов, закончилось пятью мертвыми на летном поле аэродрома Порт-Каитума, когда Райан и его представители бежали из Джонстауна вместе с горсткой перебежчиков. Райан был застрелен вместе с тремя представителями прессы и одним перебежчиком, а остальные члены делегации подверглись нападению. Вернувшись в Джонстаун, Джим Джонс передал свое последнее сообщение: «Я изо всех сил старался дать вам хорошую жизнь. Несмотря на все мои попытки, горстка наших людей своей ложью сделала нашу жизнь невозможной. Невозможно оторваться от того, что произошло сегодня». Через несколько часов все выпили Kool-Aid с добавлением цианида, совершая массовое самоубийство. Джонс скончался от огнестрельного ранения в голову.

«Это делает Джонстаун квинтэссенцией культа. Фотографии трупов были на обложке журнала Time ». говорит Тавор. «Джонстаун — важный момент в истории США для популяризации термина «культ»».

В Вако, штат Техас, в 1992 году представители отделения Давида подверглись нападению со стороны правоохранительных органов на территории их комплекса. Они были адвентистами, но их община была полигамной, и их легко заслужить звание культа — их верования были неортодоксальны по отношению к христианству.

Небесные врата получили известность в конце 90-х годов как культ Судного дня, совершив массовое самоубийство в 1997 году, чтобы получить доступ к тому, что, как они считали, должно было быть внеземным космическим кораблем, следующим за кометой Хейла-Боппа. Писание последних дней христианское по происхождению — источником является последняя книга Нового Завета, Книга Откровений. Но не все апокалиптические религиозные течения заканчиваются смертью или ожиданием космических кораблей. Адвентисты седьмого дня исходят из традиции 1840-х годов, которая предсказывала апокалипсис в 1843 году на основе расчетов из Книги Даниила.

Когда конец света не наступил, движение распалось, а его последователи реорганизовались в адвентистов седьмого дня.

Если один фактор может определить разницу между культом и религией, согласно Тавору, то это время. Саентология теперь признана государством религией со статусом освобождения от налогов. Мормонизм считался такой девиантной формой инакомыслия, что его основатель был линчеван. Сейчас Церковь мормонов насчитывает более 14 миллионов членов по всему миру.

«Движению требуется время, чтобы утвердиться в качестве законной части религиозного ландшафта, — говорит Тавор. «Культ не имеет ничего общего с содержанием своей религиозной идеологии. Это термин, чтобы демонизировать движение, которое вызывает споры. Это считается угрозой для основного общества». NXIVM, например, называют культом личности, потому что, как и в Джонстауне, это группа, которая следовала за харизматическим лидером в ущерб себе.

Но иногда государство определяет, является ли группа культовой, а не массовой культурой. Фалуньгун, например, был чрезвычайно популярной китайской религией, которая была внезапно объявлена ​​культом китайским правительством, когда она стала настолько популярной, что число ее последователей превысило число членов Коммунистической партии. Почти в одночасье Фалуньгун был объявлен культом и чем-то, чего следует опасаться. В США религиозные лидеры и массовая культура выступают в качестве арбитров при определении культа, а такие насильственные действия, как самоубийство, убийство и нанесение телесных повреждений, сильно влияют на то, будет ли группа названа культом.

Пока существует ортодоксия, будет и инакомыслие, и будут продолжать существовать евангелия конца дней, которые могут основываться на науке или писаниях, люди будут искать ответы, и появятся лидеры, утверждающие, что они у них есть. Будут ли их последователи членами секты или прихожанами, во многом будет вопросом времени.

Кредиты
  • Тина Родиа Писатель
Дата

Подтемы
  • Религиоведение,
  • Лингвистика
Школы
  • Школа искусств и наук

Разница между деноминацией и сектой

Основное отличие между деноминацией и сектой заключается в том, что деноминации имеют большее количество членов, более долгую историю и более широкое признание, чем секты.

И конфессии, и секты являются подгруппами религии. Многие господствующие религии имеют конфессии и секты. Деноминация — это подгруппа внутри религии, имеющая общее название, традицию и идентичность, а секта — ответвление религии или деноминации. Более того, деноминация может начаться как секта и со временем стать религией.

Ключевые сферы деятельности

1. Что такое наименование
     – определение, характеристики, примеры
2. Что такое секта
     – Определение, характеристики, примеры
3. В чем разница Между вероисповеданием и сектой
     – Сравнение ключевых различий

Ключевые термины

Церковь, деноминация, религия, секта

Что такое деноминация

Деноминация — это подгруппа внутри религии, имеющая общее название, традицию и идентичность. Самое главное, это устоявшаяся группа, существующая уже много лет и географически широко распространенная. В религии термин «деноминация» обычно относится к христианским конфессиям, таким как Восточная православная церковь, Римско-католическая церковь и разновидности протестантизма (методистская, баптистская и епископальная). Более того, религиозная конфессия имеет несколько иные убеждения, чем другие группы, разделяющие ту же религию. Однако они также имеют много общих характеристик.

Рисунок 01: Основные религии и конфессии в мире

Подобно христианству, многие религии имеют конфессии. Четыре ветви иудаизма (ортодоксальная, реформистская, консервативная и реконструкционистская), а также ветви ислама (суннизм, шиизм, коранизм, суфизм, ибадизм и т. д.) — все это конфессии. В индуистской религии деноминации различаются в зависимости от главного божества или философской веры; эти конфессии также имеют различные культурные и религиозные обычаи. Шиваизм, вайшнавизм, шактизм и смартизм — четыре основные индуистские конфессии. Кроме того, суннитский ислам и католицизм являются двумя крупнейшими конфессиями в мире.

Что такое секта

Секта обычно является ответвлением религии или деноминации. Существуют различные социологические определения для описания сект. Согласно Максу Веберу и Эрнсту Трёльчу, которые предложили теорию «типологии церкви и секты», секты — это новые религиозные группы, которые формируются для протеста против элементов исходной религии или деноминации.

Рисунок 2: Континуум церковь-секта

Секты обычно представляют собой отколовшиеся от религий группы и, как правило, находятся в конфликте с обществом. Хотя многие верования и практики секты будут пересекаться с верованиями и практиками основной религии или деноминации, некоторые верования и практики будут достаточно отличаться, чтобы вызвать раскол (формальный раскол внутри религиозной организации). Например, Пальмарская католическая церковь, Сообщество Богоматери всех людей, Филиппинская независимая церковь, Движение за восстановление Десяти заповедей Бога, Бразильская католическая апостольская церковь и Монастырь Святейшего Семейства являются некоторыми сектами в Римской империи. Католическая церковь.

Более того, секты могут быть механизмом формирования конфессий. Со временем секта может получить больше членов, более широкое признание и большее географическое распространение. Однако большинство сект очень быстро вымирают. Также важно отметить, что большинство людей воспринимают слово «секта» в негативном свете.

Разница между деноминацией и сектой

Определение

Деноминация — это подгруппа внутри религии, имеющая общее название, традицию и идентичность, а секта — это ответвление религии или деноминации.

Членство

Деноминация имеет большее количество членов, чем секта.

Принятие

Кроме того, вероисповедание более принято и географически более распространено, чем секта.

Период времени

Деноминации обычно имеют более долгую историю, чем секты. Хотя большинство сект быстро вымирают, секта может достичь статуса деноминации, если наберет больше членов и получит признание среди людей.

Примеры

Восточная православная церковь, Римско-католическая церковь и разновидности протестантизма (методистская, баптистская, епископальная и т. д.) являются деноминациями христианства, тогда как Сообщество Госпожи всех людей, Филиппинская независимая церковь, Бразильская католическая апостольская церковь , и Монастырь Пресвятого Семейства — это некоторые секты в Римско-католической церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *