Чем выше престижность статуса тем ниже уровень притязаний человека: § 3. Иерархия статусов. Статусные коллизии

Содержание

Экспериментально-психологическое изучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у студентов с их социальным положением в группе

 

По количеству ответов, которые были подсчитаны в  методике по шкалам, мы можем подсчитать процентные соотношения по уровню самооценки и уровню притязаний.

 

Σ = 88+67+66+46+48+46 =60% —- уровень самооценки

   6

 Σ =88+76+70+56+84+86 =77% — уровень притязаний

                              6

Описание таблицы: Среди испытуемых, принявших участие в исследовании 1 человек имеет низкий уровень самооценки. 7 человек имеют средний уровень самооценки, 15 человек имеют высокий уровень самооценки и 7 человек – очень высокий уровень.

По уровню притязаний 2 человека из всех испытуемых, принявших участие в исследовании имеют низкий уровень притязаний. Средний уровень притязаний имеют 7 человек. Высокий уровень притязаний имеет 11 человек. Очень высокий уровень притязаний имеет 10 человек.

Интерпретация результатов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данных группах наблюдается высокий уровень самооценки и уровень притязаний, самооценка выше уровня притязаний. А также наблюдается, что самооценка ниже, чем уровень притязаний и в некоторых случаях может быть, что самооценка и уровень притязаний имеют одинаковый средний уровень, тогда говорят, что эти два понятия связаны между собой. Может быть, что уровень притязаний и самооценка имеют низкий уровень.

Таким образом, можно сказать, что у большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это значит, что те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе.

 

2.3 Результаты изучения по методике «Социометрия».

С помощью методики социометрии мы исследовали межличностные  отношения в группе. Была использована непараметрическая социометрия.

Результаты  методики социометрия оценивались по двум показателям:

— социометрический  статус (СС) – это статус индивида в социальной группе, складывающийся на основе оценок его места и роли в данной группе.

— эмоциональная   экспансивность (ЭЭ) — это то, как индивид относится к своей группе.

Результаты  исследования по первой группе (см. диаграмму 1):

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

Исследование  межличностных отношений

Описание диаграммы: анализ показал, что по данным социометрического статуса (СС) в данной группе выделяется 2 лидера, рейтинг которых составляет 100%, предпочитаемые – 10 человек, рейтинг которых колеблется от 50% до 100%, принебрегаемые  – 5  человек, рейтинг которых колеблется от 0% до 30% и 1 аутсайдер, рейтинг которого составляет ниже 0%. Можно сказать, что у аутсайдера был выявлен заниженный уровень самооценки и низкий уровень притязаний, этот студент неуверен в себе.

По данным эмоциональной экспансивности (ЭЭ) было выявлено, что в данной  группе у 13 человек положительный статус по отношению к своей группе (балл выше 50%). У пятерых отмечается низкий балл —  отрицательный статус по отношению к членам  своей группы

Результаты  исследования по второй группе (см. диаграмму 2):

 

 

 

 

 

Диаграмма 2

Исследование  межличностных отношений

 

Анализ по диаграмме 2 показал, что по данным социометрического статуса (СС) в данной группе выделяется 7 лидеров, рейтинг которых составляет 100% , предпочитаемые – 5 человек, рейтинг которых колеблется от 50% до 100%.

По данным эмоциональной экспансивности (ЭЭ) было выявлено, что в данной  группе у всех человек положительный статус по отношению к своей группе (балл выше 50%).

Таким образом, можно сделать выводы, что у данной группы наблюдаются очень высокие показатели: высокое отношение к своей группе и высокое отношение группы к индивиду. Это свидетельствует о том, что студенты или невнимательно отнеслись к выполнению задания, или они на самом деле являются дружными в своей группе.

 

Глава 3. Обсуждение результатов исследования

3.1. Корреляционный  анализ

Рис.1

Корреляционный  анализ

 По данным корреляционного анализа (см. рис.1) мы наблюдаем, что самооценка положительно коррелирует с уверенностью. Это говорит нам о том, что чем выше уровень самооценки человека, тем более уверенно он себя чувствует.

Так же, уровень  самооценки коррелирует с уровнем  притязаний, чем выше самооценка, тем  больше уровень притязаний. И наконец, самооценка положительно коррелирует  с характером и авторитетом, то есть, чем выше уровень самооценки, тем  человек имеет больший авторитет.

И вторая взаимосвязь –  это положительная корреляция между уровнем притязаний и характером; между уровнем притязаний и авторитетом; между уровнем притязаний и уверенностью (см. рис.2).

Чем выше уровень притязаний, тем человек более уверенный, авторитетный. О нем можно сказать, что он высоко себя оценивает, ставит перед собой трудные цели и идет к их достижению.

 Рис.2

Корреляционный  анализ

Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь  между уровнем притязаний и самооценкой существует, но самооценка и уровень притязаний не связаны с социальным положением студента в группе.

Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования,  нашла свое подтверждение.

 

Выводы по эмпирическому  исследованию

 

В ходе нашего исследования, мы тестировали студентов по двум методикам: Дембо-Рубинштейн и социометрия, мы оценивали взаимосвязь уровня притязаний и самооценки с социальным положением студента в группе. Результаты показали, что взаимосвязь между уровнем притязаний и самооценкой существует, но самооценка и уровень притязаний не связаны с социальным положением студента в группе.

 

 

 

Выводы по курсовой работе

1. В данной  работе мы изучили теоретическую  литературу по взаимосвязи уровня притязаний и самооценки личности. Разобрали понятия «самооценка» и «уровень притязаний». Рассмотрели различные взгляды на природу самооценки.

2. Подобрали пакет диагностических методик направленных на изучение самооценки, уровня притязаний и социального положения в группе. За основу взяли такие методики как:

1. Методика Дембо-Рубинштейна, модификация Прихожан;

2. Социометрия  (психолог Джекоб Морено).

3. Провели качественный и корреляционный анализ полученных результатов, где описали характеристики, по которым мы исследовали студентов.

4. Проанализировали полученные результаты по взаимосвязи самооценки и уровня притязаний у студентов с их социальным положением в группе.

 

Список используемой литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ 5-е изд., М.: Аспект-пресс, 2006. – 363 с.
  1. Н.А. Батурин, Н.А. Курганский. Уровень притязания как метод исследования личности.

  1. Бернс Р. Что такое Я-концепция. Психология самосознания / под ред. Д.Я. Райгородский, — Самара: «Бахрах-М», 2003. – 393 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейн, — М.: «МОДЭК», 1999. – 352 с.
  3. Выготский Л. С. Вопросы возрастной психологии. Собр. Соч. в 6-т. Т.4. М., 1999г.
  4. Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003.
  1. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М., 1981. 473с.

  1. Зинченко В.П. Большой психологический словар: Изд.Москва, Санкт-Петербург, «Прайм-ЕВРОЗНАК»,2009.-672 с.
  2. Маклаков, А. Г. Общая психология  : Учеб. пособ. / Маклаков А. Г. — СПб.: Питер, 2007. -592 с.
  1. Маслоу А.  Мотивация и личность, изд. Питер, 2011, 352с.

  1. Молчанова О.Н., Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие, Москва: Флинта, 2010.- 392 с.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений /В.С. Мухина.- 12-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.-640 с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.,2000. -688 с.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 442 с.
  5. Палагина Н.Н. — Психология развития и возрастная психология, М.: Московский психолого-социальный институт, 2005г., 288с.
  1.  Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 2005. – 243с.

  1.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2-х кн. – 2-е изд., М,1999, 384с.

  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003 – 713 с.
  2. Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы, М., Педагогика-Пресс-1999г.

Интернет-ресурсы:

     20. http://metodi4ka.

com/

     21.http://www.persev.ru/

     22. http://lib.ru/PSIHO/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

 

Приложение 2

Регистрационный бланк к методике

Ф.И.О. _________________ Дата _________________

Рабочее место  №_________ Подразделение________

 

1

 

11

 

21

 

2

 

12

 

22

 

3

 

13

 

23

 

4

 

14

 

24

 

5

 

15

 

25

 

6

 

16

 

26

 

7

 

17

 

27

 

8

 

18

 

28

 

9

 

19

 

29

 

10

 

20

 

30

 

 

 

 

Уровень притязаний личности и постановка целей: VIKENT.

RU

«Определение целей тесно связано с временной перспективой. Цель человека включает в себя его ожидания от будущего, его желания и мечты. То, где помещает человек свою цель, будет определяться сочетанием двух факторов, а именно: отношением человека к определённым ценностям и его чувством реальности в том, что касается достижимости той или иной цели. То, каковы пределы уровня притязаний, какова ценность успехов и неудач, варьирует от личности к личности и от группы к группе.

В целом в нашем обществе имеет место тенденция определять свой уровень притязаний в соответствии с верхним пределом возможности. С другой стороны, чувство реальности предохраняет человека от неудач и удерживает в определённых рамках его амбиции. И это соотношение досягаемости цели и уровня реальности притязаний — один из самых важных факторов, обусловливающих продуктивность и моральное состояние человека.

Успешный человек обычно определяет свою очередную цель таким образом, чтобы она ненамного превышала ту, что была достигнута им ранее. Таким образом, он постепенно увеличивает свой уровень притязаний. И хотя, в конце концов, он руководствуется некоей идеальной целью, которая может быть относительно недостижимой, цели следующего этапа остаются вполне реалистичными и соответствуют его актуальному положению.

Неуспешный человек, напротив, будет скорее всего демонстрировать один из двух типов поведения — он либо будет ставить перед собой совершенно незначительную цель, меньшую, чем его прежние достижения, иными словами, он испугается и откажется от стремления к более значимым целям, либо поставленная им цель будет превышать его реальные возможности. Второй тип поведения достаточно распространён. Иногда это проявляется в том, что человек  осуществляет какие-то незначительные попытки добиться цели, не предпринимая особых усилий; иногда человек в такой ситуации слепо следует своей идеальной цели, не соотнося свои действия с тем, что действительно он может сделать при данных обстоятельствах.

Определение и осуществление важной цели и при этом реалистичное планирование своей деятельности с учетом ограничений ситуации — вот одна из основных задач и критериев высокого морального духа.

Масштабность целей, которые ставит перед собой человек, в значительной степени обусловлена стандартами той группы, к которой он принадлежит, а также стандартами групп с более высоким и низким статусом. Эксперименты, проведённые с участием студентов колледжа, показали, что если стандарты группы низки, то человек будет экономить силы и ставить цели гораздо ниже того уровня, которого он в реальности может достичь. Если же стандарты группы высоки, то и цели человека, к ней принадлежащего, будут более масштабными. Иными словами, и идеалы, и действия человека зависят от группы, к которой он принадлежит, и от целей и ожиданий этой группы. Совершенно очевидно, что проблема индивидуального морального состояния — это, в значительной степени, социально-психологическая проблема, связанная с групповыми целями и стандартами; так обстоит дело даже в тех видах деятельности, где человек стремится к достижению не столько групповых, сколько личных целей. И конечно же в тех случаях, когда человек прилагает усилия для достижения групповых целей, связь между индивидуальным и групповым моральным состоянием представляется ещё более тесной. […]

Переход от подросткового возраста к возрасту ранней зрелости означает расширение пространственной и временной перспективы психологического мира. До известной степени это означает или уход из малых контактных групп, таких как семья, или же оттеснение этих групп на второй план в более широком социальном мире, в котором ему придется существовать. Критиковать стандарты и ценности окружающего мира прежних поколений — вечное право каждого нового поколения. И чем лучше и чем демократичнее было образование людей нового поколения в детстве, тем более серьезной и честной будет эта критика.

Для молодого человека, вникающего в проблемы такого масштаба, — в принципе, для любого человека, в первый раз сталкивающегося с проблемами нового уровня, — типичными можно считать две реакции.

Во-первых, человек может уклониться от принятия решений такой важности, ограничив свою  временную перспективу теми рамками, из которых он фактически уже вырос. Его не слишком благоприятное моральное состояние приведет к тому, что он будет уделять всё своё внимание маленьким бытовым повседневным целям. Приведу в качестве примера студентку колледжа, которая была так расстроена этой войной «там, в Европе», что никогда не заглядывала в газеты и не слушала радио.

Во-вторых, человек может отказаться принимать в расчёт временную перспективу, менее длительную, чем пара тысяч лет. Он рассуждает только о том, что обязательно «должно быть»; его цели как таковые сами по себе превосходны, и он отказывается предпринимать хоть что-то, что идет вразрез с его принципами. Поскольку его цели характеризуются огромным расхождением между тем, «что есть», и тем, «что должно быть», т.е. между желаемым уровнем будущего и уровнем существующей реальности, его временная перспектива противоположна той, речь о которой шла выше, а именно удовлетворённости имеющимся статус-кво.

Но сама значимость той отдалённой цели, которую человек столь серьёзно воспринимает, сам факт того, что наличная ситуация чрезвычайно неудовлетворительна, мешает ему трезво оценивать актуальную структуру ситуации и реалистично планировать те незамедлительные шаги, которые следует предпринять для достижения этой цели.

Тому, кто впервые сталкивается с проблемами, связанными с новым масштабом временной перспективы, поначалу сложно отличить циника (считающего, что цель оправдывает средства) от человека высокого морального духа, серьёзно относящегося к своим целям и готового предпринимать определённые усилия для того, чтобы изменить существующее положение вещей».

Курт Левин, Временная перспектива и преодоление трудных ситуаций, в Хрестоматии: Психология личности / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А., Архангельская В.В., М., «Аст», «Астрель», 2009 г., с. 205-206 и 208-209.

 

Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру

Как власть, престиж и класс способствуют дискриминации — Дискриминация

Власть, социальный класс и престиж — все это влияет и способствует дискриминации в отношении различных групп.

;

; Например, человек может придерживаться предубежденных взглядов в отношении определенного пола и дискриминировать их, отказываясь нанять человека этого пола. Власть, социальный класс и престиж могут способствовать дискриминации расовых групп, социальных групп, гендерных групп и т. д.

Сила стоит за значительной частью дискриминации в современном мире экономическими и политическими методами. Многие ученые принимают определение, разработанное немецким социологом Максом Вебером, который сказал, что власть — это способность проявлять свою волю над другими (Weber 1922). Власть влияет не только на личные отношения; он формирует более крупную динамику, такую ​​как социальные группы, профессиональные организации и правительства. Дискриминация в конечном счете основана на властных отношениях между доминирующая группа и подчиненная (или маргинальная) группа . Человек, занимающий влиятельное социальное положение, как правило, может нанести больший ущерб качеству жизни и возможностям, доступным человеку, занимающему менее влиятельное положение. Эта разница в силе очевидна во многих ситуациях, включая доступ к медицинскому обслуживанию, возможностям получения образования и т. д.

В Соединенных Штатах социальный класс человека имеет далеко идущие последствия, поскольку социально-экономический статус (СЭС) привязан к определенным возможностям и ресурсам. Социальный класс относится к группировке людей в стратифицированной иерархии, основанной на богатстве, доходе, образовании, роде занятий и социальной сети (хотя иногда учитываются и другие факторы). Положение человека в иерархии социальных классов может влиять, например, на здоровье, семейную жизнь, образование, религиозную принадлежность, участие в политической жизни и опыт работы в системе уголовного правосудия. Социальный класс может способствовать неравенству через предрассудки и классовая дискриминация . Также известный как классизм , он включает в себя индивидуальные отношения, поведение, системы политики и практики, которые созданы для того, чтобы приносить пользу высшему классу за счет низшего класса, включая несправедливость в отношении здравоохранения, неравенство в судебной системе, отсутствие социальной мобильности. .

Престиж относится к репутации или уважению, связанным с положением в обществе. Человек может заработать престиж своими собственными достижениями, что известно как достигли статуса , или они могут быть помещены в систему стратификации по их унаследованному положению, которое называется приписываемым статусом. Профессии, такие как врач или юрист, как правило, имеют больше престижа, чем такие профессии, как бармен или уборщик. Работа с более высоким профессиональным престижем или статусом, как правило, оплачивается больше и часто рассматривается как работа, требующая более высоких навыков и квалификации или работы более высокого уровня. Следовательно, престиж человека тесно связан с его социальным классом — чем выше престиж человека (через его род занятий или, иногда, его фамилию), тем выше его социальный класс.

Престиж — важный элемент социальной мобильности. С одной стороны, выбор определенных занятий или посещение определенных школ может повлиять на уровень престижа человека. Хотя эти возможности доступны не всем в равной степени, выбор человека может, по крайней мере в ограниченной степени, повысить или понизить его престиж и привести к социальной мобильности. С другой стороны, определенные элементы престижа фиксированы; фамилия, место рождения, род занятий родителей и т. д. — неизменные составляющие престижа, вызывающие социальное расслоение. Следовательно, престиж может способствовать дискриминации, поскольку доступ к престижу может варьироваться в зависимости от социального статуса; те, кто имеет более высокий социальный статус и больше привилегия может иметь средства для достижения высоких престижных возможностей, в то время как те, у кого низкий SES, не будут. Это приводит к продолжающемуся социальному расслоению, или неравному общественному строю.

Практические вопросы


Хан Академия

MCAT Office Prep (AAMC)

Практический экзамен 2 P/S ВОПРОС 28

9000
5030006

• Предубеждение – это неоправданное или неправильное отношение (как правило, отрицательное) к человеку, основанное исключительно на принадлежности человека к социальной группе, а дискриминация – это поведение или действия, обычно негативные, по отношению к человеку или группе людей.

• Дискриминации в обществе способствуют власть, престиж и социальный класс. Все они являются средствами, позволяющими людям дискриминировать группы людей по признаку социального класса, расы или пола.

• Дискриминация может основываться на властных отношениях между доминирующей группой и подчиненной (или маргинализованной) группой. Человек, занимающий влиятельное социальное положение, как правило, может нанести больший ущерб качеству жизни и возможностям, доступным человеку, занимающему менее влиятельное положение.

• Социальный класс может способствовать неравенству через предрассудки и классовую дискриминацию. Также известный как классизм, он включает в себя индивидуальные отношения, поведение, системы политики и практики, которые созданы для выгоды высшего класса за счет низшего класса, включая несправедливость в отношении здравоохранения, неравенство в судебной системе, отсутствие социальной мобильности.

• Престиж может способствовать дискриминации, поскольку доступ к престижу может различаться в зависимости от социального статуса; те, кто имеет более высокий социальный статус и большие привилегии, могут иметь средства для достижения высоких престижных возможностей, в то время как те, у кого низкий СЭС, не имеют.


Ключевые термины

Дискриминация : предвзятое отношение к лицу на основании его или ее принадлежности или предполагаемой принадлежности к определенной группе или категории.

Предубеждение : Положительная или отрицательная оценка другого человека на основе его предполагаемой принадлежности к группе (например, расы, класса или пола).

Стереотип : Общепринятое мнение или образ группы людей или вещей, основанный на информации из вторых рук.

Престиж : Уровень уважения к профессии или роли в обществе.

Социальный класс : Воспринимаемый класс в иерархии, к которому принадлежит человек на основе богатства, образования и происхождения.

Доминирующая группа : Социальная группа, обладающая властью, привилегиями и социальным статусом, которая контролирует систему ценностей и вознаграждения в определенном обществе.

Подчиненная группа : Также называется меньшинством или маргинализованной группой, поскольку они имеют меньше власти или контроля, чем доминирующая группа, даже если доминирующая группа не составляет большинство населения

Социальный класс : Группы людей в иерархии , обычно основанный на богатстве, уровне образования, роде занятий, доходе и принадлежности к субкультуре или социальной сети.

Классовая дискриминация/классизм : Предубеждение или дискриминация на основе социального класса.

Достигнутый статус : Социальное положение, которое человек может получить на основе заслуг; это положение, которое зарабатывается или выбирается. Он отражает личные навыки, способности и усилия.

Приписанный статус : Социальный статус, который человек присваивает при рождении или невольно принимает в более позднем возрасте. Это положение, которое не зарабатывается и не выбирается, а назначается.

Привилегия : Особое незаслуженное преимущество или право, используемое в собственных интересах или в ущерб другим. Эти группы могут иметь преимущество в зависимости от социального класса, возраста, инвалидности, этнической или расовой категории, пола, гендерной идентичности, сексуальной ориентации и религии.

Социальная стратификация : Относится к категоризации людей обществом по социально-экономическим уровням на основе таких факторов, как богатство, доход, раса, образование и власть.

Понимание и изменение социального мира

Перейти к содержанию

Цели обучения

  1. Различать объективные и субъективные показатели социального класса.
  2. Обсудите, велика ли в США вертикальная социальная мобильность.

Большинство социологов определяют социальный класс как группу, основанную на сходных социальных факторах, таких как богатство, доход, образование и род занятий. Эти факторы влияют на то, сколько власти и престижа имеет человек. Социальное расслоение отражает неравное распределение ресурсов. В большинстве случаев иметь больше денег означает иметь больше власти или больше возможностей. Среди социологов существует поразительное количество разногласий по поводу количества социальных классов в Соединенных Штатах и ​​даже по поводу того, как измерять принадлежность к социальным классам. Сначала мы рассмотрим проблему измерения, а затем обсудим количество и типы классов, выделенных социологами.

Измерение социального класса

Мы можем измерить социальный класс либо объективно , либо субъективно . Если мы выбираем объективный метод, мы классифицируем людей по одному или нескольким критериям, таким как род занятий, образование и/или доход. Исследователь — это тот, кто решает, к какому социальному классу принадлежат люди, основываясь на их положении по отношению к этим переменным. Если мы выбираем субъективный метод, мы спрашиваем людей, какой класс они думают , в которых они находятся. Например, в General Social Survey задается вопрос: «Если бы вас попросили использовать одно из четырех названий для вашего социального класса, к какому бы вы сказали, что принадлежите: к низшему классу, рабочему классу, среднему классу, или высший класс? На рис. 8.3 «Субъективная принадлежность к социальному классу» показаны ответы на этот вопрос. Проблема с такой субъективной мерой заключается в том, что некоторые люди говорят, что они принадлежат к социальному классу, который отличается от того, к чему могут указывать объективные критерии. Эта проблема заставляет большинство социологов отдавать предпочтение объективным измерениям социального класса, когда они изучают стратификацию в американском обществе.

Рисунок 8.3 Субъективная принадлежность к социальному классу

Источник: данные General Social Survey, 2008.

Тем не менее, даже здесь существуют разногласия между теоретиками функционализма и теоретиками конфликта в отношении того, какие объективные меры использовать. Социологи-функционалисты полагаются на показатели социально-экономического статуса (СЭС), такие как образование, доход и род занятий, для определения чьего-либо социального класса. Иногда одна из этих трех переменных используется сама по себе для измерения социального класса, а иногда две или все три переменные комбинируются (способами, которые нас не должны интересовать) для измерения социального класса. Когда используется профессия, социологи часто полагаются на стандартные меры профессионального престижа. С конца 19В 40-х годах в национальных опросах американцев просили оценить престиж десятков профессий, и их оценки усреднялись вместе, чтобы получить баллы престижа для профессий (Hodge, Siegel, & Rossi, 1964). На протяжении многих лет эти показатели были относительно стабильными. Вот некоторые средние показатели престижа для различных профессий: врач — 86; профессор колледжа, 74 года; учитель начальных классов, 64 года; почтальон, 47; сборщик мусора, 28; и дворник, 22.

Несмотря на полезность SES, социологи конфликтов предпочитают другие, хотя и все же объективные, измерения социального класса, которые учитывают право собственности на средства производства и другую динамику рабочего места. Эти меры ближе к тому, что Маркс подразумевал под концепцией класса на протяжении всей своей работы, и они учитывают множество видов занятий и структур рабочих мест, которые он не мог себе представить, когда писал в XIX веке.век.

Например, в корпорациях есть много менеджеров высшего звена, которые не владеют средствами производства, но тем не менее определяют деятельность подчиненных им работников. Таким образом, они не вписываются точно ни в один из двух основных классов Маркса: буржуазию или пролетариат. Признавая эти проблемы, социологи конфликтов определяют социальный класс на основе нескольких факторов, включая право собственности на средства производства, степень автономии рабочих в своей работе, а также то, контролируют ли они других работников или сами находятся под надзором (Wright, 2000). .

Американская классовая структура

Как должно быть очевидно, нелегко определить, сколько социальных классов существует в Соединенных Штатах. За прошедшие десятилетия социологи выделили целых шесть или семь социальных классов, основываясь на таких вещах, как образование, профессия и доход, а также на образе жизни, школах, которые посещают дети людей, репутации семьи в обществе, способах богатство «старых» или «новых» людей и т. д. (Coleman & Rainwater, 1978; Warner & Lunt, 19).41). Ради ясности мы ограничимся четырьмя социальными классами, представленными на рис. 8.3 «Субъективная принадлежность к социальным классам»: высший класс, средний класс, рабочий класс и низший класс. Хотя внутри некоторых из этих широких категорий существуют подкатегории, они по-прежнему отражают наиболее важные различия в американской классовой структуре (Gilbert, 2011). Категории годового дохода, указанные для каждого класса, по общему признанию, несколько произвольны, но основаны на процентной доле домохозяйств выше или ниже определенного уровня дохода.

Высший класс

Высший класс считается высшим, и только могущественная элита может увидеть вид оттуда. В Соединенных Штатах люди с огромным богатством составляют 1 процент населения, и им принадлежит треть богатства страны (Beeghley 2008).

Деньги дают доступ не только к материальным благам, но и к большой власти. Как корпоративные лидеры представители высшего класса принимают решения, которые влияют на статус работы миллионов людей. Как владельцы СМИ, они влияют на коллективную идентичность нации. Они управляют основными сетевыми телевизионными станциями, радиопередачами, газетами, журналами, издательствами и спортивными франшизами. Как члены правления самых влиятельных колледжей и университетов, они влияют на культурные взгляды и ценности. Как филантропы, они создают фонды для поддержки социальных инициатив, в которые они верят. В качестве участников кампаний они влияют на политиков и финансируют кампании, иногда для защиты своих собственных экономических интересов.

Американское общество исторически различало «старые деньги» (унаследованное богатство, передающееся от одного поколения к другому) и «новые деньги» (богатство, которое вы заработали и создали сами). Хотя оба типа могут иметь одинаковую чистую стоимость, они традиционно занимают разное социальное положение. Люди со старыми деньгами, из поколения в поколение занимавшие прочное положение в высшем классе, пользовались высоким авторитетом. Их семьи научили их знать обычаи, нормы и ожидания, связанные с богатством. Часто очень богатые не работают за зарплату. Некоторые изучают бизнес или становятся юристами, чтобы управлять семейным состоянием. Другие, такие как Пэрис Хилтон и Ким Кардашьян, извлекают выгоду из того, что они богатые светские львицы, и превращают это в статус знаменитости, выставляя напоказ богатый образ жизни.

Однако представители высшего класса с новыми деньгами не ориентируются на обычаи и нравы элиты. Они не ходили в самые престижные школы. У них не налажены старые денежные социальные связи. Люди с новыми деньгами могут выставлять напоказ свое богатство, покупая спортивные автомобили и особняки, но они могут по-прежнему демонстрировать поведение, приписываемое среднему и низшему классам.

Средний класс

Многие люди считают себя средним классом, но существуют разные представления о том, что это значит. Люди с годовым доходом в 150 000 долларов называют себя средним классом, как и люди, которые ежегодно зарабатывают 30 000 долларов. Это помогает объяснить, почему в Соединенных Штатах средний класс делится на высшие и низшие подкатегории. Люди, принадлежащие к верхнему среднему классу, как правило, имеют степень бакалавра и аспирантуру. Они изучали такие предметы, как бизнес, менеджмент, право или медицина. Представители низшего среднего класса имеют степень бакалавра четырехгодичных колледжей или степень младшего специалиста двухгодичных общественных или технических колледжей.

Комфорт — ключевое понятие для среднего класса. Люди среднего класса много работают и живут довольно комфортной жизнью. Люди, принадлежащие к верхнему среднему классу, склонны делать карьеру, приносящую комфортный доход. Они обеспечивают свои семьи большими домами и хорошими автомобилями. Они могут кататься на лыжах или кататься на лодке в отпуске. Их дети получают качественное образование и медицинское обслуживание (Gilbert 2010).

В низшей части среднего класса люди работают под надзором членов верхней части среднего класса. Они заполняют технические, управленческие или административные должности более низкого уровня. По сравнению с работой низшего класса, рабочие места низшего среднего класса более престижны и приносят немного более высокую заработную плату. С такими доходами люди могут позволить себе достойный, обычный образ жизни, но им трудно поддерживать его. Как правило, у них нет достаточного дохода, чтобы создать значительные сбережения. Кроме того, их власть над классовым статусом более ненадежна, чем в верхних слоях классовой системы. Когда бюджет ограничен, люди из низшего среднего класса часто теряют работу.

Рабочий класс

Домохозяйства рабочего класса обычно работают на рабочих местах, таких как фабричные работы, строительство, обслуживание в ресторанах и менее квалифицированные канцелярские должности. Люди из рабочего класса, как правило, не имеют 4-летнего высшего образования, а некоторые не имеют диплома средней школы. Хотя большинство из них не живет в официальной бедности, их финансовое положение очень неблагополучно. Один большой счет за лечение или дорогой ремонт автомобиля было бы почти невозможно оплатить, не влезая в большие долги. Семьи рабочего класса гораздо реже, чем их более состоятельные коллеги, владеют собственным домом или отправляют своих детей в колледж. Многие из них живут в условиях риска безработицы, поскольку их компании сокращают штат за счет увольнения работников даже в хорошие времена, а сотни тысяч начали увольняться, когда в 2008 году в США началась рецессия9.0003

Низший класс

Хотя низший класс является общепринятым термином, многие наблюдатели предпочитают менее негативно звучащий термин, например, бедный, который используется здесь. Так же, как средний и высший классы, низший класс можно разделить на подмножества: рабочий класс, работающая беднота и низший класс. По сравнению с нижним средним классом, люди из низшего класса имеют меньше образования и меньше зарабатывают. Они работают на работах, не требующих особых навыков или опыта, и часто выполняют рутинные задачи под пристальным наблюдением.

Работающие бедняки имеют неквалифицированную низкооплачиваемую работу. Однако их работа редко предлагает такие преимущества, как здравоохранение или планирование выхода на пенсию, и их должности часто носят сезонный или временный характер. Они работают издольщиками, сельскохозяйственными рабочими-мигрантами, уборщиками и поденщиками. Некоторые бросили школу. Некоторые неграмотны, не умеют читать объявления о вакансиях.

Как люди могут работать полный рабочий день и при этом оставаться бедными? Даже работая полный рабочий день, миллионы работающих бедняков зарабатывают слишком мало, чтобы содержать семью. Минимальная заработная плата варьируется от штата к штату, но во многих штатах она приближается к 8 долларам в час (Department of Labor 2014). При такой ставке работа 40 часов в неделю приносит 320 долларов. Это составляет 16 640 долларов в год до вычета налогов и вычетов. Даже для одного человека зарплата низкая. Семейной паре с детьми будет сложно покрыть расходы.

Низший класс — это самый низкий уровень в Соединенных Штатах. Представители низшего класса живут в основном в городских районах. Многие безработные или частично занятые. Те, кто работает, обычно выполняют черную работу за небольшую плату. Некоторые представители низшего класса бездомны. Для многих системы социального обеспечения обеспечивают столь необходимую поддержку в виде продовольственной помощи, медицинского обслуживания, жилья и т.п.

Мы продолжим обсуждение бедных, когда далее в этой главе сосредоточимся на неравенстве и бедности в Соединенных Штатах.

Социальная мобильность

Социальная мобильность относится к способности менять положение в системе социальной стратификации. Когда люди улучшают или понижают свой экономический статус таким образом, что это влияет на социальный класс, они испытывают социальную мобильность.

Люди могут испытывать восходящую или нисходящую социальную мобильность по разным причинам. Восходящая мобильность относится к увеличению или сдвигу вверх в социальном классе. В Соединенных Штатах люди аплодируют достижениям таких знаменитостей, как Опра Уинфри или Леброн Джеймс, которые превратились из грязи в князи. Но правда в том, что по отношению к общей численности населения число людей, которые поднимаются от бедности к богатству, очень мало. Тем не менее, восходящая мобильность заключается не только в том, чтобы стать богатым и знаменитым. В Соединенных Штатах люди, получившие высшее образование, получившие повышение по службе или вступившие в брак с человеком с хорошим доходом, могут продвигаться в социальном плане. Напротив, нисходящая мобильность указывает на понижение социального класса. Некоторые люди скатываются вниз из-за неудач в бизнесе, безработицы или болезни. Уход из школы, потеря работы или развод могут привести к потере дохода или статуса и, следовательно, к нисходящей социальной мобильности.

Высшее образование является ключевым шагом на пути к восходящей социальной мобильности. Однако отдача от образования часто выше для мужчин, чем для женщин, и для белых, чем для цветных.

Ключевым средством продвижения вверх является формальное образование. Независимо от социально-экономического статуса наших родителей, у нас гораздо больше шансов получить высокооплачиваемую работу, если мы получим диплом колледжа или, что все чаще, аспирантуру или профессиональную степень. На рис. 8.4 «Образование и средний годовой заработок работающих полный рабочий день, 2007 г.» наглядно показано влияние образования на средний годовой доход американцев. Обратите внимание, однако, что для данного уровня образования доходы мужчин выше, чем у женщин. Рисунок 8. 4 «Образование и средний заработок круглогодичных работников, занятых полный рабочий день, 2007 г.», таким образом, предполагает, что отдача от образования выше для мужчин, чем для женщин, и многие исследования подтверждают этот вывод (Green & Ferber, 2008). Причины этого гендерного различия сложны и будут обсуждаться далее в главе 11 «Гендер и гендерное неравенство». Если в Соединенных Штатах существует вертикальная социальная мобильность, то она выше для мужчин, чем для женщин, и выше для белых, чем для цветных.

Рисунок 8.4. Образование и средний круглогодичный заработок работников, занятых полный рабочий день, 2007 г.

Источник: данные Бюро переписи населения США. (2010). Статистическая сводка США: 2010 . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. Получено с http://www.census.gov/compendia/statab.

Нередко разные поколения семьи принадлежат к разным социальным классам. Это известно как межпоколенческая мобильность . Например, у руководителя высшего класса могут быть родители, принадлежащие к среднему классу. В свою очередь, эти родители могли быть воспитаны в более низком классе. Модели межпоколенческой мобильности могут отражать долгосрочные социальные изменения.

Аналогично, под внутрипоколенческой мобильностью понимаются изменения в социальной мобильности человека на протяжении его или ее жизни. Например, богатство и престиж одного человека могут сильно отличаться от того, что есть у его или ее братьев и сестер.

Структурная мобильность происходит, когда социальные изменения позволяют целой группе людей двигаться вверх или вниз по социальной лестнице. Структурная мобильность связана с изменениями в обществе в целом, а не с индивидуальными изменениями. В первой половине двадцатого века индустриализация расширила экономику США, повысив уровень жизни и приведя к восходящей структурной мобильности. В современной трудовой экономике недавняя рецессия и аутсорсинг рабочих мест за границей способствовали высокому уровню безработицы. Многие люди пережили экономический спад, создав волну нисходящей структурной мобильности.

Анализируя тенденции и движения социальной мобильности, социологи рассматривают все виды мобильности. Ученые признают, что мобильность не так распространена или ее легко достичь, как думают многие. На самом деле, некоторые считают социальную мобильность мифом. Американская мечта действительно существует, но, скорее всего, она так и останется только мечтой, если только мы не выходцы из привилегированных семей. На самом деле вертикальная мобильность в США меньше, чем в других западных демократиях. В недавнем анализе были обобщены данные: «В большинстве других развитых экономик Европы и Скандинавии мобильность значительно выше, чем в Соединенных Штатах» (Mishel, Bernstein, & Shierholz, 2009)., п. 108).

Ключевые выводы

  • Существует несколько способов измерения социального класса. Социологи-функционалисты и конфликтологи расходятся во мнениях относительно того, какие объективные критерии использовать для измерения социального класса. Субъективные измерения социального класса, основанные на оценке людьми своего социального класса, могут быть не совсем достоверными.
  • Социологи расходятся во мнениях относительно количества социальных классов в Соединенных Штатах, но общее мнение состоит в том, что в Соединенных Штатах существует четыре класса: высший, средний, рабочий и низший. Дальнейшие вариации существуют в пределах высшего и среднего классов.
  • В Соединенных Штатах существует некоторая вертикальная социальная мобильность, но не такая большая, как в некоторых странах Западной Европы.

Каталожные номера

Бигли, Леонард. 2008. Структура социальной стратификации в США . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

Коулман, Р. П., и Рейнуотер, Л. (1978). Социальное положение в Америке . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Гилберт, Д. (2011). Классовая структура Америки в эпоху растущего неравенства (8-е изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *