Неконструктивная критика это: О неконструктивной критике. Определение и пример.

что это и как на нее реагировать

Критика бывает полезна. Она дает заряд мотивации и помогает стать креативнее. Но это работает, только если критика конструктивная — то есть высказанная с намерением исправить ситуацию, а не чтобы задеть. Рассказываем, как распознать неконструктивную критику и правильно на нее отреагировать.

👎 Содержит оценки, а не факты

Факт — это то, что произошло. Констатируя факты, мы называем объект, субъект и действие. Оценка — это уже интерпретация произошедшего с добавлением своих эмоций и выводов. Неконструктивная критика обычно строится именно на оценках.

🚫 «Ты ужасный сотрудник! Уже нет сил терпеть твои опоздания!»
✔️ «Ты опаздываешь уже третий раз за неделю»

Что делать. Попросить критикующего обратиться к фактам и посмотреть на ситуацию безоценочно — действительно посчитать, сколько раз вы опоздали и как потом отработали это время. Если хотите поспорить, отвечайте на критику тоже только фактами, отключив эмоции и избегая оценок

🤷 Не предлагает путей решения проблемы

Главный признак конструктивной критики — совет, как что‑то улучшить или исправить. Деструктивная же, напротив, не дает даже подсказки, как вам следует действовать.

🚫 «Твоя идея — просто ужас!»
✔️ «Нужно доработать идею. Посмотри, что мы уже делали по этой теме. Можем через час собраться и подумать вместе»

Что делать. Спросить, какие пути решения проблемы видит критикующий, что он предлагает сделать вам и чем готов помочь в сложившейся ситуации

👉 Направлена на человека, а не на его действия

Неконструктивная критика часто бьет по человеку и его неотделимым качествам: внешности, чертам характера, особенностям. Все это изменить или очень сложно, или вообще невозможно, и потому такая критика становится еще обиднее и бесполезнее.

🚫 «Мне не нравится твоя манера письма»
✔️ «Мне не нравится текст, который ты написал»

Что делать. Возьмите паузу и подумайте, чего добивался ваш собеседник. Возможно, между вами и критикующим давно назревал конфликт, но вместо его обсуждения он выбрал такой способ выразить свою обиду

🤬 Высказана грубо и неуважительно

Важно еще и то, какие выражения собеседник подобрал для своих претензий. Даже заслуженная критика может быть высказана так, что становится неконструктивной.

🚫 «Ты что, не можешь убраться по‑человечески? Живешь как свинья!»
✔️ «Ты редко убираешься. Это меня расстраивает, потому что мы договаривались об уборке раз в неделю по очереди»

Что делать. Помните, что вы не обязаны реагировать на неконструктивную критику, защищать себя и отстаивать свое достоинство. Не отвечайте на претензию, если вам психологически некомфортно это делать и если это только спровоцирует конфликт. Иногда нужно взять паузу и подождать, когда собеседник будет готов обсудить свое недовольство вашими поступками, но уже в уважительной форме

😒 Исходит от того, кто вообще не должен вас критиковать

Одно дело, если ваш внешний вид оценивает стилист, к которому вы пришли за консультацией, и совсем другое — когда комментарий отпускает друг, родственник или вообще незнакомец на улице. Зачастую неконструктивная критика исходит от людей, которых вы, в общем‑то, совсем не просили о фидбеке.

🚫 «Выглядишь просто отвратительно»
✔️ «Раз уж ты спрашиваешь, скажу, что, на мой взгляд, брюки к этой рубашке лучше подобрать другие»

Что делать. Следовать совету философов-стоиков и не позволять такой критике себя задеть. Мы не можем запретить другим людям высказывать непрошеное мнение, но можем контролировать свое отношение к этому, не злиться и не допускать, чтобы такая критика портила нам настроение

⭐️ Больше про критику и не только

В нашем новом бесплатном курсе «Как общаться с людьми». Расскажем, как правильно выражать просьбы, говорить о своих чувствах и высказывать претензии, чтобы вас услышали и поняли

Начать учиться

Еще о навыках общения:

1. Что такое двойное послание.
2. Как обсуждать сложные темы.
3. Что сказать, чтобы поддержать близких.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik.

Чем страшна неконструктивная критика и что с ней делать

Критиковать можно по-разному: можно сказать, что ребёнок глупый, раз ничего не понимает, а можно максимально корректно объяснить, в чём сильные и слабые стороны его работы. Наш блогер Варвара Котельникова на основе книги «Я — лидер нового поколения» объяснила, какой должна быть критика, чтобы она не обижала ни детей, ни взрослых.

Я стараюсь не использовать понятие «критика». Даже если речь о положительной коннотации с намерением сделать мир вокруг лучше. Больше нравится формулировка «обратная связь». Это разные понятия, но у конструктивной критики и обратной связи много общего.

Какие признаки у обратной связи?

  • Цель обратной связи — помочь, а не контролировать или манипулировать.
  • Она должна продвигать и побуждать к желаемому действию.
  • Основывается на личных наблюдениях и фактах.
  • Допускает описание собственных чувств.
  • Должна содержать только информацию и не должна выражать критичное отношение.
  • Должна затрагивать не саму личность, а только слова и действия.
  • Должна демонстрировать человеку уважение и право на личную позицию.
  • Говорится от первого лица: «Я воспринимаю твои действия как…»
  • Нет обобщения, разговор про конкретную ситуацию.
  • Акцент не на том, что плохо, а на том, что хорошо и что можно улучшить.

Критиковать конструктивно может не каждый. Неправильная критика создаёт эмоциональное давление, которое может трансформироваться в обиду, злость, протест или подорвать самооценку так, что отобьёт желание делать что-либо.

Я встречаю много курсов и практик по развитию личности, умению вести переговоры, доносить нужную информацию до коллег или клиентов. Чаще всего лекции, книги и тренинги адресованы взрослым людям. Нередко тем, кто занимает руководящую должность. Но какая же это грандиозная пропасть во времени — общение в школе и общение по рабочим вопросам. Почему бы нам не набрать в корзину (предпраздничные распродажи в помощь) пару-тройку книг про взаимодействие между людьми и не начать транслировать идеи эффективной коммуникации уже в начальной школе?

Можно сказать, это очевидно. Тогда почему так часто мы сталкиваемся с подавленными обидами и агрессией у детей и уже у взрослых детей, которые живут не в самое простое время?

Вы читали комментарии, которые люди оставляют друг другу в социальных сетях по дискуссионной (и не очень) теме? Это же облачное хранилище негатива!

Даже в комментариях у «детских блогов» все эти взрослые/приличные/умные/уважаемые (нужное подчеркнуть) люди пишут жестокие вещи. У меня пока нет детей, но я считаю, что вещать «c высоты своего полёта» в адрес ребёнка — некорректно и запредельно.

Вещать некорректно — запредельно не только в адрес ребёнка. Зачем множить желчь

Я неплохо знаю современный сленг. Когда меня «бомбит», предпочитаю промолчать. Точнее, вымолчать время. Потом отпускает. Всегда. Дискуссия — это хорошо. Речь исключительно про «зашквар».

Теперь выходим из онлайна в офлайн. Новости. Буллинг в школе. Конфликты между учениками. Конфликты между учениками и учителями. Конфликты между учителями и родителями. Неблагоприятные последствия для психики. Трагические последствия для жизни. Нужно понимать, что в основе лежит не «холодная молчаливая война». Конфликты между людьми начинаются со слов, которые мы в состоянии выбирать и фильтровать (особенно когда пишем). Конфликты начинаются с «плохой» критики. Ведь критика это, по сути, что? Способ донести то, что нам не нравится и с чем мы не согласны.

Возвращаясь к началу, я не претендую на использование и закрепление формулировки «обратная связь», но транслирую идею изменить смысл, посыл и направление. Пусть фокус внимания будет направлен на возможности человека и благодарность. Прошу прощения за экспрессию.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (Rawpixel.com)

Разрушительный Против. Конструктивная критика: научитесь видеть разницу

Умение принимать критику, возможно, не входит в ваш список желаний, но с точки зрения психологии ее, вероятно, следует признать продвинутой формой искусства, на освоение которой уходят годы. Потому что это тяжело. Когда мы слышим критику от других, в зависимости от нашей самооценки и характера комментария, мы можем уйти в себя, став своими собственными, даже более резкими, критиками. В равной степени вредно то, что мы также можем затаить обиду на тех, кто указал на наши недостатки, независимо от того, действительны они или нет.

Но не всякая критика создается одинаково: психологи признают как конструктивную, так и деструктивную критику двумя различными формами вербальной обратной связи. Хотя и то, и другое может выявить наши недостатки, конструктивная критика может способствовать более позитивному мышлению роста. Деструктивная критика, с другой стороны, может быть эмоционально разрушительной, но ее нельзя избежать на 100%. Самое главное, является ли критика, которую мы даем или получаем, конструктивной или деструктивной, наша способность практиковать самопринятие определяет наши отношения с критикой.

Взгляните на источник критики

Критика заставляет нас переосмыслить хотя бы некоторые аспекты самих себя, то, что мы могли упустить из виду, и дает возможность для саморазвития. По сути, это означает, что мы должны быть в состоянии проверять себя на наличие ошибок, не слишком сомневаясь в себе в процессе. Имея это в виду, никто не может полностью избежать критики, и страх перед ней может начать разъедать вашу самооценку и даже привести к психическим заболеваниям или другим проблемам.

Возможно, вы слышали старую поговорку: «Учитывай источник»; критика ничем не отличается. Критика может принимать разные формы и может исходить от семьи, друзей, партнеров, наших детей, коллег, начальников и соседей. Способность отличить конструктивную критику от деструктивной может начаться с: 

  • Самостоятельная проверка перед ответом: Если вы автоматически реагируете в обороне, вы не сможете определить, был ли комментарий деструктивным. или конструктивной критики. На самом деле, согласно исследованиям, вы можете даже не полностью усвоить то, что они сказали, если в ответ отключитесь.
  • Оценка эмоционального состояния человека, высказывающего критику: Те, кто чувствует гнев, неуверенность или ревность, скорее всего, начнут деструктивную критику в адрес других, пытаясь удовлетворить собственное угрюмое настроение. Если вы получаете деструктивную критику, проверьте, злится ли человек, беспокоится или испытывает стресс из-за не относящейся к делу ситуации или предмета. Но если то, что они говорят, дружелюбно, нейтрально и указывает на проблему (или, что еще лучше, предлагает решение, которое вы, возможно, упустили из виду), поблагодарите их за то, что они поделились своим мнением.
    И если это необходимо, дайте им знать, что вы учтете их комментарии — отличный пример — руководитель работ, который предлагает конструктивную критику, связанную с вашей работой.
  • Учитывая, говорят ли они конструктивно или деструктивно: Предлагает ли их комментарий вам способ улучшить проблему, на которую они указали? Предлагают ли они вам помощь в решении выявленной ими проблемы? Или они говорят об абсолютной неудаче или неправильности, неоднократно указывая на вашу ошибку и оскорбляя вас?

Это может произойти только тогда, когда у нас есть сильное, но гибкое чувство собственного достоинства, которое позволяет нам слушать, не отступая мысленно, или возводить эмоциональные стены, чтобы избежать столкновения с трудными мыслями. Мы не всегда можем рассчитывать на конструктивную критику со стороны других, и даже в деструктивной критике заложены некоторые зерна правды. Принимая себя, мы можем поощрять себя спокойно относиться ко всем формам критики, честно оценивая комментарии со стороны на предмет их истинной ценности.

.

Самопринятие может помочь вам справиться с критикой

Саморазвитие — это процесс, очень похожий на садоводство; отпустите ситуацию на месяц, и вы обнаружите, что то, что когда-то было управляемым, быстро вышло из-под контроля. Правда, скорее всего, в том, что никто не любит непрошенную критику, если только он не чувствует себя достаточно хорошо, чтобы выдержать критику. Не чувствуйте себя неполноценным, если вы работаете над принятием себя: это процесс на всю жизнь для всех.

Попробуйте:

  • Устраните негативное влияние в своей жизни: Некоторые люди не просто критичны, они ядовиты. Независимо от того, хотят ли они этого или просто не уверены в себе, самопринятия будет трудно достичь, когда вас тянет вниз ядовитая социальная сеть.
  • Практика повторных утверждений: Этот тип положительного подкрепления означает, что когда вы сталкиваетесь с конструктивной критикой, вы можете сказать себе: «Я могу использовать эту обратную связь, чтобы стать лучше». Когда кто-то предлагает вам деструктивную критику, вы можете напомнить себе: «Мои недостатки не определяют меня».
  • Используйте терапию замещения мыслей, чтобы направить себя в нужное русло: Если вы обнаружите, что критика имеет тенденцию вызывать у вас глубоко критические, резкие или даже вредные мысли по отношению к себе, ваш мысленный «тревожный звоночек» должен звенеть. Что бы вы ни думали о себе в негативном состоянии ума, оно не сбалансировано. Хотя может быть трудно увести себя от ментальной ямы, начните с малого. Замена этих мыслей может заключаться в том, чтобы просто замечать их, напоминая себе, что критику можно использовать и предлагать конструктивно — возможно, вы слишком остро реагируете.

Учимся предлагать конструктивную критику

Когда роли поменялись местами, может быть одинаково сложно честно исследовать, как вы относитесь к критике. Точно так же, как вы можете получать критику из множества источников, вы, вероятно, берете на себя столь же разнообразный набор титулов в жизни других: партнер, родитель, ребенок, брат или сестра, коллега, член сообщества (или даже лидер). В каждой из этих ролей, которую вы играете, критика, которую вы предлагаете, вероятно, влияет на тех, на кого она направлена, больше, чем вы думаете. И вы можете помочь сделать так, чтобы влияние было максимально положительным.

Предлагая критику, оставайтесь: 

  • Помните о своем эмоциональном состоянии. Если вы чем-то расстроены (даже если это связано с чем-то), попробуйте проверить свой темперамент или тон. Вы почувствуете себя лучше, если ваша критика предложит решение другой стороне.
  • Осознаете, с какой целью вы делитесь критикой: Надеетесь ли вы помочь другому человеку что-то улучшить или заметить, как его действия или выбор могут неосознанно влиять на других? Имея в виду позитивную цель, вы с меньшей вероятностью начнете набрасываться на них с деструктивной критикой.
  • Зная о ваших отношениях с человеком, которого вы критикуете: Хорошо это или плохо, мы вряд ли будем критиковать нашего начальника так, как мы могли бы критиковать нашего партнера. Но пример показывает, что наши отношения с человеком, на которого мы направляем критику, почти всегда вступают в игру. Быть эмоционально ближе к кому-то не должно быть возможностью сбить его с ног. Члены семьи, партнеры и близкие друзья часто являются людьми, с которыми мы разговариваем наиболее резко, но мы не можем ожидать от них конструктивной критики, если сами ее не высказываем.

Критика бывает двух основных форм — деструктивная и конструктивная критика. Мы не всегда можем определить характер получаемой нами критики, но наша реакция на нее полностью зависит от нас. Самопринятие, которое приходит со временем и усилиями, облегчает этот процесс. Мы даже можем помочь себе, поддерживая отношения, которые предлагают нам конструктивную критику: научившись сами предлагать этот тип обратной связи.

Конструктивная и неконструктивная критика: как справиться и получить пользу от обоих

Посмотрим правде в глаза: большинству из нас очень тяжело слышать критику, особенно если человек, выступающий с критикой, не слишком тонок в этом. Независимо от того, приходит ли это в конструктивной или неконструктивной форме, как диктор, вы обязательно столкнетесь с критикой всех видов в своей работе, часто в непрошеной форме.

Возьмите время, когда моя мама была у меня дома, когда я записывал звонок для большого прослушивания. Я действительно хотел эту работу, и я был взволнован тем, что перешел к следующему шагу в этом процессе. Я был уверен, что клиенту понравилось то, что я мог предложить, и я был в восторге от того, что направился к микрофону, чтобы изложить что-то потрясающее. Моя мама сначала сидела тихо, но когда я начал редактировать треки, чтобы отправить их, она вдруг заговорила. «Ты говоришь фальшиво. Вы должны звучать так, как будто вы действительно имеете в виду то, что говорите. Звучит не очень».

Ну, я плохо на это отреагировал. СОВСЕМ. Я тут же огрызнулся: «Вы действительно не понимаете, о чем говорите, поэтому мне не нужны ваши советы». Я был обижен, зол и обижен. В тот момент я был совершенно не в состоянии услышать, что она хотела сказать. Что еще более важно, я не желал признать, что ее критика может иметь какую-либо ценность. Я прекратил редактирование, приготовил нам обед, и через пару часов моя мама уже возвращалась домой.

И тут случилась забавная вещь: я вернулся к монтажу своих дублей, и знаете что? Она была права. Моя подача звучала пусто. Я был на автопилоте и не был подключен к копии. я не звучало так, будто я имел в виду то, что говорил. Я выбросил всю сессию и перезаписал ее с ясностью, намерением и целью. Я не получил работу, но кое-что понял: критика, даже если она звучит неконструктивно, может быть очень полезной, и что я понятия не имел, как относиться к критике, не говоря уже о том, чтобы принять ее.

Мне потребовалось некоторое время, чтобы научиться извлекать максимальную пользу из критики, и я до сих пор работаю над этим. Вот некоторые практики, которые помогли мне на этом пути:

Принимайте критику с благодарностью. Во-первых, не поддавайтесь желанию немедленно реагировать на критику. Легко занять оборонительную позицию и тут же выдать критику гнев или контраргумент, или даже запаниковать в этот момент. Вместо этого сделайте глубокий вдох и воздержитесь от реакции. Затем напомните себе о потенциальных преимуществах получения критики, независимо от того, в какой форме она проявляется: улучшение вашей работы, предоставление более качественных продуктов вашим клиентам, развитие творчества или изучение чего-то ценного о себе.

Учитывайте источник. Кто выступает с критикой и цените ли вы их мнение? Если это клиент, скорее всего, вам следует серьезно отнестись к его критике, чтобы успешно предоставить ему то, что ему нужно. Может быть, это тот, кто думает, что он эксперт, но просто любит критиковать, чтобы чувствовать превосходство и контроль. Хотя обе ситуации могут предложить что-то ценное, вы определенно хотите принять некоторые мнения с пресловутой недоверчивостью.

Критически выслушайте критику. Ага, я так и сказал. Если вы можете отделить свои эмоции от опыта получения критики и действительно слышать то, что говорится, тогда вы можете стремиться понять поднятые вопросы. Хотя получать критику сложно, и тоже могут быть очень тяжелыми. В результате даже человек с самыми лучшими намерениями может критиковать бесчувственно или нечетко. Не перебивайте человека, и когда он закончит говорить, спокойно задайте уточняющие вопросы, которые помогут вам лучше понять, что он на самом деле пытается сказать.

Делайте заметки! Записывая это, критика становится менее личной. Затем составьте список плюсов и минусов, поместив в одну колонку то, что вас беспокоит в только что полученной вами критике, и то, что кажется полезным в другой.

Дистанцируйтесь от критики и вернитесь к ней позже. Когда общение закончится, по возможности уходите. Если позволяет время, постарайтесь отложить в сторону всю информацию и обработку опыта. Сделайте что-нибудь приятное для себя, а затем вернитесь позже со свежим взглядом. Надеюсь, вы найдете вещи, которые помогут вам расти как актеру озвучивания, и двигаться вперед, чему-то научившись на собственном опыте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *