Черты психологические – 53. Понятие психологической черты. Каковы критерии выделения черт?

Психологические особенности личности человека | Дистанционные уроки

23-Дек-2014 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

Личностью можно считать человека, достигшего определенного уровня социального развития.

 
Причины психологического состояния:
 

  • биологические особенности психики;
  • физическое состояние;
  • среда (условия), в которой человек родился и вырос

 

 

  • темперамент;
  • характер;
  • интересы;
  • склонности;
  • способности;

 

Темперамент — врожденная особенность нервной системы человека, является природной основой проявления психологических качеств личности.

 

Впервые определение темперамента «темперамент» предложил еще Гиппократ

 

 

Это он предложил деление на 4 вида темперамента человека

:

 

1. Сангвиник

2. Холерик

3. Флегматик

4. Меланхолик

 

Это деление не лишено физиологической основы.

 

 

И.П.Павлов писал, что в основе высшей нервной деятельности человека лежат 3 базовых компонента:

 

  1. сила — индивид работоспособен даже при интенсивной,  напряженной деятельности; легко восстанавливается, практически не реагирует на какие-то слабые внешние раздражители;

  2. уравновешенность — индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке; легко подавляет свои желания;

  3. подвижность — индивид легко реагирует на изменение ситуации и быстро приобретает новые навыки.

 

Определенные сочетания этих компонентов объясняют деление на темпераменты, предложенные Гиппократом.

 

Сангвиник:

 

  • живой, сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
  • активный, энергичный, легко приспосабливающийся, легко сходится с людьми, богатая мимика и жестикуляция

 

Холерик

 

  • легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный тип внд;
  • активный, гиперэнергичный, настойчивый, трудно контролирует эмоции

 

Флегматик

 

  • спокойный, сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
  • пассивный, медленно и тяжело приспосабливающийся к новым условиям, слабо проявляет эмоции

 

Меланхолик

 

  • слабый, неуравновешенный, сдержанный, малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
  • пассивный, легко утомляющийся, приспосабливается очень трудно, эмоционально чувствителен

 

Характер — совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания.

 

Темперамент — врожденная характеристика, характер  — приобретается, формируется в течение жизни человека.

 

 

  • экстраверты — общительны, легко осваиваются в новом обществе,
  • интроверты — сосредоточены на своих переживаниях, трудно входят в новое для них общество, неуверенные в себе.

 

Характер человека может меняться под влиянием воспитания и самовоспитания

 

Интерес — определенная направленность сознания, получение информации в определенной области знаний.

 

Одним более интересны точные науки, другим — гуманитарные и т.д.

 

Склонность — предрасположенность к определенному виду деятельности

 

Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

 

Способности — индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием при выполнении той или иной деятельности.

 

Если способности не развивать, то они деградируют, угасают.

 
 
 

Еще на эту тему:

Обсуждение: «Психологические особенности личности человека»

(Правила комментирования)

distant-lessons.ru

Психологические особенности — Психологос

Люди все разные, и даже особенности их различны. Люди отличаются ростом и доходами, возрастом и по здоровью, но одни из самых интересных – это внутренние, психологические особенности людей.

Это характер — например, волевой и смелый.

Это темперамент — например, живой и сильный.

Это способности: например, цепкое внимание, музыкальный слух, художественная одаренность, хорошая память, быстрое мышление, богатое воображение.

Это интересы и склонности: например, склонность заботиться о чистоте или порядке, интерес к музыке или наукам.

Это избирательность нашего внимания и памяти, это творческий характер нашего мышления, это особенные, уникальные чувства каждого из нас.

К сожалению, психологические особенности могут быть и негативными: обидчивость, забывчивость, плаксивость, раздражительность, легко может растеряться или разозлиться. Склонность спорить и возражать, склонность к азартным играм, интерес к подглядыванию и подслушиванию, интерес к сплетням или кошмарам. Усиливаясь, такие особенности становятся уже проблемами. См.→

Психологические особенности легче понимать и предсказывать, если уметь относить человека к тому или иному психологическому типу. Опытный психолог, взглянув только на фотографию человека, может рассказать о нем очень много. Понимая психологические особенности других людей, можно строить с ними более эффективные отношения, к чему-то относиться более терпимо, а с какими-то быть просто аккуратнее. Разобравшись со своими психологическими особенностями, вы будете лучше понимать свои сильные и слабые стороны, будете лучше понимать окружающих, почему они так реагируют на вас и почему ваши отношения складываются так, а не иначе.

Многие из тех, кто увлекается изучением психологических особенностей, часто стремятся понять в первую очередь негативные слабые стороны как себя, так и других людей. Как бы это ни объяснялось, это скорее ошибка. Даже работа над собой эффективнее у тех, кто ставит себе позитивные цели, цели не искоренить в себе негатив, а задачи выработать в себе нужные качества. Так же и вы: изучая свои и чужие психологические особенности, старайтесь обращать свое внимание в первую очередь на сильные стороны свои и окружающих.

Точнее, помните принцип: будьте готовы к худшему, но настраивайтесь на лучшее.

www.psychologos.ru

4.2.Психологические особенности (черты) личности преступника.

Под психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

Заслуживает внимания исследование ценностно-нормативной системы, проведенное А. Р. Ратиновым и его сотрудниками, которое выявило существенные различия между преступниками и законопослушными гражданами в уровне развития правосознания, в отношении к различным правовым институтам общества. Так, максимальная солидарность с уголовным законом и практикой его применения выражена у законопослушных граждан и в значительно меньшей степени у преступников, хотя правовая осведомленность у них примерно одинакова, а отчасти (знание статей Уголовного кодекса) имеет и обратную зависимость. Степень усвоения правовых ценностей и норм в качестве «своих» у преступников значительно ниже, чем у законопослушных граждан. Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь нежелательных последствий, а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, как это характерно для законопослушных граждан. Выявлены существенные различия в оценочном отношении к правоохранительным органам и их деятельности у обследованных групп. Преступники оценивают карательную практику как чрезмерно суровую, особенно по тем видам преступлений, за которые сами осуждены, относятся к органам правосудия настороженно, недоверчиво. Наиболее скептически к правоохранительным органам относятся корыстные преступники, наиболее отрицательно и враждебно — корыстно-насильственные. Изучения специфики ценностно-нормативной системы личности преступника все же недостаточно для раскрытия его психологической сущности и соответственно выявления причин преступного поведения. Вот почему значительным вкладом в развитие криминальной психологии является предпринятая под руководством Ю. М. Антоняна попытка исследования психологических особенностей (черт) преступников и их отдельных категорий. Была изучена группа лиц, совершивших общеуголовные преступления, т. е. убийства, изнасилования, хулиганства, кражи, грабежи, разбои, хищения имущества, а также нанесших тяжкие телесные повреждения. Контрольную группу составили законопослушные граждане. Отобранные группы изучались с помощью методики многостороннего исследования личности (ММИЛ), которая представляет собой адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (ММРI). Установлено, что преступники от непреступников на статистическом уровне отличаются весьма существенными психологическими особенностями, которые и обусловливают их противоправное поведение. «Иными словами, — отмечает Ю. М. Антонян, — понятие личности преступника может быть наполнено этим психологическим содержанием. Поскольку же указанные психологические черты участвуют в формировании нравственного облика личности, есть основания утверждать, что преступники от непреступников в целом отличаются
нравственно-правовой спецификой».
Результаты исследования позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них личностные черты. Прежде всего, преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. У них выражена такая черта, как импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантилизме. Нравственно-правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. Такие люди обычно или не понимают, чего от них требует общество, или понимают, но не желают эти требования выполнять. Поскольку у таких лиц нарушен или деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации. Им свойственны также нарушения в сфере общения: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это в свою очередь снижает возможность адекватной ориентации, продуцирует возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все вместе взятое формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность — с другой. В результате правильная оценка ситуации еще более затрудняется, поскольку поведением управляют аффективные установки, а поступки окружающих рассматриваются как опасные, угрожающие личности, что приводит к противоправным способам выхода из сложившейся ситуации. Рассмотренные психологические черты присущи различным категориям преступников не в равной мере. Наиболее своеобразны среди них расхитители. В отличие от других преступников
расхитители
являются более адаптированными, т. е. более приспособленными к различным социальным ситуациям и их изменениям. Они лучше ориентируются в социальных нормах и требованиях, более сдержанны, могут хорошо контролировать свое поведение. Они также более общительны, и, как правило, не испытывают трудностей в установлении социальных контактов, для многих свойственны статусные потребности — стремление к лидерству, к признанию. Они отличаются наименьшей психической напряженностью, относительно высоким уровнем интериоризации социальных норм. Корыстно-насильственные преступники образуют однородную группу с выраженными психологическими чертами. Им свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем. Для них характерна повышенная враждебность к окружению, а их преступные поступки выступают как постоянная линия поведения. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Они отличаются также значительной отчужденностью от социальной среды, в связи, с чем у них снижается возможность адекватной оценки ситуации, общей ригидностью и стойкостью аффекта. Воры сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют значительно меньшую степень выраженности. Они социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта. Воры обладают наиболее гибким поведением и отличаются сравнительно низким уровнем тревоги. Они наиболее общительны, с хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов. Их агрессивность значительно ниже, и они в большей степени могут контролировать свое поведение. Для них менее характерно самообвинение за ранее совершенные асоциальные действия. Психологический профиль насильников характеризуется такими чертами, как склонность к доминированию и преодолению препятствий. У них самая низкая чувствительность в межличностных контактах (черствость). Слабо выражены склонность к самоанализу и способность поставить себя на место другого. Интеллектуальный контроль поведения такой же низкий, как и у корыстно-насильственных преступников. Для них характерна нарочитая демонстрация мужской модели поведения. Об этом свидетельствует и характер совершенного ими преступления (изнасилование), в котором сексуальные мотивы выражены в меньшей степени, а в большей — утверждение себя в мужской роли. Им присущи также импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации. В значительной степени черты, присущие всем преступникам, выражены у убийц. Вместе с тем у них имеются выраженные однородные личностные свойства. Убийцы — это чаще всего импульсивные люди с высокой тревожностью и сильной эмоциональной возбудимостью, которые в первую очередь концентрируются на собственных переживаниях, а в поведении руководствуются только своими интересами. У них отсутствует представление о ценности жизни другого человека, малейшее сопереживание. Они неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к конфликтам с окружающими. От других преступников убийц отличает эмоциональная неустойчивость, высокая реактивность поведения, исключительная субъективность (предвзятость) восприятия и оценки происходящего. Они внутренне неорганизованны, их высокая тревожность порождает такие черты, как подозрительность, мнительность, мстительность, которые в большинстве случаев сочетаются с беспокойством, напряженностью, раздражительностью. «Среда, — отмечает Ю. М. Антонян, — ощущается убийцами как враждебная. В связи с этим у них затруднена правильная оценка ситуации, и эта оценка легко меняется под влиянием аффекта. Повышенная восприимчивость к элементам межличностного взаимодействия приводит к тому, что индивид легко раздражается при любых социальных контактах, ощущаемых как угроза для него». Такие люди обладают ригидными (косными) представлениями, которые с трудом поддаются изменению. Все затруднения и неприятности, с которыми они сталкиваются в жизни, рассматриваются ими как результат чьих-то враждебных действий. В своих неудачах они обвиняют других, чем снимают с себя бремя ответственности. Наиболее чувствительны убийцы к сфере личной чести, у них болезненное самолюбие в сочетании с завышенной (неадекватной) самооценкой. Постоянное аффективное переживание, что менее достойные имеют значительно больше благ, чем они, вызывает желание защитить свои права, и они могут разыгрывать роль «борцов за справедливость». Поэтому «справедливое» убийство они могут совершить не только при разбоях, когда как бы перераспределяются ценности, но и из мести или ревности, когда якобы отстаивается личная честь, и даже при учинении хулиганских действий. Убийцам свойственны эмоциональные нарушения, психологическая и социальная отчужденность, трудности в установлении контактов, замкнутость и необщительность. Указанные лица испытывают также трудности в усвоении нравственно-правовых норм. Чаще всего они совершают преступления в отношении того или иного человека или ситуации в связи с накопившимся аффектом, не видя при этом (или не желая видеть) другого способа разрешения конфликта. Убийцам свойственно наделять других людей (по механизму проекции) чертами, свойственными им самим, а именно, агрессивностью, враждебностью, мстительностью. Это приводит к тому, что окружающих они начинают воспринимать как враждебных и агрессивных. В силу этого, совершая акт насилия, убийца считает, что он, таким образом, защищает свою жизнь, свою честь, а также интересы других людей. Таким образом, этих лиц отличает не только высокая восприимчивость в межличностных отношениях, но и их искаженная оценка. Насильственные действия с их стороны обычно происходят по принципу «короткого замыкания», когда даже незначительный повод тут же вызывает разрушительные акты. Особый интерес, в том числе для правоведов, криминологов, криминалистов и психологов, представляют психологические характеристики 107 лиц, каждый из которых совершил несколько умышленных убийств, а теперь отбывает пожизненное наказание в колонии особого режима в Вологодской области. Кто они? Лишь трое из них моложе 25 лет, 101 человек в возрасте от 26 до 55 лет, трое в возрасте от 56 до 60 лет, старше 60 нет ни одного. Впервые отбывают уголовное наказание 30 человек, во второй раз — 25 человек, в третий раз — 22, четвертый — 20, пятый — 11, шестой — 8, седьмой — ни одного, восьмой — 1. Таким образом, подавляющее большинство не впервые совершает преступление, а 62 человека привлекались к уголовной ответственности не менее трех раз. 23 преступника признаны судом особо опасными рецидивистами, на одного осужденного «приходится» в среднем 2-3 трупа. Из 107 человек лишь двое были приговорены к смертной казни не за убийства, а за бандитизм, лишь 13 — «только» за убийство с особой жестокостью и несколько человек — за убийство в совокупности с изнасилованиями, кражами, хулиганством и другими опасными преступлениями. Большая группа была осуждена сразу по пяти, шести, семи и восьми статьям Уголовного кодекса. Усредненный психологический портрет указанных лиц выглядит следующим образом: возраст 35 — 37 лет, ранее один-два раза судимый, в том числе за насильственное преступление, склонность ,к злоупотреблению алкоголем, к импульсивным проявлениям агрессивности и конфликтности, осужден за умышленное убийство, часто с особой жестокостью. По характеру замкнут, аутичен (погружен в себя), пессимистичен, испытывает трудности в общении и адаптации, чувство вины завышено, чувствителен, раздражителен, склонен к аффективным реакциям, мнителен, тревожен, замкнут на чувственном восприятии реальности, с пониженным, часто подавленным фоном настроения. Общая агрессивность в целом снижена, но с врожденной склонностью к словесной агрессии, уровень эротизма завышен, уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная деятельность снижена, логическое мышление часто блокируется аффективными переживаниями. Обнаруживается робость, неуверенность в себе, заниженная самооценка сочетается с переоценкой личных страданий с целью избежать или уменьшить ответственность за содеянное. Склонен пренебрегать нравственно-правовыми нормами, ориентирован в первую очередь на получение личной выгоды. Внутренне недисциплинирован, поведение часто мотивируется случайными влечениями, индивидуалист, пренебрегает коллективными интересами. Уровень самоконтроля снижен, стремится приспособиться к условиям особо строгого лишения свободы. Необходимость постоянного сдерживания и самоконтроля часто вызывает тревожные, невротические реакции’. Наиболее тяжелые переживания отбывающих пожизненное наказание вызывают следующие обстоятельства:

  • чувство вины перед потерпевшими и их родными — 32,8 %;

  • чувство вины перед собой и своими родными — 37,2 %;

  • отсутствие общения с родственниками, разрыв отношений с ними — 56,3 %;

  • утрата свободы — 46,9 %;

  • переживание личной несостоятельности, невозможности что-либо изменить в своем положении — 42,2 %;

  • ограничение общения с другими осужденными — 17,2 %;

  • отсутствие перспектив освобождения — 59,4 %;

  • изменение привычного образа жизни, однообразие жизни в колонии — 43,8%.

В последнее время в стране наблюдается заметный рост заказных (наемных) убийств. По данным Ю. М. Антоняна, в России ежегодно совершается 150 — 200 наемных убийств. По данным других исследователей (А. Г. Корчагин, В. А. Номоконов, В. И. Шульга), — 500 — 600. Убивают банкиров, коммерсантов, промышленников, конкурентов организованных преступных групп, реже — журналистов, политических противников. Убивают для устрашения других, для устрашения конкурентов, за несговорчивость, обман, в преступных группах — за предательство и сотрудничество с правоохранительными органами. Появилось довольно значительное число (иногда говорят — армия) лиц (киллеров) , которые сделали убийство по найму своей профессией, источником получения солидного денежного вознаграждения (главным образом в валюте). Они представляют исключительную опасность для общества ввиду того, что довольно редко несут уголовное наказание. Нередко совершенные ими дерзкие убийства преподносятся средствами массовой информации как сенсация. В результате убийцы предстают в ореоле «героев», неуловимых и неустрашимых, привлекательных для молодых читателей. Что собой представляют киллеры? «Исполнитель» из организованной преступной группы обладает большими возможностями совершения удачного покушения благодаря ресурсам (материальным и организационным), которыми обладает криминальная группа. Личные качества такого «исполнителя» более соответствуют специфике убийства, чем у случайного человека. Тем не менее шансы на удачное покушение у такой категории наемных убийц существенно ниже, чем у «профессионала», в связи с преобладанием корыстной мотивации деятельности и высоким уровнем личной агрессии, что значительно деформирует моменты восприятия окружающей обстановки и ее оценки. Наиболее часто киллеры используют огнестрельное оружие, причем такое, которое, по их данным, не имело криминальной предыстории. Его оставляют на месте. Указанные лица отличаются большой осторожностью, внимательностью, мобильностью, находчивостью. Обычно они тщательно готовятся к «работе», осматривают место будущего покушения, определяют точки, с которых будут производить выстрел, способы маскировки, пути отхода, расположение транспорта. Взрывы, а тем более пожары применяются реже. Встречались в криминальной практике случаи применения ядов, а также радиоактивных веществ, вызывающих медленную, но верную смерть. В более редких случаях «организуется» гибель в результате несчастного случая при автоаварии. Продуманность всех деталей, тщательный выбор и проверка оружия и т. д. входят в «профессиональную» деятельность киллеров, являются необходимым атрибутом их работы, которую необходимо выполнять успешно, ибо в противном случае можно поплатиться собственной жизнью. Когда один человек воспринимает другого абстрактно и лишь как мишень для выстрела, он должен быть отчужденной личностью, т. е. эмоционально холодной, бесстрастной, что исключает сопереживание, идентификацию с людьми, умение поставить себя на их место. Он должен обладать если не полной, то весьма значительной отстраненностью от жизни, некрофильскими чертами (стремлением к уничтожению живого). Указанные особенности присущи большинству наемных убийц. Некоторые из них вообще не воспринимают жертву как живого человека, тем более как индивидуальность. Является ли единственным мотивом их действий корысть, сугубо материальный интерес? Безусловно, нет, поскольку их поведение полимотивированно, что подчеркивает и Ю. М. Антонян. «Во-первых, наемные убийцы по большей части некрофильские натуры, чье поведение определяется самой потребностью в убийстве. Во-вторых, это игроки, которым очень нужно побывать в острых, возбуждающих ситуациях риска и опасности, что совсем не противоречит ранее высказанному утверждению о хладнокровии и осмотрительности таких людей. В названных ситуациях могут успешно действовать спокойные, выдержанные личности, умеющие просчитывать разные варианты. В-третьих, отнюдь не исключено, что отдельные наемные для убийства лица мстят бизнесменам или коммерсантам за то, что те удачливее и богаче, что они делают то, о чем убийца может лишь мечтать. В отличие от рассмотренных ранее убийц, которые отличаются повышенной ранимостью и восприимчивостью в межличностных отношениях, киллеры — спокойные, уравновешенные люди. Их трудно вывести из равновесия. Вероятно, они вряд ли дадут себя втянуть в уличную ссору или домашний конфликт. Отличительная их черта — умение быть незаметными, ничем ни привлекать к себе внимания. Это одно из условий их успешной деятельности по выполнению «заказов». Таким образом, в лице наемных убийц наше общество столкнулось с довольно необычным явлением, с особой категорией людей и преступников. Существует еще одна категория преступлений, которая вызывает, пожалуй, наибольший общественный резонанс, — многоэпизодные сексуальные убийства, которые в последние годы стали совершаться все чаще. Сексуальные убийцы-маньяки обычно выслеживают жертву. Внезапно нападают на нее, приводя в состояние шока, насилуют, наносят множество телесных повреждений, вспарывают грудь и живот, выворачивают внутренности, совершают надругательство над половыми органами, отрезают отдельные куски тела, поедают их или разбрасывают в разные стороны и т. д. Эти кровавые злодеяния поражают своей необычностью, немыслимой жестокостью, неумолимостью и цинизмом убийц, числом жертв, среди которых немало детей.

В числе таких преступников — Бруно Людке, убивший в Германии по сексуальным мотивам 85 женщин в период с 1928 года по 1943 год; жертвами Педро Алонсо Лопеса стали 300 малолетних девочек в возрасте до 10 лет. Среди отечественных кровопийц рекордсменами являются Чикатило, убивший в разных регионах России 53 человека (1978-1991 гг.), Михасевич, уничтоживший в 80-е годы в Белоруссии 37 женщин, а также Кузнецов, который убил в Москве и на Украине 20 женщин. Серийные сексуальные убийства имеют свою специфику: 1) число жертв — не менее двух; 2) жертвами становятся подростки и дети обоего пола, взрослые женщины; 3) большинство убийств совершается с особой жестокостью; 4) все убийства связаны с сексуальными переживаниями; 5) в большинстве случаев жертва специально не выбирается, нападение часто совершается и на случайно подвернувшихся лиц; 6) убийства совершаются с разной периодичностью различными способами и орудиями; 7) иногда сексуальные убийства сопровождаются актами каннибализма; 8) все серийные сексуальные убийства совершаются в условиях неочевидности. Что представляют собой эти современные монстры? Под руководством Ю. М. Антоняна А. Р. Павлов обследовал 102 человека, совершивших 329 сексуальных убийств, 96 покушений на убийства, 321 изнасилование и 84 покушения на изнасилование. Особая жестокость многоэпизодных убийств по сексуальным мотивам, способы их совершения, поведение преступников, число жертв — всегда вызывают у представителей правоохранительных органов сомнение в психической полноценности людей, которым инкриминируются указанные преступления. Анализ состояния психического здоровья лиц, обвиняемых в совершении такого рода убийств, показал, что их преступное поведение в той или иной мере связано с наличием различных расстройств психики. Однако, по данным А. Р. Павлова, лишь 17,7 % преступников, подвергнутых стационарной судебно-психиатрической экспертизе в НИИ им. В. П. Сербского, были признаны невменяемыми. В то же время среди лиц, признанных экспертами вменяемыми, только 28,6 %, или практически каждый третий, не имели никаких расстройств психики, а 71,4 % обнаруживали те или иные психические аномалии в рамках вменяемости. К ним относятся: психопатия — 46,6 %, шизофрения — 16,7 %, олигофрения в степени дебильности — 15 %, органические заболевания центральной нервной системы или их последствия — 15 %, хронический алкоголизм в различной степени — 5 %, эпилепсия — 1,7 %. Следует отметить, что среди психопатов, многократно совершивших убийства, 11,7 % обнаружили склонность к сексуальным перверсиям (парафилиям), т. е. к нарушениям сексуального поведения. 60,4 % преступников находились в момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь как бы развязывал им руки, снимал внутренние тормоза, актуализировал бессознательные переживания и давние психотравмы. 40,2 % преступников ранее привлекались к уголовной ответственности, из них 22 % — за половые преступления. Возрастные характеристики преступников распределились следующим образом: до 16 лет составили 1,6 %; от 17 до 18 лет — 6,9 %; от 19 до 24 лет — 31,4 %; от 25-29 лет — 29,4 %; от 30 до 39 лет — 16,7 %; от 40 до 49 лет — 11,8 % и старше 50 лет — 1,9 %. Таким образом, больше всего серийных убийств на сексуальной почве совершают преступники в возрасте 19-29 лет, хотя среди них есть и исключения — тот же Чикатило начал свои злодеяния, когда ему было за 40 лет, и продолжал их совершать 12 лет. Среди указанных преступников преобладают лица с неполным и полным средним образованием. Рабочие среди сексуальных убийц составили 59,8 %, служащие — 14,7 %, учащиеся — 3,9 % и неработающие — 21,6 %. Среди многоэпизодных убийц 36,3 % состояли в браке, 10,8 % — в повторном браке, 43,1 % не имели семьи и 9,8 % были разведены. «Приведенные статистические показатели, — указывает Ю. М. Антонян, — позволяют получить некоторую общую модель личности преступника, совершающего многоэпизодные убийства по сексуальным мотивам. Это молодой человек в возрасте от 19 до 24 лет, не состоящий в браке, принадлежащий к рабочей среде, закончивший 7 — 9 классов общеобразовательной школы, не привлекавшийся ранее к уголовной ответственности, страдающий расстройством психической деятельности в форме психопатии. Что касается психологических особенностей указанных лиц, то они характеризуются ранимостью, внутренней напряженностью, тревожностью, ригидностью (застреваемостью аффективных переживаний), подозрительностью, злопамятностью, высоким уровнем агрессивности. Наличие аффективных установок, проявления нетерпимости, враждебности не позволяют им изменить стереотип поведения, обусловливают нарушения социального взаимодействия, плохую социальную приспособляемость. Им присущи импульсивность, непосредственная реализация в поведении возникающих побуждений, крайний эгоцентризм с сосредоточенностью на собственной личности, собственных переживаниях, пренебрежение к интересам и чувствам других людей, иногда с ощущением собственной необычности, постоянным желанием самовыражения, привлечения к себе внимания. Серийных сексуальных убийц отличает бессознательное стремление к психологической дистанции между собой и окружающим миром, уход в себя. «Эти данные можно интерпретировать как глубокое и длительное разрушение отношений со средой, которая с какого-то момента начинает выступать в качестве враждебной и в то же время часто непонятной силы, несущей угрозу для данного человека. С этим, несомненно, связаны подозрительность, злопамятность, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, непонимание среды, что повышает и поддерживает тревожность и страх смерти». Определенный интерес представляют психологические особенности женщин-преступниц. Хотя удельный вес женской преступности неизмеримо ниже мужской, но и он в последнее время растет. Так, если в 1991 году удельный вес женщин-преступниц в общем числе выявленных преступников составлял 10,6 %, в 1993 — 11,2 %, то в 1995 году — 14,9 %. Кроме того, с 1991 по 1995 год число женщин-преступниц выросло почти в 2 раза, в то время как число преступников-мужчин возросло чуть более, чем в 1,5 раза, то есть темпы роста числа женской преступности перегнали соответствующие темпы роста мужской преступности. Каков же психологический портрет современной женщины-преступницы? В целом можно сказать, что основной массе женщин-преступниц по сравнению с преступниками-мужчинами в меньшей степени свойственны асоциальные установки, у них нет устойчивых преступных убеждений, социально-психологическая адаптация хотя и нарушена, но глубоких дефектов нет. Чего, конечно, нельзя сказать о рецидивистках, которые давно утратили социально-позитивные контакты и стали по сути дезадаптированными личностями. Психологическую специфику указанным лицам придает то, что у многих из них имеются психические аномалии и расстройства, в том числе и из-за возрастных изменений. Известно, что женской психологии свойственно такое качество, как стремление обращать на себя внимание. Демонстративность присуща и преступницам, однако у них она, определяя главным образом агрессивные преступные проявления, выполняет функцию самоутверждения. «Потребность в самоутверждении, — отмечает Ю. М. Антонян, — являясь одним из самых мощных стимулов человеческих поступков, становится у преступниц навязчивой, застревающей, существенно влияя на весь их образ жизни. Это не просто стремление нравиться мужчинам или выглядеть лучше других женщин, а потребность в подтверждении, как бы в фиксации своего существования, бытия, места в жизни в целом. Она, как правило, не охватывается сознанием». Свойственная женщинам-преступницам, в основном совершившим насильственные преступления против личности, ригидность (застреваемость и стойкость психотравмирующих переживаний, нередко достигающих аффективного уровня), а также высокая импульсивность, неспособность адекватно воспринимать и оценивать возникающие жизненные трудности побуждает их в ситуации фрустрации к необдуманному, дезорганизованному, часто преступному поведению. В отличие от преступников-мужчин женщинам-преступницам, как правило, свойственно чувство вины, беспокойство за свое будущее. Им характерна также повышенная тревожность, эмоциональная ранимость. Преступному поведению женщин в целом присуща импульсивность, мужскому — логичность. Среди осужденных женщин много таких, кто имеет невротические нарушения, характерны для них и тревожно-депрессивные состояния. Интересны данные психологического обследования в отношении отдельных категорий насильственных преступниц. Женщин, совершивших убийство своих мужей (сожителей) или причинивших им тяжкие телесные повреждения, отличает высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие чувства вины или раскаяния в совершенном преступлении. Отличительной чертой женщин-детоубийц является дисгармоничность их личности, которая выражается в сочетании двух противоречивых тенденций: с одной стороны, испытываемые ими депрессивные состояния, побуждают их стремиться к общению с людьми, а с другой — подозрительно относясь к большинству людей, они боятся общения. Наиболее типично это для женщин, убивших- своих внебрачных новорожденных детей. Указанное преступление, как правило, связано с боязнью осуждения со стороны окружающих людей и в то же время со стремлением заслужить их уважение и признание.

Психологические особенности личности неосторожного преступника. Проведенными исследованиями установлено, что лица, совершившие неосторожные преступления, принципиально отличаются по своим психологическим особенностям от совершивших умышленные преступления. Для неосторожных преступников характерны интрапунитивные реакции на ситуации фрустрации, т. е. возложение вины за неудачи, потери на себя, в отличие от умышленных преступников, для которых характерны экстрапунитивные реакции в фрустрирующих ситуациях, т. е. склонность во всем винить окружающих. Неосторожные преступники характеризуются также высоким уровнем тревожности. Лица, отличающиеся таким свойством, обнаруживают неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль. В экстремальных ситуациях они легко теряются и склонны к эмоциональной, а не рациональной, спокойной реакции на угрозы. Все это приводит к дезорганизованному поведению в аварийной ситуации, увеличению количества ошибок. Нахождение таких лиц в состоянии алкогольного опьянения максимально способствует повышению аварийности в условиях дорожного движения.

studfiles.net

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — это… Что такое ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ?


ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
(англ. psychological characterization) — форма изучения индивидуальных особенностей ребенка или взрослого. Она содержит конкретные данные об изучаемом субъекте (его поведении, деятельности, особенностях личности, материалы, собираемые путем систематического наблюдения, проводимого в различных жизненных ситуациях). См. Индивидуальный подход.

Х. п. м. б. использована в качестве вспомогательного метода в различных исследованиях: психологическом, социологическом, педагогическом, мед. и др. В этих случаях Х. п. составляется в соответствии с той задачей, которая стоит перед данным исследованием. Поэтому такого рода характеристики часто отражают не все психологические особенности изучаемого, а лишь существенные для решения поставленной в исследовании задачи.


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
  • ХАРЬКОВСКАЯ ШКОЛА

Смотреть что такое «ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:

  • характеристика психологическая — совокупность сведений об индивидуальных особенностях личности. Х. – содержит конкретные данные об изучаемом ( его поведение, деятельности психических особенностей). Х. – может быть использована как вспомогательный метод в изучении личности. Но… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологическая совместимость — Психологическая совместимость  характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего… …   Википедия

  • психологическая рефрактерность — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение и лат. refractarius упрямый. Категория. Характеристика нервного процесса. Специфика. Затормаживание реакции в ответ на раздражитель, следующий с малым временным интервалом за предыдущим.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая совместимость — в авиации характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. п., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости»,… …   Энциклопедия техники

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — – характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • психологическая совместимость — в авиации — характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. п., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости» …   Энциклопедия «Авиация»

  • психологическая совместимость — в авиации — характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. п., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости» …   Энциклопедия «Авиация»

  • ХАРАКТЕРИСТИКА — литературная, выделение отличительных особенностей персонажей, событий, переживаний. Х. можно считать специфическим первоначалом литературной образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой литературной Х.… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Психологическая характеристика следственной деятельности — Представляет собой описание психологических особенностей труда следователя, на основе которого определяются: требования, предъявляемые к его профессионально значимым психологическим качествам, критерии профессиональной пригодности к следственной… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Морально-психологическая подготовленность сотрудника — Мораль и право связаны неразрывно. Право призвано утверждать в жизни общества добро и наказывать зло, устанавливать справедливость и устранять несправедливость. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН в 1979 г.… …   Энциклопедия современной юридической психологии

Книги

  • Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в первой половине XX столетия, Артемьева Ольга Аркадьевна. В монографии представлены итоги изучения социально-психологической детерминации развития российской психологии в первой половине XX столетия. Обоснована уровневая субъектная концепция… Подробнее  Купить за 1356 руб
  • Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя, Шадриков Владимир Дмитриевич. Рассмотрены различные подходы к описанию нормального (психически здорового) человека отечественных и зарубежных психологов. Проанализированы идеологические, теоретические и методологические… Подробнее  Купить за 373 руб
  • Психологическая наука в России ХХ столетия. Проблемы теории и истории, Брушлинский Андрей Владимирович, Анцыферова Людмила, Знаков Виктор Владимирович, Кольцова Вера Александровна, Олейник Ю. Н., Абульханова-Славская К. А., Тугайбаева Б. Н.. В книге дана общая характеристика психологической науки в России XX века и на этом фоне проанализированы некоторые основные линии развития в психологии личности, всоциальной психологии и… Подробнее  Купить за 273 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ» >>

psychology.academic.ru

Психологические особенности человека

Характер человека формируется с детства и изменяется с возрастом. Психологические особенности индивидуума зависят от его способа мышления, чувств и побуждений, поэтому тесно связаны с социальными условиями и конкретными обстоятельствами.

Свойства личности, которые повторяются в типичных ситуациях, являются чертами характера. Люди отличаются между собой смелостью или трусостью в моменты опасности, замкнутостью или общительностью в отношениях и тому подобным. Ученые разработали множество классификаций, описывающих психологические особенности личности. Отечественная школа разделяет два направления систематизации свойств характера.

1. Психические процессы формируют личностные черты

Волевая сфера отвечает за уровень настойчивости, решительности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, самообладания.

Эмоциональные внутренние процессы делают человека впечатлительным, отзывчивым, инертным, безразличным, вспыльчивым и резким.

Уровень интеллектуального развития определяет сообразительность, любознательность, находчивость, глубокомыслие.

2. Направленность личности формирует черты характера

В системе направленности характера разделяют категорию свойств по отношению к себе, к людям, к окружающему миру и к деятельности.

Например, человек относится к окружающему миру, согласно собственным убеждениям или абсолютной беспринципности. В основе системы убеждений лежит собственный опыт и воспитание.

Психологические особенности характера по отношению к деятельности обусловлены жизненно важными целями. Черты характера проявляются в приоритетных интересах. Неустойчивость склонностей видна на фоне нарушенной цельности личности и отсутствия самостоятельности. Наоборот, люди с постоянными привязанностями и интересами параллельно характеризуются как целеустремленные и настойчивые.

Психологические особенности характера отличаются у двух человек с одинаковыми интересами. Ведь они могут по-разному относится к себе или к окружающим. Поэтому один веселый, а второй грустный, один скромный, а второй навязчивый, эгоист или альтруист. Две личности с совпадающей направленностью иначе понимают пути достижения цели, выбирают разные модели поведения, потому что обладают разными мотивациями. Потребность в успехе определяет психологические особенности в действиях, направленных или на стремление просто избегать неудачи, или на активную борьбу за победу. Поэтому кто-то проявляет инициативу, а кто-то отклоняется от малейшей ответственности.

В отношении к людям наблюдается лживость или честность, общительность, вежливость, отзывчивость.

Отношение к себе базируется на здоровом уровне эгоизма, при этом может наблюдаться заниженная или завышенная самооценка.

Психологические особенности восприятия

У человека в разной степени развиты зрительные, слуховые, осязательные, кинестические, обонятельные и вкусовые рецепторы, с помощью которых осуществляется процесс восприятия.

Восприятие пространства заключается в определении удаленности объекта от наблюдателя, от предметов, его параметры и форму. Работают зрительные анализаторы, слух, кожные и двигательные рецепторы. Восприятие трехмерного пространства обеспечивает человеку специальный орган, который называется вестибулярным аппаратом, он находится во внутреннем ухе.

Чтобы воспринимать время человеку приходится задействовать анализаторы внутренних органических ощущений, кроме слуховых, зрительных и двигательных ощущений. Некоторые индивидуумы просыпаются в нужное им время без будильника. О таких людях говорят, что у них в процессе жизни развилось чувство времени.

Еще не все типы восприятия изучены совершенно, ученые активно исследуют данную область человеческой психики.

fb.ru

Тема 10 Психология черт личности Черты как психологическая категория Факторный анализ в изучении че

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05 Заказать написание уникльной работы

Тема 10. Психология черт личности

  1.  Черты как психологическая категория
  2.  Факторный анализ в изучении черт личности: модели Дж.Гилфорда и Г.Айзенка
  3.  Теория черт личности Р.Б.Кеттелла
  4.  Модель Большой Пятерки
  1.  Черты как психологическая категория

При создании образовательной программы, при оказании помощи в выборе профессии или при оценке квалификации для определения возможности работы на определенном месте очень важно знать сильные и слабые стороны индивида, его особые черты и склонности. (Анастази)

Профессор Гарвардского университета Джером Каган (1986) выявил, что некоторые новорожденные обладают тенденцией, которую можно назвать уязвимостью или «робостью», проявляющейся при встрече с незнакомыми предметами, людьми или ситуациями. Эта тенденция сохраняется в поведении субъекта и впоследствии. Во время своего первого школьного дня «уязвимые», стоя в стороне, сосредоточенно наблюдают за играми своих более раскрепощенных сверстников. Эти психологические особенности постепенно трансформируются в устойчивую черту у взрослых людей, которые зачастую остаются застенчивыми на протяжении всей своей жизни (Zimbardo, 1990).

Различные личностные теории оперируют разными конструктами, имеющими неодинаковый уровень, как теоретических обобщений, так и степени абстракции. Но наиболее распространенным является понятие черты, описываемой, как правило, каким-либо существительным или прилагательным, а также рассматриваемой в качестве предиктора поведения личности.

Черты могут выделяться во всех сферах индивидуальности  в личности, характере, интеллекте, но мы сосредоточимся на изучении черт личности.

Понятие личностной черты, впервые предложенное Г.Оллпортом, было достаточно всеобъемлющим:

«Генерализованная и сфокусированная нейропсихическая система (характерная для индивидуума), обладающая способностью воспроизводить функциональный эквивалент, релевантный множеству стимулов, а также инициировать и регулировать устойчивые (эквивалентные) формы адаптивного и экспрессивного поведения» (Allport, 1937). (Либин)

Г.Оллпорт выделил восемь характеристик черт личности:

1. Черта личности  это не только номинальное, но и реальное обозначение. То есть они действительно существуют в людях, а не являются результатом теоретических выкладок.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Привычки, объединяясь, сливаются в черты.

3. Черта личности является движущим элементом поведения. То есть черты склоняют человека создавать или искать ситуации, в которых они могут проявиться.

4. Существование черт можно установить эмпирически. И, хотя они не поддаются непосредственному наблюдению, психологические методы позволяют их обнаружить.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перекрываясь, они проявляются в еще более обобщенных характеристиках поведения.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. И отрицательный полюс выраженности черты  это не всегда «плохо», а положительный  не всегда «хорошо».

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. Несогласованность некоторых поступков с чертой не является доказательством ее отсутствия у человека.

Первоначально Г.Оллпорт различал между собой общие (измеряемые, узаконенные) черты как характеристики, отличающие одну группу людей от другой в пределах данной культуры, и индивидуальные (морфологические), которые не допускают сравнения с другими людьми. Последние стали им обозначаться позднее как индивидуальные диспозиции (индивидуальные диспозиции Г.Оллпорт определял как нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения; они и представляют интерес для психологии личности.

Среди диспозиций можно выделить наиболее и наименее выраженные. Кардинальные диспозиции  это черты, отмечающие весь жизненный путь человека (например, «склонность к состраданию»). Центральные диспозиции  это тенденции в поведении, легко обнаруживаемые окружающими. Вторичные диспозиции  это предпочтения и ситуативные проявления человека. В своем понимании диспозиций Оллпорт придавал равное значение влиянию среды и наследственности. Что же касается эмпирической валидизации рассматриваемого подхода, то она не была подтверждена в практических исследованиях, однако способствовала тому, что учение о чертах личности конкретизировалось и развивалось. (Нартова-Бочавер)

В современных теориях (Phares & Chaplin 1997) выделяется несколько базовых признаков черты как психологического конструкта:

* черта не есть состояние и поэтому обозначает некую общую тенденцию поведения и ожиданий (McAdams, 1995). «Я впечатлительный» означает устойчивую характеристику, тогда как «меня впечатляют твои успехи» описывает лишь временное состояние эмоционального реагирования;

* черта является количественным измерением, позволяющим сравнивать степень выраженности конкретной характеристики у разных людей;

* черта может иметь иерархическую организацию, то есть более широкая черта включает в себя несколько специфических черт. Дескриптивные системы, базирующиеся на анализе черт, позволяют описывать личность через множество уровней;

* черта как конструкт создает основу для общего языка не только между различными формальными теориями личности, но между формальными теориями и неформальными описаниями человеческой личности в повседневной жизни.

Устойчивость многих личностных черт во времени подтверждена экспериментально. Различия между детьми в агрессивности, доминировании, зависимости, социабельности и застенчивости сохраняются на протяжении всего периода, начиная со среднего и позднего детства через подростковые годы вплоть до взрослости (Huesman, 1984). Клинические наблюдения показывают, что детям, имеющим в возрасте десяти лет поведенческие проблемы, довольно сложно избавиться от них во взрослой жизни (Patterson, 1982).

Психологическая черта кроме описательного аспекта поведения включает в себя и каузальный. Поэтому теории черт ставят своей целью анализ индивидуальной психодинамики с точки зрения поиска причинных механизмов:

Эти два аспекта, дескриптивный и каузальный, присутствуют во всех наиболее развитых концепциях личностных черт. (Либин)

Существует несколько способов выделения черт в психологии. Первый способ  это концептуализация, т.е. поиск черт, отвечающих теоретическим представлениям. В течение долгого времени именно этот способ был основным и применялся в работах Ф.Гальтона, А.Ф.Лазурского. Теоретически можно представить и сконструировать любое психологическое качество, однако эта работа может оказаться вполне бесполезной, если не соблюдать некоторые требования выделения черт. 1. Надо отбирать преимущественно простые свойства. 2. Нужно обращать внимание на свойства, обладающие вариативностью у разных людей. 3. Нужно изучать наиболее распространенные свойства. 4. Полезно отбирать свойства, имеющие много связей с другими качествами.

Второй способ выделения черт построен на семантическом сходстве психологических качеств. Психосемантические методы основаны на том, что каждый человек обладает собственным семантическим пространством, основными измерениями в котором являются сила, активность и оценка. Таким образом, любой объект и явление, хочет того человек или нет, воспринимается им как сильный – слабый, активный – пассивный и добрый – злой. Оценивание это осуществляется в основном неосознанно, однако психосемантические методы, базирующиеся на изучаемом Ч.Осгудом явлении синестезии (взаимодействии раздражителей разных модальностей), позволяют выявить взаиморасположение объектов внутри пространства. Если этими объектами служат черты, то мы получаем информацию о тех свойствах, с которыми они «сцеплены», и тех, которые им противопоставлены или ортогональны (независимы). Тогда можно укрупнить черты: ведь по наличию одной можно судить и о других.

И, наконец, третий способ  это факторный анализ, который служит в основном для выявления тех характеристик или черт, которые не поддаются непосредственному наблюдению, однако могут влиять на целый «куст» свойств. (Нартова-Бочавер)

Основной целью факторного анализа является упрощение описания данных путем сокращения числа необходимых переменных, или величин. Предположим, мы провели по двадцать тестов на каждом из 100 человек. Результат каждого индивида будет описываться двадцатью величинами, сообразно результатам по каждому из двадцати тестов. Если путем факторного анализа мы обнаружим, что пяти факторов достаточно для столь же полного описания индивида, которое мы получали при помощи двадцати тестов, то мы сможем сократить количество переменных до пяти. После этого возможно будет создать тесты для проведения этих измерений. Более распространенной практикой является выбор из числа имеющихся тестов тех, с помощью которых можно будет наилучшим образом измерять каждый из конечных факторов. Во всяком случае, число необходимых результатов, требуемых для такого же полного отражения поведения индивида, как это делалось при помощи изначальной серии тестов, будет сокращено с двадцати до пяти. (Анастази)

Факторы могут иметь несколько уровней, и чем выше уровень фактора, тем больше психологических качеств он будет определять. В этом смысле черты не обязательно характеризуют личностные особенности, они могут также описывать и интеллект (не случайно, что Р.Кеттелл и Г.Айзенк, прибегавшие к факторному анализу, внесли большой вклад и в психологию личности, и в изучение интеллектуальных способностей человека). Первые исследования с помощью факторного анализа были направлены на изучение структуры интеллекта через определение его факторов.

Факторный подход изучает ту реальность, которая обозначалась Г.Оллпортом как «общие черты», и устанавливает промежуточный  между номинативным и идиографическим  масштаб рассмотрения человеческой индивидуальности.

Таким образом, изучение структуры личности в рамках подхода с позиции черт является альтернативным типологическому. Чертами называют качества, устойчиво присущие данному человеку и проявляющиеся в различных ситуациях. То есть о чертах можно говорить только в случае межситуативной устойчивости: ведь каждый человек хотя бы раз в жизни совершает поступки, которые можно назвать добрыми, честными, великодушными, однако это не означает, что можно прогнозировать его подобное поведение и в дальнейшем. Черты представляют собой не типичные для всей группы, а наиболее отличительные особенности отдельного человека. Если сравнить тип личности с групповым портретом, то черта  это, скорее, та характеристика, которая выходит за рамки обобщенного образа и следует лишь логике поведения конкретного субъекта. (Нартова-Бочавер)

  1.  Факторный анализ в изучении черт личности: модели Дж.Гилфорда и Г.Айзенка

В отличие от Г.Оллпорта, который ставил акцент на изучении уникальных, идеографических аспектов личности, дифференциально-ориентированные психологи используют мультивариатийный статистический анализ для определения важнейших факторов, образующих личность. (Либин)

Одним из первых к корреляционно-факторным исследованиям обратился Дж.Гилфорд, выделивший с В.Циммерманом следующие 13 факторов структуры личности:

1. общая активность (энергичность, быстрота действий, любовь к действию),

2. доминирование (инициативностть, отстаивание своих прав, стремление к лидерству),

3. мужественность (профессиональные и внепрофессиональные мужские интересы, бесстрашие, недостаток со страдательности, невысокая эмоциональность),

4. самоуверенность (компетентность, ощущение признания со стороны других, уравновешенность),

5. спокойствие (хладнокровие и расслабленность, малые утомляемость и раздражительность, высокая концентрация на текущей деятельности),

6. общительность (социальная активность, социальная стабильность, интерес к лидерству),

7. рефлексивность (мечтательность, любопытство, созерцательность),

8. депрессия (эмоциональная и физическая подавленность, тревога, беспокойство),

9. эмоциональность (легкость возникновения и сохранения эмоций, поверхностность переживаний, фантазирование),

10. самоограничение (сдержанность, самоконтроль, серьезность),

11. объективность (реалистичность, трезвость оценок),

12. уступчивость (легкость в изменении позиции, дружелюбие и податливость),

13. сотрудничество (терпимость к замечаниям, отсутствие эгоизма, доверчивость).

Теория черт Г.Айзенка

Другая модель принадлежит Г.Айзенку, которого многие психологи считают основным последователем К.-Г.Юнга. Это утверждение основано на том, что центральным понятием структуры личности по Айзенку является также экстраверсия-интроверсия, а свои базовые факторы он называл типами. По способу получения и психологическому содержанию это, однако, скорее черты, чем типы, просто они были представлены не дискретно, а континуально. Экстраверсия-интроверсия, в контексте теории Айзенка, включают преимущественно коммуникативную составляющую этого понятия, означая либо влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт, либо затруднения в общении.

Будучи убежденным в том, что для описания вариативности человеческого поведения не следует использовать более трех суперчерт, Айзенк выделил сначала два основных фактора личности: Е (экстраверсию  интроверсию) и N (нейротицизм  эмоциональную стабильность), которые являются независимыми друг от друга, а сочетаясь, приводят к образованию четырех типов личности. В дальнейшем Г.Айзенк добавил к уже выделенным еще один фактор Р (психотизм  сила Суперэго). При этом он предполагал очень широкую вариативность проявлений личности внутри каждого из факторов (собственно, поэтому он и говорил о типах, а свои базовые измерения называл биологическими диспозициями личности). Так, например, фактор «психотизм» в качестве своих составляющих (компонентов второго уровня) имеет агрессивность, эмоциональную холодность, эгоцентризм, импульсивность, а в качестве компонентов третьего уровня  асоциальность, неэмпатийность, креативность, «безумие». Базовый фактор, доминирующий у каждого человека, и определяет его типологические особенности.

Поскольку достоверность существования этих трех факторов устойчиво подтверждалась многочисленными исследованиями в разных странах, Айзенк пытался определить их нейрофизиологические основы. Так, Е тесно связан с уровнем корковой активации. Интроверты, будучи высоко возбудимыми, избегают сильной стимуляции, а экстраверты, напротив, стремятся к ситуациям, способным дополнительную стимуляцию породить. Различия по фактору N отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. Особенно весом вклад лимбической системы, определяющей мотивацию и выражение эмоций. Что же касается фактора Р, то Айзенк выдвинул гипотезу о его связи с системой, продуцирующей андрогены.

Для диагностики структуры личности по Айзенку существует стандартизованный опросник, использование которого в близнецовых исследованиях свидетельствует о высоком вкладе генотипических факторов в изменчивость экстраверсии – интроверсии; генетическая обусловленность нейротизма кажется пока проблематичной, а влияние внутрипарных отношений на все личностные проявления исключительно велико.

Четыре типа сочетания экстраверсии и невротизма по Айзенку

стабильный

невротичный

интроверт

спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный

легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

экстроверт

лидер, беззаботный, покладистый, веселый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный

ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

(Нартова-Бочавер)

  1.  Теория черт личности Р.Б.Кеттелла

Несколько иной подход использовал при описании личности Р.Б.Кеттелл, который полагал, что среди черт личности можно выделить поверхностные (вторичные) и порождающие (первичные, исходные), которые, в свою очередь, могут подразделяться на конституциональные, обусловленные генетически, и развивающиеся под влиянием опыта и обучения, т.е., иначе говоря, на темпераментальные и характерологические.

В своей эмпирической работе Кеттелл пошел по пути укрупнения групп выделенных Г.Оллпортом эпитетов, относящихся к личности, и выделил 171 группу синонимов, которые затем, в свою очередь, свел к 36 биполярным наименованиям, а затем дополнил их терминами из других исследований до 46 пар.

Система порождающих (исходных) черт личности, согласно Кеттеллу, неоднородна, и включает:

— темпераментальные (конституциональные порождающие) черты, определяющие стиль индивидуального реагирования, такие, как эмоциональную реактивность, скорость и энергию реакций личности на стимулы среды;

— черты-способности, определяющие эффективность реагирования;

— динамические черты, относящиеся к движущим силам реакций и образующие два класса признаков  эрги, врожденные черты, мотивирующие поведение человека (направленность на борьбу и соперничество, стадное чувство, автономия), и сентименты, формирующиеся под влиянием социокультурных норм и включающие также проявления интересов, аттитюды.

Для описания личности взрослого человека Р.Кеттелл считал достаточным 19 выделенных им факторов, а для описания ребенка  всего 12, причем они частично не совпадают. Перечислим эти факторы, указывая их точное научное (техническое), выделенное чертой, и бытовое название. Все факторы имеют положительный и отрицательный полюс, однако это не означает предпочтительности значений: в психологическом плане они равноценны, а положительными или отрицательными могут становиться лишь в контексте определенной ситуации. Факторы, обнаруженные только на детской выборке, выделены жирным шрифтом.

Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом

А+

Аффектотимия (циклотимия)

Сердечность, доброта

Легкость общения, гибкость, приспособленность, добросердечность открытость, доверчивость, беспечность, общительность

А

Сизотимия

Обособленность, отчужденность

Конфликтность, ригидность, холодность, скрытность, неразговорчивость, сдержанность, подозрительность, осторожность, отгороженность, эгоистичность

В+

Высокий интеллект

Умный

Высокие умственные способности, быстрая сообразительность, понимание абстракций, широкие интеллектуальные интересы, упорство, настойчивость, образованность

В

Низкий интеллект

Глупый

Низкие умственные способности, сообразительность медленная, непонимание абстракций, отсутствие интеллектуальных интересов и упорства, необразованность

С+

Сила «Я»

Эмоциональная устойчивость

Свобода от невротических симптомов, отсутствие заботы о здоровье, постоянство интересов, спокойствие, реалистичность в отношении к жизни, настойчивость, упорство, умение держать себя в руках, безмятежность

С

Слабость «Я»

Эмоциональная неустойчивость

Много невротических симптомов, беспокойство о состоянии собственного здоровья, переменчивость в интересах, уклонение от ответственности, неспособность довести дело до конца, невыдержанность, тревожность

D+

Возбудимость

Беспокойство

Нетерпеливость, демонстративность, активность, ревнивость, высокое самомнение, непостоянство, бесцеремонность

D

Флегматичность

Уравновешенность

Спокойствие, удовлетворенность, флегматичность, неревнивость, самокритичность, постоянство, тактичность

Е+

Доминантность

Настойчивость, напористость

Независимость, самоуверенность, хвастливость, экстрапунитивность, грубость, бесцеремонность, смелость, конфликтность, своенравие

Е

Конформность

Покорность, зависимость

Подчинение, неуверенность в себе, скромность, интрапунитивность или импунитивность, тактичность, робость, осторожность, доброжелательность, послушание

F+

Surgency

Беспечность

Жизнерадостность, общительность, энергичность, разговорчивость, спокойствие, живость, проворство, доверчивость, гибкость

F

Desurgency

Озабоченность

Печаль, избегание общества, апатия, молчаливость, беспокойство, медлительность, осторожность, подозрительность, ригидность

G+

Сила «Сверх-Я»

Высокая совестливость

Стойкость, упорство, обязательность, дисциплинированность, собранность, высокоморальность, ответственность, внимательность к людям, требовательность к порядку

G

Слабость «Сверх-Я»

Недобросовестность

Непостоянство, переменчивость, легкомыслие, потворствование своим желаниям, небрежность, аморальность, безответственность, небрежность в обыденной жизни, расхлябанность

Н+

Parmia

Смелость

Общительность, оживление в присутствии лиц противоположного пола, отзывчивость, эмоциональность и артистизм, дружелюбие, импульсивность, беззаботность, любовь к публичности

Н

Threctia

Робость

Застенчивость, смущение в присутствии лиц противоположного пола, сдержанность, ограниченность интересов, враждебность, осторожность, страх перед жизнью

I+

Premsia

Мягкосердечность, нежность

Нетерпеливость, требовательность, зависимость, сентиментальность, эмоциональность, чувствительность, склонность к фантазированию, интуиция, мягкость к себе и окружающим, ипохондрия, беспокойство о здоровье

I

Harriet

Суровость, жесткость

Эмоциональная зрелость, независимость, реалистичность, рациональность, подчиненность чувству рассудка, практичность, присутствие логики, цинизм, отсутствие беспокойства по поводу здоровья

J+

Coasthenia

Осторожный индивидуализм

Склонность действовать индивидуально, замкнутость, препятствование общим интересам, усталость, холодное отношение к общегрупповым нормам

J

Zeppia

Интерес к участию в общих делах

Склонность к совместным действиям, любовь к вниманию, подчиненность личных интересов групповым, сила, энергичность, способность принимать общегрупповые нормы

К+

Comention

Культурная зависимость

Тактичность, культурная зрелость, ответственность, способность подчиняться, осознание точки зрения взрослых

К

Abolition

Неприятие культуры

Бестактность, культурная незрелость, безответственность, самоутверждение, непонимание социальных сложностей

L+

Protension

Подозрительность

Недоверчивость, ревнивость, завистливость, фиксированность на неудачах, раздражительность, тирания, склонность к соперничеству, высокомерие и повышенная самооценка

L

Alaxia

Доверчивость

Чрезмерная доверчивость, неревнивость, бескорыстие, легкая отвлекаемость от трудностей, покладистость, терпимость, прощение, понимание, уступчивость, чувство собственной незначительности

М+

Autia

Мечтательность

Поглощенность собственными идеями, интерес к абстрактным проблемам, фантазирование, непрактичность, неуравновешенность, восторженность

М

Praxernia

Практичность

Склонность к решению практических вопросов, устройство личных дел, избегание всего необычного, руководство объективной реальностью, надежность в практических вопросах, спокойствие, твердость

N+

Shrewdness

Проницательность

Изысканность, умение себя вести, точность ума, эмоциональная сдержанность, искусственность, наигранность в поведении, эстетическая изощренность, проницательность по отношению к окружающим, честолюбие, осторожность (полюс Маккиавелли)

N

Natural forthrighness

Наивность

Прямота, бестактность, неконкретность ума, эмоциональная недисциплинированность, естественность, непосредственность, простота вкусов, неопытность в анализе мотивировок, удовлетворенность достигнутым, непочтительность в обращении с людьми (полюс Руссо)

О+

Гипотимия

Склонность к чувству вины

Печаль, грусть, беспокойство, озабоченность, ранимость, впечатлительность, обязательность, чувствительность к замечаниям и порицаниям, боязливость, погруженность в мрачные раздумья, усталость, ипохондричность, напряженность

О

Гипертимия

Самоуверенность

Веселье, жизнерадостность, спокойствие, самонадеянность, безмятежность, нечувствительность к замечаниям и упрекам, бесстрашие, беззаботность, энергичность, активность, расслабленность

Q1+

Радикализм

Гибкость

Q1

Консерватизм

Ригидность

Q2+

Самодостаточность

Самостоятельность

Q2

Социабельность

Зависимость от группы

Q3+

Контроль желаний

Высокий самоконтроль поведения

Q3

Импульсивность

Низкий самоконтроль поведения

Q4+

Фрустрированность

Напряженность

Q4

Нефрустрированность

Расслабленность

Помимо приведенных в многоуровневой структуре личности существуют также 4 фактора второго порядка (экстраверсия  интроверсия, тревожность  приспособленность, cortertia  pathemia (живость коры головного мозга), независимость  покорность), которые получены в результате факторного анализа данных первичных факторов и вычисляются арифметически, и 5 факторов третьего порядка, которые изучаются в основном в научных исследованиях (сила нервной системы по возбуждению, самокритичность, уровень ответственности, забота о самом себе, степень социальной адаптации).

Разработанный для диагностики структуры личности опросник (16PF) очень популярен и используется в России в трех формах  параллельных формах А и В, содержащих 187 утверждений, и форме С, разработанной в Санкт-Петербурге и содержащей 123 пункта. Существует также детская форма, предназначенная для обследования младших школьников.

Кеттелл провел исследование вклада среды и наследственности в развитие черт личности. С помощью близнецового метода, он оценил наличие  отсутствие генетического влияния на черты, в результате чего было обнаружено, что черты имеют различную природу. Так, например, примерно две трети вариаций интеллекта и уверенности в себе обусловлены наследственностью, в то время как генетическое влияние на нейротизм и самосознание оказывается вполовину меньшим. По оценке Кеттелла, в целом примерно две трети характеристик личности определяются влиянием окружающей среды и одна треть  наследственностью.

Стремление к более четкому отделению факторов среды и наследственности породило множество дополнительных исследований, которые, однако, привели к противоречивым данным. Показатели наследуемости достигают значимого уровня лишь по немногим показателям (у разных авторов отмечается сходство в монозиготных парах по факторам С, F, I, J, О, Q2, Q3, Q4), однако они не согласуются между собой. Многие исследователи отмечают значительный вклад близнецовой ситуации в сходство  различие наблюдаемых черт.

Поэтому ряд исследований был посвящен изучению именно этого обстоятельства  типа внутрипарных отношений. Было убедительно показано, что решающим, по-видимому, оказывается пол монозиготных близнецов. Так, у женских пар обнаружено значимое сходство по 12 факторам, а у мужских  всего лишь по 7. По сути, полученные результаты лишь уводят от решения проблемы среды  наследственности в область чисто ролевых отношений, причем одно из возможных объяснений состоит в том, что девочки, по-видимому, оказываются более чувствительными к влиянию социальных представлений о том, какими должны быть близнецы. То есть наследственность и социокультурные представления в данном случае «работают» на один и тот же результат. С наибольшей уверенностью можно говорить лишь о генетической обусловленности черт, связанных с социальной экстраверсией (общительности, активности, невротизма), однако с возрастом степень генетической обусловленности постепенно уменьшается.

Кеттелл внес также значительный вклад в изучение действия социальных групп, к которым принадлежат люди (диапазон изменчивости черты внутри группы называется синтальностъю  sintality), развивая мысль Оллпорта о существовании общих и индивидуальных черт. (Нартова-Бочавер)

  1.  Модель Большой Пятерки

Столь существенная разница в определении базовых измерений личности — от трех в концепции Айзенка до шестнадцати в концепции Кэттела — объясняется отсутствием консенсуса между психологами относительно общепринятой дескриптивной модели личности. Еще одна важная попытка в этом направлении, предпринятая в последние десятилетия, связана с разработкой теоретической и экспериментальной базы для подтверждения универсальности пяти связанных между собой измерений личности, получивших название Большой Пятерки (Big—Five-Model). (Либин)

Большая Пятерка: лексическая модель

Первоначально в список английских слов, так или иначе описывающих личность, вошло 18000 пунктов (Allport & Odbert, 1936). Наиболее удачно идею имплицитного присутствия в языке психологических описаний личности сформулировал Р.Кэтгел:

«Все аспекты человеческой личности, которые имеют значение и вызывают интерес или же являются полезными, уже получили запись в субстанции языка» (Cattell, 1943).

Некоторые исследователи склонны обозначать явление, о котором пишет Кэтелл, термином «языковая личность». Следующим этапом в анализе «языковой личности» стало выделение из первоначального списка наиболее общеупотребительных слов, составленного Оллпортом и Одбергом, 2800 (двух тысяч восьмиста) прилагательных, характеризующих личностные черты (Norman, I967). Дальнейшая работа над структурированием описаний с применением современных методов факторного анализа привела Льюиса Голдберга к выделению пяти измерений, базирующихся на лексической гипотезе (Goldbergs 1996). В соответствии с основной идеей лексической гипотезы, наиболее важные индивидуальные различия во взаимодействии между людьми кодируются в виде отдельных терминов в некоторых или даже во всех языках мира.

Еще в 1938 году Л.Тёрстоун, используя факторный анализ для структурирования описаний, с помощью которых человек характеризует себя и других, после обработки 1300 оценок шестидесяти важнейших личностных черт выделил пять независимых факторов. Р.Кэттелл, используя лексический подход, обнаружил двенадцать факторов, из которых только пять характеризуются стабильной воспроизводимостью. Приведем краткие характеристики этих наиболее исследуемых на сегодняшний день пяти факторов (по Goldberg, 1993):

I. Экстраверсия или Вовлеченность: общительность, напористость, высокая активность или спокойствие, пассивность и сдержанность;

II. Доброжелательность или Приятность: доброта, доверчивость и теплота или враждебность, эгоизм и недоверчивость;

III. Добросовестность или Надежность: организованность, основательность и надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность;

IV. Эмоциональная стабильность или Нейротицизм: расслабленность, уравновешенность, устойчивость или нервозность, удрученность, раздражительность;

V. Культурность, интеллектуальность или Открытость к опыту: вдохновленность, любознательность, креативность или узость интересов, заурядность, ограниченность.

Описанные измерения представляют собой часть иерархической структуры личностных свойств, образуя наиболее абстрактный, то есть базовый, уровень. Остальные, более частные характеристики, каковых насчитываются десятки, образуют нижний уровень иерархии (John, Hampson & Goldberg, 1991). Однако практически все исследователи обходят стороной вопрос об иерархической соотнесенности факторов внутри самой модели Большой Пятерки. Между тем, 1-й и IV-й факторы относятся к биологически обусловленным подструктурам, тогда как остальные три фактора входят в личностные структуры, обусловленные влиянием преимущественно содержательно интерпретируемых поведенческих тенденций, в том числе, направленностью личности. Возможно, указанная трудность связана и с тем, что существуют большие сложности в определении иерархической структуры понятий в самом языке, хотя эта задача уже формулируется в последних работах следующим образом:

«Целостная таксономия личностных свойств должна включать как горизонтальные, так и вертикальные черты и соответствующие им признаки значений. Горизонтальный аспект относится к степени схожести среди свойств одного и того же иерархического уровня (например, скромность включает компоненты застенчивости и кооперативности). Вертикальный аспект относится к иерархическим соотношениям между свойствами (например, надежность является более абстрактным и общим концептом, чем пунктуальность)» (Goldberg, 1996).

Для создания целостной модели личности необходимо объединение обеих тенденций — «вертикальной» и «горизонтальной». Использование иерархической шкалы для измерения черт в данном контексте очень эффективно, но необходимо учитывать и горизонтальные тенденции, обозначающие базовые источники таксономии. Следующая особенность заключается в том, что вертикальные отношения между свойствами легко различимы лишь в некоторых случаях анализа личностных свойств, закодированных в естественном человеческом языке, тогда как горизонтальные отношения очевидны для многих. Поэтому делом будущего является определение в описании личности граней, относящихся к более частным, чем пять базовых факторов, иерархическим уровням.

Пять Факторов: психометрическая модель

В отличие от акцента на проекции поведенческих особенностей в лексических закономерностях, в FFM учитывается, что личностные шкалы разрабатывались для измерения наиболее важных индивидуальных различий, выявленных в личностных теориях (McCrae & Costa, 1996). Авторы психометрического подхода приводят большое количество данных, характеризующих взаимосвязи измерений FFM с важнейшими параметрами, общими для многих личностных шкал, описывающих темпераментальные, эволюционные, психопатологические, мотивационные, межличностные характеристики на основе факторно-аналитических, типологических и кросс-культурных моделей. Результаты исследований позволили сформулировать постулаты Пятифакторной Теории Личности (McCrae & Costa, 1996), характеризующие основные тенденции проявления универсальных черт с учетом следующих позиций:

(1) Индивидуальность. Все взрослые люди могут быть охарактеризованы специфической комбинацией личностных черт, влияющих на паттерны мыслей, чувств и поведения.

(2) Происхождение. Изучаемые личностные черты есть эндогенные базовые тенденции.

(3) Развитие. Черты развиваются в детстве, достигая своей сформированности во взрослом возрасте субъекта и сохраняясь неизменными у адаптированных индивидуумов.

(4) Структура. Черты организованы иерархически — от узких и специфичных до широких, более общих диспозиций. Исследуемые пять факторов образуют высший уровень личностной иерархии.

Отмечается также три важных вывода по результатам психометрического изучения пяти базовых личностных факторов:

* Несмотря на различные теоретические предпосылки все исследуемые факторы обладают высокой конвергентной валидностью, подтвержденной на большом количестве экспериментальных данных.

* Каждый из пяти факторов имеет глубокие концептуальные корни в различных психологических концепциях.

* Дальнейшее изучение этих факторов предполагает, что обозначаемые ими черты весьма перспективны для анализа личности. (Либин)

samzan.ru

Психологическая характеристика личности

Понятие личности и индивидуальности

Человек уже рождается человеком, у него в генах заложены природой предпосылки для развития человеческих качеств и признаков. Строение человеческого тела предполагает прямохождение, структура мозга дает возможность развития интеллекта, строение рук перспективы для использования орудий труда и так далее. Этим человеческий младенец отличается от детеныша животных. Факт принадлежности младенца к роду человеческому фиксируется в понятии индивид. В данном термине воплощается родовая принадлежность человека. Индивид — это и новорожденный, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны.

Человек является биологическим существом, животным, которое наделено сознанием, речью, обладающее способностью трудиться, а также познавать окружающую действительность и изменять, преобразовывать ее. Вместе с тем, человек – общественное существо. Это важный признак, потому что общественные отношения и общественная жизнь, коллективный труд подчинили себе и изменили телесную, биологическую организацию человека.

В психологии широко употребляется также понятие «личность».

Определение 1

Личность – социально-психологическая сущность человека, которая является результатом усвоения человеком общественных форм поведения и сознания.

Личность способна осуществлять выбор и оценивать последствия принятых решений, иметь активную жизненную позицию.

Природные особенности являются важными предпосылками, необходимым условием психического развития, но при этом они не определяют характер, способности, интересы, идеалы, убеждения человека. Мозг, являясь биологическим образованием, служит предпосылкой для проявлений личности, но сами они — это продукт общественного человеческого бытия. Существо, которое обладает человеческим мозгом, развиваясь вне рамок человеческого общества, не станет никогда даже подобием личности.

В психологии вместе с понятиями «личность» и «человек» употребляют также понятие «индивидуальность».

Определение 2

Индивидуальность — это личность определенного человека, в ее конкретном варианте, как неповторимый симбиоз своеобразных психологических особенностей.

Структура личности

Личность представляет собой сложное целое. Одновременно в этом сложном целом выделяется структура личности. Это три основных блока:

  • направленность личности, то есть система отношений к окружающему миру, которая включает потребности, интересы, мотивы поведения, идеалы, убеждения, склонности, мировоззрение;
  • возможности личности, так называемые способности и задатки;
  • психологические особенности поведения, включающие темперамент и характер.

Психологические характеристики личности

Существует три самые важные психологические характеристики личности:

  • устойчивость,
  • единство,
  • активность.

Не смотря на изменчивость и пластичность психических проявлений личности, отчетливо проявляется относительное постоянство ее психического склада, что дает возможность предвидеть поведение определенной личности в разных ситуациях.

Замечание 1

Личность является единым целым, где все черты неразрывно связаны между собой. При этом каждая черта личности обретает свое значение в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Именно поэтому личность формируется и воспитывается в целом, а не по частям.

Активность личности выражается в многосторонней и многообразной деятельности, которая направлена на познание и преобразование окружающего нас мира, на трансформацию собственной природы и психического склада.

Для эмпирической психологической характеристики личности необходимо определить направление анализа. Это обусловлено сложностью и противоречивостью объекта.

Для правильного понимания личности требуется анализ социальной ситуации, в которой развивается личность, ее социальной позиции и статуса. Изучая динамические тенденции личности, в частности, ее потребности, интересы, мотивы, желания, ценностные ориентации, установки, идеалы, ее направленность, можно понять и интерпретировать содержание выполняемых личностью социальных ролей, ее статус и позицию.

Следует отметить, что качество исполняемых ролей, статус, позиция обусловлены как динамическими тенденциями личности, так и потенциалом индивидуально-психического развития, задатками, способностями и одаренностью.

Реализованные социальные роли, личностный статус, мотивы и потребности, ценностные ориентации и установки, динамика и структура отношений личности, преобразуются в систему устойчивых свойств личности – черты характера, которые выражают отношение человека к людям, среде и самому себе.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *