Честность — благо или зло? | Психология
Например, честность — моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит.
После прочтения не остается ни малейшего сомнения, что без данного качества кого-то и человеком назвать нельзя! Звучит очень гордо! Как много красивых, полных драматизма слов в одном определении. Но, учитывая, что идеи марксизма-ленинизма остались далеко в прошлом, попробуем разобраться в этом понятии сами, оставив жонглирование высоконравственными терминами.
Итак, честность или, другими словами, правда! Всегда ли и кому она вообще нужна?
Предположим, что это моральное качество, отражающее субъективную убежденность в правоте проводимого дела. Но — встречались ли вам в жизни люди, обладающие абсолютно одинаковыми моральными установками? Специалистами давно доказано, что даже дети, воспитанные в одной семье, при равных условиях существования и преподавания жизненных уроков, даже близнецы с идентичным набором хромосом вырастают с существенно различным пониманием нравственных ценностей.
Как же тогда способны создать собственную убежденность и придерживаться ее, полагая, что она правильная для всех, люди из разных слоев населения, воспитанные в разных широтах, в семьях с разным финансовым достатком, численностью семьи и жизненными стереотипами? Что считается само собой разумеющимся для одного, вряд ли станет достойной характеристикой качеств другого.
Разве возможно, чтобы у всех людей были схожие понятия добра и зла? Что честно для одного, нечестно для другого…Каковы границы, и надо ли быть честным?! Так, сообщить жене о любовнице… Это стремление огласить правду или эгоистичное желание причинить боль и посмотреть на реакцию? Сообщить причину опоздания на работу по случаю диареи — это правда или глупость? А если риелтор сообщит покупателю, что в квартире течет крыша и шумные соседи, — это правда или добровольный отказ от гонорара за работу?
Где та тонкая грань, отделяющая многие характерные поступки от странного слова «честность»? В чем она проявляется? С детства нас учат, а мы в свою очередь учим детей… быть честным и говорить правду. Но не являются ли зачастую «честность», «правда» синонимами слова «боль»?
Многие предпочли бы не знать никакой правды, без нее намного спокойнее жить! Тех, кто говорит правду, не любят ни в одном коллективе и стараются избегать. Возможно, люди и сами все о себе знают, но никто не хочет признаваться в жестокой реальности, человечество предпочитает жить в розовых очках, так проще и комфортнее.
Учитывая изложенное, может пора исключить термин «честность» из жизненных добродетелей или хотя бы заменить определение этой характеристики на «соблюдение правил поведения с учетом ситуации и обстоятельств согласно нравственным устоям, привитым обществом»?!
То есть «честность» — это понимание правил игры в каждой конкретной ситуации. Например, что бы с вами ни произошло за пределами офиса, в стенах его человек обязан придерживаться делового этикета, вести себя соответственно корпоративным нормам.
Уважение чувств другого человека позволит быть честным по отношению к нему в умении не рубить правду-матку, а промолчать или смягчить ответ на его вопрос.
А осознание собственного великодушия и благородства убережет от эффекта бумеранга, когда кто-то, тоже особенно нравственный, захочет открыть вам глаза на вашу собственную жизнь.
Теги: моральные принципы, честность, мораль, психология общения, нравственность, сочувствие, этика, уважение, общение, этикет
Дешевая честность
Ложь — это всегда конструкция, надстройка на чём-то существующем. Лгут там, где все сложно и противоречиво. Лгут там, где нет усилий для внесения ясности. Лгут в конце концов ради самой лжи — от скуки или для художества. Как бы то ни было ложь требует регулярного подкрепления, становясь лукавством и нечестностью. Может ли в таком случае честность стать средством, способным облегчить, упростить или хотя бы изменить жизнь? Усомнюсь на сей счет.
Быть честным — не ахти какая ценность, и все–таки время от времени мы вспоминаем о ней, сталкиваясь с грубым и циничным обманом. Я нисколько не оговорился, потому как действительно считаю, что в нашей культуре более важны такие категории как правда и справедливость, а они несколько отличаются от честности. Но, к сожалению, люди часто их путают, требуют одно вместо другого. И это, кстати, одно из обстоятельств, превращающих честность в формализм: говорю, что знаю и как думаю, но говорю отнюдь не все. Да и не питаю я иллюзий: едва ли не в любом обществе уровень лицемерия и соглашательства варьирует от высокого до запредельного.
Конечно, доля советского воспитания, живущая во мне, неустанно возмущается циничной лжи и манипуляциям, которые буйным цветом расцветают в либерально-капиталистической среде. Не секрет и то, что очень часто в качестве ответа на сложность жизни люди выбирают своего рода «честную позицию» — быть таким какой есть, говорить только правду, потому что так проще жить. Это может быть циническая маска или напротив, образ милейшего правдолюба (в духе героя сериала «Теория лжи», проповедовавшего «радикальную честность»), или личина героического правдоруба, или даже амплуа человека с богатым жизненным опытом, дающим право говорить, что думаешь. В любом случае, все это примеры того, что я называю «дешевая честность».
Общий вектор такой честности, которая практически ничего не стоит, а потому и никому не нужна, заключается в отказе видеть в правде самоцель и воспринимать честное высказывание лишь как средство, как некий специфический жест. Объектами такой честности становится только то, что НЕ ВАЖНО — ничего не значит, ничего не меняет, ничего не стоит. Конечно, абсолютно честный человек — это мифическое существо, однако время от времени эту роль примеряют многие. Особенно это актуально в связи с цинизмом эпохи: дескать, говорю что думаю и вы судить меня в праве (я же честен). Более того, это подается как достоинство — дескать, человек принимает себя. Эта дешевая честность может быть ориентирована как на других, так и на себя.
В первом случае, речь идет чаще всего о бегстве от сложностей жизни, и главным образом от ее этических дилемм. Возьмите любые отношения — дружба, семья, коллеги по работе — и представьте, что в них реализована абсолютная честность. Очень мало какие отношения это выдержат, и не только потому что некоторая доля лжи и условностей, сглаживающих углы — это необходимое условие совместного сосуществования людей, но и потому, что в их структуре нет места для всей правды. По большому счету, только две формы отношений терпят сильные дозы честности — это дружба (настоящая, строящаяся на безусловном принятии, а не симпатии и личном комфорте) и наставничество (учитель в отличие от наставника не имеет права быть собой). Я хочу подчеркнуть: в каждой форме отношений нужна честность, но только в определенных дозах и моментах. Попытки же вывалить «всё как есть» на другого, тем самым выторговывая из него индульгенцию на оправдание себя, обрекают на грустный финал любые социальные связи. Фактически, отказ лгать «ради других», т.е. ради приличий, ради такта и сочувствия, ради несовершенства — это оборотная сторона неспособности или нежелания понимать и принимать других.
Ярким примером такой ситуации является следующая: когда на вопрос ребенка «Как я появился?» взрослый выдает целую подробную лекцию о сексе и половом размножении. Это честность, но в данном случае не нужная, поскольку ребенок спрашивает о конкретных вещах (кто источник его жизни, или в каких условиях произошло рождение). Подобная неадекватная честность, как видно из крайнего примера может быть весьма травмирующей. Но это и есть матрица ситуации: чтобы быть честным надо понимать других — в чем их запрос или ваша общая ситуация, где в ней место правде? Возможно мы редко отдаем себе отчет, в том, что с реальным другим, с его личностью мы взаимодействуем только эпизодически, а все остальное время — перед нами социальная личина, которая значит ничуть не меньше (без нее субъекта со всеми его фантазиями уникальной личности нет вовсе). И она живет по законам языка и социума, что равнозначно законам обмана, лжи и двусмысленности.
Второй случай обычно соседствует с первым, так как практически всегда абсолютная честность — это форма сокрытия чего-то важного, сокровенного (и чаще всего целиком не осознаваемого). Сказать всю правду нельзя, а поэтому попытка сказать всё обязательно превращается в умалчивание некоторого остатка. Лакан меж тем справедливо отмечал, что человек — это единственное существо, способное обманывать правдой. Классический пример из анекдота: жена звонит мужу и спрашивает «ты где?», а он отвечает «у любовницы» (и это действительно так), на что она, полагая, что это шутка, реагирует с улыбкой. Говоря честно о том, что не важно, мы тем самым вытесняем в циническом жесте то, о чем не готовы говорить (ни честно, ни вообще). Дешевая честность поэтому является циническим жестом, за которым стоит особый род слепоты. Циник, как известно, это человек, знающий всему цену в жизни, но не знающий самой подлинной ценности жизни. Именно эта часть у него вытеснена, а именно это непризнанные конвенции и верования, это неосознанные комплексы и, конечно же, это истинные желания. Попробуйте найти сколь угодно честного человека, который готов и способен рассказать и признать всю правду о своих желаниях. Увы, таковых найдете только среди святых.
Циническая честность часто выдает себя за нейтральность. Яркий пример такого подхода — широко распространенные шутки про то, как я ненавижу вас всех одинаково. Однако честная позиция — это признание собственной ангажированности без ожиданий снисхождения. В особенности это касается вопросов политики, этики и эстетики — здесь «занимают стороны», а не живописуют свою уникальность. Существование поверх всяких баррикад было было замечательным, если бы не было чревато постоянным столкновением с их реальностью. Поэтому честность, тыкающая пальцев в заинтересованность/лояльность прочих, порождает слишком много вопросов о том, о чем она умалчивает (и по каким причинам).
В этой диалектики честности и неполноты самое сложное — это вопрос меры. Все тот же Лакан как-то обмолвился: «Я говорю правду. Но не всю правду. Потому что всю правду сказать невозможно«. Разве это не то же самое? В этом наверняка кто-то увидит уловку софиста, но как мне кажется — это своего рода свернутая этическая максима. Максима, чем-то сродни кантовскому категорическому императиву: призывающая найти для каждой ситуации ту долю правды, которая необходима/достаточна в ней. И в этом поиске ключевое место я бы отдал желанию. Уточню: говорить о своих желаниях — это единственно важная сфера, где нужна честность, НО ТОЛЬКО тогда, когда она действительно нужна. То есть в тех ситуациях, когда необходимо сообщить свое желание другим, поскольку от этого зависит очень многое. А надо признать, в большинстве случаев такая честность не нужна — ни вам, ни другим. «Дешевая честность» — и есть та дешевка, с помощью которой люди в крайнем случае закрываются от того, что важно в их жизни. Особенно это хорошо видно в семье: с одной стороны, предложение брака или важные решения, касающиеся отношений, не терпят иронии и недосказанностей, но с другой стороны, общение мужа и жены или родителя и ребенка полны условностей, ролевых нюансов и слепых пятен. И что, значит следует врать в отношениях? Я склоняюсь к мнению, что в браке и семье можно и нужно говорить практически обо всем, но чрезвычайно важна форма, в которой вы об этом заговорите. И эта форма ничего не имеет общего с желанием «говорить как есть/как получается/как хочется». Ошибка здесь может привести к самым серьезным и увы плачевным последствиям. Уповать на абстрактную честность в данном случае равнозначно стрельбе наугад.
Вообще хотя я задумывался об этой теме уже давно, начав писать, вдруг понял, что она довольно злободневна. Взять, к примеру, политическую повестку дня — все эти требования «честных выборов», «честных чиновников», «честных судов». К сожалению, это наиболее яркий пример дешевой честности, причем с обеих сторон. Эмоциональная накаченность при полной абстрактности содержания — это формула почти всех сообщений, что от оппозиции, что от власти. Я уж не говорю о том, что при всяком обострении среди представителей одного лагеря честность в отношении друг друга умирает первой, а на смену приходит уже знакомый суррогат.
Дешевая честность — это также бесконечные констатации очевидного (часто негативные) без какой-либо перспективы что-то изменить своей речью или будущим действием. «Воруют». «Все плохо». «Надо валить». Все это дешевка, которая не означает никакой позиции, кроме согласия со статус кво, и получения скромного прибавочного удовольствия от собственного нытья. «Мы требуем от них» — формула общественного тупика, из которого сколько ни показывай выход, большая часть оппозиционно настроенных идти упорно не хочет. Призывать к чести бесчестных — не только пустая трата времени, но и опасная иллюзия, что сам-то ты уж точно среди честных. Лояльные к власти обыватели в этом смысле обычно ничуть не лучше: для них такая честность (мол, все плохо) является хорошим поводом винить во всем других. Ведь чувство несправедливости отнюдь не всегда «выводит на улицы», напротив, очень часто она успокаивает — это не я виноват за происходящее, а некие «они».
Поэтому в социальном плане честность может быть не дешевкой только в том случае, когда она по-новому обращается к проблемам, открывает пространство их решения (а не пустопорожнего обсуждения). Честность в социуме — это признание собственной ангажированности и борьба за свою правду. При этом нужно не только копировать зарубежные примеры, но и искать свои национальные формы. Например, честно признавать свое малое участие в жизни общества и деятельно исправлять недостаток такого участия. Или, например, бойкотировать тех, кто отказывается быть честным (например, фирмы и бизнесменов, отказывающихся давать полную информацию о своих товарах и услугах или многократно обманывавших других). Иными словами, я могу лишь предполагать некие формы в которых можно выражать и требовать честности, но главное — понимать, что это общество само от себя требует честности, соединяя критику и анализ с действием (не впадая ни в одну крайность). Если ты критикуешь, мысля себя вне этого общества, то не удивляйся, что в тебе видят пустомелю или чьего-то агента. Спрашивать с власти, государственных институтов и политических партий можно будет когда общество научится работать само. Ведь в конечном счете проблема у общества действительно одна: неспособность требовать, спрашивать с себя. Эта часть атрофировавшись (или частично перепрофилировавшись), сделала все общество больным и немощным. Тут уж не до честности, выжить бы. А выйти из логики выживания можно лишь за счет самоорганизации — самоограничения, жертвования чем-либо на благо целого И это целое — нация и общество, а не государство или некие «лучшие люди». Увы, многим эта логика сегодня чужда.
Честное определение и значение | Британский словарь
3 СТАТЬИ НАЙДЕНЫ:
- честный (прилагательное)
- честный (наречие)
- честный-к-добру (прилагательное)
1 честный /ˈɑːnəst/ прилагательное
1 честный
/ˈɑːnəst/
прилагательное
Britannica Dictionary определение слова ЧЕСТНЫЙ
[честнее; самый честный]
1
а
:
хороший и правдивый
:
не лгать, не воровать и не обманыватьЭто честных человек.
Он говорит, что невозможно найти честного политика.
Эти преступники представляют опасность для честных граждан.
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— противоположный нечестный
б
:
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— противоположный нечестный
2
:
не скрывать правду о ком-то или о чем-то
:
не хотел кого-то обмануть
Просто дайте мне честный ответ.
и честный ответ
Если тебе нужно мое честное мнение, тебе следует устроиться на работу.
Быть совершенно/довольно честный , я не хочу идти.
Вы не должны бояться немного честной критики. [=критика, основанная на фактах]
Я был бы менее честным [=я бы солгал], если бы сказал вам, что проблем не будет.
Он дал нам больно/жестоко/освежающе честный рассказ о своем детстве.
Я не думаю, что эти люди честны со мной. [=Я не думаю, что они говорят мне правду]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— напротив нечестный
3
а
:
не заслуживающий порицания
:
не сделано с намерением причинить вред или причинить вред кому-либо
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
б
:
сделано с использованием вашей собственной работы или усилий
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
:
не получено путем обмана, лжи и т. д.
Он просто пытается честно зарабатывать на жизнь. [=он пытается заработать хорошую сумму денег за свою тяжелую работу]
Эти люди много работают и заслуживают честной зарплаты. [=сумма денег, справедливая за проделанную работу]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
4
:
простой и хороший
:
не причудливый
Ресторан гордится тем, что предлагает простые, честные блюда.
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
старомодный + юмористический или же сделать (кого-то) честной женщиной
:
жениться (на женщине, особенно на женщине, с которой у вас уже был секс)
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2 честный /ˈɑːnəst/ наречие
2 честный
/ˈɑːnəst/
наречие
Britannica Dictionary определение слова ЧЕСТНЫЙ
неформальный
— используется, чтобы подчеркнуть, что утверждение верно
Я этого не делал — честный Я не делал!
Она мне не друг, честный .
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— иногда используется во фразах «честный перед Богом» или «честный перед добром».
Ей-богу , меня не было в ту ночь.
Он тебе это сказал? Честное слово ? [= действительно ?; честно ?]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— см. также честное слово
Честность
«Ложь навлечет на любого человека неприятности, но честность — это самооборона». Притчи 12:13
Джон Э. Шрок, бизнесмен
Подчеркните ключевые понятия, содержащиеся в этом принципе.
Вебстер определяет честность как справедливую и правдивую, свободную от лжи. По сути, это описывает человека, который не будет лгать, обманывать или воровать. Сюда входят манипуляции или вводящие в заблуждение заявления с намерением ввести в заблуждение. Вот почему в пословице говорится, что ложь навлечет на нас беду. Первой ложью была истина, сказанная с намерением обмануть (Быт. 3:4-5). Честность — это не просто истина, а правдивость, которая включает в себя намерение этой истины. Вот почему Вебстер говорит, что честность подлинна, откровенна и открыта; открытый означает прозрачный.
Честность — главная ценность характера. Это стабилизатор или регулятор души. «Это его собственная защита». Мы не можем отделить истину и честность от Бога. Честность больше, чем правда; он имеет дело с мотивами и намерениями. Это голос внутри нас, который предлагает правду, прежде чем мы лжем. Наши основатели понимали это, когда формировали нашу конституцию. Клятва под присягой означала «говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды». Они знали, что честность важнее правды; это означало всю правду. Честность, вероятно, является величайшей из всех человеческих ценностей. Честность дает нам большие личные преимущества и еще большие общественные и национальные награды.
Давайте посмотрим, каким было бы общество, если бы все были честными:
1) Нам не нужно было бы запирать наши двери или возводить стены или заборы вокруг наших предприятий.
2) Наша полиция уменьшится, потому что большая часть наших преступлений происходит из-за лжи, воровства и мошенничества.
3) Количество разводов у нас уменьшится, потому что мы решим наши проблемы, не обманывая.
4) Незаконные наркотики можно было бы отменить, и преступность была бы почти неслыханной.
5) Охранники могут быть устранены. Мы будем практиковать «поступай с другими так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами».
6) Многим адвокатам пришлось бы искать другую работу, потому что наше слово было бы залогом для большинства сделок.
7) Налоги могут быть 10% фиксированными, библейский стандарт.
8) Предприятия могли бы работать с меньшим количеством руководства, потому что сотрудники были бы честны в своей работе.
Есть много других преимуществ, которые принесет такое открытое общество, в чем заключается свобода. Это была бы жизнь в правильной форме. Да, было бы место для разных мнений и аргументов, и законы должны были бы существовать для невежественных и высокомерных. Были бы нарушения закона, но они не были бы из злых умыслов или с целью обмана. У нас все еще были бы недоразумения и ошибки, но не намеренно. Мы сделаем все возможное и возьмем на себя ответственность за все остальное.
Одной из причин, по которой правительства не возражают против зла и коррупции, является то, что «управление грехом» полезно для экономики. Для них преступность создает работу для адвокатов, судов, слесарей, систем наблюдения, охранников и множества других вещей. Для некоторых это возможность создать рабочие места и поднять налоги для борьбы с преступностью. Всегда будет какая-то коррупция, но слишком большая ее часть в конечном итоге снизит нашу экономику до уровня стран третьего мира.
Разве не интересно, что мы можем отправить человека на Луну и выиграть мировые войны, но мы не можем остановить нечестность. Все возвращается к честности, начиная с самого верха. Если бы мы начали тратить налоговые доллары на просвещение нашего общества о ценности честности и обеспечение соблюдения закона с помощью быстрых и жестких наказаний за нечестность, мы могли бы создать управляемое общество с фиксированным налогом в размере 10% и иметь деньги, оставшиеся на инфраструктуру. Возможно, нам следует рассмотреть Притчи 20:30: «Наказание ранящее изгоняет зло из сердца».
Чтобы создать честное общество, мы должны начать дома, учить наших детей быть честными и уважать закон и власть. Они должны увидеть и испытать на себе ценность честности. Возможно, нам также следует практиковать Притчи 25:5: «Когда ты удалишь развращенных людей из царского двора, Его правление будет справедливым и справедливым».