Как влияют стихии на жизнь человека. Отношения, деньги, жизненные силы и возможности
Оглавление:
Проявление четырех стихий есть во всем, что нас окружает. Огонь, Земля, Вода и Воздух.
Также, четыре стихии проявлены в личном энергополе каждого человека, и для становления и поддержания своего целостного Я необходимо учитывать воздействие стихий в вашей жизни.
В привычном всем понимании стихии представлены в астрологии, и проявлены в каждом знаке зодиака. Но здесь речь пойдет именно об энергополе человека.
Каждая из четырех стихий воздействует на жизнь в положительном аспекте, если находится в балансе, и в отрицательном если ослаблена.
Баланс четырех стихий открывает целостное развитие личности, устранение деструктивных программ и открытие внутренних возможностей и скрытых ресурсов.
Самая слабая стихия покажет сферу жизни, которая нуждается в проработке, личные качества которых не хватает. Именно ослабленная стихия является источником промахов, неудач, проблем и затяжных депрессий.
Как влияют стихии на жизнь человека.
Огонь и Земля это вертикальная основа нашего сознания. Без друг друга неэффективны. Огню будет нечего греть, а земля без огня не плодородна.
Стихия Огня
Положительный аспект — это жизненные силы и энергия. Это азарт на достижение целей, когда человек горит своим делом. Бодрое просыпание по утрам, хорошее здоровье. Способность действовать и быстро принимать решения. Это сила настоящего момента, способность замечать и использовать свои ресурсы и возможности пространства.
Отрицательный аспект — когда внутренний огонь потухает. Апатия, депрессивные состояния, нехватка сил и энергии. Частые болезни, вспыльчивость, неуравновешенность переходящая в агрессию.
Стихия Земли.
Положительный аспект — это проявление всего материального в жизни. Устойчивое положение в обществе, хороший финансовый достаток, практичность, умение реализовывать свои желания и цели, настойчивость и рациональность. Хороший иммунитет. Плодородие, способность зачатия детей, возможность создать брак. Стабильность. Если вы сонастроены с этой стихией, тело молодо и здорово.
Отрицательный аспект — если стихия земли не проявлена, это приземленность, отсутствие гибкости. Часто уход в духовное развитие, когда человек улетает в медитациях, его перестает интересовать социум, земные потребности кажутся неважными, все внимание уходит на тонкий план. Проблемы с зачатием, невозможность создать семью. Выстраивание воздушных замков, и, как следствие, полное отсутствие денег, либо нестабильность прихода денег.
Стихия Воздуха и Воды это горизонтальное проявление сознания и подсознания.
Стихия Воды
Положительный аспект — это гармоничное проявление эмоций, чувства, способность любить и создавать отношения. Проявление своих чувств, мягкость, гибкость, сексуальность. Психическая уравновешенность, понимание своих эмоций и контроль над ними. Прошлое. Родовые программы и родительские сценарии.
Отрицательный аспект — залипание в ситуациях прошлого, подавление чувств и эмоций, неумение их проявлять. Внутренний запрет на положительные или отрицательные эмоции. Невозможность построить отношения. Эмоциональные срывы.
Стихия Воздуха
Положительный аспект — это пространство вариантов вашего будущего. Удачные возможности для реализации планов. Умение строить планы и ставить цели, быстрота реакций. Отвечает за ум, логику, мысли. В положительном аспекте — мышление легкое и гибкое. Всегда есть план на жизнь и правильные этапы достижения цели.
Отрицательный аспект — негативные жизненные сценарии, внутренние блоки и ограничения. Отсутствие цели и мечты. Нет смысла в жизни. Витание в облаках, жизнь в иллюзиях. Много разговоров, мало действий, про таких людей говорят “Сотрясает воздух”.
При балансе четырех стихий в энергополе человека появляется пятая стихия Эфир.
С ее помощью развиваются таланты, открываются новые ресурсы. Зажигается внутренний свет, любовь к людям и к окружающей среде. Духовное равновесие и гармония.
Часто бывает, что люди уходя в эзотерические практики и духовное развитие уходят в стихию Воздуха, и отрываются от Земли. Вроде бы все делая правильно, никак не могут прийти к стабильному доходу. Это яркий пример дисбаланса стихий.
Также с помощью проработки стихий можно усилить конкретную сферу жизни, например, личные отношения или повысить доходы.
Нажмите на баннер под статьей, чтобы записаться на диагностику стихий в вашей жизни. Если данный материал был вам полезен, поделитесь им в соцсетях
Светлана Миленская
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Журнал «Человек без границ» — Четыре стихии в Космосе и Человеке
По определению Платона, стихии, или элементы, — это то, из чего состоят и на что распадаются сложные тела. Иными словами, стихиями являются простые, изначальные субстанции, которые, согласно эзотерическим традициям всех древних цивилизаций, лежат в основе и Космоса, и человека.
Отметив в общих чертах, что представляют собой эти стихии, хотелось бы пояснить, почему речь идет о четырех из них. Числу «четыре», как и числу «семь», во всех учениях, пытавшихся найти объяснение существования мира и живых существ, придавалось большое значение. Число «четыре» взято не наугад. Оно неразрывно связано с Космосом.
В традиции всегда существовали представления о четырех базовых элементах, составляющих Вселенную, Макрокосм и Микрокосм (то есть, в том числе, и человека), хотя на разных языках они и назывались по-разному.
Этими четырьмя элементами, или стихиями, являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Данные термины нам всем хорошо известны и знакомы, однако эти элементы не вполне совпадают с тем, что мы называем огнем, воздухом, водой и землей, хотя и включают в себя эти понятия.
Слово «космос» вызывает у нас ощущение чего-то огромного, бесконечного, не поддающегося ни осознанию, ни исчислению настолько, что словно бы ускользает от нас. Мы предпочитаем не думать о нем, все предлагаемые объяснения кажутся нам фантастическими, лишенными логики, скорее, результатом воображения, нежели чего-либо другого. Именно в этом секрет Космоса: согласно древним традициям, он является третьей ступенью сложного процесса, который обычно представлялся в виде треугольника. Первый этап этого процесса — Хаос; но хаос не как беспорядок, а как бесконечность, как то, что потенциально может однажды проявиться. За бесконечным Хаосом следует Теос. Этот второй этап заключает в себе сумму схем, идей и понятий, способствующих преобразованию первоначального Хаоса, его организации и систематизации. И, наконец, третья фаза процесса — Космос, который возникает и формируется на основе обоих предыдущих элементов: Хаоса, дающего бесконечность, и Теоса, придающего форму и порядок.
Космос, пользуясь терминологией древних учений, начинает развертываться, материализоваться, или, иными словами, последовательно приобретает более конкретные формы, проходя через семь стадий, или элементов, этого процесса.
Тот факт, что из них нам известны четыре, еще один — лишь едва, а два других остаются тайной, вынуждает нас сосредоточиться на тех, которые мы знаем хорошо. Низшим, самым конкретным, материальным элементом является Земля. Далее следуют более тонкий элемент — Вода, еще более тонкий — Воздух и самый тонкий — Огонь. За ними должен идти пятый элемент, который назван Эфиром и характеристики которого еще неизвестны.
Земля соотносится с материей, со всем, что имеет размеры, что можно взвесить, измерить, переместить. Земля — это то, что имеет конкретную форму, вес, причем не только в масштабах Космоса (форма планет и звезд), но и применительно к человеку (то есть его тело).
Вода символизирует жизнь, пронизывающую материю. Это энергия, омывающая ее, сила, побуждающая материю к действию, чтобы та не оставалась инертной. Это то, благодаря чему мы можем ходить, говорить, иметь температуру, можем утверждать, что мы живые. Это дает жизнь всему, что движется в Космосе, подчиняясь непреложным и математически безупречным законам. Таким образом, вода — это жизненная энергия, «кровь» Земли, ее жизненная сила.
Воздух — это «психе», душа, сочетание наших эмоций и чувств; это то, что определяет наше отношение к вещам — положительное либо отрицательное, то, что движет нами в плане чувств. В этом суть Воздуха: выражение чувств, мир эмоций.
Огонь — это мир мысли, идеи. Причем процесс происходит на абстрактном плане и может быть воспринят лишь столь же абстрактным инструментом, каковым у нас является мышление. Такова природа Огня в Космосе.
Мы ведем речь о космических элементах, но говорим также и об элементах человеческих: то, что в Космосе является первичными субстанциями, непостижимым для нас образом воплощается в материю, в человека — Огонь как разум, Воздух как чувство, Вода как жизненная энергия, Земля как тело.
Так Макрокосм как бы создает свое подобие — Микрокосм, то есть человека, и наделяет его тем же содержанием, тем же строением, теми же характеристиками в миниатюре. Таким образом, благодаря Макрокосму человек связан с Космосом и может стремиться познать свои тайны. Более того, эти тайны привлекают его, поскольку в природе людей заложена природа Космоса. Тело для человека — это то же, что тело для Вселенной; то, что является жизненной энергией для человека, является ею же и для Космоса; то, что составляет сферу его чувств, представляет собой то же самое и в большем масштабе, и то, что мы называем менталитетом, есть одновременно Огонь для всех Вселенных, чье существование мы сегодня ощущаем интуитивно и надеемся обнаружить в дальнейшем.
Всегда существовало нечто более глубокое, неизведанное не только в отношении элементов, стихий (в том смысле, как они нам открываются в Природе), но и в отношении загадки человека, объединяющего в себе все четыре элемента. Мифы, дошедшие до нас из глубины еще более древних времен, повествуют о том, что, подобно тому как сейчас мы пребываем в состоянии людей, когда-то раньше мы прошли через состояние минералов, как бы будучи элементом Земля. В результате множества циклов эволюции мы пребывали в состоянии растений, являясь элементом Вода, прошли через стадии эволюции животного мира в рамках элемента Воздух и, наконец, достигли человеческой стадии эволюции, относясь уже к элементу Огонь, что ознаменовано возникновением мысли, мышления.
Когда древние люди обращались к богам стихий, поклоняясь Огню, Воздуху, Воде и Земле, они не имели в виду лишь их физические проявления, а интуитивно чувствовали присутствие чего-то, стоящего за земными явлениями, ощущали сокровенную суть, лежащую в основе стихий. Для древних всегда оставался бесспорным тот факт, что планеты и звезды — это не мертвые образования, вращающиеся в пространстве безо всякой логики, а живые тела, в своем развитии подчиняющиеся действию законов эволюции, заключающие в себе дух, точно так же как и человек, вследствие этой постоянной взаимосвязи между Макрокосмом и Микрокосмом.
Отсюда стремление человека к пониманию своей духовной сущности — чтобы в дальнейшем осознать другие сущности, одухотворяющие Природу. Поэтому говорилось о богах элементов. Более того, считалось, что эти четыре основных элемента многократно подразделяются, и каждый, соответственно, состоит из семи более мелких. Таким образом, существует бесконечное множество подэлементов, которыми управляют те, кого древние называли элементалами. Это слово, смысл которого часто остается для нас недоступным, обозначает сущностей, управляющих маленькими элементами, подэлементами, подразделениями элементов. Когда мы говорим об огне, воде, воздухе и земле, с которыми сталкиваемся ежедневно, речь ведется именно о подразделениях элемента Земля.
Огонь — это элемент, лежащий в основе наиболее ярких символов всех религий, не только на уровне божеств или сущностей, представляющих Огонь, но и в плане строительства храмов.
Например, пирамиды. Все конструкции, заключающие в себе типичную конфигурацию из квадрата, лежащего на земле, и треугольников, устремленных вверх, как пламя, и сходящихся в конечной точке, — это храмы, посвященные Огню. Само слово «пирамида» заключает в себе понятие Огня (от греческого «пирос» — «огонь»). Это храмы, устремленные к тому, что, будучи на самом верху, содержит в себе все остальное, в том числе то, чему всегда, символически говоря, придавалось большее значение, чем всему остальному.
Примечательно, что во всех цивилизациях особо значимыми были боги, ассоциировавшиеся с Огнем. При этом не следует забывать, что в этих случаях имелся в виду Огонь не только как физическое явление.
Алхимики утверждали, что четыре элемента соотносятся с металлами: Огонь — с золотом, Воздух — с серебром, Вода — с ртутью и Земля — со свинцом. Особый интерес вызывает также соответствие четырех космических элементов четырем психологическим качествам человеческой личности: Огонь связан со Знанием, Воздух — со Смелостью, Вода — с Желанием и Земля — с Молчанием. Вкратце коснемся того, что имели в виду алхимики.
Если Огонь — это ум, способность мыслить, понимать, работать с идеями, то Огонь несомненно подразумевает Мудрость. Таким образом, Огонь — это Знание, а Знание — кульминация человека.
Воздух — это Смелость, храбрость, которая помогает нам прийти к знанию. Это нечто большее, чем сила; это импульс, вера. Дерзать — значит бесстрашно бросаться вперед, чтобы достичь Мудрости.
Вода — это Желание. Иными словами, для того чтобы быть смелым и мудрым, сначала надо по-настоящему захотеть. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мы привыкли говорить «хочу в отпуск», «хочу посмотреть фильм». «Хотеть» стало словом малозначащим и, следовательно, практически не отражает волю к действию. Но это качество гораздо более глубокого свойства. Оно идет из самой сути человека и простирается до последних этапов человечества.
И, наконец, элемент Земля соответствует Молчанию. Молчание — первый этап пути. Во всех древних цивилизациях мы обращаем внимание на тот факт, что великие знания носили эзотерический характер. Почему эзотерический? Почему закрытый? Да потому что если не молчать, очень трудно захотеть; если нет тишины, очень трудно дерзать, очень трудно знать.
Те, кто был большим знатоком человеческой души, например Пифагор, считали обязательным для своих учеников пребывать в молчании в течение пяти лет (так называемая акусматическая ступень Пифагорейской школы). Было ли это тяжким испытанием? Молчание было необходимым инструментом, для того чтобы ученик смог научиться основному — слушать. Не только слушать все, что вокруг, но слушать самого себя, обрести спокойствие, подавить в себе вихрь, заставляющий постоянно хотеть все больше, даже не зная точно, чего именно хочется.
Сейчас, когда мы пытаемся что-либо усвоить, в первую очередь работает критика и лишь потом — знание; сначала мы задаемся вопросами: «почему?», «как мне это объяснят?», «как будет то, как будет это?». Произносится так много ненужных слов, что конкретного результата достичь практически невозможно. А все древние школы владели чудесной тайной молчания, знали, что сначала надо понять суть, а потом уже все остальное.
Именно молчание было призвано стать завесой на пути к сокровенным учениям — не для того, чтобы утаить их, а чтобы сохранить, защитить от тех, кто, не понимая и не умея применить, употребил бы их во вред, а не на благо.
Многие из нас хотят (почему бы и нет?) работать с этими учениями, даже не всегда понимая, что они из себя представляют. Опасность заключается не в нашем любопытстве. Опасность в том, что, поскольку эти учения находятся в зависимости от законов или природных процессов, мы, не зная их, можем совершить серьезные ошибки, нанести значительный вред себе и всему остальному. Молчание было своего рода способом защиты, предохранения; не по злому умыслу, а, наоборот, из-за огромного чувства ответственности.
Отсюда — эзотеризм как замок, на который запирались знания. Поэтому сегодня мы часто замечаем, как мало у нас слов и выражений, с помощью которых можно было бы вести разговор на эти все еще непривычные для нас темы. До того непривычные, что, не будучи предметом каждодневного обсуждения, они как бы ускользают от нас.
Но все же древние, искусные эзотерики, оставили нам ключ, способный открыть запертую дверь и проникнуть сквозь молчание, — символы. Символы, составляющие универсальный язык, доступ к которому имеют все люди, независимо от того, на каком языке они говорят. Когда мы хотим сберечь, оградить что-либо, нам требуется минимальное количество простых, понятных символов. Но Природа также таит в себе великие символы, за которыми, как правило, сокрыты великие знания. Четыре стихии содержат великие ключи для понимания, которые могут быть применены как к Космосу, так и к человеку, как к великому, так и к малому.
Наша задача — расшифровать эти символы, обучиться их загадочному языку и вновь понимать друг друга, общаясь на едином языке, вновь почувствовать себя братьями в единой традиции, в едином знании. Вновь вернуться к истокам, обрести прежние корни, прежнюю судьбу и путь к этой судьбе. Тогда, вероятно, и возникнет чувство братства, которого нам сейчас так не хватает.
Ни «Новый Акрополь», ни я лично не ставим целью полностью раскрыть затронутые здесь темы. Они заслуживают более глубокого анализа, требуют больше времени. Я предлагаю открывать символы и управлять ими. Я хотела бы, чтобы все мы захотели и смогли вернуться к подлинным, настоящим, глубинным элементам, которые принадлежат нам, потому что пришли из глубин нашей Истории. Я хотела бы, чтобы все мы вместе смогли устремиться к цели, к основам, к тому, что мы называем будущим, к БУДУЩЕМУ ИСТОРИИ.
ЧЕТЫРЕ СТИХИИ И ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 0003
Некоторые могут подумать, что это доказательство примитивных научных знаний древних. Ведь теперь мы знаем, что мироздание состоит из всевозможных элементов разного уровня сложности — молекул, атомов, электронов, субатомных частиц, кварков и даже недавно открытой так называемой «божественной частицы». На самом деле не существует такого понятия, как единый «элемент» воды, например: есть просто молекула, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
Однако древние не ошиблись. Если мы на мгновение перестанем анализировать и измерять и просто воспримем природу такой, какой она предстает перед нами качественно, то вскоре мы поймем, что на самом деле существует только четыре вида вещей: земные вещи (твердые тела), водные вещи (жидкости), воздушные вещи (газы) и воспламеняющиеся вещи (огонь). Нет ничего материального, что нельзя было бы отнести ни к одной из этих категорий, ни к их смеси. Более того, земля, вода, воздух и огонь действительно кажутся самыми основными материальными элементами с качественной точки зрения. Это не противоречит научной точке зрения: это просто факт другого, столь же справедливого взгляда на мир, причем взгляда, открывающего окно в духовный мир. Ибо, как пишет св. Максим Исповедник, «имеющим очи видеть, весь невидимый (духовный) мир таинственно представляется в символах мира видимого. И весь естественный мир зависит от сверхъестественного мира».
Четыре элемента — это не просто материя, подлежащая анализу наукой, но и символы духовных реальностей. Современный ученый склонен пренебрегать символами как просто условными — возможно, полезными, так же как «зеленый свет для движения» и «красный свет для остановки» — полезные условности для водителей, но не потому, что они дают какое-то представление об истинной природе вещей. Однако это справедливо только для условной, то есть рукотворной символики. Таким образом, нет никаких реальных, существенных отношений между зеленым цветом и движением вперед, а красным цветом и остановленным движением: той же цели можно было бы достичь, изменив символику на противоположную и сделав зеленый символом остановки, а красный — движением (при условии, что все были предупреждены заранее).
Некоторые символы представляют собой нечто большее, чем просто условность, они также являются знаками, имеющими реальную психологическую основу в человеческой природе. Так, когда поэт Роберт Бернс писал: «Моя любовь подобна красной, красной розе», он использовал в эстетических целях реальную психологическую связь между красным цветом и любовной страстью. Художники используют как чисто условные символы, так и реальные психологические эффекты определенных символов для создания своего искусства.
Однако символы, о которых мы здесь говорим, представляют собой нечто большее, чем условности, психологические знаки или триггеры: это реальные, созданные Богом отношения между определенными материальными вещами или качествами, такими как четыре элемента, и духовной реальностью. Давайте рассмотрим каждый из четырех элементов, особенно в отношении создания человека.
*
1. Земля. Когда Бог сотворил человека, он сделал его из земли — но не падшей земли нашей падшей планеты Земля, которая состоит из миллионов гниющих мертвых организмов, а более примитивной, первозданной земли или глины, существовавшей до грехопадения и смерти. Но со времени грехопадения, когда наши души осквернились грехом, земля приравнялась к грязи, и наше первое побуждение состоит в том, чтобы избавиться от нее, омывшись водой. Земля противоположна небу и, таким образом, означает то, что низко по отношению к Богу и ангелам. Латинское английское слово «гумус» означает «земля»; и поэтому «смирение» есть подобающее духовное состояние земнорожденного. Но земля также является источником всей нашей пищи – в этом аспекте она является благодетельной «Мать-Земля». И земля под видом грязи и греха может быть преобразована по благословению Божию в источник жизни и плодородия. В целом, однако, земля означает грех; земные мысли — греховные мысли; и именно потому, что мы грешим, Бог предал нас проклятию возвращения в землю, из которой мы были созданы: «Прах ты и в прах возвратишься»…
2. Вода. Когда Бог создал человека, Он сделал его не только из земли, но и из воды, а ученые установили, что 70% наших тел состоят из воды. Хотя вода также «низка» по отношению к небу — вода всегда течет вниз, к морю, — вода имеет более положительные символические качества. Вода живительна – без воды все живое быстро погибает. Вода очищает – слезы смывают грех, как и вода Святого Крещения. Таким образом, греческие слова «омывать» (louein) и «освобождать (от греха) (luein) очень похожи. Вода нежная, успокаивающая и освежающая, но в то же время мощная – со временем она точит даже самый твердый камень. Под видом дождя, который идет с небес, он символизирует благодать, смягчающую самые ожесточенные сердца. Вода не всегда является положительным символом. Море, будучи бесплодной, соленой водой, есть символ мира в его духовном бесплодии, в его неспособности приносить истинные духовные плоды. И вода также может быть орудием разрушительной, карающей силы Бога, как во время Ноева потопа. Но когда Божья справедливость была удовлетворена, Бог послал свет через воду в радуге, чтобы символизировать Его примирение с человеком.
3. Воздух. Когда Бог сотворил человека, Он вселил в его тело воздушную субстанцию, душу; ибо, как мы читаем, «вдунул Бог в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Св. Августин указывает, что «в греческом [Септуагинте] не сказано πνευμα [дух], которое обычно употребляется по отношению к Святому Духу, но πνοην, которое чаще употребляется по отношению к творению, чем к Творцу». Иными словами, душа не является как бы продолжением нетварного Духа, но сотворена. Однако тот факт, что слова «дыхание» и «дух» так близки в греческом языке, указывает на то, что душа тесно связана с Божественным Духом, будучи действительно «по Его образу и подобию». «Мы не должны верить ни в то, что Он создал душу из Себя, ни в то, что Он создал ее из телесных элементов, когда Он создал ее через Свое дыхание». Будучи воздушной, а не земной или водной, душа имеет естественное направление вверх, к Богу и ангельскому царству, и она не разделяет судьбу тела. «Тогда прах возвратится в землю, как был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Екклесиаст 12:7).
Господь сравнивает Святого Духа с ветром, «дышащим, где хочет» (Ин. 3.8). Он может явиться в легком дуновении, как пророку Илии на Кармиле, или в сильном ветре, как апостолам на Сионе в Пятидесятницу. То поднимается к небу, то падает на землю. Это Дух-Создатель, но также и Дух-Разрушитель. «Ты возьмешь их дух, и они прекратятся; и в прах свой возвратятся. Ты пошлешь Свой Дух, и они будут сотворены; и Ты обновишь лицо земли» (Псалом 103:31-32).
4. Пожар. Если воздух, дыхание, дух и вдохновение связаны с духовной сферой и с Самим Богом, то еще сильнее ассоциация связана с огнем. «Бог есть огонь поядающий», — говорит апостол (Евреям 12:29). А о сотворенных ангелах, исполненных Духом Божиим, сказано, что они есть «пламенный огонь» (Пс. 102, 5). Св. Иоанн Креститель, величайший из рожденных женщиной, был, по словам самого Господа, «светочом горящим и сияющим» (Ин. 5:38). Это не просто красивые метафоры; они указывают, что ангелы и ангельские люди исполнены огня благодати Божией, которая согревает и просвещает, но также и судит и губит. При Втором пришествии Господь придет в явленном огне Своего Божества, так что «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, растают, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра 3:10). Но этот суд огнем, хотя и разрушительный, будет иметь в конечном счете созидательную цель: «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Петра 3:13). Тогда те люди, в которых есть огонь Божества, будут «сиять, как солнце» (Матфея 13:43), «бегать туда и сюда, как искры по жнивью» (Премудрость 4).
Некоторые отцы, например свт. Григорий Богослов, говорят о душе человека как о «искре Божества». Конечно, так было и до грехопадения, когда Дух Божий обитал в человеке как его составная часть. Но затем человек согрешил, и искра угасла; ибо Господь сказал: «Не пребудет Дух Мой с человеком вовек, ибо он истинно плоть» (Бытие 3:5). Таким образом, можно сказать, что в своем изначальном строении человек состоял из четырех элементов: земли и воды (тело), воздуха (души) и огня (благодати). Но четыре элемента стали тремя после грехопадения, когда огонь был утерян; а после смерти происходит дальнейший распад, как воздух отделяется от земли и воды, а земля и вода друг от друга. Нечто подобное сказал преподобный Серафим в своей знаменитой «Беседе с Мотовиловым», когда говорил о первочеловеке, состоявшем из четырех элементов: тела, души, духа и Духа. Здесь «дух» (с маленькой «с») означает высшую часть души, самую «воздушную» часть ее, сообщающуюся с огнем Нетварного Духа (с большой «с»), и так соединяется с Духом, что становится с Ним «одним духом». Великая трагедия — это когда дух человека отделяется от Духа Божия, что ведет к распаду всей человеческой природы. Апостол Иуда называет таких людей «душевными,… не имеющими Духа» (Иуды 19).
*
Праздник Рождества Христова называется «праздником упокоения», потому что при Своем Зачатии и Рождении Христос истинно воссоздал человеческую природу через девственную землю Девы Марии и сошествие Святого Духа, так что в Его Лице человек снова есть чистая земля, вода, воздух и огонь . Но благодать возрождения и возрождения должна быть передана остальному человечеству, и с этой целью Христос идет на Своё Крещение в Иордане. Его Сошествие в воды очищает водную стихию, изгоняя поселившихся в ней злых духов. Огонь входит в воду и очищает ее. Конечно, это парадоксально с материальной точки зрения, ведь в материальном мире огонь гасится водой – или превращается в пар. Но здесь Божественный огонь вселяется в воду, сохраняя ее природные качества и делая ее постоянно Духоносной. Отныне возможно крещение водой и Духом, через которое все люди могут возродиться и воссоздаться к жизни вечной, получив Дух, который был в Адаме изначально, до первородного греха, и тем самым избавив их от карательного огня Последнего Дня. Ибо «Христос крестит в огне последнего дня непослушных и не верующих, что Он есть Бог, но Духом и благодатью, идущей от воды, дарует новое рождение всем, признающим Его Божество, избавляя их от грехов».
*
Возвращаясь, наконец, к вопросу о научном и религиозно-символическом восприятии действительности, прислушаемся к поразительному контрасту, который великий сербский епископ Николай Велимирович проводит между «неалфавитными» природопоклонниками и «алфавитными» Духопоклонники: «С большими усилиями и трудом [те, кто называет себя философами и учеными] едва ли идут дальше своего детского повторения букв, составляющих природу. Очень редко, если вообще когда-либо, они достигают и постигают действительный смысл и значение этих букв, написанных в природе в форме вещей, составляющих видимую вселенную, или в сценах событий и событий. Однако человек, хорошо обученный чтению, читает слова, даже не задумываясь о буквах, из которых состоят сами слова, и сознательно читает их быстро в соответствии с их значением.
«Школьный учитель работает долго и упорно, пока ученики не смогут читать слова «по их значению». Поклоняющиеся природе — всего лишь поклонники букв, составляющих эту природу. Хотя они выросли, они всего лишь незрелые дети. Когда их спрашивают, что означают вещи в природе или явления и события, они удивленно смотрят на вас, как озадаченные дети, когда их спрашивают о значении только что прочитанного.
«Следовательно, можно сказать, что поклонники природы следуют алфавиту, а поклонники духов — только алфавиту. По мнению первого, вещи и существа в мире природы представляют собой конечную реальность, выраженную в их формах, цветах, функциях и отношениях. В то время как для ума последних вещи и творения являются только символами духовной реальности, которая является действительным смыслом, жизнью и оправданием этих символов…»
8/21 января 2013 г.
Назад ко всем статьям
Четыре элемента и поведение человека — Kula Collective
Каждое существо происходит из элементов огня, воды, воздуха и земли. Они являются строительными блоками, из которых состоит все творение .
Четыре элемента выражают себя в наших поведенческих тенденциях, как внутренне, как наш собственный разговор с самим собой, так и внешне с другими. Некоторые элементы более заметны, чем другие, и придают особую окраску нашим мыслям и чувствам, а также тому, какие типичные модели поведения и реакции мы разыгрываем в своей жизни. Темпераменты описывают КАК действовать.
Нет человека, у которого есть только один из четырех элементов, и наш духовный путь заключается в том, чтобы найти высшее выражение каждого элемента в себе и уравновесить себя дополнительными элементами, чтобы обрести внутренний покой и покой. Танцуй и играй с этими архетипами внутри себя!
ВоздухВоздушные люди подобны ветру — их внимание может быть повсюду, и у них может быть несколько интересов одновременно. Они любопытны и у них рождается множество творческих идей.
Воздушные люди — очаровательные артисты, любящие независимость. Связь с воздушным человеком может быть веселой и живой. И это может быть не так предано или стабильно, как связь с земным человеком.
Вечно ищущий дух воздушных людей с их острым умом делает их творческими и изобретательными провидцами. Астрология относит к этой стихии знаки Весы, Водолей и Близнецы.
ЗемляЗемля — это воплощение надежности, поддержки и стабильности. Это приземленный человек, который не любит перемен, и для них они хотят видеть физические результаты и цифры.
В отличие от других элементов, земля может быть упрямой и будет меняться медленно и с сопротивлением. Земной человек обладает огромной настойчивостью и готовностью брать на себя ответственность. Земля – самый неподатливый элемент. Астрология относит к этой стихии знаки Козерог, Телец и Дева.
ОгоньОгонь создает мощную трансформацию и стремится к совершенству. Это объясняет, почему многие люди с огнем поднимаются на лидирующие позиции. Огонь инициирует и зажигает, и это не лучший вариант для завершения.
Огненный человек уверен в себе, с энтузиазмом относится к жизни и всему, во что он вкладывает свою энергию. Их живость может быть заразительной и приносить чувство радости и утверждения жизни. Астрология отнесла к этой стихии знаки Овен, Лев и Стрелец.
ВодаКапризность и приливы и отливы водного народа выражается в артистизме. водные люди легко сопереживают другим и могут внести чувство гармонии в любую ситуацию.
Водные люди могут погружаться в глубины своего эмоционального «я» и могут легко выражать свои чувства в общении с другими.