Что исследуют графологи – Графология — Википедия

Содержание

Графология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 октября 2017; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 октября 2017; проверки требуют 5 правок.

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии[1], в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное[2][3][4][5][6], а также относится к протонаучному способу мышления.[7]

В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.

Оценка графологии научным сообществом[править | править код]

Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение[8], больши́м числом исследователей графология признаётся псевдонаукой[4][5][9]. Британское психологическое общество рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность»[10]. Несмотря на то, что изначально графология получила некоторую поддержку в научном сообществе (работы Флакингера, Триппа и Вайнберга (1961)[11], Локковандта (1976)[12] и Нэво (1986)[13], а также на то, что некоторыми исследованиями всё же поддерживается мнение о достоверности графологических методик анализа почерка (Крамбо и Стокхольм[14]

), подавляющее большинство исследователей[15] считает окончательно доказанным отсутствие у методов графологии какой-либо предсказательной способности.

Так, показана несостоятельность методов графологии при оценке черт личности[13] и её деловых качеств[16]. В частности, графологам не удалось предсказать результаты тестирования личности по методике Айзенка[17] и показатели

ru.wikipedia.org

О графологии | ГРАФОЛОГ.RU

КОРОТКО

Графология – наука, изучающая связь почерка с характером человека, его способностями и эмоциональным состоянием. Исследуя отдельные элементы почерка графологи могут составить подробный психологический портрет личности.

Несмотря на то, что история графологии в Европе насчитывает века, в России эта наука начала активно развиваться лишь в начале XXI века. Однако уже сейчас в нашей стране графология применяется в рекрутинге, профориентации, психологии, медицине и других смежных областях. Графологический анализ обладает рядом неоспоримых преимуществ (быстрота исполнения, непредвзятость, дистанционность) перед многими психологическими тестами и исследованиями, что открывает большие перспективы для развития и роста популярности графологии в России.

НЕ КОРОТКО

Понять человека бывает непросто, но порой это необходимо.

Что движет им в тех или иных делах, как установить контакт, как сделать взаимодействие максимально продуктивным? Раньше, когда люди жили более замкнуто подобные вопросы стояли не столь остро. Ускоренный ритм жизни, постоянные рабочие и личные встречи заставляют нас все чаще обращаться к психологии личности. А порой – сталкиваясь с жизненными трудностями или стоя перед важным выбором, — нам бывает необходимо разобраться и в самом себе. Многочисленные психологические практики, обилие популярных книг по психологии и тренинговых школ – характерный показатель запросов современного общества.

Одна из наук, которая помогает приоткрыть тайну человеческой натуры – графология.

Графология – наука, изучающая почерк, его связь с психологическими особенностями, характером, эмоциональным состоянием и способностями человека. Графология широко применяется как в самой психологии, так и в смежных с ней областях.

«Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении», — отмечал Иван Михайлович Сеченов, известный русский мыслитель, физиолог, психолог.

Сейчас ни для кого не секрет, что существует связь между мозговой активностью человека, его нервной системой, психическими процессами и мелкой моторикой. По мнению многих психологов в любой двигательной активности человека проявляется его сущность, в том числе – в почерке. Характер движений зависит от непроизвольного напряжения тех или иных мышц, что в свою очередь напрямую связано с особенностями психического состояния человека. Тонус мышц отражается и на почерке, делая его более резким или округлым, крупным или мелким, ровным или отрывистым.

В 1895 году немецкий физиолог Тьерри Вильям Прейер провел ряд исследований почерков людей, получивших различные травмы рук, в результате которых им пришлось научиться писать ртом или ногами. Почерки до и после инвалидности совпадали. Исходя из этого ученый сделал вывод, что почерк человека в большей мере связан с его мозгом и сознанием, чем с чисто физиологическими особенностями.

Люди стали обращать внимание на почерк очень давно. Конфуций, например, наставлял: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Почерку человека уделяли внимание Аристотель, Теофраст, древнеримский историк Светоний. Император Нерон писал: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него — предательская натура».

Первая известная истории книга, посвященная исключительно анализу почерка была написана итальянским врачом, профессором Болонского университета Камилло Бальдо в 1622 году. Само слово «графология» появилось два века спустя благодаря французскому аббату Жану Ипполиту Мишону, который в 1871 году написал труд «Система графологии». В своей книге аббат попытался систематизировать особенности почерка и связать их с психологическими особенностями человека, метод Мишона выделял и сравнивал отдельные элементы почерка – штрихи, буквы, слова и строчки, — каждый графологический признак предполагал наличие определенной черты характера, его отсутствие – наличие противоположной черты. И хотя в настоящее время данное утверждение считается верным лишь отчасти именно Мишона принято считать отцом современной графологии.

Многие выдающиеся деятели культуры прошлых лет проявляли интерес к исследованию почерка. Так, немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель и государственный деятель Иоган Вольфганг фон Гете писал: «нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях». А Жорж Санд считала: «Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем».

Высокую оценку графологии давали культурологи, физиологи, психологи. Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг с помощью графологии пытались проникнуть в бессознательное человека, известный австрийский психолог Альфред Адлер также признавал важность графологии и сам занимался анализом почерков своих пациентов.

В настоящее время графология является официально признанной наукой во многих странах Европы и США. Во Франции, Италии, Германии, Нидерландах и других странах графология изучается в вузах наравне с другими дисциплинами. Графологи являются востребованными специалистами в таких областях как рекрутинг, профориентация, психология, медицина. Анализ почерка активно применяется в космической медицине — специалистами анализируются записи, сделанные космонавтами на орбите, чтобы оценить состояние их нервной системы.

В России графология только начинает активно развиваться. Несмотря на то, что еще в начале 20 века нашими учеными были сделаны попытки представить науку широкой публике (был написан ряд работ по криминалистическому и графологическому направлениям в анализе почерка), в советское время последовал застой в данной области. Графология отвергалась советской властью как «буржуазная лженаука» и советские ученые не только не имели возможности заниматься ею официально, но также читать работы европейских коллег.

В 21 веке ситуация начала меняться – высокий интерес к психологии и смежным наукам, доступность иностранных источников информации, возможность более свободного выбора научного интереса играют важную роль в становлении российской графологии. Появилось достаточно большое количество книг и статей по данной теме на русском языке.

Существует два основных направления в анализе почерка: криминалистическое и собственно графологическое.

Криминалистическое направление – оно же почерковедение – занимается изучением почерка с целью решения задач судебно-почерковедческой экспертизы и помогает установить авторство текста, подлинность подписи и т.п.

Графологическое направление в изучении почерка – это и есть графология, т.е. наука о связи между почерком человека и его характером. Графология широко применяется в бизнесе, медицине, образовании и других сферах. С графологами консультируются специалисты HR при подборе сотрудников — по почерку графолог поможет определить, соответствует ли соискатель требуемой должности, рассказать о его сильных и слабых сторонах. На собеседовании бывает трудно понять, как будет вести себя работник в долгосрочной перспективе, графологический анализ – это наиболее быстрый и удобный способ узнать характер и склонности человека.

Графология может оказать значительную помощь при профориентации. Анализ почерка ребенка или сотрудника позволяет понять, в какой сфере деятельности он наилучшим образом проявит свои качества и сможет раскрыться в полной мере. Графологи занимаются и семейными консультациями, помогая выявить причину возникающих трудностей и разногласий внутри пар, найти подходящее решение и определить степень совместимости партнеров.

У графологии есть ряд бесспорных преимуществ перед психологическими тестами и консультациями.

Во-первых, графология позволяет оценивать незнакомых людей, ничего о них не зная, кроме их почерка. Психологу требуется довольно много времени, чтобы дать точное и обширное заключение, графологу достаточно посмотреть на образец почерка, полный результат исследования может быть выдан через пару дней.

Графологический анализ не требует личного присутствия диагностируемого при работе графолога. Благодаря этому исключается возможность воздействия ряда субъективных факторов на процесс диагностики: внешнего вида проверяемого, его сознательного или неосознанного влияния на результаты тестирования, здесь невозможно соврать или дать заранее подготовленные и социально ожидаемые ответы.

Кроме того, графолог может дать характеристику человеку независимо от языка, на котором человек говорит и пишет. Графологу неважно, на каком языке написан документ, потому что он обращает внимание на признаки письма, а не на его суть. (Это не касается иероглифического письма, которое является в большей степени рисунком, чем собственно письмом.)

Аристотель отмечал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих», — и с этим нельзя поспорить. Однако возможной графология стала как раз благодаря наличию сходных элементов в письме разных людей. Этих элементов множество и их бесконечные комбинации как раз и создают ту непохожесть почерков, о которой говорил Аристотель.

В своей работе графологи пользуются вспомогательными таблицами, составленными на основе многочисленных научных трудов и исследований. Есть графологические таблицы признаков различных психотипов, есть такие, которые помогают сориентироваться в самих графологических признаках, какие-то посвящены интерпретации различных симптомов и эмоциональных состояний. Важным фактором является и профессиональное чутье графолога, которое вырабатывается обширной практикой еще во время обучения.

Несмотря на то, что графология в России только начинает свой путь, преимущества данного вида тестирования уже по достоинству оценены многими.

grapholog.ru

Почерк и графология — анализ характера человека по почерку

Графологи уверяют, что почерк помогает определить отличительные черты характера. Чтобы понять характер, нужно знание признаков написания букв. Замечено, что у людей почерк, как и характер, отличается.

Что такое графология и кто такие графологи

Графология – это наука, изучающая почерк, как пример – графологический анализ характера человека по его почерку. Графологи, как следует из определения, – люди, способные на выполнение такого анализа. Хотя до середины прошлого столетия методы этой науки рассматривали в виде тех, что помогают исследовать характеры людей в психологии, в наше время данное учение о неразрывной связи между характером и почерком считается псевдонаучным, его относят к протонаучному мышлению. В медицине данный термин встречается в виде возможности изучения почерка как вспомогательного элемента для слежения за заболеваниями мозга и ЦНС.

Современные ученые скептически настроены по отношению к графологии, невзирая на прошлые заслуги науки.

Научное сообщество ставит под сомнение достоверность графологии. Немалым числом исследователей графология признана лженаукой. Британским обществом психологов графология поставлена в один ряд с астрологией. Невзирая на то, что изначально наука об изучении почерка и анализе характера находила поддержку в научных кругах, а также то, что отдельные исследования поддерживают достоверность подобной теории, большая часть ученых уверена, что графология не имеет никакой предсказательной способности.

Но все же осталось немало тех, кто верит в способность графологии определять основные черты характера. Конечно, 100% вероятности и точности в суждениях никто не гарантирует, но примерная характеристика человека по почерку обозначится.

Зачем нужен психологический анализ личности по почерку?

Стоит сразу заметить, что описание почерка дает возможность сделать вероятные выводы, но не точные утверждения. Кроме того, анализ почерка человека в психологии с примерами встречается часто и считается, что он обеспечивает общую характеристику психологии человека, но не точную. Помимо этого, графологам требуется как минимум страница текста, который написан от руки, а еще лучше пара, которые написаны в непохожих ситуациях.

Определением характера по почерку человека занимается графология

Определением характера по почерку человека занимается графология

Зачем нужен анализ? Нередко кадровым работникам требуется выявить главные качества личности, признаки характера и состояние психики соискателя. Это даст возможность более точно определить его соответствие работе. Кроме того, знание графологии поможет личности определиться в выборе или при смене сферы деятельности. Помните, что каждый признак не стоит рассматривать в качестве абсолютной догмы. Его нужно сравнивать с остальными особенностями.

Анализ почерка позволит найти главные черты характера. Иногда это важно при приеме на работу.

Интересное открытие было сделано западными учеными. Выяснилось, что люди, которые лишились рук, ногами и ртом пытаются выводить такие же буквы, как писали ранее. Получается, что мы пишем так, как велит нам мозг, а руки только выполняют приказы.

По этой причине почерк – зеркало человека. Данный факт также доказан биологом Прейером. Он провел эксперимент с использованием гипноза. Человеку внушалось, что он злой или хвастливый, одновременно с этим ему диктовали текст. В итоге почерк получался другой, с характерными особенностями.

От чего зависит почерк?

Многих интересует вопрос, от чего зависит наш почерк? Если верить наблюдениям ученых, наш почерк находится в зависимости не только от возраста, но и от профессии, положения. Тем более у каждого из нас есть несколько почерков. Один – для личных заметок, другой – для важных заявлений, третий – для поздравлений и писем друзьям.

Но для графологов все они одинаковы, даже разбор кривого почерка (например, в результате болезни или стресса) не представляет сложностей. Во всех почерках одной личности изменен только размер букв и качество, внутреннее строение не изменяется. Казалось бы, в чем зависимость характера и эти каракуль? Учеными разработана система признаков, разъясняющая особенности почерка человека и его характер.

Некоторые из них видны сразу, другие – если присмотреться, а вот третьи – никак не связаны с опытом. Темных пятен в этой науке, или как уверены ученые, лженауке немало, но это не мешает людям использовать графологию на практике.

Определение характера по почерку человека с примерами

Итак, рассмотрим признаки для графологического анализа и выясним, о чем говорит почерк человека на примерах:

Наклон

20-30 градусов в правую сторону. Это самый популярный наклон. Подобных людей можно назвать открытыми, но нельзя говорить, что они импульсивны. Человеку характерно умение держать эмоции в напряженных, чрезвычайных ситуациях.
Если же наклон сильнее, 50-60 градусов в правую сторону – показатель стремления к общению и любвеобильности. Эти люди, вероятнее всего, будут стараться показать свои чувства. Личность с подобным почерком восприимчива ко всему новому. Одновременно с этим у обладателей такого наклона развито собственнические инстинкты.
Маленький наклон влево говорит о преобладании разума над эмоциями. Такие люди скрытны, рациональны.
Большой наклон влево чаще встречается у левшей. Здесь отмечается большой контроль эмоций, скрытность, сочетаемая с чувственностью.
Если наклон отсутствует – баланс эмоций и рациональности.

Опытный графолог может составить психологический портрет людей по почерк

Опытный графолог может составить психологический портрет людей по почерку

Нажим

В наше время, когда возникло много разновидностей ручек, иногда сложно определить нажим. Но если разобрать можно, то это поможет во многом.

Сильный нажим – свидетельство настойчивости, энергичности, способности работать. Это общительные личности, любящие свою работу и людей.
Если нажим поверхностный и легкий, то такие личности отличаются чувствительностью, тонкостью натуры. Это чаще интроверты, чей самоконтроль помогает справляться с важными задачами.
Если сила нажима средняя, то подобная личность более предсказуема, ей нравится познавать внешний мир.

Сочетание нажима и других характеристик

Ровные буквы и легкий нажим – рациональность мыслей, высокая моральность, дисциплина. Крупные круглые буквы и легкий нажим – слабоволие, неконфликтность, альтруизм. Сильный нажим на прописных буквах – энергичность, лидерские и творческие способности.

Расстановка строк

Если строки до конца листа остаются горизонтальными – уравновешенность во всем. Такие люди тщательно продумывают все действия.
Если почерк уходит вверх – оптимистичная натура. В карьере – целеустремленность.
Строки идут вниз – скептик, реально оценивает события.
Неровная строка – переменчивость настроения, плохая адаптивность.

Округлость букв

Расшифровка круглых букв в почерке человека говорит о готовности личности к сотрудничеству. Такой человек не отличается настойчивостью, он открыт для других. Но хуже выполняет дела, требующие стойкости.

Помните, что все эти качества необходимо анализировать в комплексе. По отдельности нельзя составить даже приблизительный портрет. Все должно перепроверяться в сравнении с остальными особенностями.

Угловатая форма – автор любит соперничество, состязания. Это независимая и амбициозная личность: у таких людей оригинальный стиль почерка встречается довольно часто.

Пространство между строками и словами

Нередко плотность расположения слов показатель бережливости. Чем дальше расстояние, тем расточительнее человек.

Размер полей

Это показатель, помогающий выявить уровень расточительности. Обширные поля везде – отличный вкус, тяга к искусству. Если они рациональны – показатель благоразумия. Узкие ровные по бокам – склонность к бережливости. Если текст занимает весь лист, а поля очень малы – стремление получить максимум.

Размер букв

Как понять характер человека по маленькому почерку или крупному?

Мелкие буквы свидетельствуют об умении концентрироваться в одном направлении. Это неагрессивные личности. Если еще и заглавные буквы слишком велики – храбрость и гордость. Если они чересчур малы – недостаток мужества. Мелкий почерк с маленькими расстояниями – скрытность натуры, личность, любящая одиночество.
Крупные литеры встречаются у экспансивных натур, несколько агрессивных. Если прописные буквы изящные – умение привлекать людей к себе, романтичность натуры.
Средние буквы встречаются у многих людей, потому их нельзя брать как отдельный показатель для анализа.

Печатные буквы

Что значит печатный почерк? Характер такого письма заключается в написании печатных букв там, где должны быть письменные – значит, человек стремится заменить свои устаревшие взгляды на жизнь современными.

Украшательства

Как почерк с завитушками характеризует человека? Наличие в письме различных украшений (фигурной «крышечки» у буквы «й», завитушек, виньеток и т. д.) указывает на желание человека обратить на себя внимание и поверхностность его мышления.

Петли

Если нет нижних петель, то человек отличается независимостью мышления, предпочитает поиск простых объяснений. Они изобретательны, умеют приспосабливаться.
Петли внизу узкие – показатель осторожности, духовности, любви к семье. Широкие протяженные нижние петли – стремление удовлетворять материальные потребности. Слишком большие петли снизу – личность не любит оказываться к чему-то привязанной.
Слишком мелкие петли вверху и внизу – нерешительность ступить на путь независимости.

Разрывы в словах

Если разрывы расположены в каждом слове, то личность склонна верить интуиции. Такой признак соотносят с другим. Если в словах нет отрывов – признак логики.

Размеры букв

Если слова начинаются с больших букв, а затем уменьшаются – человек занимает положение, где очень важно строгое соблюдение секретности. Слова начинаются с маленьких букв, а затем увеличиваются – человек не умеет хранить тайны.

Графология и подпись

Особенное место в этой науке отведено анализу подписи. Мы долго придумываем и моделируем автограф. По этой причине считается, что в написании текста определяется личность человека, каким он является, а по подписи – каким он желает быть. Это ключ к прогнозу перемен в личности и характере, в судьбе.

Подпись мы выбираем себе сами, в ней содержится важная информация о наших целях и стремлениях.

Подписи, как и рукописный текст, исследуются по параметрам, к которым относятся протяженность и острота букв, интересные знаки и слитность литер, расстояние между ними и сила надавливания, точки, крючки и т. д. Рассмотрим некоторые характеристики:

направление. Здесь взгляните, куда смотрит кончик подписи. Если вверх – оптимистичность натуры, энергичность, стремление к целям. Прямой – баланс в личности. Вниз – пессимистические настроения;
длина. Длинные подписи говорят об обстоятельности, неторопливости, настойчивости. Короткие – человек постоянно спешит, относится к делам несерьезно;
размер букв. Если первая буква заметно отличается от остальных, то личность капризна, чересчур требовательна к другим. При небольшом отличии с другими буквами – скромность. Мелкие размеры букв – рациональность, экономность, концентрация. Большие буквы – мечтательная натура, доверчивая, непрактичная;
разрывы и связь. Если все буквы соединяются – свидетельств логичности и последовательности, консервативности взглядов. Если замечено маленькое число разрывов – адаптивность и гибкость мышления. Большое число разрывов – мечтательность;

Если почерк уходит вверх, перед вами оптимистичная натура

Если почерк уходит вверх, перед вами оптимистичная натура

украшения. Если личность любит хвастаться и приукрашивать себя, то это сразу заметно в подписи, ведь она тоже украшена: лентами, завитками и т. п. Число завитков показывает уровень неискренности личности, скрытности. Но украшения встречаются у творческих личностей: актеров, музыкантов. Тогда свидетельство богатства воображения. У математиков подписи чаще «голые». Буквы как будто теряют некоторые части;
расстояние между буквами. Этот признак определяет уровень щедрости: при большом расстоянии – высокий уровень. Если буквы почти друг на друге – скупость и экономность;
хвостики, подчеркивания. Если подпись подчеркнута снизу, то человеку свойственно самолюбие, обидчивость, ему интересно мнение других. Если линия сверху – гордость, тщеславие, стремление к новому. А вот длина хоста в конце подписи говорит о реакции людей на вмешательство в их дела. Чем длиннее хвостик, тем меньше человек терпит замечания и указы. Если подпись перечеркнута – свидетельство недовольства собой, самокритики, колебаний;
точка. Это позитивный признак. Если в подписи имеется точка – это свидетельство дисциплинированности, стремления заканчивать начатое. Если она стоит в конце – человек заканчивает начатое при любых обстоятельствах. В начале подписи – стремление получать полные данные перед началом работы;
повторение элементов. Одинаковые знаки говорят о навязчивости в действиях и мыслях, об устоявшихся привычках. Наряду с этим, данный признак – показатель упорства, способности легко справляться с монотонной работой.

Заключение

В данной статье рассмотрены наиболее важные критерии, так называемые ключевые точки по работе с почерком и анализу его элементов, способных пролить свет на личностные характеристики своего владельца. Но есть еще немало нюансов, которые помогают определить характер по подписи. При желании возможно овладеть такими навыками самостоятельно, но для этого придется проанализировать немало рукописных текстов близко знакомых людей, характер которых известен в той или иной степени.

sunmag.me

Графология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии[1], в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное[2][3][4][5][6], а также относится к протонаучному способу мышления.[7]

В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.

Оценка графологии научным сообществом

Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение[8], больши́м числом исследователей графология признаётся псевдонаукой[4][5][9]. Британское психологическое общество рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность»[10]. Несмотря на то, что изначально графология получила некоторую поддержку в научном сообществе (работы Флакингера, Триппа и Вайнберга (1961)[11], Локковандта (1976)[12] и Нэво (1986)[13], а также на то, что некоторыми исследованиями всё же поддерживается мнение о достоверности графологических методик анализа почерка (Крамбо и Стокхольм[14]), подавляющее большинство исследователей[15] считает окончательно доказанным отсутствие у методов графологии какой-либо предсказательной способности.

Так, показана несостоятельность методов графологии при оценке черт личности[13] и её деловых качеств[16]. В частности, графологам не удалось предсказать результаты тестирования личности по методике Айзенка[17] и показатели исследования черт личности по методике Майерс-Бриггс[18]; в целом мета-анализ более 200 исследований показал, что графологи оказались неспособны предсказать наличие любой черты личности, выявляемой по любой методике тестирования[19].

Аналогично графологам не удалось достоверно оценить и трудовые способности человека: профессиональные графологи давали такую же по степени достоверности оценку, как и люди «с улицы»[20]; широкий обзор публикаций, который произвели Кинг и Кёхлер, подтвердил, что в десятках исследований было показано отсутствие связи механических особенностей почерка (например, наклона) с трудовыми способностями человека[16].

При проверке методов графологии оказалось, что на поверку они являются «попросту набором интуитивных догадок, основанных на отождествлении слов, описывающих свойства почерка, со словами, описывающими свойства характера»[21].

Графологию не следует смешивать с изучением почерка в ходе предварительного расследования уголовных дел, которое имеет в основном криминалистические задачи (см. почерковедение).

См. также

Примечания

  1. Попов Ю. Н. Графология // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — Т. 7. Гоголь — Дебит.
  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-290-1
  3. ↑ The use of graphology as a tool for employee hiring and evaluation, British Columbia Civil Liberties Association. Архивировано 17 февраля 2008 года. Проверено 22 февраля 2008.
    «On the other hand, in properly controlled, blind studies, where the handwriting samples contain no content that could provide non-graphological information upon which to base a prediction (e.g., a piece copied from a magazine), graphologists do no better than chance at predicting the personality traits»
  4. 1 2 Scott O. Lilienfeld, Kristin Landfield. Science and Pseudoscience in Law Enforcement: A User-Friendly Primer // Current Perspectives in Forensic Psychology and Criminal Behavior / Curt R. Bartol, Anne M. Bartol. — SAGE, 2012. — С. 24-35. — ISBN 9781412992442.
  5. 1 2 Elsevier’s Dictionary of Psychological Theories / J Roeckelein. — Elsvier Science, 2006. — С. 253. — ISBN 9780444517500.
  6. Suzanne Bell. Dictionary of Forensic Science. — Infobase Publishing, 2004. — С. 107-108. — P. 107.
  7. ↑ «Еще ближе в интересующей нас вненаучной познавательной деятельности такие протонаучные способы мышления, как парафизика (лозоискательство, левитация), парапсихология (ясновидение, телепатия, телекинез), алхимия, астрология, а также хиромантия, графология, френология, уфология, философский герметизм». — Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов / Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В. Л. Обухова, Ю. Н. Солонина, В. П. Сальникова и В. В. Васильковой. — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
  8. ↑ Grafology // MSN Encarta.
  9. ↑ Pseudoscience (недоступная ссылка) // Britannica Student Encyclopædia.
  10. Duffy J.; Wilson G. Writing wrongs. BBC News Magazine. Проверено 24 июня 2008. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  11. Fluckwinger A., Tripp C. A., Weinberg G. H. (1961). «Обзор экспериментальных исследований в графологии (A Review of Experimental Research in Graphology): 1933 — 1960». Восприятельные и моторные навыки (Perceptual And Motor Skills) (12): 67–90.
  12. Lockowandte O. (1976). «Present status of the investigation of handwriting psychology as a diagnostic method». Catalog of Selected Documents in Psychology (6): 4–5.
  13. 1 2 Nevo B. Scientific Aspects Of Graphology: A Handbook.— Springfield, IL: Thomas, 1986
  14. Crumbaugh J. C., Stockholm E. (April 1977). «Validation of Graphoanalysis by «Global» or «Holistic» Method». Perceptual And Motor Skills 44 (2): 403–410.
  15. Ben-Shakar G., Bar-Hillel M., Blum Y., Ben-Abba E., Flug A. (1986). «Can graphology predict occupational success? Two empirical studies and some methodological ruminations». Журнал прикладной психологии (Journal of Applied Psychology) 71: 645–653.
  16. 1 2 King R. N., Koehler D. J. (2000). «Illusory Correlations in Graphological Inference». Journal of Experimental Psychology: Applied 6 (4): 336–348. DOI:10.1037/1076-898X.6.4.336.
  17. Furnham A.; Gunter B. (1987). «Graphology and Personality: Another Failure to Validate Graphological Analysis.». Personality And Individual Differences 8: 433–435. DOI:10.1016/0191-8869(87)90045-6.
  18. Bayne R., O’Neill F. (1988). «Handwriting and personality: A test of some expert graphologists’ judgments». Guidance and Assessment Review (4): 1–3.
  19. Jennings D. L., Amabile T. M., Ross L. Informal covariation assessment: Data-based versus theory-based judgments / In: D. Kahneman, P. Slovic, & A. Tversky (Eds.), Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. — Cambridge, England : Cambridge University Press, 1982. — P. 211-238.
  20. Neter E., Ben-Shakhar G. (1989). «The predictive validity of graphological influences: A meta-analytic approach». Personality and Individual Differences (10): 737–745.
  21. Нудельман Р. Обесславленные науки возвращаются в новом обличье // «Знание — сила». 2002, № 9.

Ссылки

wikipedia.green

Графологическая экспертиза – что это такое, зачем нужна + нюансы процедуры

Наверное, есть еще много предубеждений, мифов и путаницы в графологии. Графолог в значительной степени не имеет отношения к фактическому анализу содержание письменного текста. В детстве вас учили писать, но маловероятно, чтобы вы все еще писали так, как вас учили. Цель использования графологии для анализа почерка человека всегда должна быть положительной. Интерпретация должна позволять людям анализировать использование полученного понимания, помогать им жить своей жизнью на высшем уровне удовлетворения, которое они выбирают. В профессиональном или организационном контексте графология может сыграть важную роль в создании рабочих отношений, которые повысят качество работы группы или команды.

В науке графологии в ее исследовательском подходе используется по меньшей мере 300 различных почерков. Умение интерпретации графолога находится в психологическом искусстве понимания конкретного сочетания особенностей рукописного ввода — эксперт может «видеть» автора.

Графология — исследование почерка и рукописного анализа — теперь является общепринятой и все более используемой методикой оценки людей в организациях. Анализ почерка — это эффективный и надежный показатель личности и поведения, а также полезный инструмент для многих организационных процессов, например: набор, интервью и выбор, построение команды, консультирование и планирование карьеры.

Теория графологии

Почерк человека – сценарий, и его размещение на странице выражают уникальные импульсы индивидуума: логически, мозг посылает сигналы по мышцам в пишущий инструмент, которым они управляют. Изучая образец почерка, специалист-графолог может идентифицировать соответствующие функции рукописного скрипта и способ взаимодействия этих функций. Функции и взаимодействие между ними предоставляют информацию для анализа. Конечно, ни один образец почерка не будет отображать все 300 различных функций — типичный анализ будет включать гораздо меньше. Ни одна функция почерка не доказывает ничего конкретного или абсолютного сама по себе; только одна функция может идентифицировать тренд. Это комбинация функций и взаимодействие между ними, которые обеспечивают полную и ясную интерпретацию.

Графология на самом деле является очень старой и уважаемой наукой — исследование почерка и его анализ были впервые разработаны китайцами 3000 лет назад. Римляне использовали графологию, и через столетия с тех пор различные цивилизации и культуры проанализировали почерк, чтобы определить суть человека, который его произвел. Современный подход к анализу почерка был создан группой французских священнослужителей во главе с Аббе Михоном, который определил ключевые аспекты науки в 1870-х годах после 30 лет учебы. Эта работа легла в основу современной графологии, хотя наука все еще исследуется и расширяется сегодня.

Профессиональные графологи работают со строгим этическим кодексом, и эти специалисты постоянно пользуются спросом; те, кто его использует, признают свою ценность на рабочем месте как дополнительный метод понимания характера. Таким образом, это чрезвычайно полезный инструмент для определения качества, способности талантов и потенциала человека, в частности, для руководства карьерой и улучшения отношений. Как и другие мощные поведенческие или интуитивные модели, нелегко объяснить, как и почему работает графология, тем не менее она по-прежнему используется, уважается и ценится многими, потому что она достигает высокого уровня результатов.

Функции рукописного ввода

Существует около 300 функций. Некоторые из основных функций, которые можно легко понять, и что дают интересную информацию:

  • Скос. Правильный уклон указывает ответ на сообщение, но не так, как это происходит. Например, пишущий может пожелать быть дружелюбным, манипулятивным, отзывчивым, навязчивым, продавать, контролировать, быть любящим, поддерживающим, просто назвать некоторые возможности. Если почерк в целом вертикальный, это указывает на независимость. Левая наклонная тенденция показывает эмоции и потенциал. Этот пишущий должен быть правдивым для себя в первую очередь и может быть обиженным, если другие попытаются добиться большей приверженности им.
  • Размер. Почерк состоит из трех зон или корпусов: среднего, верхнего и нижнего. Базовая средняя мера или контрольная точка, по размеру которой можно судить — 3 мм за зону. Это дает ориентир для не замечательной высоты 9 мм. Большой почерк может означать экстравертность, или это может означать, что писатель уверен в себе, хотя это поведение может не проявляться на людях. Малый размер может по логике означать обратное. Малый размер почерка также может указывать мыслителя и академика, в зависимости от других особенностей сценария. Если письмо малое и нежное, писатель вряд ли будет хорошим коммуникатором с кем-то другим, кроме тех, которые имеют собственную длину волны. Этим людям, как правило, нелегко сломать новые позиции в обществе.
  • Давление. Сильное давление указывает на приверженность к делу и восприятие вещей всерьез, но если давление слишком сильное, этот писатель временами сильно возмущается и может быстро реагировать на то, что они могут считать критикой. Эти авторы сначала реагируют и задают вопросы позже. Слабое давление показывает чувствительность к атмосфере и сопереживание людям, но также, если давление неравномерно, проявляет недостаток жизненной силы.
  • Верхняя зона или штрих. Высокие верхние штрихи достигают целей и амбиций или, если они очень расширены, могут быть нереалистичные ожидания того, что человек чувствует, чего он должен достичь. Если есть разумно пропорциональные петли верхних зон, это указывает на того, кто любит мыслить и использовать свое воображение разумным образом. Более широкие петли верхних зон указывают на большую склонность к идее мыслить и обдумывать их. Если верхний штрих поднимается вверх, а затем возвращается сверху, пишущий может сжимать воображение и придерживаться основного требования задания.
  • Нижняя зона. Нижние петли также различны и имеют разные значения. Например, прямая петля показывает нетерпение. «Колебания» предполагают предотвращение агрессии и конфронтации. Полный цикл с сильным давлением указывает на возможности использования энергии/денег/чувственности, при условии корреляции с другими функциями. Жирная нижняя петля со световым давлением указывает на необходимость или желание безопасности. Если в нижней зоне много и разнообразных форм, пишущий может чувствовать себя неустроенным и не сфокусированным эмоционально. Опять же, рукописный аналитик будет искать это, чтобы указать другие функции в скрипте.
  • Интервал между словами. Тест, по которому можно судить о широком или узком расстоянии между словами, — это ширина одной буквы почерка человека. Широкие пробелы между словами говорят — «дай мне передышку». Узкие промежутки между словами указывают на желание быть с другими, но такие авторы могут также быть навязчивыми, особенно если в письме не хватает изящества.
  • Межстрочный интервал. Образцы рукописного ввода всегда лучше всего использовать на необожженной бумаге и, в частности, для отображения функций межстрочного интервала. Широкоразмерные линии почерка показывают желание отступить и сделать паузу. Близко расставленные строки указывают на то, что автор работает близко к действию.
  • Поля страницы. Стороны каждой страницы имеют смысл. Левая сторона поля показывает корни и начало/семью. На правой стороне показаны другие люди и будущее. Вершина — это цели и амбиции. Конец страницы показывает энергию, инстинкты и практичность. Поэтому поля очень информативны. Если у автора есть широкий левый отступ, любопытство для него важнее. Если он узкий, указывается осторожность и нежелание быть в действии до того, как автор будут готов. Узкий правый отступ показывает нетерпение и стремление выделиться. Широкий правый отступ показывает, что может быть некоторый страх перед неизвестным.
  • Равномерный или хаотичный стиль букв. Эти формы могут дать некоторую особенно интересную информацию. Равномерность представляет собой эго — из этого мы получаем много информации о том, как пишущий чувствует себя и действует в общественных местах. Рукописный материал некоторых людей состоит только из одного стиля, но многие люди будут иметь смесь двух стилей. Опять же, это дает полезную информацию. Все эти функции имеют потенциально положительные и отрицательные коннотации.
  • Округлость букв или «аркада». Это означает, что средняя зона письма закруглена вверху, как серия арки. Пишущие, которые используют это, могут быть лояльными, независимыми, заслуживающими доверия и методичными, но отрицательно они могут быть скрытными, упрямыми и лицемерными. Важнейшей характеристикой является их групповая солидарность с аутсайдерами.
  • «Гирлянда». Гирлянда похож на перевернутую «аркаду» и представляет собой ориентированный на людей сценарий. Эти авторы делают свои противоположным образом аркадному пишущему, как чашки или корыта, в которые люди могут изливать свои проблемы или просто давать информацию. Пишущий любит быть полезным и любит принимать участие.
  • Угол. Угловая средняя зона — это аналитический стиль, острые точки, а не кривые, создают впечатление зондирования. Острый угол показывает, что лучше использовать таланты на работе и для бизнеса или проектов, а не воспитания. Как и в случае с любыми показателями индивидуального стиля, интерпретация не означает, что каждый писатель должен быть категорезирован и предотвращен или отстранен от распространения своих талантов и интересов, но анализ может помочь показать, где сильные стороны человека могут быть наилучшим образом использованы.
  • Нить. Рукописный поток похож на распущенную шерсть, ожидая, что она превратится в нечто новое. Эти авторы умственно настроены и адаптированы, но также могут быть неуловимыми и испытывают недостаток в терпении. Они являются респондентами, а не инициаторами. Они могут быть очень умны при сборе информации и создании чего-то из них. Поэтому они наблюдают и сравнивают свое время, так что решения принимаются в самый подходящий момент.
  • Волнообразность. Такой почерк часто является амальгамой всех или большинства других форм и обычно написан людьми умственно зрелого и умелого склада. Это показывает, что они могут соответствовать любому случаю и указывают на хорошие механизмы преодоления препятствий. Они адаптированы и находчивы.

Эти функции и интерпретации представляют собой небольшое, но полезное руководство относительно поведения людей и, в частности, того, как они справляются со своими социальными требованиями. Понимание личности через почерк — это ценный способ максимально использовать как личную осведомленность, так и межличностные ситуации в интересах всех заинтересованных сторон.

 

Науки и графология

Графология — это та дисциплина, которая позволяет посредством анализа спонтанного почерка человека проникнуть в их личность с точки зрения интеллекта, эмоций, аффективного измерения и механизмов защиты личности, что люди принимают, чтобы защитить себя.

Другими словами, графология позволяет нам открывать чей-то взгляд на мир; например, если у людей есть позитивное видение мира, если это гостеприимная среда, богатая стимулами, тогда их почерк показывает спонтанные колебания в характере.

Если люди убеждены из-за своей личной истории, что мир — очень опасное место, тогда их почерк отражает их осторожное отношение и защитный механизм, который они активируют, чтобы защитить свою личность.

Когда вы говорите о «личности», интересно исследовать связь между графологией и психологией. Графология — это, в основном, диагностический метод исследования личности.

Метод графологии, созданный Джироламо Моретти (который является одним из самых важных и распространенных методов), удовлетворяет необходимым психометрическим требованиям, чтобы полностью включить графологию в категорию психологических реактивных тестов. Действительно, графология соответствует следующим предпосылкам:

  • Чувствительность, способность измерять различия между людьми.
  • Надежность, то есть точность измерений.
  • Эффективность, означающая возможность точно проверить, что тесты оценивают.

Основываясь на исследованиях и практических опытах, графологию можно рассматривать как «ветвь» тестов на оценку личности, которые обычно используются психологами для исследования личности людей в сочетании с другими проективными тестами. Сказав это, было бы логично классифицировать графологию в области психологии, но, к сожалению, это не так: хотя психология и графология имеют общий период происхождения — 1800-е годы, психология была широко и успешно развита, построив совокупность знаний, которая была принята как наука. Последнее, напротив, по-прежнему пытаются вписать в научную человеческую дисциплину. Если бы все графологи были также психологи, то работа графолога принесла бы огромную пользу: у трений между психологами и графологами больше не будет причин; графологам улучшат обучение и повысят их авторитет.

Где применяют графологическую экспертизу

Графология оказывает большое знание: этот актив может быть ценным в разных областях, чтобы выявить уникальность личности и выявить причины психологических проблем, даже самые скрытые. Графология также помогает прояснить проблемы взаимоотношений между двумя совершенно разными людьми, которые борются за понимание друг друга из-за своих различий (например, логическое и рациональное индивидуальное соединение с человеком, вызванным их чувствами, или интуитивный человек в отношениях с человека, заинтересованного в их внешнем виде).

Графология позволяет сравнивать рукописи из разных столетий и стран. В прошлом почерк был гораздо более угловатым и более акцентированным, потому что это отражало более сложные жизненные условия: необходимость преодоления материальных трудностей заставляла людей развивать более высокую физическую силу, и эти характеристики, которые в конечном итоге были перенесены на их почерк.

Тот же принцип применим для современных почерков на географическом уровне: почерк отражает жесткость условий, в которых растут люди: в западных странах рукописи молодых людей проявляют большую мягкость, чем их сверстники из бедных стран, что отражают более жесткую структуру личности.

Почерк анализируется только в том случае, если способность письма — это спонтанное движение, показывающее, что человек интегрировал эту способность. Способность человека к почерку не только соответствует их обучению, но и их общей эволюции как человека.

Единственным «общественно приемлемым» применением графологии в настоящее время является область судебных наук и криминалистическая графология. Это необходимо, поскольку судам необходим вклад экспертов, способных различать подписи и выявлять подделку в рукописных документах или идентифицировать автора в преступлениях, когда фальсификация используется для совершения преступления. Гораздо менее распространенный и еще не принятый на социальном уровне — это профессия графолога, эксперта, способного составить индивидуальный профиль людей с разных точек зрения: для личных интересов лучше узнать себя по клиническим причинам и для набора компаний.

Графологи могут продемонстрировать на техническом уровне правдивость подписи, обе стороны в иске принимают его в большинстве случаев. Конечно, этика является фундаментальной, но главной ответственностью графологов является их профессиональный опыт и их способность быть более эмпирическими, чем теоретические, в оценке доказательств. Профессиональный опыт судебного графолога должен также включать в себя ряд других компетенций и способностей, таких как:

  • Знание закона (гражданского и уголовного права).
  • Возможность взаимодействия с клиентами, судьями и юристами.
  • Способность исследовать с научной заинтересованностью.
  • Возможность спорить и дебатировать.

Сбалансированная личность, способная выдержать высокий стресс, поэтому эмоциональным людям не рекомендуется присоединяться к этой профессии.

Специализация в графологии

Степень психологии должна быть частью профессиональной подготовки графолога. Классы графологии открыты для всех, но для студентов, не получивших диплом по психологии нет возможности практиковаться в качестве профессиональных графологов в краткосрочной перспективе, главным образом по следующим причинам:

  1. Для правильного и полного понимания сложности человеческой личности необходимы обширные и специализированные знания.
  2. Графология требует определенного типа знаний, которые не могут быть приобретены без консолидированного практического опыта жизни и очень сложного человеческого поведения.

Обучение, которое требуется, чтобы быть зарегистрированным психологом, является длинным и сложным, в то время как люди предполагают, что есть ярлыки для кандидатов профессионалов-графологов. Таким образом, трехгодичные графологические курсы, которые обещают немедленное профессиональное решение, в действительности они создают внутреннюю блокировку, потому что студенты, хотя и глубоко увлеченные этой дисциплиной, сами понимают, что графология намного сложнее, чем казалось в начале.

Одним из популярных методик, на которых специализируются в графологии, является метод Моретти. Красота метода Моретти обусловлена его психологической сложностью, каждый знак относится к определенному интеллектуальному качеству, что отражается в поведении человека. Гениальность Моретти заключается в его способности расшифровывать черты личности в 80 рукописных знаках и расшифровывать эти признаки, чтобы идентифицировать основную структуру личности человека. Кроме того, этот метод позволяет выявлять тенденции или ранние признаки прогрессирующих психологических проблем, таких как депрессия или невозможность управлять межличностными отношениями в семье, в школе или на работе.

Прежде чем нанять специалиста для изучения допроса, вы должны хорошо понимать закон о допустимости показаний от экспертов по почерку. На рынке есть люди, которые представлены в качестве экспертов, некоторые из них, возможно, были успешно квалифицированы как эксперт в других случаях.

Анализ почерка

Существует некоторый спор относительно того, является ли анализ почерка достаточно надежным, чтобы быть допустимым для применения в суде. Однако большинство судов согласны с тем, что область судебно-медицинской экспертизы основывается на предположении, что почерк двух лиц не является абсолютно одинаковым. Предполагается, что каждый человек имеет уникальный стиль почерка, который позволяет идентифицировать человека путем сопоставления надлежащих образцов почерка. Аналитики субъективно оценивают качества и количество характеристик. Все признают, что это не точная наука и что разные эксперты могут прийти к разным выводам.

Многие суды признали совет судебно-медицинских экспертов в качестве соответствующей аккредитационной организации для экспертов по рукописному письму. Эта организация имеет законный процесс сертификации и поддающиеся проверке профессиональные стандарты. Существуют и другие организации, которые претендуют на сертификацию экспертов в этой области, но некоторые из них просто предприятия по почте, что продают сертификаты. Другие организации имеют свои корни в графологии, которая является «искусством» определения личностных качеств от взгляда на почерк человека.

Квалифицированные эксперты по почерку сначала определит, содержит ли допрошенный документ достаточное количество писем для идентификации. Затем эксперт определит, может ли он получить адекватные другие примеры почерка предмета. Если опрошенный документ и образцы содержат достаточные идентифицируемые характеристики, эксперт рассматривает как сходства, так и различия в писаниях и определяет, существует ли совпадение. Часто эксперты считают необъяснимые различия в письменной форме важными, чем сходства.

Несмотря на то, что конечная цель судебного разбирательства состоит в том, чтобы определить автора конкретного документа, многие хорошие эксперты по рукописному описанию будут только догадываться, что письмо является либо последовательным, либо несовместимым с тем, что некто был автором данного лица. Если вы столкнулись с экспертом, который готов сделать 100% окончательные заявления об авторстве в записи, он должен быть подвергнут сомнениям, касающимся квалификации и профессиональной принадлежности человека.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в:

www.finanbi.ru

Графология — Википедия. Что такое Графология

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии[1], в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное[2][3][4][5][6], а также относится к протонаучному способу мышления.[7]

В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.

Оценка графологии научным сообществом

Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение[8], больши́м числом исследователей графология признаётся псевдонаукой[4][5][9]. Британское психологическое общество рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность»[10]. Несмотря на то, что изначально графология получила некоторую поддержку в научном сообществе (работы Флакингера, Триппа и Вайнберга (1961)[11], Локковандта (1976)[12] и Нэво (1986)[13], а также на то, что некоторыми исследованиями всё же поддерживается мнение о достоверности графологических методик анализа почерка (Крамбо и Стокхольм[14]), подавляющее большинство исследователей[15] считает окончательно доказанным отсутствие у методов графологии какой-либо предсказательной способности.

Так, показана несостоятельность методов графологии при оценке черт личности[13] и её деловых качеств[16]. В частности, графологам не удалось предсказать результаты тестирования личности по методике Айзенка[17] и показатели исследования черт личности по методике Майерс-Бриггс[18]; в целом мета-анализ более 200 исследований показал, что графологи оказались неспособны предсказать наличие любой черты личности, выявляемой по любой методике тестирования[19].

Аналогично графологам не удалось достоверно оценить и трудовые способности человека: профессиональные графологи давали такую же по степени достоверности оценку, как и люди «с улицы»[20]; широкий обзор публикаций, который произвели Кинг и Кёхлер, подтвердил, что в десятках исследований было показано отсутствие связи механических особенностей почерка (например, наклона) с трудовыми способностями человека[16].

При проверке методов графологии оказалось, что на поверку они являются «попросту набором интуитивных догадок, основанных на отождествлении слов, описывающих свойства почерка, со словами, описывающими свойства характера»[21].

Графологию не следует смешивать с изучением почерка в ходе предварительного расследования уголовных дел, которое имеет в основном криминалистические задачи (см. почерковедение).

См. также

Примечания

  1. Попов Ю. Н. Графология // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — Т. 7. Гоголь — Дебит.
  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-290-1
  3. ↑ The use of graphology as a tool for employee hiring and evaluation, British Columbia Civil Liberties Association. Архивировано 17 февраля 2008 года. Проверено 22 февраля 2008.
    «On the other hand, in properly controlled, blind studies, where the handwriting samples contain no content that could provide non-graphological information upon which to base a prediction (e.g., a piece copied from a magazine), graphologists do no better than chance at predicting the personality traits»
  4. 1 2 Scott O. Lilienfeld, Kristin Landfield. Science and Pseudoscience in Law Enforcement: A User-Friendly Primer // Current Perspectives in Forensic Psychology and Criminal Behavior / Curt R. Bartol, Anne M. Bartol. — SAGE, 2012. — С. 24-35. — ISBN 9781412992442.
  5. 1 2 Elsevier’s Dictionary of Psychological Theories / J Roeckelein. — Elsvier Science, 2006. — С. 253. — ISBN 9780444517500.
  6. Suzanne Bell. Dictionary of Forensic Science. — Infobase Publishing, 2004. — С. 107-108. — P. 107.
  7. ↑ «Еще ближе в интересующей нас вненаучной познавательной деятельности такие протонаучные способы мышления, как парафизика (лозоискательство, левитация), парапсихология (ясновидение, телепатия, телекинез), алхимия, астрология, а также хиромантия, графология, френология, уфология, философский герметизм». — Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов / Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В. Л. Обухова, Ю. Н. Солонина, В. П. Сальникова и В. В. Васильковой. — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
  8. ↑ Grafology // MSN Encarta.
  9. ↑ Pseudoscience (недоступная ссылка) // Britannica Student Encyclopædia.
  10. Duffy J.; Wilson G. Writing wrongs. BBC News Magazine. Проверено 24 июня 2008. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  11. Fluckwinger A., Tripp C. A., Weinberg G. H. (1961). «Обзор экспериментальных исследований в графологии (A Review of Experimental Research in Graphology): 1933 — 1960». Восприятельные и моторные навыки (Perceptual And Motor Skills) (12): 67–90.
  12. Lockowandte O. (1976). «Present status of the investigation of handwriting psychology as a diagnostic method». Catalog of Selected Documents in Psychology (6): 4–5.
  13. 1 2 Nevo B. Scientific Aspects Of Graphology: A Handbook.— Springfield, IL: Thomas, 1986
  14. Crumbaugh J. C., Stockholm E. (April 1977). «Validation of Graphoanalysis by «Global» or «Holistic» Method». Perceptual And Motor Skills 44 (2): 403–410.
  15. Ben-Shakar G., Bar-Hillel M., Blum Y., Ben-Abba E., Flug A. (1986). «Can graphology predict occupational success? Two empirical studies and some methodological ruminations». Журнал прикладной психологии (Journal of Applied Psychology) 71: 645–653.
  16. 1 2 King R. N., Koehler D. J. (2000). «Illusory Correlations in Graphological Inference». Journal of Experimental Psychology: Applied 6 (4): 336–348. DOI:10.1037/1076-898X.6.4.336.
  17. Furnham A.; Gunter B. (1987). «Graphology and Personality: Another Failure to Validate Graphological Analysis.». Personality And Individual Differences 8: 433–435. DOI:10.1016/0191-8869(87)90045-6.
  18. Bayne R., O’Neill F. (1988). «Handwriting and personality: A test of some expert graphologists’ judgments». Guidance and Assessment Review (4): 1–3.
  19. Jennings D. L., Amabile T. M., Ross L. Informal covariation assessment: Data-based versus theory-based judgments / In: D. Kahneman, P. Slovic, & A. Tversky (Eds.), Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. — Cambridge, England : Cambridge University Press, 1982. — P. 211-238.
  20. Neter E., Ben-Shakhar G. (1989). «The predictive validity of graphological influences: A meta-analytic approach». Personality and Individual Differences (10): 737–745.
  21. Нудельман Р. Обесславленные науки возвращаются в новом обличье // «Знание — сила». 2002, № 9.

Ссылки

wiki.sc

Сам себе графолог, или Что по почерку можно узнать о человеке | Психология жизни | Здоровье

Любопытное открытие недавно сделали западные физиологи – оказалось, что пациенты, лишившиеся по разным причинам рук, с помощью рта или пальцев ног стараются выводить буквы точно так же, как писали раньше. Выходит, пишем мы головой, а рука всего лишь выполняет указания, поступающие из мозга.

Именно поэтому почерк является своеобразным зеркалом своего хозяина, он может раскрыть особенности его характера и темперамента. Этот факт доказал и биолог В. Прейер, который проводил эксперименты над почерком с помощью гипноза.

Он внушал человеку, что тот хитрый или скрытный, и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные и содержали особенности, интерпретируемые графологами как признаки скрытности или хитрости.

                                                               
Графология
Графология – это учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. До второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека, в психологии и в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное. В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы

Наука или лженаука?

Изучение почерка имеет глубокие исторические корни. Император Нерон в одном из своих писем упомянул: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». А римский историк Светоний, характеризуя скупость императора Августа, отмечал, что он «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками». Эти характеристики можно считать первыми дошедшими до нас фрагментами графологических исследований. Однако в эпоху Cредневековья все накопленные знания были утеряны.

Вторым рождением графологии считают 1622 год, когда вышла в свет книга итальянца К. Бальдо «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал», которая произвела фурор среди читающей публики, а новое учение обрело в Европе массу последователей.

Правда, после того как Людовик XV получил характеристику своего почерка, он велел изгнать из Франции всех графологов. Ему не понравилась правда, которую они изложили о нём.

Спустя несколько веков история повторилась, но уже в другой стране – Советском Союзе. Академик Владимир Бехтерев, увлекавшийся графологией, рассказал в кулуарах съезда психиатров и невропатологов о результатах экспертизы письма Сталина, в которой были слова: «Это почерк агрессивной личности с манией преследования».

После этого случая академик погиб при невыясненных обстоятельствах, а графологию в стране объявили лженаукой.

Как написать письмо

                                                               
Почерковедение
Судебное почерковедение – это раздел криминалистики, изучающий развитие письменно-двигательных навыков человека, разрабатывающий методы исследования почерка в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы

Впрочем, графологию нельзя однозначно назвать наукой. Скорее, это нечто среднее между наукой и искусством. С одной стороны, она опирается на теоретическую базу – знание психологических наук, свои закономерности, графологические таблицы, в которых собраны признаки почерков и их характеристики.

А с другой стороны, анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей профессионализм больше опирается на личный опыт и интуицию. Считается, что именно поэтому нельзя создать компьютерную программу, которая дала бы качественную характеристику письма.

В Америке и во многих европейских странах изучают почерк на психологических факультетах, у нас же в стране почерковедение проходят разве что в юридических вузах, но при этом криминалистов не учат копаться в психологической сути автора письма. Как правило, российские графологи (в основном, это бывшие психологи или врачи) увлекаются изучением почерка сначала на уровне хобби, а потом занимаются этим делом профессионально. По образцу почерка они могут не только определить черты характера и дать описание личности, но и помочь в подборе персонала, определить, соответствует ли человек той или иной работе и руководящей роли, дать по почерку любовный прогноз и рассказать, насколько подходят друг другу мужчина и женщина.

Сам себе графолог

Автор фото: globallookpress.com

Для того чтобы по письму или автографу описать человека, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых может иметь несколько значений. Например, нельзя сказать, что если человек выводит идеальные каллиграфические буковки, значит, он педант, а если пишет неразборчиво – значит, он растяпа. Всё намного сложнее. Во всех перипетиях письма способен разобраться только опытный графолог. Однако существуют упрощённые методы, которые позволяют каждому из нас попробовать себя в роли графолога.

Ровный почерк. Свидетельствует о силе воли пишущего человека, его хладнокровии и спокойствии. Дрожащий почерк, наоборот, наблюдается у людей, эмоционально неустойчивых или злоупотребляющих алкоголем. Замечено, что тот, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно, и в жизни ведёт себя неодинаково.

Наклон букв. Французские графологи XX века наклон букв связывали с поведением человека в обществе: «Когда кто-нибудь желает показать пренебрежение, равнодушие к другому, он держит себя прямо. Напротив, радушие подаётся всем корпусом вперёд. К малышу невольно протягиваются руки, когда он подбегает к вам, но есть люди, к ребёнку не протягивающие руки, это те, которые пишут стоячими буквами».

Современные графологи почти солидарны со своими предшественниками. По их мнению, если человек пишет буквы с небольшим (20–30 градусов) наклоном вправо, считается, что ему присуще открыто выражать свои чувства. Чуть больший наклон (около 50–60 градусов) свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Когда человек пишет со значительным наклоном влево, это значит, что в стрессовых ситуациях от него можно ждать совершенно неожиданных и очень бурных эмоций. Если буквы преимущественно вертикальные – для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Расположение строк. Если строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение, значит, автор письма уравновешенный человек, который не расстраивается из-за мелких неприятностей на работе или в быту. Строка, уходящая вверх, – признак оптимизма. Спускающаяся вниз – пессимизма и скептицизма. Если строчка неровная, вихляет то вверх, то вниз, значит, человек с переменчивым настроением и низкой адаптивностью. Он не может в полной мере справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и внимания.

Округлость букв. Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка готов к сотрудничеству, легко идёт на компромиссы. Угловатые буквы – их автор предрасположен к состязательности и соперничеству.

Величина букв. Мелкие буквы – это сдержанный, неагрессивный человек. «Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения, говорит о том, что перед нами человек исключительно скрытный, иногда скупой. Крупные буквы – показатель экспансивности, а в некоторых случаях даже агрессивности.

Тайна подписи

Автор фото: globallookpress.com

Особое место в графологии занимает анализ подписи. Автограф мы старательно придумываем, моделируем, изобретаем. Поэтому считается, что в письме человек таков, каков он есть, а в подписи ещё и таков, каким хочет быть. Это ключ к прогнозированию будущих изменений в личности и характере человека, а значит, и его судьбе. Подпись, как и написанный человеком текст, графологи исследуют по множеству параметров, которых около полусотни. Это длина автографа, закруглённость и острота букв, их слитность, различные украшения, расстояние между буквами, сила давления при написании, подчёркивания, точки, «хвостики» и прочее.

Скажем, направление конца подписи может рассказать об отношении человека к жизни: оптимистичном или пессимистичном.

Если «хвост» автографа уходит вниз, значит, человек больше подвержен пессимизму, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера в будущее, или она очень слабая. Когда конец подписи направлен прямо, это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма.

Если же хвостик подписи уходит вверх, значит, в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у него в жизни и бывают разочарования, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми идеями и силами. Часто это тип личности с творческим уклоном.

Смотрите также:

aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *