Что изучает геронтопсихология: Геронтопсихология — наука о будущем //Психологическая газета

Содержание

это, определение слова, понятие. Что такое Геронтопсихология, значение, словарь, энциклопедия

Геронтопсихология — [греч. gerōn (gerontos) — старец, старик] — раздел возрастной психологии, изучающий особенности психических процессов, поведения и динамику личностных изменений у лиц пожилого и старческого возраста. В литературе последнего десятилетия в качестве синонимов Г. употребляются также термины «психогеронтология» и «психология позднего периода жизни». Г. тесно связана с общей и социальной психологией, а также с геронтологией, изучающей медико-биологические и социологические аспекты старения человека. Основоположником Г. считается американский ученый Стенли Холл (1846 — 1924), опубликовавший в 1922 г. первый специальный труд, посвященный психологическому анализу процесса старения («Старость»).

В качестве особого раздела возрастной психологии Г. оформилась в середине ХХ в. В это же время в западной психологии произошло резкое увеличение числа публикаций по психологическим аспектам старения и старости. Рост значения Г. был тесно связан с заметным увеличением лиц пожилого возраста в общей структуре населения — так называемым феноменом «постарения населения», при котором доля пенсионеров среди жителей в отдельных странах достигает 15%. Другой важный фактор, вызвавший в индустриально развитых странах значительное обострение проблем жизненного устройства пожилых и старых людей, связан с резким сокращением численности семей многопоколенного типа и, как следствие этого, с проживанием состарившихся родителей отдельно от своих детей и внуков, что приводит к росту числа одиноких, нуждающихся в социально-психологической помощи престарелых людей.

В своих исследованиях Г. широко использует методы возрастной, общей и социальной психологии. В последнее десятилетие растет значение исследований, выполненных на основе лонгитюдного метода прослеживания возрастных изменений. Выделение специфических психологических особенностей старости затруднено наличием ряда неизбежно сопутствующих ей факторов: общим ослаблением здоровья, влиянием болезней, изменениями физического и социального статуса и др. Однако комплексные исследования, учитывающие многофакторный характер возрастных изменений, позволили установить особенности динамики некоторых важных сторон психического развития в поздних периодах онтогенеза. Особое внимание современная Г. уделяет изучению в ходе старения изменений характера деятельности и работоспособности, ценностных ориентаций и смысловых образований личности.

Актуальной задачей Г. является разработка средств и методов психологической помощи стареющим и престарелым людям в связи с такими изменениями в их жизни, как уход на пенсию и появление избытка свободного времени, вынужденный отказ от прежних интересов и привычек, необходимая перестройка взаимоотношений с близкими (в том числе собственными детьми), смерть супруга и других членов семьи, утрата друзей и близких, рост зависимости от окружающих из-за ослабления физических сил, одиночество, помещение в учреждения социального обеспечения и др. Исследования показали, например, что пожилые люди нуждаются в такой обстановке, которая одновременно была бы и оберегающей и стимулирующей, т. е. способствовала бы сохранению мотивации посильных человеку форм самостоятельного поведения. Актуальное практическое значение имеет профилактика и психотерапия депрессий старческого возраста. Стратегическими задачами Г. является поиск условий и средств продления полноценной активной жизни человека, предотвращение раннего старения, установление психологических факторов долголетия.

Г.В. Бурменская

Геронтопсихология

Психологическая энциклопедия

— психология пожилого возраста и старости (=> психология возрастная).

Поделиться:


что такое в Энциклопедии трезвого образа жизни

— отрасль геронтологии и возрастной психологии, использующая общепсихологические средства и методики для изучения особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возрастов. Общей целью Г. является изыскание средств продления активной и полноценной жизни человека.

Смотреть больше слов в «Энциклопедии трезвого образа жизни»

ГЕРОПРОТЕКТОР →← ГЕРОНТОЛОГИЯ

Смотреть что такое ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ в других словарях:

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

        отрасль геронтологии (См. Геронтология) и возрастной психологии (См. Возрастная психология), использующая общепсихологические средства и методи… смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

геронтопсихология сущ., кол-во синонимов: 2 • медицина (189) • психология (21) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: медицина, психология… смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ, отрасль геронтологии и возрастной психологии, Использующая общепсихологич. средства и методики для изучения особенностей психики и… смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

— [греч. geron (gerontos) — старец, старик] — раздел возрастной психологии, изучающий особенности психических процессов, поведения и динамику личностных изменений у лиц пожилого и старческого возраста. В литературе последнего десятилетия в качестве синонимов Г. употребляются также термины «психогеронтология» и «психология позднего периода жизни». Г. тесно связана с общей и социальной психологией, а также с геронтологией, изучающей медико-биологические и социологические аспекты старения человека.

Основоположником Г. считается американский ученый Стенли Холл (1846 — 1924), опубликовавший в 1922 г. первый специальный труд, посвященный психологическому анализу процесса старения («Старость»). В качестве особого раздела возрастной психологии Г. оформилась в середине XX в. В это же время в западной психологии произошло резкое увеличение числа публикаций по психологическим аспектам старения и старости. Рост значения Г. был тесно связан с заметным увеличением лиц пожилого возраста в общей структуре населения — так называемым феноменом «постарения населения», при котором доля пенсионеров среди жителей в отдельных странах достигает 15%. Другой важный фактор, вызвавший в индустриально развитых странах значительное обострение проблем жизненного устройства пожилых и старых людей, связан с резким сокращением численности семей многопоколенного типа и, как следствие этого, с проживанием состарившихся родителей отдельно от своих детей и внуков, что приводит к росту числа одиноких, нуждающихся в социально-психологической помощи престарелых людей.
В своих исследованиях Г. широко использует методы возрастной, общей и социальной психологии.В последнее десятилетие растет значение исследований, выполненных на основе лонгитюдного метода прослеживания возрастных изменений. Выделение специфических психологических особенностей старости затруднено наличием ряда неизбежно сопутствующих ей факторов: общим ослаблением здоровья, влиянием болезней, изменениями физического и социального статуса и др. Однако комплексные исследования, учитывающие многофакторный характер возрастных изменений, позволили установить особенности динамики некоторых важных сторон психического развития в поздних периодах онтогенеза. Особое внимание современная Г. уделяет изучению в ходе старения изменений характера деятельности и работоспособности, ценностных ориентации и смысловых образований личности. Актуальной задачей Г. является разработка средств и методов психологической помощи стареющим и престарелым людям в связи с такими изменениями в их жизни, как уход на пенсию и появление избытка свободного времени, вынужденный отказ от прежних интересов и привычек, необходимая перестройка взаимоотношений с близкими (в том числе собственными детьми), смерть супруга и других членов семьи, утрата друзей и близких, рост зависимости от окружающих из-за ослабления физических сил, одиночество, помещение в учреждения социального обеспечения и др.
Исследования показали, например, что пожилые люди нуждаются в такой обстановке, которая одновременно была бы и оберегающей и стимулирующей, т.е. способствовала бы сохранению мотивации посильных человеку форм самостоятельного поведения. Актуальное практическое значение имеет профилактика и психотерапия депрессий старческого возраста. Стратегическими задачами Г. является поиск условий и средств продления полноценной активной жизни человека, предотвращение раннего старения, установление психологических факторов долголетия. Г. В. Бурменская… смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

Опор Оплот Оперон Ооо Оон Оология Оолит Оогония Онтология Онисия Онер Оля Олинго Олин Олигопсония Олеин Олег Огрех Огон Нтр Нто Нпо Нотогея Нотис Ностро Носорог Нос Нория Норит Ноголист Нло Нитро Нитрил Нит Нилот Нил Нии Нигрол Нигерия Нигер Нея Нехотя Нехитро Нети Нестор Нести Нерол Нер Непросто Неплохо Неостро Неология Неолог Неолит Негритос Негр Лях Ляпис Ляп Лян Лягин Лохотрон Лох Лотос Лото Лотгер Лот Лоро Лорнет Лори Лор Лопинг Лоно Лонгет Лонг Логотипия Логотип Логос Логия Логист Логин Логгер Лог Лихтер Лихо Лихнис Литр Литорея Литопон Литер Листинг Листие Листерия Лист Лис Лиотропия Лион Линт Линотип Линия Лиеп Лигроин Лиго Лигнит Лех Лето Леся Лестно Лесото Лесогон Лесин Лептон Леонтия Леонт Леон Леня Ленто Лен Легист Легион Леггорн Ихтиолог Ихтиол Ихнология Итр Итого Итог Итл Истрия Истрин История Истерия Исполин Ирония Ирон Ипсилон Ипс Иприт Иох Ионол Ионит Ион Иолит Иол Иня Интерпол Интер Интегро Инст Инсерт Иностр Иния Илот Илитон Иерихон Иго Иглорот Игил Ехор Енот Енол Егор Египтология Египтолог Гто Грясти Грохот Грот Грог Гриот Гринпис Гринго Грин Григ Грех Грести Гот Гостия Гост Гос Горст Горох Гороно Горнист Горнило Горн Горло Гори Горестно Горе Горгон Гор Гоплит Гонт Гонорея Гонор Гония Гонг Гон Голос Голо Голеностоп Гол Гоист Гогот Гносеология Гнет Гнести Гляс Глот Глостер Глория Глог Глия Глист Глипт Глинт Глиепс Глет Гитлер Гит Гистрион Гистон Гистология Гистолог Гисто Гиря Гирло Гирин Гипсолит Гипс Гипро Гипохлорит Гипотония Гипнос Гипнология Гипнолог Гипертония Гиперсол Гиперон Гипергия Гипер Гинея Гилея Гигро Гея Гетр Гет Гест Геронтопсихология Геронтопсихолог Геронтология Геронтолог Геронт Героиня Героин Опорос Геринг Геохронолотия Геохронология Опрос Геохронолог Опрятно Опт Оптрон Георгия Георгин Орг Оргия Орел Геология Геологиня Геолог Ореол Ген Гелия Гелиотропин Орех Ория Гелиотроп Гелиос Гелио Орлон Орн Орнитолог Орнитология Орион Генотип Орест Генри Генрих Геолого Геолотия Георг Георги Орегон.

.. смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

IГеронтопсихоло́гия (геронто[логия] (Геронтология) + Психология)отрасль геронтологии и возрастной психологии, изучающая особенности психики и поведения… смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

1) Орфографическая запись слова: геронтопсихология2) Ударение в слове: геронтопсихол`огия3) Деление слова на слоги (перенос слова): геронтопсихология4)… смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

корень — ГЕРОНТ; соединительная гласная — О; корень — ПСИХ; соединительная гласная — О; корень — ЛОГ; окончание — ИЯ; Основа слова: ГЕРОНТОПСИХОЛОГВычи… смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

Ударение в слове: геронтопсихол`огияУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: геронтопсихол`огия

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

(от греч. gerontos — старик, psyche — душа и Zogos — учение, слово) — англ. gerontopsychology; нем. Gerontopsycho-logie. Отрасль психологии, изучающая особенности психики и поведения людей пожилого и преклонного возраста; псих, изменения, связанные со старением организма. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: медицина, психология… смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

— (от греч. gerontos — старик, psyche — душа и Zogos — учение , слово) — англ. gerontopsychology; нем. Gerontopsycho-logie. Отрасль психологии, изучающая особенности психики и поведения людей пожилого и преклонного возраста ; псих, изменения, связанные со старением организма…. смотреть

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

геронтопсихоло/гия, -и Синонимы: медицина, психология

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. геронтопсихоло/гииСинонимы: медицина, психология

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

(от греч. gerontos – старик) – отрасль возрастной психологии, изучающая закономерности функционирования и развития психики лиц пожилого возраста.

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

геронтопсихол’огия, -иСинонимы: медицина, психология

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

геронтопсихологияСинонимы: медицина, психология

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

Начальная форма — Геронтопсихология, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

геронтопсихология (геронто- + психология) — см. Психология старения.

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

ж.gerontopsychology, gerontological psychology

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

ж. gerontopsychology, gerontological psychology

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

психология пожилого возраста и старости (=> психология возрастная).

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

Наука об изменениях психологического статуса стареющего человека.

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологии, изучающая психологию пожилых людей.

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

геронтопсихология геронтопсихол`огия, -и

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

(геронто- + психология) см. Психология старения.

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

герантапсіхалогія, жен.

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

— см. возрастная психология.

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

Герантапсіхалогія

Может ли обучение на протяжении всей жизни помочь с возрастом?

Может ли сохранение умственной активности в пожилом возрасте помочь предотвратить ухудшение умственных способностей и физического состояния?

По данным Всемирной организации здравоохранения, активное старение определяется как «процесс оптимизации возможностей для здоровья, участия и безопасности с целью повышения качества жизни людей с возрастом».

Люди могут оставаться активными на протяжении всей своей жизни, участвуя в социальных, культурных, экономических, духовных и гражданских делах. Это может включать оплачиваемую и волонтерскую работу, а также регулярные физические упражнения. С точки зрения ВОЗ, «здоровье» включает физическое, психическое и социальное благополучие и побуждает пожилых людей оставаться как можно более активными для увеличения продолжительности здоровой жизни.

А как же образование? Хотя раньше посещение школы считалось возрастным, т. е. предназначенным для подготовки детей и подростков к тому, чтобы они стали взрослыми и начали карьеру, это было в значительной степени заменено более новой идеей обучения на протяжении всей жизни. Вместо того, чтобы заканчивать образование в определенном возрасте, людей поощряют продолжать учиться на протяжении всей жизни, будь то самостоятельно посредством самостоятельного обучения или в классах обучения взрослых и непрерывного образования. Чтобы поддержать эту тенденцию, многие европейские страны запустили курсы Университета третьего возраста (U3A) для пожилых людей.

Начиная с 1973 во Франции, программы U3A распространились по большей части мира, и вид пожилых людей, посещающих занятия вместе со своими младшими одноклассниками, становится привычным зрелищем во многих кампусах. Курсы для пожилых людей могут варьироваться от гуманитарных и социальных наук до более сложных предметов науки и техники.

Хотя тенденция к обучению на протяжении всей жизни, вероятно, сохранится по мере взросления бэби-бумеров, фактические исследования, показывающие преимущества непрерывного образования для пожилых людей, все еще ограничены. Геронтологические исследования показали, что обогащенная учебная среда может помочь уменьшить снижение когнитивных функций из-за старения, а также помочь пожилым людям справиться с депрессией и плохой самооценкой, хотя контролируемых исследований учащихся U3A по-прежнему мало.

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале GeroPsych: The Journal of Gerontopsychology and Geriatric Psychiatry, изучалось влияние образования U3A на выборку студентов, которые посещали университетскую программу для пожилых людей (PUMA) Мадридского автономного университета в период с 2007 по 2011 год. Цели программы PUMA: 1) продвижение знаний и компетенций (измеряемых тестами и экзаменами), (2) содействие личному развитию и (3) расширение участия в жизни общества. Программа рассчитана на три года, в общей сложности 450 учебных часов и оценка в конце каждого курса. Учебная программа PUMA включает курсы по естественным наукам, психологии, истории, языку, музыке, языку и искусству.

Выборка PUMA состояла из 82 взрослых в возрасте от 55 до 70 лет (54% женщин). В качестве контрольной группы исследователи использовали подвыборку продолжающегося лонгитюдного исследования активного старения, охватывающего тот же возрастной диапазон, что и исследовательская выборка. Ни один из 76 добровольцев контрольной группы не записался на образовательные курсы в течение исследуемого периода. Из-за истощения только 56 из исходного образца PUMA были доступны для посттестовой оценки. У всех испытуемых в разные периоды измерялись: память и успеваемость, здоровье (фактическое и субъективное), социальные отношения, активность и продуктивность, а также положительный и отрицательный аффект.

Хотя исследователи не обнаружили первоначальных различий между группами по когнитивным функциям (включая память и обучение) и состоянию здоровья, у испытуемых контрольной группы вероятность депрессии была выше, чем у студентов. Сравнение до и после показало, что участие в школе помогло пожилым людям повысить общий уровень активности и улучшить работу памяти с течением времени (обе тенденции ухудшились за один и тот же трехлетний период для контрольных испытуемых, которые не посещали университет). Существовали значительные различия между двумя группами для социальной и производственной деятельности и эмоционального баланса. Студенты университета также лучше справились с тестами на поиск информации и общую осведомленность о здоровье. Эти результаты оставались стабильными, даже когда исследователи учитывали уровень образования и возраст.

Хотя эти результаты все еще являются предварительными (и исследователи предупреждают, что квази-экспериментальный дизайн ограничивает возможности обобщения результатов), исследование показывает, что университетское программирование, ориентированное на пожилых людей, может быть полезным. Исследователи также предполагают, что снижение умственной стимуляции может привести к снижению когнитивных функций по мере взросления людей. Обогащенная среда, будь то через формальную университетскую программу или самостоятельное обучение, играет важную роль в активном старении и помогает пожилым людям компенсировать когнитивное и эмоциональное снижение.

Хотя, вероятно, еще слишком рано определять, действительно ли обогащенное обучение и активное старение могут отсрочить деменцию и другие серьезные проблемы со здоровьем, которые приходят со временем, движение старшеклассников только начинается. Растущее число студентов старшего возраста, уже посещающих занятия, и все более широкое признание этих студентов в университетских условиях уже происходит. То, что обучение на протяжении всей жизни может помочь пожилым людям оставаться активными и здоровыми, является еще одним преимуществом.

Симоне Нидоба

Goethe-University Frankfurt
GRK Doing Transitions

address:
IKB-building, 4 th floor
room 4750/4790
Eschersheimer Landstraße 121
60322 Frankfurt am Main

postal address:
Theodor-W. -Adorno- Platz 1
IKB-Gebäude, Postfach 3
60323 Франкфурт-на-Майне

s.niedoba(at)em.uni-frankfurt.de

Симона Нидоба изучала психологию с упором на клиническую психологию и психологию здоровья в Майнце. Ее исследования и работа сосредоточены на геронтопсихологии, особенно на теме деменции. Она работала научным сотрудником в исследовательском проекте «Здоровое старение и деменция» и изучении восприятия пожилых людей в Университете Майнца и организовала междисциплинарную конференцию по возрасту и старению в Майнце. Ее магистерская работа была посвящена социализации на раннем этапе первой работы. Она получила дополнительную квалификацию в области краткого консультирования, направленного на решение проблем, и работала в области здравоохранения и кризисного управления немецкой железнодорожной компании. В качестве члена исследовательской учебной группы «Делаем переходы» она вернется в область геронтопсихологии и напишет диссертацию о «переходы в раннюю фазу деменции». Она стремится ответить на вопрос о том, как люди справляются с диагнозом деменции, взаимодействуют с окружающей средой и находятся под влиянием индивидуальных и институциональных факторов и стратегий. Цель состоит в том, чтобы разработать инструмент, который может измерять эти факторы и стратегии. В фокусе исследования находятся люди с деменцией, их родственники, а также другие люди из их окружения.

Переходы в ранней фазе деменции

Целью диссертации является описание перехода и сопутствующих процессов на ранней стадии деменции, а также объяснение того, как люди справляются с проблемами и интегрируют их в свою личную историю с помощью недавно разработанного исследовательского инструмента. Люди с деменцией, их родственники и профессионально сопровождающие лица рассматриваются как субъекты формирования перехода после установления диагноза деменции. Основное внимание в анализе уделяется индивидуальному обращению и дополняется анализом институционального регулирования посредством процессов человек-среда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *