Что изучает психолингвистика: ПСИХОЛИНГВИСТИКА | Энциклопедия Кругосвет

Психолингвистика | это… Что такое Психолингвистика?

ТолкованиеПеревод

Психолингвистика
Психолингви́стика —

наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка. Разрабатывая модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, психолингвистика проверяет их путём психологических экспериментов; таким образом, будучи по предмету исследования близка к лингвистике, по методам психолингвистика ближе к психологии. В психолингвистике применяются такие экспериментальные методы, как ассоциативный эксперимент, метод «семантического дифференциала» и др. Психолингвистика возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно — иностранному языку; речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная и космическая психология; судебная психология и криминалистика, например опознание людей по особенностям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т.

 п.; информатика).

Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 после опубликования в США коллективной работы под этим названием (под ред. Ч. Э. Осгуда и Т. А. Себеока), но идеи, близкие к проблематике психолингвистики, развивал в СССР ещё в начале 30‑х гг. психолог Л. С. Выготский. Его ученик А. Р. Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к психолингвистике по предмету и задачам, но ориентированной в основном на диагностику и лечение различных видов афазии. Сходные с психолингвистикой идеи развивали также психолог Н. И. Жинкин и позже — лингвист С. Д. Кацнельсон. Развитие собственно психолингвистики в СССР началось с середины 60‑х гг., прежде всего в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа ведётся также в Ленинграде, Харькове, Тбилиси, Фрунзе, Алма-Ате и др. Каждые 2—3 года проводятся всесоюзные симпозиумы по психолингвистике. Советская психолингвистика опирается на материалистическую психологию школы Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на лингвистическое наследие Л.

 В. Щербы и его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики. Рассматривая психолингвистику как одну из «дочерних» областей разработанной А. Н. Леонтьевым психологической теории деятельности, московская психолингвистическая школа долгое время называла психолингвистику «теорией речевой деятельности», употребляя параллельно и термин «психолингвистика».

Основные направления исследования в советской психолингвистике 60—70‑х гг., кроме разработки общих теоретических моделей порождения (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина (Рябова) и другие] и восприятия (И. А. Зимняя) речи: изучение вероятностной структуры речевых процессов (Р. М. Фрумкина), вербальных ассоциаций (А. П. Клименко, А. А. Залевская и другие; создано несколько словарей ассоциативных норм для различных языков), факторов распознавания речи (ленинградская группа психолингвистов под руководством Л. Р. Зиндера), развития детской речи (А. М. Шахнарович и другие), психолингвистика текста (Т. М. Дридзе) и т. п.

Зарубежная психолингвистика первоначально (50‑е гг. ) ориентировалась в психологическом отношении на необихевиористическую психологию (Осгуд), а в лингвистическом — на американскую дескриптивную лингвистику. В дальнейшем (до начала 70‑х гг.) в основном опиралась на порождающую модель Н. Хомского (см. Генеративная лингвистика), развивая и его психологические идеи. Наибольший вклад в развитие американской психолингвистики в этот период внёс Дж. А. Миллер, занимавшийся дальнейшей теоретической разработкой и экспериментальной проверкой модели Хомского; известны также работы Д. Слобина, Дж. Фодора, Х. Кларка и других. 70‑е гг. характеризуются отказом от односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлечением в разработку теоретических основ психолингвистики ряда ведущих психологов западноевропейских стран; этот этап привёл к пересмотру основ психолингвистики и проникновению в нее идей «классической» европейской общей психологии и прогрессивных тенденций современной социальной психологии. В большей степени стали учитываться собственно психологические и социальные факторы речевой деятельности (работы Р.

 Румметвейта в Норвегии, Дж. Уэрча в США, Ж. Мёлера и Ж. Нуазе во Франции и других). Из социалистических стран Европы психолингвистика особенно развита в Румынии (Т. Слама-Казаку), Чехословакии (Я. Пруха), ГДР (В. Хартунг).

Развившись на основе различных направлений психологистического языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри этой системы психолингвистика рассматривает гораздо большее число взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем «классическое» общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования по сравнению с последним. Для материалистических направлений психолингвистики, например в СССР, характерен более глубокий подход к трактовке социальной природы языка и речевой деятельности, определяемый пониманием общения и других социальных и социально-психологических процессов в марксистско-ленинской науке.

  • Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967;
  • его же, Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, М., 1969;
  • Теория речевой деятельности, М., 1968;
  • Психолингвистика за рубежом, М., 1972;
  • Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
  • Лурия А. Р., Основные проблемы нейролингвистики, М., 1975;
  • его же, Язык и сознание, М., 1979;
  • Смысловое восприятие речевого сообщения, М., 1976;
  • Слобин Д., Грин Дж., Психолингвистика, пер. с англ., М., 1976;
  • Жинкин Н. И., Речь как проводник информации, М., 1982;
  • Психолингвистические проблемы семантики, М., 1983;
  • Исследование речевого мышления в психолингвистике, М., 1985;
  • Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М., 1987;
  • Psycholinguistics. A survey of theory and research problems, Balt., 1954;
  • Rommetveit R. , Words, meanings and messages, N. Y. — L. — Oslo, 1968;
  • Social context of messages, L. — N. Y., 1971;
  • Sprachliche Kommunikation und Gesellschaft, B., 1976;
  • Clark H., Clark E., Psychology and language. An introduction to psycholinguistics, N. Y., 1977.

А. А. Леонтьев.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Синонимы:

лингвистика, сигнифика

  • Прямая речь
  • Психологическое направление

Полезное


Психолингвистика это (как наука)

Психолингвистика изучает связь языка и психических процессов. Что происходит в психике, когда мы говорим или воспринимаем речь? Как осваиваем новый язык?

Почему люди, которые живут в разных странах и говорят на разных языках, так неодинаково воспринимают окружающий мир? Как происходит развитие детской речи? Над исследованием такого круга проблем работают специалисты по психолингвистике.

Впрочем, основы психолингвистики будут интересны не только профессионалам. Каким речевым формулировкам мы верим безоговорочно, а какие заставляют отнестись к говорящему скептически? О чем могут свидетельствовать речевые ошибки и оговорки? Как передать смысл текста на другом языке с наименьшими потерями? Все мы не раз сталкивались с ситуациями, когда были бы полезны психолингвистические знания, хотя, скорее всего, осознанно и не размышляли об этом.

Среди других наук

Психолингвистика как наука, возникшая на пересечении двух отраслей знаний, связана с дисциплинами самой разной направленности. В числе смежных с ней наук есть как естественные, так и гуманитарные.

Конечно, больше всего общего у психолингвистики с психологией и лингвистикой (языкознанием), особенно с некоторыми их разделами. Например, одной стороны, это общая, возрастная, педагогическая, социальная психология, а с другой — грамматика какого-либо языка, этнолингвистика, философия языка и некоторые другие разделы языкознания.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Подробнее про логопедию

В научном мире все еще однозначно не определились, отраслью какой из двух материнских наук считать психолингвистику. Где-то она изучается в курсе психологии, где-то — лингвистики. Все большее число ученых склоняется к тому, чтобы называть психолингвистику не разделом какой-то области знаний, а полноправной самостоятельной дисциплиной.

С какими другими науками связана психолингвистика?

  • Философия как наука, «давшая жизнь» общей психологии и задавшая общее направление психолингвистических исследований.
  • Семиотика — наука о знаках и знаковых системах, одной из которых считается язык.
  • Логика, дающая представление о логико-смысловой организации высказывания.
  • Социология, которая дает важные сведения об индивидуальном, групповом и других уровнях социализации личности, которые влияют на ее речь.
  • Медицина, в особенности неврология, оториноларингология и психиатрия, предоставляющие богатый материал о речи и ее нарушениях.

Самостоятельная дисциплина

Продолжительные этапы развития, долгая история становления — этого у психолингвистики не было. По крайней мере, как у самостоятельной науки. Да, отдельные концепции, затрагивающие связь мышления и речи, можно обнаружить еще в глубокой древности, однако официальный год рождения психолингвистики — 1953-й. В нашей стране активно развиваться эта наука стала еще на десятилетие позже.

И хотя сейчас психолингвистика — завоевавшая признание дисциплина со своей системой понятий, предметом, задачами и методами, по некоторым вопросам ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Например, тот же предмет психолингвистики во многих источниках трактуется по-разному.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Во-первых, как речевая деятельность, то есть письмо, чтение, говорение и другая целенаправленная деятельность, опосредованная языком. Во-вторых, как сам язык — инструмент, необходимый для речевой деятельности. И, в-третьих, сама речь человека, психический процесс ее порождения и восприятия. Такая троичная структура предмета объясняется тем, что психолингвистика — составная дисциплина, объединяющая сразу две науки.

Рекомендуем: Что такое профессиограмма?

Обозначим методы психолингвистики. В соответствии с известной классификацией научных методов, которая принадлежит выдающемуся советскому психологу Борису Герасимовичу Ананьеву, их можно объединить в четыре группы.

Психолингвистическое изучение речевой деятельности происходит с помощью группы организационных методов. К ним относится сравнительный анализ, с помощью которого можно сравнивать разных людей (скажем, с нормальной речью и с ее нарушениями) или разные стороны речевой деятельности.

Лонгитюдное исследование, заключающееся в продолжительном наблюдении за каким-либо элементом речевой деятельности одного человека или нескольких, позволяет проследить, как усваивают язык дети. Также применяется комплексный метод, сочетающий различные способы исследования.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вторую разновидность представляет комплекс эмпирических (опытных) методов. Сюда входит пара очень популярных в разных науках методов: эксперимент и наблюдение. Интересно, что изучаемый и изучающий в методе наблюдения может быть одним и тем же человеком: тогда мы говорим о самонаблюдении.

Рекомендуем: Когнитивное развитие — это

Методы третьей группы — обрабатывающие — используются, как ясно из их названия, для обработки полученных данных. Интерпретационные методы, составляющие последнюю группу, необходимы, чтобы правильно истолковать результаты исследования.

Практическая значимость

Какое практическое приложение могут обрести данные психолингвистического исследования? Прикладная психолингвистика актуальна во многих сферах жизни человека. Прежде всего психолингвистические теории и концепции играют важную роль при разработке методик обучения языку — как иностранному, так и родному.

Такое же большое значение психолингвистика имеет для педагогики, оказывая неоценимую помощь логопедам и коррекционным педагогам. Да и вообще, данные психолингвистики в целом используются специалистами, имеющими дело с патологиями развития: например, они значительно облегчают работу врачей-психиатров.

Психолингвистика в судебном и следственном процессе помогает определить истинность или ложность высказывания, установить авторство анонимного текста (не всегда удается стопроцентно установить конкретное имя, но пол, возраст и основные черты характера автора определяются довольно точно).

Рекомендуем: Социальное поведение

Развитая телекоммуникация, то есть комплекс средств и объектов, позволяющих передавать сообщения на большие расстояния, делают особенно актуальными возможности психолингвистики в сфере рекламы, пропаганды и других влияющих текстов массовых коммуникаций. Также возрастает необходимость психолингвистической экспертизы текстов, предназначенных для массовой аудитории, которая позволяет определить, не нарушает ли текст (чаще всего это сообщение в средствах массовой информации) рамок закона.

Вообще, можно сказать, что в существовании таких прикладных видовых деятельности (а вернее, в возникающих перед ними задачах, которые могут быть решены этой наукой) психолингвистика и находит основной толчок к развитию. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Что такое психолингвистика? (с картинками)

`;

Язык

Факт проверен

Кристина Уайт

Психолингвистика — это изучение того, как люди усваивают, интерпретируют и используют язык. Исследование включает как психологические, так и нейробиологические факторы. Как область, она выросла из междисциплинарной работы в таких областях, как когнитивная психология, неврология, прикладная лингвистика и теория информации.

Лингвист и социальный критик Ноам Хомский был пионером в области психолингвистики, утверждая, что все нормальные люди обладают врожденными языковыми способностями и что все человеческие языки имеют общую базовую структуру, известную как универсальная грамматика. Это прямо бросает вызов теориям поведенческого обучения, которые утверждают, что язык не является врожденным, а изучается шаг за шагом посредством подражания и подкрепления. Это постоянная дискуссия.

Овладение языком является важной подтемой психолингвистики и чаще всего изучается у маленьких детей, изучающих свой родной язык. Освоение второго языка также является предметом изучения в этой области, исследуя такие вопросы, как, например, почему изучение второго языка легче для детей, чем для большинства взрослых. Также возникает вопрос, почему у не носителей языка могут возникнуть проблемы с различением и произнесением определенных звуков, необходимых для осмысленной речи на их втором языке, когда эти звуки отсутствуют или неразличимы в их родном языке.

Восприятие речи является еще одним направлением психолингвистики и касается того, как люди понимают и обрабатывают речь в режиме реального времени. Модель TRACE — это теория восприятия речи, согласно которой взаимодействие между различными блоками обработки позволяет людям обрабатывать речь так, как они ее слышат. Были построены компьютерные модели TRACE, которые используются для проверки того, как люди обрабатывают речь, особенно на уровне фонем — наименьших значимых звуковых единиц.

Нейролингвистика — это область, тесно связанная с психолингвистикой, в особенности сосредоточенная на физиологических реакциях мозга, связанных с языком. Ученые в этой области используют визуализацию мозга и другие методы, основанные на неврологии, для исследования теорий, которые в основном исходят из психолингвистики и теоретической лингвистики. Исследования афазий также важны для нейролингвистики. Афазия — это речевой дефицит, например, потеря способности формировать связные и осмысленные предложения, как при афазии Вернике, возникающая в результате повреждения головного мозга.

Психолингвистические исследования применялись и в других областях. К ним относятся изучение чтения и письма в психологии образования, то, как животные связывают звук со значением при изучении языка животных, и разработка систем искусственного интеллекта в информатике. Он продолжает развиваться как сложная междисциплинарная область исследования.

Вам также может понравиться

Рекомендуется

КАК ПОКАЗАНО НА:

Удаяна Сеть | Университет Удаяна

Психолингвистика : Введение

я Ненгах Судипа

nengahsudipa@unud. ac.id

И. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Прикладной словарь Longman Лингвистика , 1985, Джек С. Ричардс, Джон Т. Платт и Хайди Вебер определяют психолингвистики как изучение (а) умственного процесса, который человек использует для производства и понимание языка и (б) как люди изучают язык. Психолингвистика  включает изучение РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ, роли ПАМЯТИ, ПОНЯТИЙ и др. процессы в использовании языка и то, как социальные и психологические факторы влияют на использование языка (стр. 234). Согласно с Хартли (1982:16) в своей книге под названием «Лингвистика». для изучающих языки , Психолингвистика исследует взаимосвязь языка и разума при обработке и производить высказывание и в овладении языком. Осгуд и Себеок (1965) в их книга по психолингвистике: A Обзор теории и проблем исследования, определяет Психолингвистика   занимается непосредственно процессом кодирование и декодирование, поскольку они связывают состояния сообщения с коммуникаторами состояний. Лангакер (1973:6) в своей книге под названием « язык». и его структура гласит, что психолингвистика  это исследование овладения языком и языковое поведение, а также психологический механизм, отвечающий за их. Слама (1973:39) в своей книге под названием Введение. к Психолингвистике говорится, что Психолингвистика  относится в самом широком смысле с отношениями между сообщениями и характеристиками человека лица, которые выбирают и интерпретируют их. Поль Фрайсс написал введение до Problems de Psycholinguistique, , цитируемый Slama (1973:39), утверждает, что Psycholinguistics — это изучение отношения между нашими потребностями в выражении и общении и средствами предлагает нам язык, усвоенный в детстве и позже. Эйчисон (1998:1) в своей книге The Articulate Млекопитающее: введение в психолингвистику определяет психолингвистических исследований   о языке и разуме. Харлей (2001:1) в своей книге Прологомены к теории словообразования определяет как исследование умственного процесс использования языка, в то время как Клак и Кларк (1977:4) в своей книге, озаглавленной Психология и язык: введение к Психолингвистике утверждает, что психология языка связана с три основные вещи, а именно понимание, производство и приобретение .  Таким образом, психолингвистика изучает психическое процессы, которым подвергаются люди при использовании языка (Dardjowidjojo, 2003:7)

II. ПОКРЫТИЕ

От предыдущего определение, Психолингвистика в основном охватывает три основных аспекта:

2.1 Язык Понимание

Это подраздел можно разделить на две основные ветви: (а) язык восприятие и (б) понимание языка. В этом разделе, поскольку концепции этих двух существенно не отличаются, следующие описания предназначены для того, чтобы показать их кратко. Кларк и Кларк (1977) разделил это понятие на два (1) понимания связанных с пониманием высказываний, которые мы слышать (ßвосприятие), и (2) понимание по отношению к действие – необходимо предпринять после осмысления произошло (ßпонимание). Первое можно определить как умственный процесс, при котором слушатель воспринимает звук, производимый говорящим, использующим такие звуки для формирования интерпретации о что имеет в виду говорящий. Можно просто сказать, что понимание составляет форма значения из звуков. Последнее происходит после того, как слушатель поймет высказывания, должны ли быть предприняты какие-либо действия в соответствии с такими понимание, это называется Использование приговоров (Dardjowidjojo, 2003: 59).

2.2 Языковая продукция

Mayer (2000:49), цитируемый Dardjowidjojo, (2003:141) утверждает, что высказывание проходит три этапа: а) осмысление, (б) формулировать, (в) формулировать. Концептуализировать означает, что говорящий планирует концептуальная структура, которая должна быть произнесена, это также называется стадией сообщения. Формулировка, которую также называют грамматической кодировкой. означает этапы, на которых соответствующие элементы извлекаются из ментального словаря. а затем классифицировать синтаксически (N, V, Adj, NP, VP, Adv и т. д.). Последний Стадия артикуляции также называется фонологической. кодировка содержит структуру и контент, которые уже готовы к произносить по звуку.

Проблемы встречающиеся во время языковых производств, среди прочего: (а) паузы, напр. Эх кто… пришли сюда вчера?. О, Али пришел сюда вчера. В Bahasa Indonesia вы можете услышать ,  si Anu…., и т.д, о ану…ня… (б) ошибок, которые можно разделить на две (и) описки язык, напр.  вы были здесь в прошлый понедельник? О, вторник. В Bahasa Indonesia вы можете услышать.. ambil itu kepala… о келапа (ii) афазия, разновидность речевого заболевания, человек не в состоянии правильно говорить из-за повреждения головного мозга или других нарушений языковой памяти.

2.3 Язык Acquisition

            Джон Лайонс в своей книге под названием Language and Linguistics (1981:252) заявил, что психолог и лингвисты предпочитают использовать термин приобретение а не учиться. Причина просто в том, что приобретение нейтрально по отношению к в отношении некоторых последствий, которые стали ассоциироваться с семестр обучение психологии.

2.3.1 Теории

            С психолингвистической точки зрения теории овладения языком из трех:

(а) Поведениеcis

FB Скиннер, один из последователей бихевиоризма, утверждал, что ребенок вступает в мир с tabularasa , чистый сланец, не несущий предвзятого представления о мире или о языке, и затем этот ребенок формируется под влиянием окружающей среды, медленно обуславливаемой различными способами. графики подкрепления (Браун и др.1980:18). Модель S (Стимул) и R (Реакция) представлена ​​в поддержите эту идею.

(б) Металлистика

Холлидей (1964:178) в своей книге Лингвистика. Науки и преподавание языков сказал: «Мы знаем, что все нормальные человеческие младенцы рождаются с потенциалом приобретения языка», и далее Уилкинс (1972:168) в своей книге Лингвистика в Преподавание языков сказал, что все изучают язык не потому, что они подвергаются аналогичному процессу кондиционирования, но поскольку они обладают врожденная способность, которая позволяет им усваивать язык как нормальную процесс созревания. Браун (1980:21) утверждал, что каждый новорожденный приносит то, что называется Устройства для овладения языком (LAD) состоит из: (i) устройств для различения отличительных звуков; (ii) Устройства для организации языковых единиц, которые будут классифицированы и разработаны позже; (iii) Приемы языковой системы, которая возможна или невозможна; (4) Устройства для использования языковой системы, основанные на развитии языковой системы, для того, чтобы создать невозможную систему вне найденных лингвистических данных.

(с) Познавательный

В В 1960-х годах лингвисты-менталисты предложили новый подход под названием «Когнитивный подход». Подходы». Этот подход сочетает в себе предыдущие теории, ребенок рождается с языковыми способностями и под влиянием окружающей среды. Важный момент следует учитывать при таком подходе, заключается в том, что успех ребенка в использовании, понимать и овладевать языком зависит от зрелости его познавательный. Когнитивные теории предполагали, что существует принцип, основанный на языковая организация, используемая ребенком для интерпретации и управления языковая среда. Все это психический процесс, хотя и не легко наблюдать, оно явно имеет физическую основу. Это отличие от бихевиористской идеи.

2.3.2 Изучение языка и изучение языков

Основное отличие между изучением языка (LA) изучением языка (LL)

LA считается подсознательным усилием (помните не без сознания ) значение что любые языковые вещества могут быть забрать  в любое время, из любых источников и в любом месте. это свободно и естественно, так что это кажется очень автоматическим. LL считается в сознании , поэтому при получении любой языковой системы она должна контролироваться программой или по расписанию. по плану урока. Этот процесс должен осуществляться искусственным образом и поддерживаться метод обучения. Его можно представить следующим образом:

Типы

Язык Приобретение

Язык Обучение

1

Подсознание

Сознание

2

Бесплатно

Контролируемый

3

натуральный

Искусственный

4

Автомат

Запланировано

5

Природа

Воспитание

                                              

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Психолингвистика  охватывает три основных аспекта, а именно: (а) Понимание языка, (b) производство языка и (c) овладение языком. Целесообразно пересмотреть добавление еще одного существенного аспекта. т. е. Биологическая и неврологическая основа из-за чего людям удается говорить на языке по сравнению с другими специями.

 

ССЫЛКИ

Эйчисон, Джин. 1998. Членистое млекопитающее: Введение в Психолингвистика. Лондон: Рутледж

Браун, Доглас Х. 1980. Принципы изучения языка и Обучение . Нью-Джерси. Зал

Кларк, Герберт Х. И Ева В. Кларк. 1977. Психология и язык. : Введение в психолингвистику. Нью-Йорк: Harcout Brace and Jovanovich, Inc.

Dardjowidjojo, Соенджоно. 2003. Псиколингвистик : Пенгантар Пемахаман Бахаса Манусия . Джакарта : Яясан Обор Индонезия

Холлидей, МАК. Август Макинтош и Питер Стревенс. 1964. Лингвистические науки и преподавание языков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *