Что относится к нравственным ценностям – . —

Нравственные ценности виды нравственных ценностей

§ 22. Нравственные ценности

Виды нравственных ценностей. Каждый из нас оценивает свои и чужие поступки, а также события и явления жизни в настоящем и прошлом. Но то, что важно и значимо для одних, оставляет равнодушными других и вообще не воспринимается как ценность. Что же такое нравственные ценности?

Ценность— этозначимость, которую предмет или явление имеет для нас.

Одни и те же предметы и явления могут для разных людей и в разные эпохи иметь разную ценность. По-настоящему ценными делает их наше заинтересованное к ним отношение.

Известная притча рассказывает, как на большой стройке работников, перевозивших в тачках тяжёлые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни!» Другой сказал: «Я зарабатываю на пропитание своей семьи». А третий воскликнул: «Я строю храм!»

По «знаку» ценности делятся на положительные и отрицательные, или антиценности: наслаждение – страдание, польза – вред, власть – безвластие, свобода – зависимость, слава – позор, красота – безобразие, безопасность – опасность, истина – ложь, добро – зло, счастье – несчастье.

Одни ценности принято относить к практическим (карьера, материальные блага, научно-технический прогресс и т. д.), другие – к духовным(музыка, живопись, общение, творчество). Их также принято разделять на высокие и низменные. Конечно, деление это довольно условно. Оно зависит от конкретных исторических ситуаций и отчасти субъективно, так как каждый человек на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими, а другие принижать или даже отрицать. Существуют, однако, всеобъемлющие идеи, аккумулирующие суть морали и составляющие основу «правильной жизни»: добро, смысл жизни, свобода, счастье. Эти идеи выражают высшие нравственные ценности. От их правильного понимания зависит наша нравственность: поступки, взгляды, оценки, стратегия и тактика «правильной жизни».

Смысл жизни. С незапамятных времён перед людьми вставали вопросы «Зачем я, зачем мы?», «Для чего я живу, чего хочу от жизни?». Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали свои концепции смысла жизни. Можно выделить три основных подхода к вопросу о смысле жизни:

— пессимистический, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней с закономерным итогом смертью;

— скептический,выражающий сомнение в осмысленности и значимости жизни людей;

— оптимистический, связанный с признанием смысла человеческой жизни и возможности его реализации.

Размышляя о смысле жизни, мы сталкиваемся с противоречием: для чего жизнь, если в конце её (рано или поздно) нас ждёт смерть? Поэтому во все времена многие люди желали для себя бессмертия, считали себя достойными его, искали возможности для его достижения. Однако если допустить возможность бессмертия, появится ли смысл в этой вечной жизни? Если любые возможности могут быть реализованы когда-нибудь в неопределённом будущем, то зачем прилагать усилия в реальных условиях сегодня? Бессмертная жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Именно смертность человека и перспектива окончания жизни заставляют каждого из нас стремиться сделать свою жизнь осмысленной, а также всё возможное для того, чтобы оставить после себя хорошую память. Стремление найти смысл жизни само по себе имеет высокую ценность. Когда в деятельности человека есть смысл, он обычно не задумывается над ним, а просто живёт, трудится, делает то, что считает нужным и важным.

Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние ценности и связанное с ними ясное понимание цели. Это случается из-за крутого и неблагоприятного изменения судьбы, утраты близких, во время ожесточённых военных действий и т. д. В таких ситуациях человек бывает подорван физически и морально, и только поиск и нахождение нового смысла помогают ему выжить. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» описан именно такой случай: во время войны у солдата погибает семья, он попадает в плен, а после окончания войны чувствует себя потерянным и ненужным. И лишь встреча с мальчишкой-сиротой пробуждает его к жизни, помогает найти новый смысл. Философ Ф. Ницше сказал «У кого есть “зачем” жить, тот может выдержать почти любое “как”». Смысл этого высказывания как раз и является ответом на вопрос «зачем» жить. Да потому что существует та драгоценная цель, ради которой стоит это делать.

Смысл нельзя дать человеку готовым, его нужно найти самому, утвердить и доказать делами. Осмысленной жизнью мы утверждаем самих себя как людей.

Свобода. Человек – существо, скованное множеством ограничений, зависимостей. Мы материальны и телесны, значит, подчинены физическим законам, а также законам физиологии. Как личности, принадлежащие конкретному обществу, мы подвластны его социальным и юридическим законам, нормам и правилам, стереотипам поведения. Экономическая необходимость заставляет нас решать множество проблем жизнеобеспечения. Так есть ли в этом сотканном из необходимостей мире свобода? Что она собой представляет?

Известны две трактовки свободы. Первая: свобода есть познанная необходимость. Поскольку человек движется в русле могучего течения космического масштаба, он может только подчиняться ему. Покорись необходимости, как падающий камень подчиняется силе тяготения. Осознай внешнюю для тебя необходимость как единственно возможную, прими её как свой внутренний зов — и ты обретёшь свободу. Вторая: суть свободы состоит в возможности выбора.Если мы ничего не выбираем по собственной воле, мы несвободны. Почти всегда в жизни есть альтернативы, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку.

Между указанными двумя трактовками свободы нет противоречия. Ведь наш выбор будет правильным, результативным только в том случае, если он соответствует законам природы и общества (природной и социальной необходимости). Эти законы, переплетаясь, делают возможным разный ход событий, и мы выбираем ту возможность, которая нам больше подходит.

Бывает, что человек не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он может или хочет отказаться от решения, устраниться, оставив серьёзную работу над возникшей проблемой другим людям. Однако даже отказ от выбора тоже есть выбор. Ничего не сделать – тоже поступок. Неслучайно законом предусмотрено наказание за «неоказание помощи». Не оказать помощь, промолчать, закрыть глаза – тоже свободное решение. Если ты не нашёл правильную линию действий – значит, кто-то выбрал за тебя, и ход событий может оказаться неблагоприятным.

Вопрос о свободе выбора неминуемо подводит нас к вопросу об ответственности за всё, что мы делаем (или не делаем, хотя могли и должны были делать). Ответственность – оборотная сторона свободы;они неразрывно связаны между собой. Тот, кто делает свой выбор, т. е. действует свободно, полностью отвечает за содеянное. Чем больше свободы у человека, тем больше ответственности лежит на нём. Наоборот, отсутствие свободы снижает и ответственность человека.

Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся твои действия на тебе и на других, какими будут их последствия.

Нестиответственность – значит принять на себя не только планирование и выполнение, но и все последствия совершаемых поступков. В свою очередь, безответственностьозначает стремление свалить выполнение намеченного, а также последствия своих действий на других, заставить их расплачиваться за вашу трусость, неразумность или безудержное удальство.

Счастье. О счастье думают в юности и в старости, его желают добиться в зрелые годы, оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, является важнейшим мотивом деятельности.

Что такое счастье? Каждый понимает это по-своему, но все хотят его иметь. Исследователи отмечали, что уже в Древнем Риме существовало около 300 различных представлений об «истинном счастье». Вы можете спросить: если так много мнений, то стоит ли вообще говорить об этой нравственной категории? Сто´ит, так как очень важно разобраться: что´ в человеческом счастье зависит от объективных условий и что´ – от самого человека, его субъективных особенностей.

Одним из условий счастья и вообще исходной предпосылкой человеческого существования является удовлетворение материальных потребностей.Стремление к материальному благополучию и жизненному комфорту – норма человеческого существования. Но благополучие – это простое обладание благами, оно никак не может приравниваться к счастью. Вспомните старуху из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», которая стремилась «урвать» как можно больше материальных благ. Была ли она счастлива? Писатель Ч. Айтматов справедливо заметил: всё, что мы получаем, – это условия жизни, и только то, что мы отдаём, – сама жизнь. Значит, благополучие может служить предпосылкой, но не самим счастьем. Как известно, «богатые тоже плачут».

Второе важнейшее условие, позволяющее человеку ощущать себя счастливым, – это удовлетворение духовных потребностей, в том числе приобретение новых знаний, более глубокое понимание происходящего, успешная творческая деятельность. Третье условие – социальное благополучие: хорошая семья, добрые отношения с людьми, уважение с их стороны.

Счастье нельзя найти, выиграть, получить в подарок. Его можно только обрести в процессе самоосуществления, самореализации личности. И это — ещё одно важнейшее условие счастья.

Настоящее счастье обычно связано с ощущением необыкновенного подъёма духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей полноты бытия. Таким образом, изучаемому понятию можно дать такое определение.

Счастье как состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.

Это состояние невозможно без преодоления собственной инертности, лени, пассивности, полной зависимости от внешних обстоятельств. Оно не является непрерывным потоком удовольствий, постоянным состоянием радости. Счастье – это скорее «звёздный час» человека, наиболее яркие моменты его жизни.

Некоторые выводы

1. Ценность – это значимость, которую предмет или явление имеет для нас. К высшим нравственным ценностям относятся добро, свобода, смысл жизни, счастье, любовь.

2. Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Его нельзя получить готовым, а нужно найти самостоятельно.

3. Суть свободы состоит в познании необходимой связи явлений, а также в возможности выбора и ответственности за последствия совершаемых поступков.

4. Необходимыми условиями счастья являются оптимальное удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей, самореализация личности.

Вопросы и задания

  1. Какие виды нравственных ценностей вы знаете?

  2. Как понимается смысл жизни в рамках:

а) пессимистического подхода;

б) скептического подхода;

в) оптимистического подхода?

  1. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построил дом, воспитал сына и посадил дерево. Как вы думаете, почему? Каждому ли человеку это удаётся?

  2. В чём отличие смысла жизни от цели жизни?

  3. Что легче: иметь свободу или не иметь её? Почему?

  4. Все ли люди достойны нравственной свободы?

  5. Подготовьте сообщение об особенностях счастья и его «законах».

  6. Согласны ли вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли, на ваш взгляд, некоторое обобщённое понятие счастья, справедливое для всех?

  7. А. С. Пушкин написал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Но спустя некоторое время жизнь привела его к прямо противоположному выводу:

«Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан».

Как вы думаете: почему поэт изменил своё мнение?

§ 23. Нравственные отношения

Отношения к другим людям и самому себе. В результате общения между людьми складываются нравственные отношения, о которых мы и поговорим.

Наверно, каждый замечал, что одни люди вызывают у нас симпатию, другие – антипатию. Они относятся ко всем доброжелательно, другие – настороженно, третьи охотно общаются лишь с теми, кто им «выгоден», четвёртые пытаются навязать свои взгляды окружающим.

Отношение человека к другим людям характеризуется такими качествами, как благородство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость или же, наоборот, низость, чёрствость, подозрительность, нетерпимость, попустительство и т. д.

О благородстве мы говорим в том случае, когда отношение человека к людям направляется возвышенными мотивами. Оно связано с самоотверженностью, мужеством, верностью высоким идеалам. Противоположность благородству – низость, зависть и т. д.

Великодушным называют того, кто способен снисходительно относиться к незначительным проступкам и упущениям других, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради них. Великодушный человек придаёт особое значение человеческому достоинству людей, с которыми он общается.

Требовательность человека по отношению к другим и к самому себе нравственно оправдана в том случае, если она диктуется справедливостью и чувством долга. В противоположном случае она может переродиться в придирчивость.

Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам. Чутким называют того, кто тактичен, способен к сопереживанию, не допускает грубости и высокомерия.

Высокое нравственное значение имеет дружба, которая сопровождается уважением к другому человеку, бескорыстием и самоотверженностью, а также общностью интересов и взаимной привязанностью.

Всё богатство нравственных отношений вбирает в себя любовь. Человек, по-настоящему любящий людей, живёт духовно богатой, вдохновенной жизнью. Стремление вызвать ответную любовь пробуждает в нём самоотверженность, великодушие, преданность, мужество и другие лучшие качества, обостряет чувство ответственности за свои действия, за благополучие и честь дорогих ему людей. Такая рождённая внутренней потребностью ответственность незаметно удерживает нас от многих эгоистических поступков, помогает при необходимости отказаться от ряда удовольствий и удобств, стать более целеустремлённым.

Подлинная любовь всегда действенна. Она заставляет любящих взыскательно смотреть на себя глазами другого, рождает большое желание совершенствоваться: стать умнее, красивее, сильнее, добрее, выдержаннее, культурнее. И в этой активизации душевной деятельности состоит её большая нравственная ценность. Большая любовь преображает человека, делает его чище, лучше, мудрее, сильнее. Она может перевернуть всю его жизнь. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас и самих», — писал Ф. М. Достоевский.

Отношения к самому себе могут выражаться в таких качествах, как скромность, достоинство, либо, наоборот, тщеславие, самолюбие и др. Достоинством называют такое нравственное отношение к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности. Нельзя позволять себе того, что было бы ниже нашего достоинства. Подлинное достоинство не зависит от общественного положения или характера деятельности. Оно связано с уважением человека к самому себе как личности и определяется способностью на деле следовать требованиям нравственности.

С человеческим достоинством тесно связано понятие о чести. Правда, между ними есть и различие. Представление о достоинстве личности основывается на признании равенства всех людей в моральном отношении. понятие о чести — с неодинаковой оценкой людей в зависимости от их репутации или сложившегося в общественного мнения о нравственном облике того или иного индивида. Человек должен оправдывать положительную репутацию, иначе ему угрожает бесчестие. Оценивая себя, можно как завышать, так и занижать оценку, тем самым формируя у себя либо самомнение, либо комплекс неполноценности. Лишь адекватная, т. е. соответствующая действительности, оценка способствует развитию положительных индивидуальных качеств, саморазвитию и самосовершенствованию в целом.

Древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) рассказал такой миф: души людей после смерти получают новое воплощение в соответствии с теми качествами, которые они обнаруживали при жизни. Те, кто был склонен к чревоугодию, беспутству и пьянству, превращаются в ослов и свиней. Те, кто предпочитал несправедливость, властолюбие и хищничество, превращаются в волков, ястребов и коршунов. А каков же будет удел людей моральных – рассудительных и справедливых? Они, вероятнее всего, вновь станут людьми. В любом случае они окажутся в мирном и общительном окружении.

Отношение к Родине. Особое место в системе отношений занимают отношения человека к Родине. Чаще всего они базируются на принципах патриотизмаи космополитизма.

Патриотизмэто любовь к Родине.

С чувством патриотизма можно относиться как к «большой родине» – своему государству, народу, так и к «малой родине» – к тем местам, где ты родился и вырос.

В чём же проявляется патриотизм? В громких словах и пылких заверениях в любви к Отечеству? Или в конкретных делах на благо Родины?

Патриотизм предполагает прежде всего заботу о благе Родины. Люди, равнодушные к судьбе Отечества, готовые в любой момент сменить его на другие края, никак не могут считаться патриотами.

С заботой связана ответственность. Конечно, большинство рядовых граждан вряд ли могут в полной мере отвечать за те события, которые происходят в государстве. Прямую ответственность несут органы власти — но ведь они у нас выборные, и каждый гражданин самостоятельно делает свой выбор. Забота о благе Родины и ответственность за неё предполагают труд, старание и усердие не только ради собственного благополучия, но и ради процветания своей страны. Патриотизм требует также знания Родины и уважения к ней. ЗнаниеРодины – это знание её истории и культуры, языка, специфических особенностей жизни. Уважениек Родине – это понимание её такой, какая она есть, стремление помочь ей стать лучше. Говорят: «Родину не выбирают». Да, мы живём в определённых условиях, характеризующих страну, в которой родились, и от всех нас, граждан Республики Беларусь, зависит наше общее будущее. Наша судьба и судьба нашей Родины – в наших руках.

Космополитизм – это идеология, отрицающая права наций на государственную независимость, призывающая человека осознавать себя «гражданином мира», а не конкретной страны. Под этим, как правило, скрывается равнодушие к своему отечеству.

Человек, отрывающийся от своих корней, покидающий по собственной воле Родину, неизбежно становится чужаком, посторонним и для той страны, куда он уехал. Даже достигнув успеха на чужой земле, он часто чувствует себя бездомным бродягой.

Нередко встречается и национализм, или национальный эгоизм.

Национализм — такая любовь к Родине, которая противопоставляет её всем другим странам и народам.

Националист – это, как правило, человек, стремящейся самоутвердиться за счёт своей принадлежности к определённому народу или стране. И здесь не надо быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым. Достаточно просто родиться в Беларуси или быть американцем, чтобы чувствовать своё изначальное превосходство над другими. Национализм ведёт в тупик, он не рождает ничего, кроме раздора.

Гуманизация общественных отношений. Мы уже отмечали, чтов процессе нравственной деятельности между людьми складываются разнообразные отношения, в том числе – взаимопомощи или конкуренции, доверия или вражды, дружбы или ненависти.Важным условием гуманизации общественных отношений была и остаётся мораль.

Задача морали состоит в том, чтобы дать людям знание и понимание идеалов гуманности (человеколюбия), определяющих нормы нравственности.

Быть гуманным в реальном поведении нелегко. Для этого необходим не только позитивный взгляд на мир, но и устойчивые нравственные привычки, умение владеть собой, регулировать свои поступки. Не всем даны от природы такие качества, как доброта, милосердие, вежливость, порядочность. Нас многое выводит из равновесия, и тогда мы иногда «срываемся», бываем резкими, язвительными, беспощадными, говорим грубости, о которых потом сожалеем. Практический гуманизм – не просто качество личности, а прежде всего важная цель, движение к которой принесёт каждому из нас и обществу в целом реальные достижения.

Назначение морали состоит в установлении между людьми отношений согласия, в устранении или предотвращении вражды и непонимания, в утверждении гармонии человеческих отношений. Всё это – условия подлинного гуманизма, выражающего право людей на достойную и счастливую жизнь.

Гуманистическое обновление мира на нравственных принципах выступает в качестве цели, а движение к ней служит источником всех других целей, достойных человека.

Некоторые выводы

1. Нравственную личность в отношениях к другим людям характеризуют такие качества, как благородство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость.

2. Нравственно зрелую личность отличают достоинство и вместе с тем скромность, объективная самооценка.

3. Патриотизм характеризует отношение человека к Родине. Он включает не только любовь к ней, но и знание и уважение её истории и культуры, заботу о ней и ответственность за её будущее.

4. Подлинной целью общественного развития является гуманистическое обновление мира на нравственных принципах.

Вопросы и задания

  1. Какие нравственные качества характеризуют отношение человека к другим людям?

  2. В чём сходство и различие человеческого достоинства и чести? Подтвердите свои размышления примерами.

  3. В чём, на ваш взгляд, заключается патриотизм?

  4. На основе исторических материалов и литературных произведений подготовьте сообщение о патриотизме белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

  5. Какова ваша нравственная оценка национализма? Обоснуйте свою точку зрения.

  6. Как вы понимаете слова Эпикура: «Из всего, что даёт мудрость для счастья всей жизни, величайшее – это обретение дружбы»? Какие нравственные качества личности способствуют установлению дружеских отношений?

  7. Противоречивость морального сознания была подмечена ещё древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверждал: «Добрый человек – учитель недоброго человека»; «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нём притаилось несчастье». Объясните, как вы понимаете эти высказывания.

§ 24. Нравственное поведение

Нравственный поступок и его мотивы. Об уровне культуры человека судят по его поведению. А поведение складывается из отдельных поступков, которые можно оценить с позиций нравственности.

Нравственное поведениеопирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Если человек соблюдает нравственные нормы, принятые в обществе (уважает старых, не обижает слабых, не лжёт, не берёт чужого и т. д.), такое поведение считается нормальным, т. е. соответствующим нормам. Встречаясь с людьми трудолюбивыми, самоотверженными, которые готовы прийти на помощь не только близким, но и незнакомым людям, которые не кривят душой, не завидуют чужому успеху, мы говорим: «Это хорошие, добродетельные люди». Сталкиваясь с человеком, стремящимся нажиться за чужой счёт, жаждущим праздной и развратной жизни, который может обмануть, украсть, мы оцениваем его как порочного, безнравственного.

Поведение человека – это реализация его отношений к другим людям, к обществу и самому себе.Структуру морального поведения можно представить в следующей схеме.

Поступок

Последствия

Оценка

Внутренняя самооценка (совесть)

Внешняя самооценка (общественное мнение)

Мотив

Намерение

Постановка цели

Выбор средств

Принятие решения


textarchive.ru

Нравственная оценка и нравственные ценности

Моральная (нравственная) оценка — это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.

Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Моральная оценка опирается на понимание добра и зла.

Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.

Добро — одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.

Зло — одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.

В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Далеко не все моральные нормы и императивы осознаются каждым человеком, анализируются им и оцениваются. Многое человек выполняет автоматически, как сложившиеся стереотипы поведения, соответствующие традициям и обычаям. Это моральные привычки. Человеку свойственно не раздумывая помогать слабому, уступить место старику, защитить ребенка и т.п. Такие моральные привычки в своих массовых проявлениях составляют основу моральной нравственности общества.

 

Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Самооценка — это самостоятельное, «на свой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость, стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Долг — ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека. Так, например, в далеком прошлом у скотоводческих народов Востока вспашка земли и последующее занятие растениеводством рассматривались как безнравственное деяние, оскорбляющее землю. В нашем обществе еще совсем недавно безнравственным явлением считалась частная предпринимательская деятельность. Морально осуждалась даже торговля на рынках, забота о достойной оплате своего труда. Сейчас эти и многие другие явления нашей жизни оказались переосмысленными и оцениваются по-иному, исходя как из изменившейся ситуации в самом обществе, так и изменившегося нашего морального сознания. Но существуют устойчиво сохраняющиеся, принятые у большинства народов моральные ценности и нравственные оценки. Нравственный опыт прошлого предупреждает новые поколения о возможных опасностях, скрывающихся в «перепадах» морального выбора (зигзаги, отступления, падения). Общечеловеческие моральные нормы, обусловленные ими моральные оценки побуждают к решению таких глобальных проблем, вставших в наши дни перед человечеством, как сохранение самой возможности его существования перед лицом ядерной катастрофы, преодоление отсталости и нищеты в ряде регионов земного шара, предотвращение экологической катастрофы, преодоление многих заболеваний и недопущение демографической катастрофы.

 

Нравственные искания человека приобретают особенно тревожный и значимый характер в переходные исторические периоды, когда происходят изменения в системе ценностей. От нравственно-психологического состояния человека зависит его общее социальное самочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихся общественных условиях. Именно в обстановке коренных общественных перемен особенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности, такие, к примеру, проявления, как ненависть.

Кроме того, при моральных оценках принято различать и их сугубо оценочную и предписательную формы: в первом случае то или иное действие сопоставляется с установившимися нормами, предписаниями и т.п., во втором — содержит в себе указание на необходимость или, наоборот, нежелательность тех или иных действий

Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

 

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

 

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Быть честным». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Быть честным», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики)


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Ответы Mail.ru: составить список моральных ценностей

1. Бескорыстие, верность, добро, долг, дружба, любовь, порядочность, справедливость, честность.

2. Вежливость, весёлость, интеллигентность, нежность, независимость, ответственность, послушность, храбрость, честность, чистота.

3. Верность, патриотизм, трудолюбие, уважение к старшим, честность.

4. Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все другие ценности (ценность деятельности, жизни, правды, предвидения, свободы воли, силы, сознания, страдания, целеустремлённости).

5. Добродетели (верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, любовь к ближнему, мудрость, правдивость и искренность, самообладание, скромность и смирение, смелость, справедливость, ценность обращения с другими).

6. Добродетели моральные (любовь к ближнему, сострадание и т. п.).

7. Добродетели этические (благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость).

8. Добро, долг, достоинство, ответственность, смысл жизни, совесть, счастье, честь.

9. Жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений.

10. Идеальные мечтания о добре, счастье и благе человечества.

11. Идеалы и убеждения моральные (этические).

12. Категории морали и права, в том числе добра, справедливости и законности.

13. Критерии и способы оценки значимостей объектов окружающего мира для человека (группы, общества в целом), выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

14. Личностные моральные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, весёлый, интеллигентный, нежный, независимый, ответственный, послушный, прощающий, храбрый, честный, чистый.

15. Нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и её поступков.

16. Нравственные характеристики деятельности общественных институтов, группы лиц, коллективов, классов и других общественных движений и организаций, которые воздействуют на социальную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или препятствуют общественному прогрессу.

17. Положительные или отрицательные значимости объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемые не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

18. Содержание различных форм морального сознания: норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья).

19. Ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству.

20. Ценностные представления, относящиеся к области морального сознания — моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

otvet.mail.ru

Духовные ценности

Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне развития, о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.

Именно эти ценности помогают каждой личности вырваться из среды изолированности, ограниченной лишь материальными потребностями. Благодаря им человек становится частью созидательной энергии высших сил. Он способен выйти за пределы собственного внутреннего «Я», открывшись во взаимосвязи с миром на более высшем уровне развития.

Важно отметить, что духовные ценности мотивируют человека на совершение определенных поступков, кардинально отличающихся от обычных, приземленных. Помимо этого, они выступают некой предпосылкой ответственности, даруя личностную свободу, безграничность.

Виды духовных ценностей

1. Смысложизненные ценности являются идеалами, основным жизненным ориентиром, связывающим мироздание личности с обесчеловечим бытием. Они несут сугубо индивидуальный характер, как для самого человека, так и для истории каждой культуры. Главными понятиями, присущих этому виду, есть жизнь и смерть, противостояние добра и зла, мира и войны. Прошлое, память, будущее, время, настоящее, вечность — именно такие мировоззренческие ценности подвергаются осмыслению личностью. Они формируют представление о мире в целом, что, несомненно, свойственно каждой культуре. Кроме того, такие мировозренческо-философские ценности помогают определить отношение каждого из нас к окружающим, о месте в этом мире. Представления об индивидуальности, свободе, гуманизме и творчестве помогают нам в этом. Стоит отметить, что именно они граничат с ценностями, относящимися ко второму виду.

2. Нравственные относятся к тем духовным ценностям, что помогают личности регулировать ее отношения с людьми с точки зрения вечной борьбы между сущих и должных поступков, понятий. Данная категория ценностей связана с такими неписаными законами как: запреты, принципы, нормы, предписания. Основными здесь являются добро и зло. Представление человека о них определяет, в первую очередь, трактовку им следующих ценностей: достоинства, человечности, справедливости и милосердия. Именно с их помощью человек способен видеть себя частью всего человечества. Благодаря этим понятиям формулируется главное, «золотое», правило нравственности : «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе». Нравственные ценности регулируют отношения между сообществами, группами людей и также включает в себя следующие понятия:

  • добросовестность;
  • верность;
  • патриотизм;
  • долг;
  • честь;
  • коллективизм;
  • трудолюбие;
  • вежливость;
  • такт.

3. Эстетические ценности, связанные с созданием гармонии, ее выявлением. Ощущение психологического комфорта наступает именно тогда, когда индивиду удается наладить отношения с миром, с окружающими и с самим собой. Эта категория духовных ценностей играет немаловажную роль в жизни человека, потому как они тесно связаны с его эмоциональной культурой, способностью к переживаниям сильного характера, умением ощущать различные оттенки чувств и настроения. Эстетические ценности составляют представления о целостности, совершенстве и включают в себя: комическое, прекрасное, трагическое и возвышенное.

Духовные и моральные ценности

Моральные ценности — это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Они наряду с духовными образуют основу общества. Так, ценности духовного характера являют собой измерение жизни не количеством новых материальных приобретений и денежной суммы в кошельке, а моральные — принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации. Их она не нарушит ни при каких обстоятельствах.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *