Структура психики. Психические процессы, состояния, свойства.
Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.Психический процессы — форма существования психики, динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражителями нервной системы, идущими из внутренней среды организма.
Все психические процессы делятся на два класса:
1. Познавательные (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) — участвуют в получении, осмыслении, отображении информации, в отражении и преобразовании действительности. Все познавательные процессы участвуют в преобразовании информации: раздражитель воздействует на органы чувству — возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг и обрабатываются — формируются ощущения — складывается целостный образ восприятия предмета — сопоставляется с эталонами памяти — происходит осознание, программирование и проговаривание во внутренней речи — посредством мысленной деятельности происходит осмысление, понимание информации. Воображение участвует в создании нового образа на основе прошлого опыта. Внимание является динамической стороной всех познавательных процессов.
Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий моменты времени (счастье, апатия, депрессия, агрессия, творческий подъём, заинтересованность и др.). В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они принимают участие в формировании качеств личности, прежде всего характерологических.
Психические состояния влияют на работоспособность, продуктивность и качество выполняемой деятельности. При одном состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и непродуктивно.
Психические состояния можно классифицировать:
1. В зависимости от времени протекания:
- кратковременные
- длительные
2. В зависимости от степени влияния на личность:
- стенические (повышают жизнедеятельность и активность)
- астенические (наоборот)
3. В зависимости от степени осознанности:
- осознаваемые
- неосознаваемые
4. В зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановкой:
- адекватные
- неадекватные
Психические свойства — это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности её поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или всей жизни. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности и направленность личности.
Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Это врождённое свойство, определяющее стиль поведения, способ и манеру реализации действий, динамику психической деятельности и поведения человека.
Характер имеет и генетическую обусловленность (через темперамент), и социальную детерминированность.
Способность — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Природными предпосылками развития способностей являются задатки.
Направленность — совокупность устойчивых мотивов, целей, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной ситуации. Направленность — это результат жизни и деятельности человека в обществе.
Между психическими процессами, свойствами и состояниями существует тесная взаимосвязь.
sam-posebe.blogspot.com
К психическим процессам относится
Текущий контроль по темам 41 группа
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Предмет, задачи и методологические основы психологии
1. Автор гуморальной теории темперамента –
1) +Гиппократ
2) И.П. Павлов
3) Леонгард
4) Э. Кречмер
2 Кроме человека, воображением наделены следующие животные:
1) обезьяны и дельфины
2) +никто, кроме человека
3) дельфины
4) собаки
3. Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью — это такая форма воображения, как…
1) мечта
2) +фантазия
3) галлюцинация
4) типизация
4.К формам мышления относится:
1) воображение, представление, фантазия
2) конвергенция и дивергенция
3) синтез, анализ, сравнение
4) +понятие, суждение, умозаключение
5. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей — это…
1) +интеллект
2) внутренняя речь
3) анализ
4) мышление
Моральные, практические, интеллектуальные, эстетические — это разновидности…
1) +чувств
2) аффектов
3) эмоций
4) аффектов
Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств — это
1) +аффект
2) страсть
3) чувство
4) настроение
8.Неспецифическая реакция организма на любое требование среды вызывает состояние…
1) Депрессии
2) Вдохновения
3) Фрустрации
4) +Стресса
9 Один из самых простых способов понимания другого человека, уподобление ему, отождествление с ним себя — это:
а) идентификация;
б) эмпатия;
в) рефлексия.
г) сравнение
10. Определенное эмоциональное состояние массы людей, являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка информации, это:
а) стресс;
б) фрустрация;
В) паника.
11. Мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами, называется:
а) карьеризм;
б) альтруизм;
в) эгоизм.
12. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:
а) идентификацией;
б) эмпатией;
в) рефлексией;
г) экстраверсией.
13.( — выберите один вариант ответа) Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, — …
1) психоанализ
2) гуманистическая психология
3) психология сознания
4) бихевиоризм +
14.( — выберите один вариант ответа)
Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом
1) гуманистическая психология
2) глубинная психология (психоанализ) +
3) ассоциативная психология
4) когнитивная психология
В.Вунд является первым кто создал
1) психокоррекционный центр
2) концепцию бессознательного
3)психологическую лабораторию +
4) теорию рефлекса
Что является предметом психологии как науки?
1) сознание
2) поведение
3) +психика
4) Душа
17.К психическим свойствам личности относятся:
1) мышление и сознание
2) +темперамент и способности
3) желания и потребности
4) эмоции и воля
18.Основными функциями психики являются:
1)отражение и защита организма
2) +отражение и регуляция поведения и деятельности
3) защита организма и представление
4) регуляция поведения и прогнозирование
19.Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется…
1) +практическая психология
2) общая психология
3) социальная психология
4) поведенческий подход
20. К свойствам ощущений не относится:
1) +целостность
2)сенсибилизация
3) контрастность
4) адаптация
21 Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:
1) представление
2) когнитивный диссонанс
3) ощущение
4) +восприятие
22.Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…
1) перцептивным
2) +произвольным
3) рассеянным
4) непроизвольным
23. Норма объема внимания для человека составляет:
1) +5-9 объектов
2) 3-5 объектов, воспринятых одновременно
3) 9-11 объектов
4) 5-7 объектов
+
24. ( — выберите один вариант ответа)
Основной задачей психологии является …
1) коррекция социальных норм поведения
2) изучение законов психической деятельности +
3) разработка проблем истории психологии
4) совершенствование методов исследования
25. ( — выберите один вариант ответа)
К психическим процессам относится
1) темперамент
2) характер
3) ощущение +
4) способности
26. ( — выберите один вариант ответа) Одним из принципов отечественной психологии является принцип
1) учёта возрастных особенностей человека
2) единства мышления и интуиции
3) единства сознания и деятельности +
4) научения
27.Способы, посредством которых изучается предмет науки, называется
1)процессами
2)целями
3)методами +
4)целями
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Психические процессы, свойства и состояния
Психические процессы оставляют основу психической деятельно и являются динамическим отражение действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают:
- познавательные
- эмоциональные
- волевые психические процессы
К психическим процессам относятся:
1. Внимание.
2. Память.
3. Воображение.
4. Мышление.
5. Эмоции.
Психические свойства (качества) личности – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент).
Свойства личности:
1. Интеллектуальные.
2. Эмоциональные.
3. Волевые.
4. Моральные.
5. Трудовые.
Свойства устойчивы и постоянны. К психическим свойствам относятся: темперамент, характер.
Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой (человек и внешняя среда), представленной в данный момент конкретной ситуацией.
Психические состояния человека
1. Утомление.
2. Стресс.
3. Дистресс.
4. Тревога.
5. Страх.
6. Испуг.
7. Паника.
8. Алкогольное и наркотическое опьянение.
К психическим процессам относятся различные «фобии»:
1. Клаустрофобия (от латинского claustrum – засов и fobos – страх) – боязнь замкнутых, стесненных пространств. Лица, подверженные клаустрофобии, не могут действовать адекватно обстоятельствам.
2. Агорафобия – боязнь широких, открытых пространств.
3. Астрофобия – боязнь грома и молнии, а также иные «фобии».
todid.ru
Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчленённости психики как её фундаментальном свойстве. Всё многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.
Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.
1. Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщённым процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.
2. Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.
3. Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.
Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые (уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.
Психические свойства — это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».
students-library.com
Основы психологии
Задание 1.
Определите, к какой группе психических явлений — психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям — относится каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу ещё двумя своими примерами.
Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к родителям, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.
Ответ.
Психические процессы: воображение, запоминание, борьба мотивов, мышление, восприятие.
Психические состояния: утомление, ярость, любовь к родителям, страх, эмоциональная неустойчивость, эйфория, тревога.
Свойства личности: трусость, активность во время урока, характер, темперамент, способности.
Задание 2
Что из приведённого списка относится к психологическим фактам, что — к психологическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Ответ
Психологические факты: поведение, низкая адаптация к темноте, бессонница, галлюцинации, творчество, обучаемость, идеалы, бесстрашие, иллюзия, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, трудолюбие, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Психологические явления: мышление, память, вера, эмпатия, способности, рефлексия, сон.
Колики в желудке, дыхание, зубная боль, озноб, потливость, голод относятся к физиологическим проявлениям.
Задание 3
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
1.Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.
.Человек не слышит, как муха ползёт по столу.
.При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
.Ориентировка слепых опирается на обонятельные, осязательные, двигательные и вибрационные ощущения.
.Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.
Ответ.
1.высокий порог чувствительности
.адаптация
.сенсибилизация
.компенсаторная сенсибилизация
.порог различения
Задание 4
Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?
А. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых особенностей, или «чувств»: чувства мяча у футболистов, чувства воды у пловцов, чувства планки у прыгунов в высоту и т.д.
Б. Князь Андрей … любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца…. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. (Л.Н. Толстой. Война и мир, Собр. Соч. в 20 т., т.5, с.176)
В. Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землёй в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлён, когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подсчётам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили.
Г. Во 2 классе учитель, показав детям репу, редьку, и редис, спросил, чем отличаются эти овощи по цвету и форме. Потом учитель кладёт на парты салфетки с кусочками овощей. Дети их пробуют.
Учитель: Валя, тебе понравилась репа?
Ученица: Она вкусная.
Учитель: А редька?
Ученица: Горькая.
Учитель проходит по рядам, даёт ребятам нюхать лук, все нюхают, смеются, морщатся.
Д. …Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. (А.П. Чехов).
Ответ.
Г является восприятием, т.к. в данном случае прослеживается свойство контактности.
Д является восприятием, т.к. здесь свойство предметности.
Задание 5
Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие — непроизвольного внимания?
а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определённого отрезка времени.
б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная т относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.
в) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчёта.
г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.
д) Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.
е) Использование определённых установок и психических состояний.
ж) Постановка значимых целей и задач деятельности.
Ответ.
Произвольное внимание: а, г, д, ж
Непроизвольное внимание: б, в, е,
Задание 6
Укажите, в какой их описанных ситуаций, имело место смысловое и в какой — механическое запоминание? По каким признакам вы это установили?
А. Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», — он тут же без труда рассказал этот эпизод.
Б. С.Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С.Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.
Ответ.
В ситуации А имело место смысловое запоминание, т.к. ученик запомнил яркий эпизод в биографии и ассоциировал его (эпизод) лишь одним словом и, следовательно, забыв этот эпизод, с помощью учителя, назвавшего лишь одно слово, он тут же его воспроизвёл.
А в ситуации Б имеет место механическое запоминание, т.к. человек просто заучил слова, не понимая их смысла.
Задание 7
Прочитайте характеристику ребёнка. Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка, и какие качества ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.
Дима любит трудные задания, особенно такие, где решение может быть несколькими способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом. Он любит поспорить с учителем, отстаивая свою правоту. С заданиями, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях знаний тоже показывает высокие результаты.
Ответ.
У ребёнка преобладает логический вид мышления, т.к. он старается найти решение задач разными способами.
У ребёнка имеется склонность к математическим наукам, т.к. он без особого труда справляется с задачами по этому предмету.
Также преобладают такие качества как внимательность, упорство, целеустремлённость и настойчивость.
Задание 8
Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?
А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы — куда девались их задор и одержимость.
Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл.
В. Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.
Г. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.
Д. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле странно-неловко выпячиваясь, и билась головой о стену…
Наташу! кричала она, отталкивая от себя окружающих.- Подите прочь все неправда! Убили! Ха-ха-ха! …. неправда!» (Л.Н. Толстой. Война и мир.)
Ответ.
А. Стресс, т.к. игроки стали неузнаваемы, испытали нервный срыв, несумев защитить своих ворот во
www.studsell.com