Понятие амбивалентности в психиатрии и клинической психологии, признаки и формы амбивалентных чувств
Человек по сути своей многогранен, и зачастую противоречив. Бывает, одновременно мы можем испытывать сразу несколько чувств к одному человеку или событию. Подобная противоположность суждений, идей, и эмоций, в психологии называется амбивалентностью чувств.
- Понятие
- В отношениях
- Виды амбивалентности и методы лечения
- Медикаментозный метод
- Психотерапия
Понятие
Итак, что же такое амбивалентность. Если обратиться к переводу с латинского, то «амбивалентность» можно перевести как «две силы», или «обе силы». Это означает, что объект одновременно может вызывать два абсолютно полярных чувства.
В отношениях
Зачастую она проявляется у людей, находящихся в романтических отношениях. Известное выражение «от любви до ненависти – один шаг», здесь более чем актуально. Сильное чувство, граничащее с ревностью,обожание, но при этом злость,а порой и ненависть, — есть яркий пример амбивалентности, а подобные ситуации, часто драматичные, — излюбленная тема авторов художественных произведений.
Термин «амбивалентность» был представлен Эйгеном Блейлером в 1910 году, как один из симптомов шизофрении. На сегодняшний день нельзя назвать данное состояние исключительным признаком этого заболевания, и скорее всего, оно не имеет к нему никакого отношения, так как непродолжительная амбивалентность не является чем – то необычным для человека с нормальной психикой.
Другое дело, если амбивалентные чувства проявляются в форме патологической, стабильной, ярко выраженной. В этом случае можно говорить о ней, как о возможном признаке психического расстройства, будь то шизофрения, различные психозы, или депрессии. Согласно Блейлеру, амбивалентность у здорового человека может являться исключением, так как в норме человек всегда придерживается примерно одной линии: плохие качества объекта уменьшают симпатию к нему, хорошие – увеличивают, больной же «перепутывает» все воедино.
Также здоровый человек вполне отчетливо осознает природу возникновения двойственных чувств: объект может быть в целом положительным, но при этом вызывать неприязнь за счет некоторых своих качеств.
Нередко подобные примеры встречаются в художественных произведениях, когда отрицательный герой вызывает симпатию, и обладает качествами, которые объективно нельзя не признать.Не следует путать амбивалентность с возникновением смешанных чувств к объекту, потому как смешанные чувства могут возникнуть из – за противоположных характеристик объекта, в то время как амбивалентность – это установка, согласно которой противоположные чувства к объекту связаны между собой, и имеют один общий источник.
Чтобы полностью раскрыть это понятие, его следует рассматривать «под разными ракурсами», — например, если это понятие применять в психиатрии, — оно будет рассматриваться как симптом для целой группы заболеваний, таких как:
- психозы
- депрессии
- различные фобии, панические состояния
Также в клинической психологии и психиатрии амбивалентность может выражаться в смене эмоционального состояния,и отношения человека к неизменному объекту (событию, явлению) в течение 24 часов, к примеру утреннее состояние будет кардинально отличаться от вечернего, или дневного, попеременно.
Виды амбивалентности и методы лечения
Блейлер выделял три вида амбивалентности:
- Эмоциональная — человек имеет внутреннее переживание, связанное с двояким отношением к объекту (событию). В качестве примера можно представить ностальгические воспоминания, когда с одной стороны присутствует чувство грусти по ушедшим моментам, и в то же время имеет место радость от приятных воспоминаний. Опасность эмоциональной амбивалентности заключается в том, какая эмоция станет преобладающей, в случае с воспоминаниями, выход грусти на первый план может привести к длительной депрессии.
- Волевая – невозможность выбрать одно из двух различных решений, зачастую приводит к отказу от обоих вариантов. Часто наблюдается у людей нерешительных, неуверенных в себе, склонных к замкнутости, имеющих различные фобии. Отказываясь от выбора того или иного решения, либо перекладывая его на кого-то другого, человек испытывает облегчение одновременно с сильным чувством стыда.
- Интеллектуальная – наличие абсолютно различных, часто противоречивых идей. Косвенно может являться неким «распадом» мышления, и признаком шизофрении.
При рассмотрении амбивалентности, как состояния патологического, можно отметить смешение всех трех видов.
К методам лечения в психиатрии принято относить медикаментозный метод, и метод психотерапии.
Медикаментозный метод
Специализированного средства для лечения патологической амбивалентности не существует. При подборе препаратов специалист исходит из общего состояния пациента, и из того, симптомом какого заболевания является противоречивость.
Психотерапия
Здесь будет актуальной консультация специалиста для выявления внутреннего состояния, рождающего противоречие.Метод хорош тем,что позволяет еще раз убедиться в том, имеет ли отношение состояние двойственности к какой-либо патологии. В некоторых случаях применяются различные тренинги, и занятия в группе.
В психологии, напротив, амбивалентность рассматривается как состояние присущее каждому человеку. Разделяется только степень, с которой двойственность проявляется.
Нельзя говорить о том, что двойственность – нечто приобретенное, ведь наличие двух инстинктов – инстинкта жизни (эрос), и инстинкта смерти (танатос), существующих в каждой личности, — и есть яркий пример этого состояния. Однако следует учитывать, что при создании благоприятной «почвы»(прием алкоголя, разнообразных наркотических веществ, всяческие практики расширения сознания) эта особенность может вылиться в различные пограничные состояния, и неврозы.
Подводя итог, хочется вкратце отметить ключевые моменты. Состояние двойственности чувств может испытать на себе любой человек, и важно помнить, что это совсем необязательно является поводом для паники, и скорейшего визита к специалисту, нельзя говорить о том,что это непременно имеет какое-то отношение к патологии. Тем не менее, при появлении симптомов стоит прислушаться к своим ощущениям, и проследить частоту возникновения антагонистических чувств.
Амбивалентность | Понятия и категории
О. Бердслей. Саломея с головой Иоанна Крестителя.
Tags:
Философия
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от лат. ambo — оба + valentis — имеющий силу). Характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в двойственности отношений к человеку или явлению, прежде всего при одновременном его принятии и отвержении.
Так, например, в ревности взрослого человека происходит объединение чувств любви и ненависти, а в печали — сладости и горести. Исследования. В соответствии с теорией 3. Фрейда считалось, что амбивалентность эмоций может господствовать на прегенитальной фазе психического развития ребенка.Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба + valentis — имеющий силу). Характеристика направленности личности, описанная Э. Блейлером (Bleuler Е. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig; W., 1911), выражающаяся в одновременном возникновении несовместимых друг с другом чувств (любовь и ненависть), представлений (друг и враг), желаний (приближение и отталкивание), намерений (помочь и навредить). Исследования. Э.
Tags:
Психология
ЧУВСТВО: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (амбивалентность чувств) — 1. Несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту; противоречивое отношение субъекта к объекту — одновременная направленность на один и тот же объект противоположных чувств.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. ambo — оба и valentia — сила) — термин, который был введен Э. Блейлером для обозначения двойственности переживания, отношения к чему-либо или кому-либо, иначе говоря, когда один объект вызывает у человека сразу два противоположных чувства, например, любовь и ненависть, жалость и отвращение и т.п.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 13.
Tags:
Языкознание
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (двойственность, двусмысленность) — двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта — например, симпатии и антипатии.
Словарь практического психолога. — Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, с. 28.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба, valentia — сила — противоречивый, двойственный) — сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (например, любви и ненависти) по отношению к какому-либо объекту или человеку, одна из которых оказывается при этом вытесненной в область бессознательного и оказывает действие, не осознаваемое данной личностью. В художественной литературе это состояние описано и всесторонне проанализировано Ф.М. Достоевским. Сам термин «А.» введен в научный оборот психиатром Э. Блейлером, который видел в А.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi — приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 10.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ [от лат. ambo — оба и valentia — сила] — наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. п.) или одновременное присутствие двух взаимно непримиримых желаний, когда одно подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин А. ввел швейцарский психоаналитик Э. Блейлер в начале XX в.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (AMBIVALENCE). Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов — удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия), тяги и отвращения. Амбивалентность — не только не исключительное явление, но скорее правило нашей эмоциональной жизни, как двусмысленность — правило человеческого общения. Исключением в обоих случаях служит простота.
Tags:
Психология
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Противоречивые чувства вызывают дискомфорт и творчество.
Иллюстрация Роберта Нойбекера
Скажите мне, как вы относитесь к разоблачениям правительственной слежки АНБ. Вы верите, что Эдвард Сноуден — тихий герой, совершивший жизненно важную государственную службу? Или вы считаете его предателем, нарушившим самую торжественную из клятв?
Возможно, у вас не возникнет проблем с ответом. Однако у некоторых из нас возникнет соблазн ответить «да» на оба вопроса. Подобно квантовой частице, мы оказываемся сразу в двух позициях: Сноуден — разоблачитель и подхалим. Мы также можем быть как за, так и против смертной казни, или за право выбора, и против абортов. Если на нас надавить, мы можем перейти на ту или иную сторону этих дебатов. Но мы будем чувствовать себя ужасно из-за этого.
Мы — амбиваленты, неспособные не видеть обе стороны спора, застывшие на ничейной земле между армиями истинно верующих. Мы не можем назвать свое имя, потому что нет приличного способа признаться в том, что вы верите в два противоположных утверждения, нет бюллетеня, позволяющего вам голосовать за конкурирующих кандидатов, нет анкеты, в которой вы можете поставить галочку: «Я согласен с и из эти противоречивые взгляды». Поэтому амбиваленты избегают вопроса, или отмечают «я не знаю», или стискивают зубы и выбирают сторону. Следовательно, наша амбивалентность не оставляет следа. Но это не значит, что его не существует.
Амбивалентность относится к состоянию одновременного переживания противоречивых убеждений или чувств. Префикс ambi означает и ; суффикс валентность происходит от латинского слова сила и относится к влечению или отвращению, испытываемому по отношению к чему-либо. Кто-то может чувствовать положительную или отрицательную валентность. Или оба.
Амбивалентность — это не то же самое, что равнодушие, с которым ее часто путают. Кто-то в амбивалентном состоянии ума переживает превышение мнения, а не его отсутствие. Амбивалентный человек может очень сильно относиться к обсуждаемому предмету, не достигая ничего похожего на последовательную точку зрения на него.
На самом деле все мы Амбиваленты в разные моменты времени. Вы почти наверняка знаете, каково это чувствовать себя неспособным примирить противоречивые мысли: иметь два мнения или испытывать смешанные эмоции. Ф. Скотт Фицджеральд считал, что способность к амбивалентности указывает на интеллектуальные способности: «Проверка первоклассного интеллекта — это способность удерживать в уме две противоположные идеи одновременно и при этом сохранять способность функционировать». Фрейд рассматривал эмоциональную амбивалентность как неотъемлемую часть человеческого состояния.
Современным социологам сложнее смириться с амбивалентностью. Они увлекаются категоризацией и склонны предполагать, что человек верит в А или В, счастлив или печален. Долгое время амбивалентность считалась не более чем ошибкой измерения. Но в последние годы ученые стали более серьезно относиться к нашим серым зонам.
Френк ван Харревельд из Лаборатории неопределенности Амстердамского университета представил голландским студентам информацию о принятии спорного закона о занятости в Нидерландах. Одна группа зачитала брифинг, в котором приводился веский аргумент против закона, в то время как другая получила брифинг, который сделал оба случая с одинаковой силой стандартным экспериментальным методом для вызывания состояния амбивалентности.
Затем участникам сказали, что их попросят выбрать позицию и дали несколько минут на раздумья. Все это время электроды, прикрепленные к их головам, измеряли влажность их кожи. Ван Харревельд обнаружил, что студенты в амбивалентном состоянии чувствовали себя крайне некомфортно из-за того, что остановились на точке зрения, и что этот дискомфорт только усилился после того, как они ее приняли. Они буквально потели над своим решением. Ван Харревельд объяснил мне, что для амбивалентного человека приверженность позиции, даже если решение не имеет последствий, неизбежно болезненна: «Если вы верите в две вещи одновременно и вынуждены отказаться от одной, тогда вы будете испытать чувство утраты».
Другой член Лаборатории неопределенности, Айрис Шнайдер, отметила, что наши метафоры амбивалентности уходят корнями в тело: мы говорим «с одной стороны, с другой стороны», и мы «колеблемся» или «чувствуем себя разрываемыми» «занять позицию». Шнайдер проверила свою гипотезу о том, что это больше, чем просто фигуры речи. Она представила студентам две разные версии газетной статьи о противоречивой политике. Одна группа читала положительное мнение об этом, а другая группа читала о его плюсах и минусах.
Затем участников попросили высказать свое мнение по этому вопросу, стоя на балансировочной доске Wii. Люди, которые испытывали амбивалентность, двигались из стороны в сторону чаще, чем те, кто этого не делал. Еще более поразительно, что этот эффект работал в обратном направлении. В другом эксперименте Шнайдер использовал неустойчивую доску, чтобы заставить людей двигаться из стороны в сторону, размышляя над сложной проблемой. Они чаще испытывали амбивалентность, чем люди, которые стояли на месте или двигались вверх и вниз.
Обычно нам нравится, когда наши мысли и чувства находятся в гармонии друг с другом, и когда наши внутренние звезды не совпадают, мы ищем способы сделать это. Теория когнитивного диссонанса предполагает, что когда человек чувствует несоответствие между тем, во что он верит (курение вызывает рак), и тем, что он делает (курит), он находит способ, пусть и неправдоподобный, разрешить разногласие («Я курю, чтобы связаться с моим творчеством»).
Амбивалентность связана не столько с противоречием между поведением и отношением, сколько с противоречием между отношениями . Это ментальный беспорядок, который существует до того, как вы были вынуждены совершить какое-либо представление. Мы можем вполне счастливо с этим смириться, пока не наступит момент принятия решения, и в этот момент мы используем одну из трех стратегий, чтобы справиться с неприятным, противоречивым ощущением. Мы тянем, оттягивая момент обязательства, или как-то убеждаем себя, что действительно верим той или иной стороне, даже если это сопряжено с некоторым самообманом и искажением доказательств, или, что самое тонкое, смещаем свою потребность для уверенности в чем-то другом.
Когда Ван Харревельд показывал «снежные картинки» — неясно нарисованные картинки, которые могут содержать или не содержать скрытый узор или фигуру — людям, испытывающим амбивалентность, он обнаружил, что они с большей вероятностью, чем большинство, различали узоры, даже когда их не было. не любой. Они также чаще выражали сильную веру в Бога. Эксперты по отношениям выявили аналогичную динамику, называемую «расщеплением»: люди, испытывающие высокую степень эмоциональной амбивалентности по отношению к своему партнеру, часто справляются с этим, вызывая антипатию к какой-то несчастной третьей стороне (невинными жертвами могут быть свекрови).
Амбивалентность относится к делам сердца так же, как и к нашим убеждениям. Джефф Ларсен из Университета Теннесси проделал большую работу, чтобы продемонстрировать, что люди могут испытывать смешанные эмоции, что некоторым его коллегам-психологам было странно трудно принять. Он спрашивал кинозрителей об их настроении перед тем, как они отправились на просмотр « Life Is Beautiful », фильма об отношениях отца и сына, который также рассказывает о Холокосте. Большинство сказали, что чувствуют себя счастливыми, в то время как некоторые, возможно, те, кого тащили в театр их партнеры, сообщили, что чувствовали себя грустными. Но на выходе 44% сообщили, что оба чувствуют себя счастливыми.0009 и печально.
Ларсен сказал мне, что способность испытывать эмоциональную амбивалентность является функцией зрелости. Увидев, как Русалочка выходит замуж за своего принца, но прощается с отцом, большинство 11-летних девочек сообщают о смешанных чувствах, но не 6-летние. Один маленький ребенок отверг идею смешанных эмоций с безупречной логикой: «Вы не можете двигать ртом вверх и вниз одновременно».
Нигде наша проблема с амбивалентностью не проявляется так явно, как в современном политическом дискурсе, полностью игнорирующем возможность амбивалентности. Самые щекотливые и вызывающие разногласия сегодняшние политические вопросы сложны не только потому, что по обе стороны дебатов есть люди, но и потому, что они внутренне разъединяют людей, приводя к конфликту наших основных убеждений. Но амбивалентность — темная тема политических дебатов: наши обычные измерительные приборы не могут ее обнаружить.
Политики хотят, чтобы их считали сильными и твердыми в своих взглядах, в то время как социологи считают, что среди избирателей трудно обнаружить двойственное отношение, потому что оно регистрируется только как безразличие по их пятибалльной шкале. Стивен Крейг, профессор политологии Университета Флориды и редактор сборника эссе об амбивалентности, подозревает, что по такому вопросу, как аборты, взгляды людей гораздо менее однозначны, чем кажутся. «У многих людей смешанные чувства по этому поводу, — сказал он мне. «Это не принимается во внимание политиками или социологами».
Демократы и республиканцы предоставляют общественности более идеологически дифференцированный выбор, чем когда-либо прежде, заставляя избирателей выбирать между поляризованными позициями. Но на удивление мало свидетельств того, что мнений избирателей отражают это расхождение.
Вопросы, по которым избиратели расходятся во мнениях, могут быть более двойственными, чем кажется на первый взгляд. Возьмем однополые браки. Многие американцы, верившие в право каждого вступать в брак с тем, с кем он хочет, до недавнего времени были против того, чтобы геи поступали таким образом, — противоречие, полное амбивалентности. Затем, когда с помощью заявлений из Белого дома стало ясно, в каком направлении движется общество, был достигнут переломный момент, и общественное мнение решительно повернулось в пользу. «В своей жизни я никогда не видел, чтобы мнения менялись так быстро по какому-то одному вопросу», — говорит Крейг. Скорее, это не результат переключения людей с одной твердой точки зрения на другую, кажется более вероятным, что мы были свидетелями разрешения многих амбивалентностей.
Мы живем в обществе, в котором мнения, варианты и информация множатся повсюду, а амбивалентность растет. Убедительные аргументы доступны практически для каждого варианта выбора. Что я должен думать или чувствовать о фаст-фуде, ядерной энергии или эвтаназии? Какую из этих 15 марок зубной пасты я предпочитаю и почему?
Тем не менее, поскольку амбивалентность в значительной степени не измеряется и не обнаруживается, она недооценивается. Неопределенность интерпретируется как слабость, хотя определенность ведет нас к войнам и финансовым крахам. Facebook превращает наши аналоговые эмоции в бинарные оппозиции: вам что-то либо «нравится», либо нет. Книги по менеджменту ценят решительность; книги по самопомощи призывают нас быть счастливыми; политики склоняются то к одной, то к другой стороне. Амбиваленты попали в ловушку культуры, которая ценит униваленты.
Если мы хотим найти способ вырваться из наших нынешних тупиков, нам нужно немного больше уважать амбивалентность. В конце концов, амбивалентная чувствительность — творческая. Кристина Тинг Фонг, профессор менеджмента Вашингтонского университета, вызвала амбивалентность у группы студентов колледжа, заставив их написать о сложных эмоциональных переживаниях из своей жизни. Затем она попросила их пройти часто используемый тест на креативность, который включает установление связей между, казалось бы, несвязанными словами. Ее амбивалентные испытуемые были значительно более творческими, чем участники контрольной группы. Когда вы находитесь в состоянии ума, в котором вещи не разделены на их обычные категории, вы, скорее всего, увидите новые возможности.
Не пора ли нам встать на защиту амбивалентности как действительного и необходимого способа постижения мира?
Опять же, может быть, это ужасная идея.
- Психология
Вам трудно справляться с амбивалентными чувствами?
Источник: Библиотека Конгресса
Амбивалентность — это одновременное существование противоположных чувств. Большинство из нас ненавидит это. Это неудобное состояние. Мы хотим чувствовать так или иначе. Я хочу любить своего брата или ненавидят его — не любят и ненавидят его.
В отличие от популярного отношения к амбивалентности, с психоаналитической точки зрения, амбивалентность является здоровым состоянием, и неспособность ее терпеть является проблемой. Фрейд впервые обсудил «амбивалентность» в «Динамике переноса» в 1912 году. аналитик. В жизни, как и в психоаналитическом переносе, человек, которого мы любим больше всего, также может разочаровать нас больше всего. Человек, с которым мы хотим быть больше всего, также является человеком, от которого мы можем чувствовать себя наиболее покинутым. Человек, который нам больше всего нужен, чтобы понять нас, — это также человек, которого мы часто чувствуем, что не можем понять. Человек, которому мы больше всего хотим понравиться, — это человек, которого мы иногда обижаем за то, что он всегда на первом месте. Действительно, способность принимать себя, других людей и жизнь в целом как имеющие хорошие и плохие аспекты является определяющей характеристикой психического здоровья. Терпеть амбивалентность означает признать, что люди хорошие и плохо. Альтернативой является разделение людей и переживаний на «хорошие» или «плохие».
Психоаналитик Мелани Кляйн отметила, что амбивалентность является частью даже самых любящих и, казалось бы, альтруистических взаимодействий. Например, одалживание денег другу или члену семьи может быть сопряжено с амбивалентностью. Даже когда мы очень благодарны за то, что нам дано, мы часто завидуем способности, силе человека, который может это дать. Кляйн говорит, что мы хотим укусить грудь, которая нас кормит, потому что мы завидуем ее полноте перед лицом нашей собственной пустоты. Получатель может возмущаться способностью кредитора сделать это без особых усилий.
В психоанализе довольно часто подтверждается теория Кляйна об укусе кормящей руки. Некоторые пациенты завидуют мне из-за того, что я могу им дать.
Элизабет сказала: «Я ненавижу тот факт, что ты можешь мне помочь».
Я спросил: «Что в этом тебе не нравится?»
«Я ненавижу тот факт, что у тебя есть то, что мне нужно. Я не хочу в нем нуждаться, и я не хочу, чтобы ты мог мне его дать».
«Что я могу тебе дать?»
«Ты меня понимаешь и помогаешь мне понять, что я чувствую и чего хочу», — сказала она.
«Что вас расстраивает в том, что я вам помогаю?» Я спросил.
«Меня злит, что у тебя есть что дать, а у меня нет — что я должен получить это от тебя. Ненавижу это говорить, — засмеялась она, — но я чувствую, что ты действительно заботишься обо мне.
Частью опыта психоанализа является понимание того, что у нас много сложных и противоречивых чувств по отношению к людям.