Что означает стиль текста публицистический: Публицистический стиль: черты и примеры

Содержание

1.1 Публицистический стиль как функциональный стиль русского языка. Публицистический стиль в системе функциональных стилей русского языка

Публицистический стиль в системе функциональных стилей русского языка

дипломная работа

Язык — одно из самых сложных явлений жизни человеческого общества. Определенные языковые средства и стили, которыми мы постоянно пользуемся при общении, образуют систему. Нас интересует аспект, связанный со стилевыми характеристиками языка.

Вследствие постоянного развития языка, изменения целей и задач, стоящих перед различными функциональными стилями, невозможно представить стилистическое разделение речи как застывшую догму. Поэтому в теоретической стилистике нет общепризнанных критериев стилистической дифференциации. Тем не менее, деление речи на функциональные стили представляется не только правомерным, но и необходимым, если оно производится с учетом динамики процессов естественно происходящих в языке и обществе.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу публицистического стиля, целесообразно остановиться на определении понятия «функциональный стиль».

Функциональные стили языка — это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности. Функциональные стили языка получили такое название потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определённой информации и воздействия на слушателя или читателя.

В отечественном языкознании общепринятым, хотя и с некоторыми модификациями, является определение функционального стиля, данное В.В. Виноградовым: «Стиль — это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой, общественной практике данного народа» [25, с.73].

Для сравнения приведем другие примеры определения функциональных стилей, сформулированные видными отечественными исследователями лингвистической стилистики. А.Н. Гвоздев пишет: «В языковой системе общенародного языка вырабатываются ответвления, имеющие при общности подавляющего большинства языковых средств, известные языковые различия, обладающие некоторыми специфическими средствами, присущими только им или употребляемыми по преимуществу в них. Такие ответвления и представляют разновидности языковой системы в зависимости от целей речи и ее содержания» [46, с.17-18].

М.Н. Кожина: «Функциональный стиль речи — это определенная социально осознанная разновидность речи, соответствующая той или иной сфере общественной деятельности и форме сознания, обладающая своеобразной стилистической окраской, создаваемой особенностями функционирования в этой области языковых средств и специфической речевой организацией (структурой), имеющая свои нормы отбора и сочетания языковых единиц, определяющиеся задачами общения в соответствующей форме» [61, с.13.]

Р.А. Будагов: «Языковой стиль — это разновидность общенародного языка, сложившаяся исторически и характеризующаяся известной совокупностью признаков, часть из которых своеобразна по-своему, повторяется в других стилях, но определенное сочетание, которых отличает один языковой стиль от другого» [19, с. 68.].

Приведенные выше формулировки функциональных стилей не имеют кардинальных отличий. Все исследователи сходятся в том, что при трактовке языка нужно не только изучать системный аспект языка, но и необходимо учитывать его функциональную сторону. Также они сходятся в том, что функциональный стиль — это разновидность речи.

Отечественные и зарубежные ученые в разные периоды своей деятельности занимались классификацией функциональных стилей. Надо сказать, что функциональная стилистика — это отдельное направление стилистики. Она занимается изучением закономерностей функционирования языка в разных сферах человеческой деятельности. Функциональная стилистика исследует специфику и системность функциональных стилей, изучает закономерности развития языка.

В основу классификации функциональных стилей были положены различные функции языка (функция общения, функция сообщения, функция воздействия). В.В. Виноградов дает следующую классификацию функциональных стилей, которая стала классической и вошла в учебники практической стилистики. Он выделяет пять стилей: разговорный; деловой; научный; художественный; публицистический [28, с.6].

К настоящему времени существует довольно обширная лингвистическая литература по вопросу о функциональных стилях. При этом большинством исследователей, в частности В.В. Виноградов, Р.А. Будагов и др., функциональные стили определяются как стабильные системы, способные регулировать подбор лингвистических средств в тех или иных конкретных текстовых проявлениях.

Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка — подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле — научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом — законы, справки, деловые письма, в публицистическом — статья, репортаж и т.п. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, т. е. целями общения. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. В ведущих жанрах каждого функционального стиля речи стандарт языковых средств находит свое наиболее яркое выражение. Периферийные жанры более нейтральны с точки зрения использования языковых средств. Однако каждый функциональный стиль речи имеет свои типические черты, свой крут лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.

Нет ни одного функционального стиля или функциональной разновидности русского языка, где не использовались бы элементы других стилей. Все они проницаемы. Границы между ними размыты. Важно то, что одно и то же слово, выполняя разные функции, «приспосабливается» к ситуации, несколько меняет свою семантику в зависимости от условий, в которые оно попадает.

Если слово закреплено за определенным стилем, то это не мешает ему использоваться в другом стиле. Оно будет восприниматься, например, как иностилевое и потому экспрессивное. Наконец, тексты одного стиля могут включать целые фрагменты из текстов другого стиля. Например, в научных текстах по лингвистике в качестве анализируемого материала используются любые тексты. В газетной статье обсуждается текст нового закона. В частном письме приводятся полюбившиеся стихотворные строки. Наиболее непроницаем в этом отношении официально-деловой стиль, однако деловая беседа может также включать элементы разговорной речи.

Таким образом, функциональная разновидность языка может быть определена по трем основным признакам (В.В. Виноградов):

1. Сфера общественной жизни.

2. Доминирующая функция.

3. Тип отношений между участниками речи.

Что касается языковых особенностей, здесь можно говорить о наборе характерных слов и выражений, об их комбинации с межстилевой лексикой, о предпочтении тех или иных грамматических форм или синтаксических конструкций. Каждая функциональная разновидность по-своему использует средства языка, выбирает те из них, которые в каждом конкретном случае наилучшим образом выражают намерение отправителя, ориентируясь при этом на собственные нормы, определенные правила и запреты. Но и эти нормы достаточно подвижны и касаются наиболее типичных случаев. Нормативные требования к разным формам речевой деятельности могут быть условно выражены как определяющие качества речи: эмоциональность, экспрессивность и свернутость разговорной речи, стандартизированность, бесстрастность официально-делового стиля, логичность абстрагированность научного стиля, апеллятивность, оценочность публицистического стиля, образность, метафоричность языка художественной литературы. Функциональные разновидности языка зависят не только от особенностей речевой деятельности, но и от представления об этой деятельности в данной культуре. Это представление может меняться. Публицистический стиль расширил границы норм, стал более «демократичным», разговорным. Элементы эпатажа, шока, нарочито вульгарная речь, грубая игра слов, смешение разных культурных традиций — новые черты языка газеты и телевидения.

Итак, перейдем к анализу публицистического стиля как одного из функциональных стилей современного русского языка.

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название «публицистический стиль» представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название «газетный стиль» объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях, и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать «телевизионным» стилем. Другое название — общественно-политический стиль — точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).

Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

Публицистика — род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста — вся современная жизнь в ее величии и малости, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Такое определение дано в «Краткой литературной энциклопедии» [34, с.72]. Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.

В другом энциклопедическом [44, c.1091] издании мы находим следующее определение. Публицистика — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в следующих формах:

· в словесной (письменной и устной),

· графически изобразительной (плакат, карикатура),

· фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

· театрально-драматургической,

· словесно-музыкальной.

Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях. Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика — это род литературы, публицистический стиль — функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

Важнейшие функции публицистического стиля — информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах.

Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили — функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.

Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.

Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты «Округа» от 4.08.2001 г. под названием «»Князя Владимира» ссылают в провинцию». Заметка имеет подзаголовок «Столичные чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя». Она информирует о закупке Правительством Москвы и Городской думой шведских автомобилей «Вольво». В то же время заметка воздействует на читателя, формируя определенное отношение к позиции руководителей, на словах агитирующих за поддержку отечественного товаропроизводителя.

В различных публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:

· коммуникативную,

· экспрессивную,

· эстетическую.

Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь — ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только здесь. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съемке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.

Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков: «Старый вагон на новый лад. Москва не прощается с чешскими трамваями», «Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией», «Грибник ошибается 1 раз», «Верной дорогой везете товарища! Три часа социализма на Трех вокзалах». Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка.

Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата [36, c.78].

Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля.

· Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.

· Функция воздействия связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.

· Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи, как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.

· Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.

· Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора [22, c.167].

Итак, одной из основных характерных черт публицистического стиля является сочетание двух тенденций — тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено все теми же функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия, ведь они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например какой-то партии, какого-то движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных для публицистического стиля можно отнести неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т.п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи — в публицистической речи переплетаются черты этих стилей. Приведем небольшой фрагмент статьи Д.Смирновой «Женщины на виду»:

«В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях — вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу — мужчина, или женщина. Но женщине все же сподручней. Как говаривала бабушка, «что с мужчинами разговаривать — они ведь даже одеться по погоде не умеют» (Пульс. 1998. № 36).

Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтения частного общественному и др.), официально-деловому (права детей и, инвалидов, воинская обязанность, уложение о наказаниях), а также разговорные, даже просторечные выражения (сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка).

Публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи [12, c.43].

Лексика публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразеологические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, например оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п.; они не просто показывают принадлежность публицистическому стилю речи, но содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал, становится функционально окрашенным, реализуя переносные значения «то, что служит толчком к началу какого-то действия» (Эта статья послужила сигналом к дискуссии) и «предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может совершиться» (Поступил не один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе).

Публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-, ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка: приватизация, электорат, деноминация и др.

Рассматриваемый функциональный стиль не только привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, но и включает в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений и т.п., например Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре и др. Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому среднему члену какого-то общества), что сегодня является неотъемлемой частью публицистической речи. В начале статьи Ю. Гладильщикова «Про контракультуру» читаем:

«Бывшие советские интеллигенты продолжают ставить на молодежь. Появится — верят они — новое поколение русских (грузинских, etc.) мальчиков, которое не захочет мириться с подлостью отцов» (Итоги. 13 мая 1997 г.).

Последняя фраза является прецедентной, «русские мальчики» у Ф.М. Достоевского ставили перед собой мировые неразрешимые вопросы. Таким образом, автор статьи очень выразительно характеризует тип «советского интеллигента», начитанного, знающего Достоевского, стремящегося переделать мир.

Синтаксис публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных предложений различного значения, вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и, др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсисов (пропуск того или иного члена предложения, структурная неполнота конструкции) и др. Оцените с точки зрения синтаксиса еще один отрывок из статьи Ю. Гладилыцикова:

«Пророчить молодежный бунт — как-то банально. Но в границах постсоветского пространства подобное пророчество вполне логично. Ведь в СССР так и не было того, что пережил западный мир, — не было контркультуры.

Как это не было? А наши хиппи? А наш андерграунд? А рок? А пакостные режиссеры-«параллелъщики»? (…) Не вдаваясь в детали, замечу, что это, конечно, никакая не контркультура… И шестидесятники, и семидесятники, сидя по кухням, брались за руки в едином антитоталитарном порыве. Мечтали о свободе для всего общества. Это была не контркультура, а дружба тех, кто мыслил тире, против тех, кто мыслил уже. Не зависевшая от возраста».

В этом тексте пять вопросительных предложений. Последнее предложение разделено на два коммуникативно-самостоятельных предложения, неполное предложение (Мечтали о свободе…), повтор сказуемого в третьем предложении (не было). Кроме того, здесь присутствует экспрессивная и эмоционально-оценочная лексика, имеющая разговорную окраску (пакостные, испоганивший), прецедентная фраза брались за руки. .. (сразу вспоминается «Возьмемся за руки, друзья» Б. Окуджавы). Все эти средства служат автору для создания эмоционального, образного текста [29, c.98].

Таким образом, отличительной особенностью публицистики как функционального стиля является то, что в силу ее содержательной и языковой специфики обсуждение специальных тем в рамках данного стиля неизбежно упрощает понятийный план и переводит дискуссию на более или менее популярный, неспециализированный уровень. Если же этого не происходит, если при наличии некоторой экспрессивности в тексте явно присутствует должным образом переданное специализированное содержание, значит, мы имеем дело с маркированной разновидностью научного или официально-делового стиля, но никак не с публицистикой.

Что такое стиль текста? Примеры текстов

Стиль речи, текста может быть разговорным, публицистическим, научным. Каждый из них имеет свои признаки и особенности. Что такое стиль текста и как отличить одну систему речевых средств от другой?

Определение

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое стиль текста, стоит вспомнить любую фразу из поэтического произведения, в которой речь идет о природных явлениях. А затем попытаться «перевести» содержание стихотворного отрывка на язык, который используют телевизионные дикторы, передавая прогноз погоды. Поэт скажет: «Льет теплый летний дождь». Диктор: «Сегодня наблюдаются осадки». По смыслу эти фразы тождественны. По языковым средствам, которые используются в них, – абсолютно различны. Итак, что такое стиль текста?

Существует несколько систем речевых средств. Каждая из них используется в той или иной сфере. Это и есть стиль речи, текста.

Виды

Относительно классификации среди языковедов существуют разногласия. Ответ на вопрос о том, что такое стиль текста, у всех один. Эта система, которой присущи определенные языковые средства. Все стили текста, примеры которых приведены ниже, можно разделить на два вида:

  1. Книжный.
  2. Разговорный.

Книжный, в свою очередь, подразделяется на научный, официально-деловой, публицистический и религиозно-проповеднический. Некоторые языковеды выделят также художественный стиль, то есть тот, который используют писатели и поэты. Однако с этим мнением можно поспорить. Авторы художественных произведений используют возможности языка в полной мере. Они не ограничиваются средствами, которые присущи определенной речевой системе.

Стили речи отличаются друг от друга по произношению слов, лексико-фразеологическому составу, морфологическим средствам и синтаксическим конструкциям.

Разговорный стиль

Эта речевая система выполняет функцию общения в устной форме. Ее особенностями являются непринужденность, неофициальность, экспрессивность. Подобные характеристики не имеют другие стили речи. Примеры текстов в разговорном стиле присутствуют в художественных произведениях. Писатель, стремясь отразить жизнь наиболее реалистично, включает в повествование диалоги.

Особенностью разговорного стиля является также наличие сокращенных оборотов. Человек, приобретая билет в привокзальной кассе, произнесет фразу: «Один до Петровско-Разумовской». Он не станет по-книжному выражать свое желание. В публицистическом стиле такая фраза бы выглядела следующим образом: «Я желаю приобрести один билет на поезд, направляющийся до станции Петровско-Разумовская».

В разговорном стиле важную роль играет и звуковая сторона речи. А именно – интонация. Именно она придает речи впечатление разговорности. Лексика этого стиля включает слова двух видов:

  1. Общеупотребительных.
  2. Разговорных.

Встречаются также просторечные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Разговорная речевая система богата фразеологизмами, что, например, редко встречается в публицистических текстах.

Книжный стиль

Характерная черта этой речевой системы – соблюдение литературных норм. Лексическая особенность книжного стиля – стилевое единство. Обращение к просторечным словам в публицистическом или научном тексте недопустимо.

Чем отличаются от научного другие книжные стили речи? Примеры текстов приведем, используя содержание первой строфы известного стихотворения Есенина «Устал я жить в родном краю».

  1. Герой произведения выразил желание покинуть населенный пункт, в котором он родился (научный стиль).
  2. Герой произведения устал. Жить в родном краю он больше не намерен (публицистический стиль).
  3. Герой поэтического произведения достигнул совершеннолетия и стал трудоспособен. Соответственно, имеет возможность поменять место жительства (официально-деловой стиль).

Особенности публицистического стиля – обобщенность и отвлеченность. В подобных текстах нет экспрессивности. Исключительно беспристрастное изложение фактов.

Публицистические тексты выполнять могут две функции: информационную и воздействующую. Журналист не излагает равнодушно происходящие события. Он – активный участник.

И, наконец, официально-деловой стиль, обслуживающий правовые отношения между гражданами и государством, отличается замкнутостью, стабильностью и обилием стандартных, порою неблагозвучных словосочетаний.

Новая журналистика | Американское литературное движение

Новая журналистика , американское литературное движение 1960-х и 70-х годов, раздвинувшее границы традиционной журналистики и документальной литературы. Жанр сочетал журналистские исследования с приемами художественного письма в репортажах о реальных событиях. Писатели, которым часто приписывают начало движения, включают Тома Вулфа, Трумэна Капоте и Гей Талезе.

Как и в традиционных журналистских расследованиях, писатели этого жанра погружались в свои темы, иногда проводя месяцы в полевых условиях, собирая факты посредством исследований, интервью и наблюдений. Однако их готовые работы сильно отличались от очерков, обычно публиковавшихся в газетах и ​​журналах того времени. Вместо того, чтобы использовать традиционные журналистские структуры рассказа и институциональный голос, они создали хорошо проработанных персонажей, устойчивые диалоги, яркие сцены и сильные сюжетные линии, отмеченные драматическим напряжением. Они также писали отчетливо своими голосами. Их стиль письма, а также время и деньги, которые требовались для их глубоких исследований и длинных статей, не соответствовали потребностям или бюджетам большинства газет (заметным исключением была 9-я газета). 0007 New York Herald Tribune ), хотя редакторы Esquire , The New Yorker , New York и других известных журналов искали этих писателей и публиковали их работы с большим коммерческим успехом. Многие из этих писателей публиковали свои рассказы в антологиях или писали так называемые «популярные романы», и многие из этих произведений стали бестселлерами.

Новая журналистика и вопрос правды

Новые журналисты расширили определение журналистики и законных журналистских репортажей и методов письма. Они также ассоциировали журналистику с художественной литературой, когда описывали свою работу такими фразами, как «научно-популярный роман» и «повествовательные приемы художественной литературы». Поступая таким образом, они разожгли дискуссию о том, насколько журналистское произведение может быть похоже на роман или рассказ, прежде чем оно начнет нарушать приверженность журналистики правде и фактам.

Некоторые наблюдатели хвалили «Новых журналистов» за то, что они написали хорошо продуманные, сложные и убедительные истории, которые оживили интерес читателей к журналистике и освещаемым темам, а также вдохновили других писателей присоединиться к профессии. Другие, однако, были обеспокоены тем, что новая журналистика заменяет объективность опасной субъективностью, которая угрожает подорвать доверие ко всей журналистике. Они опасались, что у репортеров возникнет искушение отклониться от фактов, чтобы написать более драматичные истории, например, путем создания составных персонажей (объединение нескольких реальных людей в одного вымышленного персонажа), сжатия диалогов, перестановки событий или даже фабрикации деталей. Некоторые новые журналисты открыто признались в использовании этих приемов, утверждая, что они сделали свои истории читабельными и пригодными для публикации, не жертвуя при этом правдивостью рассказа. Другие категорически возражали против использования этих приемов, утверждая, что любое отклонение от фактов, каким бы незначительным оно ни было, дискредитирует историю и переводит ее из области журналистики в область художественной литературы.

Участвуя в дебатах о том, что считается правдой в журналистике, Новые журналисты способствовали более широкому обсуждению природы истины и способности познавать и представлять ее объективно в рассказах, картинах, фотографиях и других изобразительных искусствах.

Их работы бросили вызов идеологии объективности и связанным с ней практикам, которые стали управлять профессией. «Новые журналисты» утверждали, что объективность не гарантирует правды и что так называемые «объективные» истории могут ввести в большее заблуждение, чем истории, рассказанные с четко представленной личной точки зрения.

Репортеры мейнстрима повторили аргументы «новых журналистов», поскольку они начали сомневаться в способности «объективной» журналистики доходить до истины — особенно после того, как более традиционные репортажи не смогли передать сложную правду о таких событиях, как маккартизм в 1950-х годах, война во Вьетнаме в 1960-х и 70-х годов, а также Уотергейтский скандал в начале 1970-х годов. К 1996 году объективность как руководящий принцип была настолько подорвана, что Общество профессиональных журналистов исключило ее из своего этического кодекса, заменив ее другими принципами, такими как справедливость и точность.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

От разгребания грязи до Вулфа, Талезе и Капоте

«Новые журналисты» 1960-х не были первыми американскими журналистами, выступавшими за более литературный подход к освещению современных событий, и не первыми, кто считал себя представителями «новой журналистики». Некоторые писатели конца 19-го и начала 20-го веков, такие как Линкольн Стеффенс, считали, что репортеры морально обязаны писать истории, которые являются правдивыми, хорошо продуманными и риторически убедительными, потому что они могут побудить читателей сопереживать своим темам и могут вдохновить на действия. против социальной несправедливости и злоупотреблений властью. Стеффенс и его коллеги-единомышленники, включая Иду Тарбелл, Рэя Стэннарда Бейкера и Дэвида Грэма Филлипса, писали журналистские расследования в литературной, риторически убедительной манере. Прес. США Теодор Рузвельт в 1906 насмешливо назвали свой тип работы сбором мусора. Социальные и литературные амбиции этих первых «новых журналистов» оказали неизгладимое влияние на журналистику, обеспечив основу для поколений журналистов-расследователей и литературных репортеров и редакторов, которые верили в основанную на фактах, социально ориентированную и живую журналистику, включая «новых журналистов» 1960-х годов.

.

Том Вулф был одним из самых влиятельных пропагандистов новой журналистики. Вулф начал свою карьеру газетчика в 1956 году по адресу The Washington Post 9.0008, а позже работал в New York Herald Tribune , где пример таких писателей, как Джимми Бреслин, продемонстрировал ему, что журналистика может быть творческой и захватывающей. В 1963 году, когда газетная забастовка в Нью-Йорке временно оставила Вулфа без работы, он обратился к своему редактору по адресу Esquire с идеей: он хотел слетать в Калифорнию, чтобы написать о выставке нестандартных автомобилей и культуре хот-родов. Результатом стал знаменитый теперь «The Kandy-Colored Tangerine-Flake Streamline Baby» Вулфа (антологизированный в его 19-летнем возрасте).64 одноименной книги), энергичная статья, ставшая образцом того, чего могла достичь новая журналистика. В 1973 году Вулф опубликовал

«Новую журналистику », в которой эксплицировал особенности жанра. Затем он написал несколько успешных книг в стиле новой журналистики, в том числе « The Right Stuff » (1979) и « From Bauhaus to Our House » (1981), острую историю современной архитектуры.

Хотя Вулф получил, возможно, наибольшую заслугу в создании Новой журналистики как литературного движения, он сам отдал эту честь Гей Талезе. Талезе начал свою карьеру, учась в средней школе в 1940 лет работал репортером в газете Ocean City Sentinel-Ledger в Нью-Джерси, а после окончания колледжа был нанят в качестве копирайтера в The New York Times . В свободное время он писал рассказы об обычных людях и местах, которые не интересовали большинство репортеров, и предлагал их редакторам

Times , которые были впечатлены его работой. В 1956 году, после службы в армии США, во время которой он продолжал писать статьи для Times , Талезе вернулся в газету в качестве спортивного репортера. Он также написал для Esquire , написав свои самые влиятельные истории для этого журнала. Два его, возможно, самых известных произведения, профиль Джо Ди Маджио под названием «Тихий сезон героя» и статья о Фрэнке Синатре «Фрэнк Синатра простудился» (обе 1966 года), были включены в антологию вместе с другим его самым популярным Esquire. штук в коллекции Слава и безвестность (1970). Талезе также использовал свои навыки литературного журналиста для написания книг, пользующихся международным спросом, в том числе Королевство и сила (1969), взгляд изнутри на The New York Times
; Honor Thy Father (1971) о взлете и падении печально известного преступного клана Бонанно в Нью-Йорке; Thy Neighbour’s Wife (1980) о скрытой и меняющейся сексуальной жизни американцев; и «Сыновьям » (1992) об эмиграции его собственной семьи из Италии в США в годы перед Второй мировой войной.

Талезе не считал себя Новым журналистом, а скорее очень традиционным писателем, который хотел «сделать что-то, что продержится долго, что-то, что может устареть и все еще иметь такой же резонанс». Он также начал ассоциировать новую журналистику с писателями, которых больше интересовали роскошь и знаменитость, чем тяжелая беготня, требуемая от хороших репортеров. Тем не менее, Талезе восхищался творчеством Вулфа и Нормана Мейлера и оказал влияние на многих других писателей этого жанра.

Драматург и писатель Трумэн Капоте стал центральной фигурой в Новой журналистике в 1965 году, когда журнал The New Yorker

опубликовал документальный роман Капоте « Хладнокровно » об убийстве семьи из четырех человек в их доме недалеко от Холкомба, штат Канзас. , в 1959 году. Капоте потратил шесть лет на репортаж и написание статьи. Его цель состояла в том, чтобы написать о реальных событиях таким образом, чтобы иметь драматическую силу, волнение и сложную структуру романа. Капоте дал обширные интервью о своей работе в основных национальных СМИ, и, описывая, что он делал и как он это делал, он представил идею научно-популярного романа в популярном дискурсе. Он также вызвал полемику, поскольку скептически настроенные репортеры, опасаясь его попыток совместить художественную литературу и журналистику, пытались дискредитировать его заявления о точности и подвергали сомнению его утверждение о том, что ответственный журналист может написать правдивую историю, которая читается как роман.

Фонд Thomson Reuters

ИНФОРМ. СОЕДИНЯТЬ. НАСТРОЙКА.

Мы являемся корпоративным фондом Thomson Reuters, компании, предоставляющей глобальные новости и информационные услуги. Мы работаем над продвижением свободы СМИ, содействием развитию более инклюзивной экономики и поощрением прав человека.

Наш подход

Благодаря новостям, развитию средств массовой информации, бесплатной юридической помощи, обучению и организационным инициативам мы объединяем наши уникальные услуги для системных изменений.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

От нашего генерального директора

Фонд уникальным образом использует объединенную силу журналистики и закона, чтобы привлечь внимание всего мира к некоторым из наиболее важных проблем, с которыми в настоящее время сталкивается человечество. Мы работаем со многими заинтересованными сторонами — от лидеров гражданского общества до целеустремленных профессионалов — чтобы вдохновлять коллективное лидерство и находить масштабируемые решения, которые могут помочь построить более процветающий мир, в котором никто не останется без внимания.

Я хотел бы пригласить вас прочитать наш организационный обзор, который дает представление о широте, размахе, влиянии и наследии работы Фонда — в прошлом и настоящем.

День прав человека, 10 декабря 2021 г.

Скачать обзор Фонда

Наша приверженность борьбе с расизмом и дискриминацией

Фонд Thomson Reuters поддерживает чернокожее сообщество сегодня и каждый день: расизму, фанатизму и предрассудкам нет места в обществе. Мы будем использовать возможности наших средств массовой информации и юридических служб, чтобы играть более активную роль в продолжающейся борьбе за равенство и более инклюзивную экономику.

9 июня 6 минут

Подробнее

COVID-19: Наш ответ и наше влияние

Всего 10 недель назад, когда мир начал бороться с натиском пандемии COVID-19, Фонд Thomson Reuters запустил первый из своих ответных мер, основанных на его журналистском и юридическом опыте. – чтобы лучше вооружить тех, кто находится на переднем крае кризиса.

5 июня 6 минут

Подробнее

Последние обновления

ОБНОВЛЕНО: Объявлены победители премии Курта Шорка 2022 года в области международной журналистики

СВОБОДА СМИ

5 минут

ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Фонд Thomson Reuters запускает новую журналистскую платформу Context

29 сентября

4 минуты

ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Фонд Thomson Reuters и МФСР проводят тренинг «Освещение продовольственной безопасности и развития сельских районов» для журналистов в Восточной Африке

12 августа

4 мин.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Объявление победителей премии TrustLaw Awards 2022

07 июня

4 мин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *