Что понимают под направленностью личности: Направленность личности — Студопедия

1.3 Определение профессиональной направленности

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности [16].

Направленность личности, ее установки раз, за разом порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств личности. Наличие интереса в определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в соответствующем направлении, а наличие определенных способностей, обуславливает плодотворную работу, стимулирует интерес к ней.

«Для нас человек определяется, прежде всего, не его отношением к себе, а его отношением к его труду.

Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [20].

Потребности и интересы человека, связанные с его отношением к профессиональному труду, характеризуют профессиональную направленность личности. По мнению Э.Ф. Зеера, профнаправленность — это интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков [8].

Уровень профессиональной направленности — высокий или низкий — определяется характером и силой выраженности ее составляющих. Под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии.

При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах. Основной показатель уровня — содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом.

Высокий уровень профессиональной направленности — это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Повышение уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития. Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека.

Одним из основных условий прогнозирования такого развития личности является высокий уровень профессиональной направленности.

Выделяют следующие компоненты профессиональной направленности:

  • Мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы).

  • Ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.).

  • Профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидание и готовность к профессиональному развитию).

  • Социально-профессиональный статус.

На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности. [8]

В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй — ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности [24].

Таким образом, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

9. Направленность как интегральная характеристика личности. Мотивация поведения человека. Виды мотивов.

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности, в которых даны различные определения этого понятия (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, Б. В. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность так или иначе выделяется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности, т.е. направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [4].

Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, человека. Он считал, что проблема направленности — это, прежде всего, вопрос о динамических тен­денциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) пред­метное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

Понимая направленность как интегральное целостное свойство, регулирующее деятельность человека, его активность, С. Л. Рубинштейн не ограничивал направленность лишь одним соотношением мотивов и подчеркивал, что направленность личности находит свое выражение не только в ее потребностях, но и в инте­ресах, идеалах, склонностях и устремлениях [19].

В психологии существуют различные определения понятия направленности. Например «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили) [10].

Практически все психологи под направленностью личности понимают совокуп­ность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б. И. Додонова — это система потребностей; у Л. И. Божович и Р. С. Немова — система или совокупность мотивов, у К. К. Платонова — совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений и т. д . [4].

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образова­ний — это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориен­тирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, опреде­ляет облик человека в социальном плане [11]. Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую сис­тему мотивов, или мотивационных образований, т. е. отражает до­минанту, становящуюся вектором поведения [2].

Содержательная характеристика лич­ностной направленности понимается психологами по-разному: как своеобразно переживаемое избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его жизнь и деятельность, кото­рое в известной степени мотивирует и организует ее [4], и как «избирательную активность личности в ее отношениях и дея­тельности» [12].

В качестве основной характеристики направ­ленности личности выдвигается избирательность отношений [12], «личностная позиция», установка, линия поведения чело­века в данной ситуации, обнаруживающаяся в реакциях на про­исходящие события и действия человека [24].

Некоторые авторы рассматривают направленность как совокупность потребностей, интересов, идеалов, как «особенности тенденции поведения и дей­ствий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношения к другим лицам, к себе, к своему будущему и т. д.» [26].

Указывается, что направ­ленность есть самое существенное в характеристике личности, ее социальная и нравственная ценность, и что направленность более эффективно формируется и обнаруживается в деятельности чело­века [11].

Л. И. Божович писала, что «в жизнедеятельности ребенка постепенно формируются такого рода мотивы, которые приобретают для него ведущее значение и тем самым подчиняют себе все другие его мотивы. Наличие устойчиво доминирующих мотивов поведения и деятельности ребенка и создает направлен­ность его личности» [2, с. 333].

По мнению В. С. Мерлина, направленность личности может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе [11].

М. С. Неймарк рассматривает три группы мотивов, связанные с от­ношениями человека к другим людям, к себе и к своему делу и характеризующие направленность его личности: мотивы обще­ственные — коллективистские, гуманистические, связанные с забо­той о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и зависимостью от него и т. д.; мотивы личные — свя­занные с собственным благополучием, личным первенством, успе­хом, престижем, удовольствием, властью и т. д.; мотивы дело­вые — идущие от интереса к окружающему миру, к объекту, к процессу познания и деятельности [13]. В зависимости от преобладания тех или иных мотивов разли­чают три вида направленности личности: общественная, личная и деловая. Общественная направленность проявляется как домини­рующее стремление действовать в интересах других людей, своего коллектива или общества в целом; личная направленность — в до­минировании личных мотивов, в стремлении к самоутверждению, престижу, собственной выгоде, благополучию и т. п.; деловая на­правленность — как доминирующее стремление человека, вызываемое интересом к познанию и деятельности [13].

Д.И. Фельдштейн выделяет следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную [цит. по 4]. Гуманистическая направленность характеризуется положитель­ным отношением личности к себе и к обществу. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индиви­дуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным являет­ся он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравне­нию с собственной, несколько ниже. Эгоистическая направленность характери­зуется положительным отношением к себе и отрицательным — к обществу. Внутри этого типа также выделены два подтипа: а) с индивидуалистической акцентуаци­ей — ценность для человека собственной личности так же высока, как и при гума­нистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружаю­щим), хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет; б) с эгоцент­рической акцентуацией — ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представ­ляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное. Депрес­сивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризо­вать как терпимое. Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, ког­да ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Такое выделение типов направленности показывает, что она может определять­ся не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т. п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом: к футболу, балету и т. п., в связи с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, мелома­ны, коллекционеры, профессиональные картежники. Таким образом, структура на­правленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней — это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» [8].

В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, инте­ресам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учеб­никах по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребно­сти или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных устано­вок, может формировать стержневую линию жизни.

В то же время направленность личности как психологический феномен во мно­гом остается неопределенной, на что в свое время обратил внимание П. М. Якобсон [26]. Например, он говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распоря­док жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни. П. М. Якобсон ставит вопрос и о том, может ли быть у индивида сразу несколько направленностей. Человек, например, устремлен в область техники, пишет он, но неравнодушен к женщинам, любит детей и при этом очень восприимчив ко всем об­щественным событиям. Поэтому, делает он вывод, следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.

Значительный интерес представляет классификация направленности личности в соответствии с типологией жизненного мира Ф. Е. Василюка [6]. Согласно типам жизненного мира (простого, легкого, сложного и трудного), выделяют 4 различных вида направленности личности, для каждого из которых характерна своя иерархическая структура уровней мотивации:

Гедонистическая направленность личности, отвечающая простому и легкому или простому и трудному жизненному миру. Мотивационная сфера неиерархизирована: в ее осове лишь потребности, связанные с гедонистической установкой.

Эгоистическая направленность личности, соответствующая сложному и трудному жизненному миру. Доминирует тот или иной эгоистический мотив: карьера, престиж, слава, власть, материальные блага и т.п.

Духовно-нравственная направленность личности, от­вечающая сложному и «как бы легкому» жизненному миру. Доминирует тот или иной сущностный мотив.

Сущностная направленность личности, соответствующая «как бы простому» и «как бы легкому» (сущностному) жизненному миру. Доминирует генерализованный мотив сущностного единения с миром.

Заканчивая рассмотрения направленности, как ведущей характеристики личности, следует отметить, что в структуру общей направленности личности входит профессиональная направленность. Профессиональная направленность личности представляет собой систему доминирующих профессиональных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в соответствующих представлениях, намерениях, целях, установках и активной деятельности по их достижению. Становление профнаправленности осуществляется по­этапно, в соответствии с периодами профессионального становления личности: на этапе профессионального само­определения, в процессе профессионального обучения, в профессиональной деятельности специалиста [8], [15], [16].

Изучение профессиональной направленности личности на разных этапах ее формирования определяет специфику подхода к ее характеристике:

при исследовании профнаправленности школьников, осуществляющих подготовку к выбору профессии, она изучается как характеристика психологической готовности к выбору будущей деятельности;

при изучении профнаправленности учащихся средних и высших учебных заведений она рассматривается как стремле­ние овладеть профессией, как характеристика психологи­ческой готовности к профессиональной деятельности;

при исследовании профнаправленности в трудовой деятельности специалиста она определяется как психологи­ческая детерминанта результативности этой деятельности.

Профессиональная направленность выступает показа­телем зрелости личности, поэтому особое значение приобретает необходимость изучения и формирования ее на этапе начальной профессионализации и подготовки к про­фессии.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворе­ния. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в дан­ной социальной среде, в частности.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что центральным, или интегративным. качеством личности является ее направленность. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность, так или иначе, выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности. Направленность – это целостная система устано­вок, ценностных ориентации, интересов личности, ее жизненная позиция по отношению к труду, к другим людям, к обществу в целом. В направленности интегрируется все многообразие отноше­ний личности, начиная от частных и ситуативных ее установок и кончая жизненными устремлениями, планами, идеалами.

Направленность личности – это ядро ее «Я», в котором выра­жается стремление человека к самореализации, к росту и раз­витию в той или иной сфере жизнедеятельности.

Виды мотивов: Внешние — возникают на основе внешних составляющих, к примеру, увидев у другого человека желаемую вещь, возникает желание заработать деньги и также приобрести ее. Внутренние — возникают внутри самого человека, это может быть желание сменить обстановку, создать собственное дело и т.д. Положительные — крепятся на положительных утверждениях, например, «буду много работать, получу много денег» и т. д. Отрицательные — основаны на факторах, которые отталкивают человека от свершения ошибки, например «если просплю, опоздаю» и т.д. Устойчивые — направлены на удовлетворение первоначальных нужд. Неустойчивые — требуют постоянного подкрепления.

[PDF] Ориентация личности, эмоциональное состояние, удовлетворенность клиентов и намерение совершить повторную покупку

  • W. Verbeke
  • Business

  • 1997
  • В этой статье исследуется гипотеза эмоционального заражения, предложенная Hatfield, Cacioppo и Rapson (19).94), в контексте продаж. В частности, гипотеза эмоционального заражения объясняет, как…

    Разновидности опыта потребления: сравнение двух типологий эмоций в поведении потребителей

    • Уильям Дж. Хавлена, М. Холбрук недавно обратили свое внимание на изучение творческих, эмоциональных и оценочных компонентов опыта потребления. Тем не менее, предстоит еще много работы…

      Устойчивость эмоциональных переживаний и их связь с чертами личности.

      В статье представлена ​​теоретическая основа для изучения отношений между эмоциями и личностью и эмпирическое исследование стабильности эмоциональных переживаний 88 нормальных матерей среднего класса и их…

      Роль эмоций в служебных контактах

      • А. Маттила, C. Enz
      • Business

      • 2002

      Эта статья углубляет наше понимание влияния аффекта на реакцию потребителей на краткие, неличные встречи с услугами. Это исследование вносит свой вклад в литературу по маркетингу услуг…

      Роль эмоций в маркетинге

      • Р. Багоззи, М. Гопинатх, Прашант У. Найер
      • Психология, бизнес

      • 1999

      собственные мысли. В этой статье авторы обсуждают дифференциацию эмоций от аффекта, настроения и…

      Влияние межличностного удовлетворения на решения о выкупе

      • М. Прейс
      • Бизнес

      • 2003

      ОБЗОР Было обнаружено, что после совершения покупки у поставщика удовлетворенность клиентов влияет на решения покупателей о фирмах, у которых они будут покупать товары или услуги. Межличностные…

      Измерение эмоций в процессе потребления

      • Марша Л. Ричинс
      • Бизнес

      • 1997

      эти эмоции остаются неразрешенными Эта статья…

      Две общие системы активации аффекта: структурные данные, эволюционные соображения и психобиологические данные

      • Д. Уотсон, Д. Визе, Дж. Вайдья, А. Теллеген Уотсон и А. Теллеген (1985) предложили консенсуальную структуру аффекта, основанную на циркумплексе Дж. А. Рассела (1980). Обзор литературы авторов показывает, что эта двухфакторная модель…

        Личность: теория и исследования

        • Л. А. Первин
        • Психология, биология

        • 1984

        В этой книге обсуждается теория личности в контексте: межличностные отношения, культура и развитие на протяжении жизни, а также оценка теории личности и исследований. 1989

      Трансформация личности | #JungianBitsofInformation |

       

      Бессознательное является неиспользованным источником личной трансформации, оно может помочь вам повысить свою устойчивость, лучше понять себя и других, развить более эффективные личные и рабочие отношения, найти творческие решения давних проблем и источник вдохновения, знаний и мудрости.

      Невидимая и неизвестная бессознательная динамика также может иметь непреднамеренные и менее конструктивные, даже разрушительные последствия для вас и окружающих вас людей

      и рабочее место.

      Что такое трансформация личности?

      «Смысл и цель процесса индивидуации заключается в реализации во всех аспектах личности, изначально скрытой в эмбриональной зародышевой плазме; производство и раскрытие изначальной, потенциальной целостности» 

      (Собрание сочинений [CW], К.Г. Юнг, том 8, параграф 186)

      Уникальная возможность для вас провести интенсивное исследование своей личности и исследовать ваши основные модели поведения. Этот процесс может привести к глубоким, далеко идущим и глубоко укоренившимся изменениям. Это похоже на новаторское изменение, что-то в вас развивается таким образом, чтобы вызвать новое отношение и жизненную силу.

      Как вы трансформируете Личность?

      Обычно процесс трансформации начинается с анкеты самооценки. Вы также получите отчет об обратной связи и возможность изучить его вместе со мной в контексте вашего рабочего места или отношений с коллегами по работе, друзьями и семьей. Я предлагаю на выбор пять анкет самооценки или опросов, основанных на Юнгианской теории личности/психологии:   

      o Gifts Compass Inventory™ [идентифицирует вашу личность или психологический тип]

      o Life Atlas™ [узнайте о своих природных способностях или дарованиях, которые могут привести вас к работе, для которой вы родились]

      o Индикатор типа Myers Briggs™ [идентифицирует ваш тип личности по шкале MBTI]

      o Опрос архетипических стилей лидерства™ [Самоотчет или всесторонняя обратная связь о вашем стиле лидерства]

      o Опрос управления системой™ [выявляет возможные сильные и слабые стороны вашего подхода к управленческому лидерству]

      o Архетипы семейных культур в организациях™ [помогает вам определить архетип, наиболее похожий на вашу родную семью, распознать архетипическую энергию, которую вы можете проецировать на организационную жизнь, понять «историю», которую вы можете проецировать на организации]

      Личность в трансформации

      Личность самого Юнга сыграла значительную роль в эволюции его взглядов на психологические типы. Его собственная психологическая трансформация привела его к тому, что он стал успешным и всемирно известным психологом. Его выход из длительного периода добровольной интроверсии между 19 годами и13 по 1919 г., привело к публикации его основополагающей книги «Психологические типы» в 1921 г. две установки интроверсии и экстраверсии и четыре фундаментальные функции ощущения, интуиции, мышления и чувства. Он также содержит общий взгляд на его теории бессознательного. Психологические типы представили миру новую психологическую систему Юнга. Книга начинается с подробного исследования понятия о том, что существует интровертный и экстравертный взгляды на мир, которые могут помочь нам лучше понять, как возникают конфликты или различия во мнениях между людьми.

      Юнг сформулировал теорию психологических типов для различения компонентов сознания.

       

      Внешний мир может вас больше волновать или заряжать энергией, вы больше доверяете фактам, традициям, конкретному опыту и практическим вопросам; это экстраверты.

       

      Если вас больше волнует или заряжает внутренний мир, вы больше доверяете мечтам, возможностям, воображению и вдохновению; это интроверты.

       

      Каждый может ориентироваться во внешнем или внутреннем мире, однако психика каждого человека обычно склонна к одной ориентации больше, чем к другой.

      Концепция интроверсии и экстраверсии в сочетании с четырьмя функциями позволила Юнгу установить систему восьми психологических типов, из которых четыре экстравертные и четыре интровертные:

      o Экстравертное ощущение

      o Экстравертное мышление

      o Интровертное мышление

      o Экстраверное чувство

      o Интроверное чувство

      o Extreverted Intuition

      o Интроверенная интуиция

      Анкета для самооценки позволяет вам открыть для вас 8 психологических типов. те, которые вам нравятся больше всего и меньше всего. Открытие этих процессов в себе приведет вас к пониманию вашего бессознательного, ключу к раскрытию вашего полного потенциала и трансформации вашей личности.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *