Что такое адаптация в психологии определение: К вопросу о понятии «адаптация»

Понятие социально-психологической адаптации.

Содержание

Введение

  1. Теоретические подходы к пониманию адаптации

    1. Понятие социально-психологической адаптации.

    2. Проблемы адаптации курсантов-первокурсников.

  2. Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета

    1. Организация и методы исследования.

    2. Результаты исследования и их интерпретация.

    3. Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Успешная адаптация в высшем учебном заведении служит фактором оптимизации жизни и деятельности первокурсников.

Неэффективная адаптация, напротив, приводит к ряду негативных явлений: возникновению у первокурсника отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива и др.

Наиболее тяжело первокурсники переживают начальный период адаптации. С момента начала обучения первокурсник переживает сложный период адаптации к новой среде, к непривычным условиям труда и быта, новому социальному окружению, специфическим требованиям режима проживания на казарме, комплексу социально-экономических явлений.

Проблема социально-психологической адаптации у студентов первокурсников изучается в рамках различных разделов психологии: социальной психологии, психологии личности и др.

Социально-психологическая адаптация – это сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями человека и с позицией личности в обществе. В зарубежной психологии, данную проблему изучали Г. Айзенк, Л. Филипс, Г. Гартман и другие.

1

В отечественной психологии изучению социально-психологической адаптации посвящены исследования А. А. Налчаджяна, Д. А. Андреевой,

А. В. Петровского, И. К. Кряжевой и многих других исследователей.

Данная проблема имеет широкое освещение в научной литературе. Изучение данного феномена поможет увидеть проблемы негативной адаптации первокурсников, что, в свою очередь, может стать перспективой развития психокоррекционных программ для оптимизации процесса адаптации курсантов первого курса. Все это обусловило выбор темы и ее актуальность.

Цель данной курсовой работы – дать характеристику социально-психологической адаптации курсантов.

Объектом исследования является адаптация курсантов 1 курса психологического факультета. Предмет исследования – это особенности социально-психологической адаптации первокурсников.

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования, решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие социально-психологической адаптации.

  2. Определить проблемы адаптации курсантов-первокурсников.

  3. Провести исследования на предмет определения особенностей социально-психологической адаптации первокурсников.

  4. Сравнение результатов исследования групп курсантов.

Стоящие перед нами задачи, мы пытались решить с помощью следующих методов:

  • Теоретические методы: анализ научной литературы.

  • Эмпирические методы: диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

  • Методы математической обработки данных: анализ данных первичной статистики.

1. Теоретические подходы к пониманию социально-психологической адаптации

В самом общем виде адаптация – это процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Понятие адаптации происходит от лат. adapto – приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде.

Адаптация — это свойство человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. Здесь важно видеть взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулярные адаптационные связи. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность), уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

2

В отечественной психологии изучением данного феномена занимался А. А. Налчаджан. Он определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности и свободно выражает свои творческие способности. 3 В связи с этим автор выделяет нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации.

Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры, а так же без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Девиантная адаптация — это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Патологическая адаптация — это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т. е. когда группа имеет патологизированные нормы.

В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов.

4

Сложным является вопрос о показателях социально-психологической адаптации. В наиболее общем виде такими показателями являются состояние психического здоровья человека и степень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы. Это значит, что показатели адаптации определяют жизнеспособность и выживаемость, как индивида, так и группы. Также отмечаются показатели, связанные с переосмысление ситуации, эффективности решения трудных ситуаций, в том числе в учебной и профессиональной деятельности.

А. В. Петровский выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: адаптация – индивидуализация — интеграция. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы.5

Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности.

Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.

Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации.

Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы.

Третья фаза — интеграция — характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям.

В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера.

Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности.

С точки зрения развития личности интерес представляют работы А. В. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности.

При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности.6

Адаптивность — это согласование целей и результатов функционирования целеустремленной системы. Неадаптивность — противоречие между целью и результатом активности индивида: намерение не совпадает с деянием, замысел — с воплощением и т.д. Это противоречие — источник существования и развития индивида.7

Следующий ученый, И. К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации. Она рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда  способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.8

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:

— тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

— тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Д. А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становле­ния личности.9

Социальная адаптация, определяется как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором человек действует и живет.

Адаптация человека имеет два аспекта – психологический и биологический. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. 10

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.

Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития и протекает фазно. Обычно выделяют фазы кратковременного повышения резистентности и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема описывает адаптивные изменения при действии на организм самых разнообразных факторов внешней среды — холода, гипоксии и т. д.

Этапы социально-психологической адаптации:

  1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек

предполагает или знает о предстоящих изменениях. Содержание этой стадии носит познавательный характер. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение будет либо активно целенаправленным, либо пассивным.

  1. Этап стартового психического напряжения – пусковой момент включения механизма переадаптации. Содержание данного этапа состоит в нарастании эмоционального напряжения, формирование состояния внутренней и внешней напряженности, являющейся психофизиологическими детерминантами активизации деятельности организма. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего из использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

  2. Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) – личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Основные факторы: измененная афферентация, резкое изменение набора раздражителей, которые действовали на психику и органы чувств человека ранее.11

Любые экстремальные или нестандартные условия являются фрустрирующими. Фрустрация есть неизбежное следствие конфликтов между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми средой (обществом, условиями деятельности и др.)

Последствия фрустрации различаются по их влиянию на личность и ее поведение, могут быть конструктивными и разрушительными. Конструктивный момент – эмоциональная напряженность, вызванная фрустрацией, активирует психическую деятельность человека на поиск выхода из конфликтной ситуации. Конструктивная сторона фрустрации носит характер успешной переадаптации. Если уровень напряжения, вызванный сценическими эмоциями, переживаемыми человеком в измененных условиях, продолжает расти и превышает индивидуальный порог толерантности к фрустрации, то в этом случае возможен деструктивный выход из ситуации. Успешная переадаптация здесь невозможна, более того, на фоне преобладания тревожных эмоций возрастает дезорганизация психической деятельности человека, истощая его психические ресурсы. Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер, когда старые привычные комплексы нервно-психических реакций уже не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие со средой, а новые комплексы еще не выработаны.

В данном случае, психическая деятельность, должна найти разрядку на высоком уровне активации, но так как ее направленность для личности будет деструктивной, то в результате произойдет инерция дезадаптивных состояний.

Деструктивные последствия фрустрации конфликта между потребностями личности и ограничениями в их удовлетворении проявляются в двух формах – агрессии и бегстве от ситуации.

Агрессивный – как бы атака на препятствие или барьер. При осознании возможной или явной опасности агрессии, она направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии. Это могут быть ярость, вспышки гнева по ничтожным поводам, недовольство всем, особенно требованиям, предъявляемым к данной личности.

Бегство от ситуации – это «уход» человека в свои переживания, обращение психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинение. Развиваются тревожные депрессивные симптомы. Этот тип людей характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир внутренних разрушений.12

  1. Этап завершающего психического напряжения – если адаптационный процесс развивается успешно. В содержании этой стадии наблюдается подготовка психи человека к возвращению старых режимов функционирования реакций и их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, волнительности.

  2. Этап острых психических реакций «выхода» — завершающая стадия, по своим функциям аналогична стадиям «выхода».

Под «выходом» подразумевается выход из экстремальных условий, в которых личность находилась некоторое время. Здесь возможны поведенческие реакции типа эйфории, «почти полной свободы».

Далее наступает реадаптация к привычной жизни (относительно), в обычную среду деятельности и обитания. 13

Таким образом, адаптация в широком смысле означает приспособление к окружающим условиям. Выделяют биологический (психофизиологический) и психический аспекты адаптации. Причем качественное своеобразие адаптационных процессов у человека состоит в их активном, личностно и социально опосредованном характере, дающем возможность произвольного контроля, в том числе ряда психофизиологических адаптационных реакций.

это что такое, понятие, термин

Возможность быстро привыкать к изменяющимся условиям жизни помогает человеку выживать, развиваться и добиваться поставленных целей. Этот навык называется адаптацией — изменением своего поведения под требования среды.

Адаптация в психологии — это психоэмоциональный и поведенческий ответ на внешний вызов. От скорости и адекватности зависит качество жизни человека.

Понятие и суть

В психологии «адаптация» — сложный многофакторный процесс, в результате которого человек привыкает к новым условиям и становится частью общества. Через него проходят все люди, в той или иной жизненной ситуации.

Первичная адаптация в детском коллективе, привыкание к социальным институтам, профессиональная адаптация — каждый этап переводит человека на новую ступень развития.

Успешное прохождение адаптации важно для улучшения качества жизни. Человек получает новые навыки, приспосабливается к новым, усложняющимся условиям. От способности быстро усвоить требования и соответствовать им зависит, как к человеку будут относиться окружающие. Будет ли он уважаемым в коллективе, будут ли прислушиваться к его мнению. Навык быстрой адаптации помогает человеку занять лидерскую позицию.

История открытия и изучения

Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.

В отечественной науке изучением адаптации занимались И.  Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.

Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.

Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.

Классификация и уровни

Адаптация происходит одновременно на 3 уровнях:

  • физиологическом;
  • социальном;
  • психологическом.

На физическом уровне человек приспосабливается к изменениям окружающей среды: климату, техногенным факторам, результатам различных видов деятельности.

Социальная адаптация — привыкание к социальной среде: учебе, работе, окружающей культуре. Приспособление может быть пассивным, когда человек просто подчиняется сложившимся условиям и не пытается выбрать более удобный вариант.

Больше возможностей предоставляет активное приспособление, при котором индивид решает, к какой именно среде он будет адаптироваться. Например, переехать в другой город, где больше шансов найти хорошие условия для профессиональной реализации.

Психологическая адаптация — важный критерий, который влияет на межличностную коммуникацию и профессиональное развитие. Человек быстро переключается между разными сферами деятельности, выбирает социальную роль, модель поведения.

Различают также уровни изменений, которые затрагивают все функционирующие системы организма: физиологические и психологические.

На физиологическом уровне активируются компенсаторные системы, которые обеспечивают адекватную реакцию организма на экстремальные условия. В первую очередь это механизм нейрогуморальной регуляции, запускающий выделение гормонов стресса надпочечниками.

Далее следует выделение нейромедиаторов («гормонов радости»), облегчающих проживание стрессового момента. После этого подключаются сердечно-сосудистая, дыхательная и выделительная система. Они отвечают за преодоление стресса.

Психологический уровень — этап перестройки психики. Человек нарабатывает новые устойчивые нервные связи (условные рефлексы или динамические стереотипы). Благодаря этим связям регулируются устойчивость, интенсивность и последовательность поведенческих реакций.

Попадая в сложную ситуацию, индивид использует набор рефлексов, чтобы правильно отреагировать на внешние изменения. В зависимости от особенностей развития психики, человек выбирает положительную или отрицательную реакцию.

Положительный ответ психики — конструктивное решение, направленное на преодоление препятствия. Отрицательные реакции — гнев, негативизм, отказ, регрессия.

Проявления и методы адаптации

Основным и самым сложным видом адаптации для человека является социальная адаптация. Это активное развитие, при котором среда влияет на человека, а человек влияет на среду. Л. Выготский называл этот процесс слиянием активной и пассивной социальной роли.

Психологическая адаптация личности к группе происходит 3 способами:

  • самоизменение, в соответствии с требованиями группы;
  • изменение отдельных характеристик группы в соответствии с личными потребностями;
  • самоизоляция с использованием методов психологической защиты, постепенное вхождение в группу.

При первом методе адаптации психологи изучают качества личности, регулирующие скорость и успешность привыкания индивида к условиям существования в группе. К таким качествам относятся физиологические (тип нервной системы) и психологические (тип темперамента).

Группа в данном случае рассматривается как фон, под который подстраивается личность. При этом на самого индивида она влияния не оказывает, он меняет свое поведение самостоятельно.

Второй подход рассматривает роль группы в процессе личностной адаптации. Решающим моментом становится изначальный настрой группы по отношению к новичку: доброжелательный, нейтральный, настороженный.

Для третьего подхода представляет интерес двусторонний процесс: взаимодействие личности и группы. Чаще на начальном этапе сближения индивид взаимодействует не со всей группой, а с одной из подгрупп, в которую входит несколько лояльных человек. Такие подгруппы формируются незадолго после образования группы, они характеризуются относительной устойчивостью.

Попадая в малую подгруппу, индивид общается, усваивает правила поведения в группе.

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Диагностика

Диагностировать расстройство адаптации у индивида можно по наличию симптомов:

  1. Астенический — быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, расстройство сна.
  2. Тревожный — повышенная возбудимость, беспричинная тревога, сонливость, тошнота, головокружение, потеря чувства безопасности.
  3. Депрессивный — преобладание упаднического настроения, снижение концентрации внимания, апатия.
  4. Поведенческие реакции — безразличие к коллективу, уход в негативные привычки, резкая смена привычного образа жизни.
  5. Неадекватные эмоциональные реакции — повышенный уровень агрессии, внезапные вспышки гнева, сменяющиеся апатией.
  6. Когнитивные реакции — снижение скорости обработки информации, интеллектуальной продуктивности.
  7. Вегетативный синдром — мышечные спазмы, резкое снижение давления, потливость, учащенное сердцебиение.

В случае тяжелого расстройства адаптации у человека наблюдается суицидальное настроение. Это не обязательно приводит к попытке самоубийства, но часто сопровождается самоповреждениями: человек наносит себе порезы.

Типы расстройств и методы их устранения

Нарушения проще заметить по неспособности индивида к адаптации в группе. Психология и психиатрия, как смежные области, используют одинаковые диагностические критерии, представленные в Международной классификации болезней:

  • снижение внимания и концентрации;
  • потеря возможности заниматься привычными делами;
  • навязчивые мысли, чрезмерная озабоченность ситуацией;
  • потеря интереса к работе и хобби;
  • отказ от социальных контактов.

В качестве средств диагностики используют тесты, интервью, психометрические исследования. По результатам больному назначают лечение. Чаще используют психотерапевтические методы и лекарственные препараты:

  1. Анксиолитики — Феназепам и его аналоги. Они снижают тревожность, нормализуют сон и пищеварение. Могут вызывать привыкание, поэтому используются осторожно, в малых дозах. При появлении побочных эффектов назначение препарата отменяют.
  2. Антидепрессанты — Флуоксетин, Пароксетин, Сертралин. Нормализуют выработку гормонов, регулируют работу нервной системы. Препарат подбирается индивидуально. При приеме лекарственного средства больной должен вести дневник наблюдений, отмечать изменения своего эмоционального состояния.

Профессиональные психотерапевтические методы лечения — гипнотерапия, аутогенные тренировки, когнитивные упражнения.

Чтобы самостоятельно повысить способности к привыканию, необходимо выбирать методики, которые повышают стрессоустойчивость и активируют компенсаторные возможности организма. Больше всего для этого подходит аутотренинг, медитация, занятия йогой. Упражнения, снимающие мышечную напряженность, влияют на жизнедеятельность, эмоциональное состояние, снижают риск развития дезадаптации.

Сенсорная адаптация: определение и примеры

Мир вокруг нас полон информации. Наш мозг должен усердно работать, чтобы обработать всю эту информацию, а также определить, какая информация наиболее важна для нас, чтобы выжить, общаться с другими или принимать решения. Один из лучших инструментов, который у нас есть для достижения этой цели, — сенсорная адаптация.

  • В этой статье мы начнем с определения сенсорной адаптации.
  • Тогда давайте рассмотрим несколько примеров сенсорной адаптации.
  • Продолжая, мы будем сравнивать сенсорную адаптацию с привыканием.
  • Затем мы рассмотрим ослабление сенсорной адаптации у людей с аутизмом.
  • В завершение мы рассмотрим преимущества и недостатки сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация Определение

Чтобы обрабатывать всю информацию о стимулах в нашем мире, наши тела имеют несколько датчиков, которые могут обрабатывать эту информацию. У нас есть пять основных чувств:

  • Запах

  • Вкус

  • Touch

  • Прицел

  • Слух

, в то время как наш мозг может обрабатывать много сенсорной информации одновременно, он не может обрабатывать все. Поэтому он использует несколько методов для выбора наиболее важной информации для обработки. Одна из этих техник называется сенсорной адаптацией.

Сенсорная адаптация — это физиологический процесс, при котором обработка неизменной или повторяющейся сенсорной информации в мозге со временем снижается.

После того, как стимул появлялся несколько раз или оставался неизменным, нервные клетки в нашем мозгу начинают срабатывать реже, пока мозг не перестанет обрабатывать эту информацию. Несколько факторов влияют на вероятность и интенсивность сенсорной адаптации. Например, сила или интенсивность стимула может повлиять на вероятность возникновения сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация к звуку тихого звонка происходит быстрее, чем к звуку громкого будильника.

Сенсорная адаптация в поле зрения. Freepik.com

Другим фактором, который может повлиять на сенсорную адаптацию, является наш прошлый опыт. В психологии это часто называют нашим набором восприятия.

Набор восприятия относится к нашему личному набору ментальных ожиданий и предположений, основанных на нашем прошлом опыте, который влияет на то, как мы слышим, ощущаем вкус, видим и чувствуем.

Перцептивный набор новорожденного очень ограничен, потому что у него не так много опыта. Они часто подолгу смотрят на вещи, которых никогда раньше не видели, например, на банан или слона. Однако по мере того, как их набор восприятия расширяется и включает этот предыдущий опыт, начинается сенсорная адаптация, и они с меньшей вероятностью будут смотреть или даже замечать банан в следующий раз, когда увидят его.

Примеры сенсорной адаптации

Сенсорная адаптация происходит у всех нас в течение всего дня, каждый день. Мы уже обсуждали один пример сенсорной адаптации к слуху. Давайте взглянем на несколько примеров сенсорной адаптации, которые вы, вероятно, испытали на других наших чувствах.

Вы когда-нибудь брали у кого-то ручку, а затем уходили, потому что забыли, что ручка была в вашей руке? Это пример сенсорной адаптации с касанием . Со временем ваш мозг привыкает к ручке в руке, и эти нервные клетки начинают срабатывать реже.

Или, может быть, вы вошли в комнату, в которой пахнет тухлой едой, но со временем вы почти не замечаете этого. Вы думали, что через какое-то время это пройдет, но когда вы выходите из комнаты и возвращаетесь, вы ощущаете запах сильнее, чем раньше. Запах не исчез, скорее, сенсорная адаптация была задействована, поскольку ваше постоянное воздействие этого запаха заставляло ваши нервные клетки срабатывать реже.

Первый кусочек заказанной вами еды был восхитительным! Вы могли попробовать так много вкусов, которые вы никогда не пробовали раньше. Однако, несмотря на то, что каждый кусочек по-прежнему вкусен, вы не замечаете всех ароматов, которые изначально заметили при первом же укусе. Это результат сенсорной адаптации, когда ваши нервные клетки адаптируются, и новые вкусы становятся все более и более знакомыми после каждого укуса.

Сенсорная адаптация происходит реже в нашей повседневной жизни для зрения , потому что наши глаза постоянно двигаются и приспосабливаются.

Сенсорная адаптация вкуса. Freepik.com

Чтобы проверить, происходит ли сенсорная адаптация для зрения, исследователи разработали способ перемещения изображения на основе движений глаз человека. Это означало, что изображение оставалось неизменным для глаза. Они обнаружили, что части изображения действительно исчезали или появлялись и исчезали у некоторых участников из-за сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация и привыкание

Еще один способ фильтрации мозгом всей сенсорной информации, которую мы получаем, — это привыкание. Привыкание очень похоже на сенсорную адаптацию в том смысле, что они оба связаны с повторным воздействием сенсорной информации.

Привыкание происходит, когда наша поведенческая реакция на повторяющийся стимул со временем ослабевает.

Привыкание — это тип обучения, который происходит путем выбора , в то время как адаптация считается a.

Просто в природе можно найти несколько примеров привыкания. Улитка быстро заползет в свою раковину, как только ее ткнет палкой в ​​первый раз. Во второй раз он уползет обратно, но не будет оставаться в своей скорлупе так долго. В конце концов, через некоторое время улитка может даже не доползти до своей раковины после того, как ее ткнули, потому что она поняла, что палочка не представляет угрозы.

Сенсорная адаптация Аутизм

Сенсорная адаптация происходит у всех нас. Однако некоторые могут быть более чувствительны к нему, чем другие. Например, у людей с аутизмом снижена сенсорная адаптация.

Аутизм Спектральное расстройство (РАС) — это мозговое или неврологическое состояние, связанное с развитием, которое влияет на социальное общение и поведение человека.

Люди с аутизмом обладают как высокой, так и низкой чувствительностью к сенсорным раздражителям. Высокая чувствительность возникает из-за того, что сенсорная адаптация не так часто происходит у людей с аутизмом. Когда сенсорная адаптация происходит реже, этот человек с большей вероятностью останется высокочувствительным к любому сенсорному входу. Сенсорная адаптация может происходить реже, потому что они не так часто, как другие, получают доступ к своему набору восприятия для обработки сенсорной информации. Как мы обсуждали ранее, наш набор восприятия может влиять на то, как быстро происходит сенсорная адаптация. Если к этому перцептивному набору обращаются не так часто, сенсорная адаптация происходит с меньшей вероятностью.

Если вы находитесь в большой толпе, сработает сенсорная адаптация, и в конце концов вы станете менее чувствительны к звуку. Тем не менее, люди с аутизмом часто испытывают трудности в большом скоплении людей из-за сниженной сенсорной адаптации.

Преимущества и недостатки сенсорной адаптации

Существует несколько преимуществ и недостатков сенсорной адаптации. Как мы упоминали ранее, сенсорная адаптация позволяет мозгу фильтровать сенсорную информацию вокруг нас. Это помогает нам экономить время, энергию и внимание, чтобы мы могли сосредоточиться на самой важной сенсорной информации.

Сенсорная адаптация слуха. Freepik.com

Благодаря сенсорной адаптации вы можете отключить звук класса в другой комнате, чтобы сосредоточиться на том, что говорит ваш учитель. Представьте, если бы вы никогда не смогли их выделить. Учиться будет крайне сложно.

Сенсорная адаптация — невероятно полезный инструмент, но он не лишен недостатков. Сенсорная адаптация не является идеальной системой. Иногда мозг может стать менее чувствительным к информации, которая в конце концов оказывается важной. Сенсорная информация возникает естественным образом, и иногда мы не можем контролировать или полностью осознавать, когда это происходит.

Сенсорная адаптация — основные выводы

  • Сенсорная адаптация — это физиологический процесс, при котором обработка неизменной или повторяющейся сенсорной информации в мозге со временем снижается.
  • Примеры сенсорной адаптации включают наши 5 чувств: вкус, обоняние, зрение, слух и обоняние.
  • Привыкание происходит, когда наша поведенческая реакция на повторяющийся стимул со временем ослабевает. Важно отметить, что привыкание — это тип обучения, который происходит по выбору, в то время как адаптация считается физиологической реакцией.
  • Сенсорная адаптация позволяет мозгу фильтровать сенсорную информацию вокруг нас. Это позволяет нам сосредоточиться на сенсорной информации, которая важна, и не позволяет нам тратить время, энергию и внимание на нерелевантные стимулы.
  • Люди с аутизмом испытывают пониженную сенсорную адаптацию из-за снижения использования своего набора восприятия.

Сенсорная адаптация

Сенсорная адаптация – это процесс, при котором происходят изменения чувствительности сенсорных рецепторов по отношению к раздражителю. Считается, что все органы чувств испытывают сенсорную адаптацию. Однако некоторые психологи-экспериментаторы говорят, что чувство боли не испытывает этого явления.

Откройте для себя еще 31 статью по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Обработка сверху вниз и снизу вверх
  2. Ощущение и восприятие
  3. Типы иллюзий
  4. Законы сходства и близости: гештальт-законы
  5. Избирательное восприятие

Зрение

С точки зрения зрения, сенсорная адаптация включает адаптацию к темноте и адаптацию к свету. Темновая адаптация относится к изменениям чувствительности рецепторов в ответ на снижение интенсивности света. Процесс темновой адаптации проявляется через три изменения в зрительной системе. Во-первых, зрачок расширяется сразу после ощущения уменьшения световых раздражителей (по интенсивности). Расширение зрачка необходимо для того, чтобы больше доступного света могло проникнуть и стимулировать сетчатку. Во-вторых, цветовые рецепторы или колбочки становятся все более чувствительными. В течение 5-10 минут при слабом освещении колбочки полностью адаптируются к темноте. Наконец, рецепторы ночного видения или палочки становятся все более чувствительными.

Как и колбочки, палочки содержат светочувствительный химикат, который больше концентрируется в условиях низкой освещенности. Палочки медленнее адаптируются к темноте по сравнению с колбочками, в течение от 20 до 30 минут. Адаптация к свету также включает изменения размера зрачка, чувствительности колбочек и чувствительности палочек.

В целом изменения противоположны темовым при адаптации. Зрачок становится меньше сразу при адаптации к свету, чтобы меньше света попадало в глаз. Колбочки, как и палочки, становятся менее чувствительными к свету. Адаптация к свету занимает всего несколько секунд и происходит быстрее, чем адаптация к темноте, из-за того, что фотоны быстро попадают в глаз при повышенной интенсивности света и разрушают излишки светочувствительных химических веществ.

Слух

С точки зрения слуха, наши уши адаптируются к громкому звуку, когда он попадает в маленькие косточки, расположенные во внутреннем ухе. Громкий звук приводит к тому, что косточки внутреннего уха сокращаются. Это сокращение вызывает уменьшение или задержку передачи звуковых колебаний во внутреннее ухо. Далее следует обнаружение вибраций. Однако этот процесс слуховой адаптации обычно не очень хорошо работает с внезапными или мгновенными громкими звуками. Примерами этих звуков являются выстрелы или взрывы.

Вкус и запах

Низкие концентрации нескольких химических веществ, присутствующих в воздухе, могут быть обнаружены сенсорными рецепторами в носу. Эти химические вещества, которые мы быстро обнаруживаем, включают те, что содержатся в парфюмерии или освежителях воздуха.

Прикосновение

Люди способны адаптироваться к горячей и холодной стимуляции за долю секунды, если стимулы не слишком экстремальные, такие как теплая ванна или холодное озеро. Однако очень горячие или очень холодные раздражители могут разрушить тактильные рецепторы, и эта интенсивная стимуляция может интерпретироваться как ощущение боли.

 

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *