ЧТО ТАКОЕ АРХЕТИПЫ И ЗАЧЕМ НАМ ЗНАТЬ О НИХ?
- Иллюстрация
- Стиль жизни
- Я мама
- Книги детские
- Писательство
- Стиль личности
- Проект -Полный порядок для мам-
- Стиль в одежде
- Личный бренд
- Монетизация
- Мотивация
- Познать себя
- Искренность
- Архетипы личности
- Реальные истории
- Дом
01. 09.2020
Рентген розы | Источник: Pinterest.com
Давно обещала серию статей про архетипы личности и связь психологии с персональным стилем #выполняю. Это большая и глубокая тема. Я постараюсь раскрыть её максимально доступно, не уходя в сложные психологические термины.
Архети́п – это некий образ, который для всех людей имеет одно и то же значение вне зависимости от культуры, географии и эпохи. Он находится глубоко в генетической памяти человека, в подсознании, и вызывает у всех людей одинаковые чувства и ощущения. И даже определённые паттерны поведения. Каждый архетип обладает своим набором ассоциаций, символов и значений.
Яркие примеры архетипов – Мать, Дорога, Герой, Смерть, Свет, Тьма, Я, Они и т.д. Они возникли ещё в древние времена и лежат на самом дне человеческого подсознания. Настолько глубоко, что мы их даже не осознаём, но узнаем всегда и везде! Например, при малейшем упоминании архетипа Матери вряд ли мы вспоминаем лес или яблоко. Мы вспоминаем женщину с ребёнком. Мать она и в Африке Мать. Логично же.
Так или иначе мы находимся под властью архетипов и часто даже не осознаем этого. Мы встречаем архетипы в мифах, сказках, снах, поведении людей, в их мотивации, развитии человеческих судеб.
В своей работе я использую теорию архетипов греческих богов и богинь. Она подробно описана в книгах психотерапевта Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине» и «Боги в каждом мужчине». В свою очередь эта теория базируется на теории Юнга про те самые древние Архетипы.
В каждом человеке бывают активны несколько богов или богинь, а остальные спят. Спящих «можно разбудить», но усыпить обратно уже нельзя. Но это только на первый взгляд. На самом деле нам нужны все архетипы богов и богинь. Но об этом в следующем посте!
Рентген ириса | Источник: Pinterest.com
Зачем же нам все эти архетипы? Пусть себе и дальше лежат в подсознании. Вот только не лежат они спокойно. Ведут себе активную жизнь, манипулируют нашим настроением, поведением и даже решения принимают за нас.
Такое «раздвоение» личности. Только личностей не двое, а множество! Получается психиатрическая картина. Такое маленькое семейство сумасшедших в нашей голове. И всё они кричат, шумят и разрывают нас изнутри.
Это хорошо показано в короткометражном фильме «Inside».
Короткометражный фильм «Inside»
Так вот, чтобы обрести счастье, нам нужно справиться со всем нашим семейством безумцев. Подружиться. Наладить контакт.
Знакомство с каждым архетипом поможет нам понять его мотивы, потребности и особенности. Потому что каждый из них обладает своей особой супер-силой. Очень нужной для нас и нашего счастья.
А чтобы внутри нас архетипы перестали враждовать, нам нужно подружить их между собой. И научиться управлять ими, давая каждому слово в подходящей ситуации. Для этого нужно их все изучить. Каждого последовательно. Кто он? Чего хочет? Что любит? Чего боится? Как предпочитает добиваться своего? Как и в чём проявляется? И кто из всей этой толпы ведущий? Кто именно стоит за нашей спиной и держит руку на нашем плече?
Архетип — Психологос
Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание.
Эти «виды действия» (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном — совокупности архетипов. Так как архетипы — бессознательны, то влияние архетипа сознанием полностью не осознается и поэтому проецируется вовне (все бессознательное проецируется, и все, что проецируется — бессознательно) и сопровождается эмоциями (аффектами, как и любая проекция).
При осознании «охваченности» архетипом — его влияние сходит на нет и ассимилируется сознанием. При неосознании архетипа его воздействие продолжается, пока не «застывает» в Персоне — очередной маске эго-сознания. Сами архетипы — суть формы, паттерны и наполняются конкретным личным содержанием только при воздействии на определенное сознание. Поэтому и говорится, что наследуются не «архетипические представления», а именно паттерны — пустые формы, сам вид, форма воздействия. Образы, в которые проецируются архетипы, называются архетипическими представлениями, архетипическими образами и т. д. — например мандала, как архетипический образ Самости.
Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, архетип как таковой — это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов.
Эго – центральный архетип в сфере сознания.
Персона – архетип, который показывает компромисс между индивидом и обществом, это маска (соответствует фрейдовскому «Сверх-Я»), которую человек надевает при встречах с другими. Маска, утверждает Юнг, есть то, что человек по сути дела не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека. Персона – внешнее выражение социальности, она дает возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой – скрыть свою истинную природу, свою индивидуальность.
«Тень» – центральный архетип в сфере бессознательного, в котором сосредоточена негативная сторона человека. «Тень» – это все низменное, примитивное, подспудно дремлющее в глубинах человеческого существа и скрывающееся за масками благопристойности.
«Анима» и «Анимус» – архетипы женского и мужского начала, содержащиеся в образах человеческого «Я» и символизирующие собой противоположный пол.
«Самость» – центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека. Под самостью он понимает и подлинный субъект, и целостную личность, и цель жизни человека.
Юнг начал разработку понятия архетипа в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий.
К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.
Упомянутые архетипы, как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый архетип может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, Мудрость, Духовность, Моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие архетипы, которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные архетипы, но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.
Storywell — Что такое архетипы?
Происхождение слова «архетип» означает «изначальный отпечаток или слепок». Архетип — это тот первоначальный образец или существенные аспекты вещи, которые определяют ее форму и природу. Думайте об архетипе как о повторяющейся модели человеческого поведения.
Карл Юнг, швейцарский психиатр 20-го века, был первым, кто привнес применение архетипов в современную психологию. Юнг заметил, что люди и жизненные ситуации отмечены первичными паттернами, отраженными в символах, образах и темах, общих для всех культур и всех времен. Мы видим архетипы как повторяющиеся образы в искусстве, литературе, мифах и снах. Мать, Отец, Дом, Незнакомец, Предательство, Гнев, Любовь — все это архетипы, выраженные в характерах, историях, образах и символах во всех культурах и во все времена, и все это универсальные переживания в человеческой жизни.
Определение того, какие архетипы влияют на нашу жизнь, может привести нас к самопознанию, самосознанию, росту и самореализации. Сознательный выбор правильного архетипа для каждой главы нашей жизненной истории может создать более полноценную и успешную жизнь, в которой мы используем наши архетипы, а не контролируем их.
Здесь, на этом веб-сайте Storywell, вы найдете научно подтвержденную оценку: индикатор архетипов Пирсона-Марра®, который измеряет архетипы и доводит их бессознательное влияние до нашего сознания.
PMAI ® Архетипические персонажи
Система архетипов PMAI представляет 12 архетипических персонажей, которые в той или иной форме можно найти в человеческих обществах по всему миру и на протяжении всей истории. Как аспекты нас самих, архетипы могут раскрывать наши самые важные желания и цели. Понимание их выражения в нашем жизненном мифе или истории помогает нам получить доступ к нереализованному потенциалу, понять логику и важность нашей жизни и усилить нашу эмпатию к архетипическим историям, которыми живут другие.
Таким образом, работа с архетипическими историями, воплощенными в вашей личности и жизненных ситуациях, порождает ощущение цели и смысла, потому что вы соприкасаетесь с универсальным, но глубоко личным аспектом своей природы. Архетип «Жизнь Творца», например, выражает ваши более глубокие мотивы и стремление к оригинальности, новаторству и блестящей проницательности, поскольку он связывает вас с универсальной человеческой историей Художника или Изобретателя, который создает то, чего раньше не существовало, сталкиваясь с препятствиями, возникающими в будущем.
сюжетная линия творчества, такая как одиночество, вызванное видением, которое другие не могут увидеть и в которое не могут поверить.Когда архетипический персонаж активен в вашей жизни, он вызывает определенный сюжет истории этого персонажа. Таким образом, активный революционер в вашей жизни замечает, интерпретирует и воздействует на факторы, указывающие на несправедливость, дисбаланс сил или устаревшие процессы, которые препятствуют прогрессу, потому что это ценности и отношения, присущие природе революционера. Активный идеалист будет замечать, интерпретировать и воздействовать на различные факторы. Даже стоя рядом с революционером в той же ситуации, идеалист склонен замечать факторы, указывающие на оптимистичные результаты, позитивные чувства и творческий потенциал.
Вот что мы имеем в виду, когда говорим, что люди живут сюжетными линиями своих архетипов. Сознательно или бессознательно, мы склонны фильтровать опыт через отношения, убеждения, ценности и мотивации одних и тех же архетипических персонажей снова и снова.
ССЫЛКА скопирована в буфер обмена
архетипы, создатель, шут, Юнг, мудрец, воин, опекун, идеалист, любовник, маг, PMAI, реалист, революционер, правитель, искатель
Что такое архетип? | Архетип: литературный журнал
Если вам интересно, что такое архетип, то эта страница для вас. Продолжайте читать, чтобы узнать, откуда взялось наше название Архетип , и его значение для процесса создания произведений искусства.
Архетип — это повторяющийся мотив, «первая» форма или установленный образец поведения .
«Архетипы, — говорит Карл Юнг, — это живая система реакций и способностей, которые невидимым образом определяют жизнь человека».
Мы наблюдаем архетипы в каждом персонаже из наших личных снов, в историях, которые мы читаем, в фильмах, которые мы смотрим, в искусстве, которым мы восхищаемся, и в коллективных мифах, которые мы разделяем.
Примеры общих архетипов персонажей включают Мать, Отца, Дитя, Тень, Персону, Волшебника, Героя и Обманщика, среди прочих. Каждый персонаж разыгрывает определенные модели поведения, к которым мы привыкли со временем.
«Архетипы, — говорит юнгианский психолог Мария-Луиза фон Франц, — это унаследованные предрасположенности, которые заставляют нас типичным образом реагировать на основные человеческие проблемы, внутренние или внешние».
Как правило, архетипы влияют на наше поведение, вызывают наши эмоции и наделяют нас смыслом.
Поведение : Архетипы — это «формы, которые принимают инстинкты». Это что-то вроде 16Personalities для души.
Эмоции : Когда вы испытываете эмоцию, это эмоция архетипа. Например, любовники страстны, садисты ненавистны, воины храбры.
Значение : Архетипы помогают нам понять наш внутренний мир и эмоциональную жизнь. Через архетипы мы можем лучше понять, кто мы и что нами движет.
Мы видим себя отраженными в образах — известных как архетипических образов — архетипов, которые нас окружают, как в мире, так и в нашем бессознательном. По сути, каждое слово или образ представляет собой архетип. Они повсюду!
Хорошо, давайте немного усложним наше второе определение: Архетип — это универсальная врожденная модель людей, поведения или личностей, которые играют роль, влияя на человеческое поведение . Это архаичная форма врожденных человеческих знаний, переданных нам от предков.
Архетипы представляют собой универсальные паттерны и образы, являющиеся частью коллективного бессознательного, части бессознательного, полученной из памяти предков и общей для всего человечества. Мы наследуем архетипы почти так же, как врожденные инстинктивные модели поведения, передаваемые из поколения в поколение.
Юнг пишет: «Человека мало интересуют объективные объяснения очевидного, но у него есть императивная потребность — или, скорее, его бессознательная психика имеет непреодолимое стремление — уподобить все внешние чувственные переживания внутренним, психическим событиям. Человеку недостаточно видеть восход и закат солнца; это внешнее наблюдение должно быть в то же время психическим событием: солнце в своем движении должно представлять судьбу бога или героя, который, в конечном счете, не обитает нигде, кроме как в душе человека». Внешние события жизни становятся «символическими выражениями внутренней, бессознательной драмы души, которая становится доступной человеческому сознанию посредством проекции».
В конечном счете, Юнг утверждает, что нет предела количеству архетипов, которые могут существовать. И хотя существование этих архетипов нельзя наблюдать напрямую, о них можно сделать вывод, взглянув на религию, сны, искусство и литературу.
Обычно выделяют три основные формы архетипов:
1.