Что такое аскетика: АСКЕТИКА | это… Что такое АСКЕТИКА?

В чём смысл православной аскетики?

К сожалению, многие православные христиане не всегда могут дать ответ на вопрос о том, чем отличается православная аскетика от аскетики в других религиях. Какова цель всех этих упражнений? Ещё сложнее определить суть православной аскетики. Надеемся, что эта статья поможет читателю разобраться в данном вопросе.

Итак, слово «аскетика» по своему происхождению древнегреческое, оно является производным от глагола ασκέω, что в переводе имеет несколько значений: это и искусно обрабатывать грубый материал, и украшать, обустраивать своё жилище, а также развивать телесные и душевные силы, готовиться, упражняться.

Ещё в античности в Греции называли аскетами спортсменов-атлетов, которые готовились к Олимпийским соревнованиям и подвергали себя определённым ограничениям. Аскетами в переносном смысле называли людей, которые упражнялись в добродетели. Поэтому уже в древней Греции и закрепилось за ними наименование аскетов. Они вели достаточно строгий образ жизни, воздерживаясь от многих удовольствий, и тренировали свою волю через различные телесные упражнения.

Позже христианство заимствовало этот термин из языка древних философов, но оставило за ним значение определенного вида деятельности. Поэтому уже в первые века христианства аскетами называли людей, проводивших жизнь в посте и молитве.

Самым первым христианским аскетом был, конечно же, Сам Господь Иисус Христос. Его жизнь, учение и заповеди стали высокой, но уже конкретной целью всех последующих христианских подвижников. Цель достижения совершенства перестала быть абстрактной. Целью и смыслом аскетического делания теперь стало единение человека с Богом. Безусловно, одними человеческими усилиями невозможно достичь такой высокой цели, для этого необходима и благодать Святого Духа, ответные действия Господа.

Позднее аскетикой стала называться разработанная система телесных и духовных упражнений, которые ставили своей целью духовное преображение человека. Аскетика даже стала христианской наукой, которая смогла собрать и совместить все предыдущие значения, заложенные ранее в это древнегреческое слово.

В православии аскетикой называется раздел богословия, который изучает процесс возрождения, исцеления и восстановления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества. Также аскетику можно назвать наукой о христианском подвижничестве. Собственно же христианское подвижничество называется аскетизмом.

Но аскетика не является некой абстрактной наукой, поскольку дает знания, востребованные в реальной практической деятельности христианина. Её источником является живой святоотеческий духовный опыт. И, прежде всего, аскетика опирается на знания, переданные Церкви христианскими подвижниками (аскетами), которые уже опытно прошли более или менее длительный путь духовного возрождения и преображения. В каждом регионе аскетическая жизнь подвижников имела свои особенности. Многие из этих практик зафиксированы в аскетической литературе, но есть и те, которые передаются устно, в рамках духовных традиций, бережно сохраняемых в монастырях.

К аскетическим упражнениям можно отнести посты, молитвы, бдения, поклоны, труды, милостыни, чтение книг Священного Писания и святых отцов, перевод древних текстов, переписывание наставлений святых отцов, ношение вериг, столпничество, отсечение своей воли, нестяжание, безмолвие, богомыслие, уединение, затвор, пение церковных песнопений, и другие.

В целом, смысл аскезы заключается в разумном отказе от второстепенных вещей ради достижения главной цели. И как для атлета наградой является лавровый венок, так для истинного христианина наградой будет венец спасения. Христианская аскеза направлена не на уничтожение, а на восстановление и внутренней свободы человека, и первоначальной цельности духовно-телесной сущности человека. Аскетизм в христианстве не противопоставляет духу плоть (в отличие от других религий), а приводит их в состояние гармонии: дух господствует над плотью.

Сами по себе аскетические подвиги не являются целью, а лишь средством для борьбы за эту нетленную награду.

Христианский идеал заключается не в том, чтобы как-то унизить плоть, но в том, чтобы её освободить и очистить от последствий грехопадения — страстности и превозношения против духа.

Автор Сарра Биллер

В чем на самом деле смысл аскезы и почему она нужна не только монахам?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Православная аскетика — богословская дисциплина о том, что такое грех и как с ним бороться, — под духовным совершенствованием понимает внутреннюю работу, направленную на избавление от страстей и спасение души. «Но мы же не аскеты, — скажут те, у кого понятие «аскетика» вызывает ассоциации с древними подвижниками, отшельниками и суровыми монахами, — мы же в миру живем!» И будут неправы.

Слово аскетика имеет греческое происхождение и является однокоренным с глаголом «аскео», что значит «обрабатывать грубый материал, упражняться». В Древней Греции аскетами часто называли спортсменов, проводивших время в физических тренировках и придерживавшихся строгого, воздержанного образа жизни. Христианство, взяв на вооружение античную терминологию, обогатило понятие аскетизма новыми духовными смыслами. В итоге слово аскет в христианской культуре стало обозначать человека, который, подобно спортсмену, тренирующему тело, усердно работает над укреплением воли, развитием сил души, изменением и преображением своего внутреннего мира.

При этом он трудится не один. Духовные усилия человека получают поддержку от Бога, Который помогает Своей Божественной благодатью тем, кто стремится к Нему.

Наступило время Великого поста. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Несколько раз в неделю на сайте foma.ru вас ждут вдохновляющие материалы к посту: учение Церкви о посте и покаянии, опыт святых и личный опыт современников, практические советы и разговор со священниками.

Аскеза (в переводе с греческого — упражнение), таким образом, неразрывно связана с духовной жизнью христианина, независимо от того, монах он или живет в миру. Каждый христианин призван стать аскетом — духовным атлетом, ежедневно упражняющимся в добродетелях и борьбе со страстями, стремящимся к духовному совершенствованию. При этом аскеза сама по себе не цель, а средство. Цель — это спасение души, которое достигается через стяжание любви к Богу и ближнему. Именно на этих заповедях возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:37, 39), по слову Иисуса Христа, утверждается весь закон и пророки (Мф 22:40). Но чтобы их исполнить, необходимо избавиться от страстей. Ведь если человек служит своим страстям, его сердце закрыто для любви к людям и Богу.

Что же такое страсти и откуда они берутся? В святоотеческой литературе встречается мнение, что страсти вырастают из естественных потребностей человека, которые в результате злоупотребления приобретают извращенный характер. Так потребность в еде может трансформироваться в чревоугодие, стремление к продолжению рода — в блуд, движения души, возмущенной несправедливостью, нередко перерастают в гнев, разумная бережливость оборачивается сребролюбием, скорбь — унынием, целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении целей провоцируют гордость и тщеславие. Так что в качестве одного из профилактических рецептов против страстей можно порекомендовать обычную умеренность и ответственность в удовлетворении естественных потребностей, а также внимательное отношение к эмоциональной сфере нашей жизни.

Если же какая-то страсть прочно укоренилась в душе и поработила ее, имеет смысл обратиться к аскетическим трудам святых подвижников Церкви, советы и рекомендации которых основаны на личном многолетнем опыте и богословских знаниях.

В православной аскетике существуют глубокие теоретические построения, которые представляют страсти в их взаимосвязи, и содержатся практически рекомендации, каким образом, в какой последовательности и какими методами с ними бороться. И конечно, главным орудием в борьбе со страстями выступает покаяние, которое состоит в изменении нашего образа мыслей и действий. Оно начинается с того, что человек адекватно осознает свое печальное духовное состояние и начинает, по слову святого Петра Дамаскина, видеть свои грехи «бесчисленными, как песок морской». Его продолжением становится ненависть к коренящейся в нас страсти, когда мы ополчаемся против нее, начинаем видеть в ней врага и бороться с ней: «отделив от себя беспокоящую нас страсть и сознав ее врагом своим, начните воевать против ее, перебирая одно оружие за другим, пока она не убежит или не спрячется от вас», — советует святитель Феофан Затворник. Наконец, неотъемлемая и очень важная часть покаяния — исповедь, в которой грешник после искреннего раскаяния получает содействием Божественной благодати не только разрешение от грехов, но и силы для ведения духовной жизни.

Духовное совершенствование — обязательная составляющая жизни христианина. Оно требует от человека немалых трудов, которые будут сторицей вознаграждены. Его результатом становится спасение души, состояние, о котором, перефразируя пророка Исаию, писал апостол Павел: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).


Аскетизм: в чем его преимущества?

 

Аскетизм – духовное путешествие человека, отключившегося от мирских дел. Но могут ли аскеты действительно изолировать себя от физического мира, в котором они живут? Беспокоятся ли они о мировых новостях и событиях во внешнем мире? Если да, то как они сочетают аскетизм и мирские заботы?

 

В этой статье мы постараемся простыми словами ответить, что такое аскетизм и как решение отпустить материальные аспекты своей жизни влияет на человека в современном мире.

 

Что такое аскетизм?
Аскетизм и радость жизни, Фрэнк Бухсер, 1865 г. , через Artvee.com

 

Аскетизм в философии есть практика отказа от физических или психологических желаний и соблюдение строгого воздержания от различных удовольствий как меры личной и духовной дисциплины. Это жесткий контроль над разумом, телом и чувствами, вызванный желанием уйти от переизбытка потребления.

 

Аскетизм всегда был неотъемлемой частью христианской духовности. Слово «аскетизм» происходит от греческого слова «аскесис», что означает «упражнение» или «тренировка». Этот термин применяется к некоторым практикам стоиков, киников и восточных религий, включая буддизм.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Аскетические практики используются для многих целей. Например, многие религиозные традиции поощряют добровольный отказ от привычных благословений в периодическое или определенное время в религиозном календаре, обычно для очищения души человека или подготовки к значимому ритуальному событию.

 

Пожалуй, нет ни одной религии в мире, которая обходилась бы без аскетических практик. Значение аскетизма в укреплении воли людей и углублении духовных сил было частью многих философских и религиозных движений на протяжении всей истории.

 

Например, немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр отстаивал тип аскетизма, направленный на уничтожение воли к жизни. Его соотечественник и более ранний современник, философ Иммануил Кант, придерживался морального аскетизма для развития добродетели.

 

Основные виды аскезы
Диоген, Жан-Леон Жером, 1860 г., через Художественный музей Уолтерса

 

Аскетизм можно разделить на два вида:

 

  • Естественный аскетизм – образ жизни, при котором материальные аспекты сводятся к предельной простоте и минимуму, но без увечий и суровых аскез, от которых страдает человеческое тело.
  • Неестественный аскетизм – практика, предполагающая причинение себе боли, например, сон на гвоздях или членовредительство.

 

Аскетизм также включает в себя развитие нравственных качеств, требующих самоограничения и дисциплины, таких как терпение и снисходительность. Он рассматривается как важная составляющая духовного роста, включающая в себя широкий спектр практик, направленных на выявление пороков и взращивание добродетели.

 

Как проявляется аскетизм в обычной жизни?
Бодхисатта-аскет Готама с группой из пяти, автор неизвестен, 2006 г., через WikiMedia

 

Раньше отказ от мирских вещей был связан только с монахами-отшельниками, которые добровольно лишали себя всех материальных благ и удовольствий. Суть аскетизма в его классическом понимании сводится к возвеличиванию целомудрия и жизни, полной лишений и отвержений, а также отказу от любых удовольствий.

 

Когда-то аскетизм был процветающей практикой. Монашеский закон управлял церковными народами с поразительной строгостью, и даже миряне подвергались сложному миру праздников и постов. Но с началом эпохи Реформации в обществе популярность аскетизма снизилась.

 

Однако полагать, что Реформация навсегда похоронила аскетический образ жизни, было бы ошибкой. На самом деле можно утверждать, что добровольный отказ от удовольствий процветает невиданными прежде способами.

 

Аскетические инстинкты превратились в светские аналоги с упадком религиозных верований и практик. Пища для души перестала быть актуальной, а на смену ей пришла направленность на тело. Стремление служить высшим силам стремительно убывает. Вместо этого есть желание искать материалистические средства спасения через строгий контроль над телом.

 

Аскетизм никуда не делся. Для многих людей современные формы дисциплины сосредоточены на таких вещах, как поддержание формы, в том числе строгие тренировки или посещение тренажерного зала, а также контроль над диетой. Остальная часть этой статьи будет посвящена различным формам аскетизма, как он проявляется в современном мире.

 

Чистое питание
Сыроедение, Клео Стракуцца, через Medium.com

 

Чистое питание обычно определяется как практика отказа от рафинированного сахара и обработанных пищевых продуктов. Приверженцы этой набирающей популярность диеты отдают предпочтение цельным продуктам, желательно фермерским и органическим, и отказываются от фаст-фуда и фаст-фуда, полуфабрикатов, консервов, промышленных сладостей и выпечки и даже соков из упаковки. Стараются готовить дома, знать точный состав блюд и едят только свежеприготовленную пищу.

 

Еще одним ответвлением чистого питания является сыроедение. При этом все продукты употребляются без термической обработки, основу такого рациона составляют овощи, фрукты, зелень и орехи.

 

Однако врачи советуют осторожно подходить к подобным изменениям в питании. Подвижники должны тщательно планировать меню, чтобы покрыть все потребности организма в питательных веществах, витаминах и минералах, и регулярно сдавать анализы на дефицит.

 

Медиааскетизм и цифровой детокс
Цифровой детокс, Code Ninja, через Medium.com

 

Медиааскетизм — это попытка контролировать поток информации, которую мы потребляем через цифровые каналы. Люди могут полностью отказаться от социальных сетей или ограничить время, проводимое в них. Медиааскетизм также включает в себя фильтрацию новостей и выработку личных правил потребления новостей.

 

Например, некоторые новости можно читать только утром или слушать их по радио, пока идешь домой.

 

Еще одна практика, подпадающая под определение «цифровой детоксикации», — это отказ от гаджетов и отказ от выхода в интернет только в течение ограниченного времени. Такой «цифровой детокс» можно устроить, когда случилась эмоциональная перегрузка или совместить с отпуском, чтобы не тратить время на социальные сети и общение в комментариях во время путешествия.

 

Можно регулярно тренироваться отключать интернет. Например, многие избегают читать сообщения за пару часов до сна, не заходят в соцсети по выходным.

 

Или наоборот, некоторые решили не отвлекаться на социальные сети в течение рабочей недели, но предпочли участвовать в социальных сетях по выходным.

 

Социальный аскетизм
Рыбак у Лаиты, Поль Серюзье, 1890 г., через Артура

 

Социальный аскетизм в некоторой степени связан с медиааскетизмом, поскольку современное общение часто происходит в Интернете. Суть в том, чтобы фильтровать социальные связи и пересматривать круги общения, удаляя ненужных людей — например, тех, кого вы считаете идеологически несовместимыми, или просто тех, чье общество уже не так приятно, как раньше.

 

Исходя из логики социального аскетизма, не следует принимать все приглашения, и лучше избегать встреч с токсичными родственниками. Это нормально — не обедать с коллегами каждый день. Качество общения важнее количества.

 

Модный аскетизм
Мода (Мода) Отто Фридра. Карл Лендеке, 1912 год, через Музей Метрополитена.

 

Массовый рынок сделал моду более доступной, чем когда-либо. Каждые пару месяцев бренды выпускают новые коллекции, побуждая публику покупать новые вещи. Кроме того, доступные цены и физическая доступность (много магазинов во всех крупных городах) позволяют людям невероятно быстро обновлять свой гардероб.

 

Но «быстрая мода» ведет к производству некачественных вещей. Такая одежда быстро приходит в негодность и должна быть выброшена – и обычно попадает на свалку – и должна быть заменена новой одеждой; цикл продолжается.

 

Ежегодно магазины продают около 80 миллиардов единиц одежды. Каждый предмет надевается в среднем всего семь раз. В Китае этот показатель еще ниже, где одну вещь кладут в среднем три раза и выбрасывают. В то же время одежда плохо поддается вторичной переработке и в основном отправляется на свалки или мусоросжигательные заводы. Неудивительно, что некоторые люди предпочитают избегать этого типа демонстративного потребления и воздерживаются от покупок быстрой моды и участия в мимолетных онлайн-трендах.

 

Известные современные аскеты
Стив Джобс, Джастин Салливан, через The New Yorker

 

Одним из самых известных аскетов нашего времени был сооснователь Apple Стив Джобс. Его деловой образ вошел в историю: черная водолазка от Исси Мияке, синие джинсы Levi’s и кроссовки New Balance. По сути, это была его униформа, подходящая для любого дня и любых обстоятельств.

 

У Джобса было много одинаковых водолазок, сделанных на заказ. Готовый комплект не давал ему отвлекаться на ежедневный выбор одежды и со временем даже стал фирменным стилем Джобса.

 

Коллеги также отметили минималистичный интерьер дома Джобса и осторожные потребительские привычки. Например, Джобс не купил дорогое пальто, когда в Нью-Йорке шел дождь, только потому, что в Калифорнии, где он жил, оно ему было не нужно.

 

Основатель ИКЕА Ингвар Кампрад назвал растрату ресурсов «смертным грехом». Он стремился к рациональности и экономии не только в бизнесе, но и в личной жизни.

 

Помимо покупок на блошиных рынках, Кампрад пользовался дешевыми стрижками, когда посещал развивающиеся страны. Он также летал эконом-классом и водил одну и ту же машину около 20 лет.

 

Итак, каковы преимущества аскетизма?
Святой Иероним в пустыне, Давид Тенирс Младший, 1640-1645 гг., via Städel Museum

 

На сегодняшний день существует тысяча способов почувствовать себя комфортно с помощью материальных и «приземленных» вещей: съесть лакомство, полистать соцсети, посмотреть фильм, купить обновки или поиграть в компьютерную игру.

 

Ни в одном из этих действий нет ничего плохого. Однако если люди постоянно делают это, чтобы чувствовать себя лучше, они могут стать рабами собственных желаний. Они втягиваются в форму зависимости, ища материальные удобства каждый раз, когда им грустно или плохо. Это может огорчить, поскольку потребление не решает более глубоких проблем.

 

На этом фоне становится ясно, что разумная доля аскетизма может помочь человеку обрести надлежащую власть над собой. Минимализм в еде, разумное потребление, размеренный образ жизни – все это может быть проявлением аскетизма.

 

Конечно, такой минималистский образ жизни не может принести пользу экономике, основанной исключительно на товарно-денежных отношениях. Тем не менее, это, безусловно, имеет большой смысл как с личной, так и с экологической точки зрения.

Экстремальный аскетизм: джайны, которые морят себя голодом

Вы сидите на скамейке в парке, наслаждаетесь солнцем на своем лице и наблюдаете, как две птицы танцуют в листве. Ваше дыхание глубокое и медленное, ваш ум неподвижен и спокоен. Вы полностью умиротворены, потеряны в квази-мистическом пиковом опыте. Затем ваш телефон гудит. Бездумно, после многих лет обусловленности, вы достигаете того, чтобы увидеть, что происходит. Это ваше новостное приложение, информирующее вас о новом обновлении. Вы вырваны из этого момента, и жизнь рушится. Глядя на свой телефон, думаешь (не в первый раз): а почему бы мне просто не избавиться от этой проклятой штуки?

Если вы верите в мудрость тысячелетий большинства известных культур мира, вы правы, потому что «аскетизм» — почти универсальная черта человечества.

Отрицайте себя и примите Единое

Слово «аскет» когда-то использовалось в Древней Греции для обозначения спортсменов, которые усердно, интенсивно и даже одержимо тренировались для какого-то вида спорта. Олимпийских спортсменов, которые тренировались от восхода до заката, чтобы стать лучшими в мире, называли аскетами.

Тем не менее, эта идея погони за мирской славой и победой далека от большинства аскетических традиций в истории. Аскетизм стал означать веру в то, что атрибуты жизни — роскошь, похоть, зависть, жадность и т. д. — мешают осмысленному человеческому опыту. Оно часто встречается в религиозных традициях, где грех, искушение или желание мешают нам созерцать истинную, духовную реальность. Христиане, индуисты и буддисты, например, единодушно видят в материальном мире эфемерное отвлечение от Бога, Единого или Мокши.

Аскетизм тоже имеет светские корни. В Древней Греции стоики придавали большое значение контролированию своих реакций на окружающий мир, а аскетизм — великая тренировка ума. Циники тоже видели в роскоши и «цивилизации» унижение естественного, более чистого человеческого духа. Сегодня аскетизм может проявляться как эстетическая тенденция, как это видно в минимализме, или это может быть политическая позиция, как «выживальщики», живущие вне сети в штате Мэн.

Но самые требовательные формы аскезы обычно связаны с религией. Многие религии требуют, чтобы мы отказались от мирского и избавились от привязанности к тривиальным и преходящим вещам. С одной стороны, это может быть просто периодическое ритуальное голодание или отказ от еще одного пива. В крайнем случае это может означать безбрачие, бичевание (избиение себя кнутом) или, как в джайнизме, смерть от голода, известную как «саллекхана».

Облегчение души с помощью джайнизма

Джайнизм во многом разделяет верования с буддизмом и индуизмом, но, возможно, представляет собой более строгую интерпретацию их различных доктрин. Джайны верят в реинкарнацию, когда мы перерождаемся в новое тело или форму жизни в зависимости от наших хороших или плохих поступков в этой жизни. Когда мы делаем зло (включая злые мысли), наши души отягощены кармой. Для джайнов нет «хорошей и плохой кармы» — всякая карма плоха, поскольку приковывает нас к материальному миру. И там, где карма рассматривается как процесс или система в индуизме или буддизме, джайны верят, что это буквальная атомарная субстанция, которая связывает душу на Земле. Таким образом, чем больше наша душа отягощена кармой, тем больше вероятность того, что мы перевоплотимся в меньшее существо.

Худший из всех грехов джайнов — источник большей части кармы — проявляется в насилии. Конечно, это означает насилие по отношению к другим людям, но также включает насилие по отношению к любой форме жизни вообще. Те, кто ссорятся и ссорятся, получают карму, но и мясоеды тоже. Одним интересным моментом в джайнизме является всеобъемлющий характер его благоговения перед жизнью. Почти все мыслимые формы жизни обладают «дживой» (или душой) — люди, собаки, утки, деревья, корнеплоды и даже микробы. Джайны нередко бывают строгими фрукторианцами, которые едят только фрукты, упавшие с дерева естественным путем. Вырвать даже пастернак из земли было бы равносильно насилию.

Аскетизм путем ухода из жизни

Конечно, доведенный до логического завершения, для джайнов почти невозможно жить, не причиняя вреда какой-либо живой дживе. Дыхание убивает микробы, питье наносит вред бактериям, еда переваривает формы жизни, и даже ходьба может нанести вред насекомым или траве. У многих аскетов-джайнов на самом деле есть специальная метла из перьев, которую они метут перед собой, чтобы избежать случайного наступания.

Некоторые джайны принимают «обет саллехана», в котором аскет лишает себя еды и воды до тех пор, пока его тело не отключится и он не умрет. Обычно это делается постепенно в течение многих лет, например, съедая на одно зернышко риса меньше или выпивая на один глоток воды меньше каждый день. Идея состоит в том, что, удаляясь таким образом от мира, вы сознательно стремитесь облегчить душу. Это своего рода уборка в конце жизни (духовная версия шведского), когда вы отдаете свое материальное имущество, прощаетесь со своими близкими и должны извиниться перед каждым человеком, которого вы когда-либо обидели.

Надежда состоит в том, что с очищенной и просветленной душой и уходом из материального мира вы подготовитесь к перевоплощению в высшее существо, такое как монах или монахиня.

Не называйте это самоубийством

Джайны очень чувствительны к тому, что саллехану называют самоубийством — не в последнюю очередь потому, что по этому поводу в Верховном суде Индии продолжается рассмотрение апелляции. Для джайнов самоубийство — это эмоциональный, изменчивый и опрометчивый поступок душевнобольного. Саллекхана — это то, что вы выбираете после многих месяцев созерцания, обсуждения и медитации. И, рассматриваемый как достойный выбор конца жизни (обычно пожилыми людьми, которые считают свою жизнь полноценной), трудно увидеть в этом проблему в рамках системы верований джайнов.

Но саллехана не всегда так безобидна и однозначна. Например, как рассказывает доктор Уитни Браун, в одном случае речь шла о 21-летней монахине по имени Кирин, которая решила совершить саллехану. Кирин утверждала, что слышала голоса «духа своей любви из прошлой жизни», и это привело к тому, что она регулярно проявляла насилие. Она кричала, рвала на себе волосы и проявляла агрессию по отношению к другим. Поскольку своим насилием она неизбежно собирала карму, она решила, что уйдет из этой жизни и надеется перевоплотиться в более благоприятное тело. Ее саллехана была быстрой и шокирующей: ей потребовалось всего 54 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *