Чувства | Мир Психологии
ЧУВСТВА
Чувства (англ. sentiments) — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом.
Например, Чувства любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т.д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) Эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность). Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно Эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др.
же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важнейшие характеристики его личности.Чувства исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т.п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В.К. Вилюнас)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач,
Чувства направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развитие человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководился; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности.
Чувства человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные Эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников.
Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т.п. Такие ситуативные Эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними Эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см.
В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в к-рой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека — Направленность личности. Чувства, получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называют страстями.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Чувство — форма эмоциональных отношений и переживаний, носящих предметный характер и имеющих относительную устойчивость. Чувство связано с представлением об определенных людях, предметах и явлениях. Оно может не совпадать с сиюминутной эмоциональной реакцией на них, так как имеет более устойчивый, стабильный характер.
- Чувство двухмерно пространственное
— син.: Дермолексия. Поверяется путем выяснения способности больного определять характер элементарных геометрических фигур (круг, крест, треугольник и т. п.), цифр или букв, которые обследующий вычерчивает тупым предметом (спичка, карандаш и т.п.) на коже пациента. - Чувство дискриминации – способность больного воспринимать несколько (обычно два) одновременно наносимых раздражения тела. Проверять его можно с помощью циркуля Вебера, состоящего из двух заканчивающихся иглами браншей, которые можно раздвигать или сближать по градуированной линейке. В норме способность к дискриминации различна на разных участках тела и варьирует в пределах от 1 мм (на языке) до 6–7 см (на коже спины, плеча или бедра).
- Чувство массы — син.: Барестезия. Способность больного дифференцировать массу различных предметов. При проверке его целесообразно пользоваться идентичными по размеру и форме предметами, имеющими разный вес. В норме заметным оказывается изменение веса на 1/40. Для определения чувства массы могут быть применены гирьки разного веса с равными площадями опоры и объемом или барестезиометр.
- Чувство мышечно суставное — син. : Кинестезия. Чувство позы. Чувство положения. Ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, обусловленное импульсами, поступающими в центральную нервную систему от периферических проприорецепторов. Чувство неполноценности (в психиатрии). Переживание психическим больным своей физической, моральной или интеллектуальной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценных идей, депрессии, бреда.
- Чувство позы — см. Чувство мышечно суставное.
- Чувство положения — см. Чувство мышечно суставное.
- Чувство пространственное — разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять местоположение источника раздражения в пространстве.
- Чувство трехмерно пространственное — син.: стереогноз. Для его определения в руку закрывшего глаза пациента с сохранным восприятием элементарных ощущений вкладывается тот или иной знакомый ему предмет (монета, канцелярская скрепка, ключ, английская булавка и т. п.), при этом ему предлагается ощупать предмет и назвать его. Расстройство стереогноза – астереогноз, или нарушение трехмерно пространственного чувства.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Чувство — особенно трудно выделить точные модели использования этого термина, так как даже к специальным примешиваются популярные коннотации.
- В общем смысле «чувство» относится к переживанию, ощущению или наличию осознанного процесса. Более конкретные значения:
- Сенсорное впечатление, в связи с которым упоминаются такие чувства, как тепло или боль.
- Эмоциональные состояния, такие как чувство благополучия, чувство депрессии, чувство желания и т.д.
- Одно из измерений Эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы, такие как Вундтовские три измерения чувства.
- Вера, как при смутном чувстве относительно чего-то, не подтверждающегося каким-либо реальным свидетельством.
Трудность, связанная с этим термином, состоит в том, что его использование почти всегда метафорично, и так или иначе все мы, кажется, совершенно убеждены, что знаем, что мы имеем в виду, когда употребляем его. Более подробно о терминологии в этой области психологии см. эмоция и следующие статьи, особенно теории эмоций.
предметная область термина
ЧУВСТВО: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (амбивалентность чувств)
- Несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту; противоречивое отношение субъекта к объекту — одновременная направленность на один и тот же объект противоположных чувств. Комплекс состояний эмоциональных, связанных с двойственностью отношений — с одновременным принятием и отвержением. Например, в ревности объединены чувства любви и ненависти. Одна из отличительных черт невротиков. Обычно обусловлена тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость). Ее особый случай-противоречие между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (например, обида, если эмоционально положительно оцениваемые личностью люди проявят к ней невнимательность).
- В учении Э. Блейера — понятие для характеризации поведения шизофреников, в коем взаимно противоречивые отношения и реакции сменяются немотивированно быстро.
- Согласно З. Фрейду, амбивалентность чувств до определенных пределов вполне нормальна, но высокая степень ее несомненно свидетельствует о невротизме.
ОСТАВШЕГОСЯ В ЖИВЫХ, ЧУВСТВО ВИНЫ — глубокое чувство вины, часто испытываемое теми, кто пережил некоторую катастрофу, отнявшую жизни многих других. Впервые это было отмечено и впоследствии изучалось у тех, кто пережил Холокост во время второй мировой войны, впоследствии это наблюдалось и при других обстоятельствах, включая войны, голод, землетрясения, пожары и т.д. Отчасти это чувство вины, испытываемое теми, кто выжил, происходит из ощущения, что они, так или иначе, не сделали все, чтобы спасти других, которые погибли; отчасти оно возникает из-за ощущения, что они менее достойны, чем те, кто умерли.
ЧУВСТВО ВИНЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — согласно З. Фрейду — неосознаваемое переживание некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее препятствие к выздоровлению.
ЧУВСТВО СТЫДА – аффективное проявление, сопровождающееся замешательством, смущением, беспокойством и являющееся защитой от непристойных желаний, аморальных побуждений, асоциальных форм поведения. Чувство стыда рассматривалось З. Фрейдом в связи обсуждением типических сновидений, в частности сновидений о наготе. В работе «Толкование сновидений» (1900) он отмечал, что сновидец может видеть себя разгуливающим среди других людей, будучи голым или плохо одетым, без всякого сопутствующего чувства стыда. Однако типичными являются такие Сновидения, когда субъект ощущает стыд и смущение, но не может изменить неприятной ситуации. «Речь идет главным образом о неприятном ощущении стыда, о том, что субъект хочет скрыть свою наготу, но не может». Причем типичным является то, что люди, которых стыдится спящий, всегда чужие, и они или не замечают наго-875 ты, неопрятности, или делают безразличные физиономии, или носят торжественные маски. Такое противоречие между чувством стыда у спящего и безразличием окружающих людей часто проявляется в сновидении.
По мнению З. Фрейда, морализирующая тенденция подобных сновидений обнаруживает смутное сознание того, что в скрытом содержании Сновидения речь идет о недозволенных желаниях, подвергшихся вытеснению. Анализ невротиков показывает, что в основе таких сновидений лежит воспоминание раннего детства. Ребенок не стыдится своей наготы, и даже у детей старшего возраста можно наблюдать, что раздевание не вызывает у них чувства стыда. По мнению З. Фрейда, дети часто обнаруживают эксгибиционистские наклонности. «Это детство, лишенное чувства стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь самый рай не что иное, как массовая фантазия о детстве человека. Поэтому-то в раю люди и ходят обнаженными и не стыдятся друг друга до того момента, когда в них пробуждается страх быть изгнанными из рая, – начинается половая жизнь и обычная работа».
В современной психоаналитической литературе нет единой точки зрения на Понимание чувства стыда. Одни психоаналитики рассматривают чувство стыда через призму страха человека, возникающего у него в результате реального или возможного осуждения со стороны окружающих его людей за скрытые эксгибиционистские желания или непристойные бессознательные фантазии. Другие – соотносят его с механизмом защиты Я. Третьи – трактуют стыд как аффективную реакцию на внутренние запреты Сверх-Я или расхождения с его идеалами.
ЧУВСТВО ЮМОРА [от англ. humour — нрав, настроение] — способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать. Несмотря на то, что и в философии, и в эстетике проблематика комического и смешного имеет крайне пролонгированную историю изучения, несмотря на то, что в этих рамках существуют многообразные подходы к пониманию природы комического и смешного, многочисленные описания различных способов и приемов, порождающих смех и стимулирующих проявление чувства юмора, в современной психологической науке единой, целостной и при этом общепринятой теории юмора, позволяющей научно обоснованно определить и описать собственно психологическую природу и психологические основания юмора, до сих пор не существует. В то же время, если обратиться к специальной литературе по проблеме комического и смешного, то, как считают специалисты-психологи, можно достаточно четко выделить, как минимум, две основные социальные функции юмора: «1. юмор как средство борьбы и сопротивления излишнему контролю. Данная функция юмора наиболее отчетливо прослеживается на примере исследований, посвященных изучению неофициального политического юмора и анекдотов, функционировавших в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах Восточной Европы… Исследования “смеховой культуры” обществ прошлого также акцентируют внимание на революционном, взрывном характере смеха, на функции протеста, на смехе как носителе “антикультуры”, противопоставленной официальной строго регламентированной культуре средневекового общества… 2. юмор выполняет функцию контроля над членами группы для поддержания групповой солидарности… Данная функция юмора заключается в установлении и поддержании границ группы: разграничении одной группы от другой и связывании членов одной группы друг с другом… Все шутки о «других» подкрепляют чувство собственной идентичности внутри группы. юмор контролирует поведение тех, кто не похож на нас, порождая и поддерживая стереотипы, достигая одновременно интеграции группы и ее отделения от других» (Е. А. Копылкова).
Исследовательские разработки в области психологии юмора, несмотря на их многочисленность, в конечном счете, в теоретико-содержательном плане могут быть сведены к двум основным категориям: исследования, выполненные в рамках аффективного подхода, и исследования, выполненные в логике когнитивной схемы. В этом плане базовой концептуальной платформой работ «аффективного направления» служит психоаналитическая традиция, согласно которой диссонанс между существующим и давлеющим над личностью рядом желаний и потребностей и невозможностью удовлетворить их в связи с их неприемлемостью для социума разряжается, в том числе, и с помощью юмора и смеха, снижающих избыточное психическое напряжение, повышенную тревогу, «зашкаливающую» агрессивность.
Что касается когнитивного подхода к рассмотрению психологии юмора, то здесь он выступает, прежде всего, как «восприятие несоответствия в игровом контексте, которое может сопровождаться улыбкой и смехом» (McGhee, Shultz и др.). Чувство юмора в качестве одного из непреложных условий предполагает, что по отношению к какому-либо социальному объекту юмора личность, демонстрируя видение его отрицательных свойств и даже преподнося их в гротескной форме, откровенно их утрируя, сохраняет если не дружелюбие, то, во всяком случае, не выражает разрушающую, ранящую другую личность агрессию. Помимо этого, носитель подлинного чувства юмора не может не иметь некоего нравственного стержня, не может не опираться на нравственные идеалы, так как в противном случае шутки и остроты перерождаются в циничные оскорбления, пошлые высказывания, унизительные издевки. Как правило, отсутствие чувства юмора напрямую корреспондирует с эмоциональной ущербностью личности, с невысоким уровнем ее интеллектуального развития, с недостаточной креативностью и избыточной ригидностью. Кроме того, если конкретная личность внешне вполне адекватно реагирует на шутку, объектом которой стал кто-то другой, и при этом категорически не способна, что называется, смеяться над самой собой, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что данный человек имеет очевидные проблемы с самооценкой и, скорее всего, достаточно дезадаптивен. Особое внимание чувству юмора уделяется в современных теориях лидерства. Так, например, авторы концепции эмоционального интеллекта (см. «Лидерство»), убеждены, что «…умелое использование юмора всегда отличает эффективного лидера».
Данное утверждение базируется на результатах целого ряда прикладных исследований. В рамках одного из них «…проводился анализ собеседований при приеме на работу на руководящие должности. В ходе изучения фиксировалось, как часто во время беседы каждый кандидат заставлял своего интервьюера смеяться. Затем в течение двух лет ученые следили за карьерой этих людей, чтобы узнать, кто из них сумел выйти на новые рубежи. Выяснилось, что лидерам, добившимся впоследствии феноменальных успехов, удалось заставить интервьюера посмеяться над какой-либо шуткой в два раза чаще, чем посредственным руководителям. (Успех лидеров определялся по двум критериям: они должны были принадлежать к первой трети самых высокооплачиваемых сотрудников компании по размерам премиальных, увязанных с финансовыми показателями работы, и иметь отличные отзывы минимум 90% своих коллег и начальства.)
Исследователи также провели беседы с рядом руководителей высшего уровня из США и других стран, причем почти половина из них были или исполнительными, или генеральными директорами компаний. Разговор велся на предмет взлетов и падений в их карьере. В ходе интервью выдающиеся лидеры использовали в три раза больше шутливых комментариев — примерно по одному каждые четыре минуты — чем руководители среднего уровня. Таким образом, самые эффективные лидеры используют юмор более свободно; они не боятся пускать его в ход даже в напряженной ситуации и подавать людям позитивный сигнал, который меняет эмоциональный тон взаимодействия. При этом лидер может говорить о таких сухих и серьезных вещах, как пункты контракта или показатели бизнес-плана, — главное, что доброе расположение духа, которое создается смехом, поддерживает благожелательные отношения лидера с окружающими» 1. В целом, с точки зрения Д. Гоулмана и его коллег, адекватное Чувство юмора лидера является не просто одним из факторов, повышающих эффективность его взаимодействия с группой, но необходимым условием, без которого полноценная коллективная деятельность и достижение действительно значимых результатов попросту невозможны. Как показали исследования роли юмора в контексте командной работы, «…уместная шутка и смех стимулируют творчество, открывают пути для общения, упрочивают чувство единения и доверия и, конечно же, делают работу более приятной. … Хорошее настроение оказывается особенно важным, когда речь идет о командной работе. Способность лидера вселить в сотрудников энтузиазм, создать настроение единения может определить профессиональный успех команды» 2. В свете сказанного вполне очевидно, что Чувство юмора как лидера, так и других членов группы непосредственно влияет на такую важнейшую характеристику системы межличностных отношений, как социально-психологический климат. Вряд ли требует специального доказательства тот факт, что удачная шутка и здоровый смех, в том числе и в эмоционально сложных ситуациях, задают позитивный тон взаимодействия и, в конечном счете, способствуют формированию благоприятного социально-психологического климата в группе.
Более того, в современной психологической науке сложилось представление о том, что смех представляет собой не просто внешнее проявление позитивных эмоций, но особую самостоятельную систему невербальной коммуникации, сформировавшуюся в процессе филогенеза как средство установления партнерских отношений в социальном взаимодействии. Именно этим объясняется особая «заразительность» смеха: «слыша смех, мы невольно начинаем улыбаться или смеяться, чем вызываем спонтанную цепную реакцию, которая завладевает всей группой. Веселье распространяется столь быстро потому, что в мозге у нас имеются участки, специально предназначенные для распознавания улыбок и смеха, они-то и вызывают ответную реакцию. Результатом такого взаимодействия является положительное эмоциональное “заражение”».
Аналогично, из всех эмоциональных сигналов самым заразительным является улыбка: она обладает почти неограниченной властью, заставляя людей улыбаться в ответ. Она обладает столь сильным действием из-за той благотворной роли, которую сыграла в эволюции. Улыбка и смех, как полагают ученые, возникли как невербальный способ укрепления союзов — сигнал того, что человек расслаблен и дружелюбен, а не насторожен и враждебен. … В неврологическом смысле смех быстрее всего создает контакт между людьми, так как способен мгновенно соединять лимбические системы.
Эта непосредственная, непроизвольная реакция, как говорит один из исследователей, затрагивает «самую прямую из всех возможных коммуникаций между людьми: когда наш интеллект пассивен, а мозг общается напрямую с другим мозгом и происходит то, что можно назвать “лимбическим сцеплением”. В таком случае неудивительно, что люди, которые наслаждаются обществом друг друга, легко и часто смеются, а те, кто друг другу не доверяет, испытывают неприязнь или расходятся во мнениях, вместе смеются мало, а то и вовсе никогда. Следовательно, в любой рабочей обстановке звук смеха характеризует эмоциональный градус группы, т. е. дает надежный знак того, что сердца людей увлечены так же, как и их разум. Кроме того, смех коллег редко звучит в ответ на специально отпускаемые шутки, тем более избитые: исследование 1200 эпизодов смеха в ходе социального взаимодействия показало, что смех почти всегда является дружественным откликом на такие обыденные реплики, как “какая приятная встреча”, а не реакцией на “уморительные шутки”» 1. Последнее замечание существенно важно с точки зрения целенаправленного использования юмора как средства воздействия на аудиторию.
Из него следует, что положительный эффект обусловливается прежде всего не оригинальностью и изяществом остроты и даже не искренностью и способностью к самоиронии ее автора, а точностью и уместностью шутки относительно конкретного социально-психологического контекста. Не случайно авторы концепции эмоционального интеллекта, говоря об использовании юмора организационными лидерами, отмечают: «Чтобы плодотворно использовать возможности юмора, вовсе не обязательно иметь в запасе богатый комический репертуар или обладать талантом юмориста.
То, что в обычных обстоятельствах может показаться довольно глупым замечанием, в напряженный момент может стать мощным эмоциональным толчком, если эти слова вызовут смех или хотя бы улыбку»2. Примером, подтверждающим справедливость данной точки зрения, может служить случай, имевший место в одной из московских школ. Молодая учительница — выпускница педагогического ВУЗа с весьма эффектной внешностью, начав свой первый урок в одном из старших классов, писала на доске тему и в этот момент услышала довольно громкий «комплимент» в свой адрес — «Вот это формы!» Вместо того, чтобы притвориться слабослышащей или начать выяснять, «кто это сказал», как, вероятно, поступили бы на ее месте многие «опытные» учительницы, девушка обернулась и небрежно бросила «У меня, между прочим, и глаза очень даже ничего!» Вне контекста происходящего данная фраза, адресованная подросткам, может показаться не просто пустой, но и пошловатой.
Однако в конкретной ситуации такая реакция молодого педагога оказалась исключительно точной и эффективной, позволившей создать позитивную эмоциональную атмосферу и реально положившей начало открытым и при этом безусловно уважительным отношениям с учащимися. Здесь не случайно использован этот пример из реальной педагогической практики. Всем, кто по роду своей деятельности сталкивается с подростковыми группами, будь то учитель, социальный педагог или школьный психолог, хорошо известно, что вступая во взаимодействие со взрослым человеком, подростки не только высоко ценят наличие у последнего чувства юмора, но и, на первых порах, нередко откровенно провоцируют его (что и имело место в приведенном примере), тем самым проверяя способность взрослого реагировать на вызов, не впадая в ступор или агрессивный аффект.
По сути дела, таким образом тестируется зрелость эго взрослого человека, и в зависимости от результатов данного теста ему предоставляется или не предоставляется кредит доверия. В данной логике Чувство юмора вполне правомерно рассматривать как своего рода эффективную и социально одобряемую форму психологической защиты и средства психологической защищенности. Практика показывает, что педагоги, лишенные чувства юмора или неспособные использовать его во взаимодействии с подростками, не только не могут установить полноценные партнерские отношения с ученической группой, но и неизбежно воспринимаются значительной ее частью в логике «насильник — жертва». В первом случае учитель становится угрозой, от которой следует максимально дистанцироваться психологически, а если возможно, то и физически. Во втором случае он превращается в объект пренебрежения, а нередко и откровенных издевательств.
Понятно, что и то, и другое фактически несовместимо со сколько-нибудь эффективной образовательной деятельностью. Еще раз подчеркнем, что хотя данные процессы наиболее отчетливо проявляются во взаимоотношениях «взрослый-подросток», в силу специфики подростковой среды, все сказанное совершенно справедливо в гораздо более широком социальном контексте. Практический социальный психолог в рамках своей профессиональной деятельности может и должен, с одной стороны, использовать юмор как средство снятия различных ситуаций межличностной напряженности в условиях выполнения групповой задачи, а с другой — учитывать, что целый ряд его подопечных может не обладать чувством юмора и вполне способен воспринимать неудачную шутку как глубокое оскорбление, как доказательство того, что их в группе не ценят и не уважают.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
что это такое и как оно влияет на людей
Чувство принадлежности — одна из самых удивительных вещей, которые мы можем испытать как люди: будучи социальными существами, которыми мы являемся, мы часто получаем поддержку, вдохновение всякий раз, когда нас окружают люди, которых мы любим. Это чувство желания, товарищества и братства является частью нашей человеческой генетики. Тысячи лет назад люди знали, что если они хотят выжить, они должны жить племенами. А поскольку люди естественным образом созданы для племенной жизни, нельзя отрицать, что мы можем быть в своем самом счастливом и наиболее удовлетворенном состоянии, когда являемся частью племени.
Что такое чувство принадлежности?
Это чувство представляет собой фундаментальную потребность человека, существенное измерение для структурирования собственной идентичности, которая одновременно является индивидуальной, а также социальной. В самом деле, для нас было бы немыслимо описать нашу идентичность, не закрепив ее в многочисленных группах, к которым мы принадлежим.
Когда человек чувствует себя принадлежащим к социальной группе, в нем происходит когнитивный и мотивационный процесс, получивший название идентификации. Этот процесс приводит к восприятию себя как члена, последовательно к аффективным аспектам принадлежности, и, наконец, человек выводит оценку себя как положительную или отрицательную из оценки всей группы.
Функции и важность чувства принадлежности
Чувство принадлежности выполняет три основные функции:
- Создание сплоченности. Оно обогащает внутреннюю жизнь группы и в определенной степени порождает ее, поскольку нормы, ценности, а также культура создают формы идентификации, полезные для распознавания отдельными людьми в действиях самой группы и функциональные для ее развития.
- Пределы по отношению к другим группам. Чувство принадлежности, создавая чувства и узы внутренней сплоченности, очерчивает границы, отделяющие группу от окружающей среды и других социальных групп.
- Регулирует отношения с внешним миром. Внутренней жизни группы соответствуют не менее важные отношения с внешним. Действительно, социальное сравнение, то есть сравнение характеристик своей группы с другими, является прямым источником формирования идентичности.
Значение чувства принадлежности в системной психологии
Согласно структурно-системному подходу, переживание человеческой идентичности основано на двух элементах: чувстве принадлежности и чувстве идентификации. Лаборатория, в которой эти ингредиенты смешиваются и распределяются — это семья или кто-либо, кто их заменяет. Семья считается первой матрицей идентичности, чувство принадлежности формируется с адаптацией ребенка к семейным группам и с присвоением им транзакционных моделей семейной структуры, которые в различных жизненных ситуациях имеют тенденцию воспроизводиться как схемы отношений.
По сей день теория Минучина немного схематична: чувство принадлежности — это то, что заставляет ребенка (взрослого) чувствовать себя в безопасности, хотя оно построено на основе первичного аффективного эталонного ядра, оно также повторяется в различных значимых контекстах в котором ребенок будет жить. Оно тогда становится основной потребностью, которую любой человек пытается преодолеть, чтобы иметь сейсмическую основу и ту теплоту, которая дает уверенность в возможности двигаться, выражать себя.
Концепция чувства принадлежности в социальной психологии
Используя теорию социальной идентичности, Тайфел и Тернер (1978, 1981) точно определили социальную идентичность как часть самооценки, которая проистекает из осознания принадлежности к социальной группе, а также связанных с ней ценностей и эмоционального значения. По словам Тайфела, в действительности, независимо от того, насколько богатым, сложным является образ, который люди имеют о себе, некоторые его аспекты отождествляются с принадлежностью к определенным группам или социальным категориям, приписывая социальные коннотации, которыми они обладают.
Чувство принадлежности играет особую роль в формировании и поддержании концепции идентичности на разных уровнях. С одной стороны, группа обеспечивает ориентир для оценки на индивидуальном уровне и для выбора значимых других с межличностной точки зрения. С другой стороны, она играет важную роль в определении идентичности, которое происходит из сравнения характеристик, общих для ее членов, других групп, что представляет собой самую суть теории социальной идентичности.
Записывайтесь на консультацию к психологам центра «Доверие» по телефону +7 (985) 096-44-51.
ДЕТСКИЕ КРИЗИСЫ: КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОГО
Как правило, происходит в первые 4 — 6 недель. Длится не более 2 месяцев. СУТЬ В этот период формируется базовое . ..
Читать далее…
Нарушение координации движения (атаксия): причины, симптомы
Когда у человека отсутствует координация, наблюдается нарушение движения, но при этом нет мышечной слабости, речь идет об атаксии — заболевании …
Читать далее…
Психическая травма: понятие, как формируется, последствия
Под психической травмой подразумевают глубокие переживания, связанные с сильным стрессом, негативными (травмирующими) событиями в жизни человека, с которыми он не …
Читать далее…
Как найти общий язык с ребёнком?
Как правильно разрешить конфликты, возникающие между самыми близкими людьми?⠀«Почему ты меня не слушаешься?» «Зачем ты так себя ведёшь?» «Как долго …
Читать далее…
Как преодолеть чувство обиды
В первые годы жизни формируются основные черты характера человека. Чувство обиды играет в этом процессе очень важную роль. Как появляется …
Читать далее…
Как бороться с ревностью: полезные советы
Как бороться с ревностью– серьезный вопрос, возникающий у молодых пар, супругов со стажем. Чувство может возникать с поводом, без него. …
Читать далее…
«Как изменить свою жизнь в лучшую сторону?» История из практики
Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался этим вопросом. Иногда бывают моменты в жизни, когда что-то менять нужно …
Читать далее…
Песочная терапия
Дети редко задумываются о том, что скрывает игра, когда строят из песка замки и форты, прокладывают дорожки или строят дворцы. …
Читать далее…
Зачем человеку эмоции? //Психологическая газета
Эмоции – это часть нашей жизни, отказываясь от них, мы обделяем себя. Что влияет на нашу эмоциональную жизнь? В чем ценность эмоциональных переживаний? Эти и другие вопросы мы обсудили с профессором Альфридом Лэнгле, автором экзистенциально-аналитической теории эмоций, которая представлена в его монографии «Что движет человеком?»
Вся наша жизнь сопровождается эмоциями — мы удивляемся, радуемся, тревожимся, грустим. Кто-то привык проявлять свои эмоции, кто-то склонен держать их под контролем, но главное что мы способны их переживать. Невозможно почувствовать настоящую радость без ощущения радости, осознать потерю близкого человека без боли утраты. Через свои эмоции мы проживаем жизнь и если с ними что-то не так, мы теряем способность быть в этом мире по-настоящему.
— Что же такое эмоции и почему они так важны для человека?
— Эмоции – это чувства, внутренние движения, в которых мы переживаем поток нашей жизни. Чувства дают нам понять, каковы на самом деле наши отношения с жизнью, они связывают нас с бытием. Переживая красивый закат или вкусный обед, мы чувствуем приятные эмоции, показывающие, что мы находимся в хороших отношениях с жизнью. Напротив, страдая от утраты или от болезни, у нас возникают негативные эмоции или аффекты, свидетельствующие, что мы в плохих отношениях со своим бытием.
— А в чем заключается разница между эмоциями и аффектами?
— Терминология не является общепринятой в психологии. В экзистенциальном анализе мы разводим их следующим образом, аффект вызван конкретным опытом, конкретным переживанием, а эмоции приходят изнутри. Например, гнев или агрессия, возникают из-за какого-то внешнего стимула, так захватывающий фильм вызывает аффекты, а мое внутреннее спокойствие – это эмоция, которая приходит из моей собственной души, как радость или любовь. В то же время, эротические чувства являются аффектами, и хорошо, когда аффекты и эмоции встречаются, когда мы любим кого-то и одновременно испытываем эротические чувства к этому человеку.
— Являются ли аффекты и эмоции врожденными?
— Сама способность испытывать аффекты или эмоции является врожденной, это как способность говорить. Но мы учимся говорить только в рамках определенной культуры, точно также мы учимся эмоциям в той среде, в которой живем, и наши приобретенные навыки накладываются на эту врожденную способность.
— Возможно ли контролировать свои эмоции?
— Да, конечно. Но нам нужно дифференцированно к этому подходить, так как под контролем находится далеко не все. Мы не можем контролировать саму эмоцию, когда она уже возникла и заранее предугадать ее характер. Но мы можем контролировать то, как мы с ней обходимся, по крайне мере, этому можно научиться. Ребенок не владеет этой способностью, но в процессе развития он приобретает необходимые навыки обхождения с эмоциями. Но, все же, мы не можем контролировать какое именно чувство, возникнет в той или иной ситуации. И в некоторых случаях эмоции могут быть очень беспокоящими. Например, я иду на вечеринку и ожидаю каких-то приятных эмоций, но вместо этого, сижу там и чувствую себя одиноким, неполноценным, непривлекательным. Я не могу по собственному желанию изменить вектор своих эмоций, они свободны и возникают сами по себе. Но в моих силах контролировать, как я с ними обхожусь, я могу либо не обращать на них внимание, либо позволять им происходить.
— Эмоции – это наши друзья или враги?
— Эмоции как наши глаза. Глаза – это наши друзья или враги? Иногда глазам приходится видеть вещи, которые нам не нравятся. И в таких случаях мы можем сказать, что они – наши враги. В другой раз наши глаза видят приятные вещи и тогда они являются нашими друзьями. Но в действительности глаза и не друзья, и не враги, они нейтральны. Так и наши эмоции имеют нейтральный характер. Эмоции – это форма восприятия. А способность воспринимать необходима нам так же, как способность видеть. И нам хуже живется без глаз или без эмоций.
— Что происходит с человеком, когда он блокирует свои эмоции?
— Этот человек чувствует себя отделенным от жизни. Такая жизнь утрачивает глубину и перестает быть наполненной. Хотя в утрате эмоций есть и свое преимущество, без них человек меньше страдает. То, что причиняет боль перестает беспокоить, человек уже этого не чувствует. И это является главной причиной, по которой люди утрачивают свои эмоции. Они защищаются от переживаний, которые ранят их настолько сильно, что это становится невыносимым. И поэтому, они автоматически исцеляют себя, блокируя собственные эмоции.
— Получается, что человек перестает «быть». Блокирование эмоций связано с психологической смертью человека?
— Иногда это выглядит именно так, но во многих случаях, люди, отказавшись от своих эмоций, могут быть вполне социально успешными. Но с их внутренней жизнью все обстоит иначе, они больше не могут полноценно быть в отношениях с собой и с другими. Они становятся холодными, а для партнера это выглядит так, как будто человек эмоционально умер. Это типичная ситуация, при которой возникают психосоматические расстройства, потому что человек утрачивает чувствительность к собственному психологическому и соматическому состоянию. В некоторых случаях это приводит к перегрузке, слишком большому стрессу, который и вызывает подобные симптомы.
— В чем заключается разница между эмоциями и чувствами?
— Мы используем слово чувства, как более общий термин, который включает в себя эмоции и аффекты.
— Некоторые люди очень жизнерадостные, некоторые сдержанные. Существует ли понятие эмоциональной нормы?
— С позиции экзистенциальной психологии, нормальная эмоциональная жизнь – это такая жизнь, которая соответствует мне. При этом у человека есть ощущение собственной свободы, по отношению к своим эмоциям и он чувствует, что они адекватны его реальному состоянию. В противоположном случае, мы говорим о болезненности эмоциональных проявлений. Например, когда человек находится в кругу друзей и все вокруг смеются, но ему грустно, так как происходящее напоминает ему какой-то неприятный эпизод из детства. В этой ситуации человек не открыт реальности и не может пережить то, что в действительности происходит вокруг, он фиксируется на своих эмоциях. При здоровой же эмоциональной жизни человек позволяет эмоциям свободно течь в соответствии с реальностью.
— Как, на ваш взгляд, эмоции связаны с интуицией?
— Интуиция – это тоже своего рода эмоция, благодаря которой в сознании возникают некоторые содержания. В настоящее время интуицию часто называют эмоциональным интеллектом.
— Можно ли полагаться на эмоции при принятии своих решений? И какую роль в этом играет интуиция?
— Все зависит от того, как человек хочет жить. Если он хочет проживать полноценную жизнь, то очень важно доверять своим эмоциям при принятии решений. Если человек предпочитает жить как робот, для того, чтобы функционировать, то эмоции будут ему только мешать. С экзистенциальной точки зрения, правильнее полагаться на эмоции, принимая решения, потому что мы рассматриваем их, как одну из способностей восприятия. У нас есть не только пять чувств и интеллект для восприятия каких-то содержаний, мы также располагаем эмоциями для переживания действительности. Точно так же, как через глаза мы чувствуем электромагнитные волны, через эмоции мы обнаруживаем качество реальности. Например, взаимоотношения могут быть теплыми или холодными, и эти качества отражаются в эмоциях. Включение эмоций расширяет наши возможности, мы больше узнаем о реальности благодаря нашим чувствам, в отличие от ситуации, в которой мы опираемся только на мышление. Поэтому ориентироваться на эмоции при принятии решений просто жизненно необходимо. Более того, деятельность, которая является результатом таких решений приносит больше удовлетворения.
Что касается интуиции, то это особого рода чувство, которое дает информацию о чем-то, чего еще нет. Это восприятие чего-то не существующего, но возможного, это предвосхищение реальности и эмоциональный взгляд на развитие ситуации, которая наиболее вероятна. Поэтому, если мы учитываем нашу интуицию при принятии решений, они становятся более адекватными реальности. Я знаю многих умных и влиятельных людей, которые занимаются экономикой, это и финансовые аналитики, и директора банков, и брокеры. Они признаются, что часто опираются на свою интуицию при принятии решений, и примерно в 4 из 5 случаев она их не подводит. Когда же решение принимается на основании рациональных выводов — в 3 из 5 случаев оно оказывается неверным.
— Обычно эмоции сопровождаются мимикой и жестами. Почему же нам бывает трудно понять другого человека?
— Иногда может быть трудно понять других людей, но во многих случаях это совсем не сложно. Мы понимаем когда человек жестами говорит нам «да» или «нет». Если человек машет рукой, то другой понимает, что его зовут подойти ближе. Эти простые жесты являются общими практически для всех. Но в некоторых странах они очень специфичны и могут вызывать непонимание у людей из других культур. Например, в Персии, когда хозяин жестом предлагает гостям съесть еще что-нибудь и европейский гость это легко принимает, то тем самым он обижает хозяина. Гость должен отказаться три раза, иначе у хозяина возникает чувство, что гость использует его. Он начинает думать, что к нему пришли не столько для того, чтобы пообщаться, а сколько для того, чтобы поесть. Точно также, когда я протягиваю русской женщине руку для рукопожатия, этот жест ей кажется странным. В тоже время, если я не протягиваю руку, то как австриец чувствую, что веду себя невежливо.
— Почему важно понимать состояние другого человека?
— Когда я понимаю состояние другого, его грусть или радость, то это позволяет мне быть ближе к нему. И если другой человек чувствует тепло от того, что его понимают, то это очень ему помогает, поддерживает его, дает ему силы и углубляет взаимоотношения. Без понимания эмоционального состояния другого взаимоотношения становятся затрудненными, слабыми и запутанными.
— Могут ли эмоции быть опасными для здоровья?
— Я бы не согласился с тем, что эмоции могут быть опасными для здоровья. Но способы, которыми мы обходимся с нашими эмоциями, могут быть опасными, как например, непринятие человеком своих эмоций. Я уже говорил, сама по себе эмоция – это всего лишь форма восприятия, а восприятие в свою очередь, является связью с реальностью. Как может восприятие быть опасным, если оно соответствует реальности? Напротив, если мы не способны воспринимать реальность, это гораздо хуже, потому что мир воздействует на нас вне зависимости от того воспринимаем мы его или нет. Поэтому, я бы сказал, что эмоции никогда не угрожают нашему здоровью и только неправильное обхождение с ними может быть опасным, что, к сожалению, происходит довольно часто. В результате у нас может возникнуть депрессия или тревога, которая является свидетельством того, что мы находимся в плохих отношениях с реальностью. Так называемые, патологические чувства в действительности являются сигналами о том, что что-то в нашей жизни находится под угрозой, что нам не следует продолжать жить также, как мы жили до этого.
— Всегда ли мы можем удержать эмоции под контролем? Почему иногда говорят о слишком эмоциональном человеке, что он вышел из себя?
— Да, мы действительно можем оказаться в ситуации, когда утрачиваем контроль над нашими эмоциями или аффектами. В эволюционном смысле это имеет позитивное значение, потому что часто эмоции оказываются более спасительными для нашей жизни, чем мышление и контролируемое поведение. Во всех ситуациях, когда мы сталкиваемся со слишком мощным стрессом, мы очень медленно приходим к результату, если опираемся только на рациональные выводы. Необходимо провести слишком большую работу по обработке информации, чтобы прийти к представлению о том, какое поведение будет в данной ситуации адекватным. Во всех подобных случаях срабатывает защитная система нашей психики и у нас возникают защитные реакции. Тогда, источником нашего поведения в этих ситуациях являются эмоции или аффекты, которые мы не контролируем. Или другой пример, я встречаю давнего знакомого на улице и в этой ситуации мне не хочется контролировать свои чувства, я хочу испытывать радость и воодушевление. Если бы все свое поведение мы могли бы контролировать, то наша жизнь была бы стерильной и бесплодной. Но конечно, умение жить, состоит и в том, чтобы грамотно обходиться с эмоциями. Необходимо научиться тому, чтобы у человека всегда было маленькое пространство согласиться или не согласиться с теми чувствами, которые он испытывает, так чтобы жить в соответствии с ними. Например, когда я вижу своего друга на улице, я ощущаю чувство радости и даю свое внутренне согласие на то, что происходит. Я говорю: «О, это очень сильное чувство, я удивлен, но готов с удовольствием пережить его, я даю этому чувству право быть». Но в других ситуациях, когда меня переполняют какие-то агрессивные реакции, я также могу использовать эту крохотную возможность принять решение относительно моих чувств и спросить себя — согласен ли я с этой агрессией или нет. Мастерство состоит в том, чтобы прожить эмоцию с внутренним согласием, или, в тех случаях, когда внутреннего согласия нет — удержать ее.
— А как, на ваш взгляд, переживание ценностей связано с эмоциональной жизнью человека?
— Мы принимаем ценности как раз посредством своих эмоций. В экзистенциальном подходе ценности рассматриваются, как то, что вызывает у человека положительные эмоции. То, что вызывает негативные чувства не является ценностью. Но почему переживание ценностей связано с эмоциями? Потому что ценности – это то, чем питается жизнь, а эмоция представляет собой восприятие качества той или иной вещи, идеи, реальности. Таким образом, эмоция говорит мне обладает ли необходимым качеством тот или иной объект, чтобы служить питанием для моей жизни.
Завершая наше интервью, мне бы хотелось дать короткое определение эмоций. С экзистенциальной точки зрения, эмоции – это органы восприятия того, что является важным для человеческого бытия.
Альфрид ЛЭНГЛЕ – д-р медицины и философии, психотерапевт, глава школы экзистенциального анализа и логотерапии, президент интернациональнго общества логотерапии и экзистенциального анализа.
Беседовала экзистенциальный психолог Галина Тимонова
Что такое чувства: самые захватывающие факты о наших эмоциональных состояниях
Чувство — это переживание эмоции. В то время как термин «чувство» может использоваться для описания чисто физических ощущений, таких как прикосновение или боль, в контексте этой статьи мы будем говорить о чувствах как о психологическом феномене, таком как влюбленность по уши или просто ощущение, что крутой чувак.
Чувства важны, потому что они во многом определяют весь наш жизненный опыт. Именно наши чувства определяют, счастливы мы или грустны, довольны или разочарованы. Нет недостатка в примерах людей, у которых, кажется, есть все, но они чувствуют себя несчастными, неудовлетворенными и подавленными. С другой стороны, есть те, кто бросает вызов всем преградам и ведет счастливую и полноценную жизнь, несмотря на очевидные недостатки, такие как крайняя бедность или физическая инвалидность.
Наши чувства побуждают нас что-то делать:
- тренировки, чтобы чувствовать себя привлекательными,
- учиться, чтобы чувствовать себя умным и/или принятым,
- прилагает все усилия, чтобы компенсировать наши реальные или воображаемые недостатки, чтобы чувствовать себя достойным романтическим партнером.
Некоторые люди жертвуют деньги не из заботы о менее удачливых, а чтобы чувствовать себя лучше .
Многие из нас покупают продукты не потому, что они нам действительно нужны, а потому, что они помогают нам чувствовать себя лучше, или мы на это надеемся. Чувствовать себя красивым, стильным, богатым, роскошным, крутым — вот лишь несколько примеров.
Несмотря на интеллектуальное понимание того, что вещи идеально чисты, люди с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) продолжают стирать, потому что по какой-то причине вещи не чувствуют себя чистыми.
Консультирование и психотерапия в значительной степени связаны с пониманием чувств клиента и возможностью действовать исходя из этого, обычно путем выяснения способа изменить эти чувства.
Если мы сможем понять, как изменить негативные чувства и заменить их позитивными, мы сможем изменить свой жизненный опыт, и для этого не потребуется никаких других радикальных изменений. Измени свои чувства, измени свою жизнь!
Наше отношение к миру сильно зависит от нашего прошлого опыта. В этом смысле наши чувства — это наше восприятие вещей или событий. Средний возраст, молодые и старые, у всех нас был разный жизненный опыт; мы можем происходить из разных культур; некоторые из нас обладают знаниями и опытом, которых нет у других — вполне естественно, что мы по-разному реагируем на одни и те же события. Каждый из нас смотрит через фильтр собственного восприятия и чувствует соответственно.
Чувства и эмоции
Есть несколько веб-сайтов, которые предполагают, что чувства и эмоции разные, или нет, ОЧЕНЬ разных вещей, и что знание этой разницы имеет решающее значение для вашего успеха и самосовершенствования. Одни считают, что эмоции предшествуют чувствам, другие считают наоборот. Одни говорят, что чувства — физические, а эмоции — ментальные, другие уверены, что все наоборот.
Забудь. Не существует единого мнения о разнице между чувствами и эмоциями, а если оно и есть, то вполне нормально использовать эти два термина взаимозаменяемо, потому что большинство людей так и делают. Согласно Психологическому словарю АПА, чувство — это сознательное субъективное переживание эмоции , и мы будем придерживаться этого. В контексте этой статьи чувства и эмоции, безусловно, одно и то же.
Если вы получили в школе задание найти разницу между чувствами и эмоциями, то эта статья, вероятно, не то, что вам нужно. Если, с другой стороны, вас интересуют человеческие чувства (и эмоции) и то, как все это работает, читайте дальше!
Связь между мыслями и чувствами
Если вы когда-либо читали хотя бы одну книгу по самосовершенствованию, в ней, вероятно, говорилось, что для того, чтобы улучшить свою жизнь и достичь своих целей, вам необходимо изменить образ своего мышления. Наркоманы самопомощи знают, что, по сути, все книги по самопомощи учат этому одному принципу, который через какое-то время делает эти книги скучными. Однако во многом этот совет верен. Наши мысли оказывают глубокое влияние на наши чувства; наши чувства влияют на то, как мы себя ведем; и наше поведение отвечает за наши результаты.
Что делает вас таким, какой вы есть? Пройди ЭТОТ ТЕСТ, чтобы определить свой тип личности.
Наши мысли и чувства являются важной частью нашего жизненного опыта. Например, если вам грустно, и мысли, и чувства являются частью переживания грусти. Хорошая новость заключается в том, что и мысли, и чувства можно подвергнуть сомнению на предмет их точности и, если окажется, что они ошибочны, намеренно заменить их чем-то более полезным.
Чувства, гормоны и химические вещества мозга
Все было бы так просто, если бы нужно было просто думать правильно или если бы мы всегда могли заставить себя думать так, как нам нужно. Иногда мы просто не можем. На самом деле так бывает очень часто. Вот почему, несмотря на то, что вы знаете все секреты, вы все еще боретесь, вместо того, чтобы жить жизнью своей мечты. Наше здоровье, наши гормоны и, в частности, химические вещества нашего мозга, оказывают огромное влияние на то, как мы себя чувствуем! Вот некоторые из них:
- тестостерон,
- эстроген,
- прогестерон,
- норадреналин,
- адреналин,
- серотонин,
- дофамин,
- ГАМК,
- окситоцин (гормон любви!)
Внутреннее чувство
Концепция чувств и эмоций завораживает сама по себе, но одной из самых интересных ее частей является феномен внутреннего ощущения. Внутреннее чувство бессознательно, иррационально и интуитивно. Оно может быть как положительным, так и отрицательным: вы можете чувствовать, что можете доверять кому-то, даже не зная его, или вы можете чувствовать опасность, когда, рационально говоря, нет причин бояться. Самое странное, что иногда наша интуиция на самом деле верна.
Было предпринято много попыток объяснить интуицию или внутреннее чувство. Некоторые предполагают, что это можно объяснить нашим предыдущим опытом: чем больше у вас было похожего опыта в определенной области, тем надежнее ваше внутреннее чувство или интуиция в отношении этой области. Как будто все ваши знания и опыт внезапно проявляются без каких-либо усилий с вашей стороны. Вам кажется, что вы что-то знаете, но сами не можете объяснить, откуда вы это знаете. Это, конечно, имеет смысл. Сказав это, вы, вероятно, можете вспомнить время, когда ваша правильная интуиция не может быть объяснена предыдущим опытом.
Шесть основных эмоций
Пол Экман, американский психолог, известен своими исследованиями эмоций. Он пришел к выводу, что существует шесть основных эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление. Он обнаружил, что эти эмоции были даже у членов изолированных племен, а это значит, что мы не узнаем об этом из средств массовой информации, что, вероятно, не вызывает удивления.
Другое исследование показало, что, когда испытуемые напрягали свои лицевые мышцы для выражения лица, которое соответствовало основным эмоциям (например, счастью или отвращению), они сообщали о соответствующих чувствах. Это приводит нас к выводу, что улыбка не только невероятно привлекательна, но и может сделать вас счастливее!
Кредит на изображение шести основных эмоций
Верхний источник изображения: Kstudio, Freepik
Психология рекламы > Магистр наук в области прикладной психологии > USC Дана и Дэвид Дорнсайф Колледж литературы, искусств и наук
Мы сталкиваемся с таким количеством рекламы, как рекламодателям и маркетологам удается выделить свою рекламу?
Количество рекламы, которую мы видим
В 1970-х годах люди видели около 500 рекламных объявлений в день. В настоящее время люди видят около 5000 объявлений в день. Каждый год в Интернете показывается 5,3 триллиона медийных объявлений. В среднем дети ежегодно видят 20 000 тридцатисекундных рекламных роликов. Взрослые видят в среднем 2 миллиона из них ежегодно.
Рекламщики и маркетологи знают, что люди с готовностью реагируют, когда находят что-то приятное, примечательное или интересное. Они используют это, чтобы сделать свои бренды популярными. Они ориентируют рекламные кампании на основе этого. Это может быть интересный образ, музыка, история или сам бренд, который бросается в глаза человеку. Хорошая рекламная фирма сможет идентифицировать вирусный контент и использовать его в своей рекламе.
Эмоции превыше рационального содержания
Реклама направлена как на размышления, так и на чувства. Однако чувства, кажется, стоят выше. Основываясь на эффективности рекламной кампании, 31% объявлений с эмоциональным содержанием были успешными по сравнению с 16% успеха объявлений с рациональным содержанием.
Объявления, вызывающие чувства, используют разные темы. Однако лучше всего работают гордость, любовь, достижения, мужское сочувствие, дружба, одиночество или воспоминания.
Эмоциональная реакция на рекламу, а не фактическое содержание рекламы, оказывает большое влияние на намерение потребителя купить продукт. Привлекательность — это наиболее предсказуемый показатель, который может помочь определить, увеличит ли реклама продажи бренда.
Воздействие цвета
Все мы знаем, что цвет может вызывать у человека определенные чувства. Вот почему он широко используется в продажах и брендинге.
Цвет также играет важную роль в преобразовании. Исследования показывают, что изменение цвета кнопки призыва к действию в онлайн-рекламе со светло-зеленого на желтый может повысить коэффициент конверсии на 14,5%. Цветная рамка вокруг рекламного изображения Facebook также может удвоить рейтинг кликов.
Цветовой контраст тоже помогает. Исследования показали, что контрастные цвета двух ссылок на одном изображении могут увеличить коэффициент конверсии на 60%.
Два типа эмоциональной реакции
Существует два типа эмоциональной реакции. Оба используются в промышленности и дали поразительные результаты.
Первый основан на эмпатии. Эмпатический ответ — это когда человек сопереживает или чувствует близость к бренду после просмотра рекламы. Это достигается за счет показа в рекламе таких изображений, как дети, кошки, собаки и младенцы.
Второй ответ связан с творчеством. Креативный ответ возникает, когда реклама заставляет человека почувствовать, что бренд опережает игру или обладает воображением — это отдельный класс. Это достигается совершенствованием тона закадрового голоса, правильным подбором актеров, постановкой, сюжетной линией и даже фоновой музыкой. То, как направлена реклама, также играет важную роль.
Чтобы захватить аудиторию, важно применить несколько ключевых стратегий. Рекламная фирма должна сразу вызвать удивление или радость. Это будет поддерживать вовлеченность зрителей. Радость и удивление — лучшие способы добиться этого. Также важно построить эмоциональные американские горки, так как это, скорее всего, гарантирует, что зрители продолжат смотреть видео из-за эмоциональных взлетов и падений, которые они испытывают.
Успешные настоящие рекламные кампании
Кампания Unilever «Грязь — это хорошо» была успешной. Они хотели сообщение, которое будет резонировать. Благодаря интенсивным исследованиям они смогли узнать, что потребители не так сильно ненавидят пятна и грязь, как это подразумевается в большинстве рекламных кампаний. Они подняли планку, запустив кампанию, в которой говорили о грязи и пятнах как о части естественного опыта их детей.
Кампания Dove «Настоящая красота» также стала победителем. Бренд искусно создал видеоролики и изображения, призванные расширить возможности женщин и заставить их чувствовать себя хорошо. Они смогли вызвать эмоциональные реакции, которые варьировались от знаний, тепла и даже счастья от целевой демографической группы. Фактически, многие видео стали вирусными в социальных сетях, расширив охват бренда.
Кампания Coca Cola «Фабрика счастья» — еще один яркий пример. За последние несколько десятилетий бренд культивировал связь между кока-колой, радостью жизни и оптимизмом. Они смогли отправить сообщение, изобразив счастливых друзей и семьи, пьющих кока-колу в веселой обстановке. Эта постоянная формула позволила Coca Cola вызвать эмоции, которые они хотят от своих клиентов, благодаря продолжительному использованию кампании.
Кампания Google «Друзья навсегда» была самой популярной рекламой в 2015 году. В настоящее время она считается самой популярной рекламой всех времен. С тех пор, как реклама была запущена в феврале того же года, Google собрал 6 432 921 репост в социальных сетях, таких как Twitter, Facebook и различных местах в блогосфере. Они смогли сделать это, используя эмоциональную привязанность, которую люди испытывают к своим пушистым друзьям; в видео была показана удивительная дружба животных. По сей день кампания по-прежнему остается хитом и все еще находится в обращении.
Реклама может побуждать людей покупать или использовать определенные продукты и услуги. Эмоциональный маршрут остается одним из лучших способов сделать это. Эта форма маркетинга — отличный способ для компаний представить свой бренд или культуру своим потребителям. Именно здесь растет привлекательность компании, поскольку потребители могут увидеть индивидуальность бренда.
3Qs: Как мы чувствуем то, что мы чувствуем — News @ Northeast
Новости @ Северо-восточная домашняя страница
3 вопроса: как мы чувствуем то, что чувствуем
0%
Далее
Недавний выпуск New York Times SundayReview часть Лизы Фельдман Барретт, заслуженного профессора Университета психологии , развеивает давнее заблуждение о том, что отдельные эмоции — гнев, отвращение, страх, печаль, радость — возникают из конкретных «сгустки мозговых цепей», заякоренные в отдельных областях человеческого мозга. Собственное новаторское исследование Барретта, проведенное в Междисциплинарная лаборатория эмоциональных наук опровергает эту модель «блобологии». В ходе всестороннего анализа исследований нейровизуализации за 15-летний период она и ее коллеги показали, что на самом деле набор взаимодействующих областей мозга активен во время целого ряда эмоциональных состояний. Ни одна из этих областей мозга не связана с эмоциями или каким-либо другим психическим состоянием. Вместо этого мозг заполнен универсальными ингредиентами — или сетями — которые взаимодействуют между собой, создавая наши чувства, мысли и действия.
Статья SundayReview последовала за ее oped в CommonHealth WBUR о фильме Pixar Inside Out , в котором исследуется, как эмоции действуют в сознании молодой девушки. «Это отличный фильм, — сказала она нам, — но он совершенно неточен с точки зрения нейронауки». Мы попросили Барретта дать некоторое представление о настоящей науке.
Что не так с моделью «блоб-логии» и почему, по вашему мнению, она сохраняется?
Со времен Платона западная философия представляла человеческий разум состоящим из «способностей» или отдельных способностей — мыслить, чувствовать, воспринимать и так далее. Эта точка зрения сохранялась на протяжении тысячелетий. Психология стала наукой в середине 19веке, когда исследователи начали использовать методы физиологии и неврологии, чтобы найти физические основы этих умственных способностей. Они искали определенные области или «капли» в мозгу: где живет страх? Где живет язык? Где живет интеллект? На протяжении веков некоторые люди выступали против этой «факультетской» точки зрения, но она никогда не занимала центральное место.
Блобология сохраняется из-за психологического «эссенциализма». Люди склонны полагать, что экземпляры биологической или психологической категории — скажем, все экземпляры категории «кокер-спаниель» или все экземпляры категории эмоций, такой как «гнев», — имеют общую «сущность», которая делает их такими, какие они есть, даже если эта сущность не известна или еще не идентифицирована. Дарвин победил эссенциализм, когда понял, что любой вид является концептуальной категорией, наполненной примерами, отличающимися друг от друга. Тем не менее, эссенциализм все еще существует, и хорошо известно, что он мешает людям понять науку, особенно естественный отбор, эволюцию и эмоции.
Различные части нашего мозга созревают с разной скоростью по мере того, как мы переходим от детства к взрослой жизни.
Как мозг конструирует эмоциональные переживания и меняются ли эти механизмы по мере нашего взросления?Существуют сети — цепочки связанных нейронов — которые присущи мозгу каждого человека, если только у вас нет определенных заболеваний. Некоторые из этих сетей присутствуют при рождении, некоторые развиваются с разной скоростью по мере старения. Сети перекрываются, потому что области мозга должны общаться друг с другом. Эти сети взаимодействуют для выполнения функций, важных для целого ряда психологических явлений.
На самом деле у очень маленьких детей нет эмоций. Они могут чувствовать себя приятно или неприятно, они могут улыбаться от удовольствия или плакать от дискомфорта, они могут быть суетливыми или спокойными. Это то, что ученые называют «аффектом». Мы можем считать маленьких детей эмоциональными, но это наша интерпретация их действий. В конце концов они усваивают «концепции» для интерпретации собственных ощущений. Это позволяет им перейти от использования слова «грустный» для обозначения любого «плохого» чувства к специальному использованию этого слова для обозначения печали, но не гнева, страха или отвращения. По мере взросления дети могут различать больше понятий, таких как благоговение, благодарность и сострадание. Они учатся контролировать свое поведение, используя эти концепции эмоций.
Студенты колледжа имеют еще более сложные представления об эмоциях, например, умеют отличать раздражение от разочарования. Исследования показывают, что чем больше концепций эмоций вы знаете, тем лучше вы будете — в социальном и академическом плане — потому что чем больше различий вы сможете провести, тем лучше вы сможете регулировать себя и общаться с другими.
Какую роль играет «контекст» — наш предыдущий опыт, наша собственная биологическая структура — в том, как наши тела реагируют, когда мы испытываем разные эмоции?
Каждая мысль, чувство или восприятие, которые у вас есть, зависят от контекста, даже если вы этого не осознаете. Например, все случаи гнева не одинаковы. Иногда кипит, иногда спокоен, но кипит внутри. Иногда ты хмуришься, иногда хихикаешь, иногда вообще ничего не показываешь на лице.