Что такое девиантное поведение определение: ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | это… Что такое ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

Содержание

Девиантное поведение | Блог 4brain

«Он не такой, как все», «Он немного странный», «Да он же ненормальный»! Часто ли вам приходится слышать, как окружающие навешивают ярлыки на кого-либо, чье поведение хоть чуточку отличается от того, что окружающим кажется нормой? Ключевым словом является «кажется», потому что понятие нормы для той или иной социальной среды может сильно отличаться.

Так, в среднестатистическом варианте пьянство и алкоголизм являются отклонением от нормы, а вот в компании наркоманов или алкоголиков отклонением от нормы и поводом для насмешек будет чье-либо стремление вести здоровый образ жизни, читать книги, получать образование. И здесь мы подходим к такому понятию как отклоняющееся или девиантное поведение.

Научиться общаться с представителями любой социальной группы можно на программе «Лучшие техники коммуникаций». А сохранить свою нервную систему, когда вы видите нечто такое, что отличается от привычных вам стандартов, поможет программа «Психическая саморегуляция».

Первым шагом к спокойствию является информация, потому что чем шире кругозор человека, тем спокойнее он воспринимает сам факт, что может чего-то не знать или не понимать. Это не значит, что все неизвестное или непонятное нужно с ходу одобрять – вовсе нет. Но и деструктивные эмоции вряд ли помогут делу, причем независимо от того, что вы собрались делать.

Сегодня мы попытаемся дать вам самую общую информацию о том, что такое девиантное поведение, каковы причины, формы и проявления девиантного поведения, всегда ли это однозначно плохо и что с этим делать в случае, когда это однозначно плохо.

Что такое девиантное поведение?

Начнем с небольшого исторического экскурса. Термин «девиантное поведение» происходит от слова deviation, которое в большинстве европейских языков означает «отклонение». Первым понятия «девиантности» или «девиации» ввел в научный оборот французский философ и социолог Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

В центре его научного внимания была тема социальной интеграции в условиях быстро меняющихся устоев общества, что в полной мере наблюдалось в Европе во второй половине 19 столетия. Знаковой стала его работа «Самоубийство: социологический этюд», впервые вышедшая в 1897 году, переведенная на многие языки мира и выдержавшая множество переизданий [Э. Дюркгейм, 1994].

В этой книге рассмотрены разные аспекты суицидального поведения как отклоняющегося от общепринятых норм и базовых инстинктов. Кроме того, Эмиль Дюркгейм использовал определение «аномия» применительно к обществу в состоянии дезорганизованности и дезориентации, когда само понятие нормы становится размытым. Вполне логично, что в этом случае определить, что же является отклонением от нормы, намного сложнее, нежели в условиях стабильности.

Так или иначе, сегодня под девиантным понимается поведение человека, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространенных в данном социуме в данный момент времени общественных норм. Подразумевается адаптированное к требованиям общества и ожидаемое социальное поведение, и девиантное поведение, которое отклоняется от стандарта и общественных ожиданий.

Уточнение относительно того, что в разных сообществах могут быть различные понятия нормы, мы уже сделали в начале статьи. Условно говоря, нормы поведения среди членов ученого совета университета и общества анонимных алкоголиков будут заметно отличаться.

Изменение общественных норм с течением времени, думается, каждый может увидеть сам. Достаточно сказать, что в США, считающих себя образцом демократии, до 1967 года действовал официальный запрет на межрасовые браки, а нарушение запрета каралось тюремным заключением. Интересно, что в штате Алабама этот запрет был снят лишь в 2000 году. Почитать о перипетиях борьбы американцев за право любить друг друга независимо от цвета кожи вы можете самостоятельно [B. Cabell, 1999].

Этот пример мы привели исключительно для иллюстрации того, как понятие общественной нормы может измениться всего лишь за каких-то 50 лет. То, что когда-то было уголовно наказуемым преступлением, сегодня является само собой разумеющимся правом всех и каждого, которое обсуждать и ставить под сомнение даже не приходит в голову. А если придет, тогда сомнения подобного рода могут быть трактованы как нарушение закона и дискриминация по расовому признаку.

Неизменным остается другое: нарушение устоявшихся норм ведет к санкциям со стороны общества, начиная с морального осуждения и заканчивая тюремным заключением. Другими словами, не суть важно, что подразумевается под нормой. Важно то, что за нарушение можно оказаться за решеткой. До 1967 года в США за решетку отправляли за межрасовый брак, а сейчас – за отказ регистрировать однополые браки [ВВС, 2015]. Что сделали бы в США с судьей, которому пришло бы в голову отказаться регистрировать межрасовый брак, мы даже не беремся предположить.

Неизменным остается и традиционно негативный оттенок самого понятия «девиантное поведение человека», хотя «девиантное» означает всего лишь «отклоняющееся». И отклонения, как мы уже выяснили, могут быть в любую сторону. Например, у злоупотребляющих спиртными напитками родителей может вырасти целеустремленный сын, ведущий здоровый образ жизни, желающий получить образование и профессию. Но в этом случае его ждет непонимание, а то и осуждение со стороны родственников, недоумевающих, что это за блажь такая – высшее образование.

Тем не менее следует различить положительную и отрицательную девиацию:

  • К отрицательной девиации относятся любые преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция, харассмент, неэтичное поведение, проявления психических отклонений в виде суицидальных наклонностей, нанесения самоповреждений и других.
  • К положительной девиации относятся самопожертвование, героизм, альтруизм, трудоголизм, обостренное чувство жалости, выдающиеся таланты и способности, одаренность и т.п.

Форматы поведения, отнесенные к положительной девиации, безусловно, являются отклонением от нормы, потому что далеко не все люди обладают какими-то явными талантами, и мало, кто способен рисковать жизнью для спасения другого человека.

Различение положительной и отрицательной девиации имеет больше познавательный, чем прикладной аспект. Предметом научного и практического исследования в абсолютном большинстве случаев является именно отрицательная девиация как представляющая наибольшую потенциальную опасность. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить основные признаки девиантного поведения в контексте негативной девиации.

Признаки негативного девиантного поведения:

  • Не соответствует принятым или официально установленным в данный момент времени в конкретном социуме нормам.
  • Имеет устойчивый многократно повторяющийся характер.
  • Вызывает негативный отклик со стороны окружающих или так называемые «социальные санкции».
  • Может быть подвергнуто принудительной коррекции со стороны государства (тюремное заключение, принудительное лечение, прочие формы изоляции).
  • Наносит ущерб лицу, допускающему девиантное поведение, и/или окружающим его людям.
  • Сопровождается социальной дезадаптацией.
  • Может иметь медицинские, социальные или психологические причины.

И, наконец, стоит очертить возрастные границы явления. Начиная с какого возраста поведение, не соответствующее общественным нормам, можно считать девиантным? Ясно, что младенец не может вести себя в соответствии с принятыми в социуме нормами. И в принципе не может осознавать себя, свое поведение и все происходящее вокруг.

Рассматривая девиантное поведение детей, эксперты обычно сходятся во мнении, что данный термин следует относить к детям, начиная со старшего дошкольного возраста, потому что раньше они в силу объективных причин не могут в полной мере осознавать последствия своих даже самых простых повседневных действий. До 5 лет девиации в поведении детей можно считать нормой [Ю. Жохова, 2017].

Поэтому, говоря о девиациях, мы будем иметь в виду детей от 5 лет и старше, подростков и взрослых людей. Как вы уже поняли, девиантное поведение в обществе может иметь самые разные причины и самые разные проявления. Поговорим об этом подробнее.

Причины и формы девиантного поведения

В самом общем виде девиантное поведение можно поделить на две большие группы в зависимости от причин, его вызывающих. Это, во-первых, отклонения психопатического характера, вызванные явной или скрытой психопатологией. Во-вторых, это шаблон поведения, сформировавшийся под влиянием социальной среды.

Другими словами, причины девиантного поведения могут быть как медицинскими, так и социальными. Медицинские факторы являются темой отдельного исследования ввиду многообразия психических расстройств, влияющих на поведенческие характеристики человека. А вот социальные причины стоит рассмотреть более внимательно.

Разумеется, воздействие социальной среды сможет быть усилено личными психологическими особенностями человека, нюансами его характера и темперамента, когнитивных способностей и нервной системы в целом. Итак, что же влияет на формирование девиантной модели поведения?

Факторы, повышающие риск девиантного поведения:

  • Влияние семьи – как неблагополучное (алкоголизм, домашнее, насилие, тяжелое материальное положение, неполная семья), так и сверхопека со стороны родителей и бабушек.
  • Влияние школы – отсутствие требований и дисциплины либо обратная ситуация, когда подавляется любое проявление свободы мысли и творчества.
  • Влияние «улицы» – это широкое понятие, включающее весь спектр возможностей свободного времяпрепровождения без контроля взрослых и ограничения негативных факторов.
  • Влияние общества – начиная от пропаганды агрессии в мультфильмах и рекламы алкоголя по телевизору, заканчивая дезорганизованностью и дезориентацией, нечеткостью понятия нормы и критериев соответствия, что часто бывает «на сломе эпох» (как, например, было в «лихие 90-е»).
  • Психическая неуравновешенность человека – даже среди полностью здоровых в психическом плане людей наблюдаются серьезные различия в проявлениях темперамента и различных сторон характера.

Само собой, это лишь предпосылки к возможным отклонениям. Известно сколько угодно много примеров, когда мальчик из бедной семьи вырастает предприимчивым бизнесменом, и еще больше примеров, когда такой ребенок «не вписывается» в поворот судьбы. Далеко не все вспыльчивые дети становятся бомжами или преступниками. Зачастую, когда переходный возраст остается позади, молодые люди успешно адаптируются в социуме.

В целом, влияние социальной среды на формирование отклонений в поведении людей стоит рассматривать

на двух уровнях:

  • Влияние макросреды – состояние общества, уровень экономического и культурного развития, социально-политическая обстановка и прочее.
  • Влияние микросреды – семья, друзья, знакомые, ближайшее окружение, одноклассники и однокурсники, коллеги по работе.

Заметим, что сегодня существует бесчисленное множество взглядов на то, как формируется девиантное поведение у подростков. Есть и весьма нетривиальные наблюдения. Например, такие, что «школа сейчас нацелена на услуги по обучению, поэтому изъяны семейного воспитания она не корректирует и часто вообще уклоняется от воспитательной функции» [В. Грехнев, 2012]. И это тоже формирует девиантное поведение обучающихся в школе детей и подростков.

Большинство исследователей уделяет внимание, в первую очередь, именно девиантному поведению детей и подростков, потому что предпосылки к поведенческим аномалиям во взрослом возрасте всегда закладываются в детстве. Маловероятно, что человек, никогда не проявлявший в детстве склонности к отклонениям в поведении, вдруг «бросит вызов» обществу во взрослой жизни.

Главными жертвами собственного девиантного поведения становятся люди, у которых в детстве не было теплых доверительных отношений в семье. Причем не важно, по какой причине. Девианты могут выйти как из неблагополучной в материальном и социальном плане семьи, так и из богатой обеспеченной семьи, где за ребенка «расписан» каждый шаг. Тогда он либо вырастает слишком избалованным и социально дезадаптированным, либо бунтует против чрезмерной опеки, тратя все свои силы на преодоление контроля, а не на достижение собственных жизненных целей.

В целом, стоит уделить внимание разным классификациям причин девиантного поведения.

Причины девиантного поведения (по Грехневу):

  • Стабильное чувство неудовлетворенности своей жизнью.
  • Ощущение собственной неполноценности.
  • Слабо развитые коммуникативные навыки.
  • Отсутствие уважения к окружающим.
  • Пассивность в отношении социально значимых ролей.
  • Эгоизм и эгоцентризм.
  • Стремление преуспеть и «пробиться» в жизни за чужой счет.
  • Узкое мировоззрение.

Конечно, у этих явлений есть свои причины, а сами эти явления прогрессируют по мере развития и усиления проявлений девиантного поведения. Так что все вышеназванные процессы являются, если можно так сказать, «взаимообратными».

Выше мы уже сказали о том, что классификаций причин девиантного поведения достаточно много, поэтому мы рассмотрим только самые интересные [В. Кулганов, И. Кузьмичева, 2009].

Причины девиантного поведения (Кулганов-Кузьмичева):

  • Психическая неуравновешенность и повышенная нервная возбудимость.
  • Материальные и психологические проблемы в семье.
  • Несправедливое отношение взрослых.
  • Чувство зависти.
  • Эмоциональные перегрузки.
  • Пропаганда насилия и бездуховности в кино и на телевидении.
  • Реклама табака и алкоголя.
  • Слабая воспитательная работа внутри школы.
  • Девиантное поведение педагога.

Отметим, что педагоги тоже люди, и они тоже могут страдать различными расстройствами поведения. Так, мы вряд ли будем считать нормальным поведение человека, который на улице кричит на прохожих, однако постоянно кричащий в школе на детей педагог никого не удивляет. То, что оценки учащихся часто зависят от материальной помощи родителей учебному заведению, уже ни для кого не секрет. А шутка про то, что сегодня гимназией становится любая школа, где трудовик и учитель физкультуры бросили пить, для многих уже и не шутка.

Конечно, такие примеры не слишком хороши для детей. Не обязательно, что все ученики такой школы станут девиантами, однако наименее устойчивые в психологическом плане школьники вполне могут пострадать. Как говорится, главная опасность для неустойчивой детской психики – это неустойчивая психика взрослых.

Можно найти и более развернутые списки причин девиантного поведения детей. Один из таких списков насчитывает 34 пункта, начиная от стремления к независимости и генетической предрасположенности, заканчивая экономической нестабильностью в государстве и чрезмерной занятостью родителей [Я. Киреева, 2020]. Показательно, что слово «школа» в этом перечне отсутствует вовсе, а педагоги могут быть виноваты разве что в избыточной авторитарности, и то лишь наравне с родителями.

Однако встречается и вполне адекватное понимание роли школы в воспитании детей. Просто потому, что в школе дети проводят минимум полдня 5-6 раз в неделю, и было бы наивно думать, что в это время они усваивают только учебные знания, а процесс социализации «заморожен». В условиях, когда образовательные заведения отдают стопроцентный приоритет учебным задачам, а воспитательный процесс держится лишь на плечах отдельных педагогов-энтузиастов, формирование девиантных форм поведения учащихся становится логичным продолжением ситуации [О. Шарыпова, 2010].

Причины девиантного поведения (по Шарыповой):

  • Социально-педагогическая запущенность, когда дети усваивают сложившийся под воздействием неблагоприятных факторов негативный стереотип поведения.
  • Длительный психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием в семье, отношениях с одноклассниками и учителями, плохой успеваемостью.
  • Проблемы медицинского характера, отклонения в состоянии физического и психического здоровья.
  • Отсутствие условий для самовыражения, конструктивного досуга, позитивных и значимых личностных целей и планов.
  • Безнадзорность и отрицательное влияние окружающей среды.

Такое разнообразие факторов, влияющих на появление отклонений в поведении, вызывает к жизни и многообразие проявлений этих отклонений. Ученые выделяют 4 основных вида отклонений в поведении от общепринятых норм [В. Грехнев, 2012].

Формы девиантного поведения (по Грехневу):

  • Асоциальные – связанные с нарушением этических норм и правил поведения, принятых в социуме и отношениях между людьми (обман, сплетни, интриги и прочие проявления неэтичного поведения).
  • Антидисциплинарные – связанные с нарушением установленных правил (прогулы, опоздания, нарушение внутреннего распорядка компании).
  • Делинквентные – связанные с противоправными действиями (воровство, грабежи, мошенничество, физическое насилие).
  • Аутодеструктивные или аутоагрессивные – связанные с разрушительным действием, направленным на самого человека (наркотики, алкоголь, суицид, самоповреждение).

Существуют и другие классификации форм девиантного поведения. Среди зарубежных классификаций наибольшим авторитетом пользуется типология форм, которую разработал американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003).

Типология Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Подробнее можно прочитать в его книге «Социальная теория и социальная структура» [Р. Мертон, 2006]. Мы же вкратце расскажем об основных типах девиаций, которые выделял Роберт Мертон.

Формы девиаций (по Мертону):

  • Инновация – согласие с целями общества и отрицание принятых в социуме способов их достижения. Положительная девиация проявляется в виде научных открытий и технологических инноваций, отрицательная девиация может проявляться в виде создания преступных схем заработка денег.
  • Ритуализм – отрицание целей общества и преувеличение значения способов их достижения. Примером может служить засилье бюрократии в государственных структурах и слишком детализованные корпоративные правила в частных фирмах.
  • Ретретизм – бегство от действительности, отказ от социально одобренных целей и способов их достижения. Яркие представители этой девиации – алкоголики, наркоманы, бомжи.
  • Бунт – отрицание существующих целей общества и способов их достижения с требованием замены на новые цели и новые способы их достижения. Этот вид девиации проявляется в виде массовых протестов, революций, государственных переворотов.

Как видите, Роберт Мертон не разделяет в своей типологии положительную и отрицательную девиацию, показывая, что некоторые формы могут иметь и негативные, и позитивные проявления. Например, и у жулика, и у человека, нацеленного на карьеру, сходные цели – достижение материального благополучия, однако методы существенно разнятся. Аналогичным образом можно сказать, что и создатели «финансовых пирамид», и великие ученые современности стремятся к инновациям, только результат в этих случаях выглядит по-разному.

Таким образом, девиантное поведение может не соответствовать или даже противоречить господствующим в обществе предрассудкам и представлениям о девиации как о чем-то всегда отрицательном. Впрочем, ранее мы уже говорили о том, что девиации бывают положительные и отрицательные, просто отрицательные вызывают более глубокий практический интерес ввиду потенциальной опасности.

В этом контексте становится особо актуальной профилактика девиантного поведения обучающихся в общеобразовательной школе детей и подростков. Мы помним, что истоки этой проблемы идут из детства, и школьный возраст является, пожалуй, последней серьезной возможностью внести коррективы в развитие ребенка.

Профилактика девиантного поведения

Первое и главное, с чего следует начинать работу по профилактике девиантного поведения у детей и подростков, это выбор адекватных мер воздействия. Дети разные: с кем-то будет достаточно поговорить «по душам», а кто-то просто не понимает, когда с ними разговаривают «по-хорошему», и тут без мер принудительного характера не обойтись. Иначе профилактика будет не эффективной [О. Шарыпова, 2010].

Факторы эффективной профилактики девиантного поведения:

  • Выбор адекватных мер воздействия.
  • Научно-методическая подготовленность процесса профилактики.
  • Взаимодействие семьи, школы и прочих социальных институтов.
  • Повышение квалификации педагогов, задействованных в работе с «трудными» детьми.

Как правило, понятия «трудный подросток» и «девиант» почти всегда идут рядом. Причем «трудным подростком» он считается не только потому, что с ним трудно, а и потому, что ему самому тоже трудно – трудно учиться, трудно общаться со взрослыми, трудно адаптироваться в социуме.

Меры профилактики девиантного поведения (по Шарыповой):

  • Оказание помощи семьям, имеющим доход ниже прожиточного минимума и не способным самостоятельно обеспечить детей всем необходимым для учебы и разностороннего развития. Информирование таких семей относительно законодательства в этой сфере и возможностей получения помощи на государственном и муниципальном уровне.
  • Помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими отклонениями, и расширение возможностей оказания такой помощи со стороны специализированных учреждений, центров медицинской и психологической адаптации, вовлечение в процесс родителей ребенка.
  • Просветительская работа с родителями, ненадлежащим образом выполняющими свои родительские обязанности, применение при необходимости мер принудительного характера. Например, лечение от алкоголизма.
  • Совершенствование деятельности образовательных учреждений и восстановление роли школы в деле воспитания детей, взаимодействия с семьей, повышение квалификационного и культурного уровня педагогов с тем, чтобы они могли успешно реализовывать воспитательные задачи.
  • Создание условий для трудоустройства несовершеннолетних, как не желающих или не способных продолжать учебу, так и стремящихся к ранней финансовой самостоятельности.
  • Доступность занятий спортом, творчеством, участия в культурных мероприятиях, интересных детям и подросткам с учетом их возраста и современной жизни.
  • Развитие службы социальной защиты и помощи семьям на местах.

Для успеха профилактики девиаций важна системность и соблюдение определенных принципов работы с такими детьми [О. Раздобарова, 2011].

Основные принципы профилактики девиаций:

  • Принцип предупреждения – раннее выявление «группы риска» и своевременный старт мероприятий по профилактике.
  • Принцип системности и последовательности мер воздействия.
  • Принцип взаимодействия учителей, школьного психолога, родителей (по возможности), врачей и социальных работников (при необходимости).

И, как мы уже писали выше, нужно выбрать адекватные меры и стратегии профилактики. На сегодняшний день существует несколько прикладных рекомендаций относительно наиболее часто встречающихся типов девиаций.

Профилактика девиаций у подростков возбудимого и злопамятного типа

Основной мерой воздействия на подростков возбудимого и злопамятного типа является беседа. В общении рекомендуется обращать их внимание на позитивные качества, которыми отличается данный тип личности. Это, в первую очередь, стремление к бережливости, аккуратности, хорошему здоровью [О. Раздобарова, 2011].

Следует пояснять, как эти качества могут способствовать их успеху и процветанию, как с их помощью получить уважение окружающих и хорошую работу в перспективе. Беседа в таком ключе может оказаться весьма эффективной, потому что эти ценности приоритетны для людей возбудимого типа.

Профилактика девиаций у подростков с неустойчивой психикой

Беседуя с подростками, обладающими недостаточно устойчивой нервной системой, нужно помнить, что им свойственно терять самообладание в конфликтных ситуациях, что со временем приводит к проблемам с законом. Таких тинейджеров следует ориентировать на избегание конфликтных ситуаций ввиду того, что держать себя в руках таким ребятам объективно трудно, а отвечать за правонарушения все равно придется [О. Раздобарова, 2011].

Если педагогическими методами не удается обуздать девиантное поведение, право педагога инициировать консультацию психотерапевта, который при необходимости назначит комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Возможно, ребенку объективно требуется медикаментозное печение, однако важно помнить, что такое заключение может делать только врач.

Профилактика девиаций у неустойчивых в поведении подростков

Тут первое и главное – это контроль за их учебой и прочей деятельностью. Беседы с такими ребятами малоэффективны, их почти невозможно в чем-либо переубедить, и остается лишь принуждать к соблюдению принятых в приличном обществе норм поведения [О. Раздобарова, 2011].

Единственный эффективный метод – это создание постоянной системы контроля за подростком. Только так можно добиться адекватного поведения. К слову, жесткие требования такими детьми воспринимаются с определенной долей спокойствия, поэтому риск «повредить психику» в данном случае минимальный.

Работа с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности

Про таких детей обычно говорят, что у них «шило в пятой точке». Они часто становятся лидерами и организаторами, но не всегда хороших дел. Основная задача – использовать их энергию «в мирных целях» и перенаправить их активность на социально-полезные дела. Важно показать, что их полноценной самореализации поможет лишь полный отказ от противоправных действий [О. Раздобарова, 2011].

Следует учитывать, что чрезмерный эгоцентризм и жажда признания – частые черты характера таких деятельных подростков. Поэтому следует разъяснять, что жажду признания можно удовлетворить, занимаясь творчеством: пением, рисованием, танцами. Грубое давление в таких беседах мало помогает, а вот слегка преувеличить тяжесть наказания за плохое поведение вполне можно. Такие деятельные личности отнюдь не отличаются избыточной отвагой, так что страх наказания может оказаться весьма действенным.

Итак, мы рассмотрели девиантное поведение и вопросы, связанные с этим явлением. Если вам уже довелось столкнуться с людьми, которым свойственно негативное девиантное поведение, справиться с ситуацией вам помогут наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психическая саморегуляция». Мы, в свою очередь, желаем, чтобы на вашем жизненном пути встречались адекватные и приятные в общении люди, и предлагаем ответить на вопрос по теме материала:

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция

Девиантное поведение

11. Отклоняющееся поведение и его типы

Социальные нормы, которым люди следуют в своих дейс­твиях, придают социальному миру регулярность и предсказу­емость. Но не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

 Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (от­клоняющееся) поведение — социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

 Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; само­убийство; гомосексуализм.

 Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершаю­щий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

 Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

 Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

 Психологическое

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

 Социо­логичес­кое

Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (ано­мией), т.е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигма­тизации (от гр. stig­ma — угол, пятно)

 Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.

 Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми.

 Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

 По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основ­ных направления: если в отношении преступного (делинквен-тного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси­хические расстройства и др., требуют организации разных ви­дов социальной помощи — открытия кризисных центров, до­мов для бездомных, телефонов доверия и т. д

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Более 56% девиантов проживают в странах Юго-Восточной Азии

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии.  Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современнойдевиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей дисертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Девиант

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидностивидытипыформыдевиантного поведения.

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях[1].

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

— преступность;

— алкоголизм;

— наркомания;

— самоубийство;

— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;

  • семейные конфликты;

  • агрессивный тип поведения;

  • ранние антисоциальные формы поведения;

  • отрицательное отношение к учебе;

  • низкий уровень интеллекта[2].

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

— антидисциплинарное поведение;

— асоциальное;

— противоправное;

— аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

— патологические;

— непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

— «реакции»;

— «развития»;

— «состояния»[3].

определение отклонения

| Open Education Sociology Dictionary

Содержание

Определение девиантности

( существительное ) Нарушение социальных или культурных норм.

Пример отклонения

  • Использование лекарств

Производство отклонения

Руководство по использованию произношения

Сложность: DE · VI · Ance

Аудио -произношение

· Американский английский 9003 9002

Audio произношение

— Американский английский

669

— Американский английский

669

— Американский английский

6.0003

Phonetic Spelling

  • American English – /dEE-vee-uhns/
  • British English – /dEE-viuhns/

International Phonetic Alphabet

  • American English – /ˈdiviəns/
  • British English – /ˈdiːvɪəns/

Замечания по использованию

  • Множественное число: девиация s
  • Термины «девиантность» и «социальная девиантность» взаимозаменяемы в социологическом контексте.
  • Девиант не соответствует.
  • Людей, склонных к отклонениям, называют ( существительное ) девиантами , потому что они ( глагол ) отклоняются от норм.

Похожие цитаты

  • «Мне кажется, что такое предположение игнорирует главный факт о девиации: она создается обществом. Я не имею в виду это в обычном понимании, когда причины девиантности находятся в социальной ситуации девианта или в «социальных факторах», побуждающих его действия. Я имею в виду, скорее, что социальные группы создают девиантность, создавая правила, нарушение которых составляет девиантность, и применяя эти правила к определенным людям и называя их аутсайдерами. С этой точки зрения девиантность есть , а не качество действия, которое совершает лицо, а скорее следствие применения другими правил и санкций к «правонарушителю». Девиант — это тот, к кому этот ярлык был успешно применен; девиантное поведение — это поведение, которое люди так обозначают» (Becker 19). 63:8–9).
  • «Из-за сложного процесса, который еще не полностью понят студентами массовых коммуникаций, простое сообщение об одном событии при определенных обстоятельствах приводит к запуску событий аналогичного порядка. Этот эффект гораздо легче понять и лучше задокументировать в отношении распространения сумасшествия, моды, увлечений и других форм коллективного поведения, таких как массовое заблуждение или истерия, чем в случаях отклонений. Основная причина неправильного понимания этого процесса в отношении девиантности, особенно коллективных и новых форм, заключается в том, что слишком много внимания уделялось предполагаемому прямому влиянию (подражание, внимание, удовлетворение, идентификация) на девиантов, а не влиянию. на систему контроля и культуру и, следовательно, (через такие процессы, как усиление) на девиантность» (Cohen 2002: 187).

Видео по теме

Дополнительная информация

  • Происхождение слова «девианс» – Онлайн-словарь этимологии: etymonline.com
  • , и Патриция А. Адлер. 2007. «Демедикализация членовредительства». Журнал современной этнографии 36 (5): 537–70. дои: 10.1177/0891241607301968.
  • Анлеу, Шарин Л. Роуч. 2006. Отклонение, соответствие и контроль . 4-е изд. Мельбурн, Австралия: Pearson Education.
  • Беккер, Ховард С. 1963. Аутсайдеры: исследования в области социологии девиантности . Нью-Йорк: Free Press of Glencoe.
  • Белл, Даниэль. 1962. «Преступность как американский образ жизни». в Конец Идеологии . под редакцией Д. Белла. Гленко, Иллинойс: Free Press.
  • Чанг, Юнг. 1991. Дикие лебеди: Три дочери Китая . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
  • Конрад, Питер. 1975. «Открытие гиперкинеза: заметки о медикализации девиантного поведения». Социальные проблемы 23(1):12–21. дои: 10.2307/799624.
  • Конрад, Питер. 2005. «Меняющиеся двигатели медикализации». Журнал здоровья и социального поведения 46(1):3–14. дои: 10.1177/002214650504600102.
  • Конрад, Питер и Джозеф В. Шнайдер. 1992. Девиантность и медикализация: от зла ​​к болезни . Филадельфия: Издательство Темплского университета.
  • Гольдшмидт Йона. 2008. «Необходимость нечестности: полицейское отклонение, «ведение дела» и общественное благо». Полиция и общество 18(2):113–35. дои: 10.1080/10439460802008637.
  • Генри, Стюарт. 2009. Социальные отклонения . Кембридж: Политика.
  • Индербитзин, Мишель Ли, Кристин Энн Бейтс и Рэнди Р. Гейни. 2013. Девиантность и социальный контроль: социологическая перспектива . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
  • Кац, Джек. 1988. Преступные соблазны . Нью-Йорк: Основные книги.
  • Лемерт, Эдвин. 1972. Человеческие отклонения, социальные проблемы и социальный контроль . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  • Ньюман, Кэтрин. 2004. Буйство: Социальные корни стрельбы в школах . Нью-Йорк: Основные книги.
  • Пфуль, Эрдвин Х. и Стюарт Генри. 1993. Процесс отклонения . Нью-Йорк: Альдин Де Грюйтер.
  • Тейлор, Верта и Лейла Рупп. 2003. Трансвеститы в кабаре 801 . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Связанные термины

  • поведение
  • норма
  • санкция

Ссылки

Беккер, Ховард Сол. 1963. Аутсайдеры: исследования в области социологии девиантности . Нью-Йорк: Свободная пресса.

Коэн, Стэнли. 2002. Народные дьяволы и моральная паника . 3-е изд. Нью-Йорк: Рутледж.

Works Consulted

Аберкромби, Николас, Стивен Хилл и Брайан Тернер. 2006. Социологический словарь Penguin . 5-е изд. Лондон: Пингвин.

Словарь английского языка American Heritage . 5-е изд. 2011. Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт.

Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011.  Социология: основы . 6-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011.  Основы социологии . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Брюс, Стив и Стивен Йерли. 2006. Социологический словарь SAGE . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.

Брим, Роберт Дж. и Джон Ли. 2007.  Социология: ваш компас для нового мира . 3-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Клинард, Маршалл Бэррон и Роберт Фрэнк Мейер. 2011. Социология девиантного поведения . 14-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Английский словарь Коллинза: полный и полный текст . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.

Делани, Тим и Тим Мэдиган. 2015. Социология спорта: введение . 2-е изд. Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд.

Диллон, Мишель. 2014. Введение в социологическую теорию: теоретики, концепции и их применимость в двадцать первом веке . 2-е изд. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.

Ферранте, Джоан. 2011а. Видя социологию: введение . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Ферранте, Джоан. 2011б. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Феррис, Керри и Джилл Стейн. 2010. Реальный мир: введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

Гидденс, Энтони и Филип В. Саттон. 2014. Основные понятия социологии . Кембридж: Политика.

Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Сьюзен Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

Хенслин, Джеймс М. 2012.  Социология: земной подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Хьюз, Майкл и Кэролин Дж. Кролер. 2011.  Социология: ядро ​​ . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Кендалл, Диана. 2011.  Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.

Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Макионис, Джон. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.

Макионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012.  Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.

Макмиллан. (Nd) Словарь Macmillan . (https://www.macmillandictionary.com/).

Марш, Ян и Майк Китинг, ред. 2006.  Социология: осмысление общества . 3-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.

Мерриам-Вебстер. (нет данных) Словарь Merriam-Webster . (http://www.merriam-webster.com/).

Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).

Принстонский университет. 2010. WordNet . (https://wordnet.princeton.edu/).

Словарь колледжа Random House Webster . 1997. Нью-Йорк: Случайный дом.

Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.

Шефер, Ричард. 2013.  Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005.  Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003.  Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.

Стюарт, Пол и Йохан Заайман, ред. 2015. Социология: краткое введение в Южную Африку . Кейптаун: Джута.

Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012.  Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

участников Википедии. (Nd) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (https://en.wikipedia.org/).

участников Википедии. (Nd) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (http://en.wiktionary.org).

Приведите определение отклонения

ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2013. «Отклонение». В Открытый образовательный социологический словарь . Проверено 6 января 2023 г. (https://sociologydictionary.org/deviance/).

АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

отклонение. (2013). В К. Белл (ред.), Открытый социологический словарь образования . Получено с https://sociologydictionary.org/deviance/

Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2013. «Отклонение». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 6 января 2023 г. https://sociologydictionary.org/deviance/.

MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)

«девиантность». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2013. Интернет. 6 января 2023 г. .

25 примеров и определений (2023)

Девиантность — это социологическое понятие, относящееся к поведению, нарушающему социальные нормы и законы.

Примеры отклонений включают воровство, вандализм, ложь, нарушение социальных табу и неподчинение закону.

Изучение девиантности позволяет нам понять границы, разделяющие приемлемое, преступное и девиантное поведение. Понимание девиантности также важно для изучения других соответствующих социологических концепций, таких как социальный контроль, который используется для предотвращения девиантности.

Определение отклонения

Отклонение — это понятие, используемое для описания отклонений от норм, ценностей, правил и ожиданий общества.

Вот одно четкое научное определение:

« Девиантное поведение относится к поведению, которое значительно отклоняется от норм, установленных для людей в их социальном статусе » (Merton, 1966, стр. 805).

В каждой культуре и обществе существуют нормы и ожидания относительно того, как должны вести себя люди из определенных социальных групп и статусов.

Таким образом, поведение, отклоняющееся от культурно приемлемых моделей, приводит к отклонениям. Точно так же девианты — это люди, которые нарушают социальные соглашения в отношении норм и ценностей (Герман, 19 лет).95).

Важно понимать связь между преступностью и девиантностью. В то время как преступление относится к отклонению от формальных правил и законов, отклонение также включает отклонение от неформальных норм и ценностей (Deflem, 2015).

Таким образом, многие преступные действия, такие как воровство и мошенничество, также являются девиантным поведением. Однако все девиантное поведение не обязательно является незаконным или преступным деянием. Например, опоздание на работу или грубость не являются преступлением, но считаются девиантным поведением.

25 Примеры отклонений

  • Вербальные оскорбления: Вербальные оскорбления в виде ругательств, оскорблений или других видов вербальной агрессии являются нарушением неформальных правил общения. В зависимости от контекста, например оскорбления кого-либо на публичной платформе, словесные оскорбления также могут считаться преступлением.
  • Членовредительство: Поведение, причиняющее себе вред, варьируется от намеренного причинения себе вреда до самоубийства. Поскольку социальные нормы требуют от людей избегать боли и травм, членовредительство считается девиантным поведением.
  • Кража и кража: Получение собственности, информации или услуг незаконным путем и без их согласия называется кражей. Все формы воровства, включая воровство, грабеж и кражу личных данных, нарушают как социальные нормы, так и законы. Таким образом, воровство и воровство являются как девиантным поведением, так и преступными действиями.
  • Опоздание: В западных обществах социально ожидается, что люди будут приходить на свои встречи, работу или занятия вовремя. В то время как случайные задержки часто терпимы, постоянное опоздание на работу без уважительной причины является девиантным поведением.
  • Публичная нагота: Несмотря на разные стили одежды в разных культурах, социальные нормы и правила утверждают, что люди должны быть одеты в общественных местах. Следовательно, публичное обнажение является девиантным поведением и часто наказуемо как уголовное преступление.
  • Парафилия: Парафилия — это понятие, состоящее из всех сексуальных отклонений, таких как вуайеризм, садизм или мазохизм. В то время как некоторые сексуальные парафилии нарушают только неформальные социальные нормы, некоторые другие, например, включающие несовершеннолетних или несогласных взрослых, являются преступлениями.
  • Банды: Банды — это группы людей со структурой лидерства, которые пытаются контролировать районы или сообщества с помощью насилия. Насилие, совершаемое бандами, является одновременно девиантным и преступным. В Канаде 20% убийств в 2020 г. были связаны с групповым насилием и организованной преступностью (правительство Канады, 2021 г. ).
  • Вандализм: Преднамеренное повреждение общественной или частной собственности обычно называется вандализмом. Это одновременно и отклонение, и преступное деяние из-за социальных норм и правил, касающихся владения и защиты собственности.
  • Фаворитизм:  Фаворитизм означает преднамеренное предпочтение человека на рабочем месте, в школе или политической организации. Хотя это не всегда считается преступным деянием, фаворитизм является девиантным поведением, поскольку он угрожает социальным ценностям и консенсусу в отношении равного и справедливого обращения.
  • Нарушение табу: Во всех обществах есть табу, негласные правила, относящиеся к вещам, которые люди считают нескромными. Простой пример — табу на разговоры о религии или политике за обеденным столом.
  • Голодовки: Многие полностью лишенные прав заключенные устраивают голодовки, чтобы привлечь к себе внимание. Это заставит власти принять меры, чтобы человек, находящийся под их опекой, не умер.
  • Непотизм: Непотизм относится к найму кого-либо не по заслугам, а потому, что он является членом семьи. Это осуждается в большинстве обществ.
  • Грубость: Простое проявление грубости рассматривается как отклонение от нормы, особенно в таких условиях, как школа, где учитель может сделать вам выговор.
  • Отказ от подарка: Отказ от подарка — это табу, которое воспринимается как оскорбительное и, следовательно, считается девиантным, то есть нарушением социальных норм.
  • Ложь: Ложь — это девиантное поведение, которое нас учат не делать в детстве, и тем не менее это поведение, которое люди совершают еженедельно или даже ежедневно.
  • Мусор: Мусор считается отклонением от нормы, потому что общество согласилось с тем, что это вредно для окружающей среды, и общество все больше заботится об этом.
  • Неуважение: Неуважение к родителям или учителям в школах однозначно считается девиантным. Но когда вы находитесь на рабочем месте, неуважение к коллегам или вашему начальнику может привести к тому, что вас уволят. Точно так же неуважение к судье может быть расценено как неуважение к суду.
  • Протест: Протест обязательно является девиантным, потому что он включает в себя позицию против властных структур в обществе, чтобы добиться перемен. Во многих западных демократиях к этому относятся как к свободе слова.
  • Уклонение от уплаты налогов: Уклонение от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии социальной ответственности и поэтому рассматривается как акт отклонения.
  • Прогулы в школе: Прогулы — это серьезное девиантное поведение школьников, которое может привести к задержанию, отстранению или исключению из школы.
  • Смеяться над чужим несчастьем: Это табу в большинстве культур, поскольку считается грубым и оскорбительным для людей, которые пострадали от несчастья.
  • Дискриминация: Хотя исторически дискриминационные действия были в рамках социальных норм, общества все чаще рассматривают это как неприемлемое отклонение от новых общественных ожиданий.
  • Наличие опасных идей: Опасные идеи во время Реформации, такие как вера в личную свободу или нерелигиозная философия, могли привести вас в тюрьму, но сегодня они превозносятся как важные вехи в развитии человечества.
  • Говорит вне очереди: Говорить вне очереди в школе или на рабочем совещании считается оскорбительным, поскольку подрывает общественный порядок.
  • Превышение скорости на автомобиле: Езда быстрее, чем разрешено законом, является одним из основных способов контакта обычных людей с полицией, которая предлагает небольшие штрафы за нарушение.
  • Списывание на экзаменах: Списывание на экзаменах подрывает концепцию меритократии и поэтому считается неприемлемым.

Типы отклонений

1. Первичное отклонение

Первичное отклонение — это термин, используемый в рамках теории навешивания ярлыков отклонения. Это поведение, которое общество считает неприемлемым. Однако, в отличие от вторичной девиантности, человек, проявляющий девиантное поведение, еще не заклеймен обществом как девиант.

Например, ребенок, который время от времени лжет своим родителям, вряд ли будет считаться лжецом. Здесь отклонение первично , потому что оно не применяется в качестве ярлыка: «ты лжец». Скорее, это: «вы солгали».

2. Вторичное отклонение

Вторичное отклонение представляет собой интернализацию веры в то, что вы являетесь отклонением. На этом этапе человек принял свой девиантный ярлык как центральную черту личности (он же главный статус).

Это обычно происходит в школах, когда ребенок усваивает идею о том, что он «плохой» ученик.

Согласно теории навешивания ярлыков, этот ученик, который начинает верить, что он плохой ученик, склоняется к своей личности и начинает вести себя девиантно, потому что именно этого от него и ожидают.

3. Формальное отклонение

Формальное отклонение относится к девиантному поведению, которое закодировано в законах. Если вы совершаете формальное отклонение, вы нарушаете либо правила учреждения, либо законы суверенного региона.

Например, человек, совершивший формальное отклонение в школьной обстановке, мог нарушить правила класса и, следовательно, подвергнуться наказанию, такому как задержание или дополнительная домашняя работа.

Точно так же во взрослом возрасте слишком быстрое вождение приведет к штрафу за превышение скорости; в то время как более серьезные нарушения могут привести вас к суду или даже в тюрьму.

4. Неформальное отклонение

Неформальное отклонение относится к нарушению социальных норм без нарушения кодифицированных законов или правил.

Это происходит, когда вы придерживаетесь табу, ведете себя культурно нечувствительным образом или делаете что-то, что нарушает другие типы норм.

Это может быть так же просто, как отказаться от учебы в колледже, несмотря на ожидания ваших родителей, бабушек и дедушек. Или это может быть грубость по отношению к официанту или разговор вне очереди в школе.

Все эти акты отклонения не принесут вам формальных неприятностей, но могут в конечном итоге сделать вас изгоем в вашем сообществе.

5. Субкультурная девиация

Субкультурная девиация относится к девиантному поведению, которое люди внутри субкультурной группы не считают девиантным.

Это происходит потому, что субкультуры имеют нормы и убеждения, отличные от норм господствующей или доминирующей культуры.

Примером субкультурного отклонения является татуировка лица. В хипстерских субкультурных кругах это считается крутым и формой самовыражения. В доминирующей культуре это может рассматриваться как оскорбление, и на вас смотрят с подозрением.

6. Ситуационное отклонение

Ситуационное отклонение относится к девиантному поведению, которое является девиантным только в определенной ситуации или контексте.

Например, нецензурная брань часто является отклонением только в определенных ситуациях. Если вы будете ругаться у костра со своими школьными друзьями, никто и глазом не моргнет. Но ругань за ужином с семьей вашей девушки, скорее всего, приведет к тому, что вы поймаете жемчуг!

Чтобы избежать ситуационного отклонения, вам потребуется ситуационная осведомленность и культурная компетентность, чтобы знать, что уместно, а что нет в различных ситуациях.

Теории отклонений в социологии

См. нашу основную статью: Теория культурных отклонений.

1. Теория навешивания ярлыков на девиантность

Теория навешивания ярлыков на девиантность утверждает, что девиантность может быть результатом навешивания ярлыков на людей как на девиантов.

Возьмем, к примеру, ребенка в классе, который плохо себя ведет. У его учителя есть два варианта: назвать поведение девиантным («Джонни, мы так не делаем, и я знаю, что ты лучше этого») или назвать ребенка девиантным («Джонни, ты непослушный маленький мальчик». »).

Согласно теории навешивания ярлыков, когда Джонни говорит, что он непослушный, это означает, что Джонни усваивает уверенность в себе, что он девиант. Когда это становится частью его личности, он использует свое отклонение, чтобы сыграть роль.

Это, в свою очередь, ведет мальчика по пути неподобающего поведения, нарушения правил, борьбы с авторитетами и, в конечном счете, становится взрослым, нарушающим закон.

2. Конфликтная теория девиантности

Конфликтная теория девиантности утверждает, что люди склонны к девиантному поведению из-за угнетающих их социальных систем.

Если системы власти, такие как капитализм, угнетают социальную группу, то эта группа имеет повышенную вероятность того, что они будут заниматься девиантным поведением, потому что они:

  • хотят продемонстрировать свое недовольство существующей структурой власти
  • хотят подорвать существующую структуру власти
  • не уважайте людей, которые их угнетают
  • не получают никакой выгоды от существующей системы, поэтому они не испытывают к ней привязанности
  • бедны и нуждаются в девиантном поведении, чтобы удовлетворить свои потребности
  • И т. д.

В качестве примера теории конфликта мы видим, что в некоторых странах формируются группы повстанцев, которые поднимают оружие против своего правительства, если оно слишком деспотично. Точно так же многие люди присоединятся к насильственным протестам, если они недовольны правительством.

3. Структуралистская теория отклонения

Структурный функционализм рассматривает общество как создание норм и правил поведения для обеспечения безопасной и функционирующей социальной системы.

Для них девиантность — это предохранительный клапан, через который люди будут совершать незначительные девиантные поступки, чтобы выпустить пар, чтобы в будущем они не вели себя хуже.

Девиантное поведение также может быть положительным моментом, если оно заставляет общество переоценивать свои нормы, например, когда люди участвуют в ненасильственном протесте, который вызывает изменения в законах.

Как правило, структурный функционализм включает в себя закон, порядок и сильную социальную иерархию, а отклонения ожидаемы, но их можно контролировать, устанавливая четкие и недвусмысленные нормы.

См. больше примеров функционализма

Примеры девиантного поведения

1. Прогулы

Регулярное отсутствие на работе, в школе или по другим делам без уважительной причины называется прогулом.

В контексте работы прогулы классифицируются как девиантное поведение сотрудников (Everton et al., 2007).

Прогул считается вредным для работы и образовательных организаций. Часто это рассматривается как признак отсутствия последовательности и ответственности отсутствующего, что не соответствует социальным ожиданиям.

Несмотря на то, что прогулы сотрудников рассматриваются как следствие плохой трудовой этики, они часто являются результатом предполагаемого отсутствия поддержки и несправедливости руководителей организации (Everton et al., 2007).

2. Фаворитизм

Фаворитизм возникает, когда авторитетное лицо преднамеренно отдает предпочтение человеку на рабочем месте, в школе или в другой организации.

Например, чрезмерная терпимость к опозданиям и прогулам сотрудника без уважительных причин будет проявлением фаворитизма по отношению к этому сотруднику (Anasiz & Püsküllüoglu, 2018).

Фаворитизм на рабочем месте и в школе считается политическим отклонением, поскольку он приводит к несправедливому обращению с людьми (Anasiz & Püsküllüoglu, 2018).

Следовательно, это противоречит общественным ценностям и широко распространенным представлениям об организационной справедливости.

Заключение

Отклонения от норм, ценностей, правил и положений общества называются отклонениями.

Девиантное поведение – это действие, противоречащее социальным ожиданиям относительно статуса человека. Девиантные люди — это те, кто совершает девиантные действия и поведение.

Девиантное поведение включает относительно распространенные действия, такие как фаворитизм, невыход на работу или опоздание на более серьезные действия, такие как вандализм, групповое насилие или воровство.

Хотя большинство преступных деяний также считаются девиантным поведением, эти два понятия не всегда пересекаются. Например, такое поведение, как опоздания или прогулы, являются просто девиантными действиями, а не преступлением.

Ссылки

Анасиз, Б. Т., и Пюскюллюоглу, Э. И. (2018). Феноменологический анализ опыта организационных отклонений учителей в сельской начальной школе в Турции. Journal of Education and Training Studies , 6 (1), 70-79.

Дефлем, М. (2015). Девиантность и социальный контроль. В Э. Гуд (ред.), . Справочник по отклонениям (стр. 30–44). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.

Диксон-Гомез, Дж., Пачелла, М., Броддус, М. Р., Куинн, К., Галлетли, К., и Ривас, Дж. (2017). Конвенция против девиантности: моральный фактор в принятии решений членами подростковой банды. Употребление психоактивных веществ и злоупотребление ими , 52 (5), 562-573.

Эвертон, В.Дж., Джолтон, Дж.А., и Мастранжело, П. М. (2007). Будьте милы и справедливы, иначе: понимайте причины девиантного поведения сотрудников. Журнал развития менеджмента , 26 (2), 117-131.

Правительство Канады. (2021, 2 декабря). Саммит по борьбе с применением огнестрельного оружия и группового насилия . Общественная безопасность Канады / Sécurité publique Canada. Получено 6 ноября 2022 г. с https://www.publicsafety.gc.ca/cnt/cntrng-crm/gn-crm-frrms/index-en.aspx

9.0002 Герман, Нью-Джерси (1995). Девиантность: символический интеракционистский подход . Роуман и Литтлфилд.

Клонски, Э. Д., Олтманнс, Т. Ф., и Туркхаймер, Э. (2003). Умышленное членовредительство в неклинической популяции: распространенность и психологические корреляты. Американский журнал психиатрии , 160 (8), 1501-1508.

Мертон Р.К. и Нисбет Р.А. (ред.). (1966). Современные социальные проблемы . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.

НАБДД. (2017, октябрь). Данные за 2016 г. : вождение в нетрезвом виде . CrashStats — НАБДД. Получено 7 ноября 2022 г. с https://crashstats.nhtsa.dot.gov/Api/Public/ViewPublication/812450

.

Санам Вагефи (аспирант)

Веб-сайт | + посты

Санам Вагефи (бакалавр, магистр наук) — социолог, педагог, кандидат наук. Она имеет многолетний опыт работы в Университете Виктории в качестве ассистента преподавателя и инструктора. Ее исследования по социологии миграции и психического здоровья были отмечены наградами за эссе Канадской социологической ассоциации и IRCC. В настоящее время она сосредоточена на поддержке студентов онлайн в рамках своего академического коучинга и репетиторства Lingua Academic Coaching OU.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *