Что такое экспрессия, формы ее проявления
«Какая экспрессия!» — восхищенно выдохнет ценитель искусства, глядя на картину художника. «Очень экспрессивная девушка!» — скажет человек о своей собеседнице, эмоционально рассказывающей о взволновавшем ее событии. Что же такое экспрессия? Это понятие встречается в искусстве и в медицине, в биологии и в психологии. Мы употребляем его, когда говорим о чем-то ярком, динамичном и очень эмоциональном.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Экспрессия и эмоции
- 2 Формы экспрессии
- 2.1 Мимика
- 2.2 Пантомимика
- 2.3 Вербальная (речевая) экспрессия
- 3 Экспрессия в искусстве
- 4 Экспрессивность как качество личности
Экспрессия и эмоции
Понятие «экспрессия» происходит от латинского слова «выражение» — expression. Не стоит путать с espresso – способом приготовления крепкого кофе. В психологии под экспрессией понимается процесс демонстрации эмоций, трансляция их окружающим, то есть эмоциональная выразительность.
Эмоции отражают отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Их центры находятся в древней подкорковой зоне головного мозга, что объясняет связь наших эмоциональных состояний с различными физиологическими функциями организма. Когда человек переживает сильные чувства, происходят изменения в сердечно-сосудистой системе, пищеварительной, гормональной и т. д.
Эти изменения могут быть визуально заметны, они показывают, какие чувства и настроения испытывает человек. Например, мы замечаем бледность кожи испуганного человека или покрасневшие от смущения щеки, дрожащие от волнения пальцы рук или выступивший на лбу пот, не говоря уже об улыбке, смехе и слезах. Все это экспрессивные реакции, выражающие эмоциональное состояние.
Кстати, они характерны не только для человека, но и для высших животных, что свидетельствует о древности выразительных движений:
- вздыбленная шерсть, подергивание хвоста у кошек;
- очаровательная улыбка или оскал собак и т. д.
Но экспрессия человека только этими, во многом рефлекторными реакциями не ограничивается.
Формы экспрессии
Эмоции и формы их выражения играют важную роль в общении, без них невозможно взаимопонимание людей. Недаром же замкнутый, скрывающий свои чувства человек вызывает недоверие и подозрительность.
Процесс обмена эмоциями — необходимая часть жизни сообщества. Невозможность поделиться своими чувствами с близкими людьми вызывает у человека ощущение одиночества и потерянности. Но и мы сами нуждаемся в своеобразной эмоциональной подпитке, в восприятии эмоций других людей, в том коктейле чувств, настроений, переживаний, без которого невозможна полноценная жизнь. Поэтому за десятки тысячелетий эволюции люди выработали множество средств и форм демонстрации своих эмоций. Они так и называются — экспрессивные средства.
Мимика
Выражение лица – это первое, что мы замечаем, встречаясь с человеком. Особенно привлекают внимание глаза. Экспериментально было установлено, что даже рассматривая портрет человека на картине, зритель постоянно обращается взглядом к его глазам.
С помощью выражения глаз – изменения их формы, размера зрачка, движений, свечения радужки – человек может передавать самые разные чувства. Так, Л. Н. Толстой в своих произведениях описал 85 разных выражений глаз. Взгляд может быть огненный, пылающий и холодный, ледяной, в нем может сверкать ненависть и отвага или застыть презрение, он способен светиться любовью или потухнуть от горя.
Экспрессия человеческих глаз имеет потрясающую силу, недаром же зрительный контакт считается самым мощным средством эмоционального воздействия. Поэтому прямой взгляд в глаза в древности считался угрозой, да и сейчас нередко расценивается как демонстрация человеком своего превосходства. А стремящийся что-то скрыть человек старается не смотреть собеседнику в глаза, трус и неуверенный в себе индивид тоже отводит взгляд.
Второе по значимости место среди мимических средств занимает улыбка. И если мы снова обратимся к творчеству Л. Н. Толстого, то в его произведениях сможем найти описание 97 оттенков улыбки. Это экспрессивное движение настолько важно в общении, что существуют специальные тренинги, где людей учат правильно улыбаться.
Всего на лице человека находится 57 мимических мышц, движения которых могут выражать неисчислимое количество разнообразных чувств и настроений. Кстати, в улыбке могут быть задействованы 53 мышцы из этих 57. Поэтому научиться красивой, искренней улыбке совсем непросто. Для того чтобы с ее помощью передать радость от общения с собеседником, нужно эту радость действительно испытывать.
Пантомимика
Пантомимика включает всю совокупность телодвижений, жестов и поз, которые участвуют в выражении эмоций. Характер движений человека вообще рефлекторно меняется в зависимости от его настроения. Жестикуляция, положение тела в пространстве, походка выдают наши чувства, даже если мы того не желаем.
- Грустный, подавленный человек идет шаркающей походкой, опустив плечи и голову, он практически не жестикулирует, словно у него нет сил на это.
- Для счастливого и бодрого человека характерна уверенная, пружинистая походка и широкий шаг. Он идет, словно танцует, и жестикуляция у него свободная и широкая, кажется, он готов обнять весь мир.
- Резкие, рубящие жесты, напряженные, плохо скоординированные движения выдадут разозленного человека.
Наиболее заметна в общении экспрессия рук, их движения дополняют или опровергают то, что говорит человек, но они всегда очень информативны. Округлые, плавные движения руками бывают у спокойного человека в доброжелательном настроении. Прося о помощи, мы протягиваем руки открытыми ладонями к собеседнику, защищаясь, скрещиваем руки на груди, а злясь, сжимаем кулаки.
О пантомимике как форме экспрессивных движений можно говорить очень долго, недаром же языку телодвижений посвящены целые книги.
Вербальная (речевая) экспрессия
Не только движения, но и речь человека буквально пропитана эмоциями. В любом языке существует множество слов для передачи чувств и настроений, причем это разные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т. д.
- гнев – сердитый – гневаться;
- радость – радоваться – радостный – радостно;
- возлюбленный – любовь – любить;
- презирать – презренный – презрение и т. д.
А если к словам добавить традиционные в русском языке приставки и суффиксы, то становится ясно, что с помощью только вербальных средств можно выразить разнообразные оттенки и нюансы эмоциональных состояний. Это успешно используют талантливые писатели, заставляя читателей переживать и радоваться, смеяться и плакать, возмущаться или скучать.
Настроения и чувства можно передать и с помощью слов, не относящихся к эмоциональной лексике. В русском языке для этого нужно только использовать соответствующие суффиксы и приставки. Например:
- рука – рученька – ручонка – ручища;
- тихо – тихонько – тихонечко;
- кот – котик – котище – котяра;
- большой – большенький – большущий – большученный и т. д.
А можно так построить фразу, что экспрессия в ней будет выражена с помощью сочетания слов.
Экспрессия речи проявляется в усилении ее эмоциональности, и лексика – это лишь одно из средств. Не менее важную роль играют экстра- и паралингвистика. Паралингвистика – это интонационные особенности нашего голоса, его тембр и громкость. С помощью интонации мы можем передавать разнообразные чувства и настроения, и нередко ее экспрессия значит даже больше, чем содержание самого речевого высказывания. Думаю, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда собеседник уверяет, что у него все в порядке, но, судя по его голосу, это далеко не так.
Одной только интонации без слов достаточно для выражения эмоций, поэтому мы можем понять чувства иностранца. Экспрессивность интонации используется в музыке, которая, по сути, ее копирует.
Громкость и тембр речи тоже связаны с эмоциями:
- слишком громкий голос свидетельствует о повышенном эмоциональном возбуждении;
- тихий – о низком эмоциональном тонусе;
- дрожащий – о страхе или неуверенности;
- визгливый – о раздражении и злости;
- мягкий, бархатный о положительном настрое на собеседника;
- хриплый – смесь возбуждения и тревоги.
Экстралингвистика – это паузы и различные звуки, которые сопровождают речь. Главная функция экстралингвистики – экспрессивная, она передает эмоции в чистом виде, и к ней относятся различные многозначные паузы, ахи, охи, вздохи, плач, смех и т. д.
Экспрессия в искусстве
Искусство – это одна из форм общения людей, передающая в первую очередь эмоциональную информацию. Есть такая точка зрения, что искусство родилось из потребности людей в сильных эмоциях, точнее в тех, что им не хватает в реальности. И часто экспрессивная функция является основной для произведений искусства.
- Главным образом это относится к музыке, которая для передачи настроения использует интонации человеческой речи. И музыка способна не только передавать чувства, но и пробуждать их у человека, вызывать эмоциональный резонанс.
- Более сложными и неоднозначными экспрессивными средствами обладает изобразительное искусство. Оно воздействует на эмоциональную сферу человека с помощью цветовой гаммы, экспрессии мазков и динамики линий. Долгое время экспрессивной стороне живописи не придавалось серьезного значения, так как целью этого вида искусства считалось максимально реалистичное изображение мира. Изменили эту точку зрения на рубеже XIX-XX веков художники-импрессионисты, которые стали использовать изобразительные средства (главным образом цвет) для передачи нюансов настроения.
- Танец и балет используют экспрессию движений, которые не менее выразительны, чем звуки, слова и краски.
- В литературе главную роль играют выразительные способности слова.
- А вот театр может использовать всю палитру экспрессивных средств, доступных человеку.
Экспрессивность как качество личности
Способность человека с помощью вербальных и невербальных средств передавать свои эмоциональные состояния называют экспрессивностью. В той или иной степени это качество присуще всем людям. Но некоторые личности настолько ярко и бурно демонстрируют свои чувства, что о них говорят как об экспрессивных натурах.
Уровень экспрессивности зависит не только и не столько от ситуации или состояния человека, сколько от его индивидуально-психологических особенностей. Они являются устойчивыми, часто носят врожденный характер и связаны с темпераментом. К таким свойствам личности, определяющим ее повышенную экспрессивность, относятся следующие:
- возбудимость нервной системы; преобладание возбуждения над торможением, что свойственно холерикам;
- подвижность нервных процессов, что приводит к быстрой смене настроения;
- высокая скорость реакций – моментально все чувства отражаются на лице, в движениях и интонации;
- высокий уровень активности – энергичные и деятельные сангвиники, как правило, более экспрессивны, чем флегматики;
- чувствительность нервной системы, которая приводит к бурным эмоциональным реакциям даже на незначительные раздражители.
Экспрессивность человека зависит также еще от нескольких факторов. Например, от пола и возраста. Женщины обычно более экспрессивны, чем мужчины, так как у них подвижнее нервная система. Дети эмоциональнее, чем взрослые, они легко возбуждаются и не привыкли скрывать свои чувства. Поэтому их экспрессия намного заметнее.
Интересно, что уровень экспрессивности зависит и от национальной принадлежности человека. Это связано как с психологическим фактором (национальным характером), так и с культурным – традициями и обычаями. Так, более экспрессивные народы живут на юге. Думаю, все представляют, как бурно жестикулируют и выражают свои эмоции испанцы, португальцы, итальянцы, жители Латинской Америки и кавказские народы. А как экспрессивно поют и танцуют индусы! Эмоциональные по природе японцы сдержаны, так как этого требуют их культурные традиции. А вот жители Северной Европы, особенно Скандинавии и Прибалтики, экспрессивностью не отличаются.
Экспрессия не просто играет важную роль во взаимодействии людей, многие психологи считают ее ядром личности. Способность человека выражать свои эмоции и управлять процессом экспрессии сыграла важную роль в эволюции homo sapiens и в развитии цивилизации.
это что такое, средства экспрессивности
Экспрессивность – это весь комплекс стилистических, семантических речевых признаков, которые позволяют выражать субъективную позицию говорящего в отношении предмета или адресата. Слово имеет латинский корень expressio, что обозначает выражение. Экспрессивность – одно из речевых свойств, что связано непосредственно с эмоциональной оценкой сообщаемой информации, субъективно воспринимаемой и бессознательно выражаемой говорящим. И также в целом экспрессивность перекликается с личными особенностями раскрытия говорящим его чувств. Так либо иначе, многие психологи, лингвисты отождествляют понятия экспрессивности и эмоциональности, аффективности в средствах речи.
Некоторые, уже ставшие общеупотребимыми в языке выражения, изначально являлись его экспрессивными оборотами, и лишь позднее закрепились в известные фигуры речи и особенности структуры стиха.
Что такое экспрессивность
Экспрессивность речи позволяет говорящему человеку, помимо основного содержания высказывания, передать некую информацию о себе, личное отношение к тому, о чем он говорит. Причем такая передача в основном происходит бессознательно.
По экспрессивности речи можно понять, к какой социальной группе, категории относится человек, какие качества ему свойственны – и если это сообщение импульсивно, непроизвольно, посему часто является наиболее правдивым.
Экспрессивность высказывания часто обнаруживает подлинное отношение говорящего к предмету, отношение подчас негативное, какое он не выразил бы, не находясь на пике эмоций: иронии, скепсиса, снисхождения, пренебрежения. То есть, он субъективно ставит предмет ниже себя, возвышается над ним, что и делает его речь экспрессивной. Говорящему же при том кажется, что он выразил некие объективные свойства предмета.
Намного реже экспрессивность высказывания несет понижающую установку – когда говорящий принижает себя. Это было распространено ранее в истории, например, когда простолюдин обращался к чиновнику, называя себя не Иван или Петр, а Ивашка, Петрушка. Есть простой способ увидеть прямое следствие этой человеческой особенности бессознательно наделять себя высоким положением, проследив количество в речи суффиксов, выражающих повышающую и понижающую установки – десятки уничижительных, принижающих, уменьшительных против всего лишь нескольких суффиксов, позволяющих выразить возвышенное отношение. Повышающей экспрессивной установке также часто свойственно отношение сверху вниз не лишь к предмету высказывания, а и к слушателям. В сообщении говорящий словно подчеркивает, что он принадлежит к некой престижной группе, к которой слушающие не принадлежат. Это хорошо прослеживается в криминальном или молодежном сленге.
При лингвистическом анализе речи и контент-анализе, которые используют психологи, можно определить несколько степеней выраженности экспрессии: начиная от незначительной формы отклонения от литературной речи и до чрезвычайной резкости. Первая, мягкая степень экспрессивности показывает, что говорящий хорошо освоил и знает предмет, о каком он говорит, поэтому наделяет свою речь некоей эмоциональной составляющей. В высшей степени экспрессивная речь может выражать фамильярность, грубость, пренебрежительность, устрашение, содержать нецензурные элементы. Инструменты такого анализа – это исследование выбора слов, морфем, окончаний, ударения, а также, если возможно интонации и жестикуляции.
Каковы механизмы выражения позиции сверху вниз? Первый – это использование вместо нейтрального наименования предмета жаргонного или просторечного слова, морфемы, суффикса.
Второй – принижение разными средствами, такими как устранение, усечение основного наименования предмета с сохранением только его дополнительных наименований.
Для наглядного раскрытия понятия экспрессивность пример самый простой мы можем привести из уголовно-криминального жаргона, в котором документ называется «ксивой», что отражает мнение говорящего о его высокой осведомленности и пренебрежении к нему.
Еще экспрессивность пример находит в молодежном сленге – говоря, например, «развлекуха», молодежь с помощью выбора суффикса «уха» выражает свое снисхождение или небрежность. Количество слов с подобными суффиксами, выражающими отрицательную оценку, сегодня значительно увеличилось, что особенно наглядно прослеживается на просторах интернета.
Экспрессивность речи еще может иметь своей причиной стремление к экономичности в средствах выражения. Это позволяет сделать речь более прагматичной, а эмоциональная составляющая позволяет задействовать образность восприятия.
Средства экспрессивности
Экспрессивные средства могут быть разделены на фонетические, лексические, морфологические, синтаксические и паралингвистические средства.
Фонетические средства экспрессивности – это нехарактерные для повседневного языка изменения звуков. К примеру, намеренное растягивание, интонационное выделение, акцентирование.
Морфологические экспрессивные средства касаются особенностей в словообразовании. Сюда относятся, к примеру, суффиксы, позволяющие придать слову уменьшительную, пренебрежительную, другую форму.
Экспрессивные средства лексического рода касаются выбора словосочетаний, словарного состава, включающего оценочный компонент, частицы усиления, междометия.
На уровне синтаксическом экспрессивность находит выход в перекомпоновке слов в нехарактерный для обычной речи порядок, в необязательных для передачи сухой информации повторах.
Также средства экспрессивности живого акта коммуникации могут быть не лишь языковыми, а и паралингвистическими, к каким относятся: мимика, жестикуляция, громкость речи, ее темп, тембр говорящего.
Средства экспрессивности должны быть разделены и по знаку их коннотации – на положительные и отрицательные. Понятие коннотация раскрывается через свой латинский корень connoto – дополнительное значение. И обозначает оценочную, эмоциональную, стилистическую окраску сообщения. В более широком понимании коннотация есть любая компонента, что дополняет конкретное предметное содержание и придает эмоциональный личный оттенок. Считается, что экспрессивные средства речи вторичны по отношению к сухой информационной сути сообщения, однако подчас именно эмоциональная окраска наделяет сообщение окончательным смыслом или даже искажает или полностью меняет его относительно изначальной предметной компоненты сообщения.
Отрицательная коннотация связана с внутренним негативным отношением автора сообщения в адрес предмета или явления, о котором он говорит. Именно отрицательная коннотация используется как наиболее частая экспрессивная форма речи, поскольку обилие сдерживаемых эмоций через такой опосредованный вариант находит свой выход.
Явление отрицательной коннотации активно изучается психологами, так как содержит в себе большой объем материала, богатый источник сведений об истинных эмоциях человека, его комплексах, способах психологических защит, локусе контроля, самооценке, ментальности, принадлежности к социальной группе и отношениям внутри нее, общей удовлетворенности жизнью. Особый интерес отрицательная коннотация как экспрессивное средство выражения имеет для психоаналитиков, которые, исследуя ее, получают информацию о глубинных слоях личности своего пациента.
Положительная коннотация связана с восхищением, воодушевлением, яркими впечатлениями говорящего о предмете.
Многообразие использования средств речи в общественном употреблении затрудняет четкую их классификацию, делает невозможной выделить все средства по единственному признаку. Например, это сложно пронаблюдать в переходе экспрессивности от лексики к синтаксису. Экспрессивные средства изучаются лингвистами и психологами для конкретного языка отдельно в его разделах грамматики, стилистики, фонетики, лексикологии.
Благодаря использованию данных средств речь приобретает экспрессивный характер, тем самым становится способной не лишь передавать номинальную информацию, а и эмоциональные тона сообщения, психологическое состояние того, кто высказывается, его часто бессознательную позицию, адресованную к слушателям или предмету.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
К вопросу об экспрессивных синтаксических средствах языка
Русский язык | Филологический аспект №4 (48) Апрель 2019
УДК 811. 161.1
Дата публикации 30.04.2019
Князева Наталья Владимировна
канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск, [email protected]
Королькова Елизавета Евгеньевна
студентка Тихоокеанского государственного университета, РФ, г. Хабаровск, [email protected]
Аннотация: Вопрос о языковой экспрессии и средствах ее выражения принадлежит к числу сложных и дискуссионных вопросов современной лингвистики. В статье предлагается анализ различных подходов к пониманию категории экспрессивности, экспрессивных конструкций и языковых средств, формулируется авторская позиция по данной проблематике.
Ключевые слова: синтаксис, экспрессивность, эмоциональность, экспрессивные синтаксические средства, экспрессивные конструкции, аналитизм, аналитические конструкции
Kniazeva Natalya Vladimirovna
Cand. Sci. (Philology), assistant professor of the Russian languages department, Pacific State University, Russia, Khabarovsk
Korolkova Elizaveta Evgenievna
student at Pacific State University, Russia, Khabarovsk
Abstract: The question of expressiveness of language and means of expressiveness is a complex and controversial problem of modern linguistics. In the article various approaches to linguistic concepts of expressiveness and expressive constructions are analyzed. In conclusion there is suggested the author’s interpretation of the analyzed problem.
Keywords: syntax, expressiveness, emotionality, expressive syntactic means, expressive constructions, analyticism, analytical construction
Проблема изучения экспрессивного потенциала синтаксических средств языка относится к актуальным областям современной лингвистики, поскольку отражает современные тенденции развития языковой системы: движение к демократизации, стирание границ между письменной и разговорной речью, информационная компрессия, аналитизм. Как правило, экспрессивность рассматривается в ряду базовых языковых функций, наряду с коммуникативной, когнитивной и другими функциями, и обычно понимается как «способность выражать эмоциональное состояние говорящего, его субъективное отношение к обозначаемым предметам и явлениям действительности» [4, с. 7]. Понятие экспрессивности тесно связано с категориями эмоциональности и эмотивности, которые, в свою очередь, связаны с понятиями оценочности, образности, модальности. Проблема дифференциации данных категорий имеет давнюю историю, ее постановку обычно связывают с именами Ш. Балли, который рассматривал понятие субъективности в языке, соотношение интеллектуальной и аффективной сфер языка, в отечественной лингвистике – Е. М. Галкиной-Федорук, разграничивающей понятия экспрессии и эмоциональности. В последующие годы внимание лингвистов к коннотативным аспектам значения языковых единиц определило появление различных концепций и подходов к решению проблемы соотношения понятий «эмоциональность», «экспрессивность», «оценочность» и др. В целом ряде современных работ предлагается анализ различных трактовок и подходов, а также собственное видение проблемы, например, С.В. Коростова, определяя место эмотивности в ряду близких понятий, пишет: «Терминологическое разнообразие в системе средств выражения категории эмотивности и в номинации самой категории связано с различными подходами к исследованию, что и определило синонимичность понятий «эмотивность» – «эмоциональность» – «экспрессивность» – «оценочность» – «модальность» [9, с. 91]. Г.Н. Ленько, проанализировав такие понятия, как эмотивность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность и образность, делает вывод, что «данные понятия не синонимичны и их следует разграничивать» [10, с. 90]. В статье А.Б. Зотовой предлагается следующее решение: «… «эмоциональность» и «экспрессивность» – две тесно взаимосвязанные, но не тождественные категории. Понятие «экспрессивность» по содержанию шире понятия «эмоциональность» [8, с.17]. Подобная трактовка экспрессивности наиболее общепринята, восходит к работам Е.М. Галкиной-Федорук, согласно которой экспрессия в самом широком смысле понимается как усиление воздействующей силы языковой единицы.
В.Н. Телия, разграничивая понятия эмотивность и экспрессивность, рассматривает экспрессивность «не как свойство отдельных единиц, а высказывания в целом; экспрессивность выражается интонационной структурой и, соответственно, восклицательной формой предложения» [14, c. 42]. Действительно, наиболее ярко экспрессивность проявляется на синтаксическом уровне, хотя и другие языковые единицы, особенно лексемы, способны содержать различные экспрессивные коннотации. Еще в 30-ые годы XX века академик В.В. Виноградов выдвинул понятие субъектно-экспрессивных форм, которые являлись средствами экспрессивной изобразительности. Экспрессивная изобразительность в синтаксисе понималась как определенный художественный прием, выраженный на формально-синтаксическом уровне. Идеи В.В. Виноградова получили свое развитие, например, Г.Н. Акимова замечает: «…точный перевод самого слова экспрессия – «выражение» вызывает мысль об экспрессивности языковых средств как об их выразительных возможностях, т.е. специальном стилистическом приёме» [3, c. 15]. Впоследствии появились термины «экспрессивный синтаксис», «экспрессивные синтаксические конструкции», «средства экспрессивного синтаксиса». В работе «Активные процессы в современном русском языке» Н. С. Валгина отмечает устойчивость и одновременно подвижность синтаксиса как раздела грамматики, благодаря чему происходят изменения в лексической системе языка [7]. В синтаксисе, как и в других разделах языка, стала проявляться тенденция к аналитизму. Синтаксические конструкции стали расчлененными, связи – ослабленными, что привело к повышению роли контекста, а это, в свою очередь, привело к сжатости предложений и их смысловой емкости. Синтаксические конструкции уменьшились в размерах, стали возможны различные отчленения компонентов, нарушающие традиционные «границы» предложения. Экспрессивность стала проявляться в самой грамматической структуре, конструкциях, синтаксических построениях, а не в отдельных лексемах.
По мнению Г.Н. Акимовой, «экспрессивные конструкции обогащают синтаксическую систему, так как в нее входят новые структуры, которые становятся стилистически нейтральными, но конструктивно отличаются от своего прототипа» [1, с. 103]. Прототипом считает конструкции разговорной речи. В свое время Н.Ю. Шведова отмечала влияние на письменную монологическую речь структурных черт диалога, выделяла две ступени вхождения разговорных конструкций в письменную речь. На первой ступени разговорная конструкция воспринималась как нечто инородное по отношению к письменной речи, на второй ступени она, сохраняя свою разговорную окрашенность, становилась одним из элементов письменной речи [16]. Г.Н. Акимова, развивая идею «ступенчатого» вхождения разговорных конструкций в письменную речь, выделяет три ступени. На первой – разговорные конструкции существуют как имитация разговорной речи, но их нельзя сравнить с живой речью, для которой характерны нечеткие границы, различные вставные конструкции, повторы, неприемлемые для письменных форм речи. На второй ступени разговорные конструкции появляются в авторской речи, как правило в публицистических текстах. Именно на этом этапе, по мнению Г.Н. Акимовой, и создаются экспрессивные синтаксические конструкции, так как, становясь элементом художественной речи, они используются прежде всего с целью воздействия на читателей. На третьей ступени из-за высокой частотности употребления той или иной конструкции в одном из стилей речи происходит нейтрализация ее экспрессивного оттенка [1].
Таким образом, экспрессивные синтаксические конструкции письменной речи имеют в своей основе разговорный субстрат, их широкое использование в художественных и публицистических текстах отражает основные тенденции развития современного русского языка – сближение письменной и разговорной речи, усиление черт аналитизма.
Довольно широко распространен подход к экспрессивности как к синтаксическому феномену. Краткий обзор научных источников по проблемам экспрессивного синтаксиса позволяет обнаружить разные подходы к определению понятия. С одной стороны, без соотнесения с семантическим содержанием, синтаксическую экспрессивность определяют как «свойство синтаксических форм увеличивать прагматический потенциал высказывания сверх той степени, которая достигнута лексическими значениями элементов, наполняющих эти синтаксические формы» [15, с. 196], с другой стороны, при конкретизации этого понятия расценивают данную категорию как «выражение в предложении эмоциональных проявлений и волевых усилий говорящего» [11, с. 24], или как «способность синтаксической конструкции усиливать как прагматическую, так и собственно грамматическую информацию, заложенную в высказывании или в каком-либо его компоненте» [12, с. 12].
В работе «Очерки по экспрессивному синтаксису» Э.М. Береговская выявила ряд проблем, которые, по ее мнению, актуальны для экспрессивного синтаксиса: 1) длина предложения как экспрессивный фактор; 2) стилистическая роль абзаца и сложного синтаксического целого; 3) аффективный потенциал пунктуации; 4) экспрессивный синтаксис как составляющая индивидуального стиля; 5) синтаксические фигуры и их стилистические функции [6]. Не менее актуальным остается вопрос о синтаксических конструкциях, имеющих и постоянно реализующих экспрессивный потенциал. Бао Хун в монографии «Экспрессивные средства русского синтаксиса в структуре текста» подчеркивает, что «экспрессивная синтаксическая единица – это вариант, модификация некоторой нейтральной инвариантной синтаксической единицы. При восприятии текста происходит соотнесение каждого конкретного предложения с некой абстрактной моделью… Чем больше отличие данного конкретного предложения от этой модели, тем вероятнее, что оно будет воспринято читателем как экспрессивное» [5, с. 31]. Действительно, экспрессивность высказывания воспринимается только на фоне нейтральных в этом плане конструкций.
Современные ученые, обращаясь к вопросам экспрессивного синтаксиса, пытаются выявить общие принципы и закономерности, которые лежат в основе построения экспрессивных синтаксических конструкций. По мнению Г.Н. Акимовой, «общим структурным основанием является синтагматическая расчлененность»: тенденция к аналитизму в современном русском литературном языке приводит к синтаксическому расчленению или ослаблению синтагматических связей, и эта расчлененность синтаксической цепи является структурной основой, на базе которой развивается экспрессивный синтаксис [2, с. 111]. А.П. Сковородников описывает ряд фигур (эллипсис, антиэллипсис, усечение, повтор, парцелляция), исходя из принципов экономии и избыточности в языке. Он приводит инвентарь экспрессивных конструкций, демонстрирует их использование в различных стилях современного русского языка [12]. Э.М. Береговская соотносит, так или иначе, все явления экспрессивного синтаксиса с принципом симметрии, отмечая, что понятие симметрии сочетается с понятием асимметрии и образует с ним некое единство [6]. Ю.М. Скребнев строит свою классификацию фигур не по одному принципу, а учитывает целый ряд признаков, выделяя парадигматические и синтагматические средства, которые характеризуются экспрессивностью[13].
Таким образом, можно констатировать тот факт, что в современной лингвистике нет единого подхода к определению сущности и объема понятия «экспрессивные синтаксические средства», не существует единой классификации экспрессивных синтаксических построений. Г.Н. Акимова отмечает: «… многое еще будет вскрыто, тем более, что объем каждого из отмеченных явлений еще не установлен и подчас трактуется неоднозначно» [1, с. 89-90]. Справедливо замечание Бао Хун: «Окончательный список конструкций … не установлен окончательно. Думается, что он не может быть установлен и в будущем, ибо в конкретном носителем экспрессивной идеи может стать любая морфологическая категория, любые особенности синтаксического строения фразы, все зависит от темы текста, индивидуальной манеры писателя, его намерений, ситуации порождения и восприятия текста» [5, c. 32].
Утверждение об открытости системы экспрессивных синтаксических средств (как, впрочем, и экспрессивных языковых средств в целом) не снимает, на наш взгляд, проблему выявления и определения списка экспрессивных синтаксических конструкций. Считаем, что наиболее полная на сегодняшний день классификация предложена в работе Г.Н. Акимовой [1], которая, выделяя синтагматическую расчлененность в качестве основного типологического признака, к экспрессивным синтаксическим построениям относит парцеллированные и сегментированные конструкции, лексический повтор с синтаксическим распространением, вопросно-ответные конструкции в монологической речи, цепочки номинативных предложений, вставные конструкции. Системность типологического описания предполагает выделение ряда критериев для классификации, в связи с чем видим необходимость в некотором уточнении и дополнении предложенного списка конструкции. Прежде всего речь идет о таком «традиционном» экспрессивном приеме, как повтор. Лексический повтор даже в условиях синтаксического распространения остается повтором лексем, считаем, что надо говорить о собственно синтаксическом повторе, под которым понимается повтор синтаксических структур и расположения их частей – то есть, то, что принято относить к «синтаксическому параллелизму». Безусловно, список экспрессивных средств необходимо дополнить специальными интонационными конструкциями, которые предназначены для выражения разного рода модальностей, чувств, волеизъявления и т.п., а именно побудительными, восклицательными предложениями, риторическими вопросами и восклицаниями. Более того, если применять «полевый» принцип к описанию экспрессивных конструкций, то именно указанные – «традиционные», наиболее употребительные в языке средства синтаксической экспрессии – будут находиться в центре полевой структуры. На периферии поля, на наш взгляд, располагаются «расчлененные» конструкции, характерные для современного «актуализирующего» типа прозы, в первую очередь, парцеллированные и сегментированные построения.
Хотелось бы подчеркнуть, что потребность в выявлении и определении инвентаря экспрессивных синтаксических средств обусловлена не только теоретическими проблемами лингвистики, но и задачами конкретного лингвистического описания. Анализ особенностей функционирования экспрессивных конструкций в текстах различных стилей и жанров предлагается в целом ряде современных исследований разного уровня – от студенческих работ до диссертационных исследований. В связи с чем изучение экспрессивных ресурсов языка представляется достаточно актуальным направлением в области лингвистических исследований, более того, подобные исследования вносят свой вклад в изучение современных тенденций развития современного русского языка.
Список литературы
1.Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Г. Н. Акимова. − Москва: Высшая школа, 1990. – 168 с.
2. Акимова Г.Н. Развитие синтаксических конструкций в современном литературном русском языке / Г.Н. Акимова // Динамика структуры современного русского языка. – Ленинград: Издательство ЛГУ, 1982. – С. 110-120.
3. Акимова Г.Н. Экспрессивные свойства синтаксических структур/ Г.Н. Акимова // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. – Ленинград: Издательство ЛГУ, 1988. – С. 15–20.
4. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса / О.В. Александрова. – Москва: Высшая школа, 1984. – 211 с.
5. Бао Хун Экспрессивные средства русского синтаксиса в структуре текста / Бао Хун. – Москва: Издательство Московского университета, 2003. – 256 с.
6. Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису / Э.М. Береговская. – Москва: Рохос, 2004. – 208 с.
7. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгина. − Москва: Логос, 2003.– 304 с.Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/title. htm (Дата обращения: 02.04.2019).
8. Зотова А.Б. К вопросу о соотношении категорий «эмоциональность», «эмотивность», «экспрессивность» / А.Б. Зотова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. − 2010. − № 2 – С. 14-17. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-kategoriy-emotsionalnost-emotivnost-ekspressivnost (Дата обращения: 20.03.2019).
9. Коростова С.В. Эмотивность как функционально-семантическая категория: к вопросу о терминологии / С.В. Коростова // Известия Ростовского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. − 2009. – № 103. – С. 85-93. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/emotivnost-kak-funktsionalno-semanticheskaya-kategoriya-k-voprosu-o-terminologii (Дата обращения: 20.03.2019).
10. Ленько Г.Н. Анализ категории эмотивности и смежных с нею понятий / Г.Н. Ленько // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. − 2015. − № 1. – С. 84-91. Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/analiz-kategorii-emotivnosti-i-smezhnyh-s-neyu-ponyatiy (Дата обращения: 20.03.2019).
11. Панасюк А.П. К вопросу об экспрессивном значении синтаксических конструкций / А.П. Панасюк // Современный русский язык и методика его преподавания. – Душанбе: ТаджГУ, 1972. – Ч. 2. – С. 20-29.
12. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка / А.П. Сковородников. – Томск: Издательство Томского университета, 1981. – 255 с.
13. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка / Ю.М. Скребнев. – Москва: АСТ, 2004. – 221 с.
14. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц/ В.Н. Телия. – Москва: Наука, 1986. – 142 с.
15. Чайковский, P.P. Общая лингвистическая категория экспрессивности и экспрессивность синтаксиса / P.P. Чайковский // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. Вопросы романо-германской филологии.– 1971.– Т. 64. – С. 196-200.
16. Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе (словосочетание) / Ю. Н. Шведова. – Москва: Просвещение, 1966. – 155 с.
← Предыдущая статьяВлияние исторических и культурных контекстов на выбор переводчика
Следующая статья →Особенности реализации цветовой синестезии в корпусе текстов В. В. Набокова
Расскажите о нас своим друзьям:
Выразительное определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Когда использовать
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
[ik-spres-iv]
/ ɪkˈsprɛs ɪv /
Сохрани это слово!
См. синонимы для: выразительность / выразительность на Thesaurus. com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
прилагательное
полный экспрессии; многозначительно: выразительное пожимание плечами.
служит для экспресс-доставки; указывает на способность выражать: взгляд, выражающий благодарность.
, относящийся к выражению или связанный с ним: Танец — это очень выразительное искусство.
Социология. (толпы или группы) вовлечение в бесцельную деятельность экспрессивного и часто ритмичного характера, такую как плач, танец или крик. Сравните активный (по определению 15), оргиастический (по определению 3).
Языкознание. форм, в которых звуки прямо и непроизвольно обозначают семантическое поле, посредством звуковой символики, основанной, в некоторой степени, на синестезии, наблюдаемой в звукоподражаниях, рифмующихся и градационных соединениях, а также эмоционально заряженных словах, таких как лицемерие и уничижительные выражения.
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?
Происхождение выразительного
Впервые записано в 1350–1400 гг.; среднеанглийский, от среднефранцузского; см. экспресс, -ive
исследование синонимов для экспрессивного
См. красноречивый.
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ экспрессивный
экспрессивный, наречие, наречие, существительное, прилагательное, наречие, наречие
ан. ти·выразительность, существительноене·выразительность, прилагательноене·выразительность, наречие·не·выразительность, существительное·над·выразительностью, прилагательноеo· ver·exp·sive·ly, adverbo·ver·expressiveness, существительноеpre·expressive, прилагательноеsu·per·ex·presive, прилагательноеsu·per·ex·presive· ly, adverbsuper·per·expressive·ness, существительное
Слова рядом экспрессивные
экспрессия, экспресс-доставка, выражение, экспрессионизм, знак выражения, экспрессивный, экспрессивная афазия, экспрессивность, прямо, Экспресс-почта, курьер
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022
КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Как еще можно сказать выразительно ?
Выразительные жесты полны смысла; выразительный внешний вид эффективно передает отношение или чувство. как дела выразительный отличается от синонимов многозначительный , многозначительный и наводящий на размышления ? Узнайте на Thesaurus.com.
Слова, относящиеся к выразительному
членораздельному, художественному, красочному, драматическому, красноречивому, энергичному, страстному, острому, поразительному, наводящему на размышления, вдумчивому, яркому, живому, намекающему, блестящему, демонстративному, выразительному, сильному, графическому, показательному
Как чтобы использовать слово «выразительный» в предложении
От «Великих моментов с мистером Линкольном» до невероятно выразительных персонажей, таких как шаман На’Ви, застрявший в темном аттракционе, до персонажей, которые держатся в ярких, хорошо освещенных помещениях.
Project Kiwi от Disney Imagineering — это свободноходящий робот, который заставит вас поверить в Грута|Мэттью Панзарино|23 апреля 2021 г.|TechCrunch
В роли Алины убежденность актрисы Джесси Мей Ли подчеркивает Shadow and Bone и ее выразительную мягкость. передает душу.
«Тень и кость» от Netflix — это хаотическая, сбивающая с толку, совершенно захватывающая поездка|Лора Брэдли|23 апреля 2021 г.|The Daily Beast молчание — это то, как Энджи Крамер понимает, что он расстроен.
Дети возвращаются в классы. Но что будет с теми, кто останется дома?|Ханна Натансон, Донна Сент-Джордж|11 апреля 2021 г.|Washington Post
Если правительство стремится защищать определенные идеи, то оно нацелено непосредственно на выразительную автономию американцев граждане — и компании.
Неожиданное мнение судьи Томаса Мэя сигнализирует о зловещем сдвиге в отношении свободы слова|Дэвид Френч|9 апреля 2021 г.|Time
предыдущим поколениям», — говорит Физелл.
Как «отмена культуры» стала проблемой для молодых республиканцев|Мередит Конрой|22 марта 2021|FiveThirtyEight
Инструментальный взгляд на культуру ошибочен, утверждает она, и его следует заменить тем, что она называет «экспрессивным Посмотреть.»
Безумный шведский план рейтинга игр на предмет сексизма|Ник Гиллеспи|20 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Робин Уильямс, каким я его знал, был теплым, нежным, выразительным, заботливым и блестящим.
Мара Уилсон вспоминает Робина Уильямса: мы все его чертовы дети|Мара Уилсон|18 августа 2014 г.|DAILY BEAST
Когда я узнал, насколько выразительными могут быть люди в музыке, это действительно спасло меня.
Ла Ру обсуждает новый альбом «Trouble in Paradise», 5-летний разрыв и признание своей андрогинности|Марлоу Стерн|6 июля 2014 г.|DAILY BEAST
Биткойн служит цели, которая одновременно выразительна и целеустремленна.
Биткойн навсегда!|Ник Гиллеспи|27 февраля 2014 г. |DAILY BEAST
Он очень выразительно сочетает ткани, текстуры и принты.
Руководство по стилю «Аферы по-американски»|Эрин Каннингем|14 февраля 2014 г.|DAILY BEAST
Правильно культивируемый выразительный голос говорит по-мужски.
Культура экспрессивного голоса|Джесси Элдридж Саутвик
Выразительные глаза миссис Кэй, которые с льстивым вниманием смотрели на Изабель, опустились на кончик ее сигареты.
Предки|Гертруда Атертон
Окружение не то чтобы противоречило ему, но демонстрировало явное недоверие.
Книга анекдотов и бюджет веселья;|Разное
Два самых приятных, выразительных и мощных музыкальных инструмента — человеческий голос и скрипка.
Скрипки и производители скрипок|Джозеф Пирс
Он также был изобретателем «Poikilorgue», выразительного органа, который был источником фисгармонии.
Недавняя революция в органостроении|Джордж Лэйнг Миллер
Определения слова «экспрессивный» в Британском словаре
экспрессивное
/ (ɪkˈsprɛsɪv) /
прилагательное
из, вовлекающее или полное выражения
(постположительный фолл от) показательный или наводящий на мысль (о) взгляде, выражающем любовь
7
7 чувство или сила; значительный
Производные формы выразительного выражения
выразительно, наречие, существительноеCollins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Что такое терапия экспрессивными искусствами и как она работает?
Эмма-Мари Смит
Терапия экспрессивным искусством — это форма терапии, ориентированной на клиента, которая использует художественное выражение, чтобы помочь людям справиться с травмой и справиться с трудными эмоциями. Этот вид терапии принимает множество форм, но основными областями выражения являются танцевальная терапия, арт-терапия и музыкальная терапия. Терапия экспрессивными искусствами может также включать поэзию, медитацию, ведение дневника и импровизированную драму — все с целью развития более глубоких отношений между сознательным и бессознательным «я». Терапевты экспрессивного искусства считают, что, преодолев этот разрыв, мы можем улучшить свое психологическое, когнитивное и физическое благополучие.
Что такое терапия экспрессивными искусствами?
Терапия экспрессивными искусствами направлена на преодоление разрыва между сознательным и бессознательным с помощью таких средств, как живопись, рисование, музыка, драма, поэзия и другие творческие занятия. Это может помочь людям экстернализировать, а не усваивать сложные эмоции. Неважно, есть ли у вас художественный талант или нет, экспрессивная арт-терапия — это процесс создания, а не готовый результат.
Терапия выразительными искусствами основана на расширении возможностей, сильных сторонах и клиентах. Некоторые из его основных преимуществ включают в себя:
- Помогает общаться без слов
- Может помочь вам раскрыть эмоции, которые глубже поверхностного уровня
- Ваш терапевт может наблюдать и контролировать ваш терапевтический прогресс
- Повышает самосознание и понимание
- Позволяет объективно наблюдать болезненные воспоминания и образы на расстоянии, а не чувствовать, что они являются частью вас
- Обогащает сенсорные ощущения и позволяет вам чувствовать себя более связанным с окружающим миром
- Поддерживает интегративное обучение
Терапия выразительными искусствами в основном используется для лечения
- Детей
- Лица с трудностями в обучении
- Люди, которым некомфортно в социальной среде
- Люди с СДВГ
- Люди любого возраста с тревогой, депрессией или другими проблемами психического здоровья
Какова основная идея терапии экспрессивными искусствами?
Экспрессивная терапия подчеркивает роль бессознательного и помогает вернуть скрытые эмоции на поверхность. Однако терапия выразительными искусствами заключается не в создании шедевра, а в фокусе процесс заживления выражение , а не конечный результат.
Терапия выразительными искусствами также фокусируется на творческой связи: на идее о том, что мы можем выражать внутренние чувства, создавая внешние формы. Каждая модальность уникальна и индивидуальна, поэтому вам не придется принимать участие в мероприятиях, которые кажутся вам неудобными или которые, по вашему мнению, не принесут вам пользы.
Терапевтические занятия и методы экспрессивного искусства
Терапевтические занятия экспрессивным искусством следует практиковать под руководством квалифицированного терапевта, если вы хотите воспользоваться истинными преимуществами этого подхода. Ваш терапевт выслушает, подтвердит ваши эмоции и предложит предложения, которые помогут вам справиться с вашим опытом с помощью занятий выразительным искусством. Затем он или она будет наблюдать, как вы что-то создаете, и поможет вам расшифровать, что это значит и как это помогло или не помогло вам.
Тем не менее, есть творческие занятия, которыми вы можете заниматься дома, чтобы помочь себе обработать мысли и чувства. Вот несколько экспрессивных занятий арт-терапией, которые можно попробовать, когда вы чувствуете, что вас переполняют эмоции:
- Создайте «колесо эмоций», используя цвета для описания своих чувств
- Если вам трудно усидеть на месте, чтобы медитировать, попробуйте медитативное рисование или рисование. Книги по рисованию по номерам могут быть полезны тем, кому нужны четкие инструкции
- Нарисуйте свои эмоции, полностью сосредоточившись на том, что вы чувствуете в данный момент
- Написать письмо кому-нибудь, не собираясь его отправлять
- Создайте скульптуру своей семьи или изобразите важные отношения в вашей жизни
- Поставьте танцевальную программу под песню, которая выражает ваши чувства
Терапия выразительными искусствами часто неправильно понимается. Это не просто рисунок и живопись, и это не только для детей. Его можно использовать в различных условиях и сценариях, включая помощь ветеранам в восстановлении после травмы, улучшение образа тела у подростков и предоставление детям с СДВГ инструментов для эффективного управления своим поведением. Как и во всех формах терапии, важен сам процесс.
ссылки на статьи
Ссылка APA
Smith, E.
(2019, 9 октября). Что такое терапия экспрессивными искусствами и как она работает?, HealthyPlace. Получено
2022 г., 17 октября, https://www.healthyplace.com/other-info/mental-illness-overview/what-is-expressive-arts-therapy-and-how-does-it-work
Последнее обновление: 15 октября 2019 г.
Медицинский осмотр Гарри Крофта, доктора медицины
Подробнее
Тригексифенидил Информация для пациентов
Генетическая связь между депрессией, биполярным расстройством и шизофренией?
онлайн -психологические тесты
Стоп сезонный аффективное расстройство (SAD) до начала
Адаптирование к жизни с психологическим расстройством
Healthy Wins.
О том, когда психическое заболевание говорит, что вы не можетеСовет по отношениям | Что такое экспрессивная художественная терапия?
Закрыть поиск
Поиск
Общие фильтры Содержимое фильтра:Скрытый ярлык
Выбрать все
Скрытый ярлык
Терапевты
Скрытый ярлык
Психиатры
Скрытый ярлык
Блог
Скрытый ярлык
Страницы
Скрытый ярлык
Новости
Скрытый ярлык
Офисы
Скрытый ярлык
Лидерство
Попробуйте это: недорогие терапевтические услуги профессиональное развитие справочник терапевтов
15 сентября 2022 г.
Бебе Мартинес, Массачусетс, MSW, LSW
Как терапевт, специализирующийся на изобразительном искусстве, я часто путаюсь во взглядах. Я знаю, что такое искусство, я знаю, что такое выразительные средства, но выразительные искусства? Что это?
Терапия выразительными искусствами (ExAT) — это мультимодальный подход , который объединяет изобразительное искусство, письмо, танец и движение, драму, музыку и другие творческие возможности. Он не ограничивается одной художественной дисциплиной, и основными средствами выражения могут быть визуальные, тактильные или слуховые. В отличие от арт-терапии, терапия выразительными искусствами не фокусируется на конечном продукте или интерпретации произведения искусства. Вместо этого акцент делается на самом художественном процессе. Этот акт творчества используется как метод самопознания и самовыражения. Предыдущий художественный опыт не требуется!
Терапия экспрессивным искусством подходит для всех. Терапевты экспрессивного искусства работают с отдельными лицами и группами всех возрастов.
Включение изобразительного искусства может помочь клиентам выразить себя и установить связь со своим телом, чувствами, эмоциями и мыслями. ExAT можно использовать для оказания поддержки тем, кто испытывает широкий спектр проблем и состояний, включая проблемы в семье и отношениях, тревогу, депрессию и другие психические расстройства, социальные и эмоциональные проблемы, связанные с инвалидностью или потерей когнитивных функций, изменениями в жизни и общим состоянием здоровья. и велнес. Те, кто пережил травму, могут особенно извлечь пользу из терапии выразительными искусствами. ExAT предлагает альтернативу вербальному общению и обработке травмирующих событий.
В отличие от подхода «сверху вниз», который фокусируется на частях мозга, связанных с мышлением, речью и текущим эмоциональным осознанием, терапия выразительными искусствами считается подходом «снизу вверх», который фокусируется на частях мозга, ответственных за рефлексы, воспоминания и автоматические реакции выживания (бей, беги, замри, ледень). Подходы «снизу вверх» учитывают, что травматические воспоминания часто хранятся в имплицитных системах памяти нашего тела. Имплицитные воспоминания оказывают на нас значительное влияние и могут запускать или активировать нас подсознательно. Часто интенсивные реакции в настоящем формируются из имплицитных воспоминаний из прошлого. Мы не можем думать или говорить о том, как выбраться из травмы. Терапия экспрессивными искусствами основана на связи между разумом и телом и предлагает возможности для исследования, участвуя в игре, жестах, звуках, творчестве, импровизации и воображении.
Я призываю вас попробовать это быстрое упражнение под названием сканирование тела с изобразительным искусством .
Часть 1: Лягте или найдите удобное положение сидя, где вы можете ощущать свое тело и дышать. Отмечайте те ощущения или эмоции, которые вам нравятся или приятны вам. Затем отметьте любые ощущения, которые вам не нравятся или кажутся неприятными. Часто мы «оцениваем» то, что происходит в нашем теле, обозначаем вещи хорошими или плохими, а затем пытаемся избежать ощущений, которые мы считаем плохими или неприятными. В то же время мы часто привязываемся к ощущениям или эмоциям, которые считаем хорошими или приятными. Вместо того, чтобы оценивать ощущение как хорошее или плохое, постарайтесь заменить суждение любопытством, насколько это возможно, осознавая свой вдох и выдох. Развивайте в своем теле дух любящего любопытства, насколько это возможно. Потратьте хотя бы пять минут на ощущения и эмоции в теле.
Часть 2: Нарисуйте контур своего тела на чистом листе бумаги. Затем раскрасьте и/или напишите, где в вашем теле вы испытывали определенные ощущения или эмоции. Потратьте столько времени, сколько хотите, на этот сегмент изобразительного искусства, и пусть ваша интуиция подскажет вам, какие цвета, формы, изображения или слова вы добавляете к контуру своего тела.
Хотя это упражнение, состоящее из двух частей, можно выполнять самостоятельно, оно также может быть полезно при выполнении его с терапевтом. Если вы хотите записаться на прием к Бебе Мартинес, вы можете связаться с ней по телефону 215-382-6680 доб.