Эмоции — что, как и почему? – Психология без соплей
У нас есть большой и подробный (бесплатный) курс о том, что такое эмоции, откуда они берутся, что означают и как научиться в них разбираться — все, что нужно знать об эмоциях, там уже есть. Но никогда не помешает четко и кратко повторить самое главное.
Только не воспринимайте нижеизложенное как пустые психологические лозунги, в которые нужно просто поверить. Написано все это для того, чтобы запустить мыслительный и исследовательский процесс, а не для того сразу же выдать готовые ответы. И не принимайте простоту за легковесность! При всей очевидности этих идей, даже практикующие психологи порой упускают их из виду.
Итак, эмоции…
- #1: Эмоции не врут и не ошибаются
- #2: Эмоции — это наше отношение
- #3: Эмоции могут быть противоречивыми
- #4: Не бывает неправильных эмоций
- #5: Эмоции имеют биологическую основу
- #6: Эмоции говорят что-то о нас
- #7: Вызвать чужую эмоцию невозможно
- #8: Вызвать свою эмоцию невозможно
- #9: Эмоции содержат импульс к действию
- #10: Эмоция не есть поведение
- #11: Чувства — это…
- #12: Эмоции выражаются невербально
- #13: Мы не чувствуем, что чувствуют другие
- ПОНИМАНИЕ СВОИХ ЭМОЦИЙ — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!
- Психология начинается с эмоций!
#1: Эмоции не врут и не ошибаются
В отличие от мыслей, которые существуют в виртуальной ментальной среде и могут функционировать в отрыве от объективной действительности, эмоции всегда жестко связаны с реальностью. И если про возникшую мысль можно сказать «я просто так подумал», то эмоция «просто так» никогда не возникает.
Эмоция — есть реакция на событие (внешнее или внутреннее). И эта реакция не бывает ошибочной, она не лжет и не заблуждается. Если какая-то эмоция возникла, то отвертеться уже нельзя. Неправильно подумать о чем-то можно, а неправильно почувствовать — нельзя. Интеллектуально ошибиться можно, эмоционально — нельзя. В рассуждениях можно заблуждаться, в переживании эмоций — нельзя.
Если вы увидели паука и подумали, что это тарантул, есть вероятность, что подумали вы неправильно — ошиблись, заблуждаетесь. Но если вы испытали страх, никакой ошибки быть не может — здесь и сейчас вы боитесь этого паука.
#2: Эмоции — это наше отношение
Мысли содержат в себе информацию о наблюдаемом событии, явлении или объекте — то, что мы по этому поводу думаем. Эмоции — это то, как мы к данному событию или явлению относимся. Мышление — процесс вычислительный, требующий времени. Эмоции — мгновенны и не требуют калькуляций, а являются прямой реакцией организма и психики на исходное событие.
Сода и уксусная кислота соединяясь вступают в химическую реакцию. Им не нужно для этого думать. Реакция продиктована химическими свойствами элементов и начинается мгновенно. Так и эмоция — есть прямая и непосредственная реакция на то, что попало в наше восприятие. И эта реакция отражает нашу индивидуальную структуру, которая в данной конкретной ситуации выдает данные конкретные эмоциональные эффекты.
Смысл эмоциональной «химической» реакции в том, чтобы дать нам мгновенную первичную оценку ситуации, отталкиваясь от которой мы уже действуем дальше — приближаемся или отдаляемся, защищаемся или расслабляемся. Получив удар током, мы рефлекторно отдергиваем руку. Испытав эмоциональный удар (например, испуг), мы так же рефлекторно отскакиваем и только потом можем обдумать, что случилось. Эмоциональная реакция мгновенна и выражает наше отношение к объекту на дорациональном уровне.
#3: Эмоции могут быть противоречивыми
Один и тот же объект может вызывать у нас целый спектр эмоциональных переживаний. Например, тот же самый паук может вызвать у нас одновременно страх и интерес или вызывать отвращение в целом, но при этом нам может нравиться его окрас.
Это свойство эмоционального восприятия лежит в основе психологических внутренних конфликтов. Например, к одному и тому же человеку мы можем одновременно испытывать противоположные чувства — любить и ненавидеть, бояться и испытывать притяжение. Эта ситуация совершенно нормальна и не является признаком психологической проблемы. Напротив, ожидание и тем более требование от себя полной согласованности эмоциональных реакций — это грубая психологическая ошибка.
Обратите внимание, что в случае подобных противоречий эмоции будут привязаны к разным аспектам объекта. Нравятся глаза, не нравится форма носа. Радует чувство юмора, пугает буйный нрав. То есть каждая из эмоциональных оценок по отдельности никакого противоречия в себе не содержит.
#4: Не бывает неправильных эмоций
Сода не может среагировать на уксус как-то неправильно. Реакция жестко продиктована свойствами соды и уксуса — вопрос о правильности или неправильности здесь вообще не стоит. Однако, с точки зрения плохо осведомленного наблюдателя, реакция может быть неожиданной — не той, что предполагалась. Например, мать может обнаружить, что испытывает негативные эмоции к своему ребенку — это для нее неожиданно. Но с точки зрения эмоциональной механики, возникшая эмоция совершенно нормальна и естественна, хоть и может быть не вполне обычной.
Сами по себе эмоции не хорошие и не плохие — подобные оценочные категории к ним вообще неприменимы. Нам может быть не понятно, почему возникла та или иная эмоция, нам может не нравиться, что она возникла, но все это не говорит о том, что эмоция какая-то неправильная. Сода не виновата в том, что она шипит, попадая в уксус. Проблема возникает только, если сода сравнивает себя с сахаром, а уксус с чаем — там ничего не шипит, да.
В наличии эмоций, какими бы они ни были, нет и не может быть никакой проблемы. Мы — живые люди и реагируем так, как реагируем. Никакого регламента правильных эмоциональных реакций не существует. Однако в нашей культуре некие рамки все-таки устанавливаются. Например, считается, что ребенок должен безусловно любить своих родителей. Но в реальности это далеко не всегда так, и если никаких позитивных чувств к своим родителям ребёнок не имеет, это нормально — так бывает.
#5: Эмоции имеют биологическую основу
Базовые эмоциональные реакции по своей природе инстинктивны — они не зависят от воспитания, культуры или религии. Эмоции ребенок испытывает с самого рождения, задолго до того как научится говорить или хотя бы понимать происходящее вокруг. На более поздних этапах развития сознания мышление может принимать участие в формировании эмоционального фона, но первоначально — сначала эмоции, потом мысли.
И будучи биологическим механизмом определяющим взаимодействие организма с внешним миром, те или иные эмоции у нас присутствуют всегда.
Человек разумный в своей основе, в самой своей сердцевине имеет иррациональное начало — эмоции. Исходное наше восприятие окрашивается эмоциями еще до того, как до сознания. Мы не видим мир в чистом виде, мы всегда видим мир плюс наше к нему отношение. Мы не можем не оценивать происходящее, можем только быть осознанны в своем отношении.
#6: Эмоции говорят что-то о нас
С одной стороны, эмоция — это наша ответная реакция на то, с чем мы столкнулись. Увидели змею — испытали страх, который говорит нам, что перед нами что-то потенциально опасное. То есть эмоция сообщает нам некоторые субъективно полезные сведения о том, что мы видим. Но какой-нибудь другой человек, увидев эту же самую змею, испытает не страх, а, скажем, интерес. И эта эмоция тоже будет субъективно ценной. Но ни страх, ни интерес не имеют отношения к самой змее — сама по себе она не страшная и не интересная.
С этой точки зрения, испытываемые нами эмоции больше говорят о нас, чем о воспринимаемом объекте. Если человек испугался змеи, то это объективный факт о данном человеке — он боится этой змеи. Но о самой змее это ничего нам не говорит — если, глядя на нее, мы испытываем какие-то эмоции, то это исключительно на нашей совести, змея тут не при чем!
Поэтому если нас раздражает другой человек, это не значит, что он плохой. А если вызывает симпатию, это не значит, что он хороший. Но о себе мы теперь можем сказать: во мне есть что-то такое, из-за чего один человек мне нравится, а другой нет. Если я раздражаюсь, во мне есть что-то такое из-за чего это раздражение происходит. Сам раздражитель — только триггер эмоциональной реакции, а не ее источник. И точно так же с симпатией: красота в глазах смотрящего.
Мы не виноваты в том, что мы чувствуем то, что мы чувствуем. Но мы несем за это полную и безоговорочную ответственность. Если мы что-то чувствуем, дело в нас!
#7: Вызвать чужую эмоцию невозможно
Следствие пункта #5. Если эмоции являются нашим собственным порождением, а объект является лишь спусковым крючком, поводом для их возникновения, то нет никакой возможности напрямую вызвать эмоцию в другом человеке.
Например, невозможно человека оскорбить — человек всегда оскорбляется сам. Мы можем намеренно создать условия, в которых другой человек в силу своих индивидуальных особенностей вероятно почувствует себя оскорбленным или обиженным. Но напрямую вызвать чувство оскорбленность или обиды невозможно.
Распространенное в человеческих отношениях манипулирование оказывается возможным только потому, что люди живущие в одном обществе имеют похожие больные места, на которые можно надавить и вызвать предсказуемую эмоциональную реакцию. Но всегда найдется человек, который в той же самой ситуации испытает совершенно иные эмоции.
#8: Вызвать свою эмоцию невозможно
Еще одно следствие из пункта #5. Эмоция не является предметом нашего выбора — это реакция всей системы в целом на среду в которой она оказалась. Сода, попадая в уксус, вызывает бурную шипящую реакцию с выделением углекислого газа — таково ее свойство. Но сода не может зашипеть просто так, без уксуса. Для данной конкретной реакции ей нужна кислота.
Так и человек не может испытать или создать у себя какие-либо эмоции на ровном месте. Будет кислая среда — будет кислая эмоция. И никак иначе. Любые попытки намеренно спровоцировать у себя какие бы то ни было эмоции невозможно. Невозможно полюбить то, что не любится само собой. Невозможно испытать интерес к тому, что не интересно. Невозможно захотеть то, чего не хочется.
А из этого уже следует и противоположное: имеющуюся эмоцию невозможно остановить до тех пор, пока мы остаемся в среде, которая её порождает, или пока в нас не прогорит тот специфический внутренний элемент, который вступил в реакцию. Сода в уксусе будет шипеть, пока не закончится сода или уксус, и никак иначе — остановить уже идущую реакцию нельзя.
#9: Эмоции содержат импульс к действию
Еще одно принципиальное отличие эмоций от мыслей. Эмоция — это не просто реакция и отношение, это еще и импульс к действию. Страх — это только реакция на потенциальную опасность, но и энергия для того, чтобы этой опасности избежать. Интерес — это не просто обнаружение чего-то ценного в познавательном смысле, но и энергия, чтобы этот интерес реализовать — приблизиться и рассмотреть внимательнее.
Злость: «Мне не нравится!» «Я против!»
Мотив к действию: я хочу изменить ситуацию! Нужно повлиять, устранить препятствие, и, возможно, разрушить (в зависимости от интенсивности).
Радость: «Мне нравится» «Это хорошо для меня!»
Мотив: я хочу продолжить! Ещё! Нужно к этому стремиться!
Страх: «Мне что-то угрожает!»
Мотив: я хочу избежать опасности! Мне нужно защитить себя!
Грусть: «Я утратил что-то важное и не могу этого изменить»
Мотив: я хотел бы вернуть утраченное, но мне нужно смириться.
Интерес: «Это интересно! Это ценно!»
Мотив: я хочу узнать получше! Мне нужно это исследовать!
Удивление: «Ого! Что-то непонятное!»
Мотив: я хочу понять! Нужно разобраться!
Неприязнь: «Я недоволен! Это неприятно!»
Мотив: я не хочу этого! Нужно избежать контакта!
Стыд: «Я сделал что-то плохое!»
Мотив: я хотел бы быть другим! Мне нужно исправить ошибку!
Нежность: «Мне очень приятно и ценно это!»
Мотив: я хочу с этим быть! Мне нужно это сохранить!
Мышление не способно создавать устойчивый мотив к действию. Все, что нас по-настоящему в жизни мотивирует, имеет эмоциональную природу. Именно поэтому попытки заставить выполнять себя ценную, с рациональной точки зрения, работу заведомо обречены на провал. Рассудок формирует только идеи, он не способен создать мотивацию. Энергия к действию содержится в эмоциях.
#10: Эмоция не есть поведение
Возникновение эмоции напрямую связано с ситуацией, в которой мы находимся. Контролировать эмоции мы не можем — они появляются без нашего спроса и ведома. И все они абсолютно нормальны и естественны. Однако, с точки зрения жизни в обществе, проявлять все эмоции без разбора было бы не разумно. И это то, что нас отличает от животных — наше поведение не связано напрямую с эмоциями.
Возникающие эмоции что-то говорят о нас, как о людях, но еще больше о нас говорят наши поступки, наше поведение. Экстремально сильная эмоция (аффект) всегда подчинит себе поведение, но своем обычном диапазоне интенсивности эмоции носят лишь совещательных характер. Мышление, рассудок, здравый смысл — более высокий уровень сознания, который может принять решение пойти наперекор имеющимся эмоциям.
Поэтому неправильным будет сваливать ответственность за свое поведение на неконтролируемые иррациональные эмоции. Зрелое сознание вполне может держать под контролем их проявление. Поэтому именно наше поведение — то, что нас по-настоящему характеризует. Не эмоции, не мысли и намерения, а то, что мы в конечном счете делаем или не делаем.
#11: Чувства — это…
Первоначальные эмоции, из которых соткана переживательная сфера человеческого сознания, очень просты и узконаправленны. Однако вместе с развитием и усложнением сознания, мы все больше имеем дело не с чистыми отдельными эмоциями, а с комплексными переживаниями включающими в себя сразу же несколько эмоций в связке с ментальными конструкциями: мыслями, установками, убеждениями. Эти эмоционально-смысловые комплексы называются чувствами.
Например, чувство одиночества может быть смесью из грусти и боли возникающих в связке с желанием близости, убеждением о ценности такой близости, страхе эту близость не получить никогда и сомнениями в себе по этому поводу.
Любовь, ревность, обида — это все комплексные переживания, в которых отдельные самостоятельные эмоции переплетены между собой и связаны с имеющейся у человека системой убеждений. Поэтому, например, любовь боится анализа — расщепления на составляющие элементы — в результате которого, оказывается, что «в борще нет борща». И по этой же причине психологическая деконструкция ревности, обиды и прочих подобных чувств приводит к расслаблению и отпусканию.
#12: Эмоции выражаются невербально
Будучи частью механизма биологической обратной связи, который заложен в человека от природы, а не от воспитания, эмоции, как таковые, не нуждаются в словах. И то, что мы придумали для отдельных эмоций свои названия, не означает, что слова — лучший способ для их выражения. Наоборот, к словам как средству передачи своих эмоциональных переживаний мы прибегаем в самую последнюю очередь.
Свои собственные эмоции мы переживаем, прежде всего, на телесном уровне, и только затем появляется мысль, описывающая содержание эмоции привычным для нас образом. Но никакое описание не способно вместить в себя саму эмоцию, оно может на нее только указать, сослаться. И то же самое происходит с восприятием чужих эмоций — их мы считываем не из того, что человек говорит о своих переживаниях, а из того, как он это делает.
Наши эмоции проявляются в нюансах нашего поведения: в интонациях, в позе, в мимике и только в последнюю очередь — в наших словах. Способность транслировать чувства и эмоции в словах — это литературное искусство, доступное далеко не каждому. И именно этот эффект лежит в основе нашего инстинктивного недоверия к другому человеку, которое возникает, когда сигналы на вербальном и невербальном уровнях не совпадают — тогда мы инстинктивно чувствуем подвох и опасность.
#13: Мы не чувствуем, что чувствуют другие
Мы способны считывать эмоциональное состояние человека по его невербальным проявлениям, но мы неспособны воспринимать чувства другого человека непосредственно. Все что нам доступно — это догадки и предположения.
Если, глядя на человека, мы чувствуем печаль, это не значит, что и сам человек чувствует такую же печаль. Это означает только то, что вид этого человека здесь и сейчас вызывает у нас печаль. Если мы видим чужие страдания и испытываем жалость к этому человеку, это еще не значит, что человек тоже себя жалеет — фактически он сам может переносить свои страдания более стойко, чем мы, глядя на него.
Человеческое сочувствие возможно, но не в том смысле, что мы можем по-настоящему разделить печали и радости другого человека. Сочувствие подразумевает коммуникацию и верификацию — снятие своих проекций и получение более точных сведений о состоянии другого человека, чем наше субъективное впечатление.
ПОНИМАНИЕ СВОИХ ЭМОЦИЙ — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Эмоциям нет дела, понимаем мы их или нет — они сильнее всех наших заблуждений и сопротивлений. Если эмоции того захотят, они заставят сойти с ума и пойти вразнос даже самого рационального человека. Эмоции реально могут разрушить психику, но изначальная их цель в другом — в том, чтобы помочь нам выжить и реализовать свою жизненную задачу. И если какой-то человек не видит жизни ни радости, ни смысла, мы у него всегда обнаружим хроническую глухоту к своим эмоциям.
Эмоции — это то, что наполняет нашу жизнь вкусом и значением. И если по какой-то причине мы отказываемся жить в согласии со своими чувствами, то нас ждет жизнь полная страданий — от тихой отравляющей все депрессии до настоящего сумасшествия и совершения поступков выходящих далеко за грань разумного.
Согласие с собой, другими людьми и миром вокруг целиком и полностью зависит о того, насколько человек осознан в отношении своих эмоций и понимает ли он роль и функцию эмоций в своей жизни. Именно поэтому любая психологическая работа начинается с решения этой задачи — познакомиться со своими эмоциями, научиться их ясно видеть, считывать их смысл и содержание.
А если вас интересует развитие и раскрытие своего потенциала, то понимание своих эмоций и навык свободного ориентирования в эмоциональном пространстве — это то, без чего развитие неизбежно превратится в бесконечную ходьбу по кругу. Искреннее, честное изучение себя — это прежде всего изучение своих эмоций. И именно это выводит нас на новые уровни сознания.
И если вы уже много лет занимаетесь психологией и вам кажется, что для вас здесь все очевидно, будьте осторожны — здесь очень легко обмануться. И составляя программу курса, мы обнаружили это на себе: очевидные вроде бы истины оказались глубже, чем казались. Поэтому, даже если вы уже хорошо знакомы с психологией, есть смысл пробежаться по всем темам и перепроверить свое понимание.
Психология начинается с эмоций!Наша рассылка
БУДЬТЕ В КУРСЕ!
Новости сайта, статьи, видео
с доставкой на дом
БУДЬТЕ В КУРСЕ!
Новости сайта и публикации
с доставкой на дом
Урок: Психология эмоций. Курс: Психология личности. Факультет: Психология. Московский бизнес портал
Все психически здоровые люди испытывают эмоции. Но далеко не все знают, что это такое, и понимают, чем они отличаются от чувств. Более того, в современном мире активно формируется культ позитивных эмоций: радуйся, наслаждайся, не жалуйся, не грусти, не ной.
Люди пытаются отмахнуться от негативных эмоций и наполниться позитивными, что в корне ошибочно. Многие не понимают значения эмоций, в том числе и негативных, и их важную роль.
Что такое эмоции
Эмоции человека
Эмоция – это психический процесс (переживание), который отражает отношение человека к тому, что происходит с ним или внутри него. Особенность эмоций в том, что они могут возникать:
- как реакция на стимулы «здесь и сейчас» – человеку отдавили ногу, он обиделся или разозлился, ему сделали комплимент – обрадовался или засмущался;
- как реакция на прошлое – он вспомнил о своем публичном позоре и испытал стыд, будто переживает его сейчас, или насмешку, как иронию над собой вчерашним;
- как реакция на будущее – он представил, что покупает новую машину и испытал удовольствие, а может и превосходство, будто эта машина уже стоит на парковке его дома.
Через эмоции люди демонстрируют ценность и значимость происходящего. А еще эмоции отражают личностные особенности человека. Например, уверенная в себе девушка испытает радость и гордость, если ей сделают комплимент. А другая может смутиться, отмахнуться.
Эмоции не статичны. У одного и того же человека эмоциональная реакция может меняться, даже если не меняется ситуация. Так происходит, потому что меняется он и его отношение к этой ситуации.
Допустим, студент провалил экзамен. В тот момент он испытывал грусть, стыд, вину. Спустя полгода, вспоминая о том провале, он может испытывать досаду, разочарование, злость на преподавателя или на себя. А спустя несколько лет, будучи высококлассным специалистом, посмеется и отнесется к себе прошлому со снисхождением и пониманием.
Виды эмоций
Виды эмоций
Существует теория, что на самом деле базовых эмоций не так много. Все остальное – лишь разные формы их проявления. К таким стандартным эмоциям относятся:
- радость;
- удивление;
- страдание;
- гнев;
- отвращение;
- презрение;
- страх;
- стыд.
Они считаются «базой», поскольку в разные времена, у разных народов жесты и мимика, с помощью которых выражались эти эмоции, были одинаковы. Поэтому долгое время казалось, что эмоции – это стандартизированная, образно говоря, рефлекторная реакция на какие-то стимулы.
Виды базовых эмоций
Но сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что эмоции намного сложнее и богаче, чем предполагали еще каких-то 100-150 лет назад. Более того, эмоции не так уж и универсальны. На эмоции и степень их выраженности влияют такие факторы, как, например, национальность, а точнее культурная среда, в которой растет человек. А еще языковые особенности.
В некоторых языках есть слова, отражающие эмоции, которые не испытывают носители другого языка. Что интересно, если в какой-то нации «приживается» новый термин, то ее представители начинают испытывать эмоцию, которую он отражает.
Например, у разных национальностей есть такие эмоции, как:
- «gezelligheid» – это чувство душевного тепла, уюта, которое испытывают голландцы, когда за окном дождь и холод, а они сидят дома с друзьями;
- «basorexia» – этот термин означает внезапное желание поцеловать кого-нибудь;
- «awumbuk» – гвинейское слово, отражающее чувство тяжести в момент, когда гости покинули дом;
- «amae» – ощущение легкости и удовольствия, которое появляется, когда японец осознает, что на определенный период времени передал ответственность за свою жизнь кому-то другому.
У разных национальностей такие чувства могут иметь противоречивый отклик. Например, многие люди в европейских странах скорее почувствуют угнетение при зависимости от другого человека. Или испытают облегчение, когда гости покинут их дом.
Функции эмоций
Функции эмоций
Эмоции – важная составляющая психики, поскольку они имеют сразу несколько функций:
- регуляторная – положительные эмоции могут улучшать работу организма человека и повышать эффективность деятельности, которой он занимается;
- оценочная – эмоциональный отклик на ту или иную ситуацию позволяет человеку осознать свое отношение к ней: хорошо–плохо, нравится–не нравится;
- стимулирующая – человек начинает стремиться к тому, что приносит ему удовольствие и избегать того, что вызывает негативные эмоции;
- подкрепляющая – когда человек добивается какой-то цели, он испытывает положительные эмоции и желание их повторить выражается в том, что он ставит новую цель и начинает ее добиваться;
- коммуникативная – эмоции помогают людям понимать друг друга по мимике, тембру голоса, поступкам, осознавать то, как другой, даже незнакомый им человек, относится к ним или каким-то событиям;
- переключательная – когда человек «разрывается» между двумя мотивами, именно эмоциональное отношение помогает ему сделать выбор.
Эмоции ярко отражаются в теле, мимике, поведении. Когда человек находится в сложной ситуации, не знает какой сделать выбор, не понимает, что он чувствует, лучший способ найти контакт с собой и «услышать» свое подсознание – научиться распознавать эмоции, которые он испытывает.
Эффект «ожидание–реальность» или что такое когнитивный диссонанс
Леон Фестингер
Понятие «когнитивный диссонанс» ввел Л. Фестингер. Согласно его теории, диссонанс – это резко отрицательная эмоциональная реакция, которая возникает в момент, когда ожидания не совпадают с реальностью.
Например, студент написал работу и был уверен, что получит за нее высший балл. Но в итоге узнал, что полностью провалился и получил «неуд». В этот момент у него возникает когнитивный диссонанс.
Другой пример: девушка ожидала, что, когда выйдет замуж, у нее начнется жизнь, как у Золушки после того, как она встретила принца. В результате оказалось, что муж требует заниматься стиркой, готовкой, сидеть дома и не общаться с подругами. Она сталкивается с когнитивным диссонансом, потому что ее ожидания не оправдались.
Чтобы преодолеть когнитивный диссонанс, нужно выбрать один из 2-х вариантов:
- либо изменить свои ожидания и «скорректировать» их с реальностью;
- либо найти новую информацию, которая бы подтвердила эти ожидания.
Например, девушка может убедить себя, что живет в сказке, потому что «у других и этого нет», а студент – что профессор, оценивающий его работу, не компетентен и не увидел ее гениальности.
В своей теории Л. Фестингер ввел и другой термин, «консонанс» – это ощущение удовлетворения, радости, гордости, когда ожидания человека совпали с реальностью.
Но чтобы чаще испытывать консонанс нужно, как минимум, формировать реалистичные, то есть, адекватные, ожидания. Чем больше человек живет в грезах и фантазиях о том, «как должно быть», чем меньше он критичен, тем чаще сталкивается с когнитивным диссонансом.
Эмоции и чувства: в чем разница
Эмоции и чувства
В отличие от эмоций, которые часто являются биологической, часто неосознаваемой реакцией на какие-то события, чувства более социальны и осознаны.
Чувства выражают длительное стойкое отношение к чему-либо. Например, чувство любви, привязанности, ненависти. Чувства более понятны человеку и более статичны.
У чувств бывают разные виды:
- нравственные чувства – любовь, дружба, патриотизм, верность;
- интеллектуальные чувства – интерес, любознательность, вдохновение, творческий подъем;
- эстетические чувства – переживания, которые испытывает человек, который слушает симфонию, смотрит на работы великих художников и пр.
Помимо чувств и эмоций в психологии отдельно выделяется такое понятие, как «настроение» – совокупность переживаний, бессознательная оценка текущей жизненной ситуации, которая влияет на самочувствие человека.
Зачем человеку нужны отрицательные эмоции
Многие люди стремятся подавлять свои негативные эмоции, вытеснять их, пытаясь искусственно «заполнить» свою жизнь радостью, весельем, любовью. Но чем больше они их отрицают, тем больше становятся несчастными.
Эмоции, даже тяжелые, неприятные, это ценные «продукты» эволюционного развития психики. Негативные эмоции помогают человеку понять себя, разобраться, что ценно в его жизни, чего он хочет.
Отрицательные эмоции
Чтобы распознавать эти сигналы, нужно просто задуматься о том, в чем смысл той или иной эмоции:
- страх – это сигнал, что человек находится в опасности, а значит, должен действовать: либо убежать, либо победить, либо спрятаться, либо убедиться, что опасности нет;
- гнев (начиная от раздражения и заканчивая яростью) – эта эмоция означает, что, по мнению человека, нарушена справедливость, кто-то поступает неправильно, нарушает его границы, отбирает то, что принадлежит ему;
- грусть (от сожаления до тоски, печали) – сигнализирует, что человек утрачивает нечто ценное для себя, что ему не безразлично;
- обида – возникает, когда ожидания не соответствуют действительности: «Другой человек поступил так, как я от него не ожидал, обидел меня»;
- зависть – через эту эмоцию выражается мысль: «У другого есть то, чего нет у меня», то есть зависть помогает понять, что человек сейчас хочет, и может стать стимулом к достижению этого;
- вина – «Я нарушил свои нравственные нормы, поступил неправильно»; благодаря чувству вины человек меньше совершает поступков, которые считает «плохими»;
- стыд – «Другие узнали о том, что я нарушил свои моральные ценности, допустил ошибку»;
- презрение – появляется в момент, когда другой нарушает важные для человека ценности;
- превосходство – «Я чувствую, что лучше, чем другие».
Зачем изучать эмоции
Понимая смысл негативных эмоций, человек может лучше понять себя. Например, испытывая стыд, задаться вопросом: «Почему мне так важно мнение других людей?», а при превосходстве: «Почему я чувствую себя лучше и мне это важно?».
Печаль и способность ее выразить тоже важны. Вовремя невыплаканная боль может привести к затяжной депрессии. Тогда как слезы приносят облегчение, помогают справляться с физической болью, освобождаться от тяжелых мыслей.
Гнев помогает отстаивать свои границы. Но гнев – не значит агрессия, которая провоцирует конфликты и физическое насилие. Когда человек злится, у него появляются ресурсы, чтобы озвучить то, что его не устраивает в отношениях.
Опубликованное в 2001 году исследование в журнале «Personality and Social Psychology» показало интересный результат: людей, которые могут заявить о своем недовольстве, окружающие воспринимают более уверенными, компетентными и харизматичными. Они вызывают больше уважения.
В 2013 году в научном журнале «Social Psychological and Personality Science» были опубликованы данные другого исследования. Как оказалось, люди, которые умеют выражать и проживать, как негативные, так и позитивные эмоции, во взрослой жизни имели лучшие показатели здоровья, быстрее адаптировались к новым обстоятельствам и легче преодолевали стресс.
Понимание своих эмоций и причин их появления – ключ к тому, чтобы лучше осознавать себя, свои желания и объективно реагировать на внешние обстоятельства.
Эмоции | Кафедра психологии
Дочерний факультет
фото Джона ФрименаОсновной факультет
Джон Фриман
Доцент кафедры психологии
Научные интересы
Социальная когнитивная неврология
Социальное познание
Эмоции
Социальная психология
Когнитивная неврология
фото Меган МейерОсновной факультет
Меган Мейер
Доцент кафедры психологии
Научные интересы
Социальная когнитивная нейронаука
Социальное познание
Когнитивная нейронаука
Память
Социальные сети
Эмоции
Социальная психология
фото Кевина ОкснераОсновной факультет
Кевин Окснер
Профессор психологии, кафедра
Научные интересы
Социальная когнитивная нейронаука
Социальное познание
Эмоции
Саморегуляция
Когнитивная нейронаука
фото Лоис ПатнэмПочетный
Лоис Патнэм
Профессор психологии кафедры психологии
Научные интересы
Когнитивная психология
Внимание
Эмоции
фото Ним ТоттенхэмОсновной факультет
Ним Тоттенхэм
Профессор психологии, директор последипломного образования
Научные интересы
Аффективная неврология развития
Эмоции
Развитие
Аффилированные аспиранты
Аспиранты
Научные интересы
Развитие
Развитие аффективной нейронауки
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Эмоциональная неврология развития
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Эмоции
Отношения
Социальная когнитивная неврология
Аспирант
Научные интересы
Когнитивная неврология
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Социальная когнитивная неврология
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Саморегуляция
Эмоции
Когнитивная неврология
Аспирант
Научные интересы
Когнитивная неврология
Мотивация
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Суждения и принятие решений
Мотивация
Эмоции
Социальное поведение
Аспирант
Научные интересы
Социальная когнитивная неврология
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Когнитивная неврология
Эмоции
Внимание
Обучение и память
Аспирант
Научные интересы
Эмоциональная неврология развития
Эмоции
Интерес как эмоция | Изучение психологии интересов
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзучение психологии интересовНейропсихологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзучение психологии интересовНейропсихологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Ссылка
Сильвия, Пол Дж. , «Интерес как эмоция», Exploring the Psychology of Interest , Psychology of Human Motivation ( New York , 2006; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 сентября 2007 г.), https://doi .org/10.1093/acprof:oso/9780195158557.003.0002, по состоянию на 21 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзучение психологии интересовНейропсихологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзучение психологии интересовНейропсихологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматривается исследование интереса как эмоции. Современные теории аффективной науки предполагают, что эмоции состоят из компонентов, таких как выражение лица и голоса, субъективный опыт, мотивационные функции и физиологические изменения. Небольшой объем работ предполагает, что интересующий опыт включает в себя изменения в выражении лица и вокальной мимике. Функция интереса состоит в том, чтобы мотивировать поиск знаний и исследование, что со временем формирует знания и компетентность. Субъективное качество интереса позитивно и активно, что соответствует его ориентировочной функции. Эти компоненты связаны: субъективные, экспрессивные и поведенческие компоненты интереса коррелируют друг с другом, указывая на организованную эмоциональную реакцию. Наконец, многие эксперименты с эмоциями и эстетикой показывают, что интерес отличается от аналогичной эмоции счастья/наслаждения: они имеют разные причины и разные последствия для исследования.
Ключевые слова: выражение лица, вокальное выражение, субъективный опыт, счастье, мотивация, физиология, аффективная наука, эстетика
Предмет
НейропсихологияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.