понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
Речевая форма мысли. Мысль может быть воплощена только в трехчленном предложении. В слове мысль получает материальную оболочку (воплощается). У всех народов во все века мысль заключается в трехчленном предложении. В речевой форме мысли должны быть представлены два соотносимые объекта (операнта) и один оперант, подлежащее, сказуемое или связка.
Суждение — это универсальная логическая форма и структурная единица мысли. Первичной логической формой мысли является суждение. Суждение – отражение связей между объектами, утверждение или отрицание чего-либо. Цепь суждений – умозаключение.
Опосредованность мысли. Все мыслительные процессы обеспечиваются мыслительными операциями.
1. Анализ — расчленения целого на части, мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов.
2. Синтез — соединение частей в единое целое.
Эти мыслительные операции взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых – в широте синтеза.
3. Сравнение — установление сходства и различия между предметами, что позволяет классифицировать явления.
4. Обобщение — мысленное объединение существенных, значимых признаков. Или генерализация – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.
Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.5. Абстракция – операция отвлечения от конкретного, частного, выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
6. Конкретизация — выделение частного из целого,
7. Классификация – разделение объектов на группы, подгруппы.
Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
СУЖДЕНИЕ — является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде.
РАССУЖДЕНИЕ – это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
ПОНЯТИЕ – форма мышления, которая отражает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как особое мыслительное действие.
Понятия различают по объему и содержанию.
Содержание понятия – это совокупность свойств и признаков предметов, образующих это понятие. Оно бывает конкретное и абстрактное. Понятие может быть теоретическое или эмпирическое и формируется в культурно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе своего жизненного пути.
Объем понятия – это множество предметов или явлений, каждое из которых обладает признаками, относящимися к содержанию понятия.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, делается определенный вывод. Проще, можно охарактеризовать умозаключение как цепочку суждений. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и трансдуктивные (по-аналогии).
Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное – умозаключением.
логические формы и индивидуальные особенности
Мыслительный процесс изучают две науки: логика и психология. Предметом логики являются понятия, суждения, умозаключения, то есть логические формы мышления. Психология занимается изучением процесса мышления субъекта, возникновения и развития мысли. Логика изучает результативную сторону мышления, психология — процесс, науки дополняют друг друга.
Логические формы мышления
Определение 1Понятие — мысль, отражающая признаки предметов и явлений, которые являются общими, существенными, отличительными.
Например, «одежда — изделие или несколько изделий, надеваемых человеком», «зигзаг — ломаная линия, звенья которой поворачивают то в одну, то в другую сторону». Понятие имеют отношение не к отдельному предмету или явлению, а к группе и обобщенно отражают действительность.
Суждение отражает связи между предметами и явлениями или между их признаками. Выделяют суждения ложные и истинные, общего, частного и единичного порядка. Общие суждения относятся ко всем предметам и явлениям, объединенным в группы. Например, «все ученики приготовили домашнее задание». Частное суждение касается части предметов и явлений одного понятия. Например, «некоторые ученики не выучили урок». Единичное суждение распространяется на конкретное понятие. Например, «З.Фрейд — психолог». Суждение раскрывает понятие. Без знания содержания понятия, человек не может высказывать суждения о нем.
Определение 2Умозаключение — это мыслительная связь, объединяющая исходные суждения (посылки) для получения другого суждения — вывода, заключения, которое возникает из посылок.
Виды умозаключений
Человек может делать индуктивные и дедуктивные умозаключения. Индукция — это движение мысли от частного к общему. Дедуктивное умозаключение происходит от общего к частному. Дедукция дает возможность человеку получить знания о конкретном, индивидуальном на основе общих законов и правил. Например «Всякое общественно опасное деяние наказуемо. Преступление есть общественно опасное деяние. Дача взятки — преступление. Следовательно, дача взятки наказуема».
Силлогизм — тип дедуктивного умозаключения. Это логическая форма мышления, где две посылки общего и частного характера выводят новое суждение. Чтобы человеческая мыслительная деятельность происходила, необходимы и индуктивные, и дедуктивные логические формы. Именно с помощью этих форм мышление становится доказательным, убедительным, правильно отражающим объективную действительность.
Выделяются умозаключения по аналогии. Знания переносятся на другой предмет, менее изученный, но имеющий сходство по основным свойствам с изученным предметом.
Определение 3Аналогия — это вывод логического плана в направлении от частного к частному. Умозаключение по аналогии является одним из источников гипотез в науке.
Индивидуальные особенности мышления
Подобно другим психологическим процессам мыслительная деятельность у каждого человека индивидуальна. Выделим основные индивидуальные характеристики мыслительной деятельности.
Определение 4Самостоятельность мышления
— способность человека выдвигать задачи и находить решения самостоятельно.Широта ума характеризуется познаниями человека. Чем разнообразнее области познавательной деятельности, тем шире кругозор. Человек отличается любознательностью, разносторонними интересами.
Определение 5Глубина ума — способность понять сущность сложных понятий, умение увидеть проблему, невидимую другими людьми. Человек испытывает потребность в понимании причин возникновения какого-то события или явления, прогнозирует их дальнейшее развитие.
Гибкость ума характеризуется свободным мышлением, человек не испытывает влияния прошлого опыта в решении новых задач. Он способен быстро менять свои действия, если меняется обстановка.
Определение 6Быстрота ума — умение быстро и легко разобраться в незнакомой ситуации, принять верное решение.
Быстрый ум сопровождают богатые знания, высокая степень развития мыслительных навыков. Быстрота ума зависит от типа психической деятельности человека, подвижности нервных процессов.
Определение 7Торопливость — это не быстрота ума, а всего лишь отсутствие упорства и усидчивости.
Определение 8Критичность ума — способность человека давать оценку своим мыслям и мыслям других людей.
Человек с критическим складом ума тщательно проверяет все положения и выводы, не расценивает свои суждения, как абсолютные и неоспоримые.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Способы мышления
Думать мы делаем весь день, каждый день. Будь то решение особенно сложной проблемы, планирование того, что вы собираетесь заказать из еды на вынос позже, или мечтание ни о чем конкретном, мышление — это то, что помогает нам находить решения и достигать наших целей.
Конечно, думать, когда вы пытаетесь решить проблему, — самый интенсивный способ мышления, но это не единственный способ найти ответ.
На самом деле существует два разных режима мышления — сфокусированный и рассеянный, — которые при наиболее эффективном использовании могут помочь вам решать проблемы еще быстрее и эффективнее!
Режим фокусировкиКак видно из названия, это когда вы садитесь и посвящаете все свое внимание чему-то. Это прямой подход к решению проблемы или обучению, использующий рациональный, последовательный и аналитический подходы.
Некоторые примеры сфокусированного мышления включают в себя: публичное выступление, изучение фактов (например, таблицы умножения) и решение кубика Рубикса.
По сути, если все ваше внимание сосредоточено на чем-то, вы находитесь в режиме сфокусированного мышления!
Однако это может быть узкий и специфический способ решения чего-либо, и это особенно очевидно, когда вы пытаетесь решить проблему. Если вы сидите, пытаясь решить сложную проблему, иногда может быть трудно придумать другое решение, кроме неправильного, которое вы изначально придумали. Это называется «эффект мышления».
Эффект мышленияКогда мы впервые подходим к проблеме, мы можем придумать, как нам кажется, правильный метод и ответ. Неизбежно оказывается, что это неправильно. Но затем, когда вы пытаетесь придумать новый способ решения проблемы, вы просто не можете избежать того, что уже пробовали!
Если это случилось с вами, вы точно не одиноки. Всем трудно найти другой подход к проблеме, но хитрость в том, чтобы научиться преодолевать ее. Эффект мышления действует как барьер для нас, когда мы пытаемся учиться, поэтому нам нужно сделать шаг назад и позволить себе найти альтернативный метод для получения ответа.
Рассеянный режимЗдесь вступает в действие рассеянный режим мышления. В отличие от сфокусированного режима, рассеянный режим — это когда вы позволяете своему уму расслабиться, блуждать и думать обо всем!
Когда вы выходите из-за стола (и над чем вы работаете), включается рассеянное мышление. Это позволяет вам сделать шаг назад и увидеть более широкую картину, что, в свою очередь, может быть полезно, когда вы вернетесь к своей работе. поскольку вы, возможно, думали о новых методах и решениях, которые могли бы помочь.
Итак, если у вас проблемы с работой, не расстраивайтесь и не вставайте из-за стола, пока не решите ее. Сходите на прогулку, примите душ, поешьте чего-нибудь или даже займитесь чем-нибудь другим, кроме работы над этой конкретной проблемой! Даже если вы немного отвлечете свой разум, ваше подсознание все равно будет работать над проблемой, и вы можете обнаружить, что у вас наступает момент «лампочки», когда вы возвращаетесь к поставленной задаче.
Рассеянное мышление позволяет смотреть на проблемы и решать их более расслабленно и естественно, и именно тогда обучение становится легким!
Как мне использовать эту информацию?Знать все это очень хорошо, но как вы можете применить это в своем обучении? Что ж, ключ всегда в том, чтобы начинать с целенаправленного мышления. Важно сосредоточиться на проблеме и действительно попытаться найти решение, что в конечном итоге вы и сделаете! В таком случае переходите к следующему вопросу.
Если, однако, вы боретесь, расстраиваетесь и не видите другого способа найти ответ, это эффект мышления. Просто примите, что это произойдет, и используйте это как подсказку, чтобы сделать перерыв любым способом, который вы выберете. В этот момент вступает в действие рассеянное мышление, которое дает вашему разуму возможность отстраниться от проблемы и, надеюсь, увидеть правильный способ получить правильный ответ!
Два способа мышления | в главе 03: Состояния сознания
Два способа мышления
В малоизвестной статье 1963 года Ульрик Нейссер писал: «Многие писатели различают два типа психических процессов». Один тип хорошо упорядочен, легко описывается и контролируется с помощью сознательных процессов, таких как планирование.
Другой тип сложнее описать и сложнее контролировать. Для него характерна параллельная обработка (много дел происходит одновременно). Нейссер добавил:
Не может быть совпадением, что два соответствующих режима появились как альтернативные возможности при проектировании «искусственно интеллектуальных» систем, то есть при программировании компьютеров. В этой области две возможности часто называют «последовательной» и «параллельной».
На что указывал Нейссер в своей статье 1963 года?
Нейссер указал, что последовательная или последовательная обработка соответствует тому, что другой психолог, Джером Брунер, назвал аналитическим мышлением . Одновременная или параллельная обработка соответствовала тому, что Брунер называл интуитивным мышлением. Вот как описал их Брунер (1960).
Аналитическое мышление обычно развивается шаг за шагом. Шаги являются явными, и обычно о них можно точно сообщить…
Такое мышление происходит при относительно полном осознании информации и задействованных операций. Это может включать тщательное и дедуктивное рассуждение, часто с использованием математики или логики и четкого плана атаки. Или это может включать пошаговое0073 поэтапный процесс индукции и эксперимента…
Характерно, что интуитивное мышление не продвигается вперед осторожными, хорошо спланированными шагами. На самом деле, он имеет тенденцию включать маневры, основанные, по-видимому, на имплицитном восприятии проблемы в целом. Мыслитель приходит к ответу, который может быть правильным или неправильным, практически не осознавая, каким образом он его получил. (Брунер, 1960, стр. 57-58)
Что такое аналитическое мышление? Интуитивное мышление?
Аналитический способ мышления возникает, когда мы концентрируем наше внимание и сознательно используем наш мозг для разработки стратегии или плана действий. Это тип контролируемой обработки, который Познер описал как освещение передней поясной извилины в префронтальных областях мозга.
В отличие от этого, интуитивный способ мышления не всегда выигрывает от внимания. В этом режиме важные процессы должны быть разрешены , потому что одновременно происходит слишком много процессов, чтобы исполнительные процессы могли всем этим управлять. Этот тип деятельности включает в себя параллельную обработку (то, что Брунер назвал «неявным восприятием общей проблемы»).
В главе 1 (Психология и наука) я предположил, что наука похожа на другие инструменты , усиливающие существующие функции мозга . Наука расширяет естественную способность человеческого мозга моделировать или представлять вселенную.
Две разные категории научных исследований позволяют использовать два разных вида способностей в науке. Наблюдательные исследования выявляют корреляции, позволяющие делать прогнозы. Мы можем не знать, почему существует связь, но мы можем использовать ее для предсказания. Это напоминает функцию интуиции.
Другой формой исследования является экспериментальное исследование. Он сознательно контролируется, поскольку переменными манипулируют, чтобы увидеть их эффекты. Это как аналитический мыслительный. Акцент делается на выявлении компонентов системы и их взаимодействии, чтобы понять, как работает система. Две силы науки перекликаются с двумя способами мышления.
Вновь обнаружены два способа мышления
Два способа мышления были вновь открыты в 1990-х годах. Raichle (1994) в Annual Reviews of Psychology проанализировал данные экспериментов по сканированию мозга. Он пришел к выводу, что в мозгу существуют два различных пути обработки информации.
Во время сознательной фазы обучения был активен один путь. Другой преобладает бессознательное или автоматическая обработка .
Сознательный процесс Райхля соответствует последовательному процессу Нейссера или аналитическому процессу Брунера. Автоматический процесс Райхле соответствует параллельному процессу Нейссера или интуитивному процессу Брунера. Названия меняются, но различия остаются прежними.
Каким образом в XIX веке вновь были обнаружены «два способа мышления»?90-е? Какой режим является «головой», а какой «сердцем»?
Точно так же Эпштейн (1995) писал в американском психологе , что данные указывают на «два…
Эпштейн сказал, что именно поэтому мы можем испытывать «конфликты между сердцем и головой». Одна система активна во время сознательной, контролируемой или интеллектуальной деятельности (голова), другая — во время бессознательных, невольных эмоциональных реакций (сердце). Эти двое не всегда соглашаются.
Вечное различие снова всплыло в 2011 году в книге Даниэля Канемана « Мышление: быстрое и медленное ». Книга стала бестселлером, описанным в New York Times как «удивительно богатая книга: ясная, глубокая, полная интеллектуальных сюрпризов».
Канеман описал две когнитивные системы. «Система 1 быстрая, интуитивная и эмоциональная; Система 2 медленнее, более взвешенная и более логичная». Звучит знакомо?
Два режима сознания иногда могут быть дважды диссоциированный . Другими словами, травма головного мозга может отключить один тип процесса, оставив неповрежденным другой, и наоборот.
Это может произойти при синдроме прозопагнозии или лицевой слепоте. Некоторые пациенты с поврежденным мозгом не могут сознательно распознать ни одно лицо, в том числе свое собственное или лицо исследователя.
Однако эти же пациенты проявляют бессознательную эмоциональную реакцию на знакомые лица при наблюдении с помощью прибора, похожего на детектор лжи. «Сердце» узнает знакомое лицо, а «голова» — нет.
Другие пациенты с повреждением головного мозга демонстрируют прямо противоположную картину. Они не проявляют эмоциональной реакции на знакомое лицо, но могут сознательно узнавать и называть знакомые лица (Newcombe & Lie, 1995).
Какие данные свидетельствуют о «двух режимах обработки» при изучении лицевой слепоты?
Другой пример связан с обусловливанием страха. Когда человек узнает, что звук предшествует удару током, обычно возникают два последствия:
1. Субъект имеет сознательную память о соединении. Субъект знает, что тон предшествует удару.
2. Субъект проявляет эмоциональную (вегетативную) реакцию на тон, измеренную на устройстве, похожем на детектор лжи. Если тон звучит в случайное время, иглы прыгают.
Bechara, Tranel, Damasio, Adolphs, Rockland и Damasio (1995) обнаружили, что эти ответы также могут быть дважды диссоциированы. В одном случае был пациент с повреждением около миндалевидного тела.
Пациент с повреждением миндалины вспомнил факт о том, что перед каждым ударом током раздавался громкий звуковой сигнал. Но она не показала эмоциональная реакция на гудок.
У другого пациента был поврежден гиппокамп, область, участвующая в создании сознательных воспоминаний. Он проявил эмоциональную реакцию на гудок, но он был не в состоянии вспомнить, что это сопровождалось шоком.
Наконец, у третьего пациента были повреждены как миндалевидное тело, так и гиппокамп. Этот пациент «не усвоил ни [эмоциональной] обусловленности, ни фактов».
Какие данные свидетельствуют о двух режимах обработки данных, полученных в результате изучения условного рефлекса страха?
Если два процесса можно дважды разъединить, каждый из которых устранен, не влияя на другой, то они представляют собой разные процессы в нервной системе. Это подтверждает догадку Нейссера (и аналогичную догадку всех остальных).
———————
Ссылки:
Бечара, А., Транел, Д., Дамасио, Х., Адольфс, Р., Рокланд, К. и Дамасио, А.Р. (1995) Двойная диссоциация условного и декларативного знания относительно миндалевидного тела и гиппокампа у людей.