Читать онлайн «Психология конфликта», Н. В. Гришина – Литрес, страница 13
Межгрупповые конфликты
Межгрупповым принято называть взаимодействие как между собственно группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также любые ситуации, в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп.
Чаще, безусловно, когда речь идет о межгрупповых конфликтах, имеются в виду именно конфликты между группами людей.
Социальные группы являются предметом изучения многих научных дисциплин – философии, социологии, политологии и, конечно, психологии, в первую очередь социальной. Благодаря этому, вероятно, а также учитывая очевидную социальную актуальность, межгрупповые конфликты (по сравнению с другими видами конфликтов) чаще становились объектом внимания исследователей и получили более разнообразное описание в литературе.
Враждебность, соперничество и войны между группами описывались историками, анализировались философами, социологами, политологами, и потому взгляды психологов на межгрупповые конфликты часто явно или неявно имели основания в смежных областях знания, равно как и оценивались не только с позиций научно-психологической достоверности, но и социальных установок своего времени.
Подобно тому как были описаны личностные и межличностные конфликты, межгрупповые конфликты также могут быть рассмотрены с позиций трех подходов: мотивационного, ситуационного и когнитивного, что находит отражение в литературе по проблемам межгруппового взаимодействия (Агеев, 1990). И точно так же, как и в предыдущих случаях, эти подходы различаются, прежде всего, пониманием истоков и природы конфликтов.
Мотивационные подходы
С точки зрения мотивационного подхода, поведение группы и ее отношение к другим группам рассматривается как отражение ее внутренних проблем. Например, аутгрупповая (направленная вовне) враждебность является следствием внутренних напряжений и проблем в самой группе, ее собственных противоречий и конфликтов. Подобное объяснение потому и называется мотивационным, что группа нуждается во внешнем конфликте с целью решения своих собственных проблем.
Такое понимание межгрупповых отношений получило наиболее явное воплощение в работах Фрейда, утверждавшего, что аутгрупповая враждебность совершенно неизбежна в любом межгрупповом взаимодействии и имеет универсальный характер, поскольку является главным средством поддержания сплоченности и внутренней стабильности группы. Механизм формирования этой враждебности к «чужим» связан с инстинктом агрессии, эдиповым комплексом, эмоциональной идентификацией со своим лидером-«отцом» и т. д. Интерпретация Фрейдом механизма возникновения враждебности к «чужим» и привязанности к «своим» не получила значительной поддержки, тогда как идея неизбежности аутгрупповой враждебности (агрессии, межгрупповой конфликтности и дискриминации) была принята многими исследователями и развивалась в их работах.
Другой вариант мотивационного объяснения межгрупповых конфликтов основан на известной концепции фрустрационной детерминации агрессии, которая дала толчок соответствующим исследованиям в области межгруппового взаимодействия. Они связаны главным образом с именем Берковица. Основываясь на известных общепсихологических исследованиях Долларда, Миллера и др., он осуществил перенос их идей в область социального взаимодействия. В своей книге «Агрессия: социально-психологический анализ» (Berkowitz, 1962) и последующих работах Берковиц описывает разнообразные социально-психологические влияния на агрессивное поведение.
Одним из основных понятий концепции Берковица стало понятие относительной депривации. Относительная депривация – это (в контексте межгруппового взаимодействия) оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с другими группами: своей группе приписываются меньшие возможности, ущемленность в правах, несправедливый социальный статус и т. д. По Дойчу понятие депривации является важнейшим объяснительным концептом по отношению к переживаемому чувству несправедливости. Можно считать общепризнанным, что неудовлетворенность вызывается прежде всего относительной, а не абсолютной депривацией. Это означает (что подтверждено и результатами эмпирических исследований), что те, кто объективно характеризуется более благоприятными абсолютными показателями, могут ощущать большую неудовлетворенность из-за относительной депривации, если их ожидания были более высокими или они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они (Deutsch, 1985, р. 50).
Известно, что при росте уровня благосостояния, материального или социального статуса изменяется и планка, в соответствии с которой человек оценивает свои достижения. Относительная депривация возникает в результате «сравнения, нацеленного вверх» (Майерс, 1997, с. 496) и становится для группы (или ее отдельных представителей) источником фрустрации и последующей возможной агрессии. При этом объектом агрессии может стать не только тот, кто непосредственно вызвал фрустрацию, но любой человек или люди, ассоциирующиеся с ним по признаку групповой принадлежности или по иным причинам оказавшиеся в положении «козла отпущения». Впечатляюще выглядят данные о росте воровства в связи с распространением телевидения, демонстрировавшего более высокий, чем это было доступно большинству зрителей (особенно бедным слоям и молодежи), жизненный стиль героев телеэкрана (Майерс, 1997, с. 497–498). А поскольку в современном обществе с его сложной социальной структурой всегда можно найти более привилегированные по тем или иным параметрам слои или группы, то явление относительной депривации всегда потенциально присутствует в социальных сравнениях, а следовательно, существует и вероятность аутгрупповой враждебности. По Г. Тэджфелу, если индивид чувствует неудовлетворенность, сравнивая себя с другими, то для решения его проблем достаточно преобразования индивидуальной ситуации. Групповая депривация тем и сложна, что требует изменения в социальной позиции группы (Deutsch, 1985, р 51).
Свой социально-психологический анализ Берковиц также переводит на уровень широкого социального взаимодействия – конфликтов, связанных с этническими предрассудками, расовых конфликтов и т. д. Для этого ему оказывается вполне достаточно чисто психологических понятий. С помощью гипотезы о фрустрационной детерминации агрессии можно, по мнению ее отдельных приверженцев, объяснить даже проблемы политических революций.
Ситуационный подход
И все же гораздо больший резонанс в изучении межгрупповых конфликтов в психологии (и социальных науках вообще) приобрел ситуационный подход. Как мы видели ранее, для ситуационного подхода характерен поиск детерминант психологических явлений в ситуации, контексте, особенностях внешних факторов. В исследовании межгрупповых конфликтов именно этот подход стал наиболее плодотворной основой как теоретических построений, так и эмпирических обобщений.
Эксперимент М. Шерифа. Ситуационный подход в исследовании межгрупповых конфликтов прочно связан с именем Шерифа и его уже упоминавшимися экспериментами. Шериф поставил своей целью доказать, что решающими факторами, определяющими кооперативный или конкурентный характер межгруппового взаимодействия, являются факторы ситуации непосредственного взаимодействия групп. В соответствии с этим он выстроил методическую процедуру своего эксперимента, искусственно создав ситуацию конкуренции, жесткого соперничества между группами. На первой стадии создавались группы со сформировавшейся структурой и групповыми нормами. Эта стадия продолжалась около недели, после чего между группами начиналась конкуренция за счет искусственного создания разнообразных ситуаций, когда цели одной группы могли быть достигнуты только за счет другой, т. е. инициировалось жесткое соперничество групп.
Окончательно Шериф закрепил свой успех, решив преобразовать ситуацию конкуренции в ситуацию кооперации. Если его гипотеза о решающей роли ситуативных факторов верна, то изменение ситуации должно было изменить и характер межгрупповых отношений. В качестве средств изменения ситуации Шериф выбрал общие объединяющие цели, наличие общей угрозы, опасности, проблемы, создавая тем самым объективную ситуацию взаимозависимости и взаимной заинтересованности.
Для этого использовалась последняя стадия эксперимента, когда перед членами противоборствующих групп ставились общие задачи, которые могли быть решены только совместными усилиями. Им приходилось вместе тащить «сломавшийся» грузовик, собирать общие деньги для просмотра дорогостоящего фильма и др. Уменьшение их неприязни друг к другу было совершенно очевидным (рис. 3.2). Домой они ехали вместе на одном автобусе и уже не держались двумя раздельными группами, а, подъезжая к родному городу, дружно запели приветственную песню. Таким образом, «с помощью изоляции и соперничества Шериф превратил незнакомцев в заклятых врагов. С помощью экстраординарных целей он превратил врагов в друзей» (Майерс, 1997, с. 657–658).
Соревнование «я выиграл – ты проиграл» быстро превращает незнакомцев во врагов, порождая открытую конфронтацию даже у нормальных честных мальчиков.
Д. Майерс
Столь же удачными оказались попытки Р. Блейка и Дж. Моутон, воспроизводивших в своих экспериментах с руководителями ситуацию, смоделированную Шерифом.
Руководители (более 1000 человек) сначала занимались в раздельных группах, затем соревновались с другой группой и далее объединялись ради достижения общих значимых для них целей. Их поведение и реакции в целом оказались подобны реакциям подростков Шерифа (с поправкой на возраст). Эксперименты Шерифа имели большой резонанс. На фоне пессимистических рассуждений о неизбежной межгрупповой враждебности, берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений, доказательства ситуативной обусловленности конфликтов открывали перспективы влияния на межгрупповые отношения и, более того, перспективы эффективного управления конфликтами. Кроме того, результаты, полученные в рамках ситуационного подхода, лучше согласовывались с идеями и работами социологов в области конфликтов.
Именно на основе исследования конфликтов в рамках социального контекста и с учетом социальных переменных была сформулирована реалистическая теория конфликта.
«Реалистическая теория конфликта».
Конфликт рационален в том смысле что те или иные группы действительно имеют несовместимые цели и конкурируют в стремлении овладеть ресурсами, которые не беспредельны… Своим названием эта теория обязана обращением к так называемым «реалистическим» источникам группового конфликта, а ее исходным тезисом является предположение о «рациональности» конфликта.
Д. Кэмпбелл
Основные положения «реалистической теории группового конфликта» Д. Кэмпбелл формулирует следующим образом.
«1. Реальный конфликт интересов различных групп обусловливает межгрупповой конфликт».
Межгрупповой конфликт будет, соответственно, особенно интенсивным, если реальный конфликт интересов значителен, а предполагаемый выигрыш сторон велик.
«2. Реальный конфликт интересов, а также явный, активный или имевший место в прошлом межгрупповой конфликт и/или наличие враждебности, угрозы и конкуренции соседних групп (что в целом может быть названо „реальной угрозой“) обусловливают восприятие угрозы отдельными членами группы».
Соответственно дальнейшие положения могут рассматриваться с точки зрения либо реальной угрозы, либо воспринятой угрозы, либо и той, и другой.
«3. Реальная угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы».
По Шерифу, враждебность тем больше, чем значительнее подвергающаяся угрозе ценность, чем существеннее цель, к достижению которой стремятся конкурирующие группы, и чем серьезнее помеха на пути достижения.
«4. Реальная угроза обусловливает внутригрупповую солидарность».
«5. Реальная угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности (идентичности)».
Это положение было сформулировано Козером и конкретизировано Шерифом, показавшим, что внешняя угроза, как и межгрупповая конкуренция, приводит членов группы к преувеличению собственных достоинств и чужих недостатков.
«6. Реальная угроза увеличивает непроницаемость групповых границ».
«7. Реальная угроза уменьшает отклонения индивидов от групповых норм».
«8. Реальная угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности нарушивших верность своей группе».
«9. Реальная угроза приводит к необходимости наказания и остракизма членов группы, отклоняющихся от групповых норм».
«10. Ошибочное восприятие членами группы угрозы со стороны внешней группы обусловливает повышенную внутригрупповую солидарность и враждебность в отношении внешней группы».
Речь идет о сознательном использовании выявленных закономерностей для усиления сплоченности группы или ее сохранения, например искусственное нагнетание внешней угрозы, поиск врага и т. д. (Кэмпбелл, 1979).
Хотя, как уже отмечалось, некоторые положения реалистической теории имеют психологический характер, сама теория в целом является синтезом данных социально-психологических экспериментов и ситуаций взаимодействия групп и развития социологических идей.
Из других тезисов социологов полезны для понимания межгрупповых конфликтов и работы с ними положения Козера о факторах длительности конфликтов и Зиммеля об их остроте.
По мнению Козера, длительность конфликта определяется следующими факторами: ясностью целей конфликтных групп, степенью их согласия по поводу смысла победы или поражения, способностью лидеров понять, чего стоит победа, и убедить своих сторонников в том, что желательно прекратить конфликт (Тернер, 1985, с. 173–174).
1. Чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем острее конфликт.
A. Чем выше была раньше степень причастности групп к конфликту, тем сильнее они вовлечены в него эмоционально.
Б. Чем сильнее была раньше вражда между группами, принимающими участие в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.
B. Чем сильнее соперничество участвующих в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.
2. Чем лучше «сгруппированы» группы, втянутые в конфликт, тем он острее.
3. Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.
4. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.
5. Чем меньше изолированы и обособлены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт.
6. Чем меньше конфликт служит просто средством достижения цели и чем больше он становится самоцелью, тем он острее.
7. Чем больше, по представлению его участников, конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.
Несмотря на некоторую общность положений реалистической теории конфликтов и ряда социологических представлений, отраженных, в частности, в работах Зиммеля и Козера, нельзя сказать, что эти две точки зрения полностью совпадали. В частности, одним из дискуссионных остался вопрос о связи межгрупповой враждебности и внутригрупповой сплоченности. Сама связь при этом не подвергается сомнению и не оспаривается, однако высказываются разные мнения относительно их причинно-следственного характера.
Одна из возможных позиций состоит в том, что внутригрупповая сплоченность ограничивает выход негативных чувств для членов группы, в связи с чем разногласия и напряженность между ними находят свой выход в аутгрупповых проявлениях, в частности во враждебности к «другим» (что, соответственно, становится следствием внутригрупповой сплоченности). И наоборот, другая точка зрения рассматривает внутригрупповую сплоченность как «защитную реакцию» на внешнюю угрозу со стороны «других», конкуренцию с ними и другие проблемы. Эта позиция также представляется вполне обоснованной, и на ее счет имеются экспериментальные подтверждения.
Хотя эти две точки зрения нередко противопоставляются, вряд ли они должны рассматриваться как взаимоисключающие. Речь вполне может идти о двух разных механизмах, «работающих» в разных условиях: как внутри-групповая солидарность может при определенных обстоятельствах способствовать возникновению и интенсификации аутгрупповой конфликтности, так и межгрупповая враждебность может вести к усилению внутригрупповой солидарности.
Таким образом, несмотря на успех реалистической теории, нельзя считать, что получены ответы на все вопросы, касающиеся природы и процесса возникновения межгрупповых конфликтов.
Обобщение М. Дойча. Дойч, обобщив результаты своих многочисленных исследований, а также работ других авторов, следующим образом сформулировал различия по ряду параметров между группами, вовлеченными в процесс кооперативного или конкурентного взаимодействия (Deutsch, 1985, р. 118–119).
1. Коммуникация:
а) кооперативный процесс характеризуется открытой коммуникацией и честным обменом информацией между участниками, которые заинтересованы информировать и быть информированными;
б) конкурентный процесс характеризуется недостаточной коммуникацией между участниками, попытками разными способами получить информацию о других, снабжая тех в свою очередь вводящей в заблуждение информацией.
2. Восприятие:
а) кооперативный процесс усиливает восприимчивость участников к сходству и общности интересов, стимулирует конвергенцию их представлений и ценностей и, напротив, снижает тенденцию к подчеркиванию различий. Также усиливается способность принимать другую точку зрения;
б) конкурентный процесс имеет тенденцию усиливать восприимчивость к различиям и опасности, идущей от других, и минимизировать сходство с ними. Возникает чувство полной оппозиции: «Ты плохой, я хороший».
3. Установки по отношению друг к другу:
а) кооперативный процесс ведет к доверительным, дружественным установкам относительно друг друга, увеличивает желание помогать другим, способствует взаимному принятию и ожиданию быть принятым;
б) конкурентный процесс ведет к подозрительным, враждебным атти-тюдам, усиливает готовность негативно реагировать на просьбы и потребности других, способствует взаимному отвержению и ожиданию быть отвергнутым.
4. Ориентация на задачу:
а) кооперативный процесс стимулирует тенденцию участников подходить к решению общей задачи с использованием их индивидуальных возможностей и делает их способными заменять друг друга в совместной работе. Он способствует координации усилий участников и их общему пользованию ресурсами таким образом, что их продуктивность в задачах, включающих взаимозависимую деятельность, увеличивается. Ведет к определению конфликтных интересов как общей проблемы, могущей быть решенной совместными усилиями. Облегчает признание законности интересов друг друга и необходимости поиска решения, которое отвечало бы интересам обеих сторон. Имеет тенденцию скорее ограничивать, чем увеличивать масштаб конфликтных интересов. Попытки повлиять на другого имеют тенденцию ограничиваться процессом убеждения. Целью становится усиление общей мощи и ресурсов;
б) конкурентный процесс затрагивает разделение ресурсов и труда, а также координацию действий таким образом, что страдает продуктивность выполнения задач, которые были бы оптимальнее решены в ходе взаимосвязанной работы. Конкуренция стимулирует точку зрения, в соответствии с которой конфликты могут разрешаться только в результате навязывания одной стороне позиции другой.
Усиление собственной мощи и ослабление другой стороны становятся целями участников, что увеличивает масштабы конфликтных проблем. Для влияния на других используются насилие, тактика угроз и хитрости.
М. Дойч считает, что эти сравнительные результаты влияния кооперативной и конкурентной ситуации отражают не только процессы взаимодействия между группами, но приложимы и к внутригрупповым проблемам.
Центр Мир психологии | Консультация психолога по скайпу
Личностный конфликт — …включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Личностный, или психологический, конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека, поэтому этот тип конфликта нельзя считать социальным конфликтом в чистом виде. В зависимости от того, какие именно аспекты личности затрагиваются противоречиями, целесообразно различать три вида конфликтов: в мотивационной, когнитивной или деятельностной сферах.
Мотивационные конфликты – это конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых.
Возникновение и развитие этого конфликта обусловлено психологическими закономерностями принятия решения по значимым для человека ценностным ориентациям в результате восприятия окружающей действительности инстинктом, рассудком или сознанием.
Это конфликт между неотъемлемым свойством человеческой природы к самосохранению и психикой, где это свойство отражается в конкретных жизненных условиях.Конфликт мотивов – это когда человек выбирает между одинаково привлекательными, но взаимоисключающими друг друга альтернативами. Конфликт возникает в результате того, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и с одинаковой силой. Поэтому человек не может выбрать сначала какой-то один мотив и реализовать их последовательно и оказывается в безвыходной, а часто и в парадоксальной ситуации.
Когнитивные конфликты, в основе которых находится противоречие между представлением (воображением) и реальностью. Согласно идеям когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок.
Ролевые конфликты (противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности).
Одним из способов описания жизнедеятельности человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей.
Традиционно различаются два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.
Это, во-первых, межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и, соответственно, требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьёзную психологическую проблему.
Второй вариант ролевых конфликтов – это внутриролевые конфликты, т. е. противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда или из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, быстро, без колебаний принимать решения) или из-за его нежелания делать это опять возникает проблема выбора (выбрать роль и изменить себе или отказаться от роли, а, может быть, найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия).
Скачать электронную книга с эффектом перелистывания страниц «Конфликт — это сложная социальная ситуация» — здесь
Виды внутриличностных конфликтов.
В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые Конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество Других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностномотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как Менно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.
Исходя из этого выделяют следующие основные структуру внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.
- Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
- Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею. но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).
- Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»)
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.
2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями выделяют конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых! или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать за ним.
3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе КОТОРЫХ лежат сексуальные патологии.
4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (Межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с Различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле J при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.
……………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Мы очень старались, чтобы сайт был интересным и полезным для наших читателей. Мы будем стараться еще больше от сознания того, что ты, дорогой гость, подписался на нашу рассылку!
Профессиональный сертификат психологии управления конфликтами
Профессиональный сертификатПсихология управления конфликтами
LouvainX
Мне интересноЧему вы научитесь
- Анализировать и моделировать ситуации расхождений и конфликтов.
- Ведите переговоры оптимально и осваивайте стратегии, ведущие к взаимовыгодным результатам.
- Организуйте посредничество с участием окружающих вас людей лично или виртуально.
- Критическая позиция по отношению к собственному и чужому стилям конфликта
- Определите ценность совместных стратегий управления конфликтами.
Управление конфликтами является важным навыком, который, как было показано, улучшает индивидуальную жизнь и благополучие. Любой человек, который овладеет им, не только станет более эффективным в своей жизни, но также сможет помочь другим справиться с их собственными трудностями, лучше справляться с конфликтами, решать проблемы, принимать решения и управлять межличностными конфликтами.
Кроме того, управление конфликтами является важным навыком, которым необходимо овладеть в профессиональной среде. Действительно, конфликт является наиболее распространенным опытом на рабочем месте, поскольку около трети сотрудников сообщают о разногласиях, случаях конфликта или продолжающихся сложных отношениях в течение 12 месяцев. На самом деле, конфликт очень вреден для функционирования организации, поскольку он снижает мотивацию сотрудников, увеличивает стресс, тревогу и депрессию, а также наносит ущерб финансам компаний либо из-за увеличения отпусков по болезни, либо из-за судебных издержек.
Наконец, навыки управления конфликтами имеют огромное значение в виртуальном мире. Действительно, по самой своей природе (например, онлайн-расторможенность, анонимность и общение только посредством текстовых сообщений) виртуальные среды представляют собой места, где наиболее вероятно возникновение конфликтов и в которых попытки межличностного и межгруппового сотрудничества сталкиваются с уникальными проблемами из-за того, что члены виртуальных сотрудничество работает вне культурных, географических и временных границ.
Этот сертификат управления конфликтами охватывает все психологические аспекты конфликтов и управления конфликтами, как для внутренних, так и для внешних заинтересованных сторон. Хотя на всех трех курсах будут рассмотрены рабочие контексты, наш подход будет сосредоточен на навыках разрешения конфликтов в повседневной жизни.
Отдельные разделы каждого курса будут посвящены виртуальным средам. В первом курсе мы познакомимся с феноменологией конфликта и опишем, как виртуальная среда влияет на наличие и эскалацию конфликтов. Во втором курсе мы опишем стратегии переговоров и оценим, как виртуальные среды формируют способ реализации стратегий переговоров и насколько они эффективны. В третьем и последнем курсе мы представим медиацию и проанализируем плюсы и минусы проведения электронной медиации, а также выдвинем преимущества гибридных форм медиации.
Сертификат специалиста по психологии управления конфликтами LouvainX
- 4–6 часов в неделю в течение 8 недель
Изучите основы психологических аспектов конфликтов, познакомьтесь со стратегиями управления конфликтами и определите свой собственный конфликт стиль.
Просмотреть курс
- 4–6 часов в неделю в течение 10 недель
Изучите основы переговоров как стратегии управления конфликтами и определите стратегии, которые приведут вас к оптимальным результатам и успеху в переговорах.
Просмотреть курс
- 4–6 часов в неделю, в течение 8 недель
Изучите основы посредничества как стратегии управления конфликтами, чтобы эффективно помогать другим решать их собственные конфликты.
Посмотреть курс
Познакомьтесь с преподавателем
из Католического университета Лувена (LouvenX)
Стефани ДемуленПрофессор социальной психологии
Католический университет Лувена
Эксперты из LouvainX привержены онлайн-обучению
Зарегистрироваться сейчас
Цена со скидкой: 537,30 долларов США Цена со скидкой: 597 долларов США долларов США
3 курса за 7 месяцев
9000 2 Пройти программуЯ хочу получать электронная почта от LouvainX и узнать о других предложениях, связанных с психологией управления конфликтами.
Также в области бизнеса и менеджмента на edX
Если вы хотите ускорить свою карьеру, получить степень или узнать что-то по личным причинам, у edX есть курсы для вас.
Продвижение вперед
Продвиньте свою карьеру с кредитными программами, поддерживаемыми университетами, и проверенными сертификатамиУдобно
Учитесь и демонстрируйте знания в удобное для вас времяГибкость
Попробуйте курс, прежде чем платитьПоддержка
Учитесь вместе с университетскими партнерами и коллегами со всего мираПсихология конфликтов – Институт комплексного консультирования клиентов
Модель конфликта: Психология конфликтов на основе нейробиологии и привязанности
Юристы, специалисты по разрешению конфликтов и любые специалисты (работа в сфере психического здоровья, образования и т. д.), работающие с людьми, вовлеченными в ту или иную форму конфликта, нуждаются в модели психологии конфликта. Но область психологии не предлагает такой модели, по крайней мере, общеизвестной. Институт интегративного консультирования клиентов предлагает модель конфликта.
Модель конфликта фокусируется на том, что вызывает конфликт, что в простейшем случае является нейрофизиологическим и психологическим побуждением, которое, как правило, приводит к идентифицируемым моделям информационного процесса и самозащитного поведения. Модель конфликта была разработана главным образом в области межличностной нейробиологии (9).0116 IPNB ) и Динамическая модель созревания привязанности и адаптации ( DMM ), обе из которых основаны на теории привязанности и поливагальной теории, а также на многих других теориях и дисциплинах. DMM является предпочтительной теорией привязанности, поскольку она основана на определении привязанности как потребности человека в получении защиты от опасности вместе с отношениями с фигурой привязанности, которая может обеспечить такую защиту. Специалисты по разрешению конфликтов рассматриваются как временные фигуры привязанности, обеспечивающие защиту в контексте своей работы.
Модель конфликта разработана так, чтобы быть простой и надежной, чтобы ее можно было масштабировать для описания практически любой ситуации. Как и многие другие модели, модель конфликта начинается с двух начальных разделов. Первое и основное разделение состоит в том, чтобы рассматривать мысли и поведение с когнитивной или аффективной ориентации. Степень ориентации варьируется немного или сильно у любого человека.
Вторичное деление немного сложнее описать одним словом или простой концепцией. Это разделение описывается некоторыми теориями как безопасное или небезопасное, функциональное или дисфункциональное, более или менее подверженное риску. В юридическом контексте принятие решения клиентом является ключевым вопросом, и второе деление часто описывает клиентов, принятие решений которых включает простые или сложные процессы. Простые и сложные отражают суть объема помощи, которая может понадобиться клиенту, когда он участвует в процессах принятия решений. Модель конфликта и ICCM ориентированы на клиента (с уважением к решениям клиента), поэтому термины «простой» и «сложный» лучше подходят для описания вторичного разделения.
Первые два деления создают первичную четырехквадрантную модель с когнитивной и аффективной ориентацией слева и справа, а также простой и сложной сверху и снизу. Клиенты (и противоборствующие стороны, юристы и судьи) могут попадать в когнитивно-простую, аффективно-простую, когнитивно-сложную или аффективно-сложную модель стратегий самозащиты и моделей обработки информации, которые, как правило, в некоторой степени предсказуемы. .
DMM намного точнее определяет стили конфликта, в настоящее время предлагая не менее 23 паттернов стратегий самозащиты и паттернов обработки информации. IPNB основан на более чем 20 областях исследований и стремится объединить их в единое представление о функционировании человека. При глубоком рассмотрении психология конфликта быстро усложняется. Модель конфликта является частью ICCM, и обе они предназначены для предоставления надежных (расширяемых) и удобных в использовании конструкций с минимальным объемом обучения и более богатым пониманием при долгосрочном изучении.