Что такое конструктивная критика: Конструктивная и деструктивная критика — что это такое, примеры, как реагировать / Skillbox Media

Содержание

Конструктивная критика как метод обратной связи

Обратная связь важна — это взаимодействие руководителя и сотрудников, обмен информацией, контроль и просто необходимый анализ проделанной работы. Если нужно дать положительную обратную связь, проблем не возникает — хвалить несложно. Но что делать, если разговор будет не самым приятным?

В этом случае пригодится знание принципов конструктивной критики: она направлена не на разрушение и демотивацию. Ее задача — улучшить то, что сделано не так и скорректировать работу в правильном направлении. При этом помочь, мотивировать, а не обидеть.

Когда это необходимо?

— произошло нарушение правил;

— работа потеряла качество;

— поведение сотрудника негативно влияет на климат в коллективе;

— обратная связь с положительной динамикой не дала результата;

— в коллективе конфликт / неприятный случай, который нужно решить путем диалога;

— конструктивная критика необходима для толчка сотрудника к развитию определенных навыков;

— поведение и работа сотрудника выходит за рамки корпоративной культуры компании и нуждаются в корректировке.

Как критиковать конструктивно?

Принцип 1. Позитив и ясность

Несмотря на негативный уклон разговора, обе стороны должны воспринимать разговор позитивно. Например, если нужен конструктивный разбор некачественной работы, можно начать так:

«Я высоко ценю то, что вы всегда соблюдаете сроки и увлечены реализацией нашего общего видения в своих проектах.

Однако я заметил, что вы упустили некоторые детали в ваших последних проектах. Эти детали необходимо исправить, прежде чем переходить к следующему этапу.

Давайте создадим подробный контрольный список всех результатов для вашего следующего задания. Попробуйте, а затем проверим и оценим».

Принцип 2. Критика не человека, а поступка / действия

Во время взаимодействия необходимо сконцентрироваться не на человеке, а разбирать конкретное действие, которое привело к ошибке. Например, сотрудник сорвал дедлайн:

«Я всегда очень доволен качеством вашей работы. Однако я заметил, что в последнее время вы пропустили несколько сроков.

Я понимаю, что дедлайны — это изменчивая среда и бывает непросто подстроиться. У меня есть несколько различных тактик тайм-менеджмента, которыми я могу поделиться с вами.

Но прежде чем мы разберем их, есть ли что-то конкретное, что вызывает эти задержки?»

Принцип 3. Единство

Конструктивная критика выступает для пристального рассмотрения проблемы и ее решения всей командой. Человек, который где-то ошибся, должен понимать, что он — часть команды и его проблемы ей небезразличны. Чувство единства и причастности к общему делу позволят легче воспринять неудачу, а также встать на путь исправления недочетов.

Например:

«Я заметил, что вы были менее продуктивны, чем обычно. Могу ли я чем-нибудь помочь вам вернуться на правильный путь? Я хочу, чтобы вы были удовлетворены своими успехами.

Давайте выделим немного времени, чтобы обсудить ваши цели и обязанности, а также то, что вам нужно от меня для их достижения. Мы все на одной волне, мы — команда».

Принцип 4. Своевременность и автономность

Давать обратную связь по инциденту необходимо своевременно, не откладывая “на потом”. Причина банальна — сотрудник может что-то упустить и забыть об этом: для проекта эта деталь может быть важна, но если разговор проведен будет не вовремя, некоторые подробности просто забудутся.

Например, сотрудник имеет привычку перебивать собеседника во время разговора. Лучшее время, чтобы дать обратную связь, — сразу после окончания последней встречи, чтобы можно было продемонстрировать пример негативного поведения сотрудника.

Не самый лучший вариант давать обратную связь на глазах у всех. Значит, нужно отвести сотрудника в сторону на минуту и ​​поговорить. Если после встречи нет времени, вы можете назначить короткую встречу утром следующего дня. Но не позже.

Критика не ради критики

Метод гамбургера — отличный способ построения конструктивной критики. В начале разговора вы говорите о достоинствах, заслугах, профессионализме сотрудника, не переходя к главному. Затем “гамбургер” заполняется вторым слоем — переходом к сути разговора: это уже не похвала, а разбор непосредственной ошибки. Заканчиваете беседу конструктивной похвалой работника.

Это эффективная техника: обратная связь подается в несколько этапов, в процессе чередуются конструктивная похвала и конструктивная критика, преобразуя не очень приятный разговор в понятный и позитивный диалог.

Конструктив, даже будучи критикой, несет пользу: такая обратная связь направлена на исправление, улучшение ситуации, тогда как деструктивная критика представляет собой перечисление недостатков и допущенных ошибок. По сути, деструктивная обратная связь — это “критика ради критики”, не более.

Конструктивная критика не оставляет неприятного осадка и чувства вины, непрофессионализма, негатива. Это разбор ошибки с поисков “багов”, по которым последует исправление ситуации. Причем разговор, несмотря на его суть, позитивный и направлен на совместное преодоление недочета.

Мы рекомендуем:

ЛидерствоМотивацияОтношения с коллегамиДеловая коммуникацияУправление персоналомОнлайн-образованиеАлександр Фридман


Поделиться в социальных сетях:


Зарегистрироваться

Хочу получать рассылки с эксклюзивными предложениями и советами по обучению

Используется защита от спама reCaptcha от Google
Конфиденциальность | Условия использования

Критика: что это, как правильно критиковать и воспринимать критику

.
Разбираемся вместе с психологами

Обновлено 28 октября 2022, 09:48

shutterstock

С точки зрения развития человека, критика — это важный элемент общения, который позволяет нам видеть и исправлять свои ошибки, а значит, становиться лучше. Однако почти никто не любит, когда его критикуют. Причина в том, что грань между хорошей и плохой критикой очень тонка, перейти ее довольно легко. Часто виной тому служат чрезмерные эмоции или личная неприязнь. Но иногда даже оценочные суждения окружающих безо всякого негативного подтекста могут ранить. Как научиться правильно критиковать других и самому легко воспринимать подчас не самые приятные мнения со стороны? РБК Life предлагает беспристрастно взглянуть на ситуацию глазами психологов.

Содержание

  1. Что это
  2. Виды критики
  3. Как воспринимать
  4. Как критиковать

Что такое критика

Критика — это инструмент, который позволяет оценивать и разбирать какие-либо явления из различных областей жизни.

С точки зрения науки критика двояка: в самом простом виде она бывает хорошей или плохой. Например, можно критиковать от обиды, с целью задеть оппонента лично или, наоборот, чтобы мотивировать человека на исправление ошибок и самосовершенствование.

Эмоциональные реакции на критику тоже различаются [1]. Некоторые люди обижаются, злятся и держат обиду долгие годы, другие легко принимают суждения в свой адрес или вовсе не замечают их. Разница в восприятии зависит от многого [2].

  • Вид критики. Это может быть критика, которая воодушевляет или, наоборот, унижает и высмеивает неудачи.
  • Опыт. Чем чаще человек испытывает негативные эмоции, тем более болезненно он переживает каждый новый эпизод. Например, если у ребенка были очень требовательные родители, впоследствии он может быть уязвим к негативной обратной связи.
  • Отношения. В зависимости от того, кто критикует, реакция на сказанное может различаться. Мама, супруг, начальник или подчиненный — критика от каждого из них будет иметь свою силу.
  • Индивидуальность. У каждого человека свой характер и психологические особенности. Самоуверенные люди легче реагируют на критику, но могут перекладывать вину на других. Более чувствительные и эмоциональные, наоборот, переживают сильнее и склонны слишком строго судить себя в ответ на сказанное. Некоторые люди почти не реагируют на критику, в то же время им важно выяснить, почему о них сложилось какое-либо мнение и как его можно изменить.

И это далеко не все факторы. Более того, один и тот же человек воспримет критику по-разному в зависимости от контекста и ситуации. Тем не менее мы все нуждаемся в конструктивной самокоррекции, и другие люди могут нам в этом помочь. Например, в корпоративной культуре активно используют метод обратной связи. С одной стороны, это та же критика, то есть человеку могут сообщить что-то неприятное или указать на недочеты, но есть и отличия. Обратная связь всегда фокусируется на желаемом действии, ориентирована на будущее и сосредоточена на сильных сторонах, а не на слабых.

Мария РазлоговаКлинический психолог клиники «Рассвет»

«Проблема в том, что часто критика относится не к конкретному поведению — «ты сейчас делаешь неправильно», а к личности в целом — «ты неумеха, лентяй, бездарь…». Такие оценки не помогают, а, наоборот, снижают мотивацию. Полезная критика отражает не только ошибки, но и сильные стороны. Строится она по принципу сэндвича: найди что похвалить — укажи на проблему — снова похвали.

Виды критики

shutterstock

Для человека важен баланс конструктивной и деструктивной критики

Критика многообразна и во многом зависит от того, под каким углом на нее смотреть. По словам Елены Фивейской, психолога и коуча GMS Clinic, критику можно разделить на следующие виды.

  1. По воздействию: приносящая пользу, разрушающая или смешанная, которая содержит полезную аргументацию, но подкрепленная какой-то дезинформацией. Часто встречается в обывательских отзывах.
  2. По форме преподнесения: явная, с открытым обсуждением минусов, а также неявная, со скептической оценкой.
  3. По форме выражения: замечание, претензия, возражение, обвинение или недовольство.
  4. Самокритика:
    внутренний голос, осуждающий и сравнивающий не в вашу пользу.

Кроме того, выделяют фактическую критику, моральную, эстетическую, логическую, религиозную, либеральную и другие [3]. Но чаще всего можно услышать о конструктивной и деструктивной критике. Они обе могут указывать на недостатки и ошибки, но с важными отличиями.

Конструктивная критика

Конструктивная критика — это способ дать полезную обратную связь. Она включает в себя практические предложения и фокусируется на конкретном вопросе, вместо того чтобы давать оценку в целом ситуации и человеку лично. При этом она может содержать как положительные, так и отрицательные комментарии. Но в общем виде она будет ясна, конкретна и действенна. В командной работе конструктивная критика способна повысить мотивацию, улучшить работу в целом, помочь достичь результата.

Основные черты конструктивной критики:

  • Намерение: мотивация, помощь человеку улучшить свою работу.
  • Области: сосредоточена на недостатках работы.
  • Действие: предлагает решение проблемы и советы по улучшению ситуации.

Пример конструктивной критики: «Я заметил, что в последнее время ошибки в вашей работе стали частыми. Если я слишком много возложил на вас, дайте мне знать, чтобы я мог изменить нагрузку. Рад поговорить об этом».

Деструктивная критика

Деструктивная критика — это вид обратной связи, при которой объектом становится не действие, а непосредственно человек. Подобные суждения, в противоположность конструктивным, не исправляют ситуацию и не помогают мотивировать собеседника или подчиненного. Часто деструктивная критика применяется для нападок в случае личной неприязни и направлена на снижение чьей-либо самооценки. Она не несет практической пользы и воспринимается как излишняя придирчивость. В рабочей среде или дома — это не самый лучший инструмент для воодушевления сотрудников или близких людей.

Основные черты деструктивной критики:

  • Намерение: навредить, обидеть, задеть.
  • Область: сосредоточена на человеке, а не на его работе.
  • Действие: не предлагает путей решения.

Пример деструктивной критики: «В вашем отчете опять ошибки. Вы просто не созданы для этой работы».

Елена ФивейскаяВедущий специалист, психолог, коуч GMS Clinic

«Если бы существовали только такие виды критики, как недовольство или претензия, я бы склонялась в сторону отсутствия ее положительного влияния на развитие человечества. Но если мы говорим о такой форме, как возражение, замечание, претензия, — это возможность для роста. Замечание звучит не очень приятно, но заметить ошибку или неточность — это путь к усовершенствованию. Через претензию мы можем добиться обмена и улучшения работы в целом. Это позволяет развивать социальные навыки коммуникации. Но чтобы транслировать позитивную критику, нам необходим ресурс. Если его нет, то легко скатиться в недовольство и обвинения».

Как безболезненно воспринимать критику

shutterstock

Не спешите сразу реагировать на критику. Дайте себе время проанализировать и понять, чего хочет ваш собеседник

Полностью избежать критики со стороны начальства или родственников невозможно, но есть способы воспринимать ее безболезненно и правильно реагировать на замечания. По совету психолога Марии Разлоговой, можно придерживаться следующих рекомендаций.

1. Возьмите паузу

Если вы чувствуете, что вас задел чей-то комментарий, возьмите паузу. Мысленно досчитайте до десяти, сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов. Это нормально во время личного разговора — попросить паузу у собеседника, чтобы обдумать происходящее. Если получилось отпустить спонтанную импульсивную реакцию, вы уже молодец.

2. Анализируйте сказанное

Когда вы успокоились, можно проанализировать полученное сообщение. Напомните себе, что это лишь оценка другого человека, который может ошибаться, быть неточным или вообще искажать реальность в своих интересах. Постарайтесь отделить зерна от плевел и мысленно сформулировать, в чем вы согласны с собеседником, а в чем — нет. Подумайте о целях вашего собеседника.

Возможно, он вовсе не хотел вас обидеть, а пытался помочь, хоть и неумело. Если вы не спрашивали вашего собеседника об обратной связи и получили непрошеный совет, попросите его так больше не делать. Если человек хочет вам помочь, это имеет смысл делать только с вашего разрешения или по вашему запросу.

3. Постарайтесь понять суть и извлечь пользу

Возможно, критика поступила от человека, который в силу своей роли в вашей жизни должен вас иногда критиковать. Например, когда речь идет о начальнике или преподавателе. В этом случае отнеситесь к этой обратной связи как к функции в рамках деловых или учебных отношений. Постарайтесь извлечь из критики содержание, способное вам помочь, и обсудить те ее аспекты, с которыми вы не согласны.

4. Не бойтесь говорить

Если сказанное вас задело, вы можете рассказать об этом собеседнику. Это поможет отрегулировать ваше состояние, потому что озвучивание переживаний снижает их интенсивность. Кроме того, это поможет установить эмоциональный контакт и взаимопонимание, что может быть важно при разговорах с близкими людьми.

5. Совершенствуйтесь

Если вам очень трудно принять критику и вы испытываете постоянные проблемы в связи с этим, имеет смысл обсудить это с психологом. Возможно, вам стоит освоить навыки регуляции эмоций или внести изменения в круг вашего общения.

Как правильно критиковать

shutterstock

Конструктивная критика других и самого себя — это навык, которому нужно учиться

Большинство людей склонны воспринимать личную критику как нечто негативное, хотя это не всегда так. Высказывать критику так, чтобы на тебя не обиделись, непросто.

По совету коуча Елены Фивейской, чтобы критика была максимально эффективной, стоит придерживаться некоторых важных правил.

1. Прислушаться к себе

Перед тем как критиковать человека, определитесь, что вы хотите: помочь другому стать лучше или выплеснуть свои негативные чувства. В последнем случае, по словам эксперта, лучше поработать с собой и тем, что за этим стоит, — завистью, внутренней неудовлетворенностью, попыткой самоутвердиться.

2. Направить на действие

Направлять критику на действия человека, а не на его личность: например, говорить не о том, что человек глупый, а что в его работе не хватает научных данных. Самое важное, что нужно помнить: конструктивная критика должна быть диалогом между двумя людьми, а никак не монологом. Вы не всегда знаете все детали, которые повлияли на решения или действия человека.

3. Проявить уважение

Относиться к критикуемому с уважением, с позиции «взрослый — взрослый», то есть на равных. Не поддавайтесь соблазну уйти в позицию «родителя» (пусть даже доброго) и делать это сверху вниз, например, указательным и поучительным тоном.

4. Оценить обратную связь

Оценить готовность и желание критикуемого к обратной связи. Если он не открыт к обсуждению, даже самая конструктивная критика может оказаться неприятной и сказаться на настроении. Кроме того, любая критика должна быть своевременной. Но это не означает, что нужно обязательно указывать на ошибку в тот момент, когда она уже произошла. Вместо этого речь идет о привлечении внимания человека к проблеме, пока у него еще есть время ее исправить либо предотвратить.

5. Не критикуйте публично

Не загоняйте себя в формальные рамки. Например, беседу можно построить в непринужденной атмосфере или вызвать сотрудника для разговора тет-а-тет. Также нужно дать возможность человеку объяснить, почему он сделал что-то так, а не иначе. Со своей стороны, тот, кто критикует, должен быть уверен, что действительно хочет понять точку зрения своего собеседника.

Поделиться

Материалы к статье

Авторы

Теги

Надежда Гурина

Вас может заинтересовать

Когда и как давать с примерами [2023]

Общение

Предоставление отзывов необходимо, чтобы помочь сотрудникам улучшить свои навыки и производительность. Это легко сделать, когда исходная информация положительна, но что вы делаете, если вам нужно подвергнуть критике или изменить поведение сотрудника?

Критика и обсуждение областей, которые нуждаются в улучшении, могут привести к снижению мотивации, негативным чувствам и отстранению.

Из этого руководства вы узнаете:

  • Что такое конструктивная критика?
  • Когда целесообразно использовать и почему?
  • Почему это должно быть конструктивным?
  • Примеры конструктивной критики
  • Советы по конструктивной критике

Что такое конструктивная критика?

Конструктивная критика — это форма обратной связи, направленная на предоставление конструктивной и позитивной критики и негативных отзывов для улучшения работы или поведения.

Конструктивная критика действенна, понятна и полезна получателю. Он не акцентирует внимание исключительно на негативных аспектах. Вместо того, чтобы что-то разрушать, конструктивная критика фокусируется на улучшении.

Противопоставляется деструктивной критике, которая может быть либо положительной по своим намерениям, но, тем не менее, бесполезной, либо отрицательной и преднамеренно вредной, либо и той, и другой.

Конструктивная критика имеет некоторые общие черты с конструктивной обратной связью. Прочтите нашу статью, чтобы узнать об этом больше.

Руководители должны высказывать конструктивную критику, чтобы не обидеть или не обескуражить сотрудников, и в то же время давать подробные комментарии о том, что можно улучшить. Конструктивная критика может поощрить сотрудников и дать направление и действенные решения проблемы обсуждения. Кроме того, он создает прозрачную и доверительную рабочую среду, в которой коллеги могут делиться мнениями, не опасаясь обидеть.

Хотя критиковать не всегда легко, важно, чтобы сотрудники были довольны и имели возможность учиться и расти. На самом деле 83% сотрудников ценят обратную связь, положительную или отрицательную .

По данным Harvard Business Review, на вопрос о том, что было наиболее полезным в их карьере, 72% сотрудников ответили, что получают обратную связь от своих руководителей. Сотрудникам нужна обратная связь, чтобы совершенствоваться, а конструктивная критика позволяет менеджерам давать указания и советы по улучшению.

Когда целесообразно использовать и почему?

Конструктивная критика более ценна в ситуациях, когда:

  • Произошло нарушение правил.
  • Когда конструктивная обратная связь неэффективна.
  • Когда происходит конфликт или несчастный случай, и его нужно решить путем диалога, а не уклонения.
  • Когда конструктивная критика необходима, чтобы помочь человеку развить свои навыки.
  • Когда поведение отрицательно влияет на продуктивность или моральный дух других.
  • Когда человек не работает должным образом и нуждается в руководстве И вы знаете, что он открыт для конструктивной критики и разговора.
  • Когда что-то было согласовано, но человек сделал что-то не так, что привело к негативным последствиям.
  • Когда вам нужно поговорить о примерах поведения, которое нужно изменить, а не просто об общих наблюдениях.

Почему это должно быть конструктивным?

Критика важна, как и ее подача.

Важно, чтобы критика была конструктивной, т. е. определяла конкретное поведение, которое необходимо уважительно улучшить. Поступая таким образом, человек, дающий обратную связь, может избежать негативных чувств и укрепить доверие.

Исследования показали, что конструктивная критика может повысить мотивацию и вовлеченность получателя. С другой стороны, плохо предоставленная, неконструктивная обратная связь приводит к плохой вовлеченности и мотивации.

Плохая обратная связь обычно приводит к пренебрежительному и защитному отношению, а долгосрочные последствия могут включать снижение мотивации и вовлеченности в будущую обратную связь.

Конструктивная критика скорее вдохновляет, чем демотивирует людей, потому что фокусируется на будущем прогрессе, а не на прошлых ошибках. Исследование 2020 года показывает, что негативная обратная связь, фокусирующаяся на прошлых ошибках, не так эффективна.

Таким образом, обратная связь не должна сосредотачиваться на предыдущей работе и наказании за прошлые неудачи. Вместо этого менеджеры должны предоставлять конструктивную критику и работать с получателем обратной связи, чтобы разработать следующие шаги, возможности для интересных и стоящих усилий и свое видение того, чего они могут достичь.


Примеры конструктивной критики

1. Критика некачественной работы

Сотрудники могут соблюдать сроки, но в работе, которую они производят, часто есть ошибки. Ошибки случаются, но это может указывать на недостаток внимания к деталям. Конструктивная критика может помочь найти решение. Не забудьте привести конкретные примеры работы и выделить сильные стороны, прежде чем сообщать о своих опасениях.

Вот пример работника, производящего некачественную работу:

«Я очень ценю то, что вы всегда соблюдаете сроки и увлечены реализацией нашего общего видения в своих проектах.

Однако я заметил, что вы упустили некоторые детали двух ваших последних проектов. Эти детали необходимо исправить, прежде чем переходить к следующему этапу.

Давайте создадим подробный контрольный список всех ваших результатов для вашего следующего задания. Попробуйте, а затем давайте проверим и оценим».

2. Критика низкой производительности

Снижение продуктивности может быть вызвано изменениями в личной жизни или уходом из жизни. Обращение к первопричине изменит дискурс.

Вот пример для сотрудника с низкой производительностью:

«Я просто хотел зарегистрироваться. Я заметил, что вы менее продуктивны, чем обычно.

Могу ли я чем-нибудь помочь вам вернуться на правильный путь? Я хочу, чтобы ты был счастлив.

Давайте выделим немного времени, чтобы обсудить ваши цели и обязанности, а также то, что вам нужно от меня для их достижения, так что мы все на одной волне.

3.
Критика коммуникативных навыков

Общение может быть затруднено, если сотрудники боятся задавать вопросы или обсуждать проблемы. Установите четкие ожидания и благосклонно реагируйте на обновления, чтобы поощрять тесную коммуникацию.

Вот пример для сотрудника, которому трудно рассказать о проблемах, с которыми он сталкивается:

«Как дела с текущим проектом?

Если возникнут какие-либо проблемы, сообщите мне об этом как можно скорее, чтобы я мог помочь вам вернуться на правильный путь.

Как насчет того, чтобы присылать мне ежедневные обновления, чтобы я знал, где мы находимся?»

4. Критика срыва сроков

Срыв сроков может указывать на неорганизованность или проблемы с тайм-менеджментом. Обсуждение сорванных сроков дает возможность для обучения и профессионального роста. Обязательно проявите понимание во время этого обсуждения и предложите помощь, где сможете.

Вот пример для сотрудника, который срывает сроки:

«Я всегда впечатлен качеством вашей работы. Однако я заметил, что в последнее время вы пропустили несколько дедлайнов.

Я понимаю, что это быстро меняющаяся среда. У меня есть несколько различных тактик тайм-менеджмента, которыми я могу поделиться с вами.

Но прежде чем мы углубимся в это, есть ли что-то конкретное, что вызывает эти задержки?»

5. Критика опозданий и отсутствия

Сотрудники, которые постоянно опаздывают или отсутствуют, могут испытывать трудности с самоорганизацией и могут уже осознавать, что это проблема. При обсуждении этого вопроса воздержитесь от акцентирования внимания на работнике. Вместо этого сконцентрируйтесь на влиянии опоздания или отсутствия на работу сотрудника и предложите ему свою помощь.

Вот пример часто опаздывающего или отсутствующего сотрудника:

«В последнее время я заметил твое отсутствие и опоздания на работе.

Я знаю, что у всех нас есть обязательства вне работы, но вы рискуете потерять много информации, если часто пропускаете собрания.

Меньше всего я хочу, чтобы это мешало вашей общей работе. Поэтому, пожалуйста, дайте мне знать, если я могу помочь вам с любыми проблемами».

6. Критика способности решать проблемы

Когда сотрудникам не хватает навыков решения проблем, это отвлекает и может сбить проект с пути. Сосредоточьтесь на том, чтобы сотрудник чувствовал себя уверенно при решении этих проблем. Уверенный в себе сотрудник чувствует себя вправе проявлять инициативу и самостоятельно решать проблемы.

Вот пример для сотрудника, который борется с решением проблем:

«Вы хорошо сотрудничали со своей командой на прошлой неделе. Вы всегда здорово помогаете во время мозгового штурма.

Было бы здорово увидеть, как вы используете свой творческий потенциал для решения проблем, прежде чем обращаться за помощью.

Попробуйте подумать о некоторых решениях в течение 30 минут, прежде чем обращаться к кому-либо еще. Если это не сработает, свяжитесь со мной, и мы обсудим дальнейшие шаги».

7. Критика негативного отношения

Негативное отношение может создать враждебную среду. Однако с негативом можно справиться, чтобы сохранить приятную рабочую атмосферу и моральный дух команды. Чтобы избежать создания еще более враждебной ситуации, сосредоточьтесь на поиске основной причины такого поведения и предложите свою помощь в ее преодолении.

Вот пример конструктивной критики за негативное отношение:

«Я хотел уточнить некоторые недавние наблюдения. Ваше общение со мной и другими людьми говорит о том, что вы были недовольны работой. Могу ли я что-нибудь сделать?

В будущем, пожалуйста, обращайтесь ко мне с любыми проблемами, нарушающими баланс между работой и личной жизнью, чтобы я мог помочь найти решение».

8. Критика проблем с сотрудничеством

Сотрудники, избегающие сотрудничества, потенциально упускают возможности для роста. Сотрудники могут избегать сотрудничества из-за низкой уверенности. При решении этой проблемы подчеркните, что вы впечатлены их навыками и чувствуете, что они могут принести пользу, поделившись этими навыками с другими членами команды.

Вот пример конструктивной критики по вопросам сотрудничества:

«Я восхищаюсь вашей находчивостью и умением решать проблемы.

Однако в случае, если кому-то может понадобиться рука помощи, вы должны продемонстрировать свои навыки и помочь другим, поделившись своим опытом.

Тем временем вы можете узнать больше, увидев, как работают другие. Давайте устроим еженедельное собрание команды, на котором мы сможем обсудить наши текущие проекты и провести мозговой штурм».

9. Критика непрофессионального поведения

Иногда непрофессиональное поведение проистекает из кажущихся невинными действий. Однако такое поведение, как сплетни, может быстро перерасти в ситуацию, которая снижает моральный дух сотрудников. Если вы видите, что сотрудник сплетничает или занимается другим непрофессиональным поведением, обсудите это с ним один на один.

Вот пример конструктивной критики за непрофессиональное поведение:

«Я понимаю ваши чувства и знаю, что ваше поведение кажется безобидным.

Однако такие действия, как сплетни, могут вызвать чувство недоверия на рабочем месте.

Пожалуйста, обращайтесь непосредственно ко мне. Когда вы делитесь ими со своими коллегами, это создает культуру страха и негатива».

10. Критика во время аттестации

Оценка эффективности — отличная возможность оценить работу команды. Это также возможность решить любые проблемы, связанные с сотрудником.

Отличный способ сделать это — спросить сотрудников, что они думают о своей работе в областях, которые, по вашему мнению, нуждаются в улучшении.

Совет. Узнайте мнение сотрудников об их работе и предложите способы ее повышения. Расширяя то, что говорит человек, вы можете помочь ему распознать свои недостатки и исправить их.

Вот пример конструктивной критики в адрес сотрудника во время аттестации:

«Вы упомянули о своих чувствах по поводу количества времени, необходимого вам для завершения проекта.

Я заметил, что вы потратили много времени на устранение неполадок и решение проблем в прошлых проектах. Возможно, это область, которая замедляет вас.

Во время следующего проекта попробуйте рассчитать, сколько времени вам потребуется, чтобы решить проблему, с которой вы столкнулись. Может быть полезно ограничиться часом изучения проблемы, а затем обратиться к команде за помощью».


Советы по конструктивной критике

Скорее всего, конструктивная критика будет принята, если она будет своевременной, ясной, конкретной, подробной и действенной.

Давайте рассмотрим несколько конкретных советов по конструктивной критике:

1. Будьте позитивны

Положительный отзыв помогает сотрудникам стать более открытыми для конструктивной критики, но это не должно быть единственной целью предоставления положительного отзыва.

Например, если положительная обратная связь дается только для того, чтобы отрицательная обратная связь казалась менее серьезной, положительная обратная связь может больше не восприниматься как искренняя признательность, а скорее как прелюдия к плохой обратной связи.

Хотя конструктивная критика сама по себе не всегда позитивна, ее следует высказывать с позитивным настроем.

2. Дайте практический совет

При критике приведите примеры того, как сотрудник может стать лучше, а не просто сосредотачивайтесь на негативе.

Предоставление практических советов является основным фактором, разделяющим конструктивную и деконструктивную критику, и дает возможность сосредоточиться больше на будущем, чем на прошлом.

Один из способов сделать это — установить SMART-цели. Это отличный способ ставить цели, которые, скорее всего, будут достигнуты.

3. Сделайте это совместным опытом

Конструктивная критика более ценна, когда в ней есть компромиссный компонент.

Человек, которому вы даете отзыв, может с вами не согласиться. Позвольте им задаться вопросом, почему вы так себя чувствуете и как они могут исправиться, основываясь на ваших комментариях.

Совместный опыт может смягчить отрицательные эмоции от негативных отзывов, поскольку позволяет всем сторонам поделиться своими точками зрения.

4. Сосредоточьтесь на ситуации, а не на человеке

Сосредоточение внимания на ситуации или поведении, а не на человеке, может помочь избежать того, чтобы получатель почувствовал себя атакованным. Использование «Я»-утверждений — отличный способ сделать это.

Сосредоточившись на своем опыте, я-утверждение может сделать комментарии менее личными. Начав каждую фразу с «я», вы даете понять, что излагаете свои взгляды и мнения, а не факты.

Это может ослабить оборонительную позицию сотрудника и сделать сеанс обратной связи более плодотворным.

5. Будьте конкретны

Чем конкретнее, тем лучше.

Не делать общих комментариев. Вместо этого подробно опишите проблемы и приведите примеры, когда это возможно.

Таким образом, вы и ваши коллеги сможете эффективно общаться, и в конце сеанса не останется вопросов без ответов.

Неоднозначные комментарии могут привести к тому, что получатель не узнает о проблеме в целом и, следовательно, не знает, как ее исправить.

6. Держите разговор в секрете

Обратная связь и предложения могут практически не иметь никакого эффекта, если получатель чувствует себя смущенным. На самом деле, это может еще больше их демотивировать и обескуражить.

Лучше всего высказывать конструктивную критику наедине, когда вы можете поговорить без чувства унижения.

Чтобы дискуссия была наиболее эффективной, найдите время, чтобы сесть и поговорить. Выделите время для конструктивной критики или используйте для этого встречу один на один.

7. Учитывайте время

Конструктивная критика будет полезной, если она будет произнесена вскоре после действия, чтобы вы оба запомнили ситуацию. Слишком долгое ожидание может сделать ваш вклад неуместным и, следовательно, бесполезным.

Однако может быть неуместно высказывать конструктивную критику сразу после большой презентации или в любой ситуации, когда напряжение или волнение уже могут быть высокими.

8. Последующие действия

Похвалите их за прогресс, достигнутый на этом пути, чтобы показать, что вы на их стороне и заинтересованы в их достижениях. Это также позволит получателю высказать любые опасения после того, как у него будет время тщательно понять и обдумать критику.

Положительное подкрепление также может помочь предотвратить возвращение к старым привычкам.

Что это такое, а также как это давать и принимать

Посмотрим правде в глаза, может быть трудно давать или получать критику, независимо от того, как она преподносится. Но умение предлагать и получать практическую, конструктивную критику имеет основополагающее значение для нашего профессионального развития.

При правильном представлении он может быть полезным инструментом для лидеров и коллег, помогая друг другу добиваться лучших результатов, находить мотивацию и укреплять отношения.

Так как же научиться хорошо воспринимать критику и лучше доносить ее до других?

В этой статье мы обсудим искусство конструктивной критики. Мы разберем, что это такое, как это соотносится с деструктивной критикой, какие есть практические стратегии, как правильно давать и получать критику, и чего следует избегать в обоих случаях.

Что такое конструктивная критика?

Конструктивная критика — это метод обратной связи, предлагающий конкретные действенные рекомендации по изменениям и улучшениям. Хорошая конструктивная обратная связь способствует получению положительных результатов и создает благоприятную рабочую атмосферу. Он также обеспечивает безопасное пространство, где человек чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы задавать вопросы, обращаться за помощью и делиться идеями.

Конструктивная и деструктивная критика: в чем разница?

Большая разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в том, как преподносятся комментарии.

В то время как конструктивная критика направлена ​​на укрепление другого человека, деструктивная критика фокусируется на негативе. Обратная связь может быть расплывчатой ​​и часто лишена руководства или поддержки.

Конструктивная критика

Конструктивная критика ясна, пряма, честна и проста в исполнении. В нем приводятся конкретные примеры и практические предложения по позитивным изменениям. Этот тип обратной связи также подчеркивает, как получатель может внести положительные изменения в свое поведение, чтобы свести к минимуму проблемы в будущем.

Деконструктивная критика

Деструктивная критика, с другой стороны, сосредоточена исключительно на проблеме. Такая обратная связь не предлагает поощрения, помощи или поддержки для улучшения. Несмотря на намерения избавителя, это часто снижает моральный дух и снижает уверенность в себе.

Преимущества конструктивной критики

В отличие от деконструктивной или негативной критики, конструктивная критика укрепляет доверие и дает возможность обеим сторонам расти. Два ключевых элемента успеха конструктивной критики — это контекст и действенный совет.

Этот вид обратной связи дает получателю информацию о том, что нужно улучшить, что очень важно для понимания того, почему предлагается обратная связь.

Поддержка дополнительного контекста с практическими шагами и предложениями о том, как улучшить доверие между обеими сторонами. Эта комбинация также открывает двери для общения, сотрудничества и профессионального развития.

Роль эмпатии и конструктивной критики

Но эффективная отрицательная обратная связь — это нечто большее, чем выражение негатива в позитивном свете. Ключ к успеху заключается в том, чтобы ваш отзыв звучал ободряюще и учитывал точку зрения другого человека.

Оставаясь чутким к их обстоятельствам, вам будет легче давать критическую обратную связь в полезной и конструктивной форме.

Как дать конструктивную обратную связь

1. Предложите «бутерброд обратной связи»

Этот популярный метод конструктивной критики часто используется в Toastmasters и корпоративной среде.

«Сэндвич с обратной связью» получил свое название из-за своей структуры. Вы вставляете свою критику между началом и концом (как бургер, зажатый между двумя булочками), используя аналогию PIP, которая означает «Положительное-Улучшение-Положительное».

С помощью PIP вы можете разбить свой отзыв на три сегмента.

Пример:

«Мне понравилась глубина содержания вашей презентации. Однако вы можете улучшить дизайн и цветовую палитру слайдов. Те, которые вы использовали, были немного сложными для обработки и не соответствовали вашему контенту.

Сказав это, мне очень нравится общий поток и ощущение от него. С некоторыми изменениями в областях, которые я упомянул, я думаю, что у вас есть победитель. Обратитесь к команде дизайнеров за советами, и они помогут вам выйти на новый уровень. Я рад видеть конечный продукт!»

Сегмент 1: Откройте с положительным отзывом

Начните с того, что сосредоточьтесь на сильных сторонах получателя и подчеркните, что вам нравится в его работе.

Пример: «Мне понравилась глубина содержания, которое вы представили в своей презентации».

Сегмент 2: Поместите область улучшения в середину

Предоставьте критику, сосредоточив внимание на том, что нужно улучшить.

Пример: «Однако вы можете улучшить дизайн и цветовую палитру ваших слайдов. Те, которые вы использовали, были немного сложными для обработки и не соответствовали вашему контенту».

Сегмент 3: Завершите на положительной ноте

Наконец, завершите отзыв ободряющим комментарием, подтверждающим положительное утверждение, сделанное вами в начале. Кроме того, подчеркните положительные результаты, которых они могут ожидать, если примут вашу критику, поскольку это помогает укрепить доверие и уверенность.

Пример: «Сказав это, мне очень нравится общий поток и ощущение от него. С некоторыми изменениями в областях, которые я упомянул, я думаю, что у вас есть победитель. Обратитесь к команде дизайнеров за советами, и они помогут вам выйти на новый уровень. Я рад видеть конечный продукт!»

2. Будьте конкретны в своем отзыве

Чем более конкретным и подробным будет ваш отзыв, тем более действенным он будет. Не делайте расплывчатых, однозначных заявлений. Вместо этого перечислите возражения или изменения в поведении, которые вы хотите подробно рассмотреть. Этот шаг облегчает другому человеку решение и изменение ситуации.

Вот пример расплывчатой ​​и конкретной обратной связи:

  • Расплывчатая критика: «Привет, Джули, я хочу, чтобы ты начала писать статьи по маркетингу».
  • Конкретная критика: «Здравствуйте, Джули, я хотел бы, чтобы вы написали маркетинговую статью о том, как идентифицировать вашу целевую аудиторию и общаться с ней. Пожалуйста, дайте мне знать, когда вы начнете, и если вам понадобятся дополнительные предложения».

Расплывчатый комментарий очень широк и сбивает с толку, потому что маркетинг — очень общая тема. Напротив, конкретный комментарий обеспечивает ясность и делает задачу более действенной, потому что он очень точен.

Использование этого подхода обеспечивает ясность для сотрудников и коллег. Чем лучше они понимают запрос, тем меньше неуверенности или беспокойства они будут чувствовать по поводу работы и того, как они должны ее выполнить.

3. Дайте рекомендации по улучшению

Основная цель обратной связи — помочь человеку стать лучше. Помните, хороший отзыв — это подарок!

Предоставление рекомендаций о том, что человек может сделать для улучшения, имеет ряд преимуществ, включая следующие:

  • Лучшее понимание вас и ваших ожиданий
  • Способность соответствовать ожиданиям
  • Мощный призыв к действию, дающий получателю план действий 

Это также поможет им действовать в соответствии с тем, что вы обсудили, а не откладывать на потом.

Пример:

  • Слабая рекомендация: «Презентация слишком длинная. Сделай его короче».
  • Настоятельная рекомендация: «Презентацию можно легко сократить с 30 до 20 минут, если ограничиться одним примером по каждому пункту. Это сделает его более лаконичным и эффектным. На данный момент у вас есть два-три примера на пункт, что отвлекает от основного сообщения».

Первая рекомендация не очень полезна, поскольку ей не хватает ясности и конкретности. Второй пример лучше, потому что он очень конкретен и демонстрирует человеку вашу точку зрения, объясняя свое обоснование.

4. Избегайте предположений

Дайте рекомендации, только если вы знаете факты о конкретной теме или человеке. Избегайте соблазна делать поспешные выводы и вместо этого наблюдайте.

Неправильные предположения могут быть восприняты как личные нападки и могут вызвать стресс на рабочем месте.

Пример:

  • Критика: «Докладчик немного колебался, и сессия на самом деле не шла».
  • Предположение: «У докладчика нет опыта работы на семинарах».

Это предположение не обязательно верно. Опытные докладчики могут нервничать, проводя семинары, особенно при выступлении в новой среде и перед новой аудиторией.

Например, предположение о том, что кто-то неопытен, только потому, что он кажется немного нерешительным, может повредить моральному духу и снизить психологическую безопасность на рабочем месте.

Это также контрпродуктивно, так как получатель отзыва, скорее всего, проигнорирует любую последующую критику, даже если она будет верной.

10 советов по конструктивной критике

  1. Сосредоточьтесь на наблюдаемых действиях или поведении, а не на личности, личности или мотивах.
  2. Подумайте о том, чтобы критиковать в режиме реального времени. Обратная связь более эффективна, если она предоставляется быстро и пока события еще свежи в памяти каждого. Вам не всегда нужно ждать следующей личной встречи или кругового обзора.
  3. Не забывайте о времени . Например, если вы или получатель сообщения вышли из жаркой дискуссии, подождите, пока уляжется пыль, чтобы поддерживать конструктивный разговор.
  4. Помните об эмоциях . Полезно давать обратную связь, когда другой человек готов ее услышать. Избегайте обратной связи, когда человек не может услышать потенциально неприятные новости.
  5. Избегайте сплетен на рабочем месте. Сплетни на рабочем месте вредны для всех. Это подрывает доверие на всех уровнях. Держите все отзывы между собой и получателем и убедитесь, что они узнают об этом первыми.
  6. Сосредоточьтесь на ситуации , а не на человеке. Хорошая конструктивная критика должна быть сосредоточена на поведении, которое вы хотите видеть больше, а не на том, что вы заметили и что вам не понравилось.
  7. Используйте языковую технику «л» (я думаю, я предлагаю и т. д.). Эта тактика помогает получателю обратной связи понять, что критика касается ситуации, а не его личности. Это также подтверждает вашу точку зрения и позволяет получателю узнать, как вы видите ситуацию.
  8. Больше внимания уделяйте объективным моментам , а не субъективным мнениям. Вместо того, чтобы говорить «мне это не нравится», укажите конкретные вещи, которые вам не нравятся (например, фиолетовые буквы на желтом фоне вызвали у меня боль в глазах).
  9. Разбейте свой отзыв на ключевые моменты или темы для большей ясности, прежде чем делиться ими по пунктам. Воздержитесь от того, чтобы давать свой отзыв одним большим куском.
  10. Приведите конкретные примеры для каждой точки обратной связи. Укажите одну или две точные ситуации, когда человек продемонстрировал поведение, которое вы хотите, чтобы он изменил. Это помогает (а) проиллюстрировать, что вы имеете в виду, и (б) повысить осведомленность человека о моделях поведения, которые он может не осознавать.

Как принимать конструктивную критику

Когда ситуация меняется, и вы сами получаете критику, как вы справляетесь с ситуацией?

Вы знаете, как принять обратную связь и отказаться от защиты?

Получение критики от коллеги, коллеги или кого-то, кому вы не полностью доверяете, может быть сложной задачей. Однако полезно помнить, что точная и конструктивная обратная связь может исходить и из ошибочных источников.

Вот шестиэтапный процесс, как тактично и вежливо принимать критику:

  1. Остановите свою первую реакцию. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь вообще не реагировать. Сохраняйте спокойное поведение.
  2. Помните о преимуществах обратной связи и попытайтесь понять мотивацию и восприятие вашего критика.
  3. Будь хорошим слушателем. Слушайте внимательно и сосредоточьтесь на понимании комментариев и точки зрения другого человека.
  4. Скажи спасибо. Вы не обязаны соглашаться с отзывами, но выражение благодарности демонстрирует, что вы признаете усилия своих коллег, которые работают над вашим улучшением.
  5. Задайте вопросы , чтобы разобрать отзыв и поделиться своим мнением. Получите больше ясности, запросив конкретные примеры, признавая бесспорную часть отзыва и запрашивая конкретные решения.

Запрос времени для продолжения. Если это более важная проблема, попросите о последующей встрече, чтобы задать дополнительные вопросы и согласовать следующие шаги.

Эта пауза также даст вам время обработать отзывы, спросить совета у других и подумать над решениями. В идеале вы также сформулируете, что вы будете делать в будущем, и еще раз поблагодарите человека за обратную связь.

5 вещей, которых следует избегать при получении конструктивной критики

Если вы получаете конструктивную критику, не выбрасывайте ее. Информация из надежного и объективного источника о вашей работе, стиле управления или о том, как вы проявляете себя, бесценна.

Вы хотите, чтобы это продолжалось, и это означает, что вы не должны реагировать таким образом, чтобы отпугнуть дающего или сделать его менее склонным давать вам обратную связь в будущем.

Чтобы получать обратную связь, избегайте этих 5 реакций:

  1. Не реагировать с защитной реакцией и гневом
  2. Не нападать на человека, оставляющего отзыв
  3. Не перебивайте и не перебивайте человека, когда он дает отзыв
  4. Сначала избегайте анализа или постановки под сомнение оценки человека
  5. Избегайте участия в дебатах или агрессивных ответных действиях

Помните, что давать или получать отзывы непросто, но мы надеемся, что эта статья снабдила вас инструментами, которые помогут вам чувствовать себя более уверенно в своей способности делать это хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *