План о жизни ломоносова: Михаил Васильевич Ломоносов стр. 101

Содержание

Михаил Васильевич Ломоносов стр. 101

1. По тексту учебника составь план рассказа о М. В. Ломоносове

План рассказа о М. В. Ломоносове

  1. Рождение и детство Ломоносова
  2. Ломоносов отправляется в Москву
  3. Талантливый ученик
  4. Гениальный учёный
  5. Достижения Ломоносова
  6. Память о Ломоносове

Рассказ о М. В. Ломоносове для 4 класса по плану

Михайло Васильевич Ломоносов родился в 1711 году возле города Холмогоры, на русском севере. С детских лет мальчик ходил в море вместе с отцом и его всегда интересовали чудеса природы, которые он наблюдал. Михаила занимала смена дня и ночи, тайна полярного сияния и многое другое.

В 11 лет мальчик стал учиться грамоте и его первыми учебниками были «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магнитского. Вскоре он был лучшим чтецом в деревне и заслужил уважение односельчан.

В возрасте 19 лет юноша, вместе с рыбным обозом отправляется в Москву, где поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию, выдав себя за дворянина. Это было единственное место, где талантливый юноша мог выучить латынь.

Очень скоро на талантливого ученика обратили внимание и его послали на учёбу в Германию. По возвращении из-за границы Михаил Васильевич остаётся работать в Петербурге. Он показал себя учёным, талантливым во всех областях. Он занимался химией, физикой, астрономией, геологией, и многими другими науками. Писал картины и стихи.

Именно благодаря ему стала развиваться отечественная наука и по его предложению был открыт Московский университет, сейчас носящий имя великого учёного.

Заслуги учёного признаны во всём мире, в его честь открыты десятки памятников, названы улицы, проспекты и даже города. Ежегодно золотая медаль его имени присуждается выдающимся российским учёным.

2. Найдите на карте (с. 92-93) родину М. В. Ломоносова. Представьте себе путь Ломоносова до Москвы.

Михаил Васильевич вышел вместе с обозом из Холмогоров и двигался на юго-запад. Он почти наверняка миновал Ярославль, а уже оттуда попал в Москву.

Обсудим!

Почему А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? Каково ваше мнение о М. В. Ломоносове?

Поэт называл учёного «первым университетом» потому что тот создал из ничего российскую науку. Благодаря его стараниям в России появился Московский университет.

Учёный и сам сделал множество открытий и способствовал тому, что заниматься наукой смогли многие талантливые россияне.

Я считаю его величайшим гением человечества. Человеком, который совершил для мировой науки так много, как никто не делал до него, и не сделает после.

Проверь себя

1. Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?

Этими качествами были трудолюбие, упорство, любознательность, пытливость, настойчивость.

2. В чём были трудности учёбы в то время?

Учится могли только дворяне. Обучение велось на латыни. На обучение требовались деньги. Не хватало профессоров.

3. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

Учёный далеко продвинул развитие физики, химии, астрономии, геологии, истории. Создал цветное стекло и писал картины. Он сказал новое слово в российском стихосложении.

Задание для домашней работы

Из интернета или у взрослых узнай, чему учат студентов в наши дни в МГУ имени М. В. Ломоносова.

В МГУ, в настоящее время, существует более 20 факультетов, на которых студентов обучают сотням специальностей. Их учат физике, математике, химии, вычислительной технике, истории, геологии, экономике, биологии, психологии и многим другим наукам.

На следующем уроке

Вспомни, когда Россия стала империей.

Империей Россия стала при Петре Первом. Он и был первым российским императором.

Михаил Ломоносов | План-конспект урока по истории на тему:

Предмет: окружающий мир, история

Класс: 4

Тема: «Михаил Ломоносов – первый университет»

Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир 4 класс». Часть 2. авторы: А.А. Плешаков, Е. В. Крючкова,  карточки с заданиями, рабочие листы к уроку, рабочие тетради, карточки трёх цветов (красный, зелёный, жёлтый)

Цели урока направлены на достижение учащимися:

1. Предметных результатов: формировать представления учащихся о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова.

2. Метапредметных результатов:

а) познавательных:

— узнать о детских годах Ломоносова, о том, когда и где получил образование, о его вкладе в развитие отечественной и мировой науки и культуры;

— анализировать информацию, представленную в разных формах;

— находить в тексте конкретные сведения, факты;

изучения материала;

— извлекать информацию, представленную в различных формах;

— находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

б) регулятивных:

— в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала;

— извлекать информацию, представленную в различных формах;

— находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

в) коммуникативных:

— дать возможность высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;

— участвовать в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению при работе.

Предмет: окружающий мир, история

Класс: 4

Тема: «Михаил Ломоносов – первый университет»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1. Сформировать представления о жизни и деятельности  Михаила Васильевича Ломоносова.

2. Тренировать умения работать с текстом и дополнительной литературой, как источниками новых знаний.

3. Тренировать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность.

4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, работать в команде.

Основные понятия: Университет,

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир 4 класс». Часть 2. авторы: А.А. Плешаков, Е. В. Крючкова,  карточки с заданиями, рабочие листы к уроку, рабочие тетради, карточки трёх цветов (красный, зелёный, жёлтый) для этапа рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята сегодня мы снова отправляемся с вами в виртуальное путешествие. Вспомните, какой раздел истории вы изучаете? (Ответы детей.)

— Сегодня вы продолжите изучение стариц истории России. Я уверена, что урок пройдёт интересно и с пользой для вас.

— Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы это будете делать? (Мы определим, что ещё не знаем и самостоятельно построим новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

— С чего начнём наше путешествие? (С повторения.)

— Почему начать надо с повторения? (То, что мы будем повторять, поможет нам самостоятельно открыть новые знания.)

Повторение проводиться в виде игры «Домино». Раздаются комплекты карточек, класс делится на команды. Побеждает та, которая быстрее всех соберет верную цепочку из карточек.

1721

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Александро-Невская лавра

Самое высокое здание в России в XVII в.

Петропавловская крепость

Построена в честь Александра Невского

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Празднование нового года

Ведомости

Дедушка русского флота

Ботик

Первая русская газета

Невский проспект

Строительство Санкт-Петербурга началось

Петропавловский собор

Россия стала империей

— С именем, какого, исторического деятеля связано наше задание? (С именем Петра Первого)

— Какие черты великого государства приобрела Россия благодаря Петру Великому, найдите лишнее утверждение:

* Большая территория,

* Выход к морю,

* Сильная армия, флот,

* Развитая отечественная наука

— Действительно,  в начале XVII в. наука в России не была хорошо развита.

— Как вы думаете, какому вопросу будет посвящен наш урок? (Развитие науки в России)

— Я попрошу вас выполнить пробное задание. С какой целью вы будете его выполнять? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)

Пробное задание записано на доске:

Перечень основных научных открытий, сделанных в России в начале XVII в.

  • Теория о том, что вещества состоят из мельчайших частиц;
  • Открытие у планеты Венеры газовой оболочки;
  • Гипотеза о бесконечности вселенной;
  • Открытие новых способов выплавки металлов и сплавов;
  • Объяснение причин поднятия материков и горообразования;
  • Научное описание грамматических понятий русского языка;

— Предположите, портреты скольких ученых мы должны поместить напротив открытий? (Мнение детей)

— Все эти открытия, сделанные в разных областях науки принадлежат, М.В. Ломоносову.

Именно про Михаила Васильевича наш знаменитый русский поэт А. С. Пушкин сказал:

«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

— Как вы думаете, почему А.С. Пушкин так отзывался о М.В. Ломоносове? Что значит был университетом?

— Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

— Какие еще научные открытия были сделаны Ломоносовы в начале XVII в.?

— В  каких областях работал Ломоносов (Мнения детей)

— У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? ( В  каких областях работал Ломоносов, были ли еще, какие то открытия в науке сделаны Ломоносовым в XVII в. )

— У кого есть ответ? Вы уверены в его правильности? В чём ваши затруднения? (Мы не уверены, назвали открытия, мы не можем обосновать свой ответ.)

-У вас возникло затруднение, как к нему надо относиться? (К затруднению надо относиться спокойно, надо остановиться и подумать, почему оно возникло.)

3. Выявление места и причины затруднения.

— На какой вопрос вы должны были ответить? (Мы должны были сказать, какие еще научные открытия были сделаны Ломоносов в начале XVII в, каких областях еще работал Ломоносов и почему Пушкин назвал Ломоносова «наш первый университет»?)

— Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, о вкладе Ломоносова в науку, и почему Пушкин назвал Ломоносова «наш первый университет».)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Узнать, какие открытия были сделаны Ломоносовым, почему его можно назвать «Университетом».)

-Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (М. В. Ломоносова – наш первый университет.)

— Чем вы можете воспользоваться, т.е., какие средства вы можете использовать при достижении цели? (Можно использовать учебник, интернет, дополнительные печатные источники.)

— Чтобы работа была успешной, что необходимо составить? (Для достижения цели надо составить план действий.)

— По какому плану вы предложите работать? (Можно по учебнику выяснить, какие черты характера помогли Ломоносову стать величайшим ученым, в каких он областях сделал открытия и какие открытия)

На доске фиксируется план действий:

План

1. Выяснить, каков был путь М.В. Ломоносова в науку (работа с учебником).

2. Выяснить какие открытия были им сделаны (работа с картой).

3. Составить таблицу «область открытий и открытия».

4.Ответиь на вопрос: Почему Ломоносова можно назвать первым университетом?

Работа проводится в парах, читают учебник, обсуждают, каждая пара получает «Рабочий лист», который они должны заполнить в процессе самостоятельной работы. (Приложение 1).

— Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Мы будем читать текст с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На доске зафиксированы словосочетания и фразы связанные с детством М.В. Ломоносова (Ловля рыбы, обучение грамоте, смерть матери, ругань мачехи, чтение книг, «Не хочу жениться, хочу учиться», побег в Москву)

Учащимся дается задание (по одному предложению от пары учащихся) составить мини рассказ о детских и юношеских годах жизни Ломоносова.

Работа с рабочими листами. Заполнение и исправление ошибок в соответствии с эталоном.

— Вы достигли поставленной цели?

— Вы справились с затруднениями?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

— Наше знакомство с выдающимся человеком М.В. Ломоносовым завершается, и из XVII в. нам надо попасть в наш XXI, для этого необходимо нужно купить билеты на самолет времени и отправиться в обратный путь.

Выдаются задания – билеты.

1. Сколько лет было Мише Ломоносову, когда он поступил в Славяно-греко-латинскую академию

  1. 7 лет
  2. 12 лет
  3. 19 лет

2. В какой европейской стране он продолжил обучение

  1. В Германии
  2. В Англии
  3. Во Франции

3. Какая фабрика была построена под руководство Ломоносова

  1. По производству металла
  2. По производству цветного стекла
  3. По производству удобрений

4. Что открыли в 1755 году в Москве по предложению М.В. Ломоносова?

  1. Академию наук      
  2. Московский университет
  3. обсерваторию      
  4. институт физики

5. В каких областях прославился М.В. Ломоносов?

  1. в химии
  2. в архитектуре
  3. в астрономии
  4. в физике

6. Какие достижения принадлежат М.В. Ломоносову?

  1. открытие атмосферы на Венере
  2. строительство фабрики цветного стекла
  3. организация Химической лаборатории
  4.  открытие первого музея в России

Учащиеся работают самостоятельно, после работы проводят самопроверку по образцу и в соответствии с результатами решают в самолёте на местах какого класса летят учащиеся:

5 правильных ответа – бизнес класс,

4 правильных ответа – 1 класс,

3-2 правильных ответа – эконом класс.

После самопроверки проводиться рефлексия, фиксируются места затруднений, ошибки исправляются.

— Сделайте вывод: Почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова образно «первым университетом», если известно, что университет готовит специалистов по различным отраслям знаний? (Ответы детей.)

— Теперь мы можем лететь обратно, после проведённой проверки мы все летим в салоне 1 класса.

8. Включение в систему знаний и повторение.

— Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания? (Ответы детей.)

— Что нового вы узнали о Михаиле Васильевиче Ломоносове? (Ответы детей.)

—  За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль

им .М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.

9. Рефлексия учебной деятельности.

— Мы вернулись из виртуального путешествия. Что нового вы узнали на уроке?

— Какую цель ставили перед собой?

— Вы достигли поставленной цели?

— Как вы достигли цели?

— С какими затруднениями встретились на уроке?

— Как вы выходили из затруднения?

— У вас на столах кружочки, заготовки для смайликов. Оцените свою работу прием «Светофор»

Если при выполнении самостоятельной работы вы достигли цели и не допустили ошибок    

 (зеленый)

Если при выполнении самостоятельной работы вы частично достигли цели и допустили 1-2 ошибки

Если при выполнении самостоятельной работы вы не достигли цели и допустили 3 и более ошибок

Д/з – (по желанию: Узнать чему учат студентов в наши дни в МГУ им. М.В. Ломоносова)

 

Приложение 1

Рабочий лист

Задание 1.

Прочитав текст учебника выполни задание в рабочей тетради, (стр.37)

(Разгадай кроссворд)

Задание 2

Проанализируй воспоминания М. В. Ломоносова, а затем его желание учиться.

«С одной стороны, несказанная бедность: имея один алтын (3 копейки) в день жалованья, нельзя было иметь на пропитании е в день больше как денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, обувь и другие нужды.. с другой стороны ребята кричат, перстами указывают: смотри де, какой болван, лет в двадцать пришёл латыни учиться.

 Какое решение в похожей ситуации принял бы ты:

  1. Вернулся бы к отцу ловить рыбу и умножать отцовское богатство
  2. Бросил бы учебу и нашёл работу в Москве
  3. Стал бы продолжать учёбу

Задание 3

Прочитай текст учебника стр102-103, приложение №2., заполни таблицу:

        (учащимся дается пустая таблица, заполненная является эталоном)

Основные научные открытиях Михаила Васильевича Ломоносова.

Литература, русский язык

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика»

 б) выпустил “Риторику”;

 в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

Астрономия

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

География

а) составил “Полярную карту”;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) создал новую науку – экономическую географию

Геология

а) теория о возникновении металлов и минералов;

б) “ О причине землетрясений”.

Физика

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в) изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

г) учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул

Химия

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.

История

а) закончен 1-ый том Российской истории.

б) составил “Краткий летописец с родословием”.

Образование

1755г. основал Московского университета;

Изобразительное искусство

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) изготовил 40 мозаичных картин; “ Полтавскую битву”;

в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

Приложение 2

Основные научные открытиях Михаила Васильевича Ломоносова.

В начале  1736г.  Ломоносов был направлен в университет при         Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Осенью 1736 г.  трое лучших студентов,   в том числе Ломоносов, были        отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы     Ломоносова были поистине   всеохватывающими. Ему принадлежат  работы в области физики, химии,  астрономии, географии, филологии.

Работы Ломоносова в области литературы и русского языка: В 1763 году  вышел «Сборник    разных сочинений в стихах и в прозе  Михаила Ломоносова», «Риторика»», «Российская грамматика», в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.  

Интересные открытия были сделаны и в области астрономия: открыта атмосфера  на Венере, построен телескоп.

Ломоносов в 1748 г. построил химическую лабораторию. В ней  он  проводил научные  исследования, в том   числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик. Разработал принципы  новой науки  «Физической химии».

Первый в России  фарфоровый завод им был открыт  в Петербурге.

Талант Ломоносова проявился и в изобразительном искусстве: он изготовил 40 мозаичных картин, был избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

В физике он открыл закон сохранения материи и движения, разработал  учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул, сконструировал термометр, изобрел  «ночезрительную  трубу», предшественницу  современных приборов  для  ночных  наблюдений.

В географии: составил «Полярную карту», разработал приборы для морского кораблевождения. Создал новую науку – экономическую географию.

В геологии: разработал теорию возникновения минералов и металлов. Работал над трудом «О причине землетрясений».

Написал 1-ый том Российской истории. Составил «Краткий Летописец с родословием»,  в котором изложил основные вехи русской истории, представляющие собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.  

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет,   «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Приложение3

задания – билеты.

1. Сколько лет было Мише Ломоносову, когда он поступил в Славяно-греко-латинскую академию

  1. 7 лет
  2. 12 лет
  3. 19 лет

2. В какой европейской стране он продолжил обучение

  1. В Германии
  2. В Англии
  3. Во Франции

3. Какая фабрика была построена под руководство Ломоносова

  1. По производству металла
  2. По производству цветного стекла
  3. По производству удобрений

4. Что открыли в 1755 году в Москве по предложению М. В. Ломоносова?

  1. Академию наук      
  2. Московский университет
  3. обсерваторию      
  4. институт физики

5. В каких областях прославился М.В. Ломоносов?

  1. в химии
  2. в архитектуре
  3. в астрономии
  4. в физике

6. Какие достижения принадлежат М.В. Ломоносову?

  1. открытие атмосферы на Венере
  2. строительство фабрики цветного стекла
  3. организация Химической лаборатории

 открытие первого музея в России

Приложение 4

Используемая литература:

1. Методические этюды по формированию целостной картины окружающего мира у школьников: Учебно-методическое пособие/  Соловьёва ТА., Рогалева Е.И. — Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2003.

2. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2ч. Ч 2./ А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.

3. Окружающий мир. 4к класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч 2./ А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.

4. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс/ А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2011.

5. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.Н. Крючковой «Мир вокруг нас»/ Тихомирова Е.Н. — М.: Издательство «Экзамен», 2007.

.

Михаил Ломоносов, Краткая биография

Вы можете прочитать Биографию М. Ломоносова в оригинальной русской версии.

Детство

Михаил Васильевич Ломоносов, ученый и лексикограф, основатель Московского государственного университета (МГУ), родился 08 ноября 1711 г. в селе Мишанинской (ныне переименованной в Ломоносов), в Архангельской области на берегу Белого моря.

Его отец Василий Дорофеевич Ломоносов был рыбаком и охотником. Он был хорошим человеком, но совершенно неграмотным. Его мать, Елена Ивановна, умерла, когда Лемоносову было 9 лет.лет. Жизнь с мачехой была для него невыносимой.

Лучшими воспоминаниями из его детства были поездки на море с отцом и уроки грамоты и математики со служителем местной церкви. «Грамматика» Мелентье Смотрицкого и «Арифметика» Симеона Полоцкого были для мальчика, по его собственным словам, «Вратами в ученость».

В декабре 1730 года страсть к знаниям подтолкнула Майкла к решению покинуть свой дом с помощью нескольких рыбаков. Он пробрался сначала на лодке, а потом пешком в Москву. Ему тогда было 19годы.

Ломоносовские годы учебы

Юный Ломоносов за 3 недели доехал до Москвы, где его никто не ждал. В школьную систему он влился самостоятельно и вместе с младшими учениками начал изучать науки. Дети сначала подшучивали над ним, но постепенно привыкли к нему и полюбили тихого и интеллигентного мальчика.

Жил очень бедно, часто обедал одним куском хлеба. В 5 лет он прошел всю школьную программу. Затем продолжил обучение в Национальном университете «Киево-Могилянская академия». Через год, будучи в числе лучших учеников, Михаил Ломоносов был направлен в Академию наук Санкт-Петербурга.

Там он продолжил интенсивное изучение наук, а также изучение европейских языков.

В возрасте 25 лет его отправили учиться в Германию. В течение 3 лет учился в Марбургском университете, затем во Фрайберге. После этого он провел год, путешествуя по Голландии. Михаил Ломоносов изучал математику, физику, химию, металлургию, горное дело и западноевропейскую литературу. Занимался поэтическим переводом.

В Германии Ломоносов женился на немке Элизабет-Кристин Циль. Их сын Иван умер в раннем возрасте, а у их дочери Елены Ломоносовой было четверо детей от мужа Алексея Константинова, который служил библиотекарем императрицы Екатерины II.

Вы ограничены во времени для изучения русского языка? Подайте заявку на нашу Вечернюю программу русского языка или Программа выходного дня русского языка и изучения русского языка в наиболее удобное для вас время. Эти программы позволяют максимально гибко совмещать работу или учебу с изучением русского языка.

Возвращение в Россию

В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся в Россию и начал работать в Академии наук и художеств. До своей смерти в 1765 году Михаил Ломоносов неустанно трудился на благо русской науки, увлеченно занимаясь физикой, химией, астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, филологией и историей. Он разработал проект Московского государственного университета, который теперь носит его имя.

Елена Буланова

Михаил Васильевич Ломоносов. Путь в науку

19 ноября — день рождения М.В.Ломоносова — человека, которого по праву называют основоположником науки и высшего образования в России, одним из основоположников современного русского языка и поэзии. «Сочетая необычайную силу воли с необычайной силой замысла, Ломоносов охватил все отрасли образования. Жажда познания была сильнейшей страстью этой души, полной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и поэт, он все испытал и все досталось.Первым он углубляется в историю отечества, утверждает правила народного языка, составляет законы и образцы классической риторики, с несчастным Рихманом предвосхищает открытие Франклина, основывает фабрику.

Он строит колосс, дает художественные произведения и, наконец, открывает истинные истоки нашего поэтического языка», — писал о нем Александр Пушкин.

Жизненный путь Ломоносова, его роль в развитии науки и культуры освещены в сотнях книг и тысячах статей, многие из которых доступны в Интернете. Поэтому было бы лишним рассказывать газете, что при желании каждый может легко найти себя. Но нельзя обойти вниманием тот факт, что часто упускают из виду те, кто прославляет гениальность, но должны помнить ученики и учителя: все достижения Ломоносова имеют в основе знания и умения, которые он усвоил во время учебы. Наш рассказ о том, чему, где и как он учился.

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова в селе Мишаниское Архангельской губернии, что находилось на большом острове посреди реки Северной Двины против города Холмогорка в 140 километрах от Белого моря. . С 10 лет Михаил вместе с отцом совершал многомесячные поездки в море за сотни миль от дома. Впечатления от этих поездок, безусловно, способствовали развитию мальчика. Важным ключом ко всем достижениям Ломоносова, как ученого и педагога, была приобретенная с детства привычка к ежедневному упорному труду. В зрелом возрасте он писал: «Ленивый человек в нечестном одиночестве подобен неподвижной воде болотной, которая, кроме смрада и презренной нечисти, ничего не производит».

Отец Майкл был неграмотным. Его учили сосед — крестьянин Иван Шубин (его сын — Федот Шубин — при поддержке Ломоносова стал известным скульптором и в 1792 году создал свой знаменитый мраморный скульптурный портрет) и дьякон Семен Сабельников. Михаил пошел очень хорошо — через два года начал читать в церкви «Псалтирь» и «Жития святых» и считался лучшим чтецом в селе. В 1722 году в доме священника сын Христофор Дудин впервые в жизни увидел светские книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магнитского. После смерти Г.Дудина летом 1724 года его потомки передали эти книги Михаилу, и они легли в основу его начального образования.

Стремящийся к знаниям Ломоносов в декабре 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву, взяв с собой «Грамматику» и «Арифметику». В начале января 1731 года он поступил в школу «Математика и навигация», находившуюся в Сухаревой башне, а 15 января, выдав себя за сына дворянина, поступил в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию при Заиконоспасском монастыре (наз. Спасская школа).

В академии было четыре низших класса («фара», «инфима», «грамматика», «синтаксима»), два средних («пиитика» и «риторика») и два высших («философия» и «богословие»). «). На каждый из первых трех классов отводилось четыре или шесть месяцев, занятия «синтаксима» и «пиитика» продолжались год, курсы «риторика» и «философия» изучались два года, «богословие» — четыре года. Из класса в класс учащиеся переходили после сдачи соответствующих экзаменов. Обучение в академии длилось целый год. В летние месяцы им разрешалось брать два раза в месяц «отдых» — дни отдыха.

Классы «фара», «инфима» и «грамматика» Ломоносова прошли за год.

В первом классе он изучал латынь, во втором — латынь и славянский язык, в третьем — латынь и славянскую грамматику, географию, историю, математику и катехизис. В январе 1732 г. Ломоносов перешел в «синтаксиму», где изучал латинский синтаксис, закончил изучение арифметики, географии, истории и краткого катехизиса. Через полгода он перешел на «поэтику», где изучал латинскую и русскую поэзию, теорию поэзии «Поэтики» Аристотеля и написанные на латыни «Ключи поэтики…» Федора Кветницкого, преподававшего в этом классе. Студенты также занимались поэзией. В свободное время Михаил Ломоносов читал древние летописи, духовные и светские книги в библиотеке Заиконоспасского монастыря. С июля 1733 г. по июль 1735 г. Михаил находился в классе «риторики», где преподавал латынь. Студенты изучали «Риторику» Аристотеля, произведений Цицерона, других античных авторов, выполняли упражнения и поэтические произведения, написанные на латинском и славянском языках, а также участвовали в дискуссиях и учились произносить приветственную речь.

Осенью 1734 г. Ломоносов по его просьбе был направлен в Киево-Могилянскую академию, где изучал старинные рукописи, «Поэтику» Феофана Прокоповича, знакомился с художественными шедеврами Софии Киевской, Михайловского собора, Кафедрального собора Успенская Киево-Печерская Лавра. Это очень повлияло на Ломоносова. Например, в 1754 году он создал мозаичный портрет Петра I в очень похожей манере исполнения на мозаики Михайловского собора.

Наверное, все слышали, что во время учебы Ломоносов жил «на три копейки в день». Но материальные лишения были не так тяжелы, как тоска. В течение многих лет он писал: «Учась в Спасских школах, я имел во все стороны отвращенные от науки сильные устремления, которые летом в тогдашней почти непреодолимой силе имели. С одной стороны, отец, имевший детей, кроме меня не говоря что я был один ушел, оставив довольство (ибо там из), что это для меня кровавый пот накопился и который, после его смерти, чужие грабят.С другой стороны, невыразимая бедность: С одним алтынским дневным жалованьем, это было невозможно иметь в день прокормиться больше как монета на хлеб и монетный квас и т.

д. на бумагу,обувь и прочие нужды.Так я прожил пять лет и не оставил науку.С одной стороны пишут что,зная мои отцовское богатство, хороших людей там за дочерей своих выдаю, которые, когда он был там в моем, предлагали, напротив, студенты, малые дети, кричать и показывать пальцами: смотрите, де какой дурак пришел двадцать лет по-латыни учиться!».

В июле 1735 года Михаил Ломоносов перешел в первый высший класс «философии», где изучал курсы логики, физики и метафизики. Учение основывалось на трудах Аристотеля.

Выпускники Славяно-греко-латинской академии становились священниками, учителями и государственными служащими. Неизвестно, как сложилась бы судьба Михаила Ломоносова, но в конце 1735 г. он в числе 12 учеников академии был направлен на обучение в Петербургскую Академию художеств и наук.

Основанное Петром I в 1726 г. первое в современном понимании научное учреждение России, впервые полностью состоявшее из иностранцев. Предусматривалось, что академики должны готовить профессоров из граждан России, и для этого при Академии была открыта гимназия и университет. Но преемникам Петра на престоле не было дела до науки и тем более до академии. Первый набор (с 12 студентами) в Академический университет состоялся в 1732 г., а второй — в 1735-м — главным образом благодаря настойчивости президента Академии барона Иоганна Альбрехта Корфа, добившегося сенатского указа о направление Славяно-греко-латинской академии лучших студентов на обучение в Академии наук.

1 января 1736 года Ломоносов вместе с 11 учениками прибыл в Петербург, где был зачислен в Академию наук и пятого января начал заниматься математикой в ​​физике. Его учителями были адъюнкт В.Е.Адодуров и профессор экспериментальной физики Г.В. .Крафт. В конце января Ломоносов купил книгу В. К. Тредиаковского «Новый и лаконичный способ сложения русской поэзии» и внимательно ее изучил. Экземпляр этой книги с многочисленными исправлениями, вставками и комментариями, сделанными им собственноручно, ныне хранится в архиве Российской академии наук.

В конце 1735 г. у Академии возникла необходимость послать в экспедицию, занимавшуюся изучением Сибири, профессора, знавшего химию и горное дело.

Но таких специалистов в академии не нашлось, а иностранцев, желающих проехать за тысячи верст, не нашлось. Тогда президент Академии наук Корф предложил Кабинету направить на учебу в Германию к ученому горной физике «Генкель» несколько способных молодых людей. Предложение одобрил и отправил на учебу 17-летнего «сына советника Берг-совета» Густав Рызер, 16-летний «суздальец» Дмитрий Виноградов и 25-летний «крестьянский сын» Михаил Ломоносов. Директор берг-коллегии определял, что им нужно для обучения наукам. Перед отъездом будущие абитуриенты прошли соответствующий инструктаж, в ходе которого, в частности, подчеркивалась необходимость каждые полгода присылать в Академию письменные отчеты об учебе.

В начале ноября 1736 года в Марбург прибыли трое русских, начали изучать основы арифметики и геометрии, а также немецкий язык. Шестого ноября они были направлены в Марбургский университет, а с января 1737 г. начали слушать лекции по теоретической химии профессора Ю.Г.Дюйзинга и механике у профессора Христиана Вольфа — известного немецкого ученого и энциклопедиста. В мае Ломоносов начал брать уроки французского языка, рисования, танцев и фехтования. Четвертого сентября он написал на немецком (первом) письме президенту Академии Корфу, в котором выразил благодарность за разрешение заниматься наукой в ​​зарубежных академиях.

14 марта 1738 г. Ломоносов с Виноградовым и Райзером отправили в Петербург отчет об уроках с июня 1737 г. по март 1738 г. с сообщением, что за это время они «г-н регирунгсрата Вольф прошел курс механики, гидростатики, гидравлики, а г-н «Курс доктора Дюйзинга по теоретической химии», а сейчас слушаю лекции Вольфа по догматической физике и логике, а также занимаюсь французским языком и практикуюсь в черчении.

Надо отметить, что русские студенты, находясь в среде, скажем так, очень раскованных немецких студентов старались не отставать от них, и быстро растратили полученные за год жизни деньги (300 рублей) и залезли в долги. Ломоносов также много денег тратил на книги. 19 марта, 1738 г. Г. Вольф в письме начальника канцелярии Петербургской Академии наук И. Д. Шумахера просил напомнить, чтобы русские студенты были экономнее и не делали долгов.

После этого Шумахе составил новую «Инструкцию для марбургских студентов», в которой предписывал им готовить свои доклады яснее, острее и подробнее. Обязан информировать академию обо всех лекциях, пройденном материале, время от времени присылать тестовые работы. В хозяйственной ведомости они должны указать все расходы, в том числе расходы на купленные книги. «Учителей танцев и фехтования», «удерживать больше не будут» и «денег на одежду не тратят», «остерегайтесь делать долги и довольствуйтесь тремястами рублями, которые им назначены на год».

В августе 1738 г. Ломоносов приобрел и изучил книги по теории поэзии, познакомился с поэтическими произведениями латинских, немецких, французских и итальянских переводов классических авторов. В октябре написал первую научную работу «О превращении твердого тела в жидкость…», переведенную с французского на русский язык оды.

Второго января 1739 г. Х.Вольфа писал в Петербург, что лекции, которые ему приходилось читать русским студентам, окончены, они занимаются самостоятельно и пишут свои диссертации. Он также писал: «Было бы, конечно, лучше, если бы их поскорее отсюда вывели, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и на том уже заканчивают то, что должны были здесь делать».

В феврале Ломоносов женился на дочери своей квартирной хозяйки Елизавете Кристине Зильч. Кажется, ради нее он занимался танцами и фехтованием.

В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер отправились во Фрейберг к профессору Ю.Ф.Генкеля, где он изучал минералогию, металлургию, посещал рудники и сталелитейные заводы.

В августе 1738 года Ломоносов приобрел и изучил книги по теории поэзии, познакомился с поэтическими произведениями латинских, немецких, французских и итальянских переводов классических авторов. В октябре написал первую научную работу «О превращении твердого тела в жидкость…», перевел с французского на русский стих.

Второго января 1739 г. Г.Вольф писал в Петербург, что лекции, которые ему приходилось читать русским студентам, окончены, они занимаются самостоятельно и пишут диссертацию. Он также писал: «Было бы, конечно, лучше, если бы их скорее отсюда вывели, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и уже закончили то, что должны были здесь делать».

В феврале Ломоносов женился на дочери своей квартирной хозяйки Елизавете Кристине Зильх. Кажется, ради нее он занимался танцами и фехтованием.

В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер отправились во Фрайберг к профессору Ю.Ф.Генкелю, где изучали минералогию, металлургию, посещали рудники и сталелитейные заводы.

Перед отъездом Ломоносов получил от Дюйзинга аттестат, свидетельствовавший о его успехах в изучении химии, в котором говорилось, что «очень достойный и одаренный молодой человек, Михаил Ломоносов, студент философии… с неутомимым усердием посещал лекции по химии во время 1737 г. и, по моему мнению, он получил от них много пользы…». В своих показаниях Г.Вольф писал: «Молодой человек с прекрасными способностями Михаил Ломоносов с момента своего приезда в Марбург прилежно посещал мои лекции по философии математики, физике и желательно с особой любовью стараясь приобрести основательные знания. Я не сомневаюсь, что если он с тем же усердием будет продолжать свои занятия, то он в конце концов, по возвращении, может принести пользу государству, чего я ему сердечно желаю».0003

В конце 1739 г. Ломоносов отправил в Академию в Петербурге «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах русского стихосложения», которое берет свое начало из новой русской поэзии.

Очень насыщенным для Ломоносова был 1740 год. Он поссорился с Хенкелем и ушел от него, пытался встретиться с русским посланником, чтобы вернуться домой, посетил несколько городов, побывал на нескольких рудниках, был завербован обманом в прусские гренадеры, но бежал.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург и 8 июня 1741 г. явился в канцелярию Академии наук с докладом о прибытии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *