Что такое милосердие и справедливость: сопряженность смыслов – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Содержание

сопряженность смыслов – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 108-113.

Е. М. Березина

МИЛОСЕРДИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ: СОПРЯЖЕННОСТЬ СМЫСЛОВ

В статье рассматриваются этика справедливости и этики милосердия через призму единого нормативно — аксиологического пространства морали. Социально-философский анализ справедливости и милосердия свидетельствует как о содержательно-концептуальных различиях категорий, так и о сопряженном характере их взаимодействия в условиях реальной общественной практики.

Ключевые слова: мораль, милосердие, справедливость, сострадание, ненасилие, социальная забота.

Последовательное различение милосердия и справедливости нашло отражение в понимании философской традицией золотого правила как этики справедливости и заповеди любви как этики милосердия. В данном контексте справедливость и милосердие воспринимаются в качестве двух фундаментальных добродетелей, соответствующих разным сферам нравственного опыта и, соответственно, основным уровням морали.

Многосоставность феномена морали проявляется в наличии в ней двух блоков представлений. С одной стороны, мораль — это комплекс представлений (императивных и ценностных), в основе которого лежат отвлеченные идеи о высшем благе и высших ценностях как пределе человеческого пред-назначения1. К таким представлениям относится идеал «милосердной любви» (или милосердия), являющийся одновременно: 1) ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное, безусловное, положительное содержание поступков; 2) императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется человеку в обязательное исполнение. Ценностная, т. е. смысловая или значимая, функция «заповеди любви» (или милосердия) тесно переплетена с императивной, т. е. повелительной функцией. Их трудно порой отделить друг от друга. «Заповедь любви» — безусловный императив. Стало быть, ему необходимо следовать всегда, а не при каких-то конкретных обстоятельствах. Им необходимо руководствоваться в отношениях ко всем людям. Милосердие же обращено к индивиду как автономной личности — субъекту свободного и ответственного, в конечном счете, экзистенциального выбора. Более того идея

милосердия представляет собой квинтэссенцию нормативной программы индивидуально-перфекционистской нравственности совершенствующегося индивида2, поскольку определяет общую нормативно-ценностную аксиоматику морального сознания, где любой человек обладает непреходящей ценностью в качестве объекта уважения и заботы. И в этой связи милосердие предстает в качестве «любви-дара», предназначенного для всех. Христианское учение возводит милосердие в ранг предельного нормативного основания. Здесь милосердие — универсальное требование, основанное на понимании общности людей в любви, и эта любовь ко всем и даже шире (в том числе, и к среде обитания) наделена ощущением ценности бытия. Сам термин ‘милосердие’ — морфологически сложный: ‘милый’ и ‘сердце’. Однако, объединяясь, понятия ‘милый’ и ‘сердце’ меняют свой изначальный смысл: из сферы сугубо индивидуального переживания понятия перемещаются в сферу «всеобщего». В этом случае любовь предстает как ценность сама по себе.

В состав морали входят и другие ценности и требования, которые определяют практическое поведение человека в соотнесении с идеальными представлениями. Это так называемая общественная мораль3. Здесь речь идет о требованиях социально-нравственных, то есть требованиях, обращенных к индивиду как агенту социального взаимодействия, члену сообщества, гражданину или к сообществу как таковому, обществу как коллективному субъекту, ответственному за собственное процветание и благополучие своих членов. Ядром и смыслом общественной морали становится справедливость. Справедливость в своем предельно общем

определении выражает идею равенства между людьми, пропущенную через систему представлений об устройстве мира и социума, о человеческом благе и предназначении и конкретизируемую в должном порядке взаимодействия между членами общества. Этот порядок задается распределением выгод и потерь, преимуществ и тягот совместной жизни на основе прав и обязанностей, определяющих характер участия конкретных индивидов и групп в общественной кооперации, а также качества деяний, которое создает дополнительный критерий дифференциации индивидуальных прав и обязанностей4. Однако функциональной особенностью понятия ‘справедливость’ является способ его функционирования в нравственном дискурсе: это означает, что данное понятие может употребляться только тогда, когда есть потребность в легитимизации общественных структур. А именно, сам термин ‘справедливость’ оказывается востребован, когда существуют слои, группы, индивиды, которые по тем или иным причинам чувствуют себя маргинализованными или отчужденными в рамках данного общественного порядка. Не случайно, следуя различными путями и опираясь на различное мировоззренческое содержание, концепции справедливости воспроизводят общую структурную модель рассуждения, которую, как отмечает А. В. Прокофьев, принято называть «презумпцией равенства». ’ — такой же). В древних текстах талион существует в формулировках «реактивных», указывающих на необходимость конкретных действий в ответ на конкретные действия.

Отметим, что в эпоху античности начинают формироваться и получать концептуальное обоснование нравственные нормы не только реактивного действия (ответ на добро или зло), но и инициативного характера, ориентированные не только на взаимность, в частности, деятельность по оказанию реальной помощи, основанная на особых аф-фектных состояниях: любовь, сочувствие, сострадание. Например, идеи благоволения по отношению к друзьям (как у Сократа). В греческой литературе упоминается и особое чувство («eleos»), противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. Так, по Аристотелю, основанием для жалости и сочувствия становятся поступки «непроизвольные, т. е. совершенные по неведению обстоятельств, от которых зависит и с которыми соотносится поступок», иными словами, влекущие незаслуженные страда-ния7. Неудивительны поэтому специальные пояснения (или своеобразные «очищения») благодарности, в частности римского философа Сенеки, относительно того, что благодарность представляет собой добровольное дарение, проявление щедрости; что по-настоящему благодарным может быть лишь мудрец, для которого давать — это большая радость, чем для обычного человека получать. Сенека в рассуждениях о благодарности еще прибегает к благоразумно-предусмотрительным и вполне привычным для его современников доводам: от поддержания взаимности услуг зависит наша безопасность, в непременной благодарности — наше же благо (например, «благо, отдаваемое другому, возвращается затем к нам по закону справедливости» и т. д.). Все же главным для Сенеки было показать, что благодарность как добродетель прекрасна сама по себе, и «польза» добродетельного деяния состоит в том, что оно совершено («благодеяние оказано для благодеяния»)8. Уже в античной философии справедливость была включена в систему ключевых добродетелей и рассматривалась в качестве первой добродетели общественных интересов. Через за-

кон справедливость предписывает человеку то, в каких делах надлежит быть сдержанным, мужественным, благоразумным.

Платон обосновывает сверхчувственный характер справедливости, что подчеркивает объективный характер содержания справедливости, независимый от индивидуальных чувств человека.

Справедливость как этическую категорию исследовал и Аристотель в «Большой этике», различая справедливость по отношению к закону и по отношению к другим людям. Аристотель разрабатывает формальную структуру справедливости, указывая на два ее вида: воздаятельную и распределительную — справедливую плату за труд и справедливое распределение благ, хотя эти категории часто выступают как продолжение одна другой.

Анализ системы философских размышлений античных авторов свидетельствует, что сострадательное отношение находит свое место, но оно еще никак не сопрягается со справедливостью.

Христианской заповедью любви закрепляется принцип сопряженности сострадания (любви) со справедливостью. Сострадание, с одной стороны, становится одним из высших проявлений нравственного долга по отношению к тем, кто нуждается, кто беззащитен и бедствует, а с другой — овеществленным выражением благочестивых помыслов и всеобщей любви к ним, объединяющим тех, кто творит благодеяние и тех, кто принимает его.

В контексте социально-философского анализа проблема соотношения справедливости и милосердия получила развитие в новоевропейской философии. Так, по мнению Т. Гоббса, общество подразделяется на два вида: естественное и гражданское (или государственное). Естественному состоянию общества соответствуют естественные законы, которые являются результатом веления разума, а не человеческих соглашений, и отражают природное стремление человека к самосохранению. По существу все естественные законы сводятся к золотому правилу: поступай по отношению к другим так, как желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Золотое правило истолковывалось Т. Гоббсом в качестве закона справедливости, поскольку он предписывал каждому признавать те же права, которые

он хочет для себя. Идеи равенства и эквивалентности действий в отношениях между людьми, заключенные в данном положении, указывают, по мнению мыслителя, на непосредственную связь с евангельским требованием «возлюби ближнего, как самого себя». Нравственная добродетель (т. е. осуществленная деятельность), рассматриваемая с точки зрения государственных законов, различных в разных странах, есть справедливость (справедливость есть только в гражданском обществе). Нравственная же добродетель, рассматриваемая с точки зрения естественных законов, — благосклонность (благосклонность строится на сострадании или представлении о том, что чужое несчастье может постигнуть и нас). По существу Т. Гоббс рассматривает заповедь любви в качестве высшего нравственного требования.

Понимание заповеди любви в качестве высшего нравственного требования, формирующегося на основе золотого правила, но отчасти и преодолевающим его, звучало в трудах не только Т. Гоббса, но и А. Шопенгауэра, П. Д. Юркевича, П. А. Кропоткина, М. Шелера, П. Рикёра.

Для А. Шопенгауера собственно «нравственное» начинается с чувства сострадания (а не соображений себялюбия или долга). При этом в чувстве сострадания отмечаются две стороны: что-то удерживает меня от того, чтобы причинять страдание другому, и влечет к защитному действию, когда другому причиняют страдания. В первом случае проявляется справедливость, во втором -любовь к ближнему9.

П. А. Кропоткин отмечал, что для осуществления нравственных норм явно недостаточным становится признание равноправия между людьми (справедливости). Есть то, что исполняется по логике избыточности, а именно — великодушие (милосердие).

В истории этико-философской мысли сложился и другой концептуальный подход, ключевой идеей которого стало понимание милосердия в качестве важнейшего условия справедливости. Э. Дюркгейм, косвенно полемизируя с Т. Гоббсом, считал, что справедливость, регулирующая отношения между людьми как собственниками и обладателями частных прав, предполагает в качестве своего условия милосердие: люди должны любить друг друга, чтобы вступать в отношения друг с другом; сама возмож-

ность установления границ между людьми базируется на их согласии ограничить свои права, что возможно лишь при взаимопонимании. В этом смысле, по Э. Дюркгейму, «справедливость полна милосердия»10.

В таком же теоретическом ключе размышлял Г. Спенсер, обозначая справедливость как «симпатическое признание прав других людей на свободную деятельность и ее продукты»11. Для русской религиознофилософской традиции также характерны идеи взаимоувязанности (связанности или неотчуждаемости) справедливости и милосердия. Так, И. А. Ильин полагает, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Справедливость не следует представлять себе по схемам «раз и навсегда», «для всех людей», «повсюду», ибо она «живой поток индивидуальных от-ступлений»12. Человек должен научиться видеть, «чувствовать» права людей и добиваться их осуществления в жизни. Эту способность души И. А. Ильин обозначил как первоначальное или естественное правосознание. В. В. Розанов различал деяния по долгу и обязанностям и деяния по зову сердца. Деяния помощи по зову сердца являются высшим проявлением милосердия, отражают внутренние потребности, когда «мне самому было сладко делать сладкое»13.

В этом общем контексте рассуждений ясна и теоретическая модель феномена социальной заботы как единства справедливости и сострадания — справедливой сострадательности, предлагаемая современным российским исследователем Е. А. Цыбулев-ской. По ее мнению, социальная забота — активность, разворачивающаяся между людьми по поводу решения проблем, возникающих в результате их совместной жизни; это деятельность по созиданию справедливого общественного порядка, неизменно пронизанного чувством сострадания к человеку14. Указанная трактовка социальной заботы, по мнению автора, не только не отменяет борьбы между этими ценностями, а, наоборот, предполагает поиск продуктивного совмещения творческого единения справедливости и сострадания в социальной реальности с учетом всей сложности, индивидуальности и многообразии человеческих судеб.

Поддерживая идею взаимосвязанности (сопряженности) справедливости и милосердия в условиях реальной нравственной прак-

тики, следует, однако, обратить внимание на их содержательно-концептуальные различия. Так, справедливость соизмеряет усилия с вознаграждением. Для милосердия требование равенства и взаимности считается несущественным. Более того, в нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованием ненасилия (непротивления злу насилием и любви к врагам), в то время как принцип справедливости, напротив, требует, чтобы несправедливость была наказана. По мнению А. А. Гусейнова, ненасилие -это отказ от насилия как способа (средства) разрешения общественных конфликтов, борьбы за социальную справедливость15.

В работах Р. Г. Апресяна дается более «расширительное» толкование ненасилия (по существу «невреждения») как отношения к другому, при котором другому не причиняется вред, права другого не нарушаются и тем самым соблюдается минимальная справедливость16. В данном контексте ненасилие становится не только одним из первостепенных нравственных принципов, но и необходимым условием, в том числе и милосердия, своего рода гарантией того, что посредством милосердствования не будет нарушено достоинство и права того, по отношению к тому, на кого оно направлено17. В то же время ненасилие может ограничиваться справедливостью (условно обозначаемой как «реактивная справедливость»), которая предполагает возможность и необходимость последовательного противостояния злу (то есть не допускает несправедливость).

В этой связи интересно обратиться к работе И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою», где (в противопоставлении взглядам Л. Н. Толстого) затронута тема возможного последовательного противостояния злу. Философские воззрения Л. Н. Толстого по вопросам морали — своеобразный водораздел, обозначивший на долгие годы дискуссии между сторонниками и противниками его учения в отечественной философии. И. А. Ильин, являясь противником отвлеченного морализаторства, поставил задачу доказать несостоятельность «толстовства» с точки зрения православия. Он пишет: «Вообще говоря, термины “насилия” и “зла” употребляются ими как равнозначные, настолько, что самая проблема непротивления “злу насилием” формулируется иногда как проблема непротивления “злу злом” или воздаяния

“злом за зло”; именно поэтому насилие иногда приравнивается “сатане”, а пользование им описывается как путь “диавола”. Понятно, что обращение к этому “сатанинскому злу” воспрещается раз и навсегда и без исключений; так что лучше умереть или быть убитым, чем пустить в ход насилие. ..»18. По мнению И. А. Ильина, зло не является абстрактным понятием, но существует реально в жизни каждого человека. «Придавая себе соблазнительную видимость единственноверного истолкования Христова откровения, это учение долгое время внушало и незаметно внушило слишком многим, что любовь есть гуманная жалостливость; что любовь исключает меч; что всякое сопротивление злодею силою есть озлобленное и преступное насилие; что любит не тот, кто бежит от борьбы; что жизненное и патриотическое дезертирство есть проявления святости; что можно и должно предавать дело Божие ради собственной моральной праведности.»19. По мнению И. А. Ильина, насилием нужно назвать только произвольное, безрассудное предупреждение, исходящее от злой воли или направленное ко злу. В целях предупреждения непоправимых последствий грубой ошибки или дурной страсти человек, стремящийся к добру, должен сначала искать психические и духовные средства для преодоления зла добром. Но если он не имеет в своем распоряжении таких средств, то обязан использовать психическое или физическое принуждение. Зло физического принуждения или предупреждения не превращается в добро от того, что оно употреблено как единственное средство, имеющееся в нашем распоряжении для достижения хорошей цели. Но в таких случаях, как говорит Ильин, путь силы и меча «как обязателен, так и справедлив»20.

Анализ традиции разделения милосердия и справедливости в истории философии приводит к следующим выводам. Милосердие чаще всего признается долгом, но не обязанностью человека; справедливость же вменяется человеку в обязанность. В отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, справедливость же — непреложным долгом. Принцип справедливости утверждается обычным порядком (правопорядком) цивилизованного общества. Заповедь любви базируется на том особом типе

межчеловеческих отношений, в которых ценности взаимопонимания, соучастия, человечности утверждается людьми инициативно21. Следовательно, у каждого есть право требовать от всех других уважения человеческого достоинства в своей личности, но нет права требовать милосердного отношения к себе. По верному замечанию Э. Левинаса, разница между любовью к ближнему и правосудием состоит в том, что «любовь к ближнему предполагает предпочтение себе другого, а с точки зрения справедливости, никакого предпочтения быть не может»22. В действительной нравственно реализуемой деятельности справедливость и милосердие уравновешиваются — страдание другого побуждает личность к инициативной помощи страдающему.

Примечания

1 Общественная мораль : философские, нормативно-этические и прикладные проблемы : сб. ст. / РАН. Ин-т философии, Центр приклад. и проф. этики ; под ред. Р. Г. Апресяна. М. : Альфа-М, 2009. С. 20.

2 Прокофьев, А. В. Справедливость и ответственность : социально-этические проблемы в философии морали : монография. Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006. С. 16.

3 Общественная мораль. С. 20.

4 Там же. С. 203.

5 Прокофьев, А. В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль : исследование неоднородности нравственных феноменов / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. 284 с.

6 Прокофьев, А. В. Справедливость и ответственность. С. 23.

7 Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4. М. : Мысль, 1984. С. 98.

8 Римские стоики : Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / вступ. ст., сост., подгот. текста

В. В. Сапова. М. : Республика, 1995. С. 16.

9 Шопенгауэр, А. Избранные произведения / сост., авт. вступ. ст. и прим. И. С. Нарский. Ростов н/Д : Феникс, 1997. 544 с.

10 Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. М. : Наука, 1991. С. 117-119.

11 Спенсер, Г. Синтетическая философия. М. : Ника-центр, 1997. С. 495.

12 Ильин, И. А. Собр. соч. : в 10 т. Т. 5. М., 1993-1998.

13 Розанов, В. В. Сочинения. Т. 1. М. : Республика, 1990. С. 365.

14 Цыбулевская, Е. А. Феномен социальной заботы : опыт философского анализа : авто-реф. дис. . канд. филол. наук / Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 1999. С. 17.

15 Гусейнов, А. А. Что такое этика ненасилия? // Идея ненасилия в XXI веке : сб. науч. докл. Пермь : Изд-во Перм. гос. тех. ун-та, 2006. С. 55.

16 Апресян, Р. Г. Небезусловность насилия // Идея ненасилия в XXI веке : сб. науч. докл. Пермь, 2006. С. 33.

17 Там же. С. 34.

18 Ильин, И. А. Собр. соч. : в 10 т. Т. 5. М., 1993-1998. С. 18.

19 Там же. С. 21.

20 Лосский, Н. О. История русской философии. М. : Высш. шк., 1991. С. 494.

21 Гусейнов, А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М. : Гардарика, 1998.

С.358-359.

22 Левинас, Э. Избранное: Трудная свобода : пер. с фр. М. : Рос. полит. энцикл. (РОС-СПЭН), 2004. С. 594.

Милосердие и справедливость. Этика

Милосердие и справедливость. Этика

ВикиЧтение

Этика
Апресян Рубен Грантович

Содержание

Милосердие и справедливость

Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо чисто теологического значения имело и существенное этическое содержание: в христианстве от человека требовалось не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на движении сердца.

Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли. Так, по Гоббсу, закон Моисея, в той мере, в какой он предписывал каждому признавать те же права, которые он хочет для самого себя, был законом справедливости. Нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и кардинально ограничивают претензии каждого на обладание всем. Милосердие же не ограничивает, а раскрепощает. Оно требует от человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Пересказывая заповедь любви словами золотого правила, указывая на равенство и эквивалентность, требуемые этой заповедью, Гоббс тем самым истолковывал ее как стандарт общественных отношений.

Такое соотнесение справедливости и милосердия оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли.

В более четком и строгом виде это различие установил Гегель. Он указал на то, что Христос не просто противопоставляет «более высокий дух примиренности» законам Моисея, Нагорной проповедью он делает их совершенно излишними. В Декалоге дан именно закон, всеобщий закон, который оказывается необходимым в силу «разделения, обиды», обособленности между людьми. Нагорная проповедь задает иной порядок жизни, который бесконечно разнообразнее Моисеевых законов и потому уже не может быть выражен в специфической для законов форме всеобщности. Дух примиренности утверждает богатство живых связей, пусть даже с немногими людьми, а этого нельзя найти в Декалоге.

В понимании B.C. Соловьевым справедливости и милосердия их соотнесенность с золотым правилом также была существенна. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой золотого правила («Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других»), а милосердие — с положительной («Делай другому все то, чего сам хотел бы от других»). Хотя различия между этими правилами, безусловно, имеются, Соловьев не видел оснований их противопоставлять. И дело не в том, что они представляют собой разные стороны одного и того же принципа, их нераздельность обусловлена предполагаемой Соловьевым цельностью внутреннего духовного опыта личности. Соловьев развивал тот взгляд в истории этики, согласно которому справедливость и милосердие представляют основные нравственные добродетели. Справедливость противостоит эгоизму, а милосердие — зложелательству, или ненависти. Соответственно чужое страдание оказывает влияние на мотивы человека двояким образом: противодействуя его эгоизму, удерживая его от причинения страдания другому и вызывая сострадание: страдание другого побуждает человека к деятельной помощи.

На основе последовательного различения милосердия и справедливости в новоевропейской этико-философской мысли (как отмечалось уже в теме 19) появляется возможность понять их как две фундаментальные добродетели, соответствующие разным сферам нравственного опыта и, соответственно, строже обозначить два основных уровня морали. Требование справедливости призвано снимать противоречие между конкурирующими устремлениями (желаниями и интересами) людей в соответствии с их правами и заслугами. Иной, более высокий, уровень нравственности задается заповедью любви. Как выше было отмечено, Гегель считал, что точка зрения милосердия предполагает, что различия, между людьми как обособленными, имеющими различные интересы, уравненными посредством права, т. е. принудительно, преодолены. Здесь необходимо уточнение: точка зрения любви предполагает различие интересов как бы преодоленным; расхождение интересов не принимается во внимание, требование равенства и взаимности считается несущественным. Этика милосердия призывает человека не сопоставлять сталкивающиеся желания и интересы, а жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего, блага других людей: «

Смело давай другому, не учитывая, что ты получишь взамен».

Анализ традиции разделения милосердия и справедливости в истории философии приводит к двум выводам. (1) При том, что милосердие является высшим моральным принципом, нет оснований всегда ожидать его исполнения от других. Милосердие является долгом, но не обязанностью человека; справедливость же, вменяется человеку как обязанность. В отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, справедливость же — непреложным. (2) Милосердие вменяется человеку как моральное долженствование, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Принцип справедливости утверждается обычным порядком (как в основе своей правопорядком) цивилизованного общества. Заповедь же любви базируется на том особом типе межчеловеческих отношений, в которых ценности взаимопонимания, соучастия, человечности утверждаются людьми инициативно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

64.

 «Милосердие его – на всех созданиях» Еврейская этика и животные

64. «Милосердие его – на всех созданиях» Еврейская этика и животные Немногие обращают внимание, что в Десяти Заповедях утверждается гуманное отношение к животным: А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб

1. Милосердие (Karitas) и любовь.

1. Милосердие (Karitas) и любовь. — Поскольку человек живет не только в борьбе, но также и во взаимной помощи, этой помощи свойственна некоторая упорядоченная правильность, границы которой в обществе в силу его нравов и учреждений бывают во всякое время неопределенны. Помощь

Справедливость и милосердие

Справедливость и милосердие Смысловым центром этики Моисея является идея справедливости. Отсюда — ее суровость и беспощадность. Идея милосердия в ней выражена крайне слабо. Говоря точнее, милосердие в ветхозаветной этике не обрело самоценного значения, оно существует

§ 2. Справедливость

§ 2. Справедливость Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о

2. Милосердие как основа гуманизма

2. Милосердие как основа гуманизма Милосердие было нужно людям всегда. Что же это такое? Чувство? Мысль? Слово? Действие? Или общественное событие, которое можно организовать и которым можно управлять?Попытаемся заглянуть за ширму внешней суеты вокруг явления, которое

8.

 Справедливость

8. Справедливость Разве это справедливо, что одни люди рождаются в богатстве, а другие — в бедности? А если несправедливо, то нужно ли с этим что-то делать?Мир исполнен неравенства — и внутри одной отдельно взятой страны, и между разными странами. Одни дети рождаются в

26 ЯНВАРЯ (Милосердие)

26 ЯНВАРЯ (Милосердие) Богатому нельзя не быть немилосердным. Дай он волю естественному чувству милосердия, он скоро перестанет быть богатым.1 Не крайняя ли несообразность в том, что мы сами сидим за трапезою в смехе и пресыщении, а между тем, слыша, как другие плачут,

11 ИЮЛЯ (Милосердие)

11 ИЮЛЯ (Милосердие) Истинное милосердие – только милосердие сильного, отдающего свои труды и усилия слабому.1 Подача милостыни только тогда доброе дело, когда то, что подается, есть произведение труда. Пословица говорит: сухая рука прижимиста, потная рука торовата. Так и в

24 НОЯБРЯ (Милосердие)

24 НОЯБРЯ (Милосердие) Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.1 Будьте сострадательны к тем бедным, которые

25 ДЕКАБРЯ (Милосердие)

25 ДЕКАБРЯ (Милосердие) Милосердие, чтобы быть истинным, должно быть совершенно независимо от одобрения людей и предполагаемой награды в загробной жизни.1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего

Тема 24 МИЛОСЕРДИЕ

Тема 24 МИЛОСЕРДИЕ Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Как этическое понятие милосердие восходит к Пятикнижию, в котором древнееврейское слово «hesed», (т. е. «любящая доброта») выражало принцип

Милосердие и долг

Милосердие и долг В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме, естественно, признавалось большинством мыслителей. Однако высказывались и серьезные сомнения: во-первых, достаточно ли милосердие в качестве этического принципа и,

Милосердие и справедливость

Милосердие и справедливость Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом

Справедливость

Справедливость Рассмотрим последнюю из четырех главных христианских добродетелей.

Тема эта настолько необъятна, что нам понадобятся и три другие. И разумеется, сама справедливость как таковая, поскольку она вызывает огромное количество споров и привлекает к себе

Милосердие

Милосердие Милосердие – в том смысле, какой я вкладываю в этот термин, – есть добродетель прощения.Что значит прощать? Если, следуя сложившейся традиции, подразумевать под прощением готовность зачеркнуть совершенную ошибку, считая, что ее никогда не было, то это не в

Милосердие (Charité)

Милосердие (Charit?) Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес.Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без исключения, милосердие в принципе

Работа №1 (Надежда 11 класс)

Что важнее  справедливость или милосердие?

       Я  считаю, что на этот вопрос сложно ответить однозначно. Для  начала необходимо вспомнить понятия, что такое милосердие и справедливость. Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём, это потребность получать или назначать воздаяние не по пристрастию или неприязни, не по планам, а по очевидным делам и их результатам.

      В толковом словаре есть такое определение слова «милосердие»: хорошее, сочувственное отношение к кому-нибудь, проявление жалости, помилование. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. В древнеиндийском афоризме говорится: «Сочувствие правит миром», то есть важно, чтобы сердца наши не зачерствели, и мы ощущали боль ближних, особенно если они от нас зависят. Милосердие,  я считаю, самое благородное чувство человека. Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества. Оно является самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей, самым выстраданным словом в произведениях писателей. Развитие милосердия начинается в семье с самого раннего детства. Маленький ребенок копирует модель поведения со своих родителей, если родители занимаются благотворительностью, помогают нуждающимся людям, то эти качества начинают проявляться и у малыша, только в более простой форме, а при дальнейшем развитии личности формируется желание помогать в беде, т.е. милосердие. Но если ребенок воспитан в злобе и невежестве, то к чужому горю, несчастью, он будет относиться равнодушно. Однако не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает   милосердия. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Милосердие-это действительно очень важная составляющая человечности, чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни его необходимо тренировать. Сейчас, в начале двадцать первого века, века машин, новейших информационных технологий проблема милосердия остается актуальной. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, эгоизмом, озлобленностью, нежеланием помочь другим людям. Мы не умеем ставить себя на место людей, оказавшихся в трудной ситуации. И если так будет продолжаться дальше, то прожить без милосердия и сочувствия окажется трудно. Каждому из нас нужно не стесняться проявлять свое сочувствие, сопереживание окружающим. В нашей стране есть много людей, которым необходимо сострадание. В милосердии нуждаются не только пожилые, бедные и больные люди, а нередко и те, которые из-за ряда обстоятельств оказались в трудном положении: бомжи, бродяги, пьяницы, наркоманы. Без милосердия и сострадания невозможно прожить. Оно нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто помогает. Милосердие должно сочетаться с мудростью. В проявлении милосердия необходимо опираться не только на чувства, но и на разум. То есть, прежде чем делать сознательные шаги милосердия, нужно серьезно продумать стратегию.

                                                                                Быть добрым совсем не трудно;

                                                                                Трудно быть справедливым.

                                                                                                               В.М.Гюго                     

   Справедливость относится к высшему разряду человеческого понимания – Мудрости Души. Предпосылкой формирования чувства справедливости и соответствующих индивидов является здоровое, разумно устроенное общество. Справедливость достигается через стремление к правде. Стремление к справедливости появляется у всех людей одновременно, но проявляется только у тех, кто к ней стремится. Чтобы восстановить  маленькую несправедливость, мы согласны понести ущерб во много раз больший возможных выгод этого деяния. Адам Смит говорил «Чтобы научить людей справедливости, надо показать им результаты несправедливости». Справедливость нужна нам сама по себе в независимости от ее невыгодности или выгодности. С другой стороны, наличие такого сильного чувства у человека как справедливость,  довольно странно. Больше всего человека, на мой взгляд, волнуют две вещи на свете: это несправедливость и любовь. Очень часто под понятием справедливость или словами «справедливость восторжествовала»  присутствуют совсем иные мысли, действия. Например, вас ударил человек с определенной силой, и вы получили от его удара сильную боль. Для восстановления «справедливости»  вы бьете в ответ. Своя боль всегда воспринимается реальнее и живее чем чужая, поэтому для получения субъективной справедливости  нужно ударить значительно сильнее. Этими действиями человек восстанавливает совсем не справедливость, это просто месть. Кто хочет поступать справедливо, тот корыстных целей не имеет. Так же чувство не справедливости частая причина злорадства. Cправедливость означает неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным, проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, герою оказывать почести. Справедливость, искусство неравенства, и она присуща лишь благородным людям. У неё обострённое чувство реальности, начиная от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. Это чувство старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним. Справедливость с одной стороны связана с равенством. Она не может существовать в отношениях раб – хозяин, отец – дети. Но с другой стороны именно это равенство требует учёта достоинств, вступающих в отношения лиц, и поэтому обязательно оборачивается неравенством. Справедливость отражает интересы общества в целом, укрепляет его.

     Как говорил Люк де Клапье Вовенарг  « Милосердие предпочтительнее справедливости» и я полностью согласна с его высказыванием. Нельзя ответить точно, что важнее милосердие или справедливость, но, я считаю, что предпочтительнее милосердие. Это чувство  не преследует корыстных целей, а способность и желание помогать другим людям всегда высоко ценилось в любом обществе.

 

Прокомментировать

 

Что важнее — справедливость или милосердие? — Обсуждай

Что важнее — справедливость или милосердие? — Обсуждай

TS

Tanusha S

Что важнее — справедливость или милосердие? справедливость милосердие

1713

262

1

Ответы

ИИ

Ильин Игорь

Шел шел подскользнулся упал потерял сознание — Справедливо? Очнулся гипс — распотрошил думал бриллианты — нифига нету -Справедливо? Вот сижу и вызываю к Милосердию — может сестричка еще один гипс наложит. Не фига пиннули с травмпункта — Миросердие? Вышел на дорогу маршрутка сбила — Спаведливо? В травмпункт попал — Врач решил усыпить что б не мучался -Милосердие!? Так что важнее — Справедливость или милосердие??? к Черту Милосердие!!! к Черту Справедливость!!! И то и другое может позволить себе только всевышний.

1

ГV

Герой-Любо V Ник Z

две разные моральные категории. справедливость, предполагает воздаяние по заслугам. если вы наказываете зло, то это справедливо, но не милосердно. но если вы его не наказываете и проявляете к нему милосердие, то вы поступаете НЕ справедливо и НЕ милосердно к жертвам этого зла

1

Aleksandr Dancnukov

Главное хорошо относиться к женщинам, мы мужики без женщин жить не можем, это главное. Конечно в Евросоюзе, президент в Эстонии, тут же подписал закон, зато Рийгикогу , естественно девочки с девочками, мальчики с мальчиками, в кабаки.

1

Наталья Плаксина

Жаль в других странах нет такого уважения к женщинам, в восточных странах вообще страшно рождаться женщиной.

1

Aleksandr Dancnukov

Вообще-то мы русские. Родились и живём в Нарве, Эстония.

1

Наталья Плаксина

Это хорошо что живете в Эстонии, а не в какой то Саудовской Аравии.

1

Aleksandr Dancnukov

Вообще-то я православный, служил офицером, после «Беловежской пущи» уволился старшим лейтенантом, решил служить Родине, эстонский не знаешь, свободен.

1

Николай Дубинин

…важно все …но, милосердие выше справедливости.
Здесь, как всюду во Вселенной — иерархия.
— над порядком стоит закон.
— над законом стоит справедливость.
— над справедливостью стоит милосердие.
Так должно быть.

1

**

*** ***

Важны оба качества, они не противоречат друг другу, а дополняют. Если проявлять справедливость без милосердия, то это будет жестоко, а милосердие без справедливости — слишком снисходительно.

0

TS

Tanusha S

Хороший ответ

1

Андрей Заруба

Справедливость — правильное действие. Милосердие — милое сердце. Наверное пополам. Так как действие даже правильное без понимания душой его необходимости наверное неверно.

0

TS

Tanusha S

Хороший ответ, спасибо

1

Андрей Заруба

Если бы сам этим советом сам мог воспользоваться.

1

TS

Tanusha S

Милосердия в мире дефицит

1

EV

Evgeniy Vishnickiy

Справедливость, адекватная (но это надо ещё уточнить). Милосердие, это не тупая толерантность. Поэтому однозначного ответа для людей вида Хомо Сапиенс нет.))

1

Владимир Евтушенко.

а что такое милосердие? А то больные на голову веруны готовы и к врагам милосердие проявлять, при этом тираня своих близких.Важнее всего закон.

1

АМ

Андрей Мокрушин

Одно не исключает другое. Определи справедливость и пойми необходимость в милосердии. Говорят — понять, значит простить. Мне ближе око за око.

1

ПП

Пётр Павлов

Если преступник очень стар, инвалид или просто немощен — милосердие, для всех остальных должно воздаться по их делам, т. е. по справедливости!

1

СИ

Скорпион Иванович

Смотря для кого! Для прокурор-законность, для следователя — реальность событий, для адваката- качество защиты. А для судьи-неотвратимость….

0

TS

Tanusha S

Для общества в целом

1

.•°*”˜˜”*°●•٠Серега٠•●°*”˜˜”*°•

первое —власть велит проявлять гуманность тойлерантность и милость — а вот справедливости и правды только процент с гаком !!

1

Тагир Миркин

Справедливость важнее, но всё таки нужна мера и весы. Обстоятельства могут сложиться так что справедливость будет не важна.

0

СК

Сергей Короленко

Конечно милосердие, как понятие более определённое, такие понятия, как справедливость, правда слишком расплывчаты

1

СЭ

С Э М

Справедливость каждый толкует по своему. Милосердие, как исток справедливости. Сложно разделять эти понятия

1

Се

Серж

Ведь того, кто не проявляет милосердия, будут судить без милосердия. Милосердие торжествует над судом.

1

Андрій — Україна.

Изнасиловал малолетку — растрел. Это справедливо. Пожизненное или 20 лет заключения, это милосердие.

1

Михаил Гехт

чаще справедливость. Очень уж велика опасность, что безнаказанность спровоцирует на продолжения

1

ЕК

Евгений Кузиков

Не люблю такие вопросы. А что важнее, борьба с преступностью или соблюдение прав человека?

1

ГК

Геннадий Коновалов

Мы всё равно не знаем, что такое справедливость, а про милосердие хотя бы догадываемся.

1

Следующая страница

Что такое милосердие кратко.

Милосердие

В сочинении имеются отсылки к рассказу А. Приставкина «Золотая рыбка».

Вариант 1

Милосердие — это доброта сердца, ведь не зря слово это образовалось от слов «милое» и «сердце». Мне кажется, что отсутствие или наличие милосердия во многом определяет поведение человека.

В рассказе А. Приставкина девочки, поймавшие у аква-риума малышку с рыбкой, проявили настоящее милосердие. Они не стали ни ругать Люсю, ни наказывать её. Вид этой девчушки поразил их. Она сама была похожа на прозрач-ных рыбок. Девочки поняли, что только страшный голод заставлял Люсеньку есть золотых рыбок.

Выпрошенный девочками среди ночи кусочек хлеба для Люсеньки заставляет поверить, что они вырастут добрыми, неравнодушными людьми.

Милосердные люди делают этот мир лучше и добрее.

Вариант 2

Милосердие — это доброта, это умение сердцем почувст-вовать чужую боль и делами облегчить её. В основе мило-сердия лежат, на мой взгляд, искренняя жалость и настоя-щая любовь к человеку.

Разве не эти чувства уничтожили гнев девочек, персона-жей рассказа А. Приставкина, как только они увидели по-хитительницу рыбок раздетой? Жалость к Люсеньке, так похожей на тех же прозрачных рыбок, заста-вила дрогнуть сердца девочек. И ответ Инны на вопрос ноч-ной няни свидетельствует о том, что малышка не останется без внимания. Я думаю, что этот урок со-страдания запомнят все: и Люсенька, и девочки.

Примером милосердия в наши дни может служить пове-дение людей, которые откликаются на просьбу сдать кровь для больных. Так поступили и мой дедушка, и множество других людей, когда они стали донорами для пострадавших от катастрофы в метро.

Я думаю, милосердие объединяет людей, делает их лучше.

Вариант 3

Милосердие — это доброта в сочетании с жалостью к ко-му-то, желание помочь. В жизни очень важно быть мило-сердным, потому что милосердие рождает ответное чувство любви и благодарности.

Можно представить, что чувствовали девочки из текста А. Приставкина, наблюдая, что одна за другой исчезают зо-лотые рыбки из аквариума. Каково же было их изумление, когда на месте преступления они застали самую маленькую девочку — Люсеньку. Но вид раздетой малышки лишил их дара речи: Люсенька сама была похожа на бескровную рыб-ку. Жалость к ребёнку и доброта заставили девочек понять, что за этой малышкой необходимо присмат-ривать, подкармливать её. Потому и пошла Инна среди ночи на кухню, чтобы попросить для Люси кусочек хлеба.

Я думаю, что Люсенька никогда не будет злой, потому что она получила прививку милосердия.

В рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» девочка Дина тоже проявила милосердие к пленному офицеру Жи-лину: видя, как он страдает, помогла ему бежать.

Милосердие способно творить чудеса.

Вариант 4

Милосердие — это сложное понятие, которое включает доброту, сострадание, сердечность, желание позаботиться о слабом, защитить его. Я считаю милосердие одним из самых главных качеств человека.

Девочки из детского дома, о которых мы узнаём из рас-сказа А. Приставкина, проявили милосердие, когда не стали наказывать Люсеньку за съеденных рыбок. Её хрупкость, измождённость поразили их. Поэтому они не рассказали ночной няне о воровстве Люсеньки, а попросили у неё немного хлеба для малышки.

Я могу назвать милосердной своего педагога по художе-ственной гимнастике Марину Юрьевну. Она организовала приют для бездомных собак, привлекла для этого неравно-душных горожан. Волонтёры помогают ей находить хозяев для питомцев приюта. Я считаю, его создание было бы не-возможным, если бы не доброта всех, кто участвовал и уча-ствует в этом деле.

Милосердие даже самого слабого человека делает сильным.

Вариант 5

Под милосердием я понимаю умение сострадать другому человеку. Это понятие включает в себя жалость и желание помочь кому-то, кто оказался в беде или в сложной ситуации.

История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Лю-сеньку, им не было до неё дела. Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Без-защитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку, кото-рую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хле-бом для малышки.

В России живёт много милосердных людей. По телевиде-нию регулярно благодарят зрителей за то, что они помогли собрать деньги детям на дорогостоящее лечение или всем миром не оставили в беде регион, пострадавший от природ-ного катаклизма.

Милосердие объединяет людей, и это прекрасно! Материал с сайта

Вариант 6

Я думаю, что милосердие — это гуманность, жалостли-вость, сердобольность, доброта. Милосердие проверяется только поступками человека.

Обратимся за примером к тексту А. Приставкина. Когда обнаружилось, что рыбок из аквариума воровала Люсенька, читатель увидел её глазами девочек. «Смотреть на неё было страшно», «худенькое, без кровинки, тельце», прозрачная кожа. Истощённость Люсеньки заставила девочек тут же простить ей воровство, и в этом они проявили настоящее милосердие!

В нашей жизни тоже немало примеров истинного мило-сердия. Всем известны благотворительные фонды Чулпан Хаматовой и Натальи Водяновой. Думаю, не что иное, как милосердие, подтолкнуло этих людей к решению использо-вать свою славу в благом деле. Результат их деятельности — тысячи спасённых жизней по всей стране и десятки детских площадок в разных районах России.

Чем больше будет в нашей жизни милосердия, тем меньше в ней будет горя и страданий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    Все мы несомненно слышали, да и не раз, про это слово, и по моему мнению, милосердие есть ничто иное, как доброе и бескорыстное отношение человека к окружающему его миру, это способность в любое время придти на помощь другому, даже абсолютно незнакомому человеку, поэтому милосердие нельзя увидеть, но его можно почувствовать в делах, поступках, стремлениях каждого из нас. Кстати, милосердным так же считается и тот человек, кто не только оказывает помощь, но и делится своей радостью с окружающими его людьми, даря хорошее настроение и позитив, недаром, основными и главенствующими качествами милосердия являются: забота, доброта, внимание, доброжелательность и любовь.

    quot;Милосердиеquot; — это одна из важнейших христианских добродетелей, о которой в наш век высоких технологий, к сожалению, люди вспоминают все реже, уделяя большее внимание собственным выгодам и собственным удовольствиям.

    Милосердие — это сострадательное, доброжелательное заботливое отношение к своему ближнему и просто к другому человеку.

    А также, как следствие сострадания к другому человеку: милосердие — это готовность оказать помощь кому-либо, не требуя взамен благодарности, а просто из чувства сострадания и любви к ближнему.

    Милосердие, конечно, нужно и будет нужно всегда. Без любви и заботливого отношения друг к другу даже вдвоем под одной крышей долго не проживешь. А все мы живем в обществе, где много разных людей, обеспеченных и не очень, здоровых и с ограниченными возможностями. Даже в наши мирные дни многие дети лишены родителей, многие дети нуждаются в дорогостоящем лечении, многие семьи попадают в непростые жизненные ситуации. Только благодаря людям, умеющим сострадать, все нуждающиеся получают какую-то помощь, материальную в том числе.

    Благотворительность — это проявление милосердия, это оказание помощи нуждающимся.

    Милосердие — это то же, что доброта, но в действии.

    Просто добрый человек, он посочувствует,Пожалеет, а милосердный поможет хлебом, деньгами, кровом работой. Он поможет так, чтобы изменить жизнь нуждающегося к лучшему.

    Милосердием Бог испытывает наши сердца. Откликнемся ли?

    Милосердие — это чувство сострадания, которое рождается в глубине души. Так же оно означает проявления сдержанности при вынесение какого-то приговора. Вот несколько примеров милосердия: помочь по дому пожилому человеку, приготовить еду больному, подвести по необходимости человека или же просто выслушать кого-то.

    Что же такое милосердие? — это христианская добродетель, это любовь к ближнему. Мы проявляем милосердие ни тогда, когда бросаем кусок собаке, а когда делитесь с собакой в момент, когда сами голодны не менее собаки. Это не жалость, это подсказка Бога, как прийти к желаемому результату. Когда человек задумывается не о своих проблемах, а думает о чужих и получает от этого удовольствие. Получается,что милосердие больше нужно тому, кто его проявляет.

    Милосердие всегда проявлялась в людях в их поступках и всегда будет. Людей, которые приходят на помощь страждущим, нуждающимся в помощи и за это не требуют ни чего можно назвать смело милосердными людьми, которые готовы отдать частичку свой души. Милосердие нельзя увидеть его нужно почувствовать в поступках.

    Без милосердия сердце станет холодным, каменным, оно очерствеет. И настанет такой момент, что уже невозможно будет отличить добро от зла, хорошее от плохого. Это духовная гибель.

    Милосердие — это умение искренне сочувствовать беде ближнего и помогать ему как и чем можешь.

    В свете вашего вопроса, бывает ли неднозначным милосердие, просто хочу напомнить, что есть такое холодное оружие, которое называется quot;милосердиеquot;. Это такой узкий нож, на французском языке это звучит как quot;misericordequot; — такой узкий кинжал трхгранного или ромбовидного сечения. Применялся в средние века рыцарями для того, чтобы добить упавшего противника с целью избавить его от мучительной смерти в стальных латах, когда он из — за ранения уже не мог подняться и истекал кровью. У рыцарей ордена Госпитальеров он являлся обязательной частью вооружения.

    Вот такое неоднозначное трактование этого слова.

    Милосердие — это помощь нуждающемуся. Обычно милосердие рождает любовь к какому-то конкретному человеку или к людям вообще. Чем меньше любви в человеке — тем меньше в нем милосердия. В то же время, не существует любви без милосердия. Любовь всегда милосердствует, все прощает, все переносит, не требует ничего в обмен — как написано в Библии, там очень хорошие и настоящие строки про истинную любовь!

    Зачем нужно милосердие? Сопутствующий вопрос: А зачем нужна любовь? Любовь — это единственный смысл жизни, больше я никакого смысла жить на этой планете найти не могу, только ради любви к людям или хотя бы к одному человеку. Милосердие, как и любовь, является смыслом жизни!

    Мне кажется, милосердие — это способность сострадать, прежде всего. Думаю, научиться этому достаточно трудно (если вообще возможно), эта способность либо есть в человеке, либо е нет. Вряд ли милосердие может быть quot;неоднозначнымquot;, выборочным, милосердный человек останется таковым всегда, в любой ситуации. Также вопрос quot;надо лиquot; никогда не встанет перед ним, поскольку сострадание — это свойство его натуры.

    Сейчас модно говорить о милосердии , добросердечности и прощении, но те кто это говорит, чаще всего просто хвалят себя перед другими. Пример с БВ, вот занесла меня в черный список одна особо милосердная девушка, которая тут пишет всем о милосердии и вере. Даже не объяснила свой поступок. Явно не от большого милосердия она это сделала. Это пример говорит о том, что лучше не говорить о милосердии и рассуждать, зачем оно нужно (как-будто это какая-то выгодная сделка), а быть по сути незлобливым человеком. Только каменное сердце может говорить одно и поступать по-другому. Человек такой думает всегда, что он прав.

    Милосердие всегда исходит из души — это желание помочь человеку. Это просто состояние души. При этом сам человек не думает насколько милосердно он поступает, потому иначе это будет не милосердие, а духовная quot;выгодаquot;, про которую он еще расскажет всем остальным, чтобы сделать в глазах других себя милосердным. Очень мне не нравится такое лицемерие. Милосердием зло побеждается, потому что человек несет добро тому, кто ждет этого добра. В нем самом возрастает добро и он его передает тому, кто нуждается. Делится любовью не с тем, у кого ее хватает, а с тем, кто не находит ее нигде. Вот настоящее милосердие.

    Милосердие не знает границ между религиями . Если человек говорит, что он лучше другого и должен попасть в рай, спастись, быть духовно выше, других людей другой национальности и вероисповедания, которые живут, к примеру, в другой стороне планеты, то такого человека нельзя назвать милосердным. Он делает милосердие от избытка гордости, а не от любви.

Сообщение на тему: Милосердие — страница №1/1

Сообщение на тему:

Милосердие


Ученика 8б класса

школы №11

Бердышева Михаила

Милосердие — одна из важнейших нравственных заповедей. Основой милосердия является любовь к человеку. Милосердие — это и есть любовь к ближнему как к самому себе.

Любовь, сердце, милосердие и сострадание, как говорил Достоевский, составляют основу нравственности. Понятие милосердия отличается от понятия справедливости.

Требование справедливости призвано снимать противоречия между конкурирующими устремлениями людей в соответствии с их правами и заслугами.

Требование милосердия — более высокий уровень нравственности, связанный с заповедью любви.

Точка зрения любви предполагает различия между людьми как бы преодоленными. Этика милосердия призывает не сопоставлять сталкивающиеся интересы, жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего.

«Смело давай другому, не считай, что ты получишь взамен».

Милосердие является нравственным долгом, но не юридической обязанностью. Нет оснований ожидать его от других людей. Этим оно отличается от справедливости как непреложной обязанности. Принцип справедливости утверждается обычным правопорядком. Заповедь милосердной любви утверждается добровольно и инициативно.

Что такое милосердие как практическая задача?

Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т.е. в отдавании. Милосердие непросто, оно представляет трудную задачу.

Милосердие отличается от мнимого благодеяния.

Что такое мнимое благодеяние? Во-первых, это милосердие в надежде на одобрение и благодарность других. Признание со стороны других людей, общества — единственный мотив такого благодеяния, которое делается «напоказ», демонстративно. Против такого благодеяния выступал И. Христос: «Не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне».

Особая форма себялюбивого благодеяния рассматривает его как средство для достижения собственного блага. Человек не желает сам страдать при виде чужих страданий, поэтому он помогает ближнему. Это благодеяние также мнимое.

Возможно также «идеалистическое» благодеяние. Оно совершается с целью исполнить долг, когда мораль (идеал) становится выше того конкретного человека, к которому обращено благодеяние.

Наконец, патерналистское благодеяние, совершаемое с целью завоевать сердце и волю другого человека. Такое благодеяние может выступать инструментом властвования.

Итак, мы назвали следующие виды мнимого благодеяния: благодеяние «напоказ», как средство для достижения своих корыстных целей, идеалистическое и патерналистское.

В мнимом благодеянии попирается добродетель, разрушается нравственность, поэтому часто показное благодеяние и показная добродетель вызывает у окружающих протест.

В чем состоит трудность милосердия?

Понимание человеком блага другого (и милосердие как содействие этому благу) может отличаться от его собственного представления о благе и поэтому ущемлять человеческое достоинство того человека, которому хотят помочь. Навязывание благодеяния непозволительно.

Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность, и не просто доброжелательность, а понимание другого человека, сострадание ему, деятельное участие в его жизни. Милосердие опосредованно служением. И этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В искреннем пожелании добра, выражении сердечного попечения иной раз может быть больше благодеяния, чем в действии.

Заповедь милосердия трудна еще и потому, что ее исполнение требует самоотречения, жертвенности.

Другой не менее интересный вопрос: «В отношении кого милосердствовать?» Есть ли здесь какие-то критерии и предпочтения? Древнекитайский мудрец Лао- Цзы по этому поводу сказал, что добро надо делать и добрым, и недобрым, тем самым воспитывая добродетель в других и осуществляя свое дело. Та же мысль была высказана Сенекой. Истинное человеколюбие бескорыстно, поэтому милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий и антипатий.

Образцом милосердия является жизнь И. Христа, который умер за людей, хотя те были грешниками, т.е. не заслуживали его любви.

Сочинение на тему «Милосердие»

Как много в человеке положительных качеств, которые делают его лучше, выше и светлее. Одним из таких является милосердие. Оно сыграло не последнюю роль в развитии человека как социального существа, было маяком моральных ценностей и нравственных устоев. Я понимаю это слово, как способность человека быть добрым к людям, даже к тем, которые совершили зло. Это способность простить и прийти на помощь в самый тяжелый момент.

Я считаю, что милосердие никогда не выйдет из моды, и навсегда останется в человеке, как одно из самых важных качеств. Это чувство толкает человека на сострадание и желание помочь даже незнакомым людям. Милосердие всегда было вдохновением для человека. Из него можно черпать духовные силы.

Множество известных авторов посвятили свои произведения важнейшему из порывов человека – милосердию. Повесть Пушкина “Капитанская дочка” можно смело назвать повестью об этом светлом чувстве. Начало и конец произведения посвящен именно ему.
Способность человека быть добрым по отношению ко всем людям стало такой редкостью, что за это хочется благодарить. Если отнять у человека милосердие, он потеряется в быстром течении мира, в котором так часто царят лож, лицемерие, злорадство и прочие пороки. Человек без милосердия не может называться гордым именем человек.

Милосердие служит неким фонариком, который зовет всех на свет любви и благодетели.
Я считаю, что милосердие – это базовое чувство, которое должно быть заложено в каждом человеке. Ведь только помогая друг другу люди способны обрести мир и счастье. Милосердие приносит столько положительных эмоций. Ведь переведя старичка через дорогу или оказав помощь другу, человека переполняют светлые чувства.
Милосердие является самым ярким и значимым пятном на картине мира. Без него люди бы потеряли человеческий облик. Поэтому так важно сохранять и развивать в себе это светлое чувство.

В условиях современного общества такие понятия как практически утратили и своё значение, и употребление их людьми в обиходе. Сочинение «Что такое сострадание?» входит почти в любую школьную программу. В детях учителя хотят найти крупицы этих сложных, но светлых и нужных в мире чувств.

Философия сострадания

И сострадание? Почему эти понятия так необходимы в людском мире? Всё дело в том, что любой человек зависит от окружающих его людей. Будь то друг, брат или незнакомец, идущий с ним по одной дороге. Давно доказано, что человек без социума жить не сможет. Он плохо переносит изоляцию, как бы его не прельщала эта идея. Почему же? Казалось бы, в каком-нибудь отчуждённом месте, где нет ни шума, ни надоедливых соседей, нет ничего.

Что такое сострадание? Определение можно выразить через ситуацию: человек в одиночестве, например, А вокруг никого. Никто не поможет, а сам он не в состоянии оказать себе первую медицинскую помощь или предпринять необходимые для заживления руки меры. В округе не найдётся человека, который проявит милосердие и протянет руку помощи. Исходя из приведенного примера, можно сказать, что каждый из нас зависит от другого. Мы — единая система, при выпадении из которой одного сегмента происходит колоссальный сбой, даже если мы этого не замечаем.

Когда ребёнок пишет сочинение «Милосердие и сострадание», он наверняка первым делом решит упомянуть именно людскую взаимопомощь. С самого раннего детства мы знаем, что без родителей невозможно жить, а без врачей — невозможно выздороветь. Это простая философия нерушимости системы людского общества, которая, к сожалению, в наши дни изменяется не в лучшую сторону с большой скоростью. А рушим её мы сами.

Что происходит?

Сочинение «Что такое сострадание?» не исключает термина «мизантропия», ведь именно из-за этого явления сострадания в людях не осталось. Каждый человек считает своим долгом закрыться от окружающих и не обращать внимания на происходящее вокруг. Пропаганда этого явления активно идёт в Интернете. Люди, не замечая этого, становятся замкнутыми и чёрствыми, принимая это за нормальное поведение.

Милосердие и сострадание в древности

Древние историки рассказывали о том, что Пифагор покупал рыбу у местных рыбаков и выбрасывал обратно в море. Люди смеялись над ним, но он утверждал, что, спасая рыб от сетей, таким образом спасает самих людей от рабства. Действительно, все живое связано прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.

Что такое жалость и сострадание в нашем обществе?

«Жалость — наша драгоценность», — писал Федор Михайлович Достоевский. Ведь если люди перестанут жалеть слабых и нуждающихся в помощи, то окружающий нас мир просто зачерствеет, засохнет, станет развратным и бесплодным. Помоги, утешь, поддержи — и мир станет чуточку добрее.

Но, к сожалению, в настоящее время жалость и сострадание для многих ничего не значат. Человек настолько эгоистичен, сконцентрирован на себе, что жалость за пределами его понимания. Такая личность спокойно будет наблюдать за страданиями другого человека, не предложит помощь, пройдёт мимо. «Не со мной, и ладно», «Моя хата с краю» — вот его девизы по жизни.

В духовном плане наше общество прогнило до основания. Мы не умеем сочувствовать, переживать за близких, не умеем прощать. Чужое горе — это совсем не наше дело.

Пожертвовать собой ради других, действительно, готов далеко не каждый. Только поистине добрый и милосердный человек способен проявить жалость и протянуть руку помощи. Любовь к ближнему и милосердие — вот основные проблемы, которые затрагивают многие известные писатели в своих произведениях.

Сострадание в литературе

Сочинение «Что такое сострадание?», которое пишут ученики на уроках литературы, должно содержать примеры рассказов, романов в которых оно описано.

Так, в повести Андреева «Кусака» представлены два противоположных начала. Первое из них — люди, которые били бездомную собаку, кидали в неё камни, смеялись и довели до полнейшего безумия. Кусака теперь боится людей, в которых нет и капли жалости. Другое — это семья, приютившая озлобившуюся собаку. Люди смогли увидеть за ощетинившейся мордой доброе сердце и дали животному надежду, что еще не все люди утратили жалость. «Кусаку» можно брать за основу, чтобы написать хорошее сочинение. Милосердие и сострадание в ней раскрываются в полной мере. В повести автор показывает, какими мы должны быть. Эта семья — оплот человечности и доброты. Что такое сострадание? Определение кроется за строчками, описывающими поступок великодушных по отношению к собаке людей.

Милосердие в литературе

А. Владимиров рассказывает историю своего героя. У пастуха Николая Савушкина была больна дочь. Она сильно хворала уже третий год и испытывала боль в теле. Однажды, увидев в степи антилопу, Савушкин понял, что это его единственный шанс помочь дочери, ведь из рогов антилопы можно сделать спасительное лекарство. Савушкин с ружьем решает отправиться в лощину на поиски зверя, но охота не принесла ему желаемой добычи, так как рядом с антилопой Савушкин увидел ее детенеша. Пастух не смог выстрелить, потому что понимал, что для антилопы этот детеныш так же близок и дорог, как для него дочь. Он не смог убить родителя и оставить ребенка на погибель в этом жестоком мире.

Милосердие — это один из важнейших залогов выживания человечества как вида. Но обладать таким высоким чувством дано, увы, далеко не каждому. Доброта души, жалость, сострадание закладываются в человеке с самого детства, в том числе и на личном примере родителей. На формирование этих качеств также влияют общество, окружающие люди, друзья.

Что такое сострадание? Сочинение-рассуждение, основой которого будет повесть Андреева или история Владимирова, поможет найти ответ на этот вопрос.

Что делать?

Вполне закономерный вопрос: «Что же делать?». Утратив сочувствие и сострадание, мы не сможем существовать. Быть одиночкой в современном обществе невозможно, потому что мы нацелены на мирную жизнь, а не на жестокое выживание.

Сочинение «Что такое сострадание?» появилось в школьной программе не случайно. В детях воспитывают главные качества: быть добрым, милосердным, помогать ближнему, не относиться равнодушно к происходящему. В их сердцах взращивают отвращение к чёрствости и одиночеству. Каждый человек с детства должен чувствовать себя частью большого механизма, который перестанет работать, если хотя бы одна деталь выйдет из строя.

Заключение

Что такое сострадание? Сочинение-рассуждение на эту тему должно раскрыть глубокий смысл важнейшего чувства как для писавшего, так и для читающего. Это рассуждение должно идти из сердца с опорой на жизненный и читательский опыт. Нет смысла в механическом переписывании чужих мыслей. Так мы не научимся чувствовать, сострадать, жалеть. Помните, что, однажды безразлично пройдя мимо, мы не делаем ничего хорошего. Ведь когда-то к нам в тяжёлый момент тоже не проявят сочувствия.

Милосердие должно быть в каждом. Не только к нашим четвероногим друзьям, потому что они беззащитны по своему происхождению, но и к людям, нас окружающим. Без милосердия и сострадания мы обречены превратиться в двуногих хищных зверей.

Милосердие и закон. Справедливость и правосудие. Совпадают ли они?

А. Петровская― 11 часов и 9 минут на часах в студии «Эха Москвы». У микрофона Александра Петровская. Со своим особым мнением член Московской Хельсинкской группы адвокат Каринна Москаленко. Сегодня, наверное, мы будем крутиться вокруг одной темы, будем подходить к ней с разных сторон. Этот вопрос я чаще всего задаю людям с юридическим образованием, адвокатам и юристам, и именно с него и начну. Милосердие и закон. Это вещи разного порядка? Насколько они могут быть в одной упряжке?

К. Москаленко― Конечно хорошо, когда они пересекаются и есть согласованность между этими понятиями, но это разные вещи, которые могут, но не всегда это случается. Вы заставили меня думать в этом направлении и это было для меня неожиданным. Мы, адвокаты, часто просим милосердия в отношении тех, кто находиться под полным контролем государства и государство обязано заботиться о них, но мы не всегда получаем результат. Иногда справедливость и правосудие – тоже разные понятия. А иногда они совпадают. Давайте ближе к конкретике!