Взрослый тип мышления: доступен ли он ребенку?
Если понять, как человек принимает решения, столкнувшись с любой жизненной задачей, можно определить, какой у него тип мышления. О том, как мыслят взрослые и дети, в каком возрасте могут появиться определенные мыслительные способности и что для этого необходимо, рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Евгений Крашенинников.
Время имеет значение
Мышление не определяется возрастом. Вернее, годы — это важный фактор, но только лишь прохождение какого-то жизненного этапа не предполагает обязательного появления правильного образа мыслей и достижения зрелости. Единственное, что можно с уверенностью сказать, — взрослое мышление не может появиться у ребенка младше 14 лет. Детям оно недоступно, у ребенка его нет и быть не может. И в подростковом возрасте оно появляется не само собой и не у всех. Имеют значение условия развития, примеры родителей и окружающая действительность.
Взрослое мышление предполагает появление какого-то иного, нового качества. Это не просто увеличение, ускорение, улучшение мышления. Оно становится другим. В нем появляется что-то такое, чего у ребенка нет.
Поэтому если мы попытаемся улучшить детское мышление, или ускорить его, или «набить» память как можно большим количеством информации, это не поможет ребенку стать взрослым и не научит его решать проблемы.
А вот как мыслит именно ваш подросток? Для ответа на этот вопрос нужно понять, каким образом он принимает решения, какие механизмы для этого использует. Проанализируйте поступки и поведение вашего ребенка с помощью следующего алгоритма, и тогда станет ясно, насколько взрослый перед вами человек.
Что такое хорошее мышление
Его можно описать несколькими способами: через мыслительные операции, которые применяет человек в жизни, при помощи трех психологических способностей, составляющих взрослое мышление, и посредством одного важного понятия, которое отражает сущность данного явления.
Мыслительные операции
В реальной жизни они почти никогда не применяются по отдельности. Мышление — это решение задачи. Решая ее, я применяю все, что у меня есть. Но для того чтобы понять целостное решение, можно расписать его по операциям. Кстати, тут родители могут проверить и себя: а применяют ли они сами эти механизмы для решения жизненных задач?
1. Комбинативность: А+В=С
Это не алгебраическая формула, а условная. Если есть какой-то объект, явление, ситуация, и к нему добавляется существенный новый элемент, это не означает, что теперь будет этот объект, явление, ситуация и еще один элемент. Это означает, что изменилось все, вся ситуация в целом, хотя добавился всего один элемент. Пример: девушка вышла замуж. Если она не понимает, что теперь ее жизнь полностью изменилась, они с мужем будут жить плохо.
2. Обратимость: С–В=А
Если из какой-то ситуации исчез важный существенный элемент, то изменилась вся ситуация. Теперь все, что до этого момента было понятно и четко, нужно заново переосмысливать. Пример: живет семья — муж, жена, ребенок. Ребенок вырос и уехал. Это означает, что изменились отношения между супругами. Если один из партнеров не понимает, что теперь нужно выстраивать взаимоотношения по-новому, то жить они будут плохо.
3. Ассоциативность: (А+В)+С=А+(В+С)
Если есть система, в которой три элемента, то всегда между двумя элементами будут отношения, в которые третий элемент не вступает. Пример: есть три друга, и вдруг один обнаруживает, что двое других, скажем, не взяли его с собой куда-то. Если человек обладает взрослым мышлением, он к этому относится нормально, потому что понимает, что по-другому не бывает. Обязательно, если система сложная, между всеми элементами будут свои отдельные отношения, в которые один из них не включен. Если человек этого не понимает, отношения всегда будут под угрозой.
4. Общая идентичность: А–А=0
Если мы от чего-то избавились, то это к нашей жизни ничего не добавило. Отказ от чего-то — это только отказ, но никак не прибавление.
5. Тавтология: А+А=А
Если вы сделали два (три и так далее) раз одно и то же, это означает, что вы сделали это один раз. Когда вы дочери говорите пять раз: «Ты должна быть дома в 9 вечера!», знайте, что, по сути, вы сказали эту фразу один раз. Если прибавлять одно и то же, это будет означать, что ты остался ровно с тем, что и было.
Данных операций достаточно для решения любой взрослой задачи. Если кто-то ими пользуется, значит, он мыслит по-взрослому.
Три способности мышления
Обладая следующими способностями, человек может решить любую взрослую задачу.
- Гипотетико-дедуктивное рассуждение. Такое умение позволяет делать выводы из гипотез. Главное — начинать рассуждение со слова «если»: «Если… то…» По нему можно понять, умеет ли подросток (или взрослый) исходить из гипотез, из предположений, из того, чего нет. Пример: один мальчик звонит другому и спрашивает: «Ты вечером пойдешь гулять?» Тот отвечает: «Если мама вернется с работы раньше 6, я не выйду. Если она придет с тетей Машей, то выйду. Если вечером мне позвонит Таня, то гулять я не пойду». Друг недоумевает: «Я не понял, пойдешь или нет?» Это говорит о том, что звонивший мальчик не способен выстроить длинную причинно-следственную связь, хотя ответ на вопрос был исчерпывающим. Взрослый человек может выстроить цепочку любой сложности, а ребенок вообще не понимает смысл слова «если». То есть он может понять формулировку на уровне предложения, но выстраивать свои действия исходя из «если» ему трудно.
- Планирование. Планирование не в бытовом смысле, когда составляешь список покупок, а составление плана на будущее: «Это я сейчас меняю свою жизнь, чтобы в дальнейшем что-то произошло». Причем это «что-то» может и не произойти. Это черта взрослого человека. Именно поэтому дети не понимают, когда мы заставляем их учиться сейчас, чтобы потом поступить в вуз. Ребенку трудно согласиться с тем, что отказаться от чего-то приятного нужно в данный момент, ведь результат не очевиден.
- Рефлексия. Это понимание способа, с помощью которого ты решил задачу.
Суть взрослого мышления
Взрослый человек в своем мышлении выходит за границы реальности, за пределы наглядного. Он может размышлять на основе того, чего он не видел или не слышал, исходя из того, что не существует и, возможно, не произойдет. При этом, чем на больший срок планирует человек, тем выше его интеллект. Именно планирует, не мечтает: «Я предполагаю, что потом что-то произойдет, и поэтому сейчас начинаю делать то-то и то-то». Взрослый исходит из того, чего нет у него перед глазами, что еще не произошло, чего нельзя потрогать руками, а ребенок этого не может. Суть взрослого мышления — это абстракция.
Ребенок же мыслит по-другому. Детское мышление основано на центрации или эгоцентризме: «Я исхожу только из своей позиции и вижу в объекте только одно свойство».
Примеры.
1. Ребенок читает книгу и кричит маме: «Смотри, какие красивые картинки». Мама далеко и не видит картинок, но ребенок не может поставить себя на ее место, он судит только со своей позиции.
2. «Петя — друг. Но он взял мою машинку, значит, он не друг». Малыш может увидеть только одно свойство объекта.
Эгоцентризм для дошкольника — это нормально, так и должно быть. Но иногда эгоцентризм остается на долгие годы. Когда взрослый человек говорит: «Нельзя понять другого, если не был на его месте», это означает, что он мыслит эгоцентрично, то есть как ребенок. Это не взрослое мышление.
Кое-что из детского мышления стоит сохранить
У дошкольников отсутствует чувствительность к противоречию. Если маленького ребенка спросить: «Почему тонет камень?», он ответит: «Потому что он тяжелый». «А корабль почему не тонет? — Потому что он тяжелый». Малышу эти утверждения не кажутся странными. Способность работать с противоречиями — это признак диалектического мышления, которое нужно в ребенке развивать.
Оно примиряет противоположности, существующие в явлениях, предметах, людях. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, развития и сохранения психического здоровья. Оно является стержневым для ребенка, но теряется, если с ним не работать.
Для счастливой жизни и гармоничного развития нужно не просто развивать что-то, чего у ребенка нет. Задача родителей — сохранить то, что у него есть. Важно не просто поддержать способность замечать противоположности, а научить ребенка оперировать ими и находить из них выход. Он хороший и плохой одновременно. Как он поступит завтра? Главное — научиться делать прогноз. Хотя вся наша культура направлена на обратное.
Источник:
Лекция Евгения Крашенинникова «Ребенок vs взрослый. Кто умнее?» проекта «Ребенок» Московского института психоанализа
Фото: Коллекция/iStock
Что такое лиминальное мышление и как его развить
Бизнесхак
Что такое лиминальное мышление и как его развить3 апреля 2018 15 121 просмотр
Сергей Капличный
Лиминальное мышление — это умение видеть множество очевидных вещей и принимать, что их очевидность зависит от личного опыта и точки зрения. Как вы считаете, достаточно ли вы г ибки в своих взглядах на жизнь? Готовы ли выслушать и принять мнение другого человека? Давайте воспользуемся советами автора книги «Лиминальное мышление» о том, как развить этот навык.
Опустошите свою чашку
Первое, что вам необходимо сделать — это перестать цепляться за свои убеждения. Попробуйте на некоторое время забыть про свой прошлый опыт. Остановитесь, оглянитесь вокруг и прислушайтесь. Не рассуждайте ни о чем. Что происходит вокруг?
В практике дзен это состояние называется «сознанием новичка». Иметь «сознание новичка» — значит пробудить желание учиться, стать любознательным, открытым всему новому. Даже будучи экспертом в какой-то области, вы начинаете изучать ситуацию с чистого листа, открываете ее для себя заново, как это делал бы новичок или ребенок. Попробуйте.
Интересуйтесь мнением других
Посмотрите на ситуацию с разных точек зрения — пусть их будет как можно больше. Рассмотрите вероятность того, что кажущиеся разными на первый взгляд и даже противоречащие друг другу убеждения вполне здравы. Если что-то кажется вам бессмысленным, значит, вы что-то упускаете.
Ломайте шаблоны
Многие убеждения прочно встроены в нашу жизнь в форме привычек. Подумайте, как вы живете. Скорее всего, многое у вас происходит на автопилоте. Каждый день вы едете одним и тем же маршрутом, видите по пути одно и то же, со временем перестаете замечать, что вас окружает. Но если вдруг дорогу закрывают — на ремонт или по какой-то другой причине — и вам приходится искать объезд, вы вынуждены обращать внимание на все новое, что находится вокруг вас.
Разорвите шаблоны, чтобы увидеть новые возможности.
Возможно то же самое происходит в самых разных сферах. Как только поймете, что застряли и события идут по кругу, попытайтесь что-то изменить. Любое действие, которое вы предпримете, чтобы выйти из накатанной колеи, поможет вам увидеть ситуацию иначе и укажет на новые возможности. Сделайте что-то по-другому.
Создайте безопасную обстановку
Лиминальное мышление предполагает безопасную обстановку. Как для вас, так и для окружающих. Невозможно вести серьезные разговоры с людьми из разных «пузырей убеждений», когда они не чувствуют себя спокойно. А ощущение безопасности невозможно без доверия.
Если вы не понимаете базовых потребностей людей, все остальное неважно. Никто не будет с вами делиться глубинными потребностями, пока не почувствует безопасности и уверенности, что его уважают и принимают таким, какой он есть.
Меняйтесь и развивайтесь
Признайте, что вы необъективны. Если вы — часть системы, которую хотите изменить, то вы — часть проблемы. И только вы способны изменить эту ситуацию. Если вы настроены на изменения, которые коснутся лично вас, у вас гораздо больше шансов достичь цели. Чтобы изменить мир, нужно измениться самому.
По материалам книги «Лиминальное мышление».
Разница между мышлением и рассуждением
Ключевое различие — мышление против рассужденияМышление и рассуждение — это два психических процесса, между которыми можно различить ключевое различие . Мышление заключает в себе большую область производства мысли, которая может быть как сознательной, так и бессознательной. Наоборот, рассуждение ограничивается сознательным производством мысленной мысли с использованием логики. Как видно из самих определений, в отличие от рассуждения, мышление не всегда логично и не всегда сознательно .
Что такое мышление?
Мышление можно понимать как психический процесс, порождающий мысли. В академических дисциплинах, таких как философия, психология, биология и даже неврология, изучается мыслительный процесс. Утверждается, что все люди обладают способностью думать, хотя вопрос о том, как возникают мысли и почему, до сих пор обсуждается. В философии мышление считается одной из основ человеческого существования. Идеи Рене Декарта ясно подчеркивают это («Я мыслю, следовательно, я существую»).
Мысли позволяют людям упорядочивать свои мысли и чувства. Его также можно рассматривать как один из основных факторов, лежащих в основе поведения человека. Когда мы думаем, что это помогает нам понять работу вокруг нас и интерпретировать ее по-своему. В этом смысле мышление чрезвычайно полезно для людей, чтобы справляться с повседневными событиями и реализовывать свои амбиции. По мнению психологов, мышление может быть как сознательным, так и бессознательным процессом. Из различных областей психологии когнитивная психология больше всего фокусируется на мышлении или мыслительных процессах. Когнитивные психологи изучают, как меняется мыслительный процесс по мере того, как люди достигают разных этапов жизни от детства до взрослой жизни.
Что такое рассуждение?
Рассуждение также является умственным процессом. Это можно понимать как подпроцесс мышления. Однако ключевое отличие состоит в том, что в отличие от мышления, которое может быть сознательным или бессознательным процессом, рассуждение определенно является сознательным процессом. Это требует логики. Человек, который рассуждает, использует различные факты, связанные с тем или иным вопросом, и пытается логически осмыслить и найти решение вопроса.
Рассуждения тесно связаны с такими идеями, как добро и зло, правда и ложь и даже причина и следствие. Рассуждение позволяет нам идентифицировать действие и анализировать, является ли оно положительным или отрицательным, полезным или вредным, на основе доступных фактов и логики.
Однако психологи отмечают, что при рассуждениях люди не всегда руководствуются самими фактами, но могут также находиться под влиянием культурных элементов. Рассуждения особенно помогают нам, когда мы сталкиваемся с проблемами или при принятии решения. Это позволяет нам взвесить все за и против и выбрать лучшее.
В чем разница между Мышлением и Рассуждением?
Определения мышления и рассуждений:
Мышление: Мышление — это психический процесс, порождающий мысли.
Рассуждение: Рассуждение — это умственный процесс, использующий логику.
Характеристики мышления и рассуждений:
Сознание/Бессознательное:
Мышление: Мышление может быть как сознательным, так и бессознательным.
Рассуждение: Рассуждение — это всегда сознательное усилие.
Логика:
Мышление: Логика не играет ключевой роли в мышлении.
Рассуждение: Логика играет ключевую роль в рассуждениях.
Процесс:
Мышление: Мышление — это большой процесс.
Рассуждение: Рассуждение — это подкатегория мыслительного процесса.
Изображение предоставлено:
Thinking By Hell9 (обсуждение) (Загрузки), [CC BY 3.0], через Wikimedia Commons
Что такое критическое мышление? | Элементы мысли
Честно говоря, существует множество определений критического мышления.
Критическое мышление — это искусство анализа и оценки мышления с целью его улучшения.
Это небольшое предложение говорит о многом. Давайте разберем его и посмотрим, что мы найдем.
ИСКУССТВО Во-первых, критическое мышление — это искусство, и, как любое искусство, оно может быть сделано хорошо или плохо. Требуется время и практика, чтобы добиться успеха в этом. На самом деле нет формулы для этого, как в формальной логике. Нам нужно наше воображение, чтобы увидеть связи, как детективу, ищущему закономерности, которые помогут найти того, кто это сделал. Критическое мышление требует, чтобы мы проникли в свой разум или разум другого человека, чтобы понять его рассуждения. Для этого нам понадобится воображение. Таким образом, точно так же, как искусство отражает то, как художник смотрит на мир, критическое мышление помогает нам понять, как чьи-то мысли или действия отражают то, как они видят мир. | АНАЛИЗ Мы думаем все время, но часто не обращаем пристального внимания на мышление, на то, как мы видим вещи и как наше мышление влияет на то, как мы и другие видим мир. как строится это мышление: Подобно археологу, критический мыслитель ищет артефакты рассуждений в том, как человек пишет, говорит или действует. Критическое мышление дает нам инструменты, позволяющие отыскать эти подсказки и реконструировать рассуждения мыслителя. | ОЦЕНКА Когда мы выяснили, как человек думает, пришло время посмотреть на качество мышления. Помните, что мышление может варьироваться от отличного мышления до плохого мышления, поэтому нам нужно оценивать мышление, доводить его до стандарта совершенства. Оценивая качество мышления, мы можем оценить, хорошо оно сделано или нет основаны ли рассуждения на здравых идеях или можем ли мы полагаться на выводы, которые дает нам мыслитель. |
МЫШЛЕНИЕ
Сила критического мышления заключается в том, что оно помогает нам заглянуть не только в собственное мышление, но и в мышление других. Мы можем проанализировать, что Джульетта думает о Ромео, когда они впервые встречаются. Тогда мы сможем проанализировать, что они думают друг о друге на балконе. Мы также можем проанализировать, что Шекспир думает о Джульетте, и даже то, что вы думаете о том, что Шекспир думает о Джульетте. И тогда мы можем сравнить все это, оценить, насколько сильно их (и наше) мышление, а затем посмотреть, согласны ли мы с тем, как думают другие. Критическое мышление может помочь нам проникнуть в мысли любого человека.
С ЦЕЛЬЮ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ
Мы всегда должны расти как мыслители, чтобы лучше анализировать и оценивать свое мышление и мышление других. Чтобы стать критическим мыслителем, нам нужно достаточно практиковаться, чтобы сделать это привычкой. Тогда мы сможем принимать лучшие решения и действовать в соответствии с тем, что мы тщательно обосновали.