Что такое общественная психология: Общественная психология | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

Содержание

Общественная психология и идеология. Социальная философия

Общественная психология и идеология

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе[119]. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т.

 д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер. Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень «онаученности» сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть синкретно определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Так, при анализе перехода от рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора и социально-экономического переворота. «Рабство, — отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали.

Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства»[120]. Таким образом, переход к новым производственным отношениям («выбор» их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям

Общественная практика

Общественная практика Из множества таких конкретных актов индивидов и складывается общественно-историческая практика. Практика есть специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в активном преобразовании объективно существующих в нем предметов и

9.3. Общественная психология

9.3. Общественная психология В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию.Это – совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид. В

Глава III Общественная реальность

Глава III Общественная реальность В книге «Паутина жизни» я выдвинул идею синтеза современных теорий живых систем, в том числе выводов нелинейной динамики — дисциплины, известной широкой публике под названием «теории сложных систем» [1]. В предыдущих двух главах я подвел

Общественная собственность и непосредственно общественная форма производства

Общественная собственность и непосредственно общественная форма производства Рассматривая капиталистический способ производства, Энгельс доказывал, что действительное разрешение основного противоречия капитализма в первую очередь состоит в установлении

27.

СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА

27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА В любой исторической системе Вечной Философии есть аксиома: целью человеческой жизни является созерцание или непосредственное и интуитивное сознавание Бога; любое действие является средством достижения этой цели; общество

Дюркгейм — общество и общественная солидарность

Дюркгейм — общество и общественная солидарность Жизнь. Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858–1917) родился в г. Эпиналь в пограничной с Германией области Франции. Хотя его отец был раввином, но по отношению к религии Дюркгейм занял достаточно агностическую позицию. Он изучал

IV.32. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь

IV.32. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) – основоположник марксизма в России, политик, последовательный оппонент В. И. Ленина и большевиков, социальный философ, эстетик, теоретик искусства. Взгляды Плеханова на искусство

1. Наука и общественная жизнь

1. Наука и общественная жизнь Выражение «социальная справедливость», стоящее в названии этой главы, не связывается в этой книге ни с каким реальным или желательным для автора общественным строем, а означает лишь исторически сложившийся, менявшийся со временем

Наука и общественная жизнь

Наука и общественная жизнь Всем мыслителям — от Ф. Бэкона и Декарта — путь в борьбе со схоластикой освещала идея связи науки с жизнью, с практической борьбой человека, направленной на покорение стихийных сил природы и за справедливое устройство жизни. Эта идея в своем

5. Идеология и больше, чем просто идеология

5.  Идеология и больше, чем просто идеология Цель и понимание того, как её можно достигнуть, рождают определённую модель поведения, связывающую наши действия в настоящем, с образом — целью в будущем. То есть, придающих нашему поведению системность и

2.4.5. Генетика, нравственность и общественная ответственность

2.4.5. Генетика, нравственность и общественная ответственность Начнём разговор о связи генетики с нравственностью человека с напоминания того, что зачатие не сводится к гидромеханике излияния спермы из организма мужчины в организм женщины; к механике хаотического

4. Общественная психология

4. Общественная психология Основным строением новой общественной организации определяется первая черта общественной психологии, выступающей в ее рамках: высшая степень социальности. Трудовая сплоченность великой семьи человечества и коренная однородность развития

52.

Общественная психология и идеология.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. 

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

54.Личность и общество, их диалектика.

Одной из сложных теоретических проблем философии выступает проблема взаимосвязи человека (личности) и общества. Проблема была поставлена античными философами (Сократ, Платон, Аристотель). Все выдающиеся мыслители разных эпох решали эту проблему. Сегодня утверждается, что решение этой проблемы во многом зависит от того, что понимается под личностью. Термин личность ( с греч. маска) употребляется в широком и узком значении . В широком смысле – личность – любой нормально развитый индивид. В узком смысле – личностью может лишь называться такой индивид, который имеет :

  • Развитое мировоззрение и самосознание

  • Хорошее образование, высокий уровень культуры

  • Занимающий в обществе высокое положение либо имеющий высокий социальный статус

  • Обладающий высоко – нравственным поведением

  • Имеющий чувство долга и ответственности перед другими (альтруист)

  • Внесший большой вклад в развитие общества

Понятие личности следует отличать от понятий человек, индивид, индивидуальность.

Человек – любой представитель человеческого рода

Индивид – человек, имеющий целый ряд черт и особенностей, позволяющих выделять его среди других людей.

Совокупность присущих только данному индивиду черт и качеств образует его индивидуальность.

Личность и общество находятся в сложной диалектической взаимосвязи. С одной стороны как личность без общества, так и общество без личности существовать не могут. Личность – первокирпичик общества, в тоже время общество – форма существования личности. Однако, с другой стороны реальная история развития разных обществ свидетельствует о том, что в отношениях личности и общества могут существовать не только гармония, но и примеры абсолютизации либо личностного либо общественного начала. Если в отношениях личности и общества абсолютизируются личностные начала, то возникает феномен социального индивидуализма., согласно которому личность, все общество – ничто. Согласно Н.А Бердяеву не общество формирует человека, а человек формирует общество.

55.Проблема человека в истории философской мысли.

 человек является сложным творением природы, общества и самого себя Это и ум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение Вот почему ее изучают такие науки, как генетика, физиология, медицина, психология, социология, антропология и многие другие .

В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека Философы милетской школы твердили: человек содержит все основные элементы стихии, космоса. Платон различал в человеке бессмертную душу . Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на передний план религиозно-нравственные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и людьми. Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сосредоточила внимание на ее всеобщей природе, социальной сущности. Для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как субъекте духовной деятельности, что создает мир культуры и является носителем общего идеального начала.

Что такое социальная психология? Определение, ключевые термины и примеры

Психология как область научных исследований остается относительно новой; первый формальный курс психологии в Соединенных Штатах был инициирован в Гарвардском университете Уильямом Джеймсом в 1875 году. слюноотделительная собака, иерархия потребностей Маслоу, юнговские архетипы бессознательного.

Эти и другие исследователи хотели выяснить, как человеческое восприятие — самих себя, других и мира в целом — влияет на поведение.

По мере того как область психологии развивалась, исследователи начали сосредотачиваться на специализированных аспектах разума и поведения. Это породило подкатегории психологии, включая социальную психологию.

Сегодня исследователи и ученые изучают почти каждый аспект человеческого существования через призму психологии. Американская психологическая ассоциация (АПА) перечисляет 15 областей психологии, включая клиническую психологию, мозговую и когнитивную психологию, психологию развития, количественную психологию и другие.

Социальная психология — одна из самых широких и сложных подкатегорий, поскольку она связана с самовосприятием и поведенческим взаимодействием между людьми, составляющими общество. Далее следует обзор социальной психологии как науки, включая определение, ее происхождение и темы, связанные с этой областью.  

Социальная психология Определение

Социальная психология изучает влияние присутствия и поведения других на индивидуальное или групповое поведение.

Главный вопрос, над которым размышляют социальные психологи, заключается в следующем: как и почему на восприятие и действия людей влияют факторы окружающей среды, такие как социальное взаимодействие?

В поисках ответа на этот основной вопрос исследователи проводят эмпирические исследования, чтобы ответить на конкретные вопросы, такие как:

  • Как люди меняют свои мысли и решения на основе социальных взаимодействий?
  • Является ли поведение человека точным показателем личности?
  • Насколько целенаправленно социальное поведение?
  • Как социальное восприятие влияет на поведение?
  • Как формируются потенциально деструктивные социальные установки, такие как предрассудки?

Например, вы когда-нибудь замечали, что ведете себя и думаете иначе среди знакомых, чем среди незнакомцев? Вы когда-нибудь задумывались, почему это так? Социальные психологи проводят свою карьеру, пытаясь найти ответы на подобные вопросы и то, что они могут означать.

Социальная психология стала формальной дисциплиной с начала 20-го века. Раннее исследование 189 г.8 «социальной фасилитации» исследователя психологии из Университета Индианы Нормана Триплетта, пытавшегося объяснить, почему велогонщики, казалось, превзошли свои сольные выступления, когда соревновались напрямую с другими.

Более поздние эксперименты пытались объяснить, как и почему одни художники и исполнители блистали перед публикой, а другие колебались. Во время Второй мировой войны исследователи изучали влияние пропаганды на поведение всего населения.

Взгляд Шекспира на социальную психологию

Социальные психологи исследуют силу мысли и восприятия для формирования действий и закрепления эмоциональных связей. Это не новая концепция; Уильям Шекспир представил один из самых ранних известных примеров понимания, достойного социального психолога, в своей самой сложной в психологическом отношении пьесе «Гамлет».

Осажденный принц Дании объясняет, почему он считает родную страну тюрьмой, а не раем: «Почему же… нет ничего ни хорошего, ни плохого, но мышление делает таковым. Для меня это тюрьма».

Социальная психология, представляемая как игра ума («мысль делает это так») или как исследование повседневных мыслей и действий, занимается объяснением некоторых из глубочайших тайн человеческих отношений и поведения.

Это исследование того, кто мы есть, кем мы думаем мы, и как это восприятие формирует наш опыт как личности и общества.

Социальная психология и социология

Области социальной психологии и социологии иногда путают. Это понятно, потому что обе области исследования широко связаны с тем, как человеческое поведение формируется и формируется обществом.

Основное различие между ними заключается в следующем: социальные психологи изучают отдельных людей в группе; социологи изучают группы людей.

Еще в 1924 году, когда обе области исследования только начинали достигать академической зрелости, исследователь из Университета Миссури Чарльз А. Эллвуд стремился упростить различие между ними. Социология, писал Эллвуд, — это «наука о происхождении, развитии, структуре и функционировании групп».

Социальная психология, согласно Эллвуду, — это «изучение [индивидуальных психологических] истоков, участвующих в развитии, структуре и функционировании социальных групп».

Различные взгляды на сходные проблемы

Естественно, работа, проделанная обоими типами социологов, иногда пересекается. Социолог сосредотачивается на том, как взаимодействие между различными группами людей — людьми с общими религиозными убеждениями или этнической принадлежностью — влияет на ход цивилизации.

Эту информацию можно считать отправной точкой для исследования социального психолога, который может использовать ее для формулирования гипотезы о том, как групповая динамика влияет на человека в течение жизни.

Например, социолог может сосредоточиться на потенциальных далеко идущих последствиях нового закона для общества, тогда как социальный психолог может сосредоточиться на том, как новый закон может повлиять на конкретного человека в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Еще один способ понять различия между социальной психологией и социологией — рассмотреть восприятие групповой динамики.

Например, социолог может провести исследование того, как группа людей действует как единое целое, в то время как социальный психолог может захотеть исследовать, как и почему группы людей влияют на отдельных людей — и почему индивидуальное поведение может влиять на группы людей.  

Краткий обзор тем социальной психологии

Ранние социальные психологи занимались внутренними и внешними воздействиями на индивидуальное поведение. Публикация британского психолога Уильяма Макдугалла 1908 года «Введение в социальную психологию» была посвящена человеческим инстинктам как движущей силе социального взаимодействия.

Другие темы, собранные под эгидой социальной психологии, представлены в работах братьев Флойда Генри Олпорта и Гордона Уилларда Олпорта 1920-х годов. Олпортам приписывают применение строгой научной теории и методов экспериментирования в исследованиях социальной психологии.

Этот динамичный дуэт также провел важные исследования развития взглядов, религиозных верований и многих других тем.

Современные темы социальной психологии

Со временем исследования социальной психологии затронули почти все аспекты человеческой личности в попытке понять психологическое влияние восприятия и человеческого взаимодействия. Сегодняшние социальные психологи освещают следующие темы:

  • Лидерство — Какие черты личности определяют лидера? Какова роль лидера в группе? Как лидеры оказывают влияние на группы и отдельных лиц?
  • Агрессия — Как определяется агрессивное поведение? Что вызывает привычное агрессивное поведение? Какую роль играет агрессия в самосохранении?
  • Социальное восприятие — Как человек развивает самовосприятие? Как самовосприятие формируется под воздействием факторов окружающей среды? В чем разница между экзистенциальным Я и категориальным Я?
  • Групповое поведение — Какие общие характеристики групп? Сколько человек составляют группу? Что определяет структуру группы? Почему люди тяготеют к той или иной группе?
  • Невербальное поведение — Какие неязыковые действия передают мысль или значение? Как формируются и интерпретируются невербальные сигналы? Какие эмоции передаются выражением лица, жестами рук и другим невербальным поведением?
  • Соответствие — Что побуждает людей изменять свое восприятие, чтобы соответствовать группе или другому человеку? Как человек решает принять влияние другого человека или группы? В чем разница между внешним соответствием и внутренним соответствием?
  • Предубеждение — Что заставляет кого-то питать предубеждение против члена другой социальной группы? В чем разница между предубеждением и дискриминацией? Как стереотипы используются для построения восприятия?

  Что такое социальное познание ?

Социальное познание является подтемой социальной психологии. Его внимание сосредоточено на изучении того, как и почему мы воспринимаем себя и других такими, какие мы есть.

Это важно, потому что без понимания нашего самовосприятия невозможно полностью понять, как наши действия интерпретируются другими. Точно так же, чтобы понять, почему другие действуют по отношению к нам именно так, мы должны полагаться на наше восприятие их мыслей и мотивов.

Социальные психологи проводят исследования того, как и почему определенный жизненный опыт влияет на наше восприятие себя и других. В дополнение к другим факторам исследователи стремятся понять, как обрабатывается память и как она влияет на социальное познание.

Раннее развитие когнитивного восприятия

Исследования социального познания часто включают анализ факторов окружающей среды в раннем развитии когнитивного восприятия.

Например, восприятие маленьких детей основано на эгоцентрическом взгляде — их взгляды на себя и мир формируются на основе ограниченного опыта. Они еще не понимают, как интерпретировать свои собственные эмоции и действия, не говоря уже о других.

В зрелом возрасте способность воспринимать эмоции и понимать поведение развивается с опытом. На основе этого опыта формируются представления и принимаются решения.

Взрослый человек может обратиться к своему опыту, чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • Почему я так думаю об определенном предмете или человеке?
  • Как мои действия влияют на других?
  • Как я должен реагировать на действия других?

То, как люди учатся отвечать на эти и другие вопросы о своем самовосприятии, относится к изучению социального познания. Ученые исследуют психические процессы, влияющие на взаимодействие восприятия, памяти и мышления при формировании личности и социальном взаимодействии.

Эта информация, в свою очередь, помогает исследователям понять динамику между групповым поведением и развитием социальной идентичности человека.  

Определение группового поведения

Почему люди объединяются в группы? Как группа влияет на поведение человека и наоборот?

Исследование группового поведения пытается ответить на эти и другие вопросы, связанные с социальным познанием. Он начинается с основного вопроса: что такое группа?

Определения группы не существует, но социальные психологи в целом согласны с тем, что группу можно определить как связную сущность, состоящую из людей, разделяющих определенные убеждения или характеристики.

Примеры групп включают религиозные объединения, научные общества и членов политической партии. Это определение включает большие группы, такие как население района или города, и более мелкие группы, такие как нуклеарная семья.

Наблюдаемые действия группы составляют определение группового поведения. Социальные психологи, изучающие групповое поведение, хотят знать основные мотивы этих действий, как они возникли, как индивидуум функционирует в группе и роль лидерства в групповой динамике.

Например, как и почему некоторые группы действуют, руководствуясь коллективным чувством доброты и принятия, в то время как другие движимы предрассудками и насилием? Как врожденный конфликт между самовосприятием и внешним восприятием влияет на влияние индивида в группе?

Мало того, как и почему индивидуальные интересы, мнения и способности иногда сублимируются до коллективной цели группы?

Групповое поведение можно изучать через призму индивидуального статуса в группе. Модели индивидуальных отношений в группе могут предсказать сплоченность группы и помочь объяснить, как и почему одна группа более продуктивна, чем другая.

Понимание группового поведения помогает объяснить, почему люди могут принимать определенные решения под влиянием группы, которые они не приняли бы в одиночку. Этот вид изменения личности — сдвиг, основанный на членстве в группе — рассматривается в рамках теории социальной идентичности.

  Что такое теория социальной идентичности ?

Польский психолог Анри Тайфель вместе со своим британским коллегой Джоном Тернером изучал влияние членства в группе на самовосприятие.

Они сформулировали теорию социальной идентичности, которая пытается объяснить взаимосвязь между принадлежностью к группе и усилением индивидуальных качеств, таких как гордость и чувство собственного достоинства.

Согласно Тайфелу и Тернеру, люди тяготеют к группам, состоящим из людей, которыми они восхищаются или с которыми они согласны по важным вопросам. Члены группы воспринимают себя, по крайней мере частично, через призму своего членства; они видят свое отражение в других членах.

Люди, принадлежащие к группам, связаны и управляются сходством. Самоидентификация членов группы основана на общих взглядах, убеждениях и моральных стандартах группы.

Это объясняет, почему люди в группе могут действовать иначе, чем если бы они не принадлежали к группе. Они ведут себя так, как, по их мнению, должен вести себя член группы, а не руководствуясь личной мотивацией.

Другим аспектом теории социальной идентичности является тенденция к трайбализму или принятию «своих групп» при отказе от «чужих групп». Групповая социализация личности происходит поэтапно, согласно Тайфелу и Тернеру:

  • Категоризация — Разделение лиц на основе таких характеристик, как этническая принадлежность, род занятий или система убеждений
  • Социальная идентификация — Принятие характеристик определенной группы
  • Социальное сравнение — Поиск благоприятных контрастов с другими группами

После того, как люди полностью установили свое самовосприятие, основанное на принадлежности к «своей группе», их мышление и поведение начинают отражать ожидания группы.

Таким образом, индивидуальная социальная идентичность сублимируется в группу. Личная идентичность заменяется чувством принадлежности, безопасности и благополучия.  

Продолжение карьеры в области социальной психологии в Университете Мэривилля Онлайн-бакалавр искусств в области психологии

Карьера в социальной психологии подпитывает страсть к пониманию того, что мотивирует человеческое поведение, и требует обширной подготовки в области эмпирических методов исследования.

Социальные психологи являются признанными экспертами в области человеческих отношений, развития самовосприятия, групповой динамики, лидерства и многих других областей психологии. Их исследования жизненно важны для многих дисциплин, включая бизнес, здравоохранение, экономику, политологию и образование.

Погрузитесь в изучение человеческого поведения и психологические исследования, получив онлайн степень бакалавра искусств в области психологии Университета Мэривилля.

Рекомендуемые чтения

Понимание поведения в обществе: разница между социологией и социальной психологией

Понимание человеческой природы: поведенческая наука против психологии. , Социальная психология изучает человеческие взаимодействия

«Отношения социологии и социальной психологии», Чарльз А. Элвуд

Simply Psychology, «Теория социальной идентичности»

Simply Psychology, «Социальная фасилитация»

Verywell Mind, «5 важных концепций социальной психологии»

Verywell Mind, «Обзор социальной психологии»

Verywell Mind, «Социальное познание в психологии: то, как мы думаем о других»

Что такое социальная психология?

Написано Логаном Смитом

Медицинское обследование Пунам Сачдев от 24 июня 2022 г.

В этой статье

  • Что такое социальная психология?
  • Концепции социальной психологии
  • Примеры социальной психологии
  • Чем занимаются социальные психологи?

Психология изучает разум и поведение. Ваше поведение не происходит на пустом месте. Вы живете в обществе. Ваше окружение и люди в нем влияют на вашу психологию. Вот когда на помощь приходит социальная психология. 

Что такое социальная психология?

Социальная психология изучает ваш разум и поведение с другими людьми. Социальная психология изучает вашу личность, межличностные отношения и групповое поведение.

Люди всегда были социальными существами, но особый интерес к социальной психологии возник в 18 веке.

Официальные исследования и публикации по социальной психологии не появлялись до 1930-х годов.

Понятия социальной психологии

Люди вокруг вас влияют на вашу личность и поведение. Подумайте о том, как вы ведете себя с семьей на праздничном ужине, а не с коллегами на рабочем мероприятии.

Эти социальные приспособления незначительны, но некоторые концепции социальной психологии могут повлиять на всю вашу систему убеждений. Ниже приведены лишь некоторые из них.

Соответствие.  Конформизм возникает, когда вы вынуждены изменить свои убеждения и поведение, чтобы вписаться в группу. Реальное давление, например, нахождение рядом с другими людьми, или воображаемое давление, например социальные нормы, могут заставить вас подчиняться.

Существует три типа соответствия.

Интернализация — это когда вы принимаете групповые нормы вокруг вас. Этот тип обычно возникает, когда вы считаете, что люди вокруг вас более информированы.

Идентификация — это форма соответствия, при которой вы сохраняете свои личные убеждения независимо от большинства. Например, сотруднику полиции может потребоваться криминализировать конкретное действие, даже если он считает иначе.

Заискивающее соответствие — это когда вы подчиняетесь большинству, чтобы заслужить благосклонность или признание. Обычно это мотивировано стремлением к социальной награде.

Послушание.  Послушание возникает, когда вы следуете командам и способности человека влиять на вас. При исследовании социальные психологи специально рассматривают отношения между воспринимаемыми авторитетными фигурами и другими людьми.

Послушание и подчинение похожи. Основное отличие состоит в том, что послушанию нужна иерархия, включающая команды.

Власть может быть кем угодно у власти. Ваш начальник, учитель, врач или кто-то более информированный может восприниматься как авторитетная фигура.

Я-концепция.  Ваша самооценка описывает, как вы воспринимаете, думаете и судите себя. Частью самооценки является понимание того, что вы являетесь частью мира с набором ожиданий.

Я-концепция многогранна. Каждый из них работает вместе, чтобы определить, как вы взаимодействуете с большей группой.

  • Как вы себя оцениваете (самооценка)
  • Как вы себя оцениваете (самоуважение)
  • Человек, которым вы хотели бы быть (идеальное я)

Ваша самооценка в конечном счете влияет на то, как вы себя ведете другие люди.

Дискриминация.  Дискриминация описывает поведение и действия по отношению к группе людей. Поведение, как правило, негативное и нацелено на пол, расу, класс или другие черты группы.

Люди часто путают дискриминацию с предубеждением, но эти два понятия немного отличаются. Дискриминация — это поведение, тогда как предубеждение — это убеждение, на которое не обязательно действуют.

Эффект свидетеля.  Эта теория социальной психологии утверждает, что у вас меньше шансов помочь нуждающемуся человеку, когда рядом другие люди. Человек чувствует себя менее ответственным в чрезвычайной ситуации, чем больше людей.

Однако на вашу реакцию в чрезвычайной ситуации влияет множество факторов. Тип ситуации, вовлеченные люди и ваши способности играют роль в том, как вы реагируете на ситуацию.

Примеры социальной психологии

Многие влиятельные исследования сформировали социальную психологию, начиная с 1898 года. 

Эксперимент по социальной фасилитации и торможению.  Социальный психолог Норман Триплетт исследовал реакцию велосипедистов на присутствие других людей.

Триплетт определил, что люди старались усерднее, когда выступали перед другими людьми, или если подразумевалось, что другие люди были свидетелями их выступления.

Триплетт предположил, что их производительность улучшилась, но последующие исследования показали, что присутствие других может снизить производительность.

Эксперимент с автокинетическим эффектом. Музафер Шериф экспериментировал с концепцией соответствия в 1935 году. Он представил участникам визуальную иллюзию и спросил их, что они видят.

Независимо от того, что показывала иллюзия, участники в конце концов соглашались с тем, что они видели, даже если это было неправильно. Эксперимент показал, что люди в неоднозначных сценариях будут смотреть на окружающих и подчиняться.

Более поздние эксперименты показали немного другие результаты. Например, один эксперимент определил, что представители западных культур менее склонны к конформизму, чем представители восточных культур.

Эксперимент послушания.  Социальная психология быстро развивалась после Второй мировой войны, поскольку немецкие солдаты утверждали, что они «повиновались приказам» во время послевоенных испытаний. Социальный психолог Стэнли Милгрэм исследовал концепцию послушания.

Шоковый эксперимент Милгрэма в 1961 году определил, как далеко обычный человек готов зайти, основываясь на требованиях предполагаемой авторитетной фигуры. Участникам было приказано убить другого (фальшивого) участника электрическим током, если они неправильно ответили на вопрос.

Интенсивность поражения электрическим током росла с каждым неправильным ответом, а (фальшивая) авторитетная фигура становилась все более требовательной на протяжении всего эксперимента.

Милграм обнаружил, что многие люди подвергали другого участника опасному удару током, когда им велел фальшивый врач в ходе эксперимента, независимо от их убеждений.

Милгрэм определил, что люди обычно не следуют слепо. Прежде чем подчиниться приказу, они выносят критические суждения .

Чтобы обычный человек подчинялся авторитетной фигуре, есть два условия:

  • Человек считает, что человек, отдающий приказы, имеет на это право
  • Человек считает, что человек, отдающий приказы, будет нести ответственность за любые его приказы 

Эффект свидетеля.  Наиболее ярким примером эффекта свидетеля было убийство Китти Дженовезе в 1964 году. Зрители видели или слышали нападение на Дженовезе, но полагались на помощь других.

Это трагическое событие показало эффект свидетеля. Это открытые дискуссии о принятии решений, восприятии чрезвычайных ситуаций и многом другом.

Чем занимаются социальные психологи?

Социальные психологи занимаются человеческим поведением, но это не все исследования. Социальная психология распространилась на многие области в качестве прикладной стратегии.

Работники и социальная психология.  Социальные психологи применяют свое понимание человеческого поведения, чтобы помочь таким организациям, как компании или некоммерческие организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *