что это такое простыми словами, как раскрыть и реализовать свои внутренние возможности и достичь успеха – nenumerolog
Человеческая жизнь — пространство и время для реализации наших талантов и способностей. Того, что дано нам природой и средой, в которой мы находимся. Всего, что принято называть потенциал человека. Другого случая, кроме нашей жизни, проявить себя у нас не будет.
Почему же некоторые с легкостью реализуются и счастливы, а кто-то долго не может найти себя. По какой причине один добивается успеха во всех сферах, а другой не понимает, с чего начать изменения и двигается по замкнутому кругу.
Мы часто слышим, что нет ничего невозможного и наши возможности безграничны. Так ли это, как определить и использовать эффективно свой индивидуальный запас качеств и способностей разберем в этой статье.
Общее представление
Что такое потенциал в человеке — это понятие является основой для развития и реализации его личности. Это сочетание человеческих ресурсов и перспектив для их использования.
Величина нашего внутреннего резерва не постоянная. Он становится более мощным, глубоким, проявленным, если мы сами стремимся открыть новые грани своих особенностей и направить их на реализацию жизненных целей. Или, наоборот, мы сами себя ограничиваем, будучи уверенными, что нам это недоступно или это не реально. Наши знания о своих ресурсах (способностях, навыках) можно поделить на четыре группы:
Скрытый потенциал в человеке — это наши возможности для роста. Их поиск начинается в «Я не знаю». Шагнуть в эти неизвестные области знания о себе помогут желание действовать и смелость пробовать новое, непривычное, совершая ошибки и делая открытия. Наш индивидуальный ресурс можно интерпретировать по-разному, как:
- Внутреннюю силу с опорой на собственный жизненный опыт и направленную в зону ближайшего развития.
- Осознаваемые нами способности и перспективы, готовые реализоваться в полной мере.
- Способ раскрыть и использовать свои ресурсы.
- Резервы наших способностей, проявляющихся в процессе нашего личностного роста.
- Мотивацию и стремление к дальнейшему развитию нашей личности.
Что такое потенциал человека простыми словами — это уникальное сочетание его внутренних и внешних качеств. К первым можно отнести наследственные и врожденные таланты, здоровье, эмоциональные и когнитивные способности. Ко вторым: самоидентификацию, чувство ответственности, черты характера, стремление к изменениям, интересы.
Составляющие способности личности
Компонентами, формирующими наш качественный персональный актив, можно считать:
- Когнитивные или познавательные способности. Успешно осуществлять наш личный набор талантов и ресурсов помогают умения считывать, обрабатывать и хранить информацию, накапливать и использовать приобретенный опыт, видеть и понимать причинно-следственные связи. Эти навыки будут определять наши возможности частично или полностью реализовать потенциал.
- Ценности. Наши жизненные принципы и внутренние опоры, заложенные в детстве, и развивающиеся по мере взросления и социализации.
- Креативное мышление. Умение находить нестандартные решения, изобретать, придумывать и воплощать новое, критически мыслить, использовать знания и опыт как основу для создания чего-то авторского, уникального.
- Творчество. Творческое мышление и реализация. Умение чувствовать и воспринимать прекрасное, сочинять, творить в быту, профессии, личной жизни. Для себя, близких и мира в целом.
- Коммуникация. Умение выстраивать эффективные социальные связи, способность к диалогу, общению, взаимопониманию с миром и обществом.
Как раскрыть свой потенциал? Для развития каждого компонента необходимо активно действовать, смело идти в новое, преодолевая страхи и сдерживающие убеждения. Мы должны быть готовы к неприятию изменений в нас окружающими, неизбежным ошибкам и сомнениям. Эти препятствия встают на пути каждого человека. Преодолевая их, мы открываем новые возможности для себя, двигаемся в будущее, реализуя мечты и планы.
Типы ресурсов личности
Каждый из нас обладает уникальным рядом способностей в той или иной области: от интеллекта до социальной реализации. Как раскрыть свой потенциал и достичь успеха, волнует многих. Мы обладаем определенным набором качеств, в котором можно выделить наши сильные и слабые стороны.
Жизненный ресурс дает нам энергию проявляться, реализовываться, менять свою жизнь. Его сила непостоянна в течение времени. Она может быть на максимуме, когда мы моложе, или расти с возрастом.
Сильные стороны заложены в нас от рождения. Они зависят от генетики и среды, в которой мы растем и развиваемся. Обладая способностями к художественному творчеству, не станешь художником, если не учиться рисовать. Для олимпийского чемпиона мало много тренироваться, нужны определенные физические данные для конкретного вида спорта. Зная потенциальные возможности человека, можно выбрать свой путь развития и успешно направить их на собственную реализацию в любой сфере от карьеры до личной жизни.
Структура
Наш личностный актив — это совокупность ресурсов, развитых одинаково хорошо или по-разному. Для жизненного баланса и целостности важен каждый элемент. Структурно индивидуальный набор ресурсов выглядит как:
- Интеллект. Умение использовать разные виды своего мышления для анализа и решения задач, применять опыт и совершенствовать интеллектуальные способности. Развитие этого ресурса помогает быть востребованным и не бояться трудностей, знать, как раскрыть потенциал человека в тех или иных обстоятельствах
- Чувства. Умение распознавать и управлять своими ощущениями, быть восприимчивым к другим людям, адекватно выражать свои эмоции и принимать их от окружающих. Работа с этим ресурсом помогает нам ощущать счастье и быть счастливыми.
- Воля. Способности к постановке жизненных целей, реализации своих талантов, выбору пути своего развития и умение преодолевать сложности, смотреть в лицо трудностям и прилагать усилия для получения результата. Без волевых качеств и навыков невозможно открыть потенциал ни в одной сфере.
- Тело. Неотъемлемая часть личности, реагирующая на все внутренние и внешние изменения. Умение слышать его сигналы, адекватно реагировать на них и способность сохранять, развивать его силу — основа физически и психически здоровой личности.
- Общество. Умение выстраивать социальные связи, контакты, отношения, коммуникативные навыки в разных условиях.
- Духовность. Ценностные ориентиры, определяющие жизненный путь человека и то, ради чего он готов открыть свой потенциал, идти в новое, искать себя, ошибаться и добиваться успеха.
- Творчество. Способность к самовыражению, преобразованиям, позитивным изменениям, созидательной деятельности, личной активности.
Понятие «гармонично развитая личность» подразумевает совокупность качественного развития всех ресурсов. Любые перекосы в сторону ведут к жизненному дисбалансу и внутренним конфликтам. Анализ уровня используемых ресурсов дает возможность определить для себя точки роста и векторы развития.
Оценка внутренних резервов
Большой потенциал у человека — это случайность, везение или результат его деятельности? Как оценить свои личные резервы и определить для себя зону ближайшего развития? Сделать анализ своих потенциальных ресурсов можно с помощью следующих показателей:
- Способность к концентрации. Готовность в нужный момент времени собраться, быть гибким к внешним факторам, устойчивым к стрессу, обстоятельствам и преградам на пути, настойчивым в своих усилиях и уверенным в собственных действиях.
- Коммуникативные и социальные способности. Насколько просто выстраивать диалог с миром, налаживать контакты и располагать к себе людей.
- Увлечения, привычки, образ жизни. Что мы готовы и хотим менять, с чем можем смириться.
- Наши установки и убеждения, влияющие на отношение к неудачам, возможностям, изменениям, нашему прошлому, настоящему и будущему. Осознание, что наш потенциал не раскрыт и нам всегда есть куда расти.
Три вектора развития личности
Психологи выделяют следующие стратегии:
- Становление биологической единицы. Цель: формирование здорового, зрелого, нормально функционирующего организма, для которого будут закрыты все потребности безопасности, физического и психологического здоровья.
- Социальная реализация. Результат: индивид, способный адаптироваться к требованиям социума, брать на себя определенную роль и успешно выполнять ее в условиях общества.
- Развитие личностного ресурса. Цель: формирование самодостаточной личности, способной адекватно взаимодействовать с окружающим миром, осознавать собственную уникальность, принимать предлагаемые социальные роли и общественные нормы.
Развитие личностного ресурса проходит 2 последовательных жизненных этапа, которые формируют и раскрывают внутренний потенциал человека. На первом этапе до совершеннолетия создаются и совершенствуются механизмы саморегуляции будущей личности. Ребенок, а затем подросток, учатся распознавать свои эмоции и реакции, управлять ими и своим поведением, выбирать способы решений задач, анализировать и оценивать последствия своего выбора, соблюдать правила общества, быть его полноправными членами. Второй этап начинается после и при условии прохождения первого. Здесь взрослый управляет своим поведением с учетом общественных и самостоятельно сформулированных собственных требований и взглядов.
Формирование гармоничной личности возможно при развитии всех трех векторов. Только в этом случае можно раскрыть потенциал на полную.
Когда нужно заняться раскрытием внутренних резервов
Признаками, что пора что-то менять, будут:
- отсутствие жизненной энергии для изменений;
- чувство неудовлетворения собой;
- ощущения и мысли, что жизнь проходит мимо;
- недовольство своими профессиональными и личными отношениями, делами, результатами.
Все это может говорить о том, что наш личный ресурс исчерпан, и пора искать новые источники и способы развития своего резерва. И в этом нет ничего страшного. Скорее наоборот. Это возможность взглянуть на себя по-новому, и дать себе еще один шанс узнать, как раскрыть свой истинный потенциал.
Мы часто думаем, что человек и так учится и развивается на протяжении всей своей жизни, получая знания, накапливая опыт, улучшая и совершенствуя навыки в различных сферах. Внешне может казаться, что все идет как надо. Наш путь складывается так, как мы и хотели. Но на деле все может обстоять иначе. Чувство неудовлетворения будет мучить нас. Человек за свою жизнь может не один раз находиться в подобных кризисах. И каждый раз такой переломный момент может стать для него толчком к развитию и открытию для себя новых жизненных горизонтов.
Как реализовать свой потенциал
Открывая в себе явные и скрытые способности, используя их в реальной жизни, мы получаем максимальный эффект в собственной реализации.
Помогает следующий алгоритм действий:
- Сформулируйте для себя основную цель. Это покажет, какие способности, умения, знания нужно развивать.
- Наметьте промежуточные цели, сроки и желаемые результаты. Продумайте детальный план их достижения, начните его реализацию.
- Ищите возможности для обучения, нового опыта, совершенствования навыков, формирования полезного круга общения.
- Ведите дневник успеха, описывая свои шаги и достижения, эмоции от неудач и побед.
- Раскрытие и реализация талантов занимает не один год. Для заметных изменений необходимо время при условии постоянного движения вперед. Учитесь правильно использовать этот самый ценный ресурс. Расставьте приоритеты в пользу того, что двигает вас к цели. Кто-то готов потратить на это всю свою жизнь, не останавливаясь на достигнутых результатах.
Как раскрыть свой внутренний потенциал, опираясь на собственные ресурсы:
- Вера в свои силы и возможности. Замечайте хорошее, цените каждый свой шаг на пути к цели.
- Желание достигнуть результата. Раскрывая себя, вы научитесь опираться на свои силы и перестанете быть зависимыми от мнения и оценок других. Ведь все, что вам нужно, есть в вас самих.
- Стратегия реализации. Со временем и опытом вы сможете сами определять, как вам действовать в тех или иных ситуациях.
- Уверенность в том, что ваши врожденные резервы безграничны. Их можно укреплять, развивать, открывать заново. Никогда не поздно снова вернуться к тому, что приносило вам удовольствие и удовлетворение.
Внутренние источники
Как развить свой потенциал без помощи специалистов — научиться прислушиваться к себе. Для этого психологи рекомендуют встраивать в жизнь следующие действия:
- Читать специальную литературу по психологии, философии, самореализации, биографию знаменитых людей. В них можно найти ответы на внутренние вопросы и вдохновение для себя.
- Находить время для медитации и расслабления.
- Периодически вести дневник успеха или благодарности.
- Сравнивать себя и свои результаты только со своими относительно прошедшего времени и собственных усилий.
Внешние источники
Способны направить и подсказать, как развить потенциал: работа с психотерапевтом, ментором, коучем, поддержка духовного наставника, всевозможные методики оценки ресурсов, тренинги, семинары, профессиональные сообщества, живое общение, сотрудничество и помощь нуждающимся.
Почему важно развивать творческие способности
В современном мире на первый план все чаще выходит ценность содержания собственной жизни. Уходят в прошлое единые мерки благополучия и состоятельности. Каждому из нас становится важным чувствовать баланс и гармонию, ощущать счастье и радость каждого дня, находить светлые моменты даже тогда, когда трудно и сложно. И это намного ценнее нашего статуса, положения и популярности. Душевное состояние становится большей ценностью, чем внешние атрибуты и символы.
Хороший потенциал человека — что это в современном мире? Раскрывая свои ресурсы, человек не становится идеальной моделью. Он может ошибаться, сталкиваться с трудностями, быть слабым. Но он однозначно проживает собственную жизнь, в которой реализуется по максимуму во всех значимых для него направлениях, и от этого чувствует себя счастливым и наполненным жизненной силой.
Заключение
Самое сложное в любом деле — это начать. Сделать первый шаг на пути к себе. Преодолеть лень, сомнения, неуверенность. Довериться внутреннему голосу и идти навстречу новому. Раскрываясь все больше, мы перестаем мучиться и сравнивать себя с другими и точно знаем, что делает нас счастливыми.
Существует немало инструментов, помогающих расшифровать, что такое потенциал человека. Один из них метод статистического психоанализа, основанный на расшифровке индивидуальных данных матрицы Пифагора. Метод дает не только качественную оценку уникальных способностей, черт, возможностей, характеристик, но и рекомендации по их использованию, корректировке и развитию. Достоверность и уникальность этого аналитического инструмента можно проверить на расшифровках матриц известных людей — от великих гениев до великих злодеев. Это проверенные жизнью самые разные по реализации и успешности примеры потенциала человека.
Как оценить и развить свой потенциал
<<Лид>>
Из чего состоит личностный потенциал
Философы, социологи и психологи по-разному определяют личностный потенциал. Отечественные исследователи М. А. Нугаев и В. В. Соколов независимо друг от друга выделяют такие его компоненты:
- творческий,
- профессиональный,
- духовный,
- интеллектуальный.
Творчество
Чем сильнее развита творческая составляющая, тем выше способность человека находить новые решения сложных задач. Человек с творческим потенциалом активно ищет решение проблемы, генерирует идеи и пробует разные подходы.
Профессионализм
Этот аспект включает умения и навыки, которые человек способен применять в трудовой деятельности. Чем сложнее деятельность и выше результат труда, тем сильнее развит профессионализм.
Духовность
Духовность, или нравственность — это моральные нормы и этические принципы, которыми руководствуется человек. Осознавать свои принципы важно, чтобы оставаться верным себе в ситуациях морального выбора, не поддаваться сиюминутным желаниям и влиянию других людей.
Интеллект
Интеллектуальный компонент связан с мыслительными способностями и объёмом знаний индивида. Чем мощнее интеллектуальный потенциал, тем более масштабные и ответственные задачи может выполнять человек, тем он ценнее для общества.
Почему потенциал не работает
Сами по себе высокие моральные принципы или глубокие знания не обеспечивают достижений в учёбе или общественной деятельности. Если человек одарён, но ленив, толку не будет. Авторство формулы успеха «1% таланта + 99% труда» приписывают то Гёте, то Эдисону. Автор книги «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл в своём исследовании подтверждает эту идею. Главная способность успешного человека — по максимуму использовать свои способности для достижения целей.
Без суперспособности заставить себя работать все остальные элементы — бесполезный склад знаний и свойств. Чтобы превратить личностные качества и умения в ресурсы, нужна цель и мотивация к её достижению. Потенциал не работает, когда человек не стремится использовать его для движения к успеху.
Как развить и использовать личностный потенциал
Исследовать свои возможностиДля начала стоит взять блокнот и перечислить всё, что вы знаете о своём потенциале. Распишите по пунктам, какими творческими и интеллектуальными способностями обладаете, что умеете делать хорошо, каковы ваши принципы.
Творческим людям несложно отметить, например, что они легко находят общий язык с окружающими, придумывают сценарии праздников, сочиняют стихи или задания для конкурсов. Если ваш последний стишок и рисунок остались в дошкольном детстве, стоит пробовать снова.
Вспомните, чем любили заниматься до школы или в младших классах и беритесь за дело: акварельный скетчинг, робототехника, танцы, вокал. Всё, что когда-то приносило радость и удовольствие, поможет пробудить творческую энергию и найти занятие по душе. Важно не сдаваться, а искать подходящий вид деятельности.
Чтобы объективно оценить свои интеллектуальные способности, школьных тестов по предметам недостаточно. Учителя могут оказаться в плену стереотипов и ставить отметки на основании своих ожиданий. К тому же интеллект бывает разным: вербальный, эмоциональный, музыкальный, пространственный, а в школе оценивают только умение правильно выполнять задания. Лучше всего участвовать в разных интеллектуальных конкурсах, погружениях, выездных школах. В литературном клубе или инженерном кружке вне школы больше шансов получить беспристрастную оценку своих возможностей и успехов.
Для духовного роста полезно отметить, какими своими качествами и поступками вы гордитесь, а о чём сожалеете. Подумайте, какие персонажи литературы и кино, а также реальные исторические личности и люди из вашего окружения вас восхищают. Решите, чем и на кого вы хотели бы быть похожи, и в непростых ситуациях выбора представляйте, как поступил бы ваш «герой».
Научиться управлять способностямиЧтобы «включить» свои ресурсы, нужно поставить цель и двигаться к ней. Сделать это без подготовки непросто. Помимо банальной лени человеку мешают страх допустить ошибку или не справиться с задачей. Поэтому первая цель должна быть небольшой и заведомо достижимой, например, «прочитать 10 страниц книги «Кради как художник» Остина Клеона в воскресенье», «решить первые 5 заданий прошлогодней олимпиады за выходные», «навести порядок на столе в пятницу».
После первого успеха нужно ставить новые цели, но не слишком амбициозные. Укреплять волю, как и мускулы, лучше постепенно, чтобы не надорваться и не бросить всё. Если же задуманное не удалось, не стоит отчаиваться — ставьте более скромные цели. Если начинать с малого и двигаться шаг за шагом, успех неизбежен.
Наращивать элементы потенциалаТворческие способности проявляются в конкретных умениях, например, писать программный код или создавать модели одежды. Чем больше осмысленной практики, тем шире творческие возможности и выше качество работы, то есть профессионализма. То же касается интеллекта: по мере решения более сложных задач увеличиваются интеллектуальные способности.
Сформулировать свои нравственные принципы помогают размышления, анализ ситуаций и общественная деятельность. Поэтому полезно, например, углубиться в уроки литературы: читать книги и анализировать поступки персонажей.
Другой способ расти духовно — участие в дебатах, деловых играх и ролевых играх живого действия. Ролевые игры похожи на театрализованные постановки, но у них нет сценария, и каждый участник сам принимает решения исходя из своей роли и личных предпочтений. Игры помогают в безопасной ситуации ответить на вопросы о справедливости, чести и цене жизни, чтобы лучше узнать себя.
Ещё один вариант столкнуться с этическими противоречиями и выработать собственные взгляды на значимые вещи — волонтёрство. Помощь нуждающимся заставляет задуматься о законах современного общества, испытать широкую гамму чувств и проявить качества, о которых человек не подозревал. Не следует сразу брать на себя большую ответственность, для начала лучше быть на подхвате, понаблюдать и выбрать, что вам ближе: например, зоозащита, работа с детьми или экологические проекты.
Выход из зоны комфорта — это возможность испытать и одновременно прокачать свой потенциал. Выступить перед аудиторией в первый раз страшно, но это может стать первым шагом к карьере спикера. Участие в онлайн-олимпиаде может превратиться в страсть к решению сложных задач. Чтобы развивать потенциал, нужно регулярно участвовать в творческих и интеллектуальных челленджах: добровольческих акциях, мини-курсах по развитию новых умений, образовательных марафонах и спортивных мероприятиях.
Что запомнить
1. Личностный потенциал помогает развиваться и преодолевать трудности. При этом потенциал растёт вместе со сложностью задач, которые решает человек.
2. Основные элементы потенциала — творческие способности, интеллект, профессионализм и нравственность — можно развивать в соответствующей деятельности.
3. Творческий потенциал усиливается в креативных практиках (мультипликация, живопись, инженерное творчество), интеллект развивается через решение задач повышенной сложности, профессиональное мастерство растёт с опытом работы, а нравственные ориентиры укрепляются в процессе осмысления и обсуждения реальных жизненных ситуаций.
4. Ключевая способность, которая обеспечивает максимальную мобилизацию ресурсов личности — мотивация достижения цели.
5. Чтобы мотивация работала, цель должна быть и привлекательной, и достижимой.
Движение человеческого потенциала | Encyclopedia.
comДвижение, направленное на то, чтобы помочь обычным людям полностью раскрыть свой потенциал посредством эклектичного сочетания терапевтических методов и дисциплин. Ценности движения включают терпимость, базовый оптимизм в отношении человеческой природы, необходимость честного межличностного общения, важность полноценной жизни «здесь и сейчас», а также дух экспериментирования и открытость новому опыту.
Уильям Джеймс , один из первых сторонников человеческого потенциала и измененных состояний сознания , считается предшественником движения за человеческий потенциал. Однако современный интерес к человеческому потенциалу можно напрямую проследить до гуманистического психологического подхода таких фигур, как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу в 1950-х годах. Гуманистическую психологию иногда называют Третьей силой, потому что она представляет собой альтернативу преобладающим психоаналитическим и бихевиористским методам. Отказ от представления о поведении, определяемом детства событий или условных реакций на внешние раздражители, практикующие гуманисты подчеркивали способность человека расти и меняться в настоящем и ставили перед собой цель самореализации посредством устранения препятствий.
Маслоу вместе с Роджерсом, Ролло Мэй и Шарлоттой Бюлер основали Американскую ассоциацию гуманистической психологии. Придерживаясь позитивного, оптимистичного взгляда на человеческую природу, он популяризировал концепцию самоактуализации 9.0008, основанный на его исследовании исключительно успешных, а не исключительно проблемных людей. Выбрав группу «самореализовавшихся» исторических личностей, включая Авраама Линкольна (1809–1865), Альберта Эйнштейна (1879–1955) и Элеонору Рузвельт (1884–1962), Маслоу составил список их характеристик, некоторые из которых позже стали фирменными ценностями движения за человеческий потенциал (принятие себя и других, спонтанность, идентификация с человечеством, демократические ценности, креативность ). В широко популяризированной Маслоу иерархии мотивации базовые потребности человека располагались в нижней части пирамиды, а самоактуализация — на самом высоком уровне. Другой идеей Маслоу была концепция «пикового опыта», трансцендентного момента самоактуализации, характеризующегося чувством радости, целостности и удовлетворения.
Философия клиент-центрированной терапии Карла Роджерса (которая была разработана в 1940 году, но достигла пика популярности в 19 веке).50-е годы) напоминал идеи Маслоу своим взглядом на человеческие импульсы как в основном положительные и своим уважением к внутренним ресурсам и врожденному потенциалу каждого клиента. Еще одно сильное влияние на развитие движения за человеческий потенциал оказал тренинг чувствительности , открытый гештальт-психологом Куртом Левином (1890-1947) в его Т-группах в Национальных учебных лабораториях в конце 1940-х и 1950-х годах. Под влиянием таких деятелей, как Маслоу и Роджерс, обучение чувствительности, которое первоначально использовалось для обучения профессионалов в бизнесе, промышленности и других областях, превратилось в группы встреч 19-го века. 60-х и 1970-х годов. Группы встреч использовали основные техники Т-группы, но сместили акцент на личностный рост, подчеркнув такие факторы, как самовыражение и интенсивный эмоциональный опыт.
В центре движения за человеческий потенциал находился центр роста, образцом для которого послужил Институт Эсален в Биг-Суре в Калифорнии. Независимо от какого-либо университета или другого учреждения, Эсален предлагал семинары психологов и авторов по многим темам, представляющим интерес для гуманитариев. Его основатель Майкл Мерфи представлял его как место, где гуманистическая психология может быть интегрирована с восточными философиями. В середине 19В 60-е годы в список ведущих входили философ Алан Уоттс (1915–1973), историк Арнольд Тойнби (1889–1975), теолог Пол Тиллих (1886–1965) и химик Лайнус Полинг (1901–1994). Маслоу присоединился к Esalen в 1966 году. К началу 1970-х годов в Соединенных Штатах насчитывалось от 150 до 200 центров роста, созданных по образцу Esalen.
Статус Калифорнии как центра движения за человеческий потенциал еще больше укрепился, когда Карл Роджерс переехал в Ла-Хойю в 1964 году, где писал и читал лекции в Западном институте поведенческих наук, а затем в Центре изучения человека. Центральные принципы его терапевтического подхода были расширены на такие области, как философия и образовательная реформа, выходящие за рамки психологии, а фразы «личностно-центрированный подход» и «образ жизни» стали заменять «клиент-центрированный подход». Роджерс также стал лидером в встретиться с группой движения, адаптируя принципы клиент-центрированной терапии к групповой модели. К ним относится вера в то, что люди могут решать свои собственные проблемы и полностью раскрывать свой потенциал в поддерживающей и разрешающей среде. Модель Роджерса призывала лидера группы действовать как неавторитарный фасилитатор, создавая безопасную атмосферу, способствующую открытому и честному обмену мнениями между членами группы.
Помимо групп встреч и различных нетрадиционных методов лечения (включая гештальт-терапию, психодраму, трансактный анализ, терапию первичного крика и терапию Морита), движение человеческого потенциала также охватило ряд дисциплин и практик (как восточных, так и западных). включая исцеление, самосовершенствование и самосознание, включая дзен-буддизм, астрологию, искусство, танец и различные системы движения тела и манипуляции. В то время как наиболее яркие и эксцентричные аспекты движения за человеческий потенциал в значительной степени были отнесены к причудам 19-го века.60-х и 1970-х годов, таких как первичная терапия криком и EST (обучение на семинарах Эрхарда), она сохраняется в других формах. Американское общество гуманистических психологов по-прежнему является активной, хорошо организованной группой. Журналы в этой области включают Journal of Humanistic Psychology, Journal of Creative Behavior, Journal of Transpersonal Psychology, и другие. Помимо этого, наследие движения человеческого потенциала можно увидеть в продолжающейся популярности семинаров и книг по самосовершенствованию и даже в недавнем распространении групп 12 шагов, а также во многих отношениях, в которых его ценности и принципы продолжают влиять. профессиональная работа терапевтов различной направленности.
Маслоу, Абрахам. К психологии бытия. Принстон: Ван Ностранд, 1962.
Роджерс, Карл. О становлении личностью. Бостон: Houghton Mifflin, 1961.
Северин, Ф., изд. Гуманистические взгляды в психологии. Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1965.
Движение человеческого потенциала | Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено
Определение
Движение человеческого потенциала — это термин, используемый для обозначения гуманистической психотерапии, которая впервые стала популярной в XIX веке.60-х и начала 1970-х годов. Движение делало упор на развитие личности с помощью таких методов, как группы встреч, тренировка чувствительности и первичная терапия. Хотя движение человеческого потенциала и гуманистическая терапия иногда используются как синонимы, на самом деле гуманистическая терапия предшествовала движению человеческого потенциала и обеспечила теоретическую основу движения. Гуманистическая терапия процветала в 1940-х и 1950-х годах. Его теоретиками были в основном психологи, а не врачи. Среди них были Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Эверетт Шостром, Карл Роджерс и Фриц Перлз.
Движение человеческого потенциала и гуманистическая терапия отличаются следующими акцентами:
- Забота о том, что является уникальным для человека, а не то, что люди разделяют с другими животными.
- Сосредоточенность на неограниченном росте каждого человека, а не на изменении личности в соответствии с требованиями общества.
- Интерес к тому, что происходит здесь и сейчас, а не к истории детства или предполагаемым бессознательным конфликтам.
- Целостный подход, касающийся всех уровней человеческого бытия и функционирования, а не только интеллектуального, включая творческое и духовное функционирование.
- Ориентация на психологическое здоровье, а не на беспокойство.
Цель
Цель гуманистической терапии — позволить человеку в полной мере использовать свои личные способности, ведущие к самореализации. Самоактуализация требует интеграции всех компонентов уникальной личности. Эти элементы или компоненты личности включают физическое, эмоциональное, интеллектуальное, поведенческое и духовное. Признаками самоактуализировавшегося человека являются зрелость, самосознание и подлинность. Гуманистические терапевты считают, что большинству людей — не только тем, у кого есть явные проблемы — могут быть полезны возможности для саморазвития. Гуманистическая терапия использует как индивидуальный, так и групповой подходы.
Меры предосторожности
Психотические пациенты, лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, и лица с тяжелыми расстройствами личности или расстройствами импульсивного контроля могут не подходить для лечения гуманистическими методами.
Описание
Гуманистический подход к индивидуальному лечению обычно следует тому же формату, что и другие формы амбулаторного консультирования. Терапевтами могут быть врачи, медсестры, психологи, социальные работники или священнослужители. Форматы гуманистического группового лечения гибки, и используется широкий спектр методов лечения, начиная от групп встреч и групп терапии и заканчивая тренировками уверенности в себе и группами повышения сознательности. Кроме того, гуманистическая традиция способствовала публикации книг по самопомощи для людей, заинтересованных в психологическом самосовершенствовании.
Риски
Основные риски включают в себя усиление эгоцентричных тенденций у некоторых пациентов и опасности, возникающие в результате встреч с группами, возглавляемыми людьми без соответствующей подготовки. Плохо организованные группы встреч могут быть травмирующими для людей с низкой терпимостью к конфронтации или «раскрытию» личных проблем.
Нормальные результаты
Ожидаемый результат гуманистической терапии — более высокая степень личной целостности, самопринятия и исследования своего потенциала. Ожидается, что в групповом лечении участники вырастут в навыках межличностной эмпатии и взаимоотношений. Однако было проведено несколько контролируемых исследований для определения обоснованности этих ожиданий.
Ресурсы
КНИГИСеверин, Фрэнк Т. «Гуманистическая психология». В Энциклопедия психиатрии, психологии и психоанализа под редакцией Бенджамина Б. Вольмана. Нью-Йорк: Генри Холт и Ко., 1996.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Группа встреч — Форма гуманистической терапии, в которой участники встречаются с обученным лидером для повышения самосознания и социальных навыков посредством обмена эмоциями и конфронтации.
Гуманистическая терапия — Подход к психотерапии, который подчеркивает уникальность человека, его положительные качества и индивидуальный потенциал. Иногда его используют как синоним движения человеческого потенциала.
Первичная терапия — Форма гуманистической терапии, зародившаяся в 1970-х годах. Участникам было предложено пережить болезненные события и высвободить чувства с помощью крика или плача, а не анализа.
Тренинг чувствительности — Форма гуманистической групповой терапии, начавшаяся в 1950-е годы. Участники участвовали в неструктурированных дискуссиях, чтобы лучше понять себя и других.
Медицинская энциклопедия Гейла, 3-е изд.
Подробнее с encyclopedia.com
Терапия движением, определение Двигательная терапия состоит из множества восточных и западных двигательных техник, которые используются для развития физических, психологических, эмоциональных… Групповая психотерапия, определение Групповая терапия — это форма психосоциального лечения, при которой небольшая группа пациентов регулярно встречается, чтобы поговорить, пообщаться и обсудить проблемы, связанные с… Терапия магнитным полем, определение Магнитотерапия — это использование магнитов для облегчения боли в различных областях тела. Истоки Магнитная терапия восходит к древним… Chelation Therapy , Definition Хелатная терапия — это внутривенное лечение, предназначенное для связывания тяжелых металлов в организме с целью лечения отравления тяжелыми металлами.