Потенциал. Что такое «Потенциал»? Понятие и определение термина «Потенциал» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Потенциал (лат. potentia – сила, возможности) – совокупность имеющихся средств. Термин широко используется в различных сферах, из-за чего более точное определение может варьироваться. В философии, например, понятие потенциала неразрывно связано с терминами «возможность» и «действительность». Эти две категории характеризуются взаимным переходом, который носит название «актуализация потенции». В психологии распространен термин «потенциал личности», который определяет способность человека умножать свои внутренние возможности. В этом значении в качестве синонима выступает понятие ресурсов организма, благодаря чему говорят и о максимальном проявлении потенциала – резерве психики.
Для определения потенциала конкретного индивида изучаются ряд внутренних и внешних показателей. Внутренние показатели – это психическое и душевное здоровье, наличие интересов и увлечений, интеллектуальные и эмоциональные способности. Внешние показатели представляют собой развитие внутренних – ответственность, независимость, внутренняя культура человека и психологическая свобода. Человек с низким потенциалом или его полным отсутствием представляет собой подобие пустышки. Напротив, человек с высоким личностным потенциалом являет собой духовно обогащенную, состоявшуюся личность.
< Поступок
Потребность >
Популярные термины
Потенциал
Как мы можем по-настоящему самореализоваться?
Самореализация гораздо важнее, чем поиски счастья, уверен философ Мишель Лакруа. В интервью Psychologies он размышляет о том, как освободиться от сковывающих нас страхов и реализовать свой жизненный потенциал.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Муж ушел к беженке из Украины, которая младше его на 20 лет»
- «После смерти супруга начала встречаться с новым мужчиной, но боюсь, что свекровь меня осудит»
- Как дожить до 100 лет: шведские секреты долголетия
- «Его бывшая лезет в наши отношения»: кто в этом виноват?
- Татьяна Мингалимова: «Секс — это весело»
- «Хочу сделать творчество своим источником дохода, но не уверена, что мне хватит таланта»
- «Рецидив вызвал у меня злость»: история читательницы о дважды пройденном онколечении
- Перестань себя ненавидеть: как достичь настоящего принятия своего тела
Сегодня читают
- «Отчим домогался меня, но мама все равно сохранила с ним отношения»
- О чем ваш партнер (не) должен знать: мнение семейного консультанта
- Инструкция для брошенных: как перестать плакать и начать жить
- Если из отношений исчез секс: 9 способов пробудить желание
- «Я в браке, но у меня не пропадает желание общаться с другими девушками. Почему?»
- Должен ли взрослый ребенок давать деньги в семью?
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Природный потенциал личности — Александр Лозовский
Автор: Александр Лозовский
«Все, что человеческий разум способен понять и во что он способен поверить – достижимо».
Наполеон Хилл
«Если вы можете это вообразить, вы можете это и сделать».
Уолт Дисней
«Успех — это идея плюс воплощенный выбор. Оглянись вокруг: все, что ты видишь, к чему можешь прикоснуться руками, когда-то было лишь невидимой идеей, пока некто не воплотил ее в жизнь».
Ричард Бах
На что способно человечество? На что способен человек? На что способны ВЫ?
Для меня это один из самых животрепещущих вопросов, ответ на который одновременно и известен, и непредсказуем.
В современном логическом и системном мире уже существуют десятки описательных моделей, которые делят людей на разные типы, предсказывая, каким будущим будет жить каждый из них. Одни классификации заслуживают внимания, уважения и желания их применять в работе (как, например, Спиральная динамика или Векторная психология), другие являются скорее светом давно померкших звезд и запоздалой реакцией на открытия в психологии и медицине. При этом я очень люблю описательные системы, так как они помогают все структурировать, дают опору и карту нашего движения. Но коучинг я обожаю за то, что он дает – инструментарий движения, и я с уверенностью скажу: это инструмент самого быстрого движения.
Итак, давайте разберемся…Приглашаю Вас в путешествие к раскрытию природного потенциала своей личности.
Акт 1. Собирайте знания вместо правил.
Посмотрите, сколько вокруг примеров для подражания? А сколько открытий совершено за последние десятилетия?
Хотите стройную фигуру – вот вам инструкция по питанию и занятиям спортом. Хотите свой бизнес – вот вам инструкция как построить компанию с нуля и без вложений.
Хотите отношений – тоже не проблема, вот вам инструкция, как создать и поддерживать идеальные отношения с партнером.
Во всем этом обилии “правил жизни” часто упускается один момент, который был известен еще нашим прабабушкам и прадедушкам: «Чужую жизнь не проживешь. Во всех правилах есть исключения. Необходимо все рассматривать индивидуально».
Удивительно, но к большинству высокотехнологичных предметов уже не делают инструкций, а вот для людей их становится только больше. Хотя нам с Вами это на руку, так как первый этап нашего путешествия – накопление знаний. Вбирайте в себя столько знаний, сколько можете: читайте, смотрите, посещайте тренинги, учитесь.
Собирайте знания вместо правил, и потом на основе этих знаний Вы создадите инструкции по самокоучингу.
Акт 2. Подключайте скрытые ресурсы сознания.
Интересное исследование было проведено в школах. Двум группам испытуемых – ученикам 1 и 11 классов – задавали лишь один вопрос: «Для чего можно использовать скрепку?».
Выпускники 11-го класса давали 1-2 ответа: «Зажим для бумаги, собачка для молнии». Первоклассники давали до 150 ответов: «Сережки, браслеты, бусы… А скрепка может быть бесконечно длинной? И большой? Тогда рельсы, шпалы, краны… А скрепка может быть из другого материала? Тогда бассейн, лабиринт и т.д.»
В мире, где главенствует левое полушарие, успеха добиваются те, кто умеет использовать как левое (логическое), так и правое (творческое) полушарие мозга. Развивайте в себе способности смотреть на мир по новому, возможно, не каждый угол обзора будет полезен, но этот навык в итоге окрасит вашу жизнь новыми красками. Это как разработка левого и правого крыла: для красивого, легкого полета нужны оба.
Мы довольно много уже знаем про работу сознания, и точно можно сказать: сначала появлялась идея в творческом (правом) полушарии, а далее её воплощало в жизнь логическое (левое) полушарие.
Помните, «Успех – это идея плюс воплощенный выбор».
Акт 3. Ищите вопросы вместо ответов.
В свое время для меня было удивлением узнать, что главной задачей человека, развивающего себя, является не поиск ответа, а поиск верного вопроса. Как оказалось, наше мышление работает таким образом, что мы найдем связи и ответы на любой вопрос. В психологии этот феномен называют рационализацией.
Например, задайтесь прямо сейчас вопросом: «Чего я хочу в жизни?». Держите этот вопрос достаточно долго, не отвлекайтесь на посторонние шумы, и рано или поздно какой-то ответ придет. Мы всегда сможем найти ответ, иногда он будет нас устраивать годами, а иногда он нас устроит на один вечер, и уже завтра мы снова будем хвататься за голову и спрашивать себя: «Чего же я хочу?».
Долгое время помогающие профессии ориентировались на ответы, и люди к этому привыкли, но опыт показал, что гораздо более действенным способом осознания себя являются вопросы к себе. Таким образом, как только Вы столкнетесь с непреодолимой преградой, ищите вопрос, который сдвинет Вас с “мертвой точки”.
Ищите вопросы, ответы придут следом.
Акт бесконечный.
А дальше просто наблюдайте. Наблюдайте за тем, что помогает Вам добиваться результата, наблюдайте за тем, что Вас останавливает. Учите себя на своих примерах успеха, пробуйте новое. Самое главное – действуйте. И в действии учитесь у себя. Ваш внутренний наставник готов помочь Вам в любую минуту.
И помните: все написанное в этой статье может быть неправдой. Собирайте знания вместо правил.
Записаться на коуч-сессию
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена. В ближайшее время должно прийти письмо на вашу почту.
Знания, навыки и потенциал человека – Психология
Глава 7: Познание, интеллект и потенциал человека
Я описал психологию как науку о человеческих возможностях. Именно через эту призму мы рассматриваем различные области контента. Биологический эволюционный процесс, продолжавшийся миллионы лет, привел к нашей физической структуре. В главах «В основном природа» мы рассмотрели, как наша физическая структура, включая наш мозг, позволяет и ограничивает то, чего могут достичь люди. Мы видели, как наши генетические и физические особенности позволяют говорить и использовать орудия труда. Без этих способностей люди не смогли бы развиться индивидуально и социально до такой степени, что мы смогли бы преобразовать планету за относительно короткий период времени. Вспомним, как Манхэттен появился всего 400 лет назад.
В предыдущих двух главах раздела «В основном воспитание» мы описали, как прямое и косвенное обучение позволяет большей части животного мира адаптироваться к конкретным условиям окружающей среды. Степень, в которой мы реализуем свой индивидуальный потенциал, зависит от условий окружающей среды и типов опыта обучения, которому мы подвергаемся. Нукак выживают в условиях, требующих кочевого образа жизни. Это ограничение влияет на все уровни иерархии человеческих потребностей Маслоу. Охота и собирательство должны проводиться ежедневно, чтобы члены племени могли выжить. Убежища временные и неустойчивые, мало защищающие от непогоды и хищников. Большую часть жизни Нукак проводит с небольшим количеством людей, что ограничивает возможности для поиска друзей или потенциальных партнеров. Действия, связанные с выживанием, занимают большую часть дня, оставляя мало свободного времени для самореализации (т. е. для реализации своего потенциала).
Когда вы строили свою личную круговую диаграмму, вы, вероятно, обнаружили, что по сравнению с нукаком относительно небольшая часть вашего дня посвящена выживанию. Вместо этого большая часть вашего времени тратится на работу, связанную со школой, возможно, на работу, общественную деятельность и отдых. В конце предыдущей главы мы видели, как скоро после того, как вы научились говорить, вы, возможно, выучили азбуку и счет. Затем последовало приобретение других знаний и навыков в рамках подготовки к посещению школы. Подумайте о важности того, чему вы научились в школе, для вашей способности достигать личных целей и раскрывать свой потенциал. Эта глава завершает раздел «В основном воспитание». Здесь мы рассмотрим типы знаний и навыков, приобретенных в школе, и то, как они соотносятся с человеческим интеллектом и раскрытием нашего потенциала как личности и вида.
Обучение концепции
A — это набор объектов, имеющих хотя бы одно общее свойство. Например, все круги являются геометрическими объектами, все точки на окружности которых одинаково удалены от центра. выводится, когда человек одинаково реагирует на все экземпляры класса стимулов. Большая часть нашей базы знаний состоит из понятий. Например, «круг» и «мальчик» — качественные понятия. Для сравнения, «средний» и «десятый» — количественные понятия. Они отличаются количеством, а не только видом.
Родители обычно стараются обучать детей таким понятиям вскоре после того, как их дети начинают говорить. Как родитель должен обучать кругу понятий и знать, понимает ли ребенок? Когда я задаю этот вопрос своим ученикам, они обычно предлагают родителю произнести слово «круг», указывая на круглые объекты в окружающей среде. Вы можете вспомнить наше обсуждение приобретения значения слова в рамках темы классического обусловливания. В этом случае слово «круг» связано со многими различными стимулами, имеющими общее свойство. Процедура обучения различению также может быть использована для установления и оценки концептуальных ответов на круги. Ребенок будет получать стимул аппетита, когда произносит слово «круг», указывая на соответствующие примеры, отличающиеся по размеру, цвету и т. д. Ребенок никогда не получает подкрепления, говоря «круг» на стимулы другой формы. В конце концов, ребенок должен быть в состоянии соответствующим образом обобщить реакцию на новые экземпляры кругов.
Та же процедура может быть использована с количественными понятиями. Когда я был аспирантом, исследовательская литература по (т. е. реакции на стимулы на основе отношений) предполагала, что другие животные и маленькие дети не могли применить отношение среднего размера к физически несходным стимулам (Reese, 1968). В своей докторской диссертации (Леви, 1975) я продемонстрировал почти идеальную транспозицию среднего размера на двух очень разных наборах стимулов у детей дошкольного возраста. Сначала их учили указывать на три маленьких квадрата (таких, как показано ниже на рис. 1) в порядке их высоты, а затем требовали выбрать квадрат среднего размера. Размещение менялось в ходе испытаний, поэтому ребенку приходилось менять порядок наведения в соответствии с размерами. Затем их попросили сделать заказ и указать на элемент среднего размера из трех гораздо больших квадратов. Результаты подтвердили вывод о том, что транспозиция среднего размера происходит только тогда, когда ребенок последовательно упорядочивает три стимула в ряду, прежде чем выбрать стимул среднего размера. После обучения счету становится возможным установить реляционное реагирование, основанное на любом количестве. Например, ребенка можно попросить указать на пятый по величине треугольник. Для этого потребуется упорядочить все треугольники в массиве по размеру, а затем, начиная с наименьшего, считать до пяти.
Рисунок 7.1 Пример массивов стимулов, представленных в каждом испытании задачи среднего размера. Три стимула в массиве появлялись в случайном порядке в каждом испытании.
Изучение понятий, как это ни удивительно, происходит во всем царстве животных. Например, голуби легко усваивают визуальные понятия, такие как «треугольник» и «квадрат» (Towe, 1954), могут различать буквы алфавита (Blough, 1982) и реагировать на порядковый номер (Terrace, 19).86). При предъявлении слайдов в ящике Скиннера было продемонстрировано, что голуби легко усваивают такие абстрактные природные понятия, как «дерево», «вода» и даже «человек» (Herrnstein, Loveland, 1964; Herrnstein, Loveland, Cable, 1976). Видимо, для заучивания подобных понятий необходимо отличное зрение, не большая кора (т. е. у голубей «птичьи мозги»). В захватывающем применении концептуального обучения Скиннер (1960) с юмором описывает ранее засекреченный проект Второй мировой войны, в котором голубей учили определять определяющие характеристики военных кораблей оси. Цель состояла в том, чтобы отреагировать на вторжение в Перл-Харбор нашей собственной эскадрильей «голубей-камикадзе». Голуби стали мозгом первой нечеловеческой «умной ракеты»
Опишите процедуры для определения того, понимает ли ребенок концепцию.
У нас с Нукаком много общих основных потребностей (например, пища, вода, кров, температура, опасность, боль и т. д.) и семейные отношения (например, мать, отец, брат, сестра и т. д.). Одной из стратегий описания и противопоставления наших особых человеческих условий было бы изучение наших лингвистических понятий. Например, нет никаких сомнений в том, что нукак будет иметь гораздо более обширный словарный запас для типов дождя и типов лесного хозяйства, чем мы. У нас будет более обширный словарный запас, касающийся самолетов, поездов и автомобилей. Когда я был совсем маленьким, мама учила меня «красной машине», «синей машине», «зеленой машине» и т. д. Отец учил меня «купе», «кабриолету» и «седану», а в итоге и «Шеви». «Крайслер», «Форд» и др.
В отличие от дождевых лесов, некоторые климатические и географические условия способствуют одомашниванию растений и/или крупных животных. Такие природные условия способствовали развитию земледелия и животноводства, что позволило людям отказаться от кочевого образа жизни. Были разработаны новые словари, связанные с основными понятиями этих трансформирующих жизнь видов деятельности. Когда люди могли постоянно селиться в каком-то месте, развивались все более и более крупные сообщества. Это создало потребность в концепциях, связанных со все более сложными межличностными отношениями. Когда возникли излишки продовольствия, у людей появилась возможность посвятить свое время и творческие усилия разработке новых инструментов, технологий и профессий. В конце концов, сообщества, экономические механизмы, правительства и формальные религии развились. Наряду с этими событиями расширялась коллективная база человеческих знаний и словарный запас. Именно после последнего ледникового периода, примерно 13 000 лет назад, преобладающим видом человеческого существования стал сельскохозяйственный образ жизни (см. рис. 7.2 и 7.3). Для подавляющего большинства этот этап человеческой истории, вероятно, имел больше общего с кочевым культурами каменного века, чем с нашими современными условиями. Грамотность не была необходима, и потребности выживания занимали большую часть повседневной деятельности. Как отмечалось ранее, это изменилось с промышленной революцией и институтом обязательного образования.
Рис. 7.2 Серп 3000 г. до н.э.
Рис. 7.3 Древнеегипетская мотыга и плуг.
Мы видели, как способность использовать речь для передачи постоянно расширяющегося словаря понятий позволила людям жить совсем по-другому и управлять своими судьбами в гораздо большей степени, чем остальная часть животного царства. Однако до относительно недавнего времени только привилегированные обладали способностью читать, писать и выполнять математические операции (т. е. выучивать 3 «Р»). Это означало, что подавляющее большинство людей, даже в относительно развитых западных обществах, не могли извлечь выгоду или внести свой вклад в накопление знаний, записанных на письменной странице. Джон Адамс, один из отцов-основателей Америки, заявил: «Необходимо произвести незабываемое изменение в системе образования, а знания должны стать настолько всеобщими, чтобы приблизить низшие слои общества к высшим. Образование нации, вместо того чтобы ограничиваться несколькими школами и университетами для обучения немногих, должно стать национальной заботой и расходами на образование многих» (McCullough, 2001, стр. 364). По мере того как призыв Адама к всеобщему образованию был в конечном итоге реализован, за последнее столетие все большее число людей стали грамотными. Это создало расширяющийся пул для внесения вклада в постоянно развивающуюся базу знаний. Полученные в результате технологии продолжают изменять условия жизни людей все более быстрыми темпами.
Учимся учиться
Способность изменить состояние человека включает в себя больше, чем знания и навыки, полученные в школе. Эти знания должны быть преобразованы в действия, необходимые для решения проблем и создания инструментов. Мы начнем обсуждение решения задач с описания классического исследования Харлоу (Harlow, 1949), демонстрирующего усвоение обучаемых наборов шимпанзе. Термин «» можно интерпретировать как относящийся либо к независимой, либо к зависимой переменной. Это может относиться к ряду переживаний, которые имеют что-то общее, или к эффекту этих переживаний (например, к «настроению»). Харлоу дал своим шимпанзе более 300 задач визуального различения с двумя вариантами ответов. Например, первая задача может потребовать выбора между кругом и квадратом; вторая проблема, между красным треугольником и зеленым треугольником; третья задача — большой ромб и маленький ромб и т. д. Для разных задач были важны разные стимулы и размеры. Поскольку каждая задача включает только два возможных варианта ответа, вероятность того, что ответ окажется правильным при первом случайном испытании, всегда составляла 50 %. Результат первого испытания дает необходимую информацию, чтобы настороженный субъект мог быть верным, начиная со второго испытания. Если это правильно, можно было бы продолжать выбирать тот же стимул; если неверно, можно было бы переключиться на другую возможность. Харлоу и другие описали эту идеальную модель производительности как «стратегию».
Производительность шимпанзе постепенно улучшалась в течение первых 30 задач, что указывает на постепенный процесс обучения. Это кажется качественно, а не количественно отличным от внезапной, дискретной стратегии «выиграть-остаться, проиграть», характерной для взрослых людей. Однако в оставшихся испытаниях проявилась стратегия «выиграл-остался-проиграл», так что результаты шимпанзе в последних 55 испытаниях были человеческими, а во втором испытании — идеальными. Похоже, что точно так же, как голуби способны запоминать понятия, «абстрагируя» общие характеристики набора визуальных стимулов, шимпанзе способны «абстрагировать» подход к решению задач визуального различения с двумя вариантами ответа независимо от задействованных стимулов. Они были «настроены» (т. е. научились учиться) для решения определенного типа задач.
Опишите, как приобретение понятий и обучающих наборов может быть описано как процессы, связанные с абстракцией.
Проблемы
Мы часто описываем проблемы в жизни как проблемы. А существует, когда есть несоответствие между тем, как обстоят дела, и тем, как хотелось бы, чтобы они были. Решение состоит в получении информации и способности устранить несоответствие. Как описано в главе 3, поведение многих животных, похоже, не связано с выживанием. Котята и младенцы играют с игрушками в течение длительного периода времени без видимой внешней награды, кроме сенсорной стимуляции. Обезьяны выучат реакцию, чтобы получить возможность посмотреть в окно (Батлер, 19 лет). 53). Взрослые люди, кажется, находят внутреннее подкрепление в решении сложных проблем. Как иначе мы могли бы понять создание кроссвордов и развлекательных игр, таких как шахматы?
Различия с двумя вариантами ответов настолько просты, насколько это возможно. Одна порция (т. е. бит) информации — это все, что требуется для решения задачи и получения вознаграждения. Кроссворды и шахматы гораздо сложнее. Возможно, мы ищем сложности, потому что такой опыт адаптивен. К сожалению, многие жизненные проблемы чрезвычайно трудно решить и решить. Вопросы, связанные со здоровьем, межличностными отношениями и финансами, часто возглавляют список. Было бы неплохо подготовиться к приобретению навыков и стратегий, применимых в таких обстоятельствах. Многие сравнивают жизнь с игрой в шахматы, ставя задачи, имеющие множество возможных вариантов и требующие тщательного планирования будущих возможностей. На самом деле, некоторые описывают жизнь как состоящую из одной проблемы, за которой следует другая.
Психологи изучали решение проблем у людей и других животных практически с момента основания дисциплины. Как было сказано ранее, Торндайк изучал несколько разных видов в коробках с головоломками, описывая процесс решения проблем как процесс обучения методом проб и ошибок (или успеха). В своем классическом труде «Ментальность обезьян » (переведенном в 1925 г.) гештальт-психолог Вольфганг Келер утверждал, что коробка-головоломка по самой своей природе требует «слепого» (то есть метода проб и ошибок) процесса обучения, поскольку требуемое поведение не может быть определено путем наблюдения за окружающей средой. Колер создал ряд задач для своих испытуемых, в первую очередь шимпанзе, решение которых можно было найти, наблюдая за окружающей средой. Он считал, что такие проблемы более характерны для тех, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день.
В одном известном примере задачи Келера требовалось, чтобы шимпанзе вставил тонкую бамбуковую палочку в более широкую. Это создало инструмент, достаточно длинный, чтобы дотянуться до банана вне клетки. Другая проблема заключалась в том, чтобы ставить ящики друг на друга достаточно высоко, чтобы дотянуться до банана. Третий требовал объединения палочек, чтобы добраться до банана, висящего сверху. Следующее классическое видео исследования Колера демонстрирует индивидуальное и коллективное (то есть социальное) решение его шимпанзе этих задач. Колер забавно очеловечивал, приписывая своим предметам человеческие черты. Он описал первоначальное разочарование шимпанзе, вызванное неудачными попытками. В обстоятельствах, когда необходимые компоненты решения можно наблюдать, Колер охарактеризовал процесс решения проблемы как требующий «.» Вы можете вспомнить, что гештальт-психологи в основном изучали перцептивные феномены (например, фи-феномен). Неудивительно, что Келер считал инсайт перцептивным процессом, требующим реорганизации перцептивного поля для достижения завершения. Предположительно, шимпанзе продолжал сканировать окружающую среду, пока не достиг определенного понимания, необходимого для решения текущей проблемы. Вертхаймер (1945) позже опубликовал книгу «как сделать», основанную на работе Келера, расширяя концепции гештальта до образования детей», когда шимпанзе выполняет действия, необходимые для получения банана.
Видео
Посмотрите следующее видео о том, как шимпанзе Колера решают различные задачи:
Облегчающие эффекты предшествующего опыта
Другие исследователи считали, что гештальт-психологи недооценивают роль предшествующего опыта в решении проблем. Субъекты колонии приматов Колера были выращены в дикой природе, а не в неволе. Поскольку в этой среде преобладали бамбуковые палки, вполне вероятно, что шимпанзе брали их в руки раньше, что увеличивало вероятность решения задачи с двумя палками. Береза (1945) предоставил пяти ранее неудачливым шимпанзе палочки для игры в течение трех дней. Было замечено, что они постепенно использовали палки, чтобы тыкать, сгребать и поддевать предметы. Когда им снова дали задачу с двумя палочками, все пять шимпанзе нашли решение в течение 20 секунд, что продемонстрировало важность предыдущего опыта.
Основываясь на наблюдении Харлоу за обучением обучению, можно представить, как шимпанзе Колера входят в свои клетки, ищут банан и спрашивают себя: «Хорошо, что Колер хочет, чтобы я сделал сегодня?» В юмористической симуляции задачи о взбирании на ящик (Эпштейн Р., Киршнит С.Е., Ланца Р.П. и Рубин, 1984), голубям нужно было переместить коробку под пластиковым бананом, а затем наступить на коробку, чтобы склевать банан и получить пищу. Некоторых голубей научили перемещать коробку туда, где на полу появилось пятно, других приспособили стоять на коробке и клевать пластиковый банан, а третью группу обучали обоим действиям. Только группа, обученная обоим компонентам требуемого поведения, демонстрировала «проницательность», подтверждая важность предшествующего опыта обучения в решении проблем (см. видео).
Видео
Посмотрите следующее видео одного из голубей Эпштейна:
Интерференционные эффекты предшествующего опыта
Предыдущий опыт может как мешать, так и облегчать решение проблем. Лучинс (1942) дал студентам колледжа решить ряд арифметических задач (см. рис. 7.4). Их попросили предоставить наиболее прямой способ получения определенного количества жидкости из банок с разным объемом.
Задача | Объем кувшина A | Объем кувшина B | Объем кувшина C | Сумма для получения |
Пример | 29 | 3 | 20 | |
1 | 21 | 127 | 3 | 100 |
2 | 14 | 163 | 25 | 99 |
3 | 18 | 43 | 10 | 5 |
4 | 9 | 42 | 6 | 21 |
5 | 20 | 59 | 4 | 31 |
6 | 20 | 49 | 3 | 20 |
Рисунок 7. 4 Проблемы с сосудом для воды Лучина.
В примере испытуемым сначала показали, как можно получить 20 единиц воды, наполнив контейнер на 29 единиц и вылив 3 единицы в отдельный контейнер три раза (т. е. 29–3*3, или A-3B). ). После примера контрольной группе была предложена задача 6, которую можно было решить, используя две (прямое решение, A-C) или все три банки (непрямое решение, B-A-2C). Экспериментальной группе было предложено пять задач, которые можно было решить с помощью формулы B-A-2C до того, как ей дали последнюю задачу. Подопытные гораздо чаще, чем контрольные, использовали менее эффективный непрямой метод. Такая «жесткость» контрпродуктивна. Таким образом, хотя часто полезно полагаться на прошлый опыт при решении проблем, также имеет смысл рассматривать каждую проблему отдельно. В противном случае мы вряд ли сможем «мыслить нестандартно». На рис. 7.5 показано решение известной 9-точечная задача, в которой предлагается: «Не отрывая карандаша от бумаги, начертите ровно четыре прямые соединенные линии, которые пройдут через все девять точек, но через каждую точку только один раз». Здесь решение буквально требует нестандартного мышления.
Рисунок 7.5 «Мыслите нестандартно».
Особый случай ослепления прошлым опытом был продемонстрирован при использовании физических объектов, явление, называемое «.» Дункер был одним из пионеров, изучавших функциональную неподвижность человека. Одна из созданных им задач требовала использования нескольких обычных предметов незнакомым способом для создания «коробки со свечой» (см. рис. 7.3).
Рисунок 7.6 Функциональная фиксированность.
В другом примере функциональной неподвижности Майер и Янзен (1968) обнаружили, что студенты колледжей гораздо чаще использовали одни предметы, чем другие, чтобы связать веревки, подвешенные к потолку. Например, они чаще привязывали линейку к нижней части веревки, чем кусок мыла. Предположительно, обычная функция мыла мешает рассматривать его для другого использования, даже в другом контексте. Этот эффект был экспериментально продемонстрирован Берчем и Рабиновичем (19). 51). Две группы студентов колледжа получили опыт использования двух разных объектов для замыкания электрических цепей. Испытуемые с гораздо большей вероятностью использовали незнакомый объект в качестве веса, когда им давали задачу с двумя строками для решения
.Гештальт-психологи подчеркивали тенденцию воспринимать объекты как значимые целостности. Функциональная неподвижность оказывается неизбежным результатом этой тенденции. Следствием этой точки зрения является то, что требование, чтобы люди описывали части объектов, должно снизить вероятность функциональной фиксированности. Это произошло, когда студентов колледжа попросили выполнить задачу, аналогичную процедуре самоанализа, используемой структуралистами для анализа сознательного опыта (McCaffrey, 2012). Испытуемых просили разбить предметы на составные части, не обращая внимания на то, как они использовались. Это уменьшило возникновение функциональной неподвижности.
(Guilford, Merrifield, and Wilson, 1958; Guilford and Guilford, 1980) — популярная оценка креативности, основанная на концепции функциональной неподвижности. Одного просят перечислить как можно больше применений различных предметов (например, «Что можно сделать с кирпичом?»). Ответы могут быть подсчитаны или оценены за оригинальность. Вполне возможно, что поощрение испытуемых разбивать объекты на составные части может повысить их творческие способности в этом тесте.
Опишите, как предыдущий опыт может способствовать или мешать решению проблем.
Общий процесс решения проблем
A, включающий пять различных стадий. Этапы: (1) общая ориентация; (2) определение и формулировка проблемы; (3) генерация альтернатив; (4) принятие решений; (5) проверка (Голдфрид и Дэвисон, 1976, стр. 187). Стадия общей ориентации побуждает людей относиться к ситуациям, вызывающим неприятные эмоции, как к проблемам. Проблемы, связанные со здоровьем, межличностными и финансовыми вопросами, могут быть разрушительными, что может привести к изнурительной тревоге и/или депрессии.
Контроль веса является общей заботой о здоровье. Когда я консультировался в клинике по снижению веса под медицинским наблюдением, я поощрял подход к самоконтролю в отношении физической формы и здоровья. Часто эмоциональность, связанная с нереалистичными общественными идеалами внешности, мешала клиенту придерживаться благоразумного образа жизни. Было полезно уменьшить эмоциональность, связанную с внешностью, приняв подход к решению проблем, связанный с контролем веса и формой тела (Этап 1). Проблема была определена как несоответствие текущего веса и габаритов желаемому профилю (этап 2). Это позволило провести относительно беспристрастное обсуждение различных модификаций питания и упражнений, направленных на изменение количества потребляемых и выводимых калорий (Этап 3). Были обсуждены вероятные преимущества и недостатки реализации различных подходов с целью выбора стратегии, которую можно было бы сохранить (Этап 4). Выбранная стратегия была реализована с постоянным мониторингом объективного (вес и измерения) и субъективного (простота реализации, удовлетворенность и т. д.) прогресса (Этап 5). Был реализован подход (тест-эксплуатация-тест-выход), чтобы определить необходимость тонкой настройки или изменения стратегии (Miller, Galanter, and Pribram, 19).60). Подобно термостату, человек будет тестировать окружающую среду (т. е. определять текущий вес и размеры), воздействовать на окружающую среду (т. е. «включать» программу питания и упражнений) и продолжать оценивать прогресс до достижения желаемой цели. Этот же процесс будет поддерживаться для поддержания желаемого конечного состояния.
Такой же «термостатический» подход можно применить и к финансовым вопросам. Проблема может быть определена как несоответствие между доходами и расходами семьи. Будет проведен мозговой штурм, чтобы составить список возможных способов увеличения доходов или снижения затрат. Стратегия будет принята, реализована и постоянно оценивается. Принятие подхода к решению проблем особенно полезно при межличностных проблемах, которые почти всегда носят эмоциональный характер. Трудно, но возможно научить отдельных людей или пары объективно реагировать на суть того, что кто-то говорит, игнорируя при этом провокационные выражения. Как только это будет достигнуто, трудности и решения могут быть взаимно определены, а стратегии их решения могут быть согласованы до реализации и оценки (D’Zurilla and Goldfried, 19).71).
Опишите, как можно применить этапы общего процесса решения проблемы к значимой проблеме.
Атрибуция
Рис. 7.2Рисунок 7.3 «Мотыга и плуг» находится в открытом доступе, CC0
Рисунок 7.5 «Девять точек» от Marmelad лицензированы в соответствии с CC BY-SA 3.0
Рисунок 7.6 «Функциональная устойчивость» Карла Дункера находится в общественном достоянии
Движение человеческого потенциала. Вблизи и…
Движению человеческого потенциала придал форму и цель родившийся в Бруклине психолог Авраам Маслоу, который создал, пожалуй, самую известную современную пирамиду. Названная Иерархией Потребностей, пирамида отображает путь от потребностей выживания, таких как пища и кров, к тому, что Маслоу назвал самоактуализацией. В отличие от древних пирамид, Иерархия Потребностей не является символом богатства, власти, авторитета или бессмертия. Наоборот, это путь из семи шагов к самореализации, доступный каждому.
Обстоятельства рождения означают, что люди не начинают с одной и той же ступени и не имеют одинаковых возможностей подняться, но вершина пирамиды в конечном счете одна и та же. Маслоу писал: «Музыкант должен создавать музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать, если он хочет в конечном итоге быть в мире с самим собой». Опасности на пути, в конечном счете, одни и те же: ограничения нашего собственного восприятия. Маслоу писал: «Если единственным инструментом, который у вас есть, является молоток, вы склонны рассматривать любую проблему как гвоздь».
Маслоу начал публиковать свои идеи во время Второй мировой войны, и именно победа Америки в конечном итоге превратила отца гуманистической психологии в главу популярного Движения человеческого потенциала. Один из друзей Маслоу, Т. Джордж Харрис, олицетворял личную трансформацию. Т. Джордж вырос на небольшой табачной ферме в Кентукки, работая за плугом, запряженным мулами. Самопровозглашенный «коротышка из помета», он пережил и рахит, и полиомиелит и планировал стать проповедником, но вместо этого записался на военную службу. После приземления на пляже Омаха он стал передовым артиллерийским разведчиком. В лагере Холокоста в Ордраффе он стал свидетелем худшего, что люди могут сделать друг с другом, и вернулся в Америку, полный решимости найти лучшее. Уполномоченный законом о правах военнослужащих, Т. Джордж изучал социологию в Йельском университете и стал репортером 9 лет.0025 Time , где он освещал передовые позиции движения за гражданские права, а также работу Маслоу. В 1967 году Т. Джордж стал главным редактором журнала Psychology Today , рупора движения Human Potential. (30 лет спустя Т. Джордж запустит Духовность и здоровье .)
Движение за человеческий потенциал ПроисхождениеИзвестно, что Движение за человеческий потенциал было задумано в джакузи с видом на Тихий океан недалеко от Биг-Сура, Калифорния.
Природные горячие источники были священными для индейцев Эсселен, а земля принадлежала семье выпускника Стэнфорда по имени Майкл Мерфи, которому было любопытно изучить все возможности человеческого разума и тела. В 1962 году Мерфи и его друг Дик Прайс сделали ванны центром внимания Эсаленского института. Маслоу пропитан там, как и почти все другие важные психологи-гуманисты. С ними были лидеры мысли, такие как Олдос Хаксли, который открыл двери восприятия с помощью различных наркотиков; Джордж Леонард, журналист, придумавший термин «человеческий потенциал» и распространивший евангелие боевых искусств; Габриэль Рот, танцовщица, систематизировавшая способ получения кайфа с помощью музыки в пяти ритмах; и Джин Хьюстон, гуру творчества, которая поощряла людей корчиться на земле, как тритоны.
Движение за человеческий потенциал появилось в бурное время. Первые ракеты были запущены в космос, а Бога там не было (и скоро он будет объявлен мертвым на обложке Time ). Сбрасывались старые авторитеты и всякого рода оковы. Равенство росло, и новые технологии объединяли людей невиданными ранее способами. Одной из самых прорывных новых технологий были таблетки. В то время как Париж 20-х привлекал дух богемы легальной выпивкой во время сухого закона в Америке (а каждая страница Хемингуэя практически пропитана вином), Эсален предлагал обнаженный массаж и возможность поиграть в бонобо. Типичным примером был мой отец, который зачал первого из своих четырех детей в первую брачную ночь, уехал в Эсален, а затем ушел из аэрокосмической отрасли, чтобы участвовать в запуске Нулевого прироста населения (9).0025 Стоп на 2! ). Среди множества своих вкладов Движение за человеческий потенциал добавило развод как обряд перехода к более высокому сознанию.
Одно из основных убеждений Движения за человеческий потенциал состоит в том, что высшее сознание — это хорошо. Книга Маслоу Религия, ценности и пиковый опыт, , опубликованная в 1964 году, помогла подготовить почву. Маслоу утверждал, что у каждого из нас есть потенциал для трансцендентного опыта и что такой опыт самоподтверждается. Другими словами, им не нужна религия. Таким образом, для Движения человеческого потенциала самой вершиной пирамиды Маслоу стало сознание Христа или сознание Будды, к которому каждый мог стремиться и, возможно, достичь, следуя своим собственным путем. В более широком масштабе утверждалось, что по мере того, как все больше людей будет рождаться выше пирамиды Маслоу, мир станет более мирным и более равным.
Одним из величайших пробуждений Движения за человеческий потенциал стало признание способности разума управлять телом, и главным первооткрывателем этого процесса стал гарвардский кардиолог Герберт Бенсон, доктор медицинских наук. В шестидесятых годах д-р Бенсон начал изучать практикующих ТМ и тибетских монахов и доказал, что медитация («реакция расслабления») может резко изменить не только мозговые волны, но и кровяное давление, частоту сердечных сокращений и температуру кожи. Такая работа продемонстрировала, что медитация всех видов может быть глубоко исцеляющей, и помогла создать область медицины разума и тела.
Одной из целей Движения за человеческий потенциал было понимание и расширение творческих способностей, интуиции, экстрасенсорного восприятия (ESP или psi) и самого сознания. Многие утверждали, что сознание является трансперсональным, полем вне мозга, которое существует вне времени и пространства, в котором, например, тысяча человек, медитирующих вместе, может помочь сделать все поле более мирным. Некоторые ключевые исследования проводились в Стэнфордском научно-исследовательском институте (SRI) под руководством физика-лазерщика по имени Рассел Тарг, который был близким другом семьи. Итак, когда Рассел построил тренажер ESP, он стоял у нас в гостиной. У машины было четыре картинки на передней панели, которые загорались случайным образом, одна за другой, и цель машины состояла в том, чтобы посмотреть, смогут ли люди научиться предсказывать, какая картинка загорится следующей, чтобы выяснить, улучшается ли экстрасенсорное восприятие с практикой. Будучи подростком, я был уверен, что мое экстрасенсорное восприятие улучшится, но этого не произошло. Затем машины исчезли, потому что никто не добился большего, чем случайность. Более интригующими были исследования SRI дистанционного видения, в которых человек очищает разум и пытается описать или нарисовать невидимый объект или удаленное место. По иронии судьбы, этот пик исследований человеческого потенциала в конце XIX в.70-х финансировалось ЦРУ в попытке шпионить за советскими ракетными базами.
Движение за человеческий потенциал сегодняПеред своей смертью в 2013 году Т. Джордж Харрис сказал, что движение за человеческий потенциал пошло на убыль в 1982 году, когда журнал Forbes создал Forbes 400, рейтинг самых богатых людей мира. Именно тогда Северная звезда Америки снова сместилась в сторону жадности, которая была объявлена благом, и неравенство снова начало расти.
В 90-е годы, «десятилетие мозга», психология была в тени нейронауки, которую сейчас затмевает искусственный интеллект. Некогда грандиозный вопрос о том, может ли компьютер стать сознательным или нет, вскоре может стать академическим, поскольку ИИ выходит за его пределы.