Лидия божович: Божович, Лидия Ильинична — Психологос

Содержание

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА.. 100 великих психологов

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА.

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной.

Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского. Под руководством Л.С. Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию.

После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г.

Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского.

Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности.

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием»

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков

Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

Несмотря на порицание со стороны большинства советских ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени.

Тем не менее несмотря на всяческие репрессии, угрожавшие ей на протяжении всей жизни, Божович не пыталась встать на путь диссидентства. Она стремилась переделать советское общество в традициях европейского гуманизма. Так, совместно с Т.Е Коннико-вой Божович по-новому, с гуманистической точки зрения, пыталась взглянуть на проблемы пионерской организации, в частности на воспитание коллективизма. В их понимании коллективизм представлял собой альтруизм, доброту, сочувствие, сопереживание. Именно в это время сотрудниками лаборатории Божович было введено в лексикон отечественной психологии понятие «эмпатия». Сама же идея манипулирования ребенком во имя чего бы то ни было, пусть даже самых благородных идей, так часто и небезуспешно использовавшаяся пионерской организацией, коренным образом противоречила учению школы Божович

Позиция Божович в те тяжелые для советской психологии времена разделялась далеко не всеми. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.

На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов

Умерла Л.И. Божович в 1981 г Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.

Ирина Ильинична Семашко НЕФЕРТИТИ (конец XV—начало XIV века до н.э.)

Ирина Ильинична Семашко НЕФЕРТИТИ (конец XV—начало XIV века до н. э.) Древнеегипетская царица, жена фараона Аменхотепа IV, известного в истории под именем Эхнатона. В 1912 году в Амарне были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити, созданные мастером

Ирина Ильинична Семашко КЛЕОПАТРА (69 г. до н.э.—30 г. до н.э.)

Ирина Ильинична Семашко КЛЕОПАТРА (69 г. до н.э.—30 г. до н.э.) Последняя царица Египта из династии Птолемеев. Умная и образованная Клеопатра была любовницей Юлия Цезаря, после 41 года до н.э. — его женой. После поражения в войне с Римом и вступления в Египет римской армии

Ирина Ильинична Семашко ЭЛЕОНОРА АКВИТАНСКАЯ (1122–1204)

Ирина Ильинична Семашко ЭЛЕОНОРА АКВИТАНСКАЯ (1122–1204) Королева Франции, жена Людовика VII. Затем королева Англии.Прекрасно, когда женщина становится королевой, но уж, кажется, и пожелать лучшего нельзя, если это происходит с ней дважды. Но, как показывает история, никакие

Ирина Ильинична Семашко МАРИЯ ТАЛЬОНИ (1804–1884)

Ирина Ильинична Семашко МАРИЯ ТАЛЬОНИ (1804–1884) Балерина. С 1828 года ведущая солистка Парижской оперы. В 1837–1842 годы выступала в Петербурге. Гастролировала во многих городах Европы. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая в

Ирина Ильинична Семашко ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА ОРЛОВА (1902–1975)

Ирина Ильинична Семашко ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА ОРЛОВА (1902–1975) Советская актриса, народная артистка СССР (1950). В 1926–1933 годы работала в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. С 1955 года в театре им. Моссовета. Снималась в музыкальных комедиях режиссера Г. В. Александрова:

ТАРАТУТА ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА

ТАРАТУТА ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА Настоящее имя – Рувинская Элька Голда Эльева(род. в 1875 г. – ум. в 1937 г. (?)) Одна из самых знаменитых женщин-анархисток, организатор ряда громких террористических актов. Родилась Элька в бедной мещанской еврейской семье в глухом местечке

Л.И. Божович (1908–1981)[17]

Л.И. Божович (1908–1981)[17] В недавно изданном вузовском учебнике «История детской психологии» (пока единственном в этой области) Лидии Ильиничне Божович посвящены скупые десять строк. Казалось бы, этого достаточно для автора единственной монографии, опубликованной свыше 30

Истомина Евдокия Ильинична

Истомина Евдокия Ильинична Евдокия (Авдотья) Ильинична Истомина (1799–1848) — талантливая петербургская балерина. Она была капризной, избалованной красавицей, всегда окруженной роем многочисленных поклонников.О ней говорили: «В театре, на сцене, в танцах с грациозными и

Анна Ильинична

Анна Ильинична Перелистываю те страницы из старой книги, что сюда не вошли. Большую главу я посвятила своим друзьям. Слава богу, они все живы-здоровы, работают, но живут по-разному. Некоторые из них, что были так близки много лет назад, почти исчезли из моей жизни. «Нам не

Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной

Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной В первый раз Шукшин влюбился в 15 лет. Его избранницей стала его землячка из деревни Сростки Алтайского края 14?летняя Маша Шумская. Он тогда учился в автотранспортном техникуме в Бийске,

Сац Наталия Ильинична 1903–1993 основатель и руководитель шести детских театров

Сац Наталия Ильинична 1903–1993 основатель и руководитель шести детских театров Наталия Сац родилась 27 августа 1903 года в Иркутске в семье композитора Ильи Александровича Саца и оперной певицы Щастной Анны Михайловны.

Илья Сац, отец Наталии, родился в местечке Чернобыль в

Валерия Ильинична Новодворская

Валерия Ильинична Новодворская Никому и в голову не приходило снимать г-жу Новодворскую – многие считают ее крайне непривлекательной особой, а вы решились пригласить ее к себе в фильм. Расскажите об этом.– Почему вы с ней начали работать? Вы друзья?Этот вопрос был задан

Все восемь месяцев осады я учила стихи Долгушева Зоя Ильинична, 1930 г. р

Все восемь месяцев осады я учила стихи Долгушева Зоя Ильинична, 1930 г. р 22 июня 1941 года, около четырех часов утра мы с родителями (папа – Морозов Илья Александрович, мама – Вера Игнатьевна и я – одиннадцатилетняя Зоя) проснулись от звуков стрельбы зенитных пушек. Была жара,

“Наташа” (Федосья Ильинична Драбкина)

“Наташа” (Федосья Ильинична Драбкина) Среди наших товарищей, активных работников Боевой технической группы, была молодая женщина-мать с трехлетней девочкой. Мало кто знал ее настоящее имя. У нее была партийная кличка “Наташа”, а девочку звали Лизкой.“Наташа”, очень

Лидия Божович — Личность и ее формирование в детском возрасте читать онлайн бесплатно

12 3 4 5 6 7 …46

Л. И. Божович

Личность и ее формирование в детском возрасте

В подготовке издания принимали участие: доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО И. В. Дубровина, кандидат психологических наук Н. И. Гуткина, доктор психологических наук, профессор А. М. Прихожан, кандидат психологических наук Н. Н. Толстых.

Вступительное слово

Л. И. Божович: человек, личность, ученый

В укромном углу кладбища Донского монастыря, рядом с роскошными памятниками, в небольшой нише траурной стены за стеклом стоит урна, на переднем плане – подставка для цветов, которые время от времени появляются здесь, и надпись: Лидия Ильинична Божович, 1908–1981. Каждый раз, приходя сюда, ощущаешь несоответствие между скромностью этого последнего печального пристанища человека и тем, что он сделал в своей жизни, что оставил людям.

Кто такая была Лидия Ильинична Божович? Как человек, как личность, как ученый?

Лидия Ильинична Божович родилась 28 октября 1908 года в Курске. Закончила Государственный институт им. В. И. Ленина. Еще будучи студенткой, она под руководством Л. С. Выготского провела свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания. По окончании учебы работала завучем в психоневрологическом санатории, а затем в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Л. С. Выготский. В начале 30-х годов Лидия Ильинична совместно с А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, П. И. Зинченко вела активную научно-исследовательскую работу в отделе психологии Харьковской психоневрологической академии.

Слева направо: А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец. Начало 30-х годов.

В 1939 году защитила кандидатскую диссертацию. Одним из значимых выводов этого исследования было положение о том, что усвоение школьником знаний существенно обусловлено его личностным отношением к усваиваемому материалу. Этот вывод в дальнейшем станет одним из стержневых направлений ее научно-исследовательской деятельности.

В годы Великой Отечественной войны Лидия Ильинична работала начальником отдела трудовой терапии эвакогоспиталя.

С 1944 года почти 40 лет она проработала в Психологическом институте АПН СССР, из них 30 лет была бессменным руководителем лаборатории психологии формирования личности.

В 1967 году ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по психологии), в 1968-м – звание профессора.

Л. И. Божович была награждена медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», знаком «Отличник просвещения».

Когда думаешь о Лидии Ильиничне, вспоминаются слова С. Л. Рубинштейна: «Личность заставляет окружающих людей самоопределяться; у личности есть своя позиция, свое лицо». Лидия Ильинична прежде всего была Личностью в подлинном смысле этого слова.

Иногда про нее говорили: «женщина с мужским характером». Но это было не совсем так. «Мужские черты» – настойчивость, несомненно сильная воля, способность давать отпор оппоненту, защитить слабого – соединялись в ее характере с мягкостью, истинно женской, часто трогательной заботой о тех, кто работал с ней в одной упряжке, – от ближайших помощников, с кем начинала свою научную деятельность (Лия Соломоновна Славина, Лариса Васильевна Благонадежина, Наталья Григорьевна Морозова, Татьяна Ефимовна Конникова, Татьяна Васильевна Ендовицкая), до лаборанта.

Лидия Ильинична была сильным полемистом, упорно и с достоинством отстаивавшим свою позицию, что в те времена немало осложняло ей жизнь. В пылу полемики она могла употребить острое, а то и резкое выражение. Однажды стенгазета Института психологии (была такая когда-то) в отчете о прошедшем ученом совете поместила фрагмент выступления Лидии Ильиничны: «Она давала отповедь критикам, которые, не понимая сути дела, норовят схватить за ляжки». И примечание редколлегии: «Выражения смягчены».

Лидия Ильинична была самодостаточным человеком. Вспоминается такой эпизод. Группа сотрудников института ехала в Берлин, на симпозиум по проблемам личности. В купе поезда, разумеется, шли жаркие споры о том, чье научное кредо «правее» и адекватнее. Василий Васильевич Давыдов в пылу полемики резко и пренебрежительно отозвался о научной позиции Лидии Ильиничны. Интересно, что по возвращении из командировки, рассказывая на заседании лаборатории о поездке, она дословно воспроизвела реплику Давыдова.

Ее пламенной страстью и главным смыслом жизни были поиск истины и решительное отстаивание своих взглядов и убеждений. Показателен такой эпизод. На том же симпозиуме был организован круглый стол. Постепенно его содержанием стала острая дискуссия между Лидией Ильиничной и Даниилом Борисовичем Элькониным. Немецкие коллеги с интересом наблюдали, как летят научные «пух и перья» участников дискуссии. Полемика с Даниилом Борисовичем была «перманентной». Благо их лаборатории располагались в соседних кабинетах, через стенку – впрочем, острота полемики не мешала их добрым, дружеским отношениям. Заседания лаборатории поражали деловитостью, творческой атмосферой, заинтересованностью обсуждения результатов исследования, полученных каждым сотрудником. К заседанию лаборатории готовились как к экзамену. Порой страсти накалялись, обсуждение переходило в многоголосый «ор», но главной движущей силой его было стремление докопаться до истины, или, как говорила Лидия Ильинична, «распонять» сущность того, что лежит на поверхности. Критиковали, невзирая на лица. Однажды на заседании Лидия Ильинична излагала содержание написанной ею статьи. Началось обсуждение. Молодая сотрудница, только поступившая на работу в качестве лаборанта (обычно выступления начинали молодые, и только потом к ним подключались «тяжеловесы»), краснея и заикаясь от смущения, высказала несогласие с одним из тезисов статьи. Лидия Ильинична внимательно выслушала, поблагодарила за храбрость и сказала: «Над этим стоит подумать». Заседания лаборатории были хорошей научной школой, и не только для молодых.

Одним из главных ее личностных качеств была порядочность высшей пробы. В самых трудных ситуациях она предпочитала оставаться самой собой, действовала так, как ей подсказывала совесть. В период борьбы с педологией, когда научные идеи Л. С. Выготского оказались под запретом, тогдашний директор Института предложил ей переделать свой план исследовательской работы, «освободив» его от влияния идей своего учителя. Лидия Ильинична предпочла написать заявление об увольнении из института. Был и вызов на Лубянку, где ей настойчиво предложили написать донос на одного из сотрудников. Она отказалась, хотя и предполагала негативные последствия этого шага.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …46

Женский теннис завершился успешным сезоном, отправил четырех девушек в штат – Газета LION готовится подать теннисный мяч сопернику на домашнем групповом матче 15 октября (Берк/ЛИОН)

Николас Барбера, репортер
11 ноября 2021 г.

После нетрадиционного сезона для женского тенниса в результате COVID-19В прошлом году команда вернулась к более нормальному сезону: две парные команды вошли в число 40 лучших в штате.

Некоторые изменения, внесенные в прошлом году для повышения безопасности, предотвратили появление некоторых частей спорта, таких как государственные соревнования и зрители. В результате некоторые игроки, такие как Анастасия Божович ‘22, взяли перерыв.

«Я не играл в прошлом сезоне, потому что знал, что такого состояния не бывает», — сказал Божович. «Я просто собирался сделать небольшой перерыв в течение года и сосредоточиться на теннисе индивидуально, и это действительно помогло мне в этом сезоне».

Такие игроки, как Софи Пето ‘22, были рады возвращению Божович в команду после ее временной паузы.

«Безусловно здорово иметь такого сильного игрока, как она, в команде, — сказал Пето.

Однако некоторые изменения, произошедшие в команде в прошлом году, только усилили чувство единения в нынешнем составе.

«В этом году намного веселее, потому что мы можем делать разные вещи с товарищами по команде», — сказала Маргарет Брейча ‘22. «Мы [ушли] поужинать и позавтракать».

В дополнение к изменениям, связанным с COVID-19, команда продолжает справляться с потерей тренера Билла Уэма в начале этого года.

«Мы всегда стараемся чтить Уэма настолько, насколько это возможно, — сказал Божович. «Лично он оказал огромное влияние на мою жизнь. Он был потрясающим тренером [и] хорошим человеком. Всякий раз, когда мы выходим играть, мы выходим играть за Wham».

По словам Божовича, некоторым игрокам не хотелось участвовать в чемпионате штата без тренера Уэма, который научил их бесценным жизненным и теннисным навыкам.

«Он всегда приходил и помогал девушкам из университета на отборочных и государственных», — сказал Пето. «В этом году без него определенно немного странно, потому что последние два года он готовил нас к поступлению в штат».

Вместо Вама тренер Дэвид Робаре помог команде подготовиться к матчам в штате, которые состоялись 21 октября.

«[Робаре] великолепен», — сказал Брейча. «Он жесткий тренер, но тебе это нужно».

После игры в различных турнирах, состоящих из четверных (стиль турнира, в котором четыре отдельные команды играют друг против друга) в течение сезона, команда заняла второе место в групповых и уступила двум парным командам, перейдя к состоянию: Божович и Мела Зимкус ‘22, а также Брейча и Пето.

«Я просто развлекаюсь», — сказал Божович. «Очевидно, что нервы все еще на месте, но это мой последний год, и я хочу закончить хорошо».

По большей части практика, ведущая к состоянию, осталась прежней. Несколько дополнений к обычному распорядку включают спарринги с игроками из университетских команд мальчиков и короткие индивидуальные упражнения с тренером Робэром.

«Робаре взял каждого из нас и в течение пяти минут бил по нам мячами так сильно, как только мог, в сетку, а мы просто пытались отбить их с лета», — сказал Пето. «Было приятно провести некоторое время с тренером, чтобы посмотреть, над чем мы можем поработать».

Несмотря на индивидуальность тенниса (даже в парном разряде), такие игроки, как Божович, ежедневно ощущают влияние игры и уроков своих тренеров.

«Игра за команду дала мне представление о том, как заводить друзей во время игры в теннис, потому что это очень соревновательный процесс, [и] многие люди не заводят друзей в теннисе, когда играют на соревнованиях», — сказал Божович. «Я думаю, что эта командная работа отлично подходит для дальнейшей жизни. Здорово иметь этот навык».

👉 Божович Лидия Ильинична — Психологи

Главная » Перкембанган кеперибадиан

Лидия Божович (11 января 1908 г., Курск – 21 июля 1981 г.) адалах соранг ахли советских психологов, соранг пеладжар Лев Семенович Выготский.

Kandungan

  • 1 Biografi
  • 2 Sumbangan saintifik
  • 3 Penerbitan
  • 4 Sumber Dalam Talian

Biografi

Beliau belajar di Moscow University, kajian eksperimen pertama mengenai psikologi tiruan yang dijalankan di bawah pimpinan Vygotsky. Пада тахун 1920-ан. адалах сеоранг ахли дари лима пеладжар Москва ян палинг декат иаиту Выготский (Запорожец, Божович, Морозов, Левин, Славин). Beliau bekerja sebagai guru besar di secolah psikologi-sanatorium, sejak tahun 1931 – di Akademi Pendidikan Komunis di Jabatan Psikologi, yang diketuai oleh Vygotsky. Kemudian dia bekerja di Jabatan Psikologi Akademi Psikologi Ukraine (Харьков). Далам 30-ан, секара расми бекерья ди Полтава, адалах ахли секолах Харьков. Пада тахун 1939, beliau mempertahankan tesisnya untuk ijazah induk dalam ortografi. Semasa Perang Patriotik Besar, dia bertanggungjawab ke atas jabatan terapi pekerjaan di Hospital pemindahan di bandar Kyshtym, wilayah Chelyabinsk. Beliau bekerja di Institut General dan Psikologi Pedagogi Akademi Sains Pedagogi дари СССР, дари тахун 1945 hingga tahun 1975 диа mengawasi psikologi pembentukan keperibadian янь telah diciptakannya. Доктор Психологи. профессор.

Sumbangan saintifik

Bulatan utama minat ialah Bozhovich – psikologi kanak-kanak. Dalam bidang ini, Bozovic kerja-kerja bertulis kepada pembangunan personaliti kanak-kanak, pembentukan motivasi beliau untuk kajian eksperimen konflik afektif, penilaian kendiri dan dinamik tahap aspirasi dalam zaman канак-канак, ориентаси перибади, сярат-сярат пембентукан персоналити гармонии, дан лейн-лаин.

Пенербитан

  1. Лихат Божович Л.И[email protected]
  2. Божович Л.И.(1929-31/1935). Ucapan dan aktiviti intelektual praktikal kanak-kanak (kajian teori experimen). Будая психологи сеярах, N 1-3, 2006: ч 1, ч 2, 3 ч 4 …
  3. Божович Л.И. Д.И. Фельдштейн. — Москва; Воронеж: Институт Психологии Практик, 1995. ( Ди далам буку кержа ян дипилих оле ахли психологи ян теркенал термасук керья асас кепада корак психологи дан перингкат пембангунан персоналити, мотиваси, тингках лаку канак-канак дан лейн-лайн иту. )
  4. Божович Л.И. (1981/1988). Pada Teori Budaya Sejarah Vygotsky Dan Kepentingnannya untuk Kajian Momen Psikologi Personiti
  5. Bozhovich Li Keperluan untuk Tera Baru @ Flogiston.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *