Определение невербальное общение – Невербальное общение — особенности, коммуникации, жесты, виды

Содержание

Невербальное общение — Википедия. Что такое Невербальное общение

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Взаимопонимание людей с помощью жестов и зрительного контакта.

Невербальное общение (жестовое общение, язык тела)— это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].

Понятие невербального общения

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение невербальных способов общения

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Функции невербального кода

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальный компонент и его структура

Уровни анализа невербального общения.

Типы и виды коммуникацийОбласти научного знания и группыПриемы и средства
  1.  Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)
б) паралингвистика (околоречевая система)
в) просодия

2. Оптико-кинетические
средства

а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия

3. Знако-символические средства

а) системология
б) графология
в) актоника
г) гастика
д) хирософия и подомантия
е) стерномантия
ж) онихомантия
з) нумерология
и) молеософия

4. Тактильные средства
(обоняние, осязание, слух
и вкус)

а) гаптика или такесика
б) сенсорика
в) аускультация
г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–временные средства

а) проксемика
б) хронемика

  • расположение собеседников и дистанция
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип
    (возможен только один вид деятельности в одно и то
    же время) и полихронный (несколько дел)

См. также

Примечания

  1. Горянина В. А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.

Литература

  • Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
  • Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
  • Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  • Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
  • Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.
  • Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  • Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

Ссылки

wiki.sc

Невербальное общение Википедия

Взаимопонимание людей с помощью жестов и зрительного контакта.

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].

Понятие невербального общения[ | ]

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознаётся обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому когда речь идёт о невербальной коммуникации, некоторые специалисты считают допустимым использовать другое понятие — «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определённую информацию, независимо от того, осознаётся это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнёре, осуществления влияния на другого человека». Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение невербальных способов общения[ | ]

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы об

ru-wiki.ru

Невербальное общение — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].

Понятие невербального общения

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нетК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
    [источник не указан 1736 дней]
    ;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека»К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1736 дней]. Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение невербальных способов общения

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Функции невербального кода

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальный компонент и его структура

Уровни анализа невербального общения

Типы и виды коммуникацийОбласти научного знания и группыПриемы и средства
1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)

б) паралингвистика (околоречевая система)
в) просодия

2. Оптико–кинетические
средства

а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия

3. Знако–символические
средства

а) системология
б) графология
в) актоника
г) гастика
д) хирософия и подомантия

е) стерномантия
ж) онихомантия
з) нумерология
и) молеософия

4. Тактильные средства
(обоняние, осязание, слух
и вкус)

а) гаптика или такесика
б) сенсорика
в) аускультация

г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–времен-
ные средства

а) проксемика

б) хронемика

  • расположение собеседников и дистанция
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип
    (возможен только один вид деятельности в одно и то
    же время) и полихронный (несколько дел)

См. также

Напишите отзыв о статье «Невербальное общение»

Примечания

  1. Горянина В. А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.

Литература

  • [www.mgimo.ru/files/35232/35232.pdf Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное] // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
  • [www.pedlib.ru/Books/5/0178/index.shtml Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.]
  • [forum.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=4753 Бороздина Г. В.: Психология делового общения].- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  • [kniga-free.ru/2010/neverbalnye-komponenty-kommunikacii.html Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации.] — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
  • [polbu.ru/konetskaya_commsociology/ Конецкая В. П.: Социология коммуникации.] — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.
  • [psylist.net/hrestomati/00008.htm Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход)]. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.
  • [www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/08.php Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология]. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  • [www.5port.ru/morozov_v_p/ Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация]. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

Ссылки

  • [www.philology.ru/linguistics4/tumarkin-02a.htm П. С. Тумаркин «О невербальном аспекте устной коммуникации русских и японцев»]
  • [pgblog.ru/samorazvitie/neverbalnoe-obshhenie-ili-chtenie-po-licu.html Полезные советы для начинающих]
  • [lad.samaramail.ru/articles/body_lang.html Язык телодвижений (как читать мысли по жестам), Аллан Пиз]
  • [www.gohappy.ru/article/103 Зрительный контакт — залог успешного общения]
  • [psyberia.ru/psyhodiary/polit01 Язык политических телодвижений, Вит Ценев]
  • [bestworld.getbb.ru/viewtopic.php?f=20&t=41 Невербальный язык и мышление]
  • [delovoi-etiket.ru/neverbalnoe-obschenie.html Невербальные средства общения]

Отрывок, характеризующий Невербальное общение

Во время короткого визита Николая, как и всегда, где есть дети, в минуту молчания Николай прибег к маленькому сыну князя Андрея, лаская его и спрашивая, хочет ли он быть гусаром? Он взял на руки мальчика, весело стал вертеть его и оглянулся на княжну Марью. Умиленный, счастливый и робкий взгляд следил за любимым ею мальчиком на руках любимого человека. Николай заметил и этот взгляд и, как бы поняв его значение, покраснел от удовольствия и добродушно весело стал целовать мальчика.
Княжна Марья не выезжала по случаю траура, а Николай не считал приличным бывать у них; но губернаторша все таки продолжала свое дело сватовства и, передав Николаю то лестное, что сказала про него княжна Марья, и обратно, настаивала на том, чтобы Ростов объяснился с княжной Марьей. Для этого объяснения она устроила свиданье между молодыми людьми у архиерея перед обедней.
Хотя Ростов и сказал губернаторше, что он не будет иметь никакого объяснения с княжной Марьей, но он обещался приехать.
Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим, точно так же и теперь, после короткой, но искренней борьбы между попыткой устроить свою жизнь по своему разуму и смиренным подчинением обстоятельствам, он выбрал последнее и предоставил себя той власти, которая его (он чувствовал) непреодолимо влекла куда то. Он знал, что, обещав Соне, высказать свои чувства княжне Марье было бы то, что он называл подлость. И он знал, что подлости никогда не сделает. Но он знал тоже (и не то, что знал, а в глубине души чувствовал), что, отдаваясь теперь во власть обстоятельств и людей, руководивших им, он не только не делает ничего дурного, но делает что то очень, очень важное, такое важное, чего он еще никогда не делал в жизни.
После его свиданья с княжной Марьей, хотя образ жизни его наружно оставался тот же, но все прежние удовольствия потеряли для него свою прелесть, и он часто думал о княжне Марье; но он никогда не думал о ней так, как он без исключения думал о всех барышнях, встречавшихся ему в свете, не так, как он долго и когда то с восторгом думал о Соне. О всех барышнях, как и почти всякий честный молодой человек, он думал как о будущей жене, примеривал в своем воображении к ним все условия супружеской жизни: белый капот, жена за самоваром, женина карета, ребятишки, maman и papa, их отношения с ней и т. д., и т. д., и эти представления будущего доставляли ему удовольствие; но когда он думал о княжне Марье, на которой его сватали, он никогда не мог ничего представить себе из будущей супружеской жизни. Ежели он и пытался, то все выходило нескладно и фальшиво. Ему только становилось жутко.

Страшное известие о Бородинском сражении, о наших потерях убитыми и ранеными, а еще более страшное известие о потере Москвы были получены в Воронеже в половине сентября. Княжна Марья, узнав только из газет о ране брата и не имея о нем никаких определенных сведений, собралась ехать отыскивать князя Андрея, как слышал Николай (сам же он не видал ее).
Получив известие о Бородинском сражении и об оставлении Москвы, Ростов не то чтобы испытывал отчаяние, злобу или месть и тому подобные чувства, но ему вдруг все стало скучно, досадно в Воронеже, все как то совестно и неловко. Ему казались притворными все разговоры, которые он слышал; он не знал, как судить про все это, и чувствовал, что только в полку все ему опять станет ясно. Он торопился окончанием покупки лошадей и часто несправедливо приходил в горячность с своим слугой и вахмистром.
Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу. Когда молебствие кончилось, губернаторша подозвала его к себе.
– Ты видел княжну? – сказала она, головой указывая на даму в черном, стоявшую за клиросом.
Николай тотчас же узнал княжну Марью не столько по профилю ее, который виднелся из под шляпы, сколько по тому чувству осторожности, страха и жалости, которое тотчас же охватило его. Княжна Марья, очевидно погруженная в свои мысли, делала последние кресты перед выходом из церкви.
Николай с удивлением смотрел на ее лицо. Это было то же лицо, которое он видел прежде, то же было в нем общее выражение тонкой, внутренней, духовной работы; но теперь оно было совершенно иначе освещено. Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем. Как и прежде бывало с Николаем в ее присутствии, он, не дожидаясь совета губернаторши подойти к ней, не спрашивая себя, хорошо ли, прилично ли или нет будет его обращение к ней здесь, в церкви, подошел к ней и сказал, что он слышал о ее горе и всей душой соболезнует ему. Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость.
– Я одно хотел вам сказать, княжна, – сказал Ростов, – это то, что ежели бы князь Андрей Николаевич не был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это сейчас было бы объявлено.
Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице.
– И я столько примеров знаю, что рана осколком (в газетах сказано гранатой) бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, – говорил Николай. – Надо надеяться на лучшее, и я уверен…
Княжна Марья перебила его.
– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.

wiki-org.ru

Невербальное общение — Википедия

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].

Понятие невербального общения[править]

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет[источник не указан 1696 дней];
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека»[источник не указан 1696 дней]. Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение невербальных способов общения[править]

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Функции невербального кода[править]

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальный компонент и его структура[править]

Уровни анализа невербального общения[править]

Типы и виды коммуникацийОбласти научного знания и группыПриемы и средства
1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)

б) паралингвистика (околоречевая система)
в) просодия

2. Оптико–кинетические
средства

а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия

3. Знако–символические
средства

а) системология
б) графология
в) актоника
г) гастика
д) хирософия и подомантия

е) стерномантия
ж) онихомантия
з) нумерология
и) молеософия

4. Тактильные средства
(обоняние, осязание, слух
и вкус)

а) гаптика или такесика
б) сенсорика
в) аускультация

г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–времен-
ные средства

а) проксемика

б) хронемика

  • расположение собеседников и дистанция
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип
    (возможен только один вид деятельности в одно и то
    же время) и полихронный (несколько дел)
  1. Горянина В.А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.
  • Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
  • Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
  • Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  • Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
  • Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.
  • Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  • Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

www.wiki-wiki.ru

Невербальное общение — Википедия

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].

Понятие невербального общения[править]

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет[источник не указан 1696 дней];
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека»[источник не указан 1696 дней]. Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение невербальных способов общения[править]

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Функции невербального кода[править]

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальный компонент и его структура[править]

Уровни анализа невербального общения[править]

Типы и виды коммуникацийОбласти научного знания и группыПриемы и средства
1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)

б) паралингвистика (околоречевая система)
в) просодия

2. Оптико–кинетические
средства

а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия

3. Знако–символические
средства

а) системология
б) графология
в) актоника
г) гастика
д) хирософия и подомантия

е) стерномантия
ж) онихомантия
з) нумерология
и) молеософия

4. Тактильные средства
(обоняние, осязание, слух
и вкус)

а) гаптика или такесика
б) сенсорика
в) аускультация

г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–времен-
ные средства

а) проксемика

б) хронемика

  • расположение собеседников и дистанция
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип
    (возможен только один вид деятельности в одно и то
    же время) и полихронный (несколько дел)
  1. Горянина В.А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.
  • Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
  • Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
  • Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  • Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
  • Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.
  • Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  • Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

wp.wiki-wiki.ru

Невербальное общение, его сущность и значение

Введение

Общение — особый вид психологической деятельности, результатом которой является изменения в когнитивной (образы, впечатления, стереотипы, эталоны) сфере, поведение, способе обращения к другим видам.

Невербальное общение – неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации.

Невербальное общение состоит из тона голоса, интонации, тембра, высоты, внешнего вида, позы, выражения лица, походки, глубины и скорости дыхания, поведения.

Мимика, интонация, жесты – наиболее важная часть общения. Зачастую, с помощью этих средств, можно сказать больше, чем словами. А. Пиз пишет, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств( в том числе тог голоса, тембр и т.п.) – 38%, невербальным общением – 55%. То есть, важно не что мы говорим, а как мы это делаем.

Невербальное общение возникает бессознательно. Оно может дополнять или противоречить, усиливать или ослаблять словесное общение.

Невербальное общение – наиболее древняя форма коммуникации.

Невербальное общение присуще не только людям, но и животным. Хозяин без труда понимает, что хочет его собака. Собака же предугадывает многие поступки хозяина (когда он идет гулять с ней или отправляется на улицу без нее). Но у животных, живущих в одиночку данная форма общения развита плохо или отсутствует вообще. К примеру, добродушный с виду медведь, может отвесить оплеуху дрессировщику.

Невербальное общение менее упорядочено, чем вербальное: нет общепринятых словарей, правил компоновки жестов, с помощью которых мы можем однозначно передать свои чувства.

Часть невербального общения универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, к примеру, жесты, различаются в разных культурах.

Есть первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика, и вторичные – азбука Морзе, музыка, языки программирования.

Роль невербального общения

Слова хорошо передают логическую информацию. Но чувства лучше передаются не вербально. Согласно исследованиям, 93% информации, передающейся при эмоциональном общение, проходит с помощью невербальных средств коммуникаций.

Невербальное общение сложно поддаётся контролю: даже профессиональным артистам нужно входит в образ, перевоплощаться, что является очень сложным творческим процессом. Поэтому невербальное общение надежнее вербального. Но человек никогда не сможет полностью его контролировать – оно состоит из множества параметров, а наш мозг может удерживать не более 5-7 факторов.

Невербальное общение спонтанно и непреднамеренно. Оно у нас от природы. Поэтому невербальное общение очень емко.

С помощью него человек может:

-подтверждать /опровергать словесную информацию;

-передавать информацию сознательно/бессознательно;

-выражать эмоции, чувства;

-восполнять недостаток слов( например, при обучение езде на велосипеде).

Невербальное общение помогает составить более точный образ собеседника, а для людей, владеющих им, помогает создать о себе нужное впечатление.

Этикет невербального общения

Мимика, жесты играют важную роль в оценке собеседника. Многие люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки надо держать спокойно. От привычек теребить что-нибудь, стучать пальцами, тереть мочку уха т.д. надо отучаться. Неприлично указывать пальцем, отставлять мизинец во время еды или курения.

Во время общения нельзя прикрывать рот рукой, похлопывать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака, стряхивать пылинки с его или своей одежды. Жестикуляция сведена до минимума. Лишь некоторые фразы можно сопровождать соответствующими жестами( «садитесь, пожалуйста», «познакомьтесь, пожалуйста» и т.д.)

Жесты должны быть скупы, неразмашесты, определенны: легкий кивок в знак согласия, нерезкий взмах кисти в дополнение к сказанному.

Особое внимание надо уделять жестам при посещение других стран. К примеру:

-жест «о’кэй» известный в англоязычных странах как «все хорошо» имеет разные значения в других странах: Франция – «ноль» или «ничего»; Япония – «деньги»; страны Средиземноморского бассейна – гомосексуальность мужчин.

— поднятый большой палец в Америке, Австралии, Англии значит «останови машину» или «все в порядке»; в Греции – «заткнись»; в Италии обозначает цифру «1».

-говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец — на нас.

-поднятые брови в Германии означают восхищение, в Англии – выражение скептицизма.

— в некоторых африканских странах смех означает замешательство

Правила беседы

Главное показать собеседнику заинтересованность в предстоящей беседе, готовность к сотрудничеству, открытость. Следует обращать внимание на позу, жесты, взгляды – э то самые явные приемы невербального общения. Поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять собеседника нервничать и ждать подвоха.

При общение не следует принимать позу, показывающую закрытость к общению и агрессивность – насупленные брови, широко расставленные локти на столе, сжатые в кулак или сцепленные пальцы. Не следует надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, так как это вызовет у собеседника чувство неловкости, недосказанности, что может нарушить атмосферу прямого общения

Жесты

Жесты — основные невербальные средства общения. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы и жесты-адаптеры.

Жесты-символы – очень ограничены рамками определенной культуры. Являются самыми простыми приемами невербального общения.

Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного (указание рукой), также одни из простых приемов невербального общения.

Жесты-регуляторы играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов – рукопожатие. Это традиционная и наиболее древняя форма приветствия.

Жесты-адаптеры сопровождают чувства и эмоции. Проявляются в ситуациях стресса, волнения, первые признаки переживания – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Язык жестов и поз

Жесты открытости.

Огни свидетельствуют об искренности собеседника, добродушном настрое, желание говорить откровенно.

-раскрытые руки : говорящий сделал жест рукой(руками) в сторону слушателя, при этом ладони на мгновение были обращены вверх. Особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениям, то открыто показывают свои руки. Этот жест демонстрирует готовность идти на встречу, к установке контакта. Этим жестом человек показывает, что ему нечего скрывать.

-расстегивание пиджака : жест говорит о том, что собеседник открыт и дружески расположен. Наблюдения показывают, что соглашение чаще достигается между людьми в расстегнутых пиджаках, чем в застегнутых.

Жесты подозрительности и скрытости.

Свидетельствуют о недоверии, сомнение в правоте, о желание что-то скрыть. Собеседник потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Часто собеседник старается не смотреть на апонента, отводит взгляд. Другой показатель – несогласованность жестов.

Жесты позы и защиты.

Они показывают, что собеседник чувствует опасность, угрозу. Наиболее распространенный жест этой группы – руки, скрещенные на груди. Есть три положения рук:

-простое скрещивание рук: универсальный жест, несет оборонительный или негативный смысл. Следует пересмотреть ваши действия и слова. Этот жест оказывает влияние на других: если в группе их четырех и более человек один скрестил руки, следует ждать, что его примеру последуют и остальные. В некоторых случаях этот жест символизирует спокойствие и уверенность.

-кисти скрещенных рук обхватывают плечи : этот жест говорит о сдерживание негативной реакции собеседника. Он готов ринуться в бой, но с трудом сдерживает себя. Нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом, усмешкой.

-скрещенные на груди руки, с вертикально выставленными большими пальцами : передает два сигнала: первый — о негативном отношение (скрещенные руки), второй – чувство превосходства (поднятые вверх пальцы).

Жесты размышления и оценки. Показывают состояние задумчивости, стремление найти решение проблемы.

-поза «Мыслителя» : рука у щеки, задумчивое выражение лица, показывает заинтересованность.

-пощипывание переносицы(часто с закрытыми глазами) : глубокая сосредоточенность, напряженные размышления.

-почесывание подбородка : процесс принятия решения, после его принятия почесывание прекращается. Сопровождается легким прищуриванием глаз.

-опора подбородка на ладонь, указательный палец вдоль щеки : красноречивое свидетельство о критической оценки ваших доводов.

Жесты сомнения и неуверенности

Признаком сомнения является легкое потрагивание или потирание носа, почесывание мочки уха или боковой части шеи. Стоит различать когда человек чешет нос или показывает сомнение. Обычно чешут энергично, интенсивно, а когда испытывают неуверенность, то слегка касаются.

Мимика

Чаще всего объектом исследования выступает лицо человека. Единица анализа лицевого выражения – мимический признак.

Первые и зачастую главное впечатление о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.

Наслаждение возникает при смакование вкусовых впечатлений.

Испытующая гримаса возникает при оценивание, экспертизе.

Протест (уголки рта чуть приподняты, рот слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

Удивление – рот открыт максимально. Если в дополнение открытый рот сопровождается широко открытыми глазами, складками на лбу – это высшая степень удивления – ошеломление.

Озабоченность (губы вытянуты в трубочку) сопровождается взглядом в пустоту.

Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) говорит о твердости характера, об отсутствие продолжать разговор.

mirznanii.com

Невербальное общение — Википедия

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].

Понятие невербального общения[править]

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет[источник не указан 1696 дней];
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека»[источник не указан 1696 дней]. Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение невербальных способов общения[править]

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Функции невербального кода[править]

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальный компонент и его структура[править]

Уровни анализа невербального общения[править]

Типы и виды коммуникацийОбласти научного знания и группыПриемы и средства
1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)

б) паралингвистика (околоречевая система)
в) просодия

2. Оптико–кинетические
средства

а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия

3. Знако–символические
средства

а) системология
б) графология
в) актоника
г) гастика
д) хирософия и подомантия

е) стерномантия
ж) онихомантия
з) нумерология
и) молеософия

4. Тактильные средства
(обоняние, осязание, слух
и вкус)

а) гаптика или такесика
б) сенсорика
в) аускультация

г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–времен-
ные средства

а) проксемика

б) хронемика

  • расположение собеседников и дистанция
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип
    (возможен только один вид деятельности в одно и то
    же время) и полихронный (несколько дел)
  1. Горянина В.А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.
  • Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
  • Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
  • Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  • Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
  • Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.
  • Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  • Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

www.wikiznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *