Что такое речь в психологии: Речь как важнейшая психологическая функция

Психология речи

Общие понятия

Различные свойства, качества, функции, состояния, вся система психических процессов крайне важна. Нарушить целостность психической психики можно очень легко, исключив из нее любую составляющую. Такое часто встречается с потребностями, сознанием и эмоциями. Это и есть одна из важнейших методических проблем в изучении психики и мира в общем. Но существует психологическая особенность, о которой важно сказать при описании любой части человеческой психики. Это речь, присутствующая везде, в ощущениях, многосложных конструкциях сознания и личности. Речь является необходимым компонентом при общении и взаимодействии.

Язык – это величайшее изобретение человечества, хоть с ним и связаны неизбежные специфические ограничения, наличие дискретных языковых конструкций на непосредственно процесс и результаты психического отражения. Специфика любого из языков в определенной степени отражает объективные требования жизни.

Пример 1

У народностей Севера есть ряд слов, которые обозначают разные состояния явления или предмета, на русском языке называющегося «снегом».

Письменность послужила преобразованием языка, речи, сознания и всей психики в целом. Но функция предметной отнесенности речи осталась, расширилась и стала сложнее. Мы видим рождение новых слов, отмирание старых, так как человек наблюдает изменение, перестройку самой картины понимаемого мира. Происходят изменения и в объективном мире, который, в том числе, создается человеком.

Важно отметить сложности в отношениях речи и мышления, мыслей и слов. Для мысли свойственно находить выражение в словах, но существовать и реализоваться в понятиях. Иными словами, для мышления характерно оперировать не словами, а понятиями. Слово в первую очередь является средством выработки понятия, и только после его носителем, выразителем и моделью. Мысль и слово не являются тождественными понятиями.

Замечание 1

Все мы знаем, как трудно бывает понять другого человека. Но самый главный нюанс, что если бы не было речи, то понимания бы в принципе не существовало.

Особенности языка и речи

Но важно обозначить разницу между двумя разными явлениями – языком и речью, объективным и субъективным.

Определение 1

Язык является образованием объективным, социальным и общечеловеческим. Под языком понимается структурированная система знаков, которая сложилась исторически и существует в общественной жизни каждого человека.

Для языка свойственно создаваться, реализоваться и изменяться определенными людьми. Но существует он объективно, иными словами не зависит от индивидуальных пользователей или своих носителей.

Замечание 2

Насчитывается около 2,5 тыс. языков. Изучением языков занимается лингвистика.

 

Определение 2

Под речью понимается субъективная особенность, психологическая. Речь представляет из себя развернутый процесс, определенный тип психической деятельности, вид поведения, который использует язык как свое орудие, внешнее средство.

Важно отметить, что речевая деятельность сама по себе является материальной, но изучает ее особый межпредметный раздел психологии – психолингвистика.

Функции речи

Глобальные функции речи определяют ее значение в человеческой психике. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Номинативная функция, основная суть которой состоит в том, что все слова в человеческом языке предметно соотносятся, иными словами служат обозначением предметов. В качестве предмета может выступать и конкретная вещь, и обобщенное свойство, а также абстрактное явление. Для человека свойственно переводить в объективно знаковое существование все, что ему известно и знакомо. Языковые заменители есть во всем отображаемом материальном, объективном мире. Это приводит к психологическому удвоению мира. Что в свою очередь способствует взаимодействию человеческой психики и с одним и с другим миром. Так, происходит удваивание познавательных, регулятивных и всех остальных возможностей психики. Наблюдается расширение сферы человеческой деятельности, поведения, сознания, самосознания. Происходит расширение пространства самого существования и бытия. Для личности открывается еще одна сторона свободы к реальному миру, так как появляется возможность ухода от него в условный мир слов.

  2. Функция фиксации и передачи опыта является в определенной мере производной от первой функции. Важно отметить, что если препятствовать человеческому индивиду усваивать предшествующий людской опыт, то он не сможет стать человеком, не получит видовые особенности Homo Sapiens. При помощи же речи, разум поколений, который зафиксирован в речи, интериоризируется (начинает быть внутренним, психическим аспектом личности). Это является единственным путем создания, существования и развития человека.

  3. Функция реализации общения. Значению общения в жизни человека отводится особое место. Под общением понимается не просто обмен информацией, но и условия взаимодействия между людьми. Без них человеческая жизнь в принципе невозможна. Именно по этой причине эта функция речи имеет более широкое распространение, чем обеспечение процессов общения. Речь приобретает статус мощного средства воздействия на других людей, средства координации, побуждения, управления, предстает в качестве универсального регулятора межчеловеческого взаимодействия. Под диалогом понимается речевое взаимодействие, посредством которого происходит реализация межличностного восприятия, взаимопонимания, взаимодействия, эмоционального принятия (или неприятия) другого человека.

  4. Внутреннее вооружение, опосредованное всей человеческой психике. В онтогенезе человеческой психики есть определенный момент, когда происходит перекрещивание речи, которая формируется, со всеми другими (в том числе и теми, что только развиваются) психическими функциями и образованиями. В итоге происходит «оречивание», иными словами, вооружение речевыми знаками и приемами. При помощи данной добавки речи происходит преобразование всей психики. Речь предстает в качестве внутреннего орудия, а также особого средства формирования познаний, интеллекта, общения, а также всей психики и человека в целом.

Данная ситуация представляется неоправданной как частое расхожее понятие человеческой речи, как сигнала сигналов, «вторая сигнальная система», просто добавленная к первой сигнальной системе. Данный подход имеет упрощенный, традиционно редукционистский, а также неприменимый для психологии речи характер.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

📖 Лекция № 11. Речь и речевая деятельность. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 11. Читать онлайн

Поскольку человек является существом общественным, то развитие его сознания невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.

Сознание человека формируется в процессе межличностного общения и совместной деятельности людей. Само слово «общение» по своей этимологии подразумевает наличие некой общей системы передачи информации от человека к человеку. В процессе филогенеза сформировалась такая система — человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей.

Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями — мышлением, эмоциями, памятью и т. д. В контексте деятельностного подхода отечественная психология рассматривает речь как речевую деятельность. Она выступает в виде целостного акта деятельности, если имеет собственную мотивацию, которая не может быть реализована никакими другими видами деятельности или в виде отдельных речевых действий, сопровождающих любую другую деятельность человека. Пример для сравнения — речь человека, говорящего по телефону ради собственно общения и речь диспетчера поездов в процессе координации движения множества составов.

Структура речевой деятельности совпадает со структурой любой другой деятельности. Она включает мотивацию, планирование, реализацию и контроль. В отличие от предметной деятельности здесь эти фазы могут быть очень сжаты во времени. Иногда в ситуациях эмоционального возбуждения фаза планирования речевой деятельности практически отсутствует. Это о таких случаях говорят: «Сначала сказал, а потом подумал».

Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме. Язык является средством общения и абстрактного мышления. Для устной речи язык — это прежде всего слова и способы их формообразования. Для письменной — правила соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, типы словосочетаний и предложений, а также пунктуация и орфография — системы, образующие правописание.

Слово как знак, обусловливающий человеческое общение и мышление, обладает таким объективным свойством, как значение, т. е. отношение к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, каким образом он представлен в сознании субъекта. Помимо объективного значения, слово имеет личностный смысл. Он обусловлен тем, какое место занимают в жизнедеятельности и сознании человека данный предмет или явление, а также отношением человека к этому объекту. Таким образом, слова являются сплавом чувственного и смыслового (семантического) содержания.

Изучением процесса функционирования индивидуальной системы значений занимается специальная отрасль психологии — психосемантика.

Исходя из вышесказанного, можно подвести итог — язык обладает тремя основными функциями. Во-первых, он является средством общения, во-вторых, средством накопления, передачи и усвоения общественно-исторического опыта, в-третьих, язык — это орудие интеллектуальной деятельности и в целом функционирования основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.

Выполняя первую функцию, язык дает возможность субъекту общения оказывать прямое или косвенное воздействие на поведение и деятельность собеседника. Прямое воздействие осуществляется в том случае, когда собеседнику непосредственно указывается, что он должен сделать, косвенное — когда ему сообщается необходимая для его деятельности информация. Вторая функция обусловлена тем, что язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Третья функция обусловлена тем, что именно посредством языка человек осуществляет любую осознанную психическую деятельность.

Речь и язык представляют собой взаимопроникающие системы. Они одновременно и едины, и различны. Они являются двумя аспектами единого процесса. Речь — это прежде всего деятельность общения — передачи объективной или субъективной информации. Таким образом, речь — это язык в действии. Языки, не используемые в разговорной речи, называют мертвыми (например, латынь).

Надо отметить интересную особенность анатомо-физиологической основы языка и речи. Речь имеет центральные и периферические аппараты. Периферические аппараты — гортань, язык (в анатомическом смысле), голосовые связки. У человека они развиты настолько, чтобы не только произносить слова, но и придавать им различную интонацию, различное выражение и т.  п. Так, например, студентам театральных вузов хорошо известно, что одну и ту же фразу, вроде «Ваш чай, сударыня» можно произнести с десятком различных интонаций, которые придадут этим словам совершенно разные оттенки смысла.

Ну а центральные органы, или «центры речи» — это еще более загадочная вещь. У народностей, которые строят свою речь на основе латиницы, кириллицы и подобных систем письменности, за речь отвечают отделы левого, «рационального», полушария головного мозга. А у народностей, письменность которых представляет собой иероглифы, языком «заведует» правое, «образное», полушарие. Это явление замечательное и до сих пор психологами полностью не изученное.

Далее рассмотрим функции речи. Традиционно выделяют три функции.

1. Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих непосредственным образом на рефлексы.

Надо отметить также еще одну особенность сигнификативной функции. Именно она обусловливает тот факт, что люди понимают друг друга, несмотря на многообразие языков, ведь сущность сигнификации (обозначения) одинакова для всех людей.

2. Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением.

3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Эта функция выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, или письменную речь (книги, письма и т.  п.). Это отличает ее от двух первых функций, которые имеют отношение к внутренним психическим процессам.

Информационный аспект коммуникативной функции тесно связан с двумя первыми функциями — он проявляется в обмене информацией между субъектами общения.

Выразительный аспект речи помогает передать чувства и отношения говорящего как к передаваемому сообщению, так и к самому собеседнику или аудитории.

Волеизъявительный аспект коммуникативной функции представляет собой способность при помощи речевой деятельности воздействовать на собеседника или аудиторию, в результате чего последние воспринимают мнение, отношение говорящего, до определенной степени подчиняются его воле. Именно о людях, наделенных сильной волеизъявительной способностью, обычно говорят, что они наделены харизмой.

Далее рассмотрим виды речи и их отличительные особенности. Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление — это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.

Остановимся на каждом из видов более подробно.

Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Проговаривание — вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).

Собственно внутренняя речь свернута. Она более похожа на конспект, содержащий основные, несущие смысл члены предложения (иногда это только одно сказуемое или подлежащее). Внутренняя речь является основой планирования как практической, так и теоретической деятельности. Поэтому, несмотря на ее фрагментарность, отрывочность, в ней исключены неточности при восприятии ситуации. Онтогенетически внутренняя речь является интериоризацией внешней речи и служит основой развития словесно-логического мышления.

Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь в первую очередь звуковая. Но нельзя исключить и значение жестов. Они могут и сопровождать звуковую речь, и выступать в качестве самостоятельных знаков. В данном случае не имеется в виду сурдо-речь как отдельный самостоятельный язык и полноценная система коммуникации. Мы говорим о жестикуляции в повседневном смысле. Отдельные жесты могут быть эквивалентом слов и иногда даже передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуковая речь не может быть применена. Общение при помощи жестов и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от вербального (словесного). Язык жестов разнообразен. В разных странах один и тот же жест может иметь разный смысл, как, например, известные всем кивание или покачивание головой у россиян и у болгар — у нас кивок означает согласие, а в Болгарии — отрицание, и наоборот — наш отрицательный взмах головой у них означает «да». В любом своем проявлении устная речь — это, как правило, речь-беседа, непосредственное контактирование с собеседником или аудиторией.

Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчитана на передачу более отвлеченного содержания, не связанного с конкретной ситуацией и конкретным собеседником (за исключением, может быть, личных писем, которые адресованы определенному человеку, но и здесь происходит отсроченность во времени и, следовательно, смена ситуации). Хотя нельзя не отметить, что время вносит свои коррективы — отмирает эпистолярный жанр, зато мощно развивается сетевое общение.

Как уже упоминалось, устная речь имеет две формы. Более распространена диалогическая форма. Диалог по определению — это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен содержательными репликами и информацией познавательного или эмоционального характера между его участниками. Диалогическая речь отличается тем, что это речь, поддерживаемая собеседниками, она может включать в себя вопросы, ответы, может реагировать на изменение ситуации. Например, вы в компании однокурсников рассказываете о недавней поездке на море. Собеседники молча внимают вам, словно вы читаете им доклад: они спрашивают о ваших впечатлениях, высказывают свои мнения. За этой беседой вы доходите до библиотеки — речь меняется по ситуации: более сдержанный тон, речь становится тише, а затем и вовсе меняется тема — разговор уже идет о том, какие учебники вам необходимо законспектировать.

Монологическая речь — совсем другое проявление устной речи. Здесь происходит относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом. Чтение лекции перед многочисленной аудиторией (когда отсутствует непосредственный контакт между лектором и слушателями) является характерным примером. Или монолог актера, который не прерываем ни репликами партнеров, ни, разумеется, вопросами зрителей. Монологическая речь тоже подразумевает общение, но это общение носит уже совсем другой характер. Например, для монолога неприемлемо неправильное построение фраз. Кроме того, возникают особые требования к темпу речи, громкости ее звучания, внятности. Содержательный аспект монолога должен сочетаться с его выразительностью, что достигается и языковыми средствами, и мимикой, и жестами, и интонациями голоса.

Возвращаясь к характеристикам письменной речи, надо отметить, что она имеет своей основой монологическую речь, так как в ней отсутствует непосредственная обратная связь с собеседником. Но в отличие от монологической устной речи письменная речь очень ограничена в средствах выразительности, поэтому основными в ней являются содержательная сторона и грамотность изложения.

Помимо перечисленных видов речи, некоторые психологи выделяют еще речь активную и пассивную. Они могут существовать и в устной, и в письменной форме. Активная речь представляет собой процесс передачи информации. Сама активность заключается в необходимости речепорождения. Пассивная же речь является процессом восприятия информации, заложенной в чьей-либо активной речи. Это могут быть выслушивание, адекватное понимание, а в случае восприятия письменной речи — прочтение, повторение про себя.

Развитие речи в онтогенезе имеет две основные стадии. Первая — это стадия научения, когда ребенок овладевает речью в процессе общения. Ведь познание своего родного языка на начальной стадии не является результатом специальной учебной деятельности. Взрослые, конечно, определенным образом организуют процесс научения — объясняют ребенку смысл слов, правильное их произношение, правильное сочетание. Так происходит усвоение устной речи. Вторая стадия — обучение письменной речи. Здесь уже подключается учебная деятельность. Ребенок овладевает синтаксическими нормами языка, орфографическими правилами, пунктуацией. Но все это происходит на основе его практического владения устной речью. Таким образом, на второй стадии речевого развития учебная работа над речью дорабатывает то, что зародилось независимо от нее и ранее нее.

Надо отметить, что для подлинного овладения словом необходимо, чтобы оно было не просто запомнено, а вошло в жизнь ребенка, было активно употребляемо им в процессе деятельности. Поэтому до первой стадии существует еще подготовительная, пассивная стадия развития речи. Малыш слушает речь взрослых, начинает сопоставлять слова с предметами и людьми и параллельно с этим овладевает своим голосовым аппаратом. Те слова, которые он уже понимает на этом подготовительном этапе, не могут считаться еще по-настоящему усвоенными. Действительное развитие речи начинается с того момента, как ребенок использует накопленный на пассивном этапе словарный запас для обозначения предметов, которыми он манипулирует, для обращения к близким людям и т. п.

Существуют разные взгляды на формирование процесса понимания речи. Так, например, представители ассоциативной психологии считают, что понимание значения слов основывается на ассоциативных связях. Рефлексологи же говорили об условно-рефлекторном характере такого понимания. И те и другие до определенной степени правы — в том случае, если рассматривать ранние, начальные моменты понимания ребенком слов, моменты, относящиеся к подготовительной стадии. Но следует учитывать, что описанные механизмы понимания слов еще не являются овладением речью в полном смысле. Настоящая речь возникает лишь тогда, когда связь между словом и его значением перестает быть ассоциативной или условно-рефлекторной, а становится смысловой.

Области мозга, участвующие в воспроизведении и понимании речи


— Тимоти Лайонс

Существует несколько областей мозга, участвующих в воспроизведении и восприятии речи, обсуждавшихся в (Carson & Birkett, 2017). И левое, и правое полушарие мозга играют важную роль в этом усилии. В большинстве случаев левое полушарие используется для понимания и воспроизведения речи. Правое полушарие обычно используется для обработки речевых паттернов и эмоционального содержания речи. Тот факт, что мы храним информацию о событиях, важен для производства речи. Должен быть контент для обсуждения. Содержание нашей речи может быть связано с прошлым или сохраненными воспоминаниями, настоящим, которое будет событиями, происходящими во время речи, и будущим, которое будет гипотетическими или воображаемыми событиями. Для возникновения речи теменная, затылочная и височная доли, расположенные в задней области больших полушарий, активны в понимании происходящих в данный момент событий и в использовании воспоминаний. Также считается, что эти области помогают в воображении будущих событий. Левое полушарие занимается производством и пониманием речи, но правое полушарие необходимо для этого общения, поскольку эта область имеет дело с образными компонентами речи, такими как понимание метафор.

Область в левом полушарии мозга, называемая зоной Брока, играет роль в воспроизведении речи. Эта область содержит нейроны, отвечающие за функции создания речи и понимания языка. Он расположен в лобной части левого полушария рострально по отношению к первичной моторной коре и необходим для беглой и эффективной речи (Britannica.com, 2016). По-видимому, зона Брока необходима для двигательных функций, связанных со сложными скоординированными движениями языка, губ и рта с голосовыми связками (Carson & Birkett, 2017). Другая область в левом полушарии, близкая к слуховой коре, необходимая для понимания речи, — это зона Вернике. В этой области находятся нейроны, отвечающие за понимание. Это важно для понимания звуков речи (Britannica.com, 2014). Зона Вернике содержит слуховую информацию о звучании слов и позволяет идентифицировать слова по их звучанию.

Ссылки: Области мозга, участвующие в воспроизведении и понимании речи

Бланке М. Л. Вандонген А. М. 2009 Биология рецептора NMDA Бланке М. Л. и Вандонген А. М. (2009). Механизмы активации NMDA-рецептора. В AM VanDongen (Ed.), Biology of the NMDA Receptor (1-е изд.). Получено с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK5274/20170202075542267174124

Britannicacom 2014 Wernicke areaBritannica.com. (2014, 24 января). Вернике площадь . Получено 4 февраля 2017 г. с https://www.britannica.com/science/Wernicke-area 20170204100832880324602

Britannicacom 2016 Broca areaBritannica.com. (2016, 31 августа). Площадь Брока . Получено 4 февраля 2017 г. с https://www.britannica.com/science/Broca-area 20170204100434533897757

Carlson NR Birkett MA 2017 Physiology of BehaviorCarson, NR, & Birkett, MA (2017). Физиология поведения (12-е изд.). Бостон, Массачусетс: Pearson Education. 201701051006041088637590

Кристиан Н. Амнезия 2017 г.: причины, симптомы и лечение Кристиан Н. (2017 г., 21 января). Амнезия: причины, симптомы и лечение . Получено 3 февраля 2017 г. с http://www.medicalnewstoday.com/articles/9673.php 201702030933121938469291

AZ Институт речи и психологии, психолог, Феникс, AZ, 85044

Назад к результатам

Предыдущий

Следующий

Звонок или электронная почта Институт речи и психологии AZ теперь на бесплатная 15-минутная консультация — (480) 660-2648

Краткий обзор практики

7776 S. Pointe Parkway West

Suite 250

Phoenix, AZ 85044

900 53 (480) 660-2648


В наличии оба лично и онлайн



Обзор практики

7776 S.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *