что служит примером, как называется комплекс
Содержание:
- Высшая нервная деятельность – что это за система
- Виды рефлексов у человека, классификация с примерами
- Механизм образования рефлексов
- Торможение и его разновидности
- Значение рефлексов в жизни человека
Содержание
- Высшая нервная деятельность – что это за система
- Виды рефлексов у человека, классификация с примерами
- Механизм образования рефлексов
- Торможение и его разновидности
- Значение рефлексов в жизни человека
Высшая нервная деятельность – что это за система
ОпределениеПод высшей нервной деятельностью понимаются происходящие в высших отделах ЦНС процессы.
К таким процессам относятся обеспечивающие адекватное поведение высшие психические функции, а также совокупность всех безусловных и условных рефлексов.
В биологии и физиологии принято отделять высшую нервную деятельность и функционирование центральной нервной системы: нервную деятельность связывают с характерными для коры больших полушарий головного мозга нейрофизиологическими процессами.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
ПримечаниеДля высшей нервной деятельности характерно непрерывное совершенствование психических процессов, происходящее двумя путями: теоретическим и эмпирическим. Теоретический путь предполагает усвоение опыта других людей посредством обучения. Эмпирический в сравнении с теоретическим более индивидуален, имеет в основе личную практику человека.
Виды рефлексов у человека, классификация с примерами
Все имеющиеся у человека рефлексы делят на категории по:
- Видам рецепторов: проприоцептивные, интероцептивные, экстероцептивные.
- Эффекторам: вегетативные, соматические.
- Степени сложности организации: моносинаптические, полисинаптические.
- Биологической значимости: защитные, ориентировочные, половые, пищеварительные.
- Характеру воздействия на деятельность эффектора: тормозные, возбудительные.
- Анатомическому расположению: спинальные, относящиеся к реакциям головного мозга.
Еще один признак деления – тип образования. Согласно этому признаку, различают условные и безусловные рефлексы.
ОпределениеУсловные рефлексы – это приобретенные путем научения индивидуальные реакции.
Условный рефлекс может вырабатываться при совпадении во времени нейтрального стимула и безусловного раздражителя. В дальнейшем проявляется только при возникновении нейтрального стимула.
Классическим примером считается подача пищи с одномоментным загоранием лампочки: появившееся в дальнейшем слюноотделение в ответ на горящую лампочку в отсутствии пищи и будет условным рефлексом.
ОпределениеБезусловные рефлексы – это базовые, врожденные реакции организма, полученные им в наследство от предков.
Основная функция безусловных реакций – поддержание постоянства внутренней среды, защита. С их помощью организм приспосабливается к постоянным условиям окружающей среды, ориентируется в пространстве, употребляет пищу, обороняется, может обеспечивать размножение.
Примером простейшего безусловного рефлекса является отдергивание руки от источника повышенной температуры: так организм сохраняет целостность кожных покровов.
ПримечаниеВажное свойство безусловных рефлексов – отсутствие большинства из них в раннем возрасте, самостоятельное появление на более поздних сроках онтогенеза. К примеру, рефлекс опоры на ноги возникает к 9–10 месяцам, а закрепляется ближе к году.
Механизм образования рефлексов
В основе механизма лежит временная связь между параллельно возбуждающимися зонами головного мозга. К примеру, между корковым центром безусловного рефлекса и тем центром анализатора, на который воздействует стимул.
Происходит это в следующем порядке. Под воздействием нейтрального раздражителя в соответствующих рецепторах формируется возбуждение. Возникшие импульсы передаются в мозговой отдел анализатора. Воздействие безусловного раздражителя также инициирует специфическое возбуждение соответствующих рецепторов, в результате чего импульсы идут в кору головного мозга через подкорковые центры.
В итоге в коре головного мозга наблюдается два параллельно возникших очага возбуждения, между которыми формируется временная рефлекторная связь по принципу доминанты: от слабо возбужденного очага к очагу с более высоким уровнем возбуждения.
Торможение и его разновидности
ОпределениеТорможение – это нервный процесс, результатом которого выступает значительное ослабление или полное подавление возбуждения.
Вместе с возбуждением торможение обеспечивает корректное функционирование внутренних органов и всего организма в целом.
Классификация процессов торможения предполагает три вида:
- Запредельное, возникающее при чрезмерном увеличении интенсивности раздражителя и нарушении работоспособности нервных клеток.
- Внешнее, выступающее результатом возникновения нового очага возбуждения.
- Внутреннее.
Последний вид, в свою очередь, делится на 4 подвида:
- Дифференцированное торможение, выражающееся в отличии реакций на схожие между собой раздражители.
- Угасательное, фиксирующееся при постепенном угасании реакции.
- Условный тормоз, при котором нейтральный раздражитель становится сигналом к торможению реакции при отсутствии подкрепления условного рефлекса.
- Запаздывание реакции возбуждения, характерное для длительных по своей структуре условных раздражителей.
Особенность запаздывающего торможения состоит в том, что в начальном периоде реакции наблюдается процесс торможения, а в заключительном появляется возбуждение.
Значение рефлексов в жизни человека
Биологическое значение безусловных рефлексов заключается в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма в начальном периоде существования вне утробы. Кроме того, они являются основой для выработки большинства условных рефлексов в дальнейшем.
ПримечаниеВ теории биологии встречается термин инстинкт. Это научное название совокупности сложных безусловных рефлексов, определяющих формы поведения.
В отличие от врожденных реакций, условные рефлексы характеризуются осознанностью. Они основаны на опыте, помогают приспосабливаться к изменяющемуся окружению, состоянию внешней среды.
ПримечаниеВ психологии приобретенные реакции наделяются еще одним значением: считается, что они помогают прогнозировать ситуации, предвидеть будущие события. Схема проста: основываясь на предыдущем опыте, имея определенные навыки и реакции, человек может быстро смоделировать поведение других людей, изменения окружающей среды.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Условия формирования условных и безусловных рефлексов в организме
При каких условиях формируются безусловные рефлексы
Определение 1Рефлекс представляет собой ответную реакцию организма на воздействие окружающей среды.
Приспособительные реакции животных и людей обеспечивает рефлекторная деятельность нервной системы. Множество рефлексов в процессе эволюции появились и закрепились посредством передачи по наследству. Благодаря рефлексам организм объединяется, а его функции — координируются.
Безусловные рефлексы являются врожденными, они осуществляются по постоянным дугам, которые закладываются изначально и не меняются с момента рождения. В качестве примеров можно привести:
- моргательный рефлекс;
- оборонительный рефлекс;
- слюноотделительный рефлекс.
И. П. Павлом внимательно изучал пищеварительную систему и основал собственную научную школу. Ему же принадлежит открытие нового этапа в развитии физиологии человека.
Осуществление безусловных рефлексов происходит через подкорковые структуры центральной нервной системы: спинной мозг, продолговатый мозг, средний и промежуточный мозг. Наблюдается связь любого безусловного рефлекса с участками коры головного мозга при помощи нервных волокон. Также для безусловных рефлексов характерна различная степень сложности.
Развитый совершенный организм помимо врожденных рефлексов в ходе индивидуальной жизни нуждается в качественно новых рефлекторных реакциях. С их помощью организм уравновешивается в системе отношений с окружающей средой — в зависимости от характера ее влияния. Такие рефлексы получили название условных и отличаются приспособительным характером.
Специфика формирования условных рефлексов
Условные и безусловные рефлексы довольно сильно различаются, в том числе в условиях образования.
Открытие условного рефлекса принадлежит И. П. Павлову. Он выделил несколько ключевых условий образования условных рефлексов:
- сочетание условного и безусловного стимулов. Они помогают установиться реакциям ответа на нетипичные раздражители;
- многократность сочетаний. Должно происходить постоянное подкрепление условного стимула безусловным. Условный стимул должен базироваться на безусловным во избежание нарушения установленной связи;
- адекватность и оптимальные параметры стимулов. При сильном действии какого-либо стимула может произойти разрушение установленной связи;
- ограничение посторонних стимулов. Формирование условной связи должно происходить на конкретный условный стимул. В противном случае произойдет раздробление реакции, что позволит адаптироваться к условиям окружающей среды;
- сочетание во времени двух раздражителей. Первым делом должен быть включен индифферентный, а после — безусловный рефлекс (промежуточное время должно быть постоянным).
Также можно выделить несколько ключевых фаз образования условного рефлекса:
- фаза генерализации или иррадиация возбуждения по первичной сенсорной зоне условного стимула;
- фаза специализации или концентрация возбуждения. Она подразумевает точный дифференцированный ответ на подкрепляемый сигнал.
Для условных рефлексов характерен естественный характер, а также формирование на комплекс естественных признаков безусловного рефлекса (запах или внешний вид пищи).
Образование искусственных условных рефлексов может происходить на признаки, не отличающиеся свойствами безусловного раздражителя. Как пример — классический рефлекс собаки Павлова. Его смысл — в выработке у собаки слюноотделения на звук звонка или выключения лампочки.
Под естественным раздражителем понимают фактор окружающей среды, носящий природный характер.
Выработка условных рефлексов может происходить, в том числе, на простые раздражители, а также на раздражители комплексного характера. Также рефлексы могут формироваться и на комплексные раздражители. Здесь имеют в виду сочетание сигналов: комплекс одновременных либо частично перекрывающихся раздражителей. Если говорить о рефлексах на ценные раздражители, то влияние раздражителей отделяется при помощи определенной паузы. Происходит выработка комплекса последовательных условных рефлексов на сигналы, следующие один за другим. Это так называемый динамический стереотип.
Замечание 1Для высших животных также характерны наличные рефлексы. Здесь говорят о частичном совпадении по времени условного сигнала и безусловного раздражителя.
Есть и следовые рефлексы. Они отличаются тем, что подкрепляются после того, как условный сигнал прекращает свое действие. Разница во времени варьируется от 5 секунд до нескольких минут.
Выработка рефлексов условного типа происходит согласно строгим правилам. Повторение усиления рефлекторного ответа организма должно осуществляться при одновременном или предварительном раздражении. Безусловный рефлекс всегда возникает раньше, чем условный.
Формирование как условных, так и безусловных рефлексов возможно только при определенных условиях:
- оптимальное состояние здоровья;
- нормально функционирующая нервная система;
- соблюдение функционального состояния нервного центра безусловного рефлекса;
- оптимальный уровень развития внутренних органов;
- соблюдение оптимального диапазона величин подкрепления, необходимых для образования и сохранения условных рефлексов. Это такие диапазоны как минимальный (пороговый), оптимальный и максимальный.
За счет комплекса безусловных и условных рефлексов обеспечивается качественная реакция организма на изменения внешней среды. Организм получает возможность подстроиться под стрессогенные факторы, а также сохранить показатели устойчивости и гомеостаза.
Условный рефлекс- Exam
- JEE MAINS
- JEE ADVANCED
- X BOARDS
- XII BOARDS
- NEET
- Предыдущий год (по годам)
- Физика Предыдущий год
- Химия Предыдущий год
- Биология Предыдущий год
- Нет Все образцы работ
- Образцы работ Биология
- Образцы работ Физика
- Образцы работ Химия 900 08
- Скачать PDF-файлы
- Класс 12
- Класс 11
- Класс 10
- Класс 9
- Класс 8
- Класс 7
- Класс 6
- Экзаменационный уголок
- Онлайн-класс
- Викторина
- Задать вопрос в Whatsapp
- Поиск Doubtnut
- Английский словарь
- Toppers Talk
- Блог
- Скачать
- Получить приложение
Вопрос
Обновлено: 26. 04.2023ПУБЛИКАЦИЯ VGS-BRILLIANT-COORDINATION — THE LINKING SYSTEM-2 ОТМЕТИТЬ ВОПРОСЫ
20 видеоРЕКЛАМА
লিখিত জবাব
Solution
Ab Padhai karo bina ads ke
Khareedo DN Pro и dekho sari видео бина kisi ad ki rukaavat ke!
সংশ্লিষ্ট ভিডিও
Условные рефлексы отличаются от безусловных тем, что
17821117
9012 2 04:47Какой из перечисленных рефлексов относится к безусловным?
69176918
01:38
Приведите примеры безусловных рефлексов.
111416507
Текст Решение
Что такое безусловные рефлексы?
161340678
01:31
াপেক্ষ প্রতিবর্ত ক্রিয়ার মধ্যে পার্থক্য লেখ ো।
300706022
04:28
Большинство приобретенных привычек являются безусловными/условными рефлексами.
452576794
02:02
Дайте представление об условном и безусловном рефлексе.
518574809
03:25
Безусловный рефлекс и Условный рефлекс.
518574850
03:31
Что такое рефлекторное действие? Различают безусловные (врожденные) и условно-рефлекторные (приобретенные) действия.
518574954
05:00
Различают условный рефлекс и безусловный рефлекс.
6428
03:36
Условный рефлекс можно отличить от безусловного как первый
642931912
03:14
Различают безусловный и условный рефлекс.
643257864
06:26
Рефлекторное действие и рефлекторная дуга || Путь и механизм рефлекторного действия || Безусловные и условные рефлексы 90 123
643453847
56:52
22 Какое неверное утверждение относительно безусловного рефлекса
6443
01:30
РЕКЛАМА
ПУБЛИКАЦИЯ VGS-BRILLIANT-КООРДИНАЦИЯ — СИСТЕМА СВЯЗИ-2 ВОПРОСЫ ОТМЕТКИ
Разделите следующие на группы. Гулять пешком. Моргание век, сердцебиение…
03:30
Как мозг человека защищен от повреждений?
03:18
Чем отличается безусловный рефлекс от условного. ..
04:00
Напишите составные части рефлекторной дуги и их функции.
03:08
Что такое вещества для роста растений? Приведи примеры.
02:44
Каковы функции цитокининов?
03:03
Что такое АВА? Объясните его функцию в растении.
03:48
Что такое этилен? Объясните его действие.
02:10
Как живые организмы реагируют на изменения в окружающей среде?
02:29
Почему некоторых больных сахарным диабетом лечат с помощью инъекций инсулина…
03:29
Прикоснувшись к горячей плите, вы резко отдергиваете руку. Какая категория…
03:07
Объясните, почему адреналин помогает в чрезвычайных ситуациях сидеть…
02:38
В чем разница между рефлекторным действием и ходьбой?
02:03
Представляете, как это происходит? Как вы думаете, он отвечает. ..
02:54
Что произойдет, если потребление йода в нашем рационе будет низким?
02:43
Почему рекомендуется использовать йодированную соль?
02:24
Как вы оцените координацию между различными органами вашего тела?
03:00
Многие молодые люди в нашем штате умирают от травм головы, т.е.0123
02:18
Что произойдет, если удалить щитовидную железу?
01:17
- Ask Unlimited Doubts
- Видеорешения на нескольких языках (включая хинди)
- Видеолекции экспертов
- Бесплатные PDF-файлы (документы за предыдущий год, книга) решения и многое другое)
- Посетить специальное предложение Консультационные семинары для IIT-JEE, NEET и экзаменов Совета
Doubtnut хочет отправлять вам уведомления. Разрешите получать регулярные обновления!
Слушание…Условные рефлексы и поведение. | Коллекция Wellcome
Сегмент 1 После первого заголовка «Prof. Павлова, создателя науки об условных рефлексах», демонстрируется фильм о Павлове. Затем вводится первый эксперимент по определению функции коры головного мозга. Показана собака со свищом в слюнной железе, и когда собака ест, слюна капает через свищ. Интертитры объясняют, что выработка слюны во время еды контролируется низшими центрами мозга и что эти рефлексы безусловны. Показана иллюстрация анатомии головы собаки, а анимация показывает, что происходит в мозгу, когда собака ест. Слюна выделяется не только во время еды, но и при виде знакомой, ранее попробованной пищи. Это условный рефлекс. Это демонстрируется на живой собаке. Затем проводится эксперимент, в котором собаку помещают в комнату со специально сконструированной скамейкой. На скамье видны миски с едой, и экспериментатор наблюдает из другой комнаты. Время начала: 00:00:00:00 Время окончания: 00:05:15:07 Продолжительность: 00:05:15:07
Сегмент 2 В экспериментальной камере мигает лампочка, но собака не реагирует. Затем зажигание лампы (неадекватный раздражитель) сопровождается подачей пищи (адекватный раздражитель). Это продемонстрировано. Мигает свет, еда появляется в поле зрения, и собака ест еду. Сочетание неадекватного раздражителя с адекватным вызывает условный рефлекс. На анимации показана дуга условного рефлекса, проходящая через кору больших полушарий. Показан отказ новорожденного от молока, чтобы показать, что у новорожденных нет условных рефлексов, но есть врожденные рефлексы, такие как сосательные, хватательные и защитные. Однако постепенно у младенца начинают вырабатываться условные рефлексы, и показан младенец, берущий бутылочку. В серии анимаций показано развитие условных звеньев в коре больших полушарий, адекватные стимулы, возбуждающие раздражительные импульсы в слюнопродуцирующем центре головного мозга и в коре полушарий, неадекватные раздражители, вызывающие раздражительные импульсы в коре и наложение неадекватного стимула на адекватный. Время начала: 00:05:15:07 Время окончания: 00:10:51:01 Продолжительность: 00:05:35:23
Сегмент 3 Анимации показывают, как многочисленные повторения эксперимента приводят к созданию соединительной связи между двумя областями коры. Тот же эксперимент проводится на ребенке. Мальчик ест, и из трубки, прикрепленной к внутренней стороне его щеки, капает слюна. Затем у него вырабатывается условный рефлекс, когда его привязывают к кровати с воронкой над ним. Когда вспыхивает свет, пища падает через воронку ему в рот. Вырабатывается условный рефлекс, но когда вспыхивает свет и пища не попадает в воронку, рефлекс угасает. Аналогичный эксперимент проводится на обезьяне, в клетку которой опускаются круги разного цвета, сигнализирующие о появлении или отсутствии пищи. Время начала: 00:10:51:01 Время окончания: 00:16:30:10 Продолжительность: 00:05:39:08
Сегмент 4 В конце концов, обезьяна узнает, что серый кружок означает, что в ее коробку положили еду, а белый кружок означает, что еды там нет. Однако вводится новый раздражитель — колокольный звон, тормозящий прежний условный рефлекс. Об этом подробно рассказывается в анимации. Подзаголовок объясняет, что в процессе эволюции усложнились не только физические аспекты животных, но и поведенческие аспекты. Различные животные показаны в монтаже. Некоторые инстинкты являются врожденными, например, у только что вылупившихся утят. После вылупления их неоднократно бросают в водоем и каждый раз подплывают к берегу. Время начала: 00:16:30:10 Время окончания: 00:21:45:03 Продолжительность: 00:05:14:22
Сегмент 5 В заголовке сказано, что индивидуальное обучение, основанное на выработке условных рефлексов, усложняет поведение животных. Показано, что собаку учат лежать. Лабораторную крысу обучают бегать по лабиринту. Эта тренировка основана на выработке условных рефлексов. Далее показаны различные цирковые животные, выполняющие выученные трюки, получая еду в качестве угощения. Леопард водружает флаг, а морж идет по бревну. Болевой метод дрессировки продемонстрирован и на цирковых животных. Дрессировщик хлещет львов, заставляя их выполнять трюки. Этот раздел заканчивается тем, что дрессировщик создает пирамиду с тремя львами и львицей. Время начала: 00:21:45:03 Время окончания: 00:27:30:00 Продолжительность: 00:05:44:26
Сегмент 6 Непосредственными раздражителями функций у животных являются половые, голодные и защитные инстинкты.