Факторы и условия формирования убеждения субъекта социального познания
Библиографическое описание:Корниенко, Г. Н. Факторы и условия формирования убеждения субъекта социального познания / Г. Н. Корниенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 869-872. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20324/ (дата обращения: 04.01.2023).
В данной статье анализируются проблемы формирования убеждения субъекта познавательной деятельности. Исследуются факторы и условия, а также некоторые проблемы корреляции веры и знания в процессе формирования убеждения субъекта социального познания.
Ключевые слова: социальное познание, убеждение, знание, вера.
Исходным и необходимым признаком любого убеждения, независимо от глубины и направленности, в современной науке признается наличие определенных концепций, под которыми имеется в виду совокупность взглядов и представлений об окружающей действительности. В их содержание включены идеи, относящиеся к различным областям жизни: науке и политике, экономике и обычным житейским делам. Возникают они при оценке как единичных событий и фактов, так и сложных социальных либо природных процессов. Глубина определяется достигнутым общим уровнем развития научных знаний в области естествознания, общественных наук, а также культурного развития отдельной личности.
Вместе с тем, заметим, что концепции определяют познавательную сторону — наличие той или иной информации об окружающем мире. Но такая информация не становится убеждением, таковое качество она приобретает лишь тогда, когда «обогащается» эмоционально-волевым отношением личности к заложенному в ней содержанию.
Человек испытывает потребность в осознании действительности, оценке последней под влиянием материальных и/или духовных факторов и на этой основе выявляет желание, волю, иными словами деятельно-практическое отношение к реализации идеи и вытекающих из нее практических последствий. Идея лишь тогда становится убеждением, если она апробирована опытом, реально проводится в жизнь, проявляясь в действительности.
На формирование убеждений субъекта социального познания оказывают влияние различные факторы, среди которых выделим такие как гносеологический, логический, прагматический. Гносеологический фактор — это объективное, независимое от воли субъекта качество информации, выраженной в концепциях. В одних случаях она может быть истинной, правильно отражать реальные процессы действительности; в других — ложной, основанной на заблуждениях; в-третьих — быть лишь частично истинной. Качество информации оказывает существенное влияние на формирование убеждений субъекта, но вряд ли является единственным фактором. Недостаточно иметь истинную концепцию, необходимо, чтобы субъект осознал данное как истинное и кроме этого необходимо, чтобы данная информация совпадала с его жизненными интересами. Не исключено, что на основании данной концепции может сформироваться убеждение, противодействующее ее реализации, не совпадающее и противоречащее социальным интересам.
Логический фактор связан с осознанием субъектом факта обоснованности принимаемых суждений либо принятия их без основания. Признание истинности или ложности суждения в силу рациональной обоснованности и доказанности придает суждению статус достоверного знания; признание истинности или ложности суждения без рационального обоснования, а лишь на основе доверия означает принятие субъектом его на веру.
Прагматический фактор позволяет выделить социально-ценностную ориентацию субъекта, как фактор, влияющий на формирование убеждения.
Формируемые убеждения основываются на принятии информации, характеристики которой определяются балансом взаимосвязи знания и веры; на признании истинности и выявлении ложности; в социально-ценностном аспекте на заинтересованности либо незаинтересованности субъекта в реализации. Сочетание различных факторов формируют волевое отношение — действовать либо противодействовать осуществлению идеи.
Рассмотрим когнитивно-эмотивные составляющие формирования содержания убеждения: во-первых, это наличие определенных идей, лежащих в основе убеждения; во-вторых, необходимая гносеологическая характеристика данных идей; в-третьих, логическое обоснование суждения, выраженного в концепциях, идеях; в-четвертых, это социально-ценностная определённость личности или социальной группы; и, наконец, в-пятых, волевая активность человека. Кроме того, многофакторный анализ «убеждения» позволяет выявить некоторые аспекты, способы формирования, насколько убеждение наполняется содержанием. Важно различать, в данной связи, сознательные и стихийно формируемые убеждения, которые отличаются приоритетом источника информации. Убеждения, так или иначе, являются результатом взаимодействия веры и знания. Стихийные убеждения формируются на основе веры, когда во взаимосвязи знание-вера «больше» веры, где вера выступает фактором компенсации недостаточности истинности информации и её активизации; сознательные же опираются на обоснованное достоверное знание. Стихийно формируемые убеждения основываются на принятии идей без рационально-критического обоснования и объяснения. Исходная посылка в данном случае не доказывается и не проверяется, а принимается эксплицитно, например, вследствие воздействия определенного авторитета (личного или коллективного), либо под непосредственным влиянием социального интереса. Человек часто не понимает или просто не задумывается над вопросом о том, проверялись ли вообще сами концепции и каков механизм их верификации.
Сознательный рациональный характер убеждение принимает в том случае, когда процесс его формирования осуществляется на основе достоверных знаний. Особенность такового — это обоснованное в пределах достигнутых знаний рационально аргументированное рассуждение. Стихийно формируемому убеждению, основанному на вере, противостоит сознательная, рационально-критическая оценка с отчетливым пониманием гносеологической природы и социально-прагматической функции идей.
В данной связи, возможно предположить, что существуют убеждения, основанные на интуитивном суждении, где интуиция представляется нам как форма непосредственного умозаключения, в котором отсутствуют опосредующие выводы. Интуитивное убеждение предваряет, предвосхищает будущий результат продуктивной деятельности. Такой вид убеждения было бы точнее назвать предубеждением, которое отличает «неясность, неустойчивость, наличие вариаций, фрагментарность.
Одной из характеристик убеждения является его истинность, которая связана личностным осознанием обоснованности принимаемых концепций либо принятием их без основания. Под обоснованием имеется в виду применение проверенных практикой методов подтверждения новых результатов и рациональных способов аргументации. Признание истинности или ложности в силу достаточной рациональной обоснованности, или доказанности, придает концепции статус достоверного знания. Но вместе с тем, статус знания принимают и такие концепции, степень обоснованности которых недостаточна для признания их достоверными; в данном случае концепции считаются обоснованными с той или иной степенью вероятности.
Признание же истинности суждения, основанного на вере, означает признание без рационального обоснования.Аксиологический характер убеждения определяется тем, насколько наши убеждения способны сделать то, что мы должны «доверить» им. Главную роль в данной связи играет социально-ценностная функция убеждений, то, что А. Швейцер называл «этическим духом». Следует различать гуманистические и антигуманные убеждения. Придерживаясь гуманистических убеждений, человек сохраняет способность к созиданию. Оказавшись же «во власти» антигуманных убеждений, человек утрачивает верность самому себе и легко впадает в заблуждение.
«Масштабы власти этического духа, — писал А. Швейцер, — стали очевидными в ХVІІ и ХVІІІ столетиях. Под его воздействием народы Европы вырвались из средневековья, избавившись от суеверий, процессов над ведьмами, пыток и других освященных традиций проявления жестокости и глупости. На смену старому пришло новое, неизменно поражающее всех, кто прослеживает этот процесс. Всем, что у нас было и есть подлинного и человеческого в культуре, мы обязаны этому взлету этического духа» [2, с. 496].
В дальнейшем «этический дух» теряет свою силу, — главным образом потому, что не смог найти обоснование своей сущности, этической сущности, в познании мира, вытекавшем из естественнонаучного исследования, и как результат — консерватизм, догматизм… История изобилует примерами реализации антигуманных убеждений — фашизм, нацизм, войны и так далее. От того, что «созревает» в убеждениях отдельных людей, а тем самым и в убеждениях целых народов, зависит возможность или невозможность созидания, прогресса, возможность или невозможность мира. Но каковы же пути и возможности победы гуманистических убеждений? Безусловно, формирование убеждений происходит под влиянием сознаваемых настоящих и будущих интересов — материальных и духовных. На формирование интересов всегда оказывает влияние и профессиональная принадлежность, и культурные тенденции, и нравственные устои, и тому подобное.
В процессе усвоения и передачи культурной традиции человек не просто актуализирует цели и задачи прошлого этапа развития, но обогащает культуру новыми смысловыми сочетаниями, родившимися в недрах практической деятельности. Культурное творчество отражает, кристаллизирует в себе фундаментальные основы человеческого бытия, здесь идет постоянное столкновение крайностей прекрасного и безобразного, нравственного и аморального, драматического и комического — словом, всего того, что составляет неотъемлемые черты человеческого существования. И культура, разрешая подобные коллизии своими специфическими средствами, образует как бы нервный центр духовной и практической ориентации человека, позволяя обрести надежду и устойчивость в окружающем мире.
Именно повышение уровня культурного развития человека, совершенствование знаний об окружающем мире — залог торжества гуманистических убеждений, и как следствие, обновление всех сфер общественного развития. «Если этический дух окрепнет настолько, что сможет увести нас от наносной внешней культуры назад к опирающейся на гуманистические убеждения внутренней культуре, он, через нас воздействует и на других. Все люди, в том числе и самые отсталые и полуцивилизованные, несут в себе как существа, наделенные даром сочувствия, способность к усвоению гуманистических убеждений. Эта способность таится в них как горючее, ожидающее лишь, чтобы пламя подожгло его» [2, с. 497].
Одним из аспектов понятия «убеждение» является его формальность, или модель построения.
Проведенный концептуальный анализ позволяет эксплицировать эпистемические контексты, содержащие понятия «убеждение» в виде следующего выражения: S отражает U, где: S — субъект, U — объективная действительность; глагол «отражает» предполагает осознание идеи и готовность к реализации идеи субъектом.
Зависимость между убеждением и его составляющими обладает свойствами функциональной связи. Убеждение (С) представляет собой процесс, функцию (f) для субъекта (S) отражения объективной действительности (U), основополагающими которого является вера (F) и знание (К), их взаимосвязь (F/К), а также логический статус (L), ценностная значимость (V) и способность реализации (r). Символически функциональная зависимость может быть выражена как
СSU = f (F/K, L, V, r)
Вместе с тем, убеждение также занимает определенное место в «архитектонике» познавательного процесса. Выступая как результат взаимодействия веры и знания, убеждение имеет также и психологическую окраску, которую придает формированию понятия феномен убежденности.
Взаимосвязь веры и знания не статический, но развивающийся диалектический процесс. В этом процессе прослеживается не только взаимосвязь веры и знания, но также взаимосвязь веры и убеждения, знания и убеждения. И равно как вера может выступать основой знания, так и знание может предполагать веру.
Но как видим, взаимосвязь веры и знания, знание непосредственно и вера непосредственно вызывают к жизни убеждение. В этой связи, знание и вера являются причиной «рождения» убеждения, которое в свою очередь, являясь результатом действия причины, становится следствием.
Вместе с тем, убеждение воздействует и на свои причины, тем самым, изменяя и трансформируя их, наполняя новым содержанием, таким образом, во взаимосвязи вера — убеждение — знание обнаруживается диалектическая причинно-следственная взаимосвязь. Причем, во взаимодействии причины и следования прослеживается постоянное влияние их друг на друга, в результате чего происходит изменение, как причины, так и следствия.
Опосредованная опытом взаимосвязь веры и знания и, как результат последней — убеждение, детерминируют, обуславливают познавательный процесс, являясь причиной процесса перехода от созерцания к абстракции, от абстракции к мышлению, оперированию категориями, понятиями и, наконец, от мышления к практической деятельности субъекта. Убеждение, как специфическая форма субъективного отражения объективной действительности, выступает фактором и составляющим элементом познавательного процесса, главной целью которого является достижение объективной истины, где убеждение выполняет функцию «приближения» к истине.
В процессе практического освоения действительности человек познает окружающий мир. Источником и побудительной силой активности человека, безусловно, являются общественные потребности, выражающие связь объективной исторической необходимости с социальным субъектом. Приспосабливаясь к внешним обстоятельствам своего бытия, человек изменяет и совершенствует себя. Действительно, саморазвитие и самоутверждение человека в предметном мире требует преодоления не только сопротивления материала, но и самого себя в процессе исторического движения. И именно объективная потребность в саморазвитии является основой активности человека.
Литература:
1. Зиновьев А. А. Логика науки / А. А Зиновьев. — Москва: Мысль, 1971. — 279 с.
2. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. — Москва: Прогресс, 1992. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): убеждение, знание, взаимосвязь веры, вера, окружающий мир, признание истинности, объективная действительность, познавательный процесс, социальное познание, этический дух.
5 факторов, которые влияют на наши убеждения о себе
В издательстве «МИФ» вышла книга «Не сомневайся в себе». Её автор, психотерапевт Лиза Оливера, предлагает осознать, осмыслить и переписать негативные жизненные сценарии. Начать, к примеру, можно с убеждений о себе. Мы публикуем отрывок из первой части, в которой речь идёт как раз об этом.
1. Семья
В детстве мы постоянно получаем информацию от семьи. Это начинается ещё до рождения: окружение наших матерей, то, что они говорят себе, их опыт, отсутствие или наличие поддержки начинают влиять на нас ещё в утробе. Исследования показывают, что пренатальный стресс, настроение и переживания воздействуют на новорождённых и даже на формирование их мозга. Например, выявлено, что на развитие плода во время беременности могут повлиять гормоны стресса, что, в свою очередь, иногда повышает риск проблем с обучением и поведением в будущем.
Многие наши истории зарождаются ещё раньше. Мы наследуем и носим бремя историй, которые даже не имеют к нам отношения. Исследование межпоколенческой травмы показывает, что её передают из поколения в поколение через истории, которые мы наследуем, осознанно или нет. История нашей семьи влияет на то, кем мы становимся. Она в нашем теле.
Вспомните, например, детей и внуков жертв холокоста. Согласно исследованиям, потомки людей, переживших его, имеют пониженный по сравнению с ровесниками уровень кортизола — гормона, который помогает нам реагировать на стресс. Так травма изменила их биологию. То же можно сказать и об ином травматическом опыте, который пережили наши предки и пронесли с собой.
Родившись, мы замечаем всё, что видим и слышим. Мы, как маленькие губки, впитываем всё, что переживаем, ещё до того, как начинаем понимать происходящее. Если ваши близкие постоянно критиковали ваш вес, вы могли усвоить историю о том, что ваша ценность зависит от худобы. Если вы наблюдали, как близкие отрицают свои эмоции, вы могли усвоить историю о том, что чувства нужно скрывать. Если вы видели, как близкий человек заглушал свою боль алкоголем, покупками или едой, вы могли решить, что тяжёлые чувства нужно отбрасывать, а не проживать. Если ваши близкие говорили вам «терпи», «не будь неженкой», вы могли усвоить, что чувствительность равносильна слабости. Когда у нас нет других примеров, мы знаем лишь то, что знаем. А в детстве то, что мы знаем, зависит от того, что мы видим и переживаем.
Поскольку у многих наших близких вряд ли были техники, умения или подготовка для работы с травмой, регулирования эмоций, построения здоровых отношений, они делали что могли, используя свои знания. У них не было такого доступа к информации, как у нас. Все мы неидеальные люди, взаимодействующие с другими неидеальными людьми, и это приводит к тому, что мы наследуем убеждения и истории, которые не всегда отражают нас настоящих.
Только обретя независимость, мы можем распознать привычные семейные сценарии. После этого нам под силу, если мы сами того захотим, оспорить истории, которые унаследовали и в которых уже не хотим участвовать.
Это может привести к ощущению угрозы разрыва с семьёй, вызвать страх, что нас разлюбят, бросят, изгонят. Вот почему многие продолжают следовать семейным убеждениям, традициям и историям, которые на самом деле не отражают ни их ценностей, ни правды.
2. Травма
Кроме межпоколенческой, вы могли столкнуться и с личной травмой. Бессел ван дер Колк, ведущий исследователь травмы, говорит, что травма — «это всё, что превосходит способность тела справляться». Мы часто думаем, что это значительное событие, например автомобильная авария или война, но травма также может быть результатом повторяющихся менее заметных, но глубоко ранящих переживаний: эмоционального отвержения, отсутствия глубокой связи, ненадёжного окружения или отношений, игнорирования потребностей, соприкосновения с насилием, маргинализации в обществе… Есть много переживаний, которые стоит считать травмой, и они куда более распространены, чем мы думаем.
Осознание такого опыта в своей жизни позволит нам понять наши истории. Он вновь напоминает, что если мы не в курсе альтернатив, то знаем лишь то, что знаем. Мы приложили все усилия к тому, чтобы найти смысл в произошедшем, опираясь на ту информацию, которая у нас тогда была.
3. Окружение
Если не считать моего брата, в юном возрасте я не была знакома с другими приёмными детьми. Я помню, что не понимала, почему я не знаю больше никого, кого бы удочерили, и задумывалась, что это говорит обо мне. Значит ли это, что я не на своём месте? Или я какая‑то странная? Со мной что‑то не так? Я задавала себе эти вопросы много раз.
Отсутствие информации о людях, похожих на меня, отчасти сделало мой детский опыт тяжелее. К тому же я сливалась с окружением. Я была похожа на моих родственников. Все предполагали, что я «обычный» ребёнок. Все думали, что всё в порядке. Именно поэтому было очень легко поверить, что я сама виновата в своих мыслях, будто что‑то не так, а значит — что‑то не так со мной самой.
Порой я думаю о том, что бы изменилось, если бы я общалась с другими приёмными детьми, если бы у меня был простор для изучения этой части моей идентичности в компании людей, которые её понимали. Из‑за отсутствия таких связей в моём окружении я стала задаваться вопросом, как глубоко на нас влияет среда — и не только то, что в ней есть, но и то, чего в ней нет.
На нас воздействует всё, чем мы окружены или не окружены, всё, что мы видим и чего не видим, всё, что мы слышим и чего не слышим, всё, чему мы становимся свидетелями или нет.
Наше окружение влияет и на то, к чему у нас есть доступ, какие ресурсы нам принадлежат, как мы связаны с сообществом и получаем ли от него поддержку. Наше окружение — своего рода дом, который мы носим внутри себя. Оно тоже влияет на то, как мы относимся к себе и друг к другу. Исследуя, как ваше окружение проявляется в вашей истории, вы можете получить информацию о том, как вы стали теми, кто вы есть. Как ваше окружение повлияло на вас?
4. Медиа
Наши истории родом из детства, но это не единственный их источник. На всех этапах жизни нас заваливают историями о том, кем мы должны быть и что значит быть «хорошими», «приятными», «желанными» и «успешными».
Огромный мир медиа идеализирует определённые истории, тела, образ жизни, цели… ну, вы понимаете. Нам без конца демонстрируют идеальные образы, которые влияют на создаваемые нами истории. Это истории о том, что наши тела недостаточно стройны, отношения недостаточно прекрасны, цели недостаточно глобальны, дома недостаточно элегантны, а мы сами недостаточно молоды. Наши истории основаны на информации, которой мы питаемся и которая может воздействовать на нас так, что мы этого даже не замечаем.
Сегодня, в эпоху соцсетей и интернета, где ещё проще столкнуться с подсказками культуры о том, к чему мы обязаны стремиться, это особенно верно. Мы видим предлагаемый образ идеала ежедневно, так что сравнения неизбежны. Наши внутренние истории часто опираются на внешние ожидания, нормы и системы, которые не всегда создавались ради нашего благополучия.
Если мы прислушиваемся к этим историям достаточно долго, мы их усваиваем. Порой мы даже начинаем оценивать себя исходя из того, отвечаем ли мы этим внешним стандартам, тому, какими мы «должны» быть и как «должна» выглядеть наша жизнь.
Понимание посланий, которые мы ежедневно слышим, и того, насколько мы их переняли, — ключ к выявлению жизненных сценариев, вообще‑то не имеющих отношения к нашей жизни.
5. Общество
Мы живём не в пузыре, а в обществе, у которого есть свои истории, влияющие на нашу жизнь разными способами. Медиа — только часть этого процесса, истории проявляются повсеместно, начиная со школьных программ и заканчивая указами правительства и религиозными доктринами, вплоть до социальных норм. […] Соня Рене Тейлор, автор книги The Body Is Not an Apology («За тело не нужно извиняться»), показала мне, как системы, в которых мы живём, влияют на наш внутренний мир. Какие истории вы унаследовали о том, что значит быть мужчиной, женщиной или не отождествлять себя ни с каким гендером? Какие истории вы узнали о цвете своей кожи? А о том, сколько у вас денег? О вашей одежде? О вашем районе?
Нас постоянно окружают истории, в которых нам говорят, какими мы «должны» быть, как «должны» действовать, по какому графику нам жить и кем мы «обязаны» стать в силу культурных норм и стандартов (все они созданы искусственно). А какие истории вы унаследовали о том, что вам можно и нельзя делать? Как можно и нельзя себя чувствовать?
В моём детстве все было пронизано историями нашего общества. То же происходило и во времена, когда росли мои родители. Так что они стали не только общественными историями, но и семейными. Наши личные истории сформированы семейными, которые определяются общественными историями. Вполне естественно пытаться искать причину в себе, но также стоит знать, как наши личные истории сплетены с теми, которые мы унаследовали и услышали.
Это особенно важно для тех, кто чувствует, будто у них было хорошее детство, но всё равно ощущает внутреннюю боль. Её легко сравнивать… легко предположить, что раз кому‑то было хуже или чья‑то история была тяжелее, то ваши боль и история не засчитываются и не имеют значения.
Нас учили выстраивать иерархии, оценивать себя и признавать лучшими или худшими, большими или меньшими.
Правда в том, что у каждого своя уникальная, индивидуальная жизнь и потому своя личная боль и история. Вам не нужно доказывать, что вам больно, что у вас есть свои проблемы, негативный опыт, объяснять, почему вы испытываете тяжёлые чувства. Достаточно уважать свою индивидуальность и позволить другим делать то же.
«Не сомневайся в себе» — это поддерживающее и полное надежды руководство по возвращению истинного «я». В нём можно найти вопросы для самоанализа, примеры и практики, которые помогут реализоваться и жить на полную.
Купить книгу
Читайте также 📌
- 5 распространённых убеждений, которые портят нам жизнь
- 10 убеждений, которые помогут противостоять манипуляциям
- 5 способов превратить привычку сравнивать себя с другими в суперсилу
Важность религии и религиозных верований
Хотя религия остается важной в жизни большинства американцев, исследование религиозного ландшафта 2014 года показывает, что американцы в целом стали несколько менее религиозными в последние годы благодаря определенным традиционным мерам религиозной приверженности. Например, сейчас меньше взрослых американцев говорят, что религия очень важна в их жизни, чем семь лет назад, когда исследовательский центр Pew Research Center провел такое же обширное исследование религии. Меньшее количество взрослых также выражают абсолютно определенную веру в Бога, говорят, что верят в небеса или говорят, что священный текст их религии — это слово Бога.
Изменение религиозных убеждений американцев совпадает с ростом доли населения США, не принадлежащего ни к какой религии. Неаффилированные не только составляют растущую часть населения, они также становятся все более светскими, по крайней мере, по некоторым ключевым показателям религиозной веры. Например, меньше «нерелигиозных» говорят, что религия для них очень важна, чем в 2007 году, и меньше говорят, что верят в Бога или верят в рай или ад.
Среди лиц, которые do отождествляют себя с религией, однако во многих показателях религиозной веры произошли незначительные изменения, если они вообще произошли. Люди, связанные с религиозной традицией, сейчас так же часто, как и в недавнем прошлом, говорят, что религия очень важна в их жизни, и верят в рай. Они также с такой же вероятностью верят в Бога, хотя доля религиозно связанных взрослых, которые верят в Бога с абсолютной уверенностью, несколько снизилась.
При поиске совета в вопросах правильного и неправильного многие американцы говорят, что полагаются в первую очередь на свой здравый смысл и личный опыт. Но заметно увеличилась доля верующих взрослых, которые говорят, что обращаются к своим религиозным учениям за руководством.
В этой главе подробно рассматриваются религиозные верования взрослого населения США, в том числе членов различных религиозных групп, и сравниваются результаты настоящего исследования с исследованием религиозного ландшафта 2007 года. В главе также рассматриваются взгляды американцев на религию и спасение, религию и современность, религию и мораль.
Важность религии
Три четверти взрослых американцев говорят, что религия по крайней мере «в некоторой степени» важна в их жизни, причем более половины (53%) считают ее «очень» важной. Примерно каждый пятый говорит, что религия «не слишком» (11%) или «совсем не» важна в их жизни (11%).
Хотя религия по-прежнему важна для многих американцев, ее значение несколько снизилось за последние семь лет. В 2007 году американцы чаще говорили, что религия для них очень важна (56%) или несколько важна (26%), чем сегодня. Лишь 16% респондентов в 2007 г. заявили, что религия для них не слишком или совсем не важна.
Снижение доли американцев, считающих религию очень важной в своей жизни, тесно связано с ростом числа нерелигиозных людей, доля которых в населении выросла с 16% до 23% за последние семь лет. По сравнению с теми, кто связан с религией, «нерелигиозные» гораздо реже описывают религию как ключевую часть своей жизни; только 13% говорят, что религия очень важна для них. Кроме того, за последние годы значительно возросла доля «ничейных», считающих, что религия не является важной частью их жизни. Сегодня две трети неаффилированных (65%) говорят, что религия не слишком или совсем не важна для них, по сравнению с 57% в 2007 году9. 0003
Значение, придаваемое религией американцам, принадлежащим к какой-либо религии, зависит от религиозной традиции. Примерно восемь из десяти или более Свидетелей Иеговы (90%), членов протестантских церквей, исторически принадлежавших к чернокожим (85%), мормонов (84%) и протестантов-евангелистов (79%), говорят, что религия очень важна в их жизни. Эти цифры остаются примерно одинаковыми в последние годы.
Меньшее большинство представителей большинства других религиозных групп говорят, что религия играет очень важную роль в их жизни. Сюда входят 64% мусульман, 58% католиков и 53% протестантов. Примерно половина православных (52%) также говорят об этом. Меньшее количество евреев, буддистов и индуистов говорят, что религия для них очень важна, но большинство членов этих групп указывают, что религия хотя бы немного важна в их жизни.
Опрос также показал, что пожилые люди чаще, чем молодые люди, говорят, что религия очень важна в их жизни, и женщины чаще, чем мужчины, выражают это мнение. Кроме того, люди с высшим образованием, как правило, реже, чем люди с более низким уровнем образования, говорят, что религия очень важна в их жизни. А чернокожие гораздо чаще, чем белые или латиноамериканцы, говорят, что религия очень важна в их жизни. Эти закономерности наблюдаются среди населения в целом и во многих, хотя и не во всех, религиозных группах.
Вера в Бога
Почти девять из десяти американцев (89%) говорят, что верят в «Бога или вселенский дух», и большинство из них (63% всех взрослых) абсолютно уверены в этом. С тех пор, как в 2007 году впервые было проведено исследование религиозного ландшафта, произошло небольшое снижение доли американцев, верящих в Бога (с 92% до 89%), и еще большее падение доли американцев, которые говорят, что верят в Бога с абсолютная уверенность (от 71% до 63%).
Большинство приверженцев большинства христианских традиций заявляют, что верят в Бога с абсолютной уверенностью. Но это убеждение заметно уменьшилось в последние годы среди нескольких христианских групп. Наибольшее падение было среди основных протестантов (с 73% в 2007 году до 66% сегодня), католиков (с 72% до 64%) и православных христиан (с 71% до 61%).
Среди нехристиан картина смешанная. Большинство мусульман (84%) абсолютно уверены в том, что Бог существует, но гораздо меньше индуистов (41%), иудеев (37%) или буддистов (29%) уверены в существовании Бога или вселенского духа.
Как и в 2007 году, большинство нерелигиозных людей по-прежнему в той или иной степени верят в Бога или вселенский дух. Однако доля верующих в Бога «нерелигиозных» за последние годы существенно снизилась (с 70% в 2007 г. до 61% сегодня). А религиозные «неверующие», которые верят в Бога, гораздо менее уверены в этой вере по сравнению с теми, кто идентифицирует себя с религией. На самом деле, большинство верующих, не связанных с религией, говорят, что они менее чем абсолютно уверены в существовании Бога.
Почти каждый десятый взрослый американец в целом (9%) теперь говорит, что не верит в Бога, по сравнению с 5% в 2007 году.
Женщины гораздо чаще, чем мужчины, говорят, что они абсолютно уверены в существовании Бога ( 69% против 57%), а пожилые американцы гораздо чаще, чем молодые люди, говорят, что они абсолютно убеждены в том, что Бог существует. Две трети тех, кто не имеет высшего образования, выражают уверенность в существовании Бога, по сравнению с 55% выпускников колледжей. Кроме того, 83% чернокожих абсолютно уверены в существовании Бога, в то время как примерно шесть из десяти белых (61%) и выходцев из Латинской Америки (59%).%) придерживаются этой точки зрения.
Существуют значительные различия в том, как члены различных религиозных групп представляют себе Бога. Например, семь из десяти христиан думают о Боге как о личности, с которой люди могут иметь отношения. Лишь около четверти представителей нехристианских конфессий (26%) разделяют эту точку зрения. Среди нехристианских конфессий чаще принято рассматривать Бога как безличную силу.
Среди нерелигиозных людей примерно трое из десяти (31%) считают Бога безличной силой, четверть считает, что Бога лучше всего рассматривать как личность, а треть считает, что Бога не существует. Однако среди подмножества «нерелигиозных», которые описывают свою религию как «ничего особенного» и которые также говорят, что религия очень или в некоторой степени важна в их жизни, незначительное большинство (53%) говорят, что верят в личного Бога.
Хотя доля взрослых, верящих в Бога, в последние годы несколько снизилась, среди тех, кто верят в Бога, взгляды на природу Бога мало изменились с 2007 года. И в 2007, и в 2014 году примерно две трети людей, которые верят в Бога, заявили, что думают о Боге как о личности, в то время как чуть меньше трех из десяти видят в Боге безличную силу.
Верования о загробной жизни
Примерно семь из десяти американцев (72%) верят в «рай, где люди, прожившие хорошую жизнь, награждаются вечно».
Вера в небеса почти универсальна среди мормонов (95%) и представителей исторически черной протестантской традиции (93%). Веры в небеса также широко придерживаются протестанты-евангелисты (88%), католики (85%), православные христиане (81%) и основные протестанты (80%).
Подавляющее большинство мусульман (89%) также верят в рай. Около половины опрошенных индуистов (48%) говорят, что верят в рай, как и 47% опрошенных буддистов.
Единственными группами, в которых значительно меньше половины заявляют, что верят в рай, являются евреи (40%) и неаффилированные (37%). В то время как относительно небольшое количество атеистов или агностиков верят в небеса, большая часть тех, чья религия не представляет собой «ничего особенного», и которые также говорят, что религия хотя бы в какой-то степени важна в их жизни, верят в небеса (72%).
Опрос также показал, что в целом женщины чаще, чем мужчины, говорят, что верят в рай, и те, у кого меньше высшего образования, чаще, чем те, кто имеет высшее образование, выражают это мнение. Немного больше чернокожих и латиноамериканцев, чем белых, говорят, что верят в рай, и пожилые американцы немного чаще, чем молодые люди, придерживаются этой веры. Однако во многих случаях эти демографические различия в вере в рай в религиозных традициях меньше, чем среди населения в целом. Среди протестантов-евангелистов, например, мужчины с такой же вероятностью, как и женщины, верят в рай, а молодые люди с такой же вероятностью, как и пожилые евангелисты, придерживаются этой веры.
Вера в «ад, где люди, прожившие плохую жизнь и умирающие без сожаления, наказываются вечно», менее распространена, чем вера в рай. Около шести из десяти американцев (58%) верят в ад, мало что изменилось с 2007 года.
Вера в ад наиболее распространена среди членов исторически черных протестантских церквей (82%) и евангелических протестантских церквей (82%). Несколько меньше католиков (63%), мормонов (62%), основных протестантов (60%) и православных (59%) говорят, что верят в ад.
Три четверти мусульман США (76%) верят в ад, но вера в ад менее распространена среди других нехристианских групп, включая буддистов (32%), индуистов (28%), евреев (22%) и нерелигиозные (27%).
Взрослые американцы, не имеющие высшего образования, чаще, чем выпускники колледжей, говорят, что верят в ад, а чернокожие чаще, чем латиноамериканцы и белые, верят в ад. Однако между мужчинами и женщинами, а также между более молодыми и пожилыми людьми по этому вопросу существуют минимальные различия.
Убеждения о Священном Писании
Шесть из десяти американцев (60%) считают священный текст своей религии словом Божьим. Это представляет собой небольшое снижение по сравнению с 2007 годом, когда 63% населения придерживались этой точки зрения. В большинстве религиозных групп в этом вопросе не было особых подвижек, но среди неаффилированных произошло небольшое снижение доли тех, кто считает Библию словом Божьим (с 25% до 21%).
Три четверти христиан верят, что Библия – это слово Бога, в том числе примерно девять из десяти евангелистов (88%), мормоны (91%) и Свидетели Иеговы (94%). Среди представителей других христианских традиций меньшее большинство считает Библию словом Божьим.
Хотя среди христианских групп существует широкое согласие по этому вопросу, существуют разногласия по поводу того, можно ли понимать Библию «буквально, слово в слово». Большинство протестантов-евангелистов (55%) и членов исторически черных протестантских церквей (59%) считают, что Библию следует воспринимать буквально, но меньше христиан других традиций придерживаются буквального взгляда на Библию. В последние годы мало что изменилось в доле христиан, считающих, что Библию следует толковать буквально, слово в слово.
Большинство мусульман (83%) принимают Коран (также пишется как Коран) как слово Бога. Гораздо меньше евреев (37%), индуистов (29%) и буддистов (15%) говорят, что их писания — это слово Бога.
Доля неаффилированных лиц, которые верят, что Библия была написана мужчинами и составляет , а не слово Божье, выросла на 8 процентных пунктов за последние годы, с 64% в 2007 году до 72% в 2014 году. «нет» говорят, что Библия была написана мужчинами, около половины тех, кто говорит, что у них нет определенной религии, и которые также говорят, что религия хотя бы в какой-то степени важна в их жизни, верят, что Библия — это слово Божье (51%).
Как и в случае с некоторыми другими традиционными мерами религиозной веры, пожилые люди чаще, чем молодые люди, говорят, что священный текст их религии — это слово Бога. И те, кто не имеет высшего образования, также гораздо чаще, чем выпускники колледжей, говорят, что священное писание их религии — это слово Божье. Кроме того, больше женщин, чем мужчин, и больше чернокожих, чем латиноамериканцев и белых, говорят, что священный текст их религии — это слово Божье. Однако по большей части различия во взглядах на Библию более значительны.0007 по религиозным традициям (например, между евангелистами и католиками и «неверующими»), чем различия между демографическими группами в пределах одной и той же религиозной традиции.
Убеждения о религии и современности
Респондентам опроса, связанным с религией, было предложено выбрать одно из трех утверждений, которое лучше всего отражает их взгляд на то, как их религия должна взаимодействовать с современностью. Многие религиозные американцы (46%) считают, что их религия должна «сохранять традиционные верования и обычаи». Треть (34%) говорят, что их община или деноминация должны «скорректировать традиционные верования и обычаи в свете новых обстоятельств». Только 14% людей, которые связаны с религиозной традицией, говорят, что их религия должна «принимать современные верования и обычаи».
Эти результаты мало изменились по сравнению с 2007 годом, когда 44% аффилированных респондентов заявили, что их религия должна сохранять свои традиционные верования и обычаи, 35% заявили, что их религия должна изменить свои традиционные верования, а 12% заявили, что их религия должна принять современные верования и обычаи.
Веры в то, что их религия должна сохранять традиционные обычаи, придерживаются большинство мормонов (70%), Свидетелей Иеговы (60%), протестантов-евангелистов (61%) и членов протестантских церквей, исторически принадлежавших к чернокожим (53%), а также половина православных (50%).
Мусульмане расходятся во мнениях относительно того, должна ли их религия сохранять традиционные верования и обычаи или адаптировать традиционные верования и обычаи в свете новых обстоятельств. Среди других религиозных групп, включая евреев, основных протестантов и католиков, наиболее распространено мнение, что религии должны корректировать традиционные обычаи.
Пути к вечной жизни
Две трети тех, кто идентифицирует себя с религиозной группой, говорят, что многие религии (не только их собственные) могут вести к вечной жизни, что немного ниже, чем в 2007 году, когда 70% всех верующих взрослых сказали это.
Этой точки зрения придерживаются подавляющее большинство основных протестантов (80%) и католиков (79%), а также меньшее большинство православных христиан (68%) и членов исторически черных протестантских церквей (57%) и около половины евангелистов (52%). Менее половины мормонов (40%) и только каждый десятый Свидетель Иеговы (8%) верят, что многие религии могут привести к вечной жизни.
Большинство нехристианских религиозных традиций, которых достаточно для анализа, говорят, что многие религии могут вести к вечной жизни.
Большинство христиан, утверждающих, что многие религии могут привести к вечной жизни, также говорят, что нехристианские религии могут привести на небеса. На самом деле, половина всех христиан говорят, что некоторые нехристианские веры могут привести к вечной жизни, в то время как примерно четверо из десяти говорят, что либо их единственная истинная вера ведет к вечной жизни, либо что только христианство может привести к вечной жизни. Примерно каждый десятый христианин не высказывает мнения или высказывает другие взгляды по этим вопросам.
Две трети католиков (68%) и основных протестантов (65%) говорят, что некоторые нехристианские религии могут вести к вечной жизни, как и 59% православных. Эта точка зрения менее распространена среди других христианских групп. Примерно четыре из десяти представителей исторически черных протестантских конфессий (38%) говорят, что некоторые нехристианские религии могут вести к вечной жизни, как и три из десяти протестантов-евангелистов и мормонов (по 31%). Очень немногие Свидетели Иеговы (5%) верят в это.
Религия и нравственность
В поисках ответов на вопросы о добре и зле американцы чаще обращаются к практическому опыту и здравому смыслу (45%), чем к какому-либо другому источнику руководства. Следующим наиболее распространенным источником руководства являются религиозные верования и учения (33%), тогда как гораздо меньше людей обращаются к философии и разуму (11%) или научной информации (9%).%).
Однако после исследования религиозного ландшафта 2007 года доля взрослых американцев, которые говорят, что обращаются к практическому опыту, уменьшилась на 7 процентных пунктов (с 52% до 45%), в то время как доля тех, кто говорит, что они обращаются к религиозным учениям, увеличилась на 7%. 4 балла (с 29% до 33%). Этот поворот к религиозным учениям как источнику морального руководства произошел во многих религиозных традициях, с наибольшим ростом среди евангельских протестантов и католиков.
Шесть из десяти или более протестантов-евангелистов, мормонов и Свидетелей Иеговы говорят, что обращаются к религиозным учениям и верованиям за нравственным руководством. Члены исторически черных протестантских церквей более разделены: 47% говорят, что они полагаются на религиозные учения, а 41% полагаются на практический опыт. Меньше католиков (30%), основных протестантов (29%) и православные христиане (27%) обращаются прежде всего к религии за советом в вопросах правильного и неправильного.
Меньшее количество «нерелигиозных» теперь говорят, что используют здравый смысл и практический опыт в качестве основного источника руководства в этой области (57%), чем в 2007 году (66%). Но вместо того, чтобы искать руководство в религиозных учениях, все больше «незнающих» обращаются к научной информации; доля тех, кто говорит, что они полагаются на научную информацию, за последние годы увеличилась с 10% до 17%. Опора на науку наиболее распространена среди самоидентифицирующих себя атеистов; треть этой группы (32%) полагаются в первую очередь на научную информацию в вопросах правильного и неправильного.
Почти две трети взрослых американцев (64%) говорят, что правильность или неправильность чего-либо зависит от ситуации, в то время как треть говорит, что существуют четкие и абсолютные стандарты того, что является правильным или неправильным. В 2007 году другой вопрос о моральных абсолютах показал, что 39% американцев полностью согласны с утверждением, что «существуют четкие и абсолютные стандарты того, что правильно и что неправильно».
Хотя христиане в целом чаще, чем члены других религиозных групп, говорят, что существуют абсолютные стандарты добра и зла, внутри христианства существуют большие различия. Почти шесть из десяти мормонов (57%) и Свидетелей Иеговы (57%) говорят, что существуют четкие стандарты правильного и неправильного. Мнения евангелических протестантов разделились: 50% говорят, что существуют абсолютные стандарты, а 48% говорят, что это зависит от ситуации. Меньше православных христиан (33%), основных протестантов (32%), католиков (30%) и представителей исторически черных протестантских традиций (29%).%) говорят, что существуют четкие и абсолютные стандарты правильного и неправильного.
Около трех четвертей представителей нехристианских конфессий утверждают, что определение правильного от неправильного часто зависит от ситуации. Точно так же эту точку зрения выражают более восьми из десяти атеистов и агностиков, как и три четверти тех, чья религия не представляет собой «ничего особенного».
Как религия влияет на поведение | Блог
Наш опыт, окружающая среда и даже генетика формируют наши убеждения и взгляды. В свою очередь, эти убеждения влияют на наше поведение и определяют наши действия. Широко распространенные убеждения становятся частью нашей культуры и во многом формируют общество, в котором мы живем.
Религия, вероятно, самая сильная система верований, существовавшая тысячи лет. Во многих отношениях это кодекс поведения, свод правил, который позволяет верующим вести себя не примитивно и не культурно. Самые ранние формы религии были созданы для облегчения социальных связей. На самом деле также считается, что религиозные практики являются адаптивными и возникли для поддержания выживания и репродуктивных преимуществ посредством генной селекции или динамики коэволюции генной культуры.
Поэтому неудивительно, что эта система имеет решающее значение для моделей мышления и играет жизненно важную роль в формировании самоидентификации и коллективной идентичности сообщества, которые затем формируют отношения, культурные нормы и влияют на индивидуальное и групповое поведение. Дети особенно восприимчивы к религиозным верованиям и представлениям о богах и других сверхъестественных агентах, что приводит к телеологической предвзятости принятия объяснений явлений, основанных на цели, которой они служат, а не на их постулированных причинах, которые сохраняются во взрослом возрасте (Келемен, 2004). . Эти установки зависят от таких факторов, как вера в существование Бога, бессмертие и вездесущность; атрибуции психологических характеристик, таких как справедливость, сострадание и резкость; и атрибуции о причинной причастности и мотивах Бога к жизненным событиям.
Большинство, если не все религии, имеют некоторые тематические принципы, которые делают их похожими друг на друга, а именно концепции бога и любви, честности, альтруизма, чудес и поддержания мира. Однако в каждой религии есть элементы и идеология, которые отличают их друг от друга. Эти идеологические различия могут быть неявными и легко различимыми, но они присутствуют и временами являются причиной значительной дисгармонии и разногласий. В основном это происходит из-за иррациональных и искаженных выводов религиозных писаний некоторыми последователями, которые идут вразрез с фундаментальными принципами. Более того, сосуществование различных религий в одном сообществе или нации — это сравнительно недавняя тенденция. Жертвоприношения и войны во имя религии не являются чем-то неслыханным, и некоторые из важных примеров — Крестовые походы, система Сати, буддийская Бирма, джихадисты и охота на ведьм, которые унесли тысячи жизней. Что еще более ошеломляет, так это дихотомическая функция, которой, кажется, служит религия, когда она впитывает сострадание и доброту ко всем, но также провоцирует религиозную ненависть, насилие и религиозные мученичества, особенно среди радикально верующих.
Большинство религий навязывают нравственное поведение посредством положительного и отрицательного подкрепления, внося в священные писания «богобоязненные» элементы, такие как концепция кармы и реинкарнации в индуизме, рай-ад и спасение в христианстве, рай и ад в исламизме, мирная загробная жизнь и реинкарнация в коренных китайских народных религиях, а также освобождение от цикла реинкарнаций и достижение просветления в буддизме. Это было подтверждено в исследовании Шариффа и Норензаяна (2011), в котором они обнаружили, что люди с большей вероятностью будут вести себя нравственно или честно, если верят в устрашающих и карающих сверхъестественных агентов. В своих последующих исследованиях они пришли к выводу, что концепция ада существует для того, чтобы заставить людей поступать нравственно и этично, тогда как концепция рая (или ее эквивалента в других религиях) существует для того, чтобы люди чувствовали себя хорошо, и имеет прямое и положительное значение. отношение к счастью. Однако другое возможное объяснение этого предполагает, что это может не иметь ничего общего с религиозными убеждениями. Скорее, религиозные писания или ритуалы действуют как моральное напоминание, побуждая нас действовать нравственно и честно.
Здесь важно отметить, что, хотя религиозные убеждения могут играть причинную роль в некоторых действиях, это не единственный фактор, влияющий на поведение. Скорее, это важный фактор в пуле других факторов, таких как генетика, окружающая среда, воспитание, побуждения и потребности, которые определяют наше поведение.