Что такое ум – Ум — Википедия

Содержание

определение. Ясный ум. Молитва для ума

Как платья, волосы, так и умы коротки

А. Грибоедов

Часть первая

  1. Обусловленность ума.
  2. Память и опыт как ограничивающие факторы.
  3. Ум, мышление, восприятие.
  4. Чистое и обусловленное восприятие.
  5. Индуизм, веданта: их отношение к уму.

Сила ума: в чем уловка? Тайна ума

Над тайнами ума люди бьются в течение многих лет, да что там говорить, с того самого момента, когда человек стал осознавать себя, он спрашивает, в чём состоит тайна ума. Ответ уже заключён в вопросе: тайна ума в осознании самого себя и осознании всего вокруг. Правильно сказано, что в самом вопросе, если он правильно поставлен, находится ответ. В этом смысл правильного вопроса.

Если мы задаём вопрос с целью найти ответ в памяти путём комбинации и сопоставления определённых заранее известных частей или прибегая к нашему прошлому опыту (что опять есть не что иное, как память), то мы просто находим средство, способное удовлетворить наше любопытство, преходящие цели, которые, будучи выполненными, вскоре канут в лету, и мы пойдём искать и достигать новые, или у нас появятся новые интеллектуальные интересы (скорее развлечения разума), где наш ум постоянно в работе, бьётся над загадками, а разгадывая, переходит к следующим.

Наша задача состоит в том, чтобы правильно поставить вопрос. Осознаём ли мы себя? Под этим подразумевается, познаёт ли себя сам ум, так как процесс познания связан с умом. Вот тут-то мы и наталкиваемся на следующий вопрос — каким образом ум познаёт, что есть познание и каково различие между познанием и осознанием?

Вопросы о памяти и опыте

Эти вопросы важны, потому что вся жизнь выстроена на них. Каждый день мы проходим через процесс познания, но равнозначен ли он осознанию? Каким образом мы познаём? Хоть народная мудрость и говорит, что без памяти разум туп, но это лишь аккумулирующая способность разума. Мы смотрим на глубинные аспекты ума. Через ежедневную деятельность мы получаем какой-либо опыт, будь он из области науки или бытовых сфер жизни, и наша память накапливает его, а затем, когда нам нужно получить ответ на какой-то вопрос, мы обращаемся к нашему прошлому опыту, к памяти, и таким образом находим ответ или компилируем его из различных известных нам фактов.

Аккумулирующая способность ума

Мы можем использовать такие средства, как анализ, сравнение, синтез информации и другое. Так рождается «новое знание», или ответ, — то, что мы искали. Но что такое этот ответ? Посмотрим из чего он был составлен. Нов ли он? Нет. Мы всего лишь ищем более подходящий вариант, лучше всего нас устроит такой, который, как пазл в картинке, правильным образом заполнит открытое пространство. Вот и всё. Мы его нашли, заботы в сторону — проблема решена. Но решена ли она, или мы опять обманули сами себя, выбрав из старого багажа тот материал, который подходит к данному моменту, якобы является ответом на вопрос.

Мы не обсуждаем сейчас механистические науки, где нужно использовать формулы, решать уравнения, используя известные правила. С этим всё ясно, там и выводы/ответы должны соответствовать ожиданиям, правилам. Мы говорим о вопросах духовного, психологического плана, где такой подход, сделанный сквозь призму ожидания, ни к чему хорошему не приведёт, в лучшем случае мы будем иметь ещё одну новую схему, теорию, метод, основанный на опыте прошлого, пусть и с использованием новых данных.

В таком ответе, где мы используем память, не может быть ничего нового, и строго говоря, это не ответ. Для того чтобы получить ответ, нужно понять, что только чистое осознание может нам его дать, без ожиданий, без связи с опытом. Если есть опора на опыт, значит открыта дорога и для ожидания. Если нет — то не существует и ожиданий. Тогда и только тогда можно говорить о получении настоящего ответа, истинного познания путём осознавания.

Без ума: что это означает

Для того чтобы осознавать, человек, его ум, должен освободиться от опыта прошлого, забыть о нём и просто осознавать безоценочно. Если мы смотрим на что-то и говорим, как нам это нравится или не нравится, даём этому имя и т. д., то мы оцениваем, высказываем суждение. Не имеет значение, позитивного или негативного толка наше высказывание. Суть в том, что ум уже успел просчитать, сравнить и на основе этого составил суждение. Это не осознавание и не познание. Это суждение и ничего более.

Ум: определение. Связь с мышлением

«Denken ist schwer, darum Urteilen die meisten (Думать трудно, поэтому большинство выносят суждения)», — так говорил Карл Юнг. Ни в одной другой школе психологии подход к проблемам мышления, восприятия и ума не имел так много общего с понятиями, идущими из буддизма и ведантизма, как в аналитической психологии, основанной Юнгом.

Современная психология сформировалась и выделилась в отдельную отрасль знания на основе западной философии. Оттуда она и черпает свои знания, дополненные научными изысканиями в области физиологии и биологии. Мышление обычно понимается как познавательная, или когнитивная, способность. Она основана на восприятии. С помощью мышления мы способны делать выводы, находить смысл и создавать идеи. Но давайте спросим, каким образом мы воспринимаем?

Восприятие — это видение того, что есть в действительности. Но способны ли мы видеть, а следовательно, воспринимать? Или иначе: до какой степени, где проходят пределы нашего восприятия? Мы не говорим о физической способности видеть и слышать, мы обсуждаем психологический аспект восприятия в целом и для удобства продолжаем использовать названия из категории ощущений.

Обусловленность восприятия

Чистое видение, ничем не обусловленное, человеку недоступно по той причине, что на его восприятие накладывает большой отпечаток весь его опыт: то, как его воспитали, установки, принятые в обществе, в котором он живёт, его образование и сфера деятельности, поэтому восприятие определено множеством факторов, заслоняющих, скрывающих настоящую природу рассматриваемого явления или объекта.

Нужно заметить, что дохристианская западная философская традиция рассматривала этот вопрос. Ещё Платон создал концепцию идей — эйдосов, находящихся в другом мире, и чью тень в виде предметов существующего, чувственного мира мы способны воспринять. Он, чувственный мир, порождён Демиургом — творцом, где Демиург является Умом из соединения материи и эйдосов — смеси, которую мы можем воспринять.

Чистые идеи нашему разуму недоступны в силу того, что они находятся по другую сторону нашего восприятия в трансцендентальном мире. Интересен сам термин «трансцендентальность». Он предполагает выход за пределы ограниченного восприятия, «перешагивание», лежащее по другую сторону миропонимания. Позднее эту тему разовьёт Кант, где он введёт понятие априорности, соответствующей трансцендентальному, в противовес эмпирическому, доступному через непосредственный опыт.

Бессилие ума. Платоновская концепция восприятия, разума и понимания

Выходит, что разум человека не в состоянии воспринять идеи в силу того, что они находятся вне сферы действия разума. Но здесь Платон объясняет возможность постижения скрытого мира идей с помощью понятия Мировой Души так, чтобы соединить и сделать возможным для познания оба начала: идеальное и материальное.

Только благодаря наличию Мировой Души разумное существо способно познавать идеи. Она — мост между космосом (миром идей) и материей. Так Платон решает проблему восприятия. Однако о чистом восприятии ничего не говорится. И как бы ни близка была идея о Демиурге к понятию Праджапати — управителю, причине Вселенной из философии веданты, тем не менее они различны: Демиург создаёт из уже наличествующих идей и материи, т. е. он ими не является, он лишь активная сила, дающая толчок.

В то время как веданта ставит Праджапати равным Брахману, который является не только причиной всего, но он и есть всё, всё во всём. Можно сказать, что Праджапати есть проявление Брахмана, он и есть Брахман создающий, т. к. философия веданты говорит, что нет ничего, кроме Брахмана, всё есть он и он во всём. Позднее мы поговорим об этом подробнее.

Чистое восприятие

Чтобы увидеть и воспринять то, что есть, а не проекцию своих ожиданий, нужно освободить разум от этих наслоений (обусловленности), сделать его по-настоящему открытым, способным осознавать. Процесс осознания становится возможным только тогда, когда память, мысль, порождающая ожидания и искажающая воспринимаемое, остановлена. Молчаливый ум способен созерцать, и тогда мы открыты процессу осознания.

К этой мысли подошла аналитическая психология, но корни её уходят глубоко в древность, во времена дохристианские, когда индийская философская мысль была в расцвете и создала много школ, которые объясняют происхождение мира, его значение и роль Ума в нём. Пожалуй, ни одно другое направление философии и религии не может сравниться по смелости идей с теми, что были высказаны философами веданты и санкхьи.

Внутри индийской философии существовало несколько школ, но все они так или иначе развивают идеи, высказанные ведантой. Даже если мы возьмём такое сильное направление, как санкхья, на которую опирается философия йоги, то и она есть не что иное, как видоизменённое учение веданты, и по многим вопросам эти два направления сходны.

Сравнение и связь учений об уме веданты с западной традицией

Веданта признает Веды как высший источник знания — шрути, т. е. «откровение». У них нет рукотворного источника, их творец и есть Брахман. Выходит, что древние философы признавали Брахмана и как Слово. В западной традиции это соответствует Логосу. Опять мы видим, как платонизм и стоицизм (где Логос понимается не столько как Слово, но и как «первопричина», «первоогонь», из которого всё происходит) тесно соприкасается с идеями веданты о Брахмане.

В обеих концепциях одинаковая безличность Логоса или Брахмана, в отличие от христианской концепции, где Бог есть Творец как личность, создающая мир актом воли. Он представлен не как первопричина Демиург, а как создатель, собирающий мир с помощью воли.

Знание и незнание в философии индуизма

В философии веданты и платонизма/cтоицизма отсутствует проблема теодицеи — оправдания Бога или оправдания зла, существующего в мире, созданного Богом. С точки зрения веданты само понятие зла является лишь видимостью, порождённой незнанием (авидьей), все страдания трактуются как результат авидьи, поэтому избавление от авидьи откроет нам истинную сущность вещей. С помощью знания (видьи) страдания (дуккхи) сами собой перестают существовать, т. к. они сформированы умом, тем, как ум воспринимает действительность, которая, в свою очередь, реальностью не является. Из нашего незнания происходят желания, из них формируется восприятие, которое ведёт к впечатлениям. Впечатления формируют основу для работы ума.

Конфликтная основа ума. Сравнение веданты и платонизма

Мир с позиций веданты не дуален, нет противоположности, а следовательно борьбы. В этом случае мы видим радикальное отличие от догматов христианства и других авраамических религий, где изначально мир дуален и борьба противоположных начал лежит в основании мира; следовательно и деятельность человека и его ума в мире определены этой дуальностью, иначе говоря, конфликтом, который человек пытается преодолеть опять же с помощью ума, который разделён. Отсюда берёт своё начало понятие Эго как половинчатый разум, который хочет доказать, проявить себя и закрывает для человека возможность открытия истины.

В платонизме, неоплатонизме и стоицизме оправдания Бога нет и не можем быть, так как мир создан эманацией Логоса, происходящей от высшего к низшему, т. е. система мироздания изначально иерархична, поэтому на каждом более низшем уровне творения менее совершенны, следовательно, наличествует зло, но оно закономерно и скорее рассматривается как побочный продукт творения, неизбежный на стадиях эманации на более низкие уровни.

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями

Н. Гоголь

Как понимают духовный ум человека в философии веданты, санкхьи, йоги, вайшешики и буддизма

Веданта, санкхья, йога и вайшешика принадлежат к школам индуистской философии, где главнейшей является веданта, чьё знание основано на священных источниках-откровениях — шрути. В противоположность смрити (преданиям) веданта признаёт непогрешимость вед и всех её составляющих: мантр, брахманов и упанишад. Остальные течения, направления и школы так или иначе выходят из веданты, берут из неё наработки философского знания. Существуют отличия каждой школы, используются новые термины, но это не указывает на полную самостоятельность школ.

Для того чтобы более точно понять общность, зависимость этих направлений от учения веданты, можно спросить о том, что является главной целью в этих школах, выполнение которой означало бы достижение нирваны.

Минусы ума. Роль ума в достижении целей философских учений

Веданта и санкхья видят достижение цели в прекращении страданий.

Йога также идёт к прекращению страданий путём созерцания и сосредоточения, избежания волнений. С помощью специальных приёмов и средств можно достичь кавальи (свободы). Вайшешика как одна из наиболее простых школ, базирующихся исключительно на логике, признаёт то, что страдание можно прекратить посредством познания истины.

Буддизм, хоть и является отдельным, новым философским течением, однако его истоки можно усмотреть в традициях веданты, и уничтожение страдания происходит путём проникновения в его природу, что приводит к полному уничтожению дуккхи — страдания.

Роль ума, манаса (по одним трактовкам «манас» понимают как «мозг», по другим это «дух»), и буддхи (интеллекта) состоит в том, чтобы «снять» покровы незнания, прийти к чистому знанию и достичь самадхи — просветления.

Ум и мудрость. Духовный Ум: его составляющие

Философские школы индуизма видят буддхи (ум, разум, интеллект), состоящим из нескольких составляющих:

  • дхарма — добродетель,
  • джняна — знание,
  • вайрагья — бесстрастие,
  • айшварья — сверхчеловеческая сила.

Ум — враг, ограничитель

В вышеупомянутых религиозно-философских традициях, так же как и в христианстве, и исламе, уму отводится большая роль, и в какой-то мере с помощью него человек может постичь мироздание. Хотя одновременно эти традиции понимают ограниченную природу ума, его обусловленность и предопределённость мышления, которая не даёт уму перешагнуть в трансцендентальность (за границы материальности), а именно там и находится чистое знание, истина.

В нашем материальном мире, несовершенном как раз потому, что господствует авидья, или незнание, ум по определению не может быть свободным. Таким образом, если он несвободен, то посредством несовершенного инструмента, каким является ум, нельзя обрести свободу в её окончательном виде — мокшу.

Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений

А. Грибоедов

Ум не главное, ум — в жизни человека

Йогическая традиция пришла к выводу, каким образом сделать ум свободным. Остановив деятельность ума, прекратив его постоянный разговор с самим собой, построение теорий, анализирование, мы сможем преодолеть его perpetuum mobile. Тихий ум, свободный от связи с логикой, ум молчаливый — только такой ум может действительно постичь Высшее, выйти за пределы мунданы в трансцендентальность и узреть то, что скрыто от обычного взора.

То есть опять мы обращаемся к эйдосам идеального мира, только индуистская философская традиция, равно как и христианская, называет это сутью вещей, истиной. Увидеть суть вещей — так мы познаём истину, а через неё и Бога.

О том, что ум не главное, говорил ещё Гаутама Будда. Он основал своё учение, отойдя от философии веданты, по сути являясь еретиком учения вед, но и в новой философии, созданной Буддой, есть много сходного с ведантой. Это неудивительно, так как мы знаем, что Будда изучал эту систему под руководством учителя.

Часть вторая.

  1. Безумства ума.
  2. Ум в авраамических религиях, сравнение с ведантой.
  3. Методы для остановки ума.

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож

А. Грибоедов

Ясность ума. Буддизм как учение о пустоте и тщете

Пожалуй, ни одно философское учение не было так крайне нигилистично, как буддизм. Нигилизм в нём, по сути, является крайней формой идеализма, который более не может ничего принять на веру. Он стоит на том, что в нашем мире нет ничего реального. Всё есть видимость — майя. Но нужно это постичь — и постичь умом. Нет ни одного постулата, в который нужно поверить. Изречение «Верую, ибо абсурдно» Тертуллиана здесь неприменимо. Ум проверяет всё, между тем отрицается и он, так как он тоже несовершенен, но можно выйти за пределы ума и обрести свободу.

О Маре — понятии зла в буддизме

Из буддизма пришло такое понятие как мара. Оно быстро перешло в словарь йогов.

Что такое Мара и каким образом это относится к уму

Учение адвайты, школы, вышедшей из веданты, говорит о том, что Мара — это тоже Абсолют, но другая его сторона. Как мы понимаем дихотомию Бога и Дьявола, так и в буддизме есть просветлённость и Мара.

Мара затемняет ум, делает его неспособным выйти из сетей незнания. Существует 4 вида мары:

  • мара клеш;
  • мара — сын небожителя;
  • мара скандх;
  • мара смерти.

Клеша — это наши зависимости, часто на физическом уровне. Их можно сравнить с простыми желаниями-привязками к чему-нибудь, например к сладкому, выпечке. Привычка спать до обеда, нехватка внутренней дисциплины, неспособность сосредоточиться на чём-то долгое время.

Мара — сын небожителя — это барьер посложней. Здесь идёт работа с Эго. Желание выделиться, гордость за себя и свои достижения, обычно обоснованная, так как человек, борющийся с этой марой, уже многого достиг, накопил много знаний, и его чувство собственной значимости превышает границы.

Мара скандх — это привязки ментального плана, но базирующиеся на эмоциях, т. е. они ментально-эмоциональные. Ум думает об эмоциях, эмоциям придаётся большое значение. Страхи, надежды, связанные с телесным и ментальным планами, происходят под влиянием скандх.

Мара смерти — это «препятствия» на пути жизненной силы. Обычно Мара связан с процессом старения или с моментами, когда человек меньше всего осознан — перед засыпанием или на стадии погружения в глубокий сон. Вот здесь и ключ: чем менее мы осознаны, тем менее сильны в духовном плане, происходит отток энергии, её нужно восстанавливать. Но гораздо лучше следить за тем, чтобы в жизни происходило меньше неосознанных ситуаций, и энергия не будет утекать в никуда. Об этом говорят многие древние духовные учения, а на сохранение осознанности в моменты наибольшего оттока энергии положительно влияет практика йога-нидры.

Безумный ум: возможно ли это?

Когда-то в «Беседах по песням Кабира» один мудрец высказал такую фразу: «Перестань колебаться, сумасшедший ум!» Почему мы, люди в здравом уме, склонны называть ум безумным? Не потому ли, что беспрестанная круговерть и логические измышления ума ещё не привели ни к чему путному. Да потому что ум — это пристанище философов, не может изменить ничего. Он лишь думает. Процесс мышления для него — игра, приятная, к тому же в ней нет ответственности. Ответственность рождается только тогда, когда мы осмеливаемся совершить какие-то действия. Тогда и только тогда мышление, выводы, к которым пришёл ум в процессе мышления, применённые на практике, могут воплотиться в нечто более реальное, нежели пространные умозаключения неугомонного ума.

Недостаточно быть умным. Необходимо быть достаточно умным, чтобы не позволить себе стать умным сверх меры

А. Моруа

Свойства ума, остановка ума

Свойства ума рассуждать, располагать по полочкам факты, анализировать их, играть с идеями, да мало ли что ещё должно быть применено практически, претворено в жизнь, иначе какой от них прок. Гёте писал, что самый великий ум — ум практический.

Вот и мы должны уяснить это для себя и использовать ум по назначению, в роли средства, слуги, для того чтобы помочь нам в воплощении наших планов в действительность. Мы не должны допускать такую ситуацию, когда ум занимает командное положение и вместо помощника Души превращается в её заместителя, захватывая пьедестал и становясь правителем.

Человек создан из трёх субстанций:

  • материи — телесное начало,
  • ума — логическое начало,
  • души — духовное начало.

Ум находится посередине. Его задача — соединить материю и дух, перекидывая мост между ними, т. е. будучи на службе у души, он должен выполнять её волю.

Для того чтобы ум выполнял присущие ему функции, но не выходил за пределы его полномочий, нужно остановить его. Некоторые называют этот процесс психологическим умиранием. Человек должен научиться умирать. Мы говорим не о физической оболочке, это отдельный вопрос, а о психологическом аспекте смерти как остановке желаний, деяний, обретении покоя и истины, ибо покой и есть истина, а истина — это покой. Обретя истину, мы обретаем покой.

Ум своими методами неспособен достичь покоя. Как раз наоборот — он вечно в движении, в беспокойстве. Для того чтобы познать истину, требуется обойти оборону ума, его прыткость, иначе нам так и будет недоступна та трансцендентальная сфера, в которой находится истина. Путь к ней известен душе. Ум, спокойный и молчаливый, вместо вынесения суждений начинает осознавать. Через осознание, когда взгляд чист, мы видим то, что есть, и можем понять суть вещей и истину.

А прежде как живали? День за днём, нынче как вчера

А. Грибоедов. Горе от ума

Ясный ум. Беспокойный ум?

Рамана Махарши и Джидду Кришнамурти также говорили об остановке ума и даже о психологическом умирании: вы должны умирать ежедневно, чтобы вновь рождаться. Каждый день будет для вас новым, вы не будете нести груз памяти и оценивать новый день, исходя из прошлого опыта. Что нового может принести так называемый новый опыт, если мы подходим к нему с позиций старого, меряем старыми мерками, используя мышление и память?

Мартин Хайдеггер в своей работе «Что значит мыслить?» («Разговор на просёлочной дороге») также указывает на это, доказывая тот факт, что мы ещё и не мыслили вовсе, потому что для того, чтобы мыслить, нужно обитать в пространстве мышления, нужно, чтобы в первую очередь само мыслимое повернулось к нам, открыло себя нам, а пока оно находится скрытым, в другом мире, недоступном нам, как же мы можем мыслить? Что мы мыслим? Мы мыслим наши образы о мыслимом, основанные на восприятии, каждый последующий образ, к которому мы обращаемся (а мы не можем не использовать образы, отпечатанные в памяти, т. к. это наша привычка мышления), базируется на предыдущем образе. Наше мышление есть лишь вывод выводов, образ образов, оно не прикасается к реальному.

Осознание вместо ментальных концепций

Мы забыли о том, что кроме наших идей об объекте есть сам реальный объект. Его и нужно увидеть. Если мы говорим о дереве, то у каждого из нас в голове сформирован свой образ дерева, он абстрактен, и знание о нём основано на когда-то запечатлённой ментальной конструкции. Так что сейчас мы даже не задумываемся над тем, что же такое в действительности у нас перед глазами, мы смотрим не видя и просто называем это.

Для чего всё это сказано? Для того, чтобы проиллюстрировать важный факт того, что наш ум работает механически. Он не обращается к действительному, к тому, что есть. Вместо этого он оперирует категориями памяти, доставая оттуда нужную информацию, точнее сказать, ярлык, использует его и на основе этого ярлыка пытается строить какие-то концепции.

Вопрос: чего стоят такие концепции, созданные в результате мышления, где за основу взята память, прошлый опыт, не имеющий ничего общего с настоящим? Мы создаем всё больше и больше умозрительных конструкций, вместо того чтобы УВИДЕТЬ то, что есть.

Настоящее видение может происходить только здесь и сейчас как осознавание. И это осознавание подразумевает отключение работы ума и включение чистого осознавания. Нужно освободить ум от прошлого опыта, сделать его «пустым». Тогда мы будем способны узреть истину.

Различные школы и направления предлагают свои методы для того, чтобы остановить разговоры ума, сделать ум менее «прыгучим». Его сравнение с обезьяной в странах, исповедующих буддизм, широко применимо до сих пор. Потому что ум действительно не может оставаться без дела, ищет, о чём бы подумать, что взять в голову.

Почему горе от ума? Техники для опустошения и успокоения ума

Из учений йоги и буддизма до нас дошли различные способы и техники успокоения ума. Среди них наиболее популярными стали те, что используются учениями йоги и буддизма:

  • медитация,
  • випассана как один из вариантов глубокой медитации,
  • концентрация,
  • молитва для ума — мантры,
  • упражнения на сосредоточение, способствующие дисциплине ума, к примеру, пранаяма,
  • выполнение физических упражнений, известных как асаны.

Молитва для ума — мантры

Мы уже говорили о Слове, Логосе, являющимся Брахманом. Было бы странным, если бы звуки, слова не использовались для успокоения ума. Мантры как звуковые вибрации, при этом несущие глубокую информационную составляющую, очищают ум человека, делая его восприимчивым к познанию Высшего, сути.

Чтение, пение мантр восстанавливает связь с Абсолютом, помогая дальнейшей практике йоги и настраивая на выполнение пранаям и асан.

Что делает ум при занятиях йогическими асанами?

Хотелось бы несколько подробней остановиться на выполнении йогических асан. Современная трактовка йоги как учения часто рассматривает только физиологический аспект, иногда уделяя внимание таким аспектам учения йоги, как яма, нияма, пратьяхара, дхарана, дхьяна. Нужно подчеркнуть, что даже асаны, изначально являясь упражнениями для тела, не ставят целью тренировку мускулатуры или развитие гибкости и выносливости. Эффект, который тело получает, выполняя асаны, выражается в развитии всего вышесказанного, но это лишь своеобразный побочный эффект.

Практика йоги как средство для познания Абсолюта

Практикующий йогу, сам того не зная, выполняя асаны, посвящая себя технике выполнения медитации, соединяется с Богом, ищет Бога, и вся практика так или иначе посвящена этому. В отличие от адвайты — направления философской мысли, напрямую вышедшего из веданты, — йога ввела новое понятие индивидуального Бога — Ишвары. Он не Брахман, но, как нам известно, в Брахмане есть всё и всё есть Брахман.

Для того чтобы растворить ум (в этом настоящая цель практикующих), нужно разобщить, разъединить чувственный опыт, стать ничем — и тогда познать Абсолют, слиться с Брахманом. В качестве средства для познания Высшего выбирают познание и почитание индивидуального Бога Ишвара. В целом и здесь сохраняется главная концепция веданты о том, что Брахман равен Атману — Tat tvam asi, т. е. «То (Брахман) есть ты». Подчеркивается тождество человеческого и божественного, их принципиальное единство. Такой смелый подход вряд ли можно найти в каком-то другом философском течении.

Брахман и Атман: тождество

Чтобы сделать максимально понятной для читателя концепцию Брахмана и Атмана в философии веданты, мы приведём здесь 13-ю кханду из Чхандогья-упанишад.

1. «Брось эту соль в воду и приди ко мне утром». Сын сделал то, что ему приказали.
И отец сказал ему: «Принеси мне соль, которую ты бросил в воду вечером».
Сын искал её, но не нашёл, так как она, разумеется, растворилась.

2. И отец сказал ему:
«Попробуй воду на поверхности. Какова она?» И опять сын ответил:
– Она солона.
– Попробуй со дна. Какова она?
И опять сын ответил: «Она солона».
И отец сказал: «Оставь её и иди ко мне». И сын сделал так, но соль продолжала существовать. Тогда отец сказал: «И здесь, в этом теле, ты не замечаешь Истинного (сат), сын мой, но оно тут.

3. То, что есть тонкая сущность, в ней всё сущее имеет своё я (атман). Оно есть Истинное. Оно есть я (атман), и ты, Шветакету, есть оно».
«Прошу, родитель, учите меня ещё», – сказал сын.
«Пусть будет так, дитя моё», – отвечал отец.

Про ум в философии христианства и ислама в сравнении с философией веданты

В философских направлениях уже много сказано про ум. Мы посмотрим на то, как трактуют ум, на что обращают внимание, говоря об уме, в наиболее распространённых учениях — христианстве и исламе. Оба направления принадлежат к авраамическим религиям, таким, которые ведут свой отсчёт со времён Авраама.

Если мы вспомним христианство с его постулатом богоподобия человека, то тождества между человеком и Богом всё равно нет. В этом его большое отличие от учений о Брахмане. За счёт того, что существует догмат о первородном грехе и дуальности мира, где есть добро и зло, в христианстве роль человека не может быть равноценной Богу. Опять мы видим, что произошло разделение, мир больше не един, как в учении веданты, он разделён. Человек может познать Бога разумом, приблизиться к нему, даже может считаться, что в любом человеке есть искра божья, но провозглашение равенства между человеком и Богом здесь было бы кощунством. Тождество Брахмана и Атмана отсутствует.

Понятие ума в исламе

То же самое мы видим на примере ислама.

Тождества человека Аллаху здесь нет и не может быть, так как нет и самого богоподобия. Если христианство допускает познание Бога умом, то в исламе всякое познание отсутствует.

Аллах недоступен человеку и человеческому познанию, он также не являет себя непосредственно человеку, контакт возможен только через посредство ангелов.

На примере Троицы раскрывается внутренняя природа Бога, он познаваем.

В исламе отсутствует как таковое учение об Уме, Слове и Духе. То есть то, что в христианстве реализуется через понятие Троицы, где Бог Отец есть Ум, Бог Сын есть Слово, Бог Дух Святой есть Дух, остаётся недоступным в исламе.

Значение слова «ум» в традиции славян. Интеллект и ум: в чём разница

Каким бы странным это не показалось, но славянская концепция ума сильно перекликается с учением йоги, системой чакр и даже древом сефирот из учения Каббалы.

В славянской традиции эволюцию «Я» Живы трактуют с позиции, идентичной подъёму кундалини. Так, Жива проходит через тела-чакры, чтобы достичь Светового тела, саттвического. Тело ума и разума — клубье (ментальное тело) расположено в голове человека, а тело интеллекта — колобье тело (буддхиальное тело) находится над головой человека. Выше них только Дивье тело — «Душа», охватывающее всё тело, и наверху этой чакровой системы — Световое тело, «духовное тело» Живы.

Таким образом мы опять встречаемся с категориями манаса и буддхи из традиции веданты, но представленными в славянском учении о Живе.


Послесловие.

В статье мы показали, какими разными, подчас противоречащими друг другу могут быть концепции ума. Феномены восприятия и мышления до сих пор оставляют много вопросов, и мы надеемся, что в будущем они будут изучены более глубоко.

www.oum.ru

Что такое ум? Понятие и признаки ума :: SYL.ru

Ум — одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же… что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

Определение

Вообще, ум — это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект — это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей — вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других — в умении очень хорошо запоминать, у третьих — в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Виды

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума — это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума — все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет — кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед… Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

Стивен Хокинг — невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта — 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд — Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ — 230.

А вот Кристофер Хирата — астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

Как развить ум, будучи взрослым?

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:

  • Решение логических задач — тут все просто: это помогает развить логику.
  • Тренировка памяти — для этого нужно выбрать то, что вы действительно хотите запомнить и стараться выучить. Например, стихи (прямо как в школе). Или же вас интересует вопрос запоминания сюжетов книг или вовсе хотите с помощью игровых упражнений «натренироваться» — все это в любом случае будет полезным.
  • Размышления над сложными вопросами, попытки найти необычный выход из ситуации.
  • Нелишним будет вводить в свою жизнь то, к чему мозг не привык. Например, пойти домой непривычным путем и чистить зубы другой рукой.
  • Известно, что очень помогают развить ум различные игры. Это могут быть шахматы, карты или же компьютерные, над которыми надо много думать (квесты, логические и т. д.).
  • Постоянно учиться. Для этого можно попробовать поступить в вуз или же заняться саморазвитием дома.
  • «В здоровом теле — здоровый дух». Не стоит и говорить, что вредные привычки как курение и склонность к алкоголю очень неблагоприятно сказываются на мозге. Для большей пользы для нашего ума желательно также регулярно заниматься спортом, избегать стрессов и правильно питаться.

Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Полезные книги

Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.

  • Д. Рок. «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».
  • Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей».
  • Джон Медина «Правила мозга».
  • С. Вуттон, Т. Хорн «Супертренинг для мозга».
  • Артур Думчев «Помнить все».
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают».
  • Кэрол Дуэк «Гибкое сознание».

Вместо заключения

Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

www.syl.ru

Значение слова УМ. Что такое УМ?

УМ, -а́, м.

1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.Гаврилыча поражал необыкновенный ум ребенка. Кажется, все-то на свете он знал и так удивительно хорошо умел рассказывать обо всем. Мамин-Сибиряк, Господин Скороходов. У Михайлова был тот же душевный склад — и тот же острый, тонкий ум, умевший схватывать оттенки мыслей и чувств. Шелгунов, Из прошлого и настоящего. || Такая способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта. Он умел сказать чужое так осторожно, мимоходом и в то же время небрежно, как будто сказанное им являлось лишь ничтожной частицей сокровищ его ума. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Блеск ума и таланта великих современников Андерсена наполнял его ощущением собственной силы. Паустовский, Сказочник. || Здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своем поведении. [Анна Ивановна:] А ты, девка, люби, да ума не теряй. А. Островский, Бедность не порок. Считался Яков Лукич в хуторе человеком 489 большого ума, лисьей повадки и осторожности. Шолохов, Поднятая целина.

2. Сознание, рассудок. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках у разбойников. Пушкин, Капитанская дочка. И нечего было перебирать в уме неожиданную встречу. Но избавиться от нее было трудно. Каверин, Семь пар нечистых. Умом понимаю, что вот этот Валька Матвеев лежит —, а до сердца еще не дошло. Как будто совсем не его хоронят. Трунин, Белорусский вокзал.

3. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, а также общество, люди или отдельные личности как носители определенных представлений, умственных запросов. Всё сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку. Гоголь, Мертвые души. Простой крестьянский ум в последнее время изобрел оборону против саранчи, выкапывая на границах своей и чужой ржи — канавы. Гл. Успенский, Побирушки. Знаменитая система Птоломея господствовала в умах четырнадцать столетий, почитаясь истиной. Федин, Шаг за шагом.

4. Человек с точки зрения его умственных, интеллектуальных способностей. Нашлись подозрительные умы, которые будто бы очень хорошо знали, что у Кураевых всего 150 — душ, что денег ни гроша. Писемский, Тюфяк. [Клаус:] Но почему же сам доктор Кох не останется? Ведь это наша гордость, господин Кох. У нас говорят: «Кох — это государственный ум». Киршон, Суд.

Без ума (быть) от кого-чего — в восторге, в восхищении от кого-, чего-л.
В уме — мысленно, не записывая.
С умом — разумно, основываясь на здравом смысле.
Короткий ум или ум короток см. короткий.
Задним умом крепок см. задний.
Жить своим умом; жить чужим умом см. жить.
Ум за разум зашел (заходит) у кого — о состоянии, при котором кто-л. не может разумно рассуждать, действовать.
Ума не приложу — не знаю, не могу понять. — И ума не приложу, что с детьми делать. Л. Толстой, Три дня в деревне.
Ума палата у кого см. палата.
Ума (уму) помраченье см. помрачение.
Уму непостижимо см. непостижимый.
Уму-разуму учить — учить, как следует поступать, жить.
Раскинуть умом см. раскинуть.
Лишиться (или решиться) ума — то же, что сойти с ума (в 1 знач.).
Набраться ума см. набраться.
Любить без ума — любить очень сильно.
Помешаться (или повредиться) в уме — то же, что сойти с ума (в 1 знач.).
Взяться (или схватиться, хватиться) за ум — стать благоразумнее, рассудительнее, образумиться.
Выжить из ума см. выжить1.
Выйти из ума см. выйти.
Держать что в уме см. держать.
Мешаться в уме и мешаться умом см. мешаться2.
Навести на ум см. навести.
Наставить на ум (или на ум-разум), наставить уму-разуму см. наставить2.
Прийти (или взбрести и т. п. ) на ум (или в ум) кому — 1) ( что) представиться, вспомниться. Постепенно одна за другою приходят на ум давно забытые горести. Григорович, Петербургские шарманщики; 2) ( с неопр.) о появлении желания, намерения сделать что-л. Порой ему приходило на ум сделать еще что-нибудь дерзкое. М. Горький, Трое.
Свести с ума кого — 1) довести до сумасшествия, до потери рассудка; 2) увлечь, очаровать. Одной наружности, одного живого и веселого ума ее достаточно было, чтобы свести с ума человека. С. Аксаков, Семейная хроника.
Сойти (или спятить, свихнуть и т. п. ) с ума — 1) потерять рассудок, стать помешанным, сумасшедшим. — Скорее идите к нам, скорее — мама сошла с ума. М. Горький, Жизнь Клима Самгина; 2) о ком-л. поступающем необдуманно, делающем, говорящем нелепости. [Лебедкина:] И вы хотите, чтоб я рассталась со своими вещами? Да вы с ума сошли! А. Островский, Поздняя любовь.
В своем (или здравом) уме — будучи совершенно здоровым, психически вполне нормальным.
И в уме нет (не было) у кого — кто-л. и не думал, не предполагал.
Из ума вон см. вон1.
Из ума не идти; на ум не идет кому что см. идти.
На уме (или в уме) быть — иметься в мыслях.
Не в своем уме — о ненормальном, помешанном человеке.
Не моего (твоего, нашего и т. д. ) ума дело — я ничего в этом не понимаю, меня это не касается.
От большого ума или с большого ума (сделать что) ( ирон.) — по глупости, сдуру.
С ума сойти! — восклицание, выражающее сильное удивление, восхищение и т. п.
Себе на уме кто см. себя.

kartaslov.ru

ум — это… Что такое ум?

Морфология: (нет) чего? ума́, чему? уму́, (вижу) что? у́м, чем? умо́м, о чём? об уме́; мн. что? умы́, (нет) чего? умо́в, чему? ума́м, (вижу) что? умы́, чем? ума́ми, о чём? об ума́х

1. Умом называется способность человека логически мыслить, понимать, познавать что-либо.

Тонкий, глубокий, острый ум. | Ограниченный ум. | Ум человека, ребёнка.

2. Умом называются такие мыслительные способности человека, которые помогают ему не совершать глупых поступков, предвидеть последствия своих действий в практической жизни.

Не от большого ума ты обидел этого человека, а ведь в будущем тебе потребуется его помощь.

3. Если кто-либо набирается ума, то это означает, что этот человек благодаря учению, жизненному опыту и т. п. приобретает знания, необходимые для того, чтобы логически мыслить и поступать соответствующим образом.

 

высокоразвитый интеллект

4. Умом называется исключительная способность логически мыслить, высокое развитие интеллекта.

Обнаружить высокий ум. | Человек с умом. | Восхищаться умом кого-либо.

5. Если вы говорите, что кто-либо обладает природным умом, то это означает, что какой-то человек имеет прирождённый талант, способность к логическому мышлению.

6. О человеке с выдающимися, необыкновенно развитыми способностями логически мыслить, блестящими познаниями, талантом в чём-либо говорят как о лучшем, выдающемся и т. п. уме.

Лучшие умы человечества.

7. Если вы говорите о ком-либо как о государственном уме, то это означает, что этот человек имеет отличительные способности в интеллектуальной деятельности, которая связана с проблемами государственности.

Столыпин был интереснейшей личностью, во-первых, это был государственный ум.

8. Если вы говорите, что, к примеру, у кого-то ум учёного, то это означает, что этот человек обладает исключительными способностями в области какой-либо теоретической дисциплины, науки и т. п.

Ум инженера, изобретателя. | В голодной стране, погибающей в огне гражданской войны, его ум учёного-аналитика пытался нащупать и понять причины наступившей катастрофы.

9. Если вы говорите, что у кого-то аналитический ум, то это означает, что этот человек имеет способность производить сложные теоретические операции с цифрами, выстраивать логические схемы и т. п.

10. Если вы говорите, что кто-либо отличается умом, то это означает, что этот человек в своей способности к логическому мышлению превосходит других людей.

11. Если вы говорите, что кому-либо ума не занимать, то это означает, что, по вашему мнению, этот человек имеет хорошие, достаточные способности к логическому мышлению, не нуждается в чьих-либо советах и т. п.

12. Если о ком-либо говорят, что у него (неё) ума палата, то это означает, что этот человек обладает мощным, широким интеллектом, обширными знаниями.

 

сознание

13. Умом называется сознание, рассудок.

Не понимаю, как у него в уме могла появиться такая безумная мысль.

14. Если вы говорите, что кто-либо держит в уме что-либо, то это означает, что этот человек хранит в памяти какую-то информацию.

Держать в уме много сведений.

15. Если кто-либо прикидывает (считает) в уме какие-то цифры, то это означает, что этот человек мысленно делает какие-то математические расчёты чего-либо.

Прикинуть в уме расходы на ремонт.

16. Если вы говорите, что у кого-либо на уме (только) что-либо, то это означает, что этот человек не перестаёт думать о чём-либо, какая-то мысль притягивает его внимание.

У него на уме только девушки. | Не пойму, что у него на уме.

17. Если кому-либо что-то приходит на ум, то это означает, что этот человек начинает что-либо вспоминать, о чём-либо думать и т. п.

Записывайте всё, что приходит вам на ум, в дальнейшем это может пригодиться.

18. Если кто-либо говорит, что у него что-то из ума не идёт, то это означает, что этот человек не перестаёт думать о чём-либо, не может избавиться от какой-либо навязчивой мысли.

 

19. Если вы говорите, что кто-либо (находится) в здравом уме, то это означает, что этот человек способен логически мыслить, не является психически ненормальным и т. п.

20. Если кто-либо делает что-либо с умом, то это означает, что этот человек поступает разумно, основывается в своих действиях на зрелых размышлениях, здравом смысле.

 

массовое сознание

21. Если вы говорите, что, к примеру, где-то происходит брожение умов, то это означает, что какая-то идея вызывает большой интерес у людей, активно обсуждается кем-либо.

22. Если, к примеру, какая-то идея утвердилась в чьих-либо умах, то это означает, что какие-то люди поверили во что-то, сформировали определённое, устойчивое мнение о чём-либо.

 

23. Если вы говорите, что кто-либо без ума от кого-то или от чего-то, то это означает, что этот человек восторгается, восхищается кем-либо или чем-либо.

24. Если вы говорите, что кто-либо задним умом крепок, то это означает, что этот человек осознает, осмысливает какую-либо информацию слишком поздно, когда что-то уже произошло и ничего нельзя изменить.

25. Если вы говорите, что кто-либо хочет жить своим умом, то это означает, что этот человек стремится к тому, чтобы самостоятельно думать о чём-либо и принимать решения без чьей-либо помощи.

26. Если вы говорите, что кто-либо живёт чужим умом, то это означает, что этот человек поступает так, как ему советуют другие люди, не склонен к принятию самостоятельных решений.

27. Если вы говорите, что у кого-либо ум за разум зашёл (зБŐސԐؑ›/b]), то это означает, что какой-либо человек не может осмыслить какую-то сложную информацию, временно потерял способность логически мыслить, рассуждать.

 

признание в невозможности понять

28. Выражение Ума не приложу означает признание в невозможности, неспособности что-либо понять, принять или подсказать кому-либо какое-либо практическое решение.

29. Выражение Уму непостижимо означает признание кого-либо в том, что какое-то обстоятельство, идея, события не могут быть им осмыслены, поняты.

 

30. Если кого-либо учат уму-разуму, то это означает, что этого человека словами или действиями наставляют в том, как ему следует поступать, решать проблемы и т. п.

31. Если кто-то собирается раскинуть умом, то это означает, что этот человек хочет хорошо что-либо обдумать, найти выход из какой-то ситуации.

 

слабоумный, сумасшедший

32. Если вы говорите, что кто-либо лишился (решился) ума, сошёл с ума, то это означает, что этот человек потерял способность логически думать, принимать осмысленные решения, стал слабоумным и т. п.

33. Если вы говорите, что кто-либо выжил из ума, то это означает, что этот человек по причине старости стал слабоумным, перестал мыслить логически, потерял способность к разумным поступкам.

34. Если вы спрашиваете кого-то, в своём ли он уме, то это означает, что вы хотите удостовериться в том, способен ли этот человек мыслить логически, здраво поступать и т. п.

 

35. Если вы говорите, что кто-либо от кого-либо без ума, то это означает, что этот человек испытывает очень сильную влюбленность, страсть к кому-либо.

36. Если кто-либо взялся за ум, то это означает, что этот человек стал более благоразумным, более рассудительным, чем раньше, стал совершать обдуманные поступки и т. п.

37. Если кому-либо пришло (взбрело) на ум что-либо, то это означает, что этот человек неожиданно принял решение что-либо сделать.

38. Если вы говорите, что кто-то ли что-то сводит с ума кого-то, то это означает, что этот человек или жизненное обстоятельство таким образом воздействуют на кого-то, что он теряет способность логически мыслить, здраво поступать, теряет контроль над своими чувствами.

39. Если вы говорите, что вам на ум ничего не приходит, то это означает, что вы не можете найти выход из какой-либо ситуации, подсказать кому-либо решение проблемы или вы просто не можете подобрать, придумать что-либо применительно к какой-либо ситуации.

Хотелось бы привести пример употребления этого выражения в речи, но ничего на ум не приходит.

40. Фраза Не моего (твоего, нашего и т. п.) ума дело означает запрет вмешиваться в чьи-либо дела, подсказывать что-либо, давать советы или просто интересоваться чем-либо.

41. Если о ком-то говорят, что он себе на уме, то это означает, что этот человек не рассказывает никому о своих планах, поступает так, как ему выгодно.

Лиза, женщина себе на уме, никогда не рассказывала о своей работе, а работа была связана с обеспечением мероприятий на высшем уровне.

42. Фраза С ума сойти! означает крайнюю степень восхищения чем-либо или удивления.

43. Фраза Ум — хорошо, а два — лучше употребляется в том случае, когда речь идёт о необходимости совместного, корпоративного решения какой-либо проблемы.

уми́шко

dic.academic.ru

Работа ума и определение эго

Есть разные названия и интерпретации нашего ума и эго. Что это такое, где оно расположено, каковы его границы, сказать трудно. Есть множество концепций и описаний этих терминов  в науке, психологии, религии и эзотерики и они существенно различаются.  Выбирай, что больше по душе.

Синонимом слова «ум» может быть подсознание, в зависимости от сферы использования терминов.

Как это устроено — непонятно, но закономерности работы вполне ясны. Самое простое и в тоже время полное описание функционирования, как мне кажется, представлено В. Эрхардом  в его тренинге ЭСТ, который был очень популярен еще в 80-х годах. В этой статье будет дано  краткое описание этих концепций.

Что такое ум?

Ум — хранилище записей последовательных моментов настоящего. Что бы человек не переживал когда-то, все откладывается в записях: ощущения, запахи, эмоции, цвета, вкусы и образы.

Любые из миллиона прожитых мгновений тщательно фиксируются в базе данных ума. Все, что в этот  момент особь чувствовала и переживала. Даже если эти события сознательно не помнятся, они всегда с нами. Начиная с момента рождения и до самой смерти. Каждый человек и его энергетический баланс — это своего рода жизненный маленький эксперимент.

Где этот склад информации находится, трудно сказать и даже предположить. Одно известно наверняка — производить такие записи дело очень ресурсоемкое, следовательно у кого-то были на это причины, и весьма веские. И вот есть: благодаря уму мы выживаем. Это его единственная цель — обеспечить выживание особи. Эта функция запрограммирована и полностью автоматическая. Как развить гармонию в себе?

Отождествление

Есть маленькое дополнение. Цель ума — выживание не только особи, но и всего того, с чем она себя отождествляет.

Человек с самого рождения начинает отождествлять себя с определенными людьми, вещами, событиями, концепциями. Некоторые считают «частью себя» свою жену, семью или полученное образование — другие фирму, деньги, спортивные заслуги, написанные книги. Одни «ничто» без родины, другие без стильной прически.

Человек может кинуться в горящий дом ради спасения своей коллекции марок, потому что они часть его «Я», и настолько большая, что человек больше отождествляет себя с ней, чем со своим телом. Или спасти своего кота. Или наоборот, удрать в независимости от количества оставшихся ценностей.

Это удивительно, но мы можем покончить с собой ради любимого. Пойти на войну потому что мы отождествлены с свободной родиной, или своей смелостью.  Идти на войну, чтобы выжить — глупо правда? Но так работает наш ум. Ум создан, чтобы защитить все наши «Я», и вполне может «скомандовать» пожертвовать телом ради выживания других «осколков». И именно ум заставляет страдать, когда мы разбиваем свое авто, или когда наша любимая сборная проигрывает в футбол.

При этом, мы абсолютно нейтрально можем смотреть по телевизору, как бомбардируют Ирак, как умирают дети, и даже ухом не пошевелить. Тут просто нет угрозы для нашего «Я».

Объяснить такое поведение человека не могли многие годы. Оно выходило за рамки эволюции, естественного отбора и логики. Но такое положение вещей давно известно и считается одной из основных причин страданий во многих религиях мира. Поэтому среди духовных последователей и практикуется отрешенность — способность прийти в этот мир как «гости», не придавая важности людям, вещам, событиям вокруг.

Как работает ум?

Попробую описать работу упрощенно.

Ум условно представляет собой кучу записей произошедших событий.  Некоторые из них помечаются как особо важные — это те, где так или иначе запечатлелась угроза нашему «Я». Это не значит, что эти события мы лучше помним, память — это уже другая концепция из области сознания. В подсознании, в записях ума, человек «помнит» все, и определенные приемы позволяют «извлечь» информацию, например гипноз.

Помеченные важностью записи делятся на два типа:

Первый — прямая угроза. Здесь записи, которые содержат боль, удар, частичную бессознательность и непосредственно угрозу выживанию особи.

Пример:  Осенним дождливым днем парень возвращаясь домой со школы, и был сильно укушен собакой в одном из узких переулков. Тут имеет место и удар (укус), и боль, и частичное помутнение сознания. Такое событие ум записывает, классифицируя как «важное».

Второй тип — косвенная угроза. Например внезапная сильная утрата, которая сопровождается сильным эмоциональным всплеском (смерть близкого родственника). Или потеря чего-либо, связанного с выживанием индивидуума и того, с чем он себя отождествляет (предметы, события, статусы…). Во втором типе записей нет прямой угрозы жизни, но так или иначе с этим связаны.

И самое интересное: эти записи были помечены только с одной целью — быть проигранными при попадании в частично схожую ситуацию! Для этого она не должна повториться в точности, достаточно только нескольких сенсорных совпадений.

Будучи укушенный собакой, мальчик теперь может бояться ходить по переулкам, особенно  в дождливые осенние дни, «почему-то». В памяти даже не всплывет пережитое событие и образ собаки, но волнение и скованность будут проявляться.

Самое первое переживание первого типа любого человека — роды. Цвет стен, фигуры людей в белых халатах, температуру воздуха, специфический больничный запах… это все  запечатлено в мельчайших деталях. И теперь эти сенсорные данные превращены в триггеры, которыми мы обязательно «запустим» тревогу, волнение, страх. Т.е. всю гамму эмоций, заставляющих нас убежать или уклониться от «опасности»! Вот почему большинство из нас так не любят находиться в больнице.

Все это полностью автоматизировано! Любые негативные эмоции и переживания, скованности в теле, эмоциональная зажатость, нервозность, индивидуальные непереносимости — все это не что иное, как проигрывание старых «кассет» нашего ума.

Любая ситуация переживается всеми по разному, это очевидно. Начальник кричит на подчиненного. Кто-то воспринимает это с безразличием, кто-то «сжимается» и нервничает, кто-то кричит в ответ. Эти реакции не контролируются и основывается на предыдущих выводах ума. Именно они заставляют избегать события, закрываться, «отворачиваться».

Зарождение эго

Об этом «недуге» написаны тысячи трактатов, книг и статей. Для многих духовно растущих это «высшее зло», которое непременно надо уменьшить, подавить и уничтожить. Почему так и что же это такое? На самом деле, если понимать структуру ума, понять термин «эго» не сложно.

Эго — это такое положение дел, когда мы начинаем отождествлять себя со своим умом. Думать что та гора записей, которая раз за разом проигрывается в голове, и есть мы. Каждый из нас, в той или иной степени, находится в таком заблуждении. И отсюда «растут все ноги».

Мы знает, что единственная цель нашего ума — обеспечить наше выживание и всего того, с чем мы себя отождествляем. И теперь, когда мы отождествляем себя с ним, он должен заботиться о собственном выживании! О сохранении записей прошлых событий, ощущений и эмоций. Для этого они должны раз за разом транслироваться, бесконечное количество раз повторяться и подтверждаться!

Эго — попытки ума сохранить свои записи, запуская их все снова и снова, когда ситуация хотя бы отдаленно напоминает уже прожитую, но уже не с целью выжить, а в попытках сохранить себя. И так как мы считаем себя частью ума — для нас тоже становится жизненно необходимым  любыми усилиями искать подтверждение записей прошлого, искать правоту.

Как только человек сталкивается в ситуацией угрожающей выживанию ума, автоматически запускается «старая кассета», заставляющая:

  • Воспринимать только ту информацию, которая подкрепляет наши прошлые верования, убеждения, привычки
  • Оправдать себя либо искать поддержку
  • Искать подтверждения своих точек зрения, своего опыта

Уму не нужен результат, ему не нужно счастье, любовь и благополучие. Его не интересует настоящее и будущее. Ему нужна только своя же правота. Сохранность иллюзорного прошлого, как бы оно не вредило. Основным мотивом в жизни становится стремление доказать правоту своего взгляда на окружающий мир, оправдать свои поступки и убеждения.

Человек с «раздутым эго» сделает все, чтобы подтвердить свой пережитый опыт в настоящем. Он будет слепо видеть только то, что нужно для подкрепления своих «теорий в голове». Любые изменения будут пугать его. Неизвестность и вовсе сводить с ума. И там и там не работают кассеты, а ум не пустит вас туда, где он не может существовать. Такой человек неизменен многие годы. Он глубоко несчастен и внутренне одинок. Но в одном он непревзойден — он всегда прав.

 

Всего комментариев: 8

truehealth.ru

УМ — это… Что такое УМ?

ума́, м.

1. только ед. Мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности. «Кто обуял твой дивный ум?» Пушкин. «Что нужды мне в твоем уме?» Пушкин. «Дураку не ум помешал.» Пословица. «Чем книга нашпигована, постигнуть нет ума.» Некрасов. «От его пытливого ума ничто не могло скрыться.» А.Н.Толстой. У него блестящий, тонкий, острый, проницательный, светлый ум. Человек большого ума. Склад ума.

|| Употр. для обозначения большой проницательности, большого и тонкого разума. «Петр Иванович был человеком с умом и тактом, не часто встречающимся.» Гончаров.

|| Сознание. «Ум его утонул в хаосе безо́бразных, неясных мыслей.» Гончаров. «Пофилософствуй — ум вскружится.» Грибоедов. В здравом уме и твердой памяти.

|| чаще мн. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества; общество, люди, как носители каких-н. представлений, умственных интересов, запросов. «Умы людей не время волновать нежданною, столь важной новизною.» Пушкин. Брожение в умах. Направление умов. Настроение умов.

2. перен. Человек, характеризуемый его умственными, интеллектуальными способностями. Он — блестящий, тонкий, острый, проницательный, светлый ум. Ограниченный ум. «В натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума.» Гоголь.

|| Выдающийся человек, мыслитель, ученый. Лучшие умы человечества.

Без ума (быть) от кого-чего (разг.) — в восторге, в восхищении от кого-чего-н. «От твоих прелестных песен все пастушки без ума.» Крылов. Без ума (делать что-н.) — противоп. с умом (см. ниже). Браться (взяться) за ум — см. браться. В своем уме (разг.) — в здравом рассудке, в нормальном психическом состоянии (с отриц. — сошел с ума). — «Он не в своем уме. -Ужли в ума сошел?» Грибоедов. В своем ли ты уме? В уме (разг.) — в здравом рассудке (преимущ. в форме вопроса). — «Я деньги принесу! -А где найдешь? В уме ли ты?» Некрасов. В уме (что-н. делать) — в мыслях, мысленно, не записывая или не произнося. Считать в уме. Прикинуть в уме. Два пишу, один в уме (говорят при арифметических вычислениях). Выжить из ума — см. выжить. Выходить из ума — см. выходить. Задним умом крепок — см. задний. И в уме нет или не было чего (разг.) — и не думал о чем-н., не предполагал. Из ума вон что у кого (разг. фам.) — совсем забыл, не осталось в памяти. — «Что бишь я хотела сказать? Из ума вон… Вишь нынче какая память у меня.» Гончаров. Из ума нейдет или не итти с ума — см. итти. Короткий ум (разг.) — см. короткий. На уме или в уме у кого (разг.) — в мыслях, в кругу интересов, внимания кого-н. «Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме.» Грибоедов. «Всё служба на уме.» Грибоедов. На ум наставить кого (разг.) — научить, как правильно действовать, поступать. «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем.» А.Островский. Не моего (твоего, его, нашего и т. д.) ума дело (разг. фам.) — я (ты, он, мы и т. д.) ничего в этом не понимаю. — «Не моего ума это дело. Еще напорчу, пожалуй.» Мельников-Печерский. От большого ума (разг. ирон.) — по глупости. А он от большого ума возьми да и ляпни. Повредиться в уме (простореч.) — помешаться, сойти с ума. «Я точно в уме повредился.» Тургенев. Поврежденный в уме (разг.) — ненормальный, помешанный, сумасшедший. «А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?» Грибоедов. Прийти (взбрести) на ум или в ум кому (разг.) — 1) с инф. о появлении желания, намерения сделать что-н. «Зубастой щуке в ум пришло за кошачье приняться ремесло.» Крылов. «Кому же в ум придет на желудок петь голодный.» Крылов. 2) что, представить себе. Ему пришла на ум странная мысль. Раскинуть умом — см. раскинуть. Свести с ума кого — 1) довести до сумасшествия, до потери рассудка; 2) перен. увлечь, пленить, довести до самозабвения. «Вот нехотя с ума свела!» Грибоедов. — «Ну, Катя! Чудо сарафан! Он всех с ума сведет!» Некрасов. Себе на уме — см. себя. Сойти (спятить, свихнуть, своротить, спрыгнуть и т.п.) с ума — стать сумасшедшим, помешанным, лишиться разума, рассудка. «В его лета с ума спрыгнул.» Грибоедов. «Чуть с ума не своротил.» Пушкин. «Ты… либо пьян, либо вовсе с ума свихнул.» А.Островский. — «Ты никак с ума сошла! Разве не знаешь, что Сашенька почивает?» Гончаров. С умом (делать что-н.) — рассудительно, разумно, с пониманием. «Когда перенимать с умом, тогда не чудо и пользу от того сыскать, а без ума перенимать, и боже сохрани, как худо!» Крылов. Сходить с ума по ком или по кому-чему (разг.) — очень увлекаться кем-чем-н., быть в восторге, восхищении от кого-чего-н. Терять ум (разг.) — лишаться способности здраво, разумно поступать, терять голову. «Ты, девка, люби, да ума не теряй.» А.Островский. Ум-разум (в разг. и нар.-поэт. выражениях: уму-разуму учить, уму-разуму набраться, ума-разума не приложу и т. п.) — употр. в знач. ум, сообразительность, разум. Ума не приложить (разг.) — не догадаться, не понять, не сообразить чего-н. «И, бедняжка! ума не приложит, отчего он так скоро сгорел.» Некрасов. — «Да чем же ситцы красные тут провинились, матушка? Ума не приложу!» Некрасов. Что делать, я и ума не приложу. Зощенко. Ума палата — см. палата. Ум за разум заходит — см. разум. Уму непостижимо — см. непостижимый. Уму помрачение — см. помрачение.

dic.academic.ru

ум — это… Что такое ум?

-а́, м.

1.

Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить.

Природный ум.

Гаврилыча поражал необыкновенный ум ребенка. Кажется, все-то на свете он знал и так удивительно хорошо умел рассказывать обо всем. Мамин-Сибиряк, Господин Скороходов.

У Михайлова был тот же душевный склад — и тот же острый, тонкий ум, умевший схватывать оттенки мыслей и чувств. Шелгунов, Из прошлого и настоящего.

||

Такая способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта.

Он умел сказать чужое так осторожно, мимоходом и в то же время небрежно, как будто сказанное им являлось лишь ничтожной частицей сокровищ его ума. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

Блеск ума и таланта великих современников Андерсена наполнял его ощущением собственной силы. Паустовский, Сказочник.

||

Здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своем поведении.

[Анна Ивановна:] А ты, девка, люби, да ума не теряй. А. Островский, Бедность не порок.

Считался Яков Лукич в хуторе человеком

большого ума, лисьей повадки и осторожности. Шолохов, Поднятая целина.

2.

Сознание, рассудок.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках у разбойников. Пушкин, Капитанская дочка.

И нечего было перебирать в уме неожиданную встречу. Но избавиться от нее было трудно. Каверин, Семь пар нечистых.

Умом понимаю, что вот этот Валька Матвеев лежит —, а до сердца еще не дошло. Как будто совсем не его хоронят. Трунин, Белорусский вокзал.

3.

Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, а также общество, люди или отдельные личности как носители определенных представлений, умственных запросов.

Всё сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку. Гоголь, Мертвые души.

Простой крестьянский ум в последнее время изобрел оборону против саранчи, выкапывая на границах своей и чужой ржи — канавы. Гл. Успенский, Побирушки.

Знаменитая система Птоломея господствовала в умах четырнадцать столетий, почитаясь истиной. Федин, Шаг за шагом.

4.

Человек с точки зрения его умственных, интеллектуальных способностей.

Нашлись подозрительные умы, которые будто бы очень хорошо знали, что у Кураевых всего 150 — душ, что денег ни гроша. Писемский, Тюфяк.

[Клаус:] Но почему же сам доктор Кох не останется? Ведь это наша гордость, господин Кох. У нас говорят: «Кох — это государственный ум». Киршон, Суд.

без ума (быть) от {кого-чего}

в восторге, в восхищении от кого-, чего-л.

в уме

мысленно, не записывая.

с умом

разумно, основываясь на здравом смысле.

— короткий ум ум короток

— задним умом крепок

— жить своим умом; жить чужим умом

ум за разум зашел (заходит) {у кого}

о состоянии, при котором кто-л. не может разумно рассуждать, действовать.

ума не приложу

не знаю, не могу понять.

— И ума не приложу, что с детьми делать. Л. Толстой, Три дня в деревне.

— ума палата

— ума (уму) помраченье

— уму непостижимо

уму-разуму учить

учить, как следует поступать, жить.

— раскинуть умом

лишиться{ (или решиться)} ума

то же, что сойти с ума (в 1 знач.).

— набраться ума

любить без ума

любить очень сильно.

помешаться{ (или повредиться)} в уме

то же, что сойти с ума (в 1 знач.).

взяться{ (или схватиться, хватиться)} за ум

стать благоразумнее, рассудительнее, образумиться.

— выжить из ума

— выйти из ума

— держать в уме

— мешаться в уме

— мешаться умом

— навести на ум

— наставить на ум

прийти{ (или взбрести и т. п.)} на ум{ (или в ум)} {кому}

1) (что) представиться, вспомниться.

Постепенно одна за другою приходят на ум давно забытые горести. Григорович, Петербургские шарманщики;

2) (с неопр.) о появлении желания, намерения сделать что-л.

Порой ему приходило на ум сделать еще что-нибудь дерзкое. М. Горький, Трое.

свести с ума {кого}

1) довести до сумасшествия, до потери рассудка;

2) увлечь, очаровать.

Одной наружности, одного живого и веселого ума ее достаточно было, чтобы свести с ума человека. С. Аксаков, Семейная хроника.

сойти{ (или спятить, свихнуть и т. п.)} с ума

1) потерять рассудок, стать помешанным, сумасшедшим.

— Скорее идите к нам, скорее — мама сошла с ума. М. Горький, Жизнь Клима Самгина;

2) о ком-л. поступающем необдуманно, делающем, говорящем нелепости.

[Лебедкина:] И вы хотите, чтоб я рассталась со своими вещами? Да вы с ума сошли! А. Островский, Поздняя любовь.

в своем{ (или здравом)} уме

будучи совершенно здоровым, психически вполне нормальным.

и в уме нет (не было) {у кого}

кто-л. и не думал, не предполагал.

— из ума вон

— из ума не идти; на ум не идет

на уме{ (или в уме)} быть

иметься в мыслях.

не в своем уме

о ненормальном, помешанном человеке.

не моего {(}твоего, нашего{ и т. д.)} ума дело

я ничего в этом не понимаю, меня это не касается.

от большого ума{ или} с большого ума {(сделать что)}

по глупости, сдуру.

с ума сойти!

восклицание, выражающее сильное удивление, восхищение и т. п.

— себе на уме

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *