Что такое ханжеское поведение – Ханжество — психология

Содержание

Ханжество - психология

Ханжество

Ха́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия.

Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.

Содержание

  • 1 Основные характеристики ханжества
  • 2 Словоупотребление
  • 3 Пустосвятство
  • 4 Ханжество в литературе
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Основные характеристики ханжества

Основные характеристики ханжества:

  • демонстративность поведения;
  • несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
  • крайности в отрицании аморальности

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника.

Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение.

В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия («нравственность», «духовность», «справедливость», «честность», «благородство», «гуманизм», «помощь», «принципиальность» и под.).

Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих.

Ещё одна особенность — обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества.

Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д. Иногда ханжами становятся те, кто сам делает нечто, что вызывает порицание. Таким образом человек оправдывает себя перед собой.

Например, многие дамы, бывшие ранее дамами легкого поведения, становятся ханжами.

Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.

Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского.

Сокрытие реальных черт собственной жизни и её расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.

Словоупотребление

Сходные понятия: фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность.

Человек, склонный к ханжеству, называется ханжа́. Сходные понятия: святоша, пустосвят, лицемер.

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающим промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. И. Фонвизина, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает.

Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет». В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие».

Иногда ханжество в сфере религии принимает крайние формы прямой фальсификации с намеренным созданием эрзаца (обычно для получения социальных, материальных и иных выгод).

Такого рода симулятивные практики часто эксплуатируют невежество окружающих, а равно и все виды наивной социальной мифологии, которая иногда встречается и в религиозной сфере (наивная установка «Что ни поп, то батька» основана именно на мифологическом мышлении и мировосприятии).

Ханжество в литературе

Ханжи и пустосвяты часто появлялись на страницах литературных произведений, таких как «Декамерон» Боккаччо (новеллы I, 1; I, 6; VI, 10), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Тартюф, или Обманщик» Мольера, «Жизнь» Мопассана, «Дождь» Моэма в западной литературе, стихи Хайяма и Руми — в восточной.

Франц не делает различия между серьезной музыкой и музыкой развлекательной. Это различие кажется ему старомодным и ханжеским. Он любит рок и моцарта в одинаковой степени.

— Милан Кундера

В России типы ханжей одними из первых вывели Антиох Кантемир (Сатира I) и Ломоносов:

Мышь некогда, любя святыню, Оставила прелестной мир, Ушла в глубокую пустыню,

Засевшись вся в галланской сыр.

Ханжи появляются в произведениях Александра Куприна («Ханжушка»), Островского («Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты»), Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

См. также

  • Фарисеи (течение в иудаизме, приверженцы которого часто изображены ханжами в Евангелии)
  • Лицемерие
  • Двоемыслие
  • Вытеснение
  • Обрядоверие
  • Cura te ipsum

Примечания

  1. Distorted Morality: America’s War on Terror?, by Noam Chomsky (Talk delivered at Harvard University)
  2. Ханжество // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1985. — С. 474.
  3. Гильдебранд Д. Этика. — СПб.,2001.
  4. Фонвизин Д. И. Драматургия, поэзия, проза. М.

    , 1989. — С. 204

  5. Пётр, игумен. О лубочном христианстве// Церковный вестник, 2005, № 10. — С. 12
  6. Ломоносов М. В. «Мышь некогда, любя святыню…» // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. Т. 8: Поэзия, ораторская проза, надписи, 1732—1764. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. — С. 769.

Ссылки

Ханжество Информация о

Ханжество
Ханжество

Ханжество Информация Видео

Ханжество Просмотр темы.

Ханжество что, Ханжество кто, Ханжество объяснение

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-249402.html

Стоп — афёра

Ханжа своим поведением доставляет немало неприятностей, окружающим его людям. И в тоже время, ханжа сам оказывается замечательной жертвой для аферистов и мошенников. Как часто люди употребляют слово ханжа, особо не задумываясь о его смысле.

Википедия говорит о том, что ханжество – это показная форма праведности, показная приверженность формальным нормам поведения, при этом, ханжа в тайне неверен идеям, которые сам демонстративно исповедует.

То есть, ханжа – это человек с двойным дном. И своё второе, неприглядное дно ханжа скрывает всеми силами от окружающих. Найдя у жертвы это второе дно, профессиональный аферист получает мощный рычаг влияния на эту жертву в своих интересах. Именно поэтому, теория жертвы определяет ханжу, как очень перспективных объект всевозможных мошеннических схем.

Очевидный вред ханжества

На закате СССР ханжество поразило огромный слой управленческой элиты советского общества. Призывая народ к соблюдению морали в личной жизни, к преданности делу КПСС, к скромности и ограничению материальных потребностей, партийные функционеры сами были далеки от морального кодекса строителя коммунизма.

Не редки были факты использования служебного положения для обогащения. А люди, исключавшие из партии коммунистов, имеющих любовниц, сами не придерживались принципов супружеской верности. Такая двойная жизнь партийного руководства подрывала веру населения в дело социализма.

И этим не преминули воспользоваться международные аферисты крупного масштаба, ускорив падение СССР. В результате аферы – развал СССР, капиталистическим странам удалось избежать жестокого кризиса.

Кризис системы западных стран был предотвращён за счёт того, что практически на территории бывшего СССР был ликвидирован средний класс. За счёт резкого обнищания, практически ста восьмидесяти миллионов граждан СССР, потерявших свои сбережения, смогла устоять в девяностых годах прошлого века, система капитализма.

Вот это, будем называть вещи своими именами, афера мирового уровня! А всего лишь, такая мелочь, как ханжество класса управленцев, легло в основу такой грандиозной аферы.

Бытовой ханжа

На уровне межличностных отношений, мы часто встречаем людей, яростных поборников гипертрофированных нравственности, религиозности, честности, порядочности и других позитивных качеств.

Создаётся впечатление, что эти люди пытаются, таким образом, убедить себя в необходимости правильного, по их авторитетному мнению, поведения. Своими яростными монологами о порочности, ханжи пытаются создать впечатление у окружающих, что они кристально чисты.

А как же иначе? Ведь они так хорошо подмечают недостатки других!

Но давайте рассуждать. Если для человека вести себя правильно – естественно, как дышать, то этот человек никогда не будет давать эмоциональную реакцию на возможные нарушения нравственных норм. Такая реакция возможна только у человека, который имеет в себе тот недостаток, который яростно, эмоционально и непримиримо осуждает по поводу и без повода.

Один мой бывший партнёр по бизнесу, Сергей Ф. (имя изменено) большую часть презентации посвящал не преимуществам бизнеса, а важности таких качеств, как честность и порядочность.

Поскольку Сергей никогда не упускал возможность, стоило партнёру расслабиться, обмануть ближнего своего по мелкому или по крупному, ему было крайне важно всеми силами укрепить уровень доверия к себе.

Вот и старался человек, показывая всем, на словах, как ему важны, порядочность и честность.

Ханжа всегда проявляет интерес к порочным сторонам человеческой жизни, к порочным, запрещённым наслаждениям.

Ужасаясь этим обстоятельством, ханжи бросаются в другую крайность и прилагают все силы, чтобы внешне соответствовать общепринятым стандартам. Ханжа не рискнёт одеться чересчур модно.

 Ханжа неодобрительно относится к людям, готовым рисковать, или осваивающим новые виды бизнеса или новые профессии.

В тайне ханжа мечтает переступить черту дозволенного. Именно поэтому, такие блюстители нравственности легко становятся добычей аферистов из числа повес и сирен. Ханжи часто попадают под влияние тёмных личностей.

Аферист, при встрече с ханжой, не принимает монологи ханжи о нравственности за чистую монету. Наоборот, такой ярый поборник нравственности, тайно мечтающий пересечь черту дозволенного, только и ждёт правильного предложения, чтобы оказаться жертвой мошеннической схемы.

Аферисту, всего то и надо, что позволить ханже всласть критиковать своё поведение и дать ханже надежду, что тот мошенника сможет изменить к лучшему своими проповедями. Аферист не принимает слова ханжи близко к сердцу, что даёт ему возможность проводить с жертвой больше времени. Аферисту надо только вытащить наружу тайные желания такой жертвы.

Став жертвой такой хитроумной аферы, ханжа не станет обнародовать обстоятельства, при которых у него отняли деньги или имущество. Потому, что такое откровение вытащит на свет истинную сущность ханжи. А мошенникам и аферистам только того и надо, чтобы жертва аферы вела себя тихо.

Источник: http://stopafera.ru/2013/11/02/teoriya-zhertvy-hanzha/

Ханжа

— святоша, притворно высоконравственный человек, лицемерно осуждающий пороки, которые ему же и присущи. 

Этимологические словари возводят ханжу к слову «хаджа». Каким образом «паломник» стал «святошей-лицемером», не совсем ясно. Скорее всего, свою роль сыграл чисто внешний контраст: заявляет, что святой человек, а выглядит бродягой.

Ирония судьбы: слово, обозначающее ханжество, возникло в русском языке из ханжеской же ситуации.

Люди охотно сближают святость и нищету, но если второе пришествие будет обставлено как и первое, то Спасителя в облике бомжа мы опять не узнаем.

Лицемерие и демагогию в качестве психологических тактик использовали все и давно. Однако поскольку религия веками обладала монополией на мораль, то и сословное лицемерие священнослужителей было более заметным, непростительным и удостоилось особого понятия. Со временем понятие ханжи (святоши) стало метафорой лицемера мирского.

Ханжеское поведение это прилюдное и демонстративное обличение пороков, которыми сам обладаешь, и которым, возможно, втайне предаешься.

Психологическая выгода такого поведения тройная:  1- могу вещать от имени высших моральных инстанций, а это форма власти; 2 — с этих позиций могу безнаказанно проявлять агрессию в форме праведного гнева; 3 — могу отводить от себя возможные подозрения в собственных не слишком нравственных желаниях или поступках.

Естественно, к данному приему привычнее прибегают в культурах или группах, где статус определяется идеологической безупречностью. Политические ханжеские высказывания вполне осознаны, расчетливы и неотличимы от демагогии. Простодушное же ханжество не слишком умной и грамотной женщины, громко обличающей богатство или половую распущенность, может ею и не осознаваться.

Психологически ханжество формируется одной из защит – проекцией. Во мне есть желания и свойства, признаться в которых не могу даже себе. Чтобы как-нибудь случайно их  не обнаружить и жить спокойно, я вытесняю их в бессознательное.

Правда, теперь эти гадкие пороки я почему-то с особой проницательно замечаю в других людях. Чем более нечиста бессознательная часть моей совести, с тем большей страстностью именно эти пороки обличаю в окружающих.

Данный бессознательный механизм исследователи обнаруживают во многих психологических и социальных феноменах – в подозрительности и ревности, в фанатизме и ксенофобии.

Например, таковы суждения вроде «все эти евреи помешаны на деньгах, а для нас нет ничего важнее духовности» или «все эти ниггеры только и мечтают изнасиловать наших белых жен и дочерей, а нам такие мысли и в голову не приходят».

Источник: http://velaps.ru/slovar_chert/khanzha-351/

Лицемерие

— отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

«Дорогой читатель! Позволь мне быть с тобой вполне откровенным. Я вовсе не намерен читать тебе нравоучения, наставляя, как должно и как не должно себя вести, объясняя, что хорошо и что плохо.

Во-первых, кто я такой, чтобы обращаться к тебе подобным образом? Знаний и природной мудрости у меня едва ли больше, чем у тебя. Поведение мое тоже не безупречно. К тому же я знаю, что человек ты образованный, добрый, умный и искренний; ты поймешь меня правильно.

Поэтому не стану с тобой лицемерить и скажу, что лицемерие — на самом деле вовсе не такое зло, каким его пытаются представить иные моралисты.

Мне кажется, я просто уверен, что оно органически присуще человеческой природе. И не только человеческой. Известно, например, что у животных, помимо чисто физических приспособлений для обороны — зубов, когтей, панциря, — существует еще один вид защиты. Возьмем американского опоссума.

Если на этого зверька нападают, он валится на бок и очень натурально прикидывается мертвым. Преследователь, несколько раз обнюхав его распростертое тело, обычно удаляется. Спустя несколько минут «труп» оживает и возвращается к своим занятиям.

Разве это не притворство, не лицемерие?

А в мире людей как обойтись без лицемерия? Ты мне не веришь? Так послушай, что говорят по этому поводу всемирно признанные авторитеты. «Надо признаться, что, живя в свете, каждый из нас вынужден время от времени притворяться», — пишет известный французский моралист Шамфор.

«Общество состоит из одних только личин», — вторит ему еще более известный моралист Ларошфуко, и он же продолжает в другом месте: «Сколько лицемерия в людском обычае советоваться! Тот, кто просит совета, делает вид, что относится к мнению своего друга с почтительным вниманием, хотя в действительности ему нужно лишь, чтобы кто-то одобрил его поступки и взял на себя ответственность за них. Тот же, кто дает советы, притворяется, будто платит за оказанное доверие пылкой и бескорыстной жаждой услужить, тогда как на самом деле обычно рассчитывает таким путем извлечь какую-либо выгоду или снискать почет».

Почему опоссуму можно защищать себя притворством, а человеку нельзя? Разве не лицемерит тот человек, который, сидя у постели тяжелобольного, убеждает несчастного, что дело идет на поправку, что выглядит недужный значительно лучше, чем прежде; душа его при этом, возможно, кровью обливается, но губы растянуты в притворной улыбке, а язык произносит лживые слова. Но разве мы станем осуждать его за неискренность? Мы его и лицемером-то не назовем.

Почему? А потому, что лицемерие — понятие весьма субъективное. Если нам не нравится человек, мы зовем его лицемером. А если нравится, мы даем ему другие определения: вежливый, тактичный, обходительный».

Однако, дорогой читатель, давно пора прервать обращающегося к тебе человека и из соавторов исключить. Прежде всего потому, что он самый отъявленный лицемер, а ждать от лицемера откровенного рассказа о лицемерии, как ты понимаешь, неосторожно. Ты хочешь доказательства? Изволь.

Во-первых, человек он скрытный; ведь, высказываясь как бы от моего имени, он хотел утаить свое собственное. Во-вторых, он притвора; он далеко не так откровенен, как представляется, и сведущ он, намного более сведущ, чем хочет выглядеть в твоих глазах. В-третьих, он льстец.

Он называет тебя образованным, добрым, умным и искренним. Но, сам посуди, откуда ему может быть известно, каков ты, читатель, есть на самом деле. А, может, ты заключаешь в себе прямые противоположности тем поистине завидным качествам, которые он перечислил.

Стало быть, он льстит тебе, стремясь завоевать твое благорасположение.

Но это еще полбеды. В конце концов многие авторы, обращающиеся с прямым разговором к читателю, в известном смысле скрытны, притворны и льстивы. Однако он еще и лукав, наш «соавтор». Он сообщает тебе лишь половину правды, ту, которая ему удобнее, а другую половину сознательно от тебя утаивает.

Да, Шамфор действительно писал, что, «живя в свете, каждый из нас вынужден время от времени притворяться». Но на этом французский моралист не останавливался и продолжал: «Однако честный человек притворяется лишь по необходимости или чтобы избежать опасности. В этом его отличие от плута — тот опережает события».

Как видишь, добавление это немаловажно, ибо отграничивает вынужденное, «оборонительное» притворство от притворства «наступательного».

Наконец, он коварен, этот обращавшийся к тебе самозванец, ибо под показной доброжелательностью скрывает злой умысел, а именно: стремление во что бы то ни стало убедить тебя в том, что лицемерие — не зло, а безобидная защитная реакция человека.

Но это не так, и ни один из моралистов подобного никогда не утверждал.

Напротив, исследуя лицемерие как свойство человеческой натуры, они неустанно подчеркивали его опасность, предостерегали против его трудноразличимости, вероломства: «Льстецы, быстро вошедшие в доверие, — говорил Аристотель, -— это вовсе не друзья, хотя кажутся друзьями… Для дружбы необходимы верность и надежность, а дурной совсем не таков». В. Даль в своем словаре назвал лицемерие «гнусным пороком», а великий Данте поместил этот грех в восьмой, по глубине предпоследний круг своего «Ада»; льстецы там «влипли в кал зловонный», а лицемеры влачат на себе тяжелейшие свинцовые мантии.

Однако предвижу твое недоумение. О чем же, в сущности, речь? О лицемерии? Или о скрытности, притворстве, лести, лукавстве, коварстве? Ведь качества эти весьма различны. Скрытный человек, например, совсем не обязательно будет льстивым, притворный — коварным и так далее. И неужели все это следует считать лицемерием?

В том-то и дело, что следует. И не только потому, что все эти качества в словаре В. Даля так или иначе увязываются с лицемерием; в том числе даже скрытность, которую Даль определяет как «меньшую степень лицемерия». Беда в том, что эти степени с легкостью переходят одна в другую, и чем незаметнее переход, тем опаснее он для окружающих.

Посмотри, как стремительно и незаметно произошел он в известной басне о Вороне и Лисице. Сначала в ход была пущена лесть, дабы усыпить бдительность Вороны: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!..

» «И, верно, ангельский быть должен голосок!» — это уже не просто лесть, а следующая степень лицемерия, лукавство (голосок-то в клюзе вместе с сыром), от которого Лиса тотчас переходит к коварству: «Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!» Как видишь, различные стадии лицемерия здесь так точно и органично переплетены между собой, так полно взаимодополняются, так ловко обслуживают злой Лисицын умысел, что… «Сыр выпал — с ним была плутовка такова».

Лицемерие можно уподобить прогрессирующей болезни, первым симптомом которой будет скрытность, а кризисом — коварство, за которым закономерно последует деятельный исход — подлость. Скрытный человек совсем не обязательно будет коварным, хотя доброжелательным мы все же не сумеем его назвать, не рискуя обмануться.

Человек, который что-то прячет в себе от других, уже как бы предрасположен к лицемерию; тут нам приходится согласиться с В. Далем. Но коварный, для того чтобы вполне насладиться плодами своего коварства, обязан быть и скрытным, и притворным, и льстивым, и лукавым.

Ибо прежде всего он должен скрыть корыстный расчет или злой умысел, возникающие на соответствующих стадиях «болезни лицемерия».

Без этих расчета и умысла лицемерия в собственном смысле слова еще нет. Поэтому человека, который обманывает тяжелобольного, улыбается и бодрится возле его постели, вместо того чтобы огорчаться и сострадать, мы назовем не лицемером, а притворой, обманщиком, но обманщиком из самых добрых побуждений.

Иное дело, если за этим обманом скрывается корыстный расчет или злой умысел. Представь себе, твой друг неожиданно стал плохо выглядеть: побледнел, осунулся, пожелтел лицом. А ты, вместо того чтобы обратить его внимание на эту явно нездоровую перемену, станешь расхваливать его внешний вид, при этом рассуждая: 1.

«Не стану ему об этом говорить, а то еще обидится на меня». Или: 2. «Навру ему, а то он пойдет к врачу, и наша поездка сорвется». Или: 3. «Так ему и надо! Чем красноречивее я ему солгу, тем позже он обратится к врачу и тем хуже ему будет».

Это уже будет лицемерием, причем лицемерием прогрессирующим: от трусливой лести (1) к своекорыстному лукавству (2) и, наконец, к коварной подлости (3).

Лицемерие тем опаснее, что самые подлые намерения оно прячет за благороднейшими словами и дружелюбнейшими внешними действиями; пороки обряжает в добродетели, ложь выдает за истину.

«Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, — замечает Ларошфуко, — что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу». Так уж устроен человек, что здравый смысл его ориентирован на добро, а не на подлость.

И потому человек легко поддается обману.

Двуличие — вот основное оружие лицемера. Недаром Данте в своей «Божественной комедии» воплощением лицемерия сделал великана Гериона: «Он ясен был лицом и величав спокойством черт приветливых и чистых, но остальной змеиным был состав. Две лапы, волосатых и когтистых; спина его, и брюхо, и бока — в узоре пятен и узлов цветистых».

Как ты думаешь, чем отличается подхалим от льстеца? Прежде всего тем, что подхалим очевиден нам в своих намерениях. Подхалимство — раболепствующая лесть, сообщает «Словарь русского языка», а раболепство всегда заметно. Лицемер не раболепствует, и в этом он намного опаснее подхалима.

Потому как в отличие от других пороков, которые чем сильнее развиты, тем более бросаются в глаза, лицемерие чем изощреннее, тем незаметнее. Чем подлее лицемерящий человек, тем он представляется нам благороднее, чем сильнее и умелее, тем слабее и бесхитростнее будет выглядеть.

И тем неожиданнее, тем злее и болезненнее окажется удар, который он нам может нанести.

Впрочем, лицемер опасен не только для окружающих. Прежде всего он опасен для самого себя. Помнишь, мы сравнили лицемерие с болезнью, перечислив ее прогрессирующие стадии.

Так вот, раз начав лицемерить, человек иногда бывает уже не в силах остановиться, перешагивает, а то и перепрыгивает от скрытности вследствие своей слабохарактерности к притворству в силу привычки, затем лести из удобства.

Никакого злого умысла он пока не таит, но… «(Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой», — предупреждает нас Ларошфуко. «Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок», — предостерегает Шамфор.

Начинающий лицемер может и не заметить, как родится в нем злой умысел, как лесть его станет сперва лукавством, затем коварством, а коварство обернется самой настоящей подлостью.

Люди будут считать его подлецом, а он, продолжая лицемерить о ними — и с самим собой в первую очередь, — будет рассуждать так, как собирался рассуждать наш лицемерный «соавтор» в том месте, где мы его прервали: «И вообще, что бы ни писали моралисты, лицемер, если разобраться, самый искренний человек. Просто он постиг ту горькую истину, что все люди лицемеры, только все они боятся в этом признаться. Но я не боюсь, я открыто заявляю — да, я лицемер! И именно поэтому никакой я не лицемер, не притвора, не льстец и уж тем более не подлец, а человек такой же искренний, прямодушный и добропорядочный, каким, я не сомневаюсь, являешься и ты, дорогой читатель!»

Источник: https://pro-psixology.ru/azbuka-dlya-nesovershennoletnix/226-licemerie.html

Двуличный человек

Двуличный человек – индивид, у которого в душе и на уме не то, что он показывает людям. О двуличности человечеству известно с давних времен. У древних народов существовал двуликий бог Янус, занимавший важное место в римском пантеоне. Он изображался с двумя лицами, обращенными к прошлому и будущему.

Янус был очень уважаемым божеством. Двуличность бога имела положительное значение. Классическая психология говорит о двойственности и амбивалентности человека.О феномене лицемерия, как синонима двуличности, мы можем узнать уже благодаря современным исследовательским работам.

Следует отметить, что все же термин двуличности – больше субъективно-философское понятие.

Двуличие и личность

Личность — это совокупность определенных качеств индивида. Отталкиваясь от семантики слова, двуличный — имеющий два лица. Чтобы понять, как формируется двуличность, затронем понятие структуры личности.

Юнг и Фрейд говорили, что личность состоит из сознательного, бессознательного и коллективного бессознательного. Все комплексы относятся к категории бессознательного, можно предположить, что двуличность тоже, так как она формируется из-за внутренних конфликтов, страхов и противоречий.

Личностный конфликт происходит только внутри личности, он связан с психикой человека. Такой конфликт – основа изменений в личности.

Причины формирования двуличия

Как же формируется двуличие? Многие психологи, например, Эльконин, Выготский, отмечают амбивалентность индивида по своей природе, то есть двойственность.

В человеке заложено мужское и женское, иначе мы бы испытывали отвращение к противоположному полу. Маленький ребенок впитывает поведенческие установки тех, кто рядом, мужские либо женские.

Психологи отмечают: когда индивидуум пытается осознанно разделить амбивалентные части своей личности, могут возникнуть такие проблемы, как, например, шизофрения.

Где же лежат причины двуличности, известной нам? Преимущественно, эта черта закладывается в характере человека во время детских лет. В основе ее лежат взаимоотношения, называемые психологами «я и другие». Глубокое одиночество, эгоизм, а также психологические травмы, отчужденность в коллективе, ощущение своей неполноценности приводят к личностному конфликту.

Человеку становится сложно проявить искренность с людьми и самим собой. Еще к двуличию приводит отсутствие должного воспитания, наставлений взрослых. Двуличным возможно стать также во взрослой жизни. Недовольство устройством мира может повлечь за собой лицемерное поведение. Желая легче достичь цели, индивидуум использует все способы, включая двуличие.

Только он не всегда может понять свой мотив.

Двуличие, ложь, притворство, лицемерие

У феномена двуличия есть сходство с лицемерием, ложью и притворством. Пол Экман в книге «Психология лжи» исследует причины поведения, где присутствует ложь. Автор отмечает: «на основе анализа определенных поведенческих признаков можно вовремя распознать ложь».

Но по всей вероятности ложь совершается человеком с большей степенью осознанности, нежели двуличие, являющееся сменой масок. Распознать его гораздо труднее. Ложь могут выдать определенные факторы: голос, взгляд, особенности вегетососудистой системы.

С двуличием все сложнее.

Притворство – отсутствие искренности, оно схоже с ложью. Притворство является более безобидным понятием, нежели двуличие. Поводом для притворства может служить страх, стеснительность. Двуличие же чаще предполагает цель.

Двуличие и лицемерие — черты характера. Лицемерие свойственно даже животному миру (животные зачастую используют его в качестве защиты). В нашем обществе лицемерное поведение встречается часто, современной психологией оно уже не рассматривается, как однозначно отрицательное. Двуличие – это приспособление лицемера.

Отличительный признак двуличия – вера окружающих в то, что двуличный человек является самим собой. Не поверить в это трудно, так как это действительно, правда. Но скоро такой человек станет совсем другим, причем он будет вновь собой.

Как ведут себя двуличные люди и как распознать двуличного человека?

Увы, распознать двуличного человека сразу практически невозможно. Такой индивид по всей вероятности не тот, кем представляется, правда понять это сложно. Здесь помощником станет лишь время. Часто, выявление двуличия может стать ударом для отношений. Но надо осознавать: многое зависит от наших ожиданий, ведь, зачастую, люди идеализируют других, принимая желаемое за действительное.

Двуличный человек – это преимущественно личность отчужденная, одинокая глубоко внутри. Но такое поведение может быть социальной защитой. Исследователи психологии человека отмечают: каждый имеет индивидуальный способ приспособления к жизни в обществе и собственный метод достижения целей.

Двуличные люди уверены, в том, что до правды окружающим нет никакого дела. Они не заботятся о чужих интересах. Поэтому они могут, например, на работе представлять себя человеком, ведущий здоровый образ жизни, в неофициальной же обстановке злоупотреблять курением и вредной едой.

Они не считают такой образ действий плохим, потому что он им нужен для сохранения определенного имиджа.

Знакомое женское поведение можно увидеть, когда девушка узнает, что ее подруга говорит про нее другим не то, что ей лично. Как это не удивительно, нужно отметить, что эта черта заложена природой. Поэтому не стоит слишком бояться разговоров за спиной. Люди всегда говорили и будут говорить друг о друге, к сожалению, не всегда приятные и правдивые вещи.

Двуличие во спасение. Чем грозит двуличие

Двуличные люди существовали во все времена. Наверное, каждый из нас встречался с ними. Можно ли понять лицемера?

На самом деле ожидание идеального поведения даже от самых проверенных людей не всегда оправдано, людям свойственно меняться. Возможно, не стоить рассматривать двуличие однобоко.

Эта черта может быть использована в благих целях, например, защиты. Если человек столкнулся со злоумышленником, стать бесстрашным, даже если он чувствует себя жутко, бывает весьма кстати.

А бывает, нужно оградиться от негативного общения.

Но поскольку частое двуличное поведение, вошедшее в привычку, основывается на внутренних конфликтах, страхах и связано с психикой, у лицемера часто возникают депрессии и подобного рода расстройства. Начав притворяться однажды, привыкнув к этому, человек будет вынужден делать это вновь. А узнав о такой черте характера, близкие возможно захотят вовсе разорвать отношения.

Счастлив ли лицемер? Сложно дать однозначный ответ. Да, двойственность заложена в нас природой, и к двуличию нужно относиться спокойно. Однако двуличность может быть чрезмерной, такая черта отравляет жизнь. Но всегда в наших силах понять суть своего поведения и сделать так, чтобы жизнь стала гармоничной, полной доверия и взаимопонимания.

Подытоживая, скажем, что о двуличности можно рассуждать бесконечно. Личность человека многогранна. Двуличность, как и двойственность, есть в каждом человеке. Но кто-то часто использует ее в своей жизни, а кто-то нет. Так, эта черта может быть безобидной и не очень. Нормы безобидности двуличия определить сложно, каждый лишь сам может сделать выбор для себя.

Источник: http://asppsi.com/dvulichnyj-chelovek/

obu4ayka.ru

значение этого слова, характеристика ханжи, его основные качества характера

Ханжество — это качество личности, характеризуемое как показная демонстрация набожности и благочестия на фоне замаскированных собственных неблаговидных поступков, неверности своим идеям, выраженной явно или тайно. В ханжестве максимально проявляется контраст между содержанием и формой , между словом и делом.

Характеристика ханжи

Основные черты ханжества:

  • двойная мораль и двойные стандарты;
  • чрезмерно завышенные требования к окружающим.

Ханжа любит всех поучать и давить, настаивая на своем мнении. При этом его добродетельная и нравственная позиция абсолютно не соответствует собственному внутреннему содержанию.

Являясь в образе бескорыстия, искренности и благочестия, используются основные инструментарии: морализация, оценочные суждения, демагогия, софистика, ложь. Активно привлекаются в свой речевой арсенал такие слова и понятия, как; гуманизм, честность, справедливость, равенство, толерантность.

Формы ханжества

Ханжество имеет две формы: сознательную и неосознанную.

  1. В первом варианте — это маска высокоморальной личности, которую использует лицемерная особа, настроенная агрессивно на морализаторство. По мнению психологов, осознанная форма ханжества является «прикрытием» или «формальной ложью». Человек не желает изменять себя, искоренять свои пороки, однако, в глазах окружающего его общества хочет выделиться «благородными» чертами, выглядеть приличным.
  2. Бессознательное ханжество представляет форму самообмана и неосознанное желание скрыть свои не очень приглядные качества личности, с целью сохранить уважение и доверие окружающих. Это ложь самому себе. При неосознанной форме человек живет своими идеалами. Он не замечает окружающей обстановки. Ханжа негативно, даже агрессивно встречает попытку разубеждения. Ханжество, не поддающееся переубеждению – психическое расстройство личности, которое требует применения психотерапевтических и медикаментозных методик.

Психология ханжества

За ханжеством скрывается недоверие к людям, пренебрежительное отношение, подозрительность и стремление манипулировать другими. Это отрицательная форма приспособительной реакции личности к моральным требованиям общества. Ханжа обожает демонстративное покаяние. Такой спектакль дает ему возможность убедить в своей беспристрастности, демократичности и бескорыстности. Для покаяния выбираются поступки, воспринимаемые публикой как достоинства, а не недостатки.

Ханжа в каждое свое действие, каждое слово и жест вкладывает возвышенные мотивы, скрытый смысл. Даже обычное покашливание или моргание, по мнению ханжи, должны нести смысловую нагрузку.

Ханжа никогда не скажет прямо о своем намерении, ему противоестественна прямолинейность. Он так строит свою речь, что его собеседник изъявляет желание сделать так, как необходимо ханже, считая, это своим решением. Но, на этом ханжество не останавливается. Он начинает капризничать, мяться, и, в конце концов, принимает желаемое. Когда услуга оказана, все представляется таким образом, как будто свершилось само собой.

Вред ханжества

К особому вреду ханжества можно отнести навязывание отдельным людям или обществу идеализации, бредовых идей о равенстве, справедливости и братстве. Он с особым энтузиазмом вторгается в чужую жизнь, отождествив себя с образом нравственного идеала и благочестия. Якобы только из благонравия и милосердия ханжа соглашается терпеть непонимание его высоких замыслов и моральных устремлений. Однако такая терпимость только видимость, используемая для подготовки новой атаки, направленной на воцарение нравственных идеалов.

Как общаться с ханжой

Общаясь с ханжой, важно самому не стать таковым. Прежде всего необходимо понять, что именно ему надо, чего он хочет, какова его цель. Ответ понятен: «необходимо признание общества». Кроме того, для него важно возвышение в собственных глазах, на фоне подчеркивания недостатков других. Бесполезно спорить с ханжой. Он готов к этому и ждет именно такой «подпитки». Ханжество содержит в себе подозрение и пренебрежение мнением окружающих людей.

Может быть, это звучит грубо, но единственный способ общения с ханжой – презрение. Не стоит вступать с ним в спор, обнажая свои слабости, ведь ханжа только этого и ждет. Нет необходимости исправлять недостатки других, тем самым расписываясь в собственном ханжестве. Не многие люди способны перенести критику в свой адрес, тем более это касается ханжи.

Чтобы не стать частью чьего-то плана, следует научиться защищаться от манипуляций. Основным инструментом здесь является интуиция. Если при общении с человеком появляется дискомфорт, возможно, это является подсказкой, что вас хотят использовать. Не стоит идти на поводу. Наиболее действенны способ борьбы с ханжой – не делать того, что он навязывает, при этом не вступая в открытое противостояния.

psiho.guru

Ханжество Ханжа Ханжеский | Что такое Ханжество Ханжа Ханжеский

    Ханжество как качество личности — склонность к обману, к сознательной маскировке собственных неблаговидных поступков под заботу о нравственности и добродетели.      

        Стал волк проповедовать христианство, наставлять других «на путь истинный», ходит и говорит всем: «Простите, благословите». Идет мимо заяц, он ему: «Здравствуй заяц», тот: «Здравствуй Волк». «Ну, ты меня прости Заяц, я был не прав». «Бог тебя простит, Волк». Идет дальше навстречу ему гусь: «Ну, ты меня прости Гусь, я может быть когда-нибудь был не прав, родственников твоих обижал и еще что-то». Гусь ему: «Шшш». Волк в ответ: «Гусь, ну ты не гневайся. Гнев — плохой советчик. Я к тебе с миром пришел, прости меня, я теперь другим  стал, я теперь христианин». А гусь опять «Шшш». Волк взял его и съел. Ему говорят: « Волк, ты же христианином стал», а тот: «А что он на святого шипит?»

          Волк в «овечьей шкуре» добродетели притворяется миссионером христианства, будучи от него бесконечно далек. За мнимой религиозностью скрывается его кровожадная сущность.  Так и человека можно назвать ханжой, когда его внешняя  нравственная и добродетельная позиция не соответствует его внутреннему содержанию. Ханжа на сцене жизни выступает в образе благочестия, бурно проявляет недовольство относительно поведения и мнения других людей, «неправильных» с его точки зрения. Бескорыстно радеть о нравственности и добродетели – так ханжество объясняет свое предназначение, одновременно скрывая корыстолюбие собственных побуждений и мотивов.

          Ханжество – это двойные стандарты и двойная мораль в отношении себя и непомерно высокие требования к окружающим. Ханжа – это человек, живущий недействительной жизнью, он священнослужитель лжи.  Алгоритм ханжества следующий: декларируется добродетель, в которой слушатель без труда должен узнать ханжу, затем выдвигается требование: «А вам слабо?».  Естественно, что ханжество не собирается, да и не может продемонстрировать это на личном примере. Если люди воспротивятся его воли, ханжество бросает на них «обидку».

       Во всей зияющей пропасти в ханжестве проявляется контраст между формой и содержанием, словом и делом. Утверждение: «Сущность является. Явление существенно» для ханжества теряет всякий смысл, ибо его суть состоит  в маскировке сущности за нужным ему явлением. Вот и является ханжество в образе благочестия, бескорыстия, искренности, не стесняясь подчеркивать свою прямую причастность к этим положительным качествам личности. Основной инструментарий ханжества — морализаторство, демонстративность поведения, обильное использование оценочных суждений, ложь, софистика и демагогия. Активно привлекая в арсенал своих речей сложные понятия «справедливость», «гуманизм», «равенство», «честность», «благородство», «толерантность», ханжество легко приписывает их себе и отрицает у других. Всякие попытки проверить достоверность излагаемого ханжой морализаторства, вызывают наигранный гнев и бутафорское негодование и возмущение. Поэтому вести полемику с ханжеством в мире слов бесперспективно, оно «заплюет» вас софистикой, демагогией и прилюдно выставит «Фомой Неверующим», невеждой и глупцом. Только неоспоримыми, изобличающими фактами можно прижать ханжество к стенке.

         Отличительная особенность ханжества в желании всем навязывать свое мнение, всех наставлять, поучать и давить. Все должны соответствовать тому лживому образу, в который обрядилось ханжество. «Стань таким, как я хочу», — требует оно. Само ханжество не желает и не способно стать таким, как хочет от других людей. Оно уже поучает других с позиции образца добродетели и благочестия. Эта особенность отличает ханжество от лицемерия. Лицемер носит маску, выставляет себя в выгодном свете, но никому ничего не навязывает.

         Ханжество может проявляться в бессознательной (неосознанной) и сознательной формах. Сознательное ханжество – это маскировочный наряд высокоморальной личности, в который обрядилась лицемерная особь, агрессивно настроенная на морализаторство. Неосознанное, бессознательное ханжество – это форма самообмана с бессознательным желанием скрыть свои тайные качества личности, чтобы не потерять доверие и уважение окружающих. Шекспир писал: «И крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть». Бывшие женщины легкого поведения становятся ханжами, а бывший кутила и мот становится поборником бережливости. Мольер верно подметил: «Терять поклонников кокеткам тяжело, И чтобы вновь привлечь внимание, с годами Они становятся завзятыми ханжами. Их страсть — судить людей. И как суров их суд! Нет, милосердия они не признают. На совести чужой выискивают пятна, Но не из добрых чувств — из зависти, понятно. Злит этих праведниц: зачем доступны нам  Те радости, что им уже не по зубам?»

         Ханжество обожает демонстративно покаяться. Спектакль с покаянием предоставляет ему прекрасную возможность «пустить пыль в глаза» окружающим своей мнимой демократичностью, бескорыстностью и беспристрастностью. При этом для покаяния выбираются такие поступки, которые большей частью «публики» воспринимаются больше как достоинство, чем недостатки. Когда Берлускони на восьмом десятке кается в своем недружественном поведении с женщинами, это только добавляет баллы к его рейтингу.  Свои прегрешения ханжество выставляет в контексте «ничто человеческое мне не чуждо», то есть как общечеловеческие слабости и снисходительно прощает себя. «Грешок для ханжи – соль жизни», — писал Оноре де Бальзак. Показательно продемонстрировав свои маленькие «недостатки», ханжество тут же берет инициативу в свои руки, начиная привычную практику навязывания другим своих дутых достоинств.

          В каждый простейший жест, слово, мысль и действие ханжество вкладывает скрытый смысл и возвышенные мотивы. Для него не существует непроизвольных движений и действий. Простое покашливание, моргание или чих, по разумению ханжества, обязаны нести смысловую нагрузку. Прочь импровизации и непосредственность!   Да здравствует театральность, вычурность и наигранность!

         Ханжеству противоестественна прямолинейность. Оно никогда не скажет прямо о своем намерении. Речь строится таким образом, чтобы другая сторона сама изъявила желание сделать то, что так ему  необходимо, при этом бы считала, что это само пришло ей в голову. Ханжеству остается лишь слегка покапризничать, помяться и снисходительно согласиться получить желаемое. После таких манипуляций остается видимость, что не оно вам обязано, а вы ему. Когда услуга будет оказана, ханжа представит все в таком виде, словно все свершилось само собой.

         Особый вред ханжества состоит в навязывании обществу и отдельным людям идеализаций. Свои бредовые идеи об очередной справедливости, равенстве и братстве оно стремится сделать законом, общественным предписанием и нормой поведения. Отождествив себя с утопическим образом благочестия, нравственного идеала, ханжество с неподдельным энтузиазмом вторгается в чужие жизни с криком «Нельзя!» Лишь из милосердия и благонравия ханжество соглашается терпеть непонимание его высоких моральных устремлений и замыслов. Но его терпимость лишь видимость, время используется на подготовку новой атаки для воцарения нравственных идеалов.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Ханжа - Психологос

Ха́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Основные характеристики ханжества - демонстративность поведения; несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности; крайности в отрицании аморальности (например: формы аскетизма, наносящие вред здоровью человека).

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение. В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия ("справедливость", "честность", "благородство", "гуманизм", "помощь", "принципиальность" и подобные). Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Еще одна особенность - обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т.д.

Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.

Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и ее расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.

www.psychologos.ru

ХАНЖЕСКИЙ - это... Что такое ХАНЖЕСКИЙ?

  • ханжеский — лицемерный, фарисейский; пиетистический, ханжеской, двоедушный, неискренний, святошеский, лживый, двойственный, фальшивый, лицемерский Словарь русских синонимов. ханжеский см. лицемерный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник …   Словарь синонимов

  • ХАНЖЕСКИЙ — ХАНЖЕСКИЙ, ая, ое и ХАНЖЕСКОЙ, ая, ое. Свойственный ханже, лицемерный. Ханжеское поведение. Ханжеская физиономия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ханжеский — и ханжеской …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Ханжеский — прил. 1. соотн. с сущ. ханжа II, ханжество, связанный с ними 2. Свойственный ханже [ханжа II], ханжеству, характерный для них. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ханжеский — ханжеский, ханжеская, ханжеское, ханжеские, ханжеского, ханжеской, ханжеского, ханжеских, ханжескому, ханжеской, ханжескому, ханжеским, ханжеский, ханжескую, ханжеское, ханжеские, ханжеского, ханжескую, ханжеское, ханжеских, ханжеским, ханжеской …   Формы слов

  • ханжеский — х анжеский …   Русский орфографический словарь

  • ханжеский — …   Орфографический словарь русского языка

  • ханжеский — ая, ое; ХАНЖЕСКОЙ, ая, ое. Свойственный ханже, исполненный ханжества; лицемерный. Х ое выражение лица. Х ое поведение. Х ое негодование. Х ое сочувствие. Х ие упрёки. ◁ Ханжеское, ого; м. К ханжескому не приучен …   Энциклопедический словарь

  • ханжеский — ханжеско/й; ая, ое см. тж. ханжеское Свойственный ханже, исполненный ханжества; лицемерный. Х ое выражение лица. Х ое поведение. Х ое негодование. Х ое сочувствие. Х ие упрёки …   Словарь многих выражений

  • ханжеский — ханж/еск/ий и ханж/еск/ой …   Морфемно-орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    Ханжа — Традиция

    Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

    Ха́нжество — показная или склонная к крайностям форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорирую вопросы внутренней моральной природы человека. Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.

    Слово «Ханжа» может быть использовано также как ярлык, который, зачастую необоснованно, навешивается на некоторых людей — в частности, решающихся на противостояние антихристианской пропаганде разврата. Гораздо реже реально соответствует облику человека.

    Основные характеристики ханжества[править]

    Основные характеристики ханжества:

    • демонстративность поведения;
    • несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
    • крайности в отрицании аморальности (напр. формы аскетизма, наносящие вред здоровью человека).

    Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение [1].

    Психология ханжества[править]

    Xанжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д.

    Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.

    Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и ее расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.[2]

    Словоупотребление[править]

    Понятие происходит от арабского слова «хаджж», то есть мусульманское паломничество в Мекку. [3].

    Сходные понятия: самодовольство, фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность.

    Человек, склонный к ханжеству называется ханжа. Сходные понятия: святоша, пустосвят, лицемер.

    Ханжество в литературе[править]

    Классические литературные образы, воплощающие ханжество, можно найти в произведениях Мольера (Тартюф из одноименной комедии), Достоевского (Фома Опискин из повести «Село Степанчиково и его обитатели»), Куприна («Ханжушка»), А. Н. Островского («Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты») .

    Ханжи и пустосвяты нередко появлялись на страницах литературных произведений, таких как «Декамерон» Боккаччо (новеллы I, 1; I, 6; VI, 10), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Тартюф» Мольера, «Жизнь» Мопассана в западной литературе, стихи Хайяма и Руми — в восточной.

    Эталонный образ «правоверного ханжи» — Майка, из романа Г. Гаррисона «Моралист» («Специалист по этике»).

    1. ↑ Атеистический словарь, Статья Ханжество (Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.)
    2. ↑ Гильдебранд Д. Этика. — СПб.,2001.
    3. ↑ («Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера 4-х томах)

    traditio.wiki

    Что такое ханжество, определение термина и основные признаки ханжи

    Ханжество -это показная демонстрация благочестия и набожности. При этом ханжа на самом деле не является верующим, и проявляет лицемерие, изображая веру в идеалы, которые не поддерживает. Это слово зародилось в Европе, во времена утрированной религиозной морали, когда большое внимание уделяли понятию греха. Ханжа представляется добропорядочным человеком, демонстрируя причастность ко всем положительным качествам личности, но при этом живет совершенно другой жизнью.

    В наше время это слово используется довольно часто, характеризуется показной верой во что-либо, и является разновидностью лицемерия. Ханжа испытывает внутреннее противоречие исповедуемым идеям и принципам, которые он проповедует.

    Демонстративное поведение человека

    Психологи относят ханжество к демонстративному поведению человека по отношению к его окружению. Причиной такого поведения является попытка оправдать свои действия и поступки по отношению к окружающим людям или себе. Человек может проповедовать высокоморальные устои, на самом деле являясь развратным и лицемерным. Отличительной особенностью является демонстративное покаяние, являющее собой целый спектакль. При этом кается в поступках, которые воспринимаются окружающими больше как достоинство, нежели недостаток. Ханжеству не свойственна прямолинейность, используются лишь все методы манипуляции.

    Ханжа использует следующие методы:

    • Всевозможные демагогии и софистики.
    • Расплывчатую семантику понятий («духовность», «благородство», «нравственность» и другие).
    • Изобилие оценочных суждений, оспорить которые довольно сложно. Любое сомнение в догмах ханжа воспринимает очень эмоционально.
    • Демонстративное поведение.

    Различают два вида ханжества: осознанное и бессознательное.

    Осознанную разновидность приравнивают к лицемерию. Человек использует высокую мораль как прикрытие, желая быть приличным и благородным в газах окружающих, но не хочет избавляться от присущих ему пороков. И зачастую искажает какую-либо информацию в нужном для него ракурсе.

    Неосознанная форма характеризуется в бессознательной лжи самому себе. Человек не замечает реального положения вещей и живет своими идеалами. Попытки показать реальность могут встретить сильный негатив и агрессию со стороны ханжи. Психологи такую разновидность приравнивают к психическим расстройствам и лечат при помощи психотерапевтических методиках и медикаментозно в специальных клиниках.

    Причины ханжества.

    Основной причиной ханжества является недоверие к людям и стремление ими манипулировать. Ханжа стремиться навязать окружающим свое мнение, всех наставляет и требует соответствовать образу праведного гражданина. Сам ханжа не хочет и не способен быть таким идеалом, которым призывает быть. Он поучает других изображая благочестие и добродетель, и эта особенность отличат ханжество от лицемерия. Лицемер преподносит себя в выгодном свете, но своих устоев окружающим не навязывает. Ханжа только приспосабливается к моральным требованиям окружающих, скрывая свое пренебрежительное отношение к ним.

    Зачастую ханжество является внутренним конфликтом, который может перерасти в невроз.

    Ханжество неоднозначное понятие, об этом писал Д. фон Гильдебранд. Скрываемые аспекты собственной жизни, и их противоречия с нормами и идеалами общества говорят не о лживости, а о низкой самооценке и критики к себе, и стремлением огородить свое окружение от вреда своего поведения, изменить которое не является возможным по каким либо причинам.

    depils.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *