методы исследований и психотерапии – Курсы – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа посвящена методологии исследования личности и практике психологического консультирования. Вы освоите базовые инструменты работы профессиональных психологов. Техники построения контакта и развития беседы, которые используются в психологической консультации, полезны в любом диалоге. Проективные методы диагностики и исследования личности применяются в психологическом консультировании, в психодиагностике, в научных исследованиях, в работе с персоналом, в самопознании. Подход системной семейной терапии позволяет исследовать и анализировать проблемы человека и семьи как единой системы и находить решения.
Подать заявкуЗадать вопрос
Важно
Приглашаем Вас к просмотру записи вебинара «Личность и семья: методы исследований и психотерапии». На встрече выступили Анастасия Исаева, академический руководитель магистерской программы «Консультативная психология. Персонология», Татьяна Рыцарева, преподаватель магистерской программы «Системная семейная терапия», системный семейный психотерапевт, и Нина Кобзарь, студентка магистратуры НИУ ВШЭ. Вы узнаете об особенностях профессии психолога-консультанта, о системной семейной терапии и её задачах, о подготовке к поступлению на магистерские программы по психологии, а также о преимуществах программы «Личность и семья: методы исследований и психотерапии»
Запись вебинараДрузья, мы качественно переработали и структурно обновили программу «Исследования и консультативная практика в психологии».
Новая программа больше не включает в себя количественные методы исследования личности и основы статистики.
Вместо этого курс по методологии в рамках данной программы сосредоточен на конкретных проективных методах исследования личности, которые применяются исследователями в области психологии личности, психологами в организациях и профессиональными консультантами.
На наш взгляд, это делает данную программу более прикладной как для начинающих психологов, так и для специалистов смежных профессий, а также всех интересующихся психологией.
Для кого
Практикующих психологов и психотерапевтов, желающих обогатить свою практику современными методиками и техниками работы с семьей
Родителей
Педагогов и специалистов, работающих с детьми – учителей, воспитателей, гувернеров, репетиторов
Начинающих практиков и всех увлеченных психологией
Поступающих в магистратуру по направлениям психологии и психотерапии
На онлайн-программе «Личность и семья: методы исследований и психотерапии» Вы:
01
Познакомитесь с основами семейного консультирования и принципами составления генограммы семьи
02
Узнаете, как проводить первичный анализ клиентского кейса, разрабатывать стратегию исследования запроса и понимать ключевые феномены, с которыми предстоит работать
03
Научитесь применять на практике техники беседы и активного слушания
Формат обучения
Продолжительность общая в часах
102 часа
Условия приема
Диплом о высшем образовании
Формат обучения
Дистанционный
Состав группы
Нормативная численность группы 25 человек
Язык обучения
русский
Режим занятий
2-3 раза в неделю в будние дни с 18. 10, в субботу в течение дня
Расписание
Программа обучения
Модуль 1. Семейная психология и психотерапия
Цикл лекций «Семейная психология и психотерапия» для поступающих в магистратуру поможет сориентироваться в современной семейной психотерапии. Познакомиться с классическим системным подходом и выросшими на его поле современными направлениями конца 20 и начала 21 века как самыми свежими инновациями в психотерапии. Кроме того, лекции затрагивают жизненно важные для каждого профессионала аспекты жизни человека в целом: основные этапы жизни семьи и возрастной психологии, основные супружеские и детско-родительские проблемы, темы насилия и эффективного построения коммуникации людей друг с другом.
Роман Мирошкин, клинический психолог, системный семейный терапевт и преподаватель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» о том, зачем помогающему специалисту знания по клинической психологии.
youtube.com/embed/2ImjLDItbMI» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Лекции ведут преподаватели нашей магистерской программы «Системная семейная психотерапия» — профессионалы и практики из области семейной психологии.
Для тех, кто планирует целенаправленно поступать на магистерскую программу «Системная семейная психотерапия» без базового психологического образования – это удачно продуманный компактный курс введения, который существенно облегчит вам обучение в магистратуре.
Татьяна Рыцарева, системный семейный психотерапевт, эмоционально-фокусированный психотерапевт о том как системные психотерапевты понимают проблему семьи и решают ее
Модуль 2. Основы психологического консультирования.
Проективные техники и их диагностический потенциал. Конкретные примеры использования проективных методов и техник (в т.ч. с применением метафорических ассоциативных карт).
Диагностика в психологическом консультировании. Цели, этапы, особенности диагностики. Этические аспекты и техника безопасности специалиста.
Методика свободного самоописания (А.В. Визгина) как пример универсальной методики исследования личности.
Модуль 3. Методы исследований личности.
Общее представление о личности. Анализ соотношения понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Темперамент и характер. Основные подходы к изучению личности в психологии. Изменения и развитие личности. Проблема психологического возраста и методы его диагностики.
Общее представление о методах исследования. Система методов, по Э.Г. Юдину. «Качественная» и «количественная» ориентации в познании. Основные методы психологической науки и практики, их типология.
Знакомство с преподавателем Анной Фам и её курсом «Методы исследования личности»
Преимущества программы:
01
Строгая академическая база для освоения навыков и практик
02
Прикладные знания на университетском уровне
03
Опытные преподаватели, ведущие специалисты в своей сфере
Преподаватели
Уникальный преподавательский состав программы. Все преподаватели совмещают многолетний опыт академической работы и психотерапевтической практики. На наших программах мы развиваем целостную психологию, в которой практика фундирована академическими исследованиями, а теории и научные результаты соотнесены с конкретными личностными феноменами и реализованы в клиентских кейсах.
Документ об окончании
После успешного прохождения итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации установленного НИУ ВШЭ образца
* В 2022 году НИУ ВШЭ заняла первое место в рейтинге российских вузов по версии Forbes
Подать заявкуЗадать вопрос
Стоимость и условия
Тема психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Теории личности
Общее представление о личности
Факторы социализации, формирования и развития личности
Современные теории личности
Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии
Подходы к изучению личности в отечественной психологии
Структура личности
Общее представление о личности
Проблема личности – одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии и т.д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте изучения. Так, личность в педагогике – это объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. В философии личность выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимае-мого личностью в обществе. Личность в социологии
Личность в психологии изучается различными отраслями психо-логической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует, в свою очередь, разноуровневого психологического анализа.
Разработка личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоцио-нально-волевых процессах. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей ее возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявле-ний, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личности – выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.
Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуаль-но-психологических особенностей личности и различиях между людьми.
Социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общнос-тях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.
Существенный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «субъект» «субъектность». В житейской практике нередко допускается смещение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность», что не оправдано с точки зрения научного подхода к изучению личности (рис. 1).
Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других живот-ных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологи-ческого и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыс-лить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Человек – понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, юность, взрослость, старость.
Рис. 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»
Специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются в течение жизни, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколе-ниями. Никакой личный опыт не может сформировать логическое мышление и системы понятий человека. Участвуя в различных формах социальной деятельности, человек развивает в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.
Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпо-сылки развития личности и индивидуальности. В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило — и онтогенетического развития, носитель видовых черт;2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Понятие «индивид» не следует смешивать с противопо-ложным по значению понятием «индивидуальность», показывающим отличие человека от всех других людей.
«Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологически истоком этого значения понятия «индивид» и является латинский термин «индивидуум». Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. Характеризуя личность, также имеют в виду целостность, но такую, которая рождается в обществе.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают общая, дифференциальная, возрастная психология, психофизиология, онтопсихофизиология.
Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.
Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предмет-ной деятельности человека составляет труд, и поэтому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и поэтому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают общая и генетическая психология, психология познания, труда, творчества.
Субъектность – это способность человека к тому или иному целепо-лаганию и соответствующей поставленным целям активности.
Эти цели могут быть ситуативными, в интересах текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоцио-нальной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личнос-ти. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенст-вующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.
При всей разносторонности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «самобытность» индивида, его способность быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.
Именно на уровне индивидуальности становятся возможными наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, собственно личности и субъекта деятельности.Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в обществен-ных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).
Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломля-ются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
Личность – это сознательный индивид. Нельзя понять общественную роль личности, не анализируя ее психики: мотивов поведения, характера и способностей, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенст-вование себя и поиск смысла жизни;
активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возмож-ностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реаль-ном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, ин-тересов, идеалов, убеждений и т.д.;
характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Личность – социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. Именно в процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.
Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Личность — значение, определения, принципы и характеристики
Значение
Личность — это понятие, которое мы постоянно используем в повседневной жизни, когда имеем дело с людьми. Мы говорим о людях как о хороших, плохих, высокомерных и агрессивных личностях. Иногда мы называем разногласия между людьми следствием личностных конфликтов. Личность человека играет важную роль в определении его успеха, а также успеха организации, с которой он связан. Личность работника вместе с его отношением определяет его поведение и эффективность работы в организации.
Хотя термин «личность» часто используется людьми, похоже, нет единого мнения относительно его значения. Это может означать разные вещи для разных людей. Для некоторых это означает общую сумму черт или характеристик человека; для других это относится к уникальному способу реагирования на жизненные ситуации. Таким образом, существует много споров о значении личности.
Термин «личность» происходит от латинского слова «persona», что означает «говорить через». Этот латинский термин обозначает маски, которые актеры носили в Древней Греции и Риме. Таким образом, личность используется с точки зрения влияния на других через внешний вид. Однако простой внешний вид, хотя и важен для характеристики личности, не составляет личность в целом. Согласно Руху, личность должна включать в себя:
(i) внешний вид и поведение или значение социального стимула;
(ii) внутреннее осознание себя как постоянной организующей силы; и
(iii) особый паттерн или организация измеримых черт, как внутренних, так и внешних.
Определения
Согласно Хилгарду, Аткинсону и Аткинсону
Личность можно понимать как характерные модели поведения и способы мышления, которые определяют приспособление человека к окружающей среде.
По словам Флойда Л. Руха
Личность может быть описана как то, как человек влияет на других, как он понимает и видит себя, а также как его внутренние и внешние измеримые черты.
Согласно Гордену У. Олпорту
Личность — это динамическая организация внутри индивидуума тех психологических систем, которые определяют его уникальные приспособления к окружающей среде.
Согласно С.Р. Maddi
Личность – это совокупность характеристик и тенденций, определяющих те общие черты и различия в поведении (мыслях, чувствах и действиях) людей, которые имеют преемственность во времени и которые нелегко понять как единственный результат социального и биологического давления. момента.
Принципы
1. Личность, по-видимому, организована по шаблонам, которые в некоторой степени поддаются наблюдению и измерению.
2. Хотя личность имеет биологическую основу, ее специфическое развитие также является продуктом
социальной и культурной среды.
3. Личность имеет поверхностные аспекты (такие как отношение к лидерству в команде) и более глубокую суть (такие как отношение к власти или протестантская трудовая этика).
4. Личность включает в себя как общие, так и уникальные характеристики. Каждый человек в чем-то отличается от любого другого человека, а в чем-то похож на других людей.
Характеристики
1. Личность представляет собой определенные уникальные и отличительные черты человека.
2. Личность состоит из организации чувств, мыслей, познания и видимого поведения — все они очень динамичны по своей природе.
3. Личность часто рассматривается как привычка человека, которая выражается в действиях и поведении в организациях в ответ на ситуации. Другим людям, а также политикам и процедурам.
4. Личность имеет биологическую основу, но формируется средой. Биологически все люди одинаковы. У них одинаковые сенсорная и двигательная системы, системы дыхания, кровообращения и тому подобное. При этом каждый из них отличается от другого. Это так, потому что личность формируется социальными институтами, такими как семья, академические институты, группа сверстников, социальные и культурные силы и другие факторы окружающей среды. У людей формируются взгляды и ценности, соответствующие ожиданиям среды, в которой они родились и выросли. Следовательно, воздействие такой среды действительно формирует личность человека.
5. Одним из видимых компонентов личности является поведение, и всякое поведение имеет для него причину. Человек ничего не делает без причины. Следовательно, большую часть времени в исследованиях личности основное внимание уделялось обнаружению причин (причин) определенного поведения, чтобы прогнозирование и контроль поведения могли стать легкими и управляемыми.
6. Люди различны не только между собой, но и внутри себя. Человек А отличается от человека Б, и в то же время человек А отличается в разные периоды времени, ситуации и роли, которые ему приходится играть.
Просмотры сообщений: 2333
Проект Личности
Добро пожаловать
Проект личности представляет собой набор веб-страниц, посвященных академическому изучению личности. Он предназначен для того, чтобы познакомить заинтересованного студента, исследователя или серьезного неспециалиста с последними достижениями в области исследования личности. В веб-страницы личностных проектов включены исторические обзоры в этой области, ссылки на текущие результаты исследований со всего мира, программы курсов по личности, а также по методологии исследований с особым акцентом на психометрические исследования, а также учебные пособия, которые помогут каждому узнать некоторые из наиболее мощных статистических процедур, используемых в исследованиях личности. Некоторые страницы очень технические, некоторые нет. Некоторые совсем новые, некоторые не обновлялись несколько лет. Весь проект призван помочь тем, кто хочет узнать больше о том, что известно о личности. Мы надеемся, что вам понравится то, что вы найдете здесь, и вы пришлете нам предложения, дополнения и исправления.
Личность и индивидуальные различия
Личность — это согласованное формирование аффектов, познания и желаний (целей), поскольку они приводят к поведению. Изучать личность — значит изучать, что люди чувствуют, как они думают, чего они хотят и, наконец, что они делают. То, что люди отличаются друг от друга во всех этих четырех областях, очевидно. Чем и почему они различаются, менее ясно и является важной частью изучения личности. Это согласованное формирование во времени и пространстве чувств, мыслей, желаний и действий, которые мы идентифицируем как личность. Психология личности обращается к вопросам общей человеческой природы, размеров индивидуальных различий и уникальных черт личности.
Исследования личности варьируются от анализа генетических кодов и изучения биологических систем до изучения сексуальных, социальных, этнических и культурных основ мышления, чувств и поведения. Исследования личности включают изучение когнитивных способностей, межличностных стилей и эмоциональной реактивности. Методы варьируются от лабораторных экспериментов до продольных полевых исследований и включают методы сокращения данных, такие как факторный анализ и анализ основных компонентов, а также процедуры структурного моделирования и многоуровневого моделирования. Наиболее важными вопросами измерения являются надежность и стабильность индивидуальных различий.
Исследования индивидуальных различий решают три широких вопроса: 1) разработка адекватной описательной таксономии различий людей; 2) применение различий в одной ситуации для предсказания различий в других ситуациях; 3) проверка теоретических объяснений структуры и динамики индивидуальных различий.
Это не новые вопросы, ведь изучению личности и индивидуальных различий уже не менее 3000 лет. Таксономии личности рассматривались со времен Теофраста, и таксономии начала 21 века имеют поразительное сходство с этими описаниями персонажей. Лексический подход Гальтона расширился и теперь включает модели «Большой пятерки», которые активно изучаются сегодня9.0003
Что изменилось за последние двадцать лет, так это захватывающее сочетание новых количественных методов, смешанных с лучшим пониманием того, как биологические и генетические детерминанты индивидуальных различий сочетаются с опытом развития, создавая невероятное разнообразие, которое мы знаем как личность.
Эти страницы предназначены для того, чтобы помочь тем, кто интересуется теорией личности и исследованиями, ознакомиться с современной литературой по исследованию личности. Хотя некоторые материалы доступны в Интернете, все они должны быть доступны в большинстве университетских библиотек. Резюме многих последних статей доступны с помощью поисковых систем, в частности Google Scholar.
Информация о научных обществах и программах подготовки выпускников в области личности предоставляется тем, кто заинтересован в дальнейшем изучении теории личности. Постепенно добавляются программы курсов теории личности и исследовательских курсов. Предложения по ссылкам на активных исследователей и лаборатории личности приветствуются.
Вопросы личности интересны каждому, и существует множество интересных веб-сайтов, которые можно посетить как в академических кругах, так и за их пределами. Избранные ссылки на неакадемические страницы, посвященные теории личности, включены с упором на некоммерческие сайты. На некоторых из этих сайтов есть примеры тестов личности и способностей, которые аналогичны более стандартным инструментам тестирования.
Проект личности задуман как совместная работа всех нас, заинтересованных в изучении личности. Это означает, что предложения по ссылкам на другие страницы и исправления к текущим страницам всегда приветствуются. Они будут добавляться по мере появления времени.
Если вы хотите помочь нам развить наше понимание личности, пожалуйста, пройдите наш тест в SAPA Project. Проект SAPA представляет собой совместный инструмент сбора данных для оценки психологических конструктов по нескольким параметрам личности.