Что влияет на наследственность: Как наследственность влияет на развитие детей

Как наследственность влияет на развитие детей

Общество

27 Января 2014, 15:43

Родительский опыт влияет на структуру и функцию нервной системы потомства. Детям могут передаваться страхи и фобии родителей.

Коллаж Ларисы Ветлугиной.

На развитие и формирование человека в основном влияют три фактора: наследственность, социальная среда и воспитание.

Наследственность — это способность живых организмов передавать различные характерные признаки и особенности развития своим потомкам. Иными словами, это передача имеющейся генетической информации от родителя к ребенку. Благодаря наследственности все живые существа сохраняют в потомках характерные черты своего вида.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности (с точки зрения педагогики). Воспитание корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В принципе влияние среды и воспитания однотипны. Многие учёные в основе развития личности выделяют лишь два фактора —наследственность и среду. Разница лишь в том, что в отличие от стихийного влияния окружающей среды на человека, воспитание (школьное, семейное, религиозное) является процессом целенаправленным и сознательно контролируемым. Для развития природных задатков нужны работоспособность и трудолюбие. А последние являются теми качествами, которые возникают в результате воспитания. В этой связи вспоминаются фильмы по мотивам романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Ведь смог аббат Фариа воспитать из марсельского моряка Эдмона Дантеса настоящего аристократа. А сколько терпения понадобилось герою для освобождения.

Разные учёные по-разному относятся к тому, что в большей или меньшей степени воздействует на развитие личности, но сейчас я остановлюсь на наследственности (не умаляя роли воспитания и среды).

Многие знакомы с теорией Фрейда о том, что почти все психологические расстройства связаны с детством, поведением родителей. Но американские учёные в своих исследованиях пошли дальше. Заметив среди городских поколений циклы наркомании и психоневрологических проблем, группа учёных из университета Эмори (штат Джорджия) связала этот процесс с наследственностью и провела ряд экспериментов. Их исследования на животных показали, что дети нередко испытывают страхи своих родителей, даже в тех случаях, когда они никогда не сталкивались с причиной фобий.

Исследователи научили мышей бояться аромата сакуры, а затем исследовали их сперму. Во время изучения эякулята они обнаружили, что участок ДНК, отвечающий за чувствительность к данному запаху, стал более активным. Затем исследователи изучили поведение потомства участников эксперимента и выяснили, что два поколения грызунов оказались не только очень чувствительны к аромату сакуры, но и старались всячески избегать его, несмотря на то, что никогда не сталкивались с ним в своей жизни. Кроме того, в структуре мозга последующих поколений также произошли изменения.

Доктор Брайан Диас считает: «Родительский опыт заметно влияет на структуру и функцию нервной системы потомства… Полученные нами результаты свидетельствуют о трансгенерационной эпигенетической наследственности — это значит, что окружающая среда может влиять на генетику индивида, а он, в свою очередь, передает изменения следующим поколениям. Это один из механизмов, демонстрирующий отпечатки предков на потомках».

Британский профессор Маркус Пембри заявил, что «полученные выводы имеют важное значение для определения причин фобий, тревог и посттравматических стрессовых расстройств… Я подозреваю, что мы не сможем справиться с ростом нервно-психических расстройств, ожирения и диабета до тех пор, пока не примем во внимание опыт предыдущих поколений».

То есть эти опыты предполагают, что формирование человеческой личности начинается задолго до его рождения. Может, поэтому так важно развивать гармоничные отношения во всём обществе. Пожилые люди помнят, как много доброжелательных людей было в прежние времена. Но дело не в том, что все поголовно были проникнуты идеями социализма. История показала, что это было далеко не так. Но главной заботой общества было социальное развитие детей, и это давало свои плоды. Ну и, конечно, люди были благожелательны оттого, что были уверены в завтрашнем дне. Стабильность жизни — немаловажный фактор для хорошего самочувствия социального общества. А вот самые разнообразные попытки жёлтой прессы выпячивания негативных явлений приводит к суицидам и разного рода фобиям, которые, как видно из экспериментов упомянутых учёных, могут отрицательно отразиться даже на ещё зарождающихся клетках будущей личности.

У детей, воспитанных в доброжелательной атмосфере, больше возможностей для развития активности, творчества, оригинальности, дружеских чувств, в них больше эмоциональности во взаимоотношениях, нежели у их сверстников, живущих в условиях излишней строгости, дефицита теплоты и ласки.

На здоровье детей и развитие их личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание единственного ребенка и др. Получается, как снежный ком в горах может превратиться в лавину, так и наше поведение может отрицательно или положительно отразиться на действиях наших потомков. Надо внимательно относиться и к тому, что выискивает на страницах интернета ваш ребёнок. Ведь интернет, как и остальные СМИ, очень сильно воздействует на ещё неокрепшее сознание. Мы, советское поколение, во время переходного периода тоже были как дети. Ведь мы были воспитаны на «стерильных» материалах. Свято верили в правдивость статей, преподносимых СМИ, вот поэтому многие и попались на крючки разных финансовых пирамид. Надо воспитывать в детях развитие собственного мышления. Этому, кстати, может способствовать и новая учебная литература, которая, как пишут, должна непредвзято подавать факты прошлого нашей страны.

Автор:Радик Мухарямов

Теги:воспитаниедетинаследственность

Читайте нас в

Как наследственность влияет на здоровье?

  • Вход
  • Регистрация

Войти через:

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Регистрация с помощью:

Логин

Электронная почта

Пароль

Подтвердите пароль

Регистрируясь на сайте или авторизуясь через социальные сети, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, включая условия Политики конфиденциальности.

Получать самое интересное с нашего сайта на почту (обещаем не спамить)

Часто в поведении и характере детей прослеживается схожесть с родителями или другими близкими родственниками.

Это называют наследственностью, которая влияет не только на психическое, но и физическое развитие. Именно наследственности уделяют особое внимание. К примеру, многие беременные женщины переживают, как генетика повлияет на ребенка. Специалисты, работающие в области генетики, отмечают все более значимую роль наследственных факторов в развитии патологии. Во многом это объясняется расширением и качественным улучшением диагностической базы генетики.

Гены передаются от родителей, которым они достались от их родителей и т.д. То есть, ребенок получает такой набор генов, в котором заложена вся информация предыдущих поколений. Объем передаваемой наследственной информации от одного поколения к другому составляет десятки тысяч генов. Именно они определяют цвет кожи, волос, глаз. Однако наследственность касается и некоторых заболеваний.

«Наследственными» болезнями считаются сахарный диабет, гемофилия, эндокринные расстройства, также по наследству могут передаваться сердечно-сосудистые заболевания. Винить гены можно и в некоторых психических проблемах. Зачастую человек с нервными расстройствами имеет среди родственников тех, кто столкнулся с такой же проблемой.

Современное общество часто грешит на гены. К примеру, многие считают, если в роду была какая-либо тяжелая болезнь, то у ребенка в 90% случаев она тоже будет. Такую вероятность можно выявить с помощью специальных исследований. Современным родителям важно знать, что их ребенок родится здоровым, поэтому в клиниках и медицинских центрах проводят специальные тесты на выявление генетических патологий.

При этом генетики говорят, что такие «поврежденные» гены могут не проявляться на протяжении всей жизни,особенно, если человек ведет здоровый образ жизни, правильно питается и тщательно следит за своим здоровьем. Однако при неблагоприятных условиях такие гены могут активироваться и тогда вероятность проявления болезни значительно увеличивается.

Стоит отметить, что даже у людей с отличной наследственностью и крепким здоровьем, оно может ухудшиться. Ведь на здоровье влияют не только гены, но и наш образ жизни. В любом случае, многое зависит только от вас. Не пренебрегайте своим здоровьем и здоровьем своих близких, ведь оно не имеет цены. Каждому человеку дана возможность укрепить и поддержать свое здоровье, сохранить активность, бодрость тела и духа до старости. Важно этим грамотно воспользоваться, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь.

Чтобы оставить комментарий — необходимо быть авторизованным пользователем

факторов, влияющих на экспрессию генов — специальные темы

By

Дэвид Н. Файнголд

, доктор медицинских наук, Университет Питтсбурга

Последний обзор/редакция июль 2021 г. | Изменено в сентябре 2022 г.

Посмотреть обучение пациентов

Тематические ресурсы

Многие факторы могут влиять на экспрессию генов. Некоторые вызывают отклонение проявления признаков от паттернов, предсказанных менделевским наследованием.

(См. также Обзор генетики Обзор генетики Ген, основная единица наследственности, представляет собой сегмент ДНК, содержащий всю информацию, необходимую для синтеза полипептида (белка). Синтез белка, сворачивание, третичные и четвертичные… подробнее .)

Пенетрантность — это частота экспрессии гена. Он определяется как процент людей, у которых есть ген и у которых развивается соответствующий фенотип (Профессионал. Рис. # Пенетрантность и экспрессивность Пенетрантность и экспрессивность). Ген с неполной (низкой) пенетрантностью может не экспрессироваться, даже если признак является доминантным или рецессивным, а ген, ответственный за этот признак, присутствует в обеих хромосомах. Пенетрантность одного и того же гена может варьироваться от человека к человеку и может зависеть от возраста человека. Даже когда аномальный аллель не выражен (непенетрантность), здоровый носитель аномального аллеля может передать его своим детям, у которых может быть клиническая аномалия. В таких случаях родословная, кажется, пропускает поколение. Однако некоторые случаи очевидной непенетрантности обусловлены незнанием или неспособностью исследователя распознать незначительные проявления расстройства. Иногда считается, что пациенты с минимальной экспрессией имеют скрытую форму расстройства.

Экспрессивность — степень экспрессии гена у одного человека. Его можно оценить в процентах; например, когда экспрессия гена составляет 50%, присутствует только половина признаков или серьезность составляет только половину того, что может иметь место при полной экспрессии. На экспрессивность могут влиять окружающая среда и другие гены, поэтому люди с одним и тем же геном могут различаться по фенотипу. Экспрессивность может различаться даже среди членов одной семьи.

Пенетрантность и экспрессивность

То, как генотип преобразуется в фенотип, зависит от пенетрантности и экспрессивности.

Пенетрантность указывает на то, экспрессируется ген или нет.

То есть это относится к тому, сколько людей с геном имеют черту, связанную с этим геном. Пенетрантность может быть полной (100%) или неполной (например, 50%, когда только половина людей имеет эту черту).

Экспрессивность определяет, насколько черта влияет или сколько черт проявляется у человека. Выраженность, которая может быть выражена в процентах, колеблется от полной до минимальной, либо может отсутствовать. На экспрессивность могут влиять различные факторы, в том числе генетическая предрасположенность, воздействие вредных веществ, другие воздействия окружающей среды и возраст.

Как пенетрантность, так и экспрессивность могут различаться: люди с геном могут иметь или не иметь признак, а у людей с этим признаком степень его проявления может различаться.

Признак, проявляющийся только у одного пола, называется ограниченным полом. Ограниченное полом наследование отличается от Х-сцепленного наследования, которое относится к признакам, переносимым Х-хромосомой.

Ограниченное полом наследование, которое, возможно, правильнее называть наследованием, зависящим от пола, относится к особым случаям, когда половые гормоны и другие физиологические различия между мужчинами и женщинами изменяют экспрессивность и пенетрантность гена. Например, преждевременное облысение (известное как облысение по мужскому типу) является аутосомно-доминантным признаком, но такое облысение редко проявляется у женщин и обычно только после менопаузы.

Геномный импринтинг представляет собой дифференциальную экспрессию генетического материала в зависимости от того, был ли он унаследован от отца или матери. Для большинства аутосом экспрессируются как родительские, так и материнские аллели. Однако в <1% аллелей экспрессия возможна только из отцовского или материнского аллеля. Например, экспрессия гена инсулиноподобного фактора роста 2 в норме экспрессируется только из отцовского аллеля.

Геномный импринтинг обычно определяется эффектами, которые обычно возникают при развитии гамет. Такие изменения, как метилирование ДНК, могут вызывать разную степень экспрессии определенных материнских или отцовских аллелей. Может показаться, что расстройство пропускает поколение, если геномный импринтинг предотвращает экспрессию причинного аллеля. Дефектный импринтинг, такой как аномальная активация или молчание аллелей, может привести к клиническим нарушениям (например, синдрому Прадера-Вилли, вторичному гипогонадизму, синдрому Ангельмана).

Наблюдаются оба кодоминантных аллеля. Таким образом, фенотип гетерозигот отличается от фенотипа любой гомозиготы. Например, если у человека есть один аллель, кодирующий группу крови А, и один аллель, кодирующий группу крови В, у человека есть обе группы крови (группа крови АВ).

(См. также Гипотеза Лайона (инактивация X) Гипотеза Лайона (инактивация X) Аномалии половых хромосом могут включать анеуплоидию, частичные делеции или дупликации половых хромосом или мозаицизм. (См. также Обзор хромосомных аномалий.) Аномалии половых хромосом . .. читать дальше .)

У самок, имеющих 2 (или, при наличии половых хромосомных аномалий, > 2) Х-хромосом (за исключением яйцеклеток), все Х-хромосомы, кроме одной, инактивированы; т.е. большинство аллелей на этой хромосоме не экспрессируются. Какая хромосома инактивирована, определяется случайным образом индивидуально в каждой клетке в начале внутриутробной жизни; иногда инактивируется Х от матери, а иногда Х от отца. Иногда большая часть инактивации Х-хромосомы происходит от одного родителя — это называется асимметричной инактивацией Х-хромосомы. В любом случае, как только в клетке произошла инактивация, все потомки этой клетки имеют одинаковую Х-инактивацию.

Однако экспрессируются некоторые аллели неактивной Х-хромосомы. Многие из этих аллелей находятся в хромосомных областях, соответствующих областям Y-хромосомы (и поэтому называются псевдоаутосомными областями, поскольку и мужчины, и женщины получают по 2 копии этих областей).

  • Если кажется, что в родословной пропущено поколение, рассмотрите неполную пенетрантность, неполную экспрессию и (менее вероятно) геномный импринтинг.

  • Экспрессия генов также может быть изменена наследованием, ограниченным полом, геномным импринтингом, кодоминированием аллелей и инактивацией Х-хромосомы.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это профессиональная версия. ПОТРЕБИТЕЛИ: Посмотреть потребительскую версию

Авторские права © 2023 Merck & Co., Inc., Рэуэй, Нью-Джерси, США и ее филиалы. Все права защищены.

Проверьте свои знания
Пройди тест!

Взаимодействие генов и окружающей среды: эпигенетика и развитие ребенка

Глубокие погружения

Наука говорит нам, что взаимодействие между генами и окружающей средой определяет развитие человека. Несмотря на ошибочное представление о том, что гены «высечены в камне», исследования показывают, что ранний опыт может определить, как включаются и выключаются гены — и даже экспрессируются ли некоторые из них вообще. Здоровое развитие всех органов, включая мозг, зависит от того, насколько и когда определенные гены активируются для выполнения определенных задач. Таким образом, опыт, который дети получают в раннем возрасте, играет решающую роль в развитии архитектуры мозга. Обеспечение того, чтобы у детей был соответствующий ранний опыт, способствующий их росту, является вкладом в их способность стать здоровыми и продуктивными членами общества.

Опыт влияет на экспрессию генов

Внутри ядра каждой клетки нашего тела находится хромосом , которые содержат код характеристик, которые передаются следующему поколению. Внутри этих хромосом определенные сегменты генетического кода, известные как гены , , составляют длинные нити ДНК с двойной спиралью.

Опыт оставляет химическую «подпись» на генах, которая определяет, будут ли и как экспрессироваться гены.

Дети наследуют примерно 23 000 генов от своих родителей, но не каждый ген делает то, для чего предназначен. Опыт оставляет химическую «подпись» на генах, которая определяет, будут ли экспрессироваться гены и каким образом. В совокупности эти сигнатуры называются эпигеномом .

Мозг особенно чувствителен к опыту и окружающей среде на раннем этапе развития. Внешний опыт искрит сигналы между нейронами, которые реагируют производством белков. Эти 9Регуляторные белки гена 0021 направляются к ядру нервной клетки, где они либо привлекают, либо отталкивают ферменты, которые могут прикрепить их к генам. Положительный опыт, такой как доступ к богатым возможностям обучения, и негативные влияния, такие как недоедание или токсины окружающей среды, могут изменить химию, кодирующую гены в клетках мозга, — изменение, которое может быть временным или постоянным. Этот процесс называется эпигенетической модификацией.

Иллюстрация Бетси Хейс. Кредит: Центр развития ребенка.

Инфографика: что такое эпигенетика? И как это связано с развитием ребенка?
Эта инфографика показывает, как окружающая среда ребенка может изменить химию его генов — как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Неблагоприятный ранний опыт может иметь последствия на всю жизнь

Эпигенетические «маркеры» контролируют, где и сколько белка производится геном, эффективно включая или выключая ген. Такая эпигенетическая модификация обычно происходит в клетках, составляющих системы органов, тем самым влияя на то, как эти структуры развиваются и функционируют. Таким образом, опыт, изменяющий эпигеном в раннем возрасте, когда впервые развиваются специализированные клетки органов, таких как мозг, сердце или почки, может оказать сильное влияние на физическое и психическое здоровье на всю жизнь.

Тот факт, что гены подвержены изменениям в ответ на токсический стресс, проблемы с питанием и другие негативные воздействия, подчеркивает важность обеспечения поддержки и заботы о маленьких детях в самые ранние годы, когда развитие мозга происходит наиболее быстро. С точки зрения политики, в интересах общества укреплять основы здоровой архитектуры мозга у всех детей младшего возраста, чтобы максимизировать отдачу от будущих инвестиций в образование, здравоохранение и развитие рабочей силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *