Сухомлинский высказывания о воспитании: Василий Сухомлинский — цитаты и афоризмы

Василий Сухомлинский — цитаты и афоризмы

  • Главная
  • >
  • Авторы цитат >
  • Цитаты советских ученых

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) — украинский педагог. Учитель украинского и русского языков и литературы, директор школы, автор трудов по теории и методике воспитания детей.

Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.

Большое зло — зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его.

Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто–то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.

Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.

Мужчина смахивает на апрель, когда ухаживает, и на декабрь, когда уже женат.

Цитаты Уильяма Шекспира

Долг перед отечеством — святыня человека.

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.

Наивысшее личное счастье — бороться за что–то более значительное, чем личные интересы.

Человек таков, каково его представление о счастье.

Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком.

Подлинная самокритика — это голос совести.

Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.

Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку… Умение подчиняться… законам — высшее выражение свободы.

Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.

Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше — рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие.

Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли.

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.

Связанные темы

Популярно

Комментарии

Цитаты Сухомлинского о воспитании детей

  1. «Воспитание детей — это не только наша обязанность, но и наша ответственность перед будущим.»
  2. «Дети — это наше будущее, и мы должны вложить в них все лучшее, что у нас есть.»
  3. «Воспитание детей — это не только давать им знания, но и учить их жить.»
  4. «Дети — это наши учителя, и мы должны учиться у них так же, как они учатся у нас.»
  5. «Воспитание детей — это не только дать им крылья, но и научить их летать.»
  6. «Дети — это наши сокровища, и мы должны бережно хранить их и развивать. »
  7. «Воспитание детей — это не только дать им знания, но и научить их мыслить самостоятельно.»
  8. «Дети — это наша надежда на будущее, и мы должны делать все возможное, чтобы оно было ярким и счастливым.»
  9. «Воспитание детей — это не только дать им инструменты для жизни, но и научить их пользоваться ими.»
  10. «Дети — это наша ответственность перед миром, и мы должны воспитывать их так, чтобы они стали хорошими людьми.»
  11. «Воспитание детей — это не только дать им знания, но и научить их любить и уважать друг друга.»
  12. «Дети — это наше наследие, и мы должны передать им все лучшее, что у нас есть.»
  13. «Воспитание детей — это не только дать им возможность расти и развиваться, но и научить их быть счастливыми.»
  14. «Дети — это наша радость и наша гордость, и мы должны делать все возможное, чтобы они были счастливы.»
  15. «Воспитание детей — это не только дать им знания, но и научить их быть добрыми и отзывчивыми.»
  16. «Дети — это наша надежда на будущее, и мы должны воспитывать их так, чтобы они стали лучше нас. »
  17. «Воспитание детей — это не только дать им возможность учиться, но и научить их быть творческими и самостоятельными.»
  18. «Дети — это наша мечта, и мы должны делать все возможное, чтобы она сбылась.»
  19. «Воспитание детей — это не только дать им знания, но и научить их быть уверенными в себе и своих силах.»
  20. «Дети — это наша любовь, и мы должны любить их так, как они есть.»
  21. «Воспитание детей — это не только дать им возможность учиться, но и научить их быть ответственными и дисциплинированными.»
  22. «Дети — это наша жизнь, и мы должны делать все возможное, чтобы они были счастливы и успешны.»
  23. «Воспитание детей — это не только дать им знания, но и научить их быть терпимыми и уважительными к другим.»
  24. «Дети — это наша надежда на будущее, и мы должны воспитывать их так, чтобы они стали лидерами своего времени.»
  25. «Воспитание детей — это не только дать им возможность учиться, но и научить их быть духовно богатыми и морально чистыми. »
  26. «Дети — это наша ценность, и мы должны бережно хранить их и развивать.»
  27. «Воспитание детей — это не только дать им знания, но и научить их быть открытыми и коммуникабельными.»
  28. «Дети — это наша надежда на будущее, и мы должны воспитывать их так, чтобы они стали гражданами своей страны.»
  29. «Воспитание детей — это не только дать им возможность учиться, но и научить их быть творческими и инновационными.»
  30. «Дети — это наша радость и наша гордость, и мы должны делать все возможное, чтобы они были счастливы и успешны.»
  31. «Воспитание детей — это не только дать им знания, но и научить их быть уважительными к старшим и заботливыми к младшим.»
  32. «Дети — это наша надежда на будущее, и мы должны воспитывать их так, чтобы они стали лучше нас и наших предков.»
  33. «Воспитание детей — это не только дать им возможность учиться, но и научить их быть самостоятельными и ответственными.»
  34. «Воспитание детей — это не только дать им знания, но и научить их быть терпеливыми и настойчивыми в достижении своих целей.
    »
  35. «Дети — это наша любовь, и мы должны любить их так, как они есть, и помогать им стать лучше.»
  36. «Воспитание детей — это не только дать им возможность учиться, но и научить их быть добрыми и отзывчивыми к окружающим.»
  37. «Дети — это наша надежда на будущее, и мы должны воспитывать их так, чтобы они стали гражданами мира.»

Василий Сухомлинский | Сайт открытий и чудес

Алан Кокерилл, ведущий сторонник и пропагандист образовательной философии Василия Сухомлинского в англоязычном мире, недавно перевел несколько глав из основополагающей работы Сухомлинского:   Сто советов учителям. Привожу отрывок, который Алан опубликовал в одном из своих информационных бюллетеней:

«Представьте, что все семилетние дети, начиная с первого класса, должны выполнять одну и ту же физическую работу, например, носить воду. Один уже устал, таскав пять ведер, а другой может справиться с двадцатью. Если вы заставите более слабого ребенка нести двадцать ведер, он переутомится.

На следующий день они не смогут ничего делать и могут оказаться в больнице. Способности детей к интеллектуальному труду столь же разнообразны. Человек понимает, понимает вещи и легко запоминает вещи, сохраняя их в своей долговременной памяти. Другой совершенно по-иному переживает интеллектуальный труд, очень медленно усваивая материал и лишь на короткое время сохраняя знания в памяти; хотя часто бывает так, что более медлительный ученик достигает более значительных успехов в учебе и в своем интеллектуальном развитии, чем тот, кому вначале было легче учиться. Не существует такой вещи, как абстрактный ученик, к которому мы можем механически применять принципы обучения и образования. Для «успеха в учебе» не существует одинаковых для всех учащихся предпосылок. Да и само понятие «успех в учебе» относительно: для одного успех в учебе означает получение «пятерки», а для другого «тройки» — большое достижение. Способность определить, на что способен каждый учащийся в данный момент времени, и решить, как развивать его интеллектуальные способности дальше, является исключительно важным компонентом педагогической мудрости».

Примечание. Страница Сухомлинского Алана Кокерилла находится по адресу: http://theholisticeducator.com/sukhomlinsky

 

Рубрики Образование, Украинское образование, Без рубрики, Василий Сухомлинский Теги: Алан Кокерилл, философия образования, целостное образование, обучение

У известного украинского педагога Василия Сухомлинского было особое отношение к детям, с которыми он работал. У него была способность погрузиться в детский мир, полный чудес и открытий. Сухомлинский умел наставлять, не дидактируя. Он всегда был чувствителен к желанию ребенка учиться и задавать вопросы.

В Китае переведены практически все его работы, и он считается одним из величайших педагогов в мире. На Западе, увы, такого нет. Однако благодаря усилиям австралийского исследователя Сухомлинского Алана Кокерилла имя Сухомлинского становится все более известным. Алан создал сайт и информационный бюллетень для популяризации многогранной педагогики Сухомлинского. Он перевел несколько произведений Сухомлинского и был неутомимым сторонником творчества украинского просветителя. Самое главное, он снял видео, на котором Сукомлинский общается со своими детьми. Видео на русском языке с английскими субтитрами. Чтобы посмотреть это короткое видео, перейдите на мою страницу в Facebook:  facebook.com/robertmkweiss.

Рубрики Образование, Язык, Природа, Украинское образование, Василий Сухомлинский Теги: Алан Кокерилл, Австралия, Образование, Русский

Дело было глубокой ночью. Большинство пациентов спали, но один не спал. Он метался между рассудком и безумием. Боль от осколочного ранения, которое он получил, сражаясь на стороне украинского сопротивления, не утихла, но беспокоило его не это. Всего несколько часов назад он узнал о смерти своей новой жены и ребенка. Его жена была самой красивой девушкой в ​​деревне, и они надеялись на долгую совместную жизнь. Она тоже была борцом за независимость Украины, но попала в плен к немцам. В узкой тюрьме с грязными стенами ее пытали и, наконец, повесили, но не раньше, чем она увидела, как череп ее ребенка был разбит руками нацистов. Васю мучила одна мысль: «Как могут матери рожать таких уродов?» Он продолжал стонать от боли и отчаяния. Где теперь его будущее счастье? Он вспомнил свое первое свидание и блеск в глазах своей невесты. Украинская степь, которая когда-то казалась безграничным простором возможностей, теперь была окутана мраком и неизвестностью. Чем больше он думал, тем злее становился, и вцепился в простыни, стиснув зубы. Тем не менее, эти действия немного смягчили его гнев, и он подумал о своем мертвом ребенке и многих беспомощных детях, подвергшихся бесчеловечности со стороны человека. В его глазах засияло новое выражение. Это был уверенный взгляд, взгляд решимости. Вася принял решение: «Я отдам свое сердце детям».

Внезапно в его голове возникла серия идей. Он думал о своих наставниках: Антоне Макаренко и Януше Корчаке. Макаренко превратил потенциальных правонарушителей в будущих юристов, врачей, архитекторов, строителей, учителей. Он написал свою педагогическую поэму в трех частях после Данте, показывающую переход от студенческого ада к студенческому раю. Однако для достижения своих целей ему пришлось прибегнуть к телесным наказаниям и простому запугиванию. Вася не хотел бы этого. Он будет укреплять гордость и уверенность своих учеников, но он будет делать это из доверия и любви, а не из-за принуждения. Корчак был для Васи героем. Он прошел со своими учениками к газовым камерам в Треблинке, сопровождая их как их учитель и друг до самого конца. «Старый доктор» уделял большое внимание здоровью своих учеников. Это была концепция, которую Вася мог принять, потому что он верил в красивых, здоровых детей. Он не мог знать, что на другом конце земного шара, в презираемых империалистических США, другой писатель, детский писатель, Л. Франк Баум, много лет назад сказал то же самое: «Во всем этом мире нет ничего прекраснее как счастливый ребенок». Вася следил за тем, чтобы у детей было достаточно времени для упражнений, и он подвергал их воздействию стихии, чтобы укрепить их тела.

Разум, который был погружен в мрачные мысли, теперь плел все более и более позитивные, экспансивные мысли. Вася снова повернулся к своей украинской родине с фруктовыми деревьями, извилистыми лугами и зреющими полями. Да, он хотел, чтобы дети испытали природу во всем ее величии. Он хотел, чтобы дети испытали благоговение и тайну своего естественного окружения. И пришла к нему мысль: «Я построю школу радости. Я хочу, чтобы ученики чувствовали красоту во всех ее проявлениях. Природа будет источником для чтения, письма и счета. Он уже видел, как плавают части будущих композиций, освещая унылую больничную палату: «Маленькое солнышко взошло. Маленькие птички проснулись. Жаворонок поднимается в небо. Подсолнух тоже проснулся». И я научу детей сказкам, и мы послушаем музыку ручейков…

Вася утомился мыслями и заснул. Однако он никогда не терял своего сосредоточенного взгляда и решимости. С рассвета до вечера он работал с учениками, учителями, родителями и другими сотрудниками, чтобы создать в Павлыше свою спецшколу. Несмотря на приступы стенокардии и слабости, он выстоял и до конца боролся за достоинство детей. Когда врачи наконец вскрыли его, они не могли поверить, что он прожил так долго, настолько повреждено было его тело. Но Васе удалось стать Василием Сухомлинским, одним из величайших педагогов двадцатого века.

Гордый Василий Сухомлинский

Рубрики Образование, Язык, Литература, Природа, Украинское образование, Василий Сухомлинский Теги: Антон Макаренко, Детская литература, Образование, Януш Корчак, Л.Франк Баум, Павлыш, Украина

Только сейчас становится ясно, какое мужество проявил Сухомлинский, фактически выступив против однобокого понимания динамики детских коллективов, концепция, санкционированная теорией и практикой: строгие требования, соединение ответственности и зависимости, подчинение личных интересов интересам коллектива. По его мнению, главное было создать здоровое детское сообщество, в котором атмосфера уважения к личности и интересам каждого ребенка внутри сообщества способствовала добру.

Известно, что в бывшем социалистическом обществе в отношениях между людьми сложилась атмосфера враждебности, включающая грубость, недоброжелательность и неуважение к личности. Эта атмосфера наложила свой отпечаток на школы, а также на отношение учителей к ученикам. Даже сейчас часто преобладает бескультурье, попирающее детское самоуважение. В этих условиях раздается голос Сухомлинского: «Доброта, разумная доброта, вот что должно быть основным в жизни детского коллектива. Как прекрасен этот мир, и в то же время как глубока, как сложна и многогранна доброта человеческих отношений.

Сухомлинский выступил против нашей практики группового обсуждения студенческих проступков. Так называемый «личный» метод навязывания формы поведения, определенной для взрослых, был введен в искаженном виде в школах. В крайних случаях такое групповое давление (буквально, пытки) приводило к самоубийству. А Сухомлинский настаивал на недопустимости брать в пример для обсуждения в коллективе проступки ребенка, связанные с ненормальными семейными обстоятельствами, родительским произволом, ошибками учителя, а может быть, реакцией ребенка на какой-то интимный опыт. «Учителю может прийти в голову спросить, — пишет Сухомлинский, — что же полезного для коллектива смотреть в поведении ребенка? Ничего.

Американскому читателю трудно понять, насколько смелым надо было быть, чтобы в те годы мысленно или на деле сопротивляться авторитарной педагогике. Сухомлинский поплатился за это своим здоровьем. Его постоянно преследовали либо ревностные блюстители ленинско-марксистской догмы, либо просто злопыхатели, вроде Бориса Лихачева.

Тем не менее, он был награжден медалью Социалистического Труда. Он стал членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он был удостоен всевозможных наград. Его книги были опубликованы, хотя некоторые из его публикаций хранились на складе в течение двадцати лет.

Приходится признать, что Сухомлинскому, как и многим другим, приходилось восхвалять в своих произведениях коммунистическую партию. Ему приходилось писать о воспитании у школьников приверженности идеям коммунизма, хотя было очевидно, что многие из этих идей противоречат его гуманистическим взглядам. Если бы он этого не сделал, его работа не увидела бы свет.

Но очень часто, используя коммунистическую фразеологию, выступал против лжи в воспитании детей. Например, он утверждал, что недопустимо создавать вокруг детей и молодежи атмосферу «идейного бесплодия», закрывать глаза на зло, несправедливость, пороч- ность , неосторожность в жизни. Он настаивал на том, что прежде всего учитель должен проявлять честность.

До сих пор непонятно, как в те годы был опубликован следующий случай, взятый из одного из произведений Сухомлинского. На политинформации, обязательной во всех классах, комсомолка 10-го класса рассказывала о жизни в СССР и за рубежом. Конечно, здесь все было прекрасно, а там все ужасно. И тут мальчик задал такой вопрос: «Моя мама месяц сидела на земле, убирая свеклу… Заболела, сейчас в больнице. Почему женщинам приходится выполнять такую ​​тяжелую работу?» «Вы понимаете, что говорите?» — рассердился учитель. Какой ты пионер?» — Какой ты учитель? — спросил мальчик. «Зачем человеку месяцами сидеть на сырой земле? А вы учите нас защищать правду!» (Личное примечание:  В 1973 Я был в Ленинграде с группой однокурсников-американцев. Как часть нашей повседневной жизни, мы были обязаны посещать лекции, подчеркивающие превосходство ленинско-марксистского учения. Когда дело дошло до собрания философов, мое терпение подошло к концу, и я выпалил: «Разве дело философии не в том, чтобы поощрять вопросы? Что, если кто-то войдет в вашу философскую группу с другой точкой зрения?» Наступило шокированное молчание и угрожающие взгляды моих соотечественников-американцев. Наконец из группы пришел ответ: «Он нам не нужен!»

Посмертная судьба произведений Сухомлинского повторяет судьбу многих прогрессивных идей в нашей стране. Были изданы книги Сухомлинского, отмечался его день рождения. Павлышская школа носит его имя, а его дочь Ольга работает заведующей кафедрой в Украинском научно-исследовательском педагогическом институте. Проводятся конференции, посвященные его работе, но лишь небольшой процент учителей читал его работы в оригинале. Так что, к сожалению, многие идеи Сухомлинского совершенно исключены из школ.

Одна из книг Сухомлинского называется Сердце отдаю детям . И я верю, что этим все сказано.

Василий Сухомлинский и его дети после сбора урожая

Рубрики Образование, Памяти…, Язык, Украинское образование, Василий Сухомлинский Теги: детский коллектив, Сердце отдаю детям, Комсомолка, Ленинско-марксизм, Михаил Красовицкий, Ольга Сухомлинская, Павлыш

Михаил Красовицкий был бывшим директором Института повышения квалификации педагогов в Украине. Он также был членом Консультативного совета Medford Education International и участником Симпозиума по реформе образования. Человек со значительным образованием и яркой личностью, он был сторонником украинского педагога Антона Макаренко, который работал с проблемными подростками, перемещенными в результате Гражданской войны в России 19-го века.17 и Первая мировая война. Педагогическая поэма Макаренко «» ( с намеком на Данте) описывает его борьбу с местными властями и его потенциальными правонарушителями и то, как его подростки становятся ответственными людьми. Он не чурается изображать жизнь такой, какой он ее видит, не воздерживаясь от грубых выражений, телесных наказаний, классовой борьбы и тому подобного. Книга делает для неотразимого, хотя и тревожного чтения сегодня. Но Михаила также интересовала личность и педагогический подход Василия Сухомлинского, пожалуй, величайшего поэта из всех известных педагогов. Сухомлинский признает огромное влияние природы на развивающийся ум ребенка. В следующей статье Михаил отдает трогательную и информативную дань уважения этому выдающемуся учителю. Комментарии в скобках мои.

Он умер в 1970 году на пике своих творческих сил. (Он умер от шрапнели, которую получил во время боевых действий. Врачи были поражены тем, что он прожил так долго, так велики были внутренние повреждения, окружающие его сердце. )  Он был учителем и директором школы в селе Павлыш, расположенном в украинских степях.

Написал более 600 книг и статей (более 30 книг, а остальные статьи), в которых описал свой педагогический опыт и проиллюстрировал все трудности и тонкости учительской работы. Среди его лучших книг:   Рождение гражданина (Это спорно. Отражает приверженность Красовицкого к некоторым коммунистическим идеалам.), Сердце отдаю детям (Прекрасная книга, которая к тому же омрачена многочисленными отсылками к злым империалистам и идеализирующим коммунистических принципов.), 100 советов учителю , Беседы с молодым директором и Как воспитать настоящего человека . (Употребление слова «настоящий» неудачно. Старые выпуски Советская жизнь широко используют его, чтобы изобразить идеальное коммунистическое будущее. Соцреализм, принятый литературный стиль при коммунистическом режиме, использует его как sine qua non. ему. Он писал: «…Нет ни одной педагогической нормы, нет одной истины, которую можно было бы одинаково применить ко всем детям. машины, для запуска которых требовались одни и те же механизмы.)…  Чтобы воспитать человека, нужно прежде всего познать его душу, увидеть и почувствовать его индивидуальный мир».

Он верил в прекрасный мир детства. Одному учителю, которого начинали раздражать дети, Сухомлинский ответил так: «В ребенке нет ничего, что требовало бы от учителя жестокости (в то время телесные наказания в школе были обычным явлением, как это было в США и других странах). .Дети не считались вполне развитыми человеческими существами, главный принцип польского просветителя Януша Корчака.), и если в душе ребенка возникают пороки или недостатки, то эти пороки лучше всего побеждаются добротой… детей. Я ненавижу формальную регламентацию требований и запретов.

Важнейшим элементом гуманистического воспитания Сухомлинский считал умение педагога познавать мир детства, видеть мир глазами ребенка. Он писал: «Детский мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле. У них свои критерии красоты. У них даже есть свой способ измерения времени: «в детском мире день подобен году, а год — вечности».0004 , и Корнея Чуковского, От двух до пяти .)  Чтобы войти в этот сказочный дворец, имя которому детство, надо перевоплотиться, стать в какой-то степени ребенком. Только при таких обстоятельствах вы сможете проявить благожелательную власть над ребенком.

Территория Павлышской школы находится в уникальном месте. Здесь Василий Сухомлинский создал «школу под голубым небом, ставшую важнейшим фактором в воспитательном развитии его учеников.

Гордостью школы был ее сад: груши и яблони заглядывали в «зеленые классы» со всех сторон. В одном из углов школьного двора дети посадили виноградные лозы; в других местах были зеленые поляны, клумбы с розами, хризантемами, тюльпанами. Был и уголок мечты (овраг за школой), островок чудес, где под зелеными верхушками деревьев дети сочиняли и рассказывали сказки. На школьном дворе были даже небольшие рощицы. Родители построили детям теплицу, чтобы в школьной столовой всегда были овощи. Все это чудесным образом помогало детям учиться, мечтать, сочинять сказки, слушать музыку природы.

В Павлышской школе была традиция:  малыши весной сажали деревья, яблоки и виноград для мам, пап, бабушек и дедушек. Затем они приносили своим родственникам плоды, выращенные своими руками.

Василий Сухомлинский учил маленьких детей чувствовать и понимать духовное состояние другого человека, сопереживать ему. Недалеко от школы работали женщины на плантации сахарной свеклы. Сухомлинский учил детей вглядываться в свои лица, стараться чувствовать и понимать, что каждый из них чувствовал – безудержный покой или темное облако печали.

Чтобы научить детей состраданию, чуткости и искренности, Сухомлинский написал текст Мысли о человеке . Это короткие рассказы, призванные пробудить в учениках чувства милосердия и сострадания. Вот некоторые темы сказок-разговоров:   Почему слезы на глазах у бабушки и дедушки/  Подумайте, как ваши действия могут повлиять на чувства другого человека .

В жизненных ситуациях Сухомлинский учил своих учеников чуткости, милосердию, подлинной человечности. На окраине села жила девушка Наталка. С раннего детства она была очень больна и уже не могла ходить. Весь мир Наталки состоял из зеленого двора, яблони, двух ульев, колодца, аистов на сарае, собаки Пальмы и кроликов. Врачи заботились о ней, но не обещали вылечить. На помощь пришли дети и учителя. Они посадили много цветов во дворе. Учителя приходили к ней домой и учили Наталку читать и рисовать. Привезли ее в школу на каникулы. Через два года она снова встала на ноги. Врачи говорили, что ее вылечило не только лекарство, но и радость.

Василий Сухомлинский принимает цветы на выпускной.

Рубрики Образование, Цветы, Памяти…, Януш Корчак, Украинское образование, Василий Сухомлинский Теги: детство, Гуманистическое образование, Жан Пиаже, Корней Чуковский, Михаил Красовицкий, Павлыш, образование ценности

Каждый должен сиять: Наследие Василия Сухомлинского Алана Кокерилла — Электронная книга

Электронная книга309 страниц4 часа

Рейтинг: 0 из 5 звезды

()

Об этой электронной книге

Василий Сухомлинский (1918-1970) был одним из самых влиятельных советских педагогов послевоенного периода. Его идеалистическое видение человеческого развития и его глубокая любовь к детям привели его к разработке целостной системы образования, в которой подчеркивались нравственные и эстетические аспекты развития ребенка, а также физические, интеллектуальные и профессиональные. Его школу в украинском селе Павлыш посещали тысячи школьных учителей, а его книги читали миллионы. Влияние Сухомлинского было огромным в Украине, России и Китае. Это крупное исследование знакомит англоязычную аудиторию с творчеством Сухомлинского.

Пропустить карусель

ЯзыкАнглийский

ИздательАлан Кокерилл

Дата выпуска 10 января 2013 г. 2 Алан Кокерилл — специалист по русскому языку и квалифицированный переводчик с русского на английский, работает в Брисбене, Австралия. Его книга «Каждый должен сиять: наследие Василия Сухомлинского» основана на докторском исследовании, проводившемся с 1987 по 1993 год. Визиты в Россию и Украину помогли ему собрать множество материалов о целостном украинском педагоге.

Связанные категории

Пропустить карусель

Отзывы для Every One Must Shine

Рейтинг: 0 из 5 звезд Алан Кокерилл

Каждый должен сиять: Наследие Василия Сухомлинского

Алан Кокерилл

Smashwords Edition

Copyright 2013 Alan Cockerill

Дизайн обложки: Алан Кокерилл

Эта книга предназначена только для личного использования. Эта электронная книга не может быть перепродана или передана другим людям. Если вы хотите поделиться этой книгой с другим человеком, приобретите дополнительную копию для каждого получателя. Если вы читаете эту книгу, но не приобрели ее или она была приобретена не только для вашего пользования, вернитесь на Smashwords.com и купите собственную копию. Спасибо за уважение к творчеству этого автора.

*****

Василий Сухомлинский

*****

Содержание

Предисловие

Введение

Глава 1: В. А. Сухомлинский. Жизнь и легенда

Глава 2. Школа на Павлыше

Глава 3. Основа здоровья и ценностей

Глава 4. Интеллектуальное, профессиональное и эстетическое развитие 100289 90 Глава 90 5: образование сердца

Глава 6. Гражданская ответственность

Глава 7. Влияние Сухомлинского

Глава 8. Преемники Сухомлинского

Реакция на Запад Сухомлинского 189

Полезные ресурсы

Список Список литературы

Об авторе

*****

Предисловие

Эта книга написана для учителей, директоров школ, родителей и всех, кто интересуется образованием. Это книга о украинском педагоге-холисте Василии Сухомлинском. (Поскольку его имя необходимо транслитерировать с кириллицы, возможны и другие варианты написания, например Сухомлинский или Сухомлинский.) Сухомлинский очень хорошо известен среди педагогов Украины, России и Китая, но почти неизвестен в англоязычных странах. Жаль, потому что он представляет собой выдающийся пример целостного образования в сочетании начальной и средней школы. Сухомлинский умер 1 сентября 19 г.70 лет, за несколько дней до своего 52-летия, отчасти в результате ран, полученных во время Второй мировой войны. Он провел 23 года в качестве директора школы в селе Павлыш на юге Украины, за это время он каким-то образом нашел время написать 40 книг и около 600 статей об образовании.

Это издание основано на предыдущем академическом издании, которое было опубликовано в Нью-Йорке Питером Лэнгом в 1999 году. книга. В случае с работами Сухомлинского я сначала указал английский перевод названия, а не транслитерацию русского названия, хотя фактический источник всегда русский. Англоязычные переводы произведений Сухомлинского не использовались в качестве источников, но числятся среди полезных ресурсов. Все цитаты в книге взяты из произведений Сухомлинского, если не указано иное. Ссылки на блоки выделены курсивом.

Я внес некоторые изменения в издание 1999 г. , отчасти в результате дальнейших исследований за последние 12 лет, отчасти потому, что мои собственные точки зрения несколько изменились, а отчасти для того, чтобы удалить обсуждение, которое я теперь считаю излишним для понимания того, что ценно в творчестве Сухомлинского.

В конце книги я перечисляю некоторые источники, где можно больше узнать о Сухомлинском, в том числе мой собственный веб-сайт, на котором размещены архивные фотографии и видеозаписи из школы Сухомлинского. Ученые, желающие получить доступ к оригинальному академическому изданию моей книги, найдут соответствующую информацию на моем веб-сайте. Не стесняйтесь писать мне по электронной почте, если вам понравилась книга и вы хотите задать вопросы, на которые нет ответов в моей книге или на сайте.

Надеюсь, мне удалось уловить что-то из наводящих на размышления и вдохновения произведений Сухомлинского в моих переводах и пояснениях.

Алан Кокерилл, Брисбен, Австралия.

*****

Вернуться к оглавлению

*****

Введение

Я твердо убежден, что человеческая личность неисчерпаема; каждый может стать творцом, оставив след на земле. …. Не должно быть никого — пылинок, развеваемых ветром. Каждая из них должна сиять, как сияют в небе миллиарды и миллиарды галактик. (Письма к моему сыну, стр. 53.)

Исследование, посвященное творчеству Сухомлинского, может быть оправдано по двум основаниям. Во-первых, такое исследование необходимо для понимания советского образования в послевоенный период. Джозеф Зайда предполагает, что Сухомлинский был самым влиятельным советским просветителем 1960-х и 1970-х годов . (1980, с. 158.) О Сухомлинском можно справедливо сказать, что он стал легендой еще при жизни. Школа, директором которой он был, была образовательной Меккой, которую посещали тысячи советских учителей. Он был плодовитым писателем, и его публикации разошлись тиражом в миллионы экземпляров. Его личная переписка была огромна. После его преждевременной смерти в возрасте 51 года он стал еще более известен, и многие относились к нему с чем-то вроде благоговения. В сознании некоторых советских педагогов он затмил Макаренко как ведущего представителя советских образовательных идеалов. (Антон Семенович Макаренко (1888-1939) описал свой опыт работы воспитателем в сообществах для бездомной молодежи в нескольких широко читаемых книгах. В течение нескольких десятилетий он считался выдающимся знатоком коммунистических воспитательных идеалов, особенно за его формулировку принципов воспитания через коллектив.) В опросе учителей, проведенном в Донецкой области Украины в 1988 г., имя Сухомлинского было часто дается в ответ на вопрос Выдающиеся личности нашего времени, которые повлияли или влияют на формирование ваших образовательных идеалов и практики. (460 из 1048 опрошенных). (Гончарова, с.3)

Вторая причина изучения творчества Сухомлинского состоит в том, что оно во многом близко по духу работам прогрессивных западных педагогов. По-прежнему веря, как и Макаренко, в воспитательную силу коллектива, он сделал личность, а не коллектив, центром образования. Для него образование было глубоко личным делом, и наиболее важными образовательными отношениями были архетипические отношения между учителем и отдельным учеником. В этом исследовании предполагается, что Сухомлинский принадлежит к европейской гуманистической традиции в образовании, вдохновленной такими просветителями, как Витторино да Фельтре, Коменский и Песталоцци. Если это так, то работа Сухомлинского может быть полезна учителям и родителям в англоязычных странах, а также тем, кто проявляет особый интерес к советскому образованию.

Однако Сухомлинский работал в совершенно ином социальном контексте, чем наш, и влияние коммунистической идеологии на его работу может маскировать ее актуальность. Мы постараемся объяснить такие идеологические влияния таким образом, чтобы облегчить усвоение опыта Сухомлинского, и выделить те черты его творчества, которые имеют более универсальное значение. Чтобы преодолеть разрыв между советским образовательным опытом и нашим собственным, в этом введении будет предпринята попытка определить гуманистический образовательный идеал, восходящий к европейским предшественникам, общим для Советского Союза и Запада.

Гуманизм — концепция, возникшая в эпоху Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения характеризовался сочетанием классических и христианских идеалов, рационализма и духовности, личных интересов и гражданской ответственности. Гуманизм Петрарки, Эразма и других обязан христианству не меньше, чем изучению классиков. Именно в этом балансе духовных и материальных забот мы должны искать дух гуманизма

Ближе к концу Второй мировой войны выдающийся ученый-классик Гилберт Мюррей прочитал лекцию о Мифы и этика с подзаголовком Гуманизм и нужды мира . Он был заинтересован в поиске этической основы для объединения людей перед лицом мифов, которые разделяли. Он назвал эту общую этическую основу гуманизмом .

Для Мюррея было два атрибута, которые отличали людей, которых он назвал бы гуманистами:

В каждом из них я узнаю, во-первых, принятие сверх всех других обязанностей долга на благо человечества, а во-вторых, выбор искренности мысли, со всеми ее жертвами, как лучший, чем все психологические котлы с мясом конформизма. .. Под гуманистом я подразумеваю, по существу, того, кто принимает это как особый долг человека, независимо от того, есть ли у него Друг, стоящий за явлениями или нет, чтобы поднять жизнь на более высокий уровень и избавить мир от его страданий. (1944, стр. 2-3)

Призыв Мюррея к человечности и правде был обусловлен тем, что он стал свидетелем возрастающей бесчеловечности двух мировых войн с сопутствующим подавлением правды. Однако он утверждал, что

эта бесчеловечность и обман всегда по существу противны человеческой природе… Гораздо важнее… за длительными периодами ожесточенных войн обычно следуют острые реакции на идеальную справедливость, человечность и истину. Нынешняя борьба была названа Тридцатилетней войной, начиная с 19с 14 по 1944 год, с непростым перемирием в середине. Тридцатилетняя война, опустошившая Европу с 1618 по 1648 год, была отмечена отвратительными преступлениями и беззаконием, включая даже каннибализм; , призывая обезумевший мир помнить, что существует Естественный Закон, имеющий власть над князьями и народами как во время войны, так и в мирное время. (стр. 15-16)

Мюррей отмечает, что аналогичное идеалистическое движение последовало за Двадцативосьмилетней войной, разделившей греческий мир с 432 по 404 год до н.э. Это движение породило великие философские школы, сконцентрировавшие об индивидуальной душе человека как о неизмеримо большей ценности, чем государства и армии.

Было бы легко указать на многочисленные проявления того же духа сегодня… эти желания или идеалы существуют; они факт. У Коменского и Гроция они облеклись в христианский язык; у стоиков и Платона они использовали теперешнее многобожие. В Китае они будут буддийскими или конфуцианскими. Стремление к какому-то высшему нравственному совершенству или красоте почти неистребимо в человеческом роде… Оно может по-разному анализироваться разными мыслителями, но несомненно оно существует, и бесчисленные религии, и секты, и философии, и даже политические партии свидетельствуют о его существовании. существование. (стр. 17-18)

В том же году, когда Гилберт Мюррей читал эту лекцию, украинский школьный учитель Василий Сухомлинский вернулся в недавно освобожденный от немецкой оккупации край, где он родился, и начал помогать в восстановлении нормальной жизни. для себя и своего общества. Для него стремление к какому-то высшему нравственному совершенству облеклось в язык коммунизма, но от этого горело не менее ярко. Он мечтал об обществе, которое существовало для развития человеческого потенциала каждого в нем. В течение 50-х и 60-х годов все его усилия были направлены на разработку образовательной методологии, отвечающей потребностям такого общества. Эта книга посвящена его усилиям и достижениям.

Казалось бы, за идеализмом, господствовавшим в послевоенные десятилетия, последовал период реакции. В девяностые годы казалось, что дух экономического рационализма доминирует почти во всех сферах нашей жизни. Даже наши университеты, которые должны быть хранителями гуманистических традиций, были вынуждены экономически оправдывать свое существование. Россия в 90-е годы демонстрировала примеры грубого материализма даже более крайние, чем на Западе. С наступлением нового века и серьезными угрозами, исходящими от глобального потепления, возможно, самое время задуматься об идеалах человеческого развития, выходящих за рамки грубо материалистического, и помечтать вместе с Сухомлинским об обществе, посвященном развитию человечества. потенциал.

В бывшем советском обществе, как и в нашем обществе, представление о том, что значит быть человеком, было во многом продуктом эволюции двух взаимодействующих традиций: христианской и классической. При всех своих попытках порвать с прошлым и советский марксизм вырос из этих традиций и так и не порвал с ними полностью.

Один из самых пророческих русских поэтов Александр Блок написал стихотворение о революции под названием Двенадцать . В нем он создал мощный образ непослушной банды красных солдат, бродящих по улицам Санкт-Петербурга с намерением ниспровергнуть старый мировой порядок. Они пренебрегают священником:

Помнишь ли ты, как раньше

Ходить, животом вперед,

И как, с крестом,

Живот твой светил народу?… . (с. )

Готовы стрелять по святой России . Однако заключительный отрывок стихотворения, кажется, предполагает, что моральный импульс, которым руководствовались лидеры революции, исходил от христианства. Солдаты не могут разглядеть, кто несет перед ними красный флаг в бушующей метели. Только в последних словах стихотворения Блок раскрывает, кто это:

… И вот они идут —

За ними — голодная собака,

Впереди — с окровавленным флагом,

Невидимый в метель 2 9 0084 4 083 Невредимый от пули ,

Нежной поступью над бурей,

Рассыпая жемчужные капли снега,

В белой венке из роз —

— Иисус Христос впереди. (стр. 187)

Несмотря на попытки коммунистических режимов пропагандировать атеизм, Россия в 1988 году торжественно и торжественно отметила 1000-летие принятия христианства.

Нетрудно также разглядеть классические антецеденты в советском эксперименте, который можно рассматривать как попытку практического воплощения концепций, выдвинутых Платоном в Республике . Часто декларируемая цель советского образования, всесторонне развитая личность, есть идеал, восходящий к классическим источникам и расцвет которого приходится на эпоху Возрождения.

Таким образом, определяя гуманистический образовательный идеал, мы будем опираться на христианское и классическое наследие западной цивилизации. Для целей данного исследования под гуманизмом будет пониматься подход, вдохновленный идеалом всестороннего развития личности, благоговеющий перед жизнью и, таким образом, гуманный как по цели, так и по средствам, и воспитывающий чувство гражданской ответственности. ответственность, которая может быть расширена до заботы о благополучии всего человечества. На Западе идеал целостного развития имеет греческие корни. Оно было возрождено в эпоху Возрождения в понятии гуманитас . Его можно интерпретировать как гармоничное развитие всех человеческих способностей, включая разум, в стремлении к истине, красоте и добру. Идеал человечности происходит от христианского идеала любви и сострадания и является общим для других религиозных и духовных традиций. Идеал гражданской ответственности типично римский и возродился также в эпоху Возрождения. В своей высшей форме он сливается со стоическим идеалом стремления к универсальному мировоззрению и чувству мировой гражданственности.

Все эти три идеала выражены в творчестве Сухомлинского, и изложение воспитательных идей Сухомлинского, содержащееся в данном исследовании, строится вокруг этого тройственного идеала. Вслед за первой главой, которая является биографической, главы вторая, третья и четвертая исследуют идеал целостного развития, как это практиковалось в школе Сухомлинского в украинском провинциальном городке Павлыш. Они показывают взаимосвязь между физическим воспитанием, нравственным воспитанием, интеллектуальным воспитанием, профессиональным образованием и эстетическим воспитанием, практикуемым в Павлыше. Глава пятая посвящена попыткам Сухомлинского привить своим ученикам гуманные ценности — воспитать сердце. Глава шестая представляет собой попытку пролить свет на подход Сухомлинского к воспитанию чувства гражданской ответственности, а также затрагивает проблему идеологических влияний в его творчестве.

В седьмой и восьмой главах делается попытка проследить влияние Сухомлинского на советское образование. В заключительной главе в общих чертах будет предложено отношение Сухомлинского к западным педагогам. Есть надежда, что исследование в целом послужит общим введением в творчество Сухомлинского.

*****

Вернуться к оглавлению

*****

Глава 1: В.А. Сухомлинский — Жизнь и легенда

Что было самым основным в характере Василия Александровича… что позволило ему сделать так много в сравнительно короткий срок? Во-первых, необычная любовь к трудолюбию. Он работал, забыв о себе. В последнее десятилетие своей жизни он не отдыхал в обычном смысле. Не было выходных, праздников, ежегодных отпусков — он посвящал их творчеству. Он спешил жить, в высшем смысле этого слова. Он стремился сделать как можно больше, передать плоды своего опыта, свои идеи другим. Второй чертой его характера была внутренняя концентрация его энергии. Он был силен духом и волевым. Внешне мягкий, медлительный, временами застенчивый, особенно в обществе незнакомых людей, в нем жило столько жизненной энергии, что сила ее позволяла ему совершать, казалось бы, невозможное. (Анна Ивановна Сухомлинская, жена Сухомлинского.)

Вряд ли найдется несколько областей деятельности, в которых влияние личности и характера важнее образования. Образование в самом широком смысле является результатом личных отношений между учеником и учителем, и влияние учителя на ученика пропорционально его способности внушать ученику уважение и желание подражать ему. Как выразился сам Сухомлинский:

Мы воспитываем, прежде всего, не теми или иными методами и приемами, а влиянием своей личности, своей индивидуальности. (Методика воспитания коллектива, стр. 618)

Лучшее знакомство с идеями Сухомлинского — рассказ о его жизни и характере. Действительно, в творчестве Сухомлинского трудно отделить теорию от практики, так как каждая из них постоянно порождала другую: все его теории были результатом его практического педагогического опыта, и вся его практическая работа направлялась убеждениями, рожденными его идейно-теоретическими убеждениями. квест. Каждый урок, который он давал, был частью продолжающегося эксперимента, который продолжался на протяжении всей его трудовой жизни.

Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года и вырос в селе Васильевка, примерно в 40 км от Кременчуга на юге Украины. Его молодость совпала с особенно бурным периодом истории в регионе, который в течение его первых 25 лет страдал от гражданской войны, эксцессов коллективизации и разрушительных действий нацистской оккупации. Труд всей его жизни можно рассматривать как героический ответ на страдания, свидетелем которых он был и которые он испытал в этот период.

Отец Сухомлинского был плотником, который до революции выполнял сдельные работы для помещиков и крестьян-фермеров. После революции он был активным сторонником новой советской власти, участвовал в управлении местным кооперативным хозяйством и потребительской кооперацией, писал газетные статьи в качестве сельского корреспондента и преподавал столярное дело в местной 7-летней школе. Мать Сухомлинского работала дома и в колхозе, а также швеей. У Василия были старший брат (Иван), младшие брат (Сергей) и сестра (Малания), все они стали учителями сельских школ, преподавая украинский язык и литературу.

Тот факт, что отец Сухомлинского активно поддерживал процесс коллективизации и даже был за это расстрелян, помогает объяснить, почему Василий стал приверженцем коммунистического дела, несмотря на то, что стал свидетелем голода, наступившего после коллективизации. Уважение к родителям и верность семье всегда были сильными ценностями на Украине.

Василий учился в 7-летней школе в Васильевке с 1926 по 1933 год и отлично учился. Он любил читать и рисовать и был готов пойти на многое для достижения своих целей. Чтобы достать бумагу для рисования, он собирал в лесу семена акации, а в двенадцатилетнем возрасте однажды прошел пешком 40 километров в город Кременчуг, чтобы купить краски.

Его талант общаться с маленькими детьми проявился еще в школе. Как он потом вспоминал:

Однажды по дороге домой из школы я увидел группу человек 20 юношей — детей от 3 до 7 лет. Я почувствовал желание поиграть с ними. Я показал им, как сделать снеговика. Они визжали от удовольствия. На следующий день ребята ждали меня задолго до окончания уроков. Постепенно это вошло в их обычай: еще до окончания уроков подростки уже ждали у школы. (О добром сердце, стр. стр. 3-4)

Когда растаял снег, Василий и маленькие дети нашли для себя новые занятия в окрестных лесах и лугах, исследуя водотоки и овраги. Эти путешествий на природу впоследствии стали неотъемлемой частью его педагогического подхода, и он разработал теоретическую основу для использования таких поездок для развития языковых и мыслительных навыков своих учеников. Позже он утверждал, что эмоции удивления, вызванные прогулками на природе, в свою очередь, стимулировали интеллектуальное исследование и мотивированное развитие речи и что они имели решающее значение для развития мыслительных процессов маленького ребенка. Однако в таком раннем возрасте это был просто приятный способ провести время:

Мне никогда не приходило в голову, что я стал каким-то надзирателем или организатором детей. Это было просто то, что я хотел сделать сам, для собственного удовольствия. (About a Good Heart, стр. 3-4)

К тому времени, когда он закончил школу, он решил стать учителем. Кажется, он никогда не сомневался в своем призвании, и остаток своей жизни он посвятил разработке образовательной теории и практики для удовлетворения потребностей сообщества, в котором он родился. Кажется, он даже не испытывал никакого желания выезжать за пределы сельской местности, в которой вырос. За исключением военных лет и последних лет жизни (когда он совершил несколько кратких поездок в другие страны для чтения лекций по вопросам образования), он жил и работал в Онуфриевском районе: в самом городе Онуфриевке и в деревни Васильевка, Зыбковка и Павлыш. Его способность концентрировать всю свою энергию на одной цели, без сомнения, имела непосредственное отношение к успеху, которым он пользовался, и к тому влиянию, которое он приобрел.

Его географическая изоляция, возможно, также способствовала оригинальности его мышления и его относительной независимости от преходящих увлечений советского образования. Дочь Сухомлинского заметила в разговоре, что в то время, когда было популярно превозносить достоинства нравственных лекций и объяснений как средства нравственного воспитания, ее отец подчеркивал необходимость выражения нравственных принципов в практической деятельности, которая сослужила реальную службу нравственному воспитанию. общество. Позже, когда стало модно критиковать словесных средств нравственного воспитания, Сухомлинский писал о силе тщательно подобранных слов и о необходимости чутко употреблять слова для отклика на внутренние потребности ребенка.

По окончании школы в Васильевке Сухомлинский отправился дальше учиться в Кременчуг для подготовки к вступительным экзаменам в Кременчугский пединститут, где в 1934 году поступил на факультет украинского языка и литературы. Он был первым членом своей семьи, получившим высшее образование, и, по словам Тартаковского, на авторитетной биографии которого основана большая часть этой главы, его отношение было подобно поведению паломника, входящего в священный храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *