Что является объектом и предметом психологии: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психология как наука. История развития психологии

Содержание

1. Объект, предмет и задачи психологии.

Объектом исследованияпсихологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.

Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической науки? Это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие;

3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышление; 7) речь.

Другие явления определяют направленность активности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют

мотивационными процессами. К ним относятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) интересы.

Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека.

Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции;

4) склонности; 5) способности; 6) знания; 7) сознание; 8) личность; 9) индивидуальность, характер.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней.

Основными задачами психологииявляются: 1) выявление законов психики; 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные; 3) установление механизмов психической деятельности; 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными.

Для психологии исследование поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира.

Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и механизмы психики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.

Предмет, задачи и отрасли психологии

Предметом психологии являются: психика и психические явле­ния, механизмы и закономерности психики как специфической формы отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

Объектом психологии выступают: человек не только конкретный и от­дельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей и другие высокоорганизованные животные (зоопсихология)

Задачи психологии. Основной задачей психологии как науки является изучение объек­тивных закономерностей формирования, развития и проявления пси­хических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

  1. изучение механизмов психических явлений и процессов;

  2. анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

  3. содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Базовые отрасли психологии. Все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений.

Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология — отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Основными понятиями общей психологии являются: психические процессы; психические свойства; психические состояния.

Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности.

В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:

  • педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

  • возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости;

  • дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий;

  • социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;

  • политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;

  • психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом;

  • медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

  • юридическая психология изучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. 

[PDF] «Я» в профессиональной психологии: объект, предмет и проект.

Перейти к форме поискаПерейти к основному содержаниюПерейти к меню учетной записи kas2011TheSI, title={Я в профессиональной психологии: объект, предмет и проект.

}, автор = {Марк Л. Савицкас}, год = {2011} }
  • М. Савицкас
  • Опубликовано в 2011 г.
  • Психология

Просмотр через Publisher

reading.ac.uk

Теоретические подходы к «жизненному проекту» в психологии и смежных областях

  • Винисиус Коссиони, М. Тейшейра, Сержиу Армандо Лопес Кастильо, член парламента П. Пайшао
  • Психология

    Тенденции в Психология

  • 2021

В этом обзоре литературы рассмотрен ряд теоретических подходов к понятию жизненного проекта (ЖП) в психологии и смежных областях. Мы представили 15 теоретических подходов, определенных в…

Различия в показателях заинтересованности в карьере среди старшеклассников Среднеатлантических средних школ в рамках программ подготовки к карьере

  • Матиас Р. Гленн
  • Образование

  • 2019
  • 9000 9

    ……… .. …………………………………………. …………………………………………. …………………3 Посвящение…

    Изучение того, как учащиеся управляют карьерным переходом посредством карьеры и самосовершенствования

    • А. Кук
    • Психология

    • 2016

    Использование нарративного подхода в развитии самоощущения молодого инженера

    • Э. Герритс 90 006
    • Машиностроение

    • 2014

    Говоря о Карьера: Личное и профессиональное построение карьеры советниками по вопросам карьеры ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО КОНТЕКСТ 1.

    Использование модели капитала идентичности для понимания удержания студентов в программе консультирования магистров

    • Т. Р. Смит
    • Образование

    • 2019

    Использование удостоверения личности Капиталовая модель для понимания удержания студентов программы консультирования магистров, автор Таммисон Рене Смит, MS, Университет Авила, 1996 г. BGS, Канзасский университет, 1994 г. Представлена ​​диссертация…

    Расширение влияния психологии труда: вовлечение психологии в борьбу за достойную работу и права человека

    • Д. Блюстейн, М. Кенни, Аннамария Ди Фабио, Дж. Гишар
    • Психология

    • 2019

    Опираясь на новые разработки в области психологии труда (PWF) и психологии труда теория (PWT) , эта статья предлагает обоснование и программу исследований для прикладных психологов и…

    Планирование жизни и консультирование по вопросам карьеры: вклад в социальную справедливость

    • М. Э. Дуарте, П. Кардосо
    • Экономика

    • 2018

    В этой главе рассматривается вклад парадигмы жизненного проектирования (Savickas et al., J Vocat Behav 75(3):239–250, 2009) и, следовательно, консультирование по вопросам карьеры для достойного труда и социальной справедливости. The…

    Профессиональный идентификатор – соединение консультирования по планированию жизни и теории взаимодействия личностных систем

    РЕФЕРАТ Мы представляем профессиональный идентификатор, который объединяет лингвистические и визуальные репрезентации личности клиента, консультирующегося по вопросам карьеры. На основе выводов парадигмы Дизайна Жизни [Савицкас, М.…

    Формирование профессиональной идентичности студентов колледжей в Макао

    • Baixiao Ouyang, Baixiao Ouyang, Shuh-Ren Jin, H. Tien
    • Образование

    • 2016
    • 90 009

      Формирование профессиональной идентичности – основная задача развития в переходный период от подросткового возраста до взрослой жизни. В этом исследовании изучалось формирование идентичности студентов колледжей в Макао, Китай, на основе…

      Ограничение и компромисс: теория развития профессиональных устремлений.

      • Л. Готтфредсон
      • Медицина

      • 1981

      Выбор профессии

      • Ф. Парсонс
      • 9001 3

        Психология

      • 1909

      К практической реализации теории я-концепции

      • 1963

      Преодоление постмодернистской пропасти

      • А. Боргманн
      • Искусство

      • 1992

      мы ищем альтернативы безрадостному и искусственному культура потребления. Боргман…

      Путь от структуры

      Крайне сжатое изложение нынешнего взгляда автора на некоторые философские проблемы, нерешенные в «Структуре научных революций». Понятие несоизмеримости, теперь значительно…

      Личность и измерение личности.

      • Р. Хоган
      • Психология

      • 1991

      Развитие карьеры: теория Я-концепции

      • Д. Супер, Рубен Старишевский , Н. Мэтлин, Дж. П. Джордан
      • Психология

      • 1963

      Психология личности

      • Б. Дж. Кардуччи
      • Психология

        90 006
      • 1998

      Мужчины, женщины и рабочие места: исследование инженерии человека

      • Д. Патерсон, J. Darley, R. M. Elliott
      • Экономика

      • 1936

      Гордон Аллпорт, характер и «культура личности»

      • I. Николсон
      • Психология

      • 2002

      Предмет эстетики – Психология искусства и опыта

      • Ограниченный доступ

        Предварительный материал

        Страницы:
        1–16
      • Ограниченный доступ

        Введение: к психологическому освобождению искусства

        Страницы:
        17–25
      • Ограниченный доступ

        Объекты эстетики.
        Философские и психологические исследования

        Страницы:
        27–57
      • Ограниченный доступ

        Субъективность. Предрефлексия, аффект, причина и понимание

        Страницы:
        59–82
      • Ограниченный доступ

        Методологические соображения.
        От единичных описаний к общим объяснениям

        Страницы:
        83–97
      • Ограниченный доступ

        Истории искусства. Эстетический опыт как интрапелляция

        Страницы:
        99–136
      • Ограниченный доступ

        Эстетический опыт как вызов субъективности и эстетической теории

        Страницы:
        137–153
      • Ограниченный доступ

        Заключение: предмет эстетики

        Страницы:
        155–161
      • Ограниченный доступ

        Библиография

        Страницы:
        163–168
      • Ограниченный доступ

        Страницы:
        169–174

      Тон Роальд , доктор философии, доцент кафедры психологии Копенгагенского университета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *