Что является объектом психологии: Предмет и объект психологии

Содержание

Тесты по психологии труда с ответами

Сборник итоговых тестов по теме Психология труда с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Направление психологии, изучающее трудовую деятельность, называется…

а) инженерной психологией;

+б) психологией труда;

в) психологией массовых коммуникаций.

2. Кто является основоположником современной отечественной психологии труда?

+а) Е.А. Климова;

б) И.М. Сеченов;

в) Р.В. Габдреев.

3. Какие методы являются основными методами психологии труда?

а) биографический метод исследования и метод психологического моделирования;

б) методы тестирования;

+в) наблюдение и эксперимент.

4. Предмет психологии труда – это…

+а) психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях;

б) труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом;

в) психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

5. Что является общим методом психологии труда?

а) анализ продуктов трудовой деятельности;

+б) эксперимент;

в) хронометраж.

6. В психологии труда труд – это…

+а) целесообразная, формально материальная и нематериальная, орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества;

б) подчиненная определенному мотиву целенаправленная активность субъекта, обеспечивающая удовлетворение каких-либо потребностей;

в) активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо целенаправленно воздействует на объект.

7. Что изучает психология труда?

а) социально-психологические факторы, влияющие на человека, социальную среду, психологический микроклимат коллектива;

+б) психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметом и орудиями труда, с физической и социальной средой;

в) процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации.

8. Какой статус психология труда как наука имеет на данный момент?

а) часть инженерной психологии;

б) отрасль возрастной и юридической психологии;

+в) самостоятельная отрасль психологии.

9. Что является объектом психологии труда?

+а) труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом;

б) психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности работающего и его взаимодействие с производственной средой;

в) взаимодействие в системе «Человек – Машина».

тест 10. Первые систематические исследования психологии труда стали проводить в…

+а) начале ХХ века в США и отдельных странах Европы;

б) середине ХХ века в Европе;

в) в конце ХХ века в США.

11. В психологии управления субъект труда рассматривается…

+а) как включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения;

б) как самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности;

в) во взаимоотношениях со сложной техникой.

12. Психология труда как область знаний…

+а) содержит психологические знания о труде как общечеловеческой ценности, прикладные исследования, особенности деятельности;

б) содержит психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности в его взаимосвязи с процессом труда;

в) содержит закономерности взаимосвязи трудовых процессов, индивидуально-психологических, личностных и социально-психологических факторов.

13. Психология труда изучает человека как…

а) способ осуществления труда;

б) основу трудового процесса;

+в) участника трудового процесса.

14. Профессиограмма деятельность юриста включает в себя следующие стороны:

а) социальную, поисковую, аналитическую, прогностическую, коммуникативную, организационную;

+б) социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную;

в) поисковую, реконструктивную, коммуникативную, морально-нравственную, деятельносно-ролевую характеристику.

15. Профессиограмма – это…

а) описание психологических характеристик определенной профессиональной деятельности, которое раскрывает совокупность личностных и психофизических особенностей сотрудника;

+б) описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту;

в) Соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность.

16. Какова главная особенность способностей?

+а) Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека;

б) они являются частью знаний, умений и навыков, имеющихся у человека;

в) являются формой существования и последствием познавательной деятельности человека.

17. Четыре основные стадии профессионализации человека:

а) выбор вида деятельности, освоение профессии, поиск работы, совершенствование профессиональных качеств;

+б) поиск и выбор профессии, освоение профессии, социальная и профессиональная адаптация, выполнение профессиональной деятельности;

в) ознакомление со существующими профессиями, обучение профессии, профессиональное развитие, завершение профессиональной деятельности.

18. Регрессивная стадия профессионального развития – это…

+а) начало негативного влияния профессии на личность, которое провоцирует появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний;

б) формирование мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков;

в) стадия, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

19. Деятельность принято разделять на…

+а) индивидуальную совместную, исполнительскую и управленческую;

б) физическую и умственную, индивидуальную и общую;

в) негативную и позитивную, простую и сложную.

тест_20. Профориентация – это…

а) процесс оказания психологической помощи в виде совета, в ходе которого осуществляется профориентация.

+б) система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.

в) система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности.

21. Первой стадией динамики работоспособности человека является…

а) стадия неустойчивой работоспособности;

б) стадия уменьшения работоспособности;

+в) стадия увеличения работоспособности.

22. И. Левитов рассматривает такие компоненты усталости как переживания:

+а) расстройство внимания, ослабление волевой регуляции;

б) ухудшение настроения, снижение мотивации к деятельности;

в) общая скованность движений, дефекты восприятия.

23. Внешним мотивационным фактором труда является…

+а) фактор давления;

б) собственные мотивационные факторы профессии;

в) возможности для реализации внепрофессиональных целей;

1.1. Объект и предмет психологии

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.

1. Объект и предмет психологии

  В широком смысле объектом познания психологии как науки является человек. Но изучением человека в его многообразных проявлениях и связях с миром (объектами живой и неживой природы) в течение веков занималось множество наук, а на современном этапе проблема человека является общенаучной и охватывает почти все разделы знаний. Классификации наук, изучающих человека, и поиску «места» психологии в системе других наук посвящены труды многих учёных (рис. 1).

Рис. 1. Место психологии в системе наук «по объекту познания»

  Наиболее важным является вопрос о предмете психологии. Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 в. Он является производным от двух греческих слов: psyche — душа и logos — слово, учение. Таким образом, в дословном переводе «психология» — наука о душе.
  Но существование «души» несомненно для одних и условно для других. В этом — одна из специфических особенностей психологии как науки: если в религии или искусстве можно рассуждать о душе без всяких оговорок, то наука, указывая на её существование как самостоятельной реальности, должна это существование доказать или обосновать. Кроме того, «увидеть», «ухватить», «измерить» душу невозможно, как и экспериментировать с нею. Если вместо «душа» мы будем говорить «психика», то положение существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать её существование как самостоятельной реальности также сложно.

  Тем не менее явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявленийжизни как особые явления. Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает (реальные события, факты и пр.).
  В течение многих веков представления учёных о психике претерпевали значительные изменения. И только к 18 в. относится начало формирования учения о психике как функции мозга, которое в 20 в. привело к пониманию психики как отражения в мозгу действительности (окружающего мира). Психика возникла в процессе биологической эволюции как особый аппарат управления поведением. Она свойственна не только человеку. Выделяют три стадии или уровня развития психики животных, зависящих от развитости нервной системы и органов чувств: стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики и стадия человекоподобного интеллекта . Поскольку человек является не только биологическим существом, но и существом социальным, его психика — качественно иная по сравнению даже с высокоразвитыми животными. Человеку свойственен высший уровень развития психики — сознание, формирование которого стало возможным благодаря языку как продукту общественно-исторического развития.
  Определённое представление о психике даёт человеку его личный жизненный опыт. Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть в определённых пределах правильными и соответствующими действительности. Однако в целом эти знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми (педагогической, лечебной, организационной и т.
п.), требующей научных, т.е. объективных и достоверных, знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.
  Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это в первую очередь конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Так, исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила существенно важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и при изменяющихся условиях восприятия. В данном случае перед нами — качественная характеристика психологического факта. Примером количественной характеристики психологического факта может послужить величина времени реакции человека на воздействующий раздражитель. Индивидуальные различия скорости реакции, наблюдаемые в эксперименте, являются психологическими фактами, устанавливаемыми в научном исследовании. Они позволяют количественно характеризовать некоторые особенности психики различных людей.
  Однако научная психология не может ограничиться описанием психологического факта, каким бы интересным он ни был. Научное познание с необходимостью требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Но знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявляться. А потому предметом изучения психологии (нередко совместно с другими науками — физиологией, биофизикой, биохимией, кибернетикой и т.д.) являются и механизмы психической деятельности.
  Итак, предмет психологии — факты, закономерности и механизмы психики как отражения в мозгу действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www. txtb.ru

«Объект, предмет и методы психологии» [Эссе №4591]

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» — понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В дальнейшем, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии.

Какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами его (предмет) ни обозначали («душа», «сознание», «психика», «деятельность» и так далее), в настоящее время можно выделить признаки, которые характеризуют собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук.

Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.

Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Наука не может развиваться, если не будет постоянно пополняться все новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопления факторов наглядно-обоснованные методы. Все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и другие).

Наблюдение. Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в группе детского сада или школьном классе. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость. Психолога-исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь то, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний. Кроме того, наблюдения и фиксации единичных психических свойств недостаточно. Исследователь должен убедиться в характерности, типичности того или иного свойства.

Эксперимент. Основное отличие и достоинство эксперимента в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Это преимущество экспериментального метода объясняет его очень широкое применение в психологии. Основная масса эмпирических факторов в психологии получена экспериментальным путем. Однако не всякая исследовательская задача может быть решена с помощью эксперимента. Так, если изучение психических процессов и функций ведется преимущественно экспериментально, изучение более простых свойств личности (темперамента, многих способностей) тоже доступно экспериментальному методу, то характер и сложные виды способностей эксперименту пока недоступны.

Метод беседы. Он применяется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты.

Метод интервью. Этот метод в психологии отличается от анкетного метода, применяемого в социологии. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Часто вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, для первичной ориентировки в проблеме. Но вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод экспертных оценок. Его широко применяют в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве и прочие. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.

Метод самонаблюдения. Самонаблюдение можно использовать как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования. Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.

Метод тестов. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, а также методы качественного анализа.

История развития психологического знания.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях античности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, древнеримский философ Лукреций понимали душу человека как разновидность материи, телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Древнегреческий философ-идеалист Платон понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. Платон полагал, что душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом, обитая обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, заложило основу для всех последующих идеалистических теорий.

Первым собственно психологическим научным трудом (но еще в рамках донаучной психологии), стал трактат «О душе» древнегреческого философа Аристотеля. Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате. Так, согласно Аристотелю, душа и тело неразделимы. Душа бестелесна, она есть форма существования живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде божественного разума.

В эпоху античности были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы:

Ø Что такое душа?

Ø Каковы ее функции и свойства?

Ø Как душа соотносится с телом?

Так сформировался исторически первый предмет психологии – душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

В эпоху Средневековья в Европе установились христианские взгляды на душу: душа является божественным сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В этот период были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.

Французский философ и математик Р. Декарт приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом. Согласно Декарту «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основу детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

Попытку вновь «соединить» тело и душу человека, «разделенные» учением Декарта, предпринимал голландский философ Б. Спиноза: нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим (физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Х. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии, английского философа Дж. Локка. Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал английский врач и священник Д. Гартли. Согласно его взглядам, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Последующее развитие этого направления связано с именами Дж. Милля и Г. Спенсера.

В XIX веке психология становится самостоятельной наукой. Выделение психологии в самостоятельную науку происходит в 60-70-х годах XIX в. Это было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В.Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Последователь Вундта Э. Титченер, американский психолог, был основателем структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев.

Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Тем не менее, собственной психологической концепции И.П. Павлов не создал.

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.

Основоположником бихевиоризма (от англ. «бихевиор» — поведение) был американский ученый Д. Уотсон. По его мнению, психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон видел основную задачу бихевиоризма в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение, по его мнению, является или результатом научения (индивидуально приобретенного путем «слепых» проб и ошибок), или заученного «репертуара» навыков. Последователи Уотсона пришли к выводу, что, все-таки, связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредствованы «промежуточными переменными» – знаниями, контролирующим механизмом. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, то есть непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям ученых Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихилогия выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные физические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (в переводе с немецкого, слово «гештальт» означает «форма», «образ») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям. Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигателей проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

У истоков психоаналитического направления стоял австрийский психиатр и психолог З. Фрейд. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я», «Сверх–Я», «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни (Эроса), куда входит сексуальные влечения и влечения к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению (Танатоса). В древнегреческой мифологии бог Эрос символизировал любовь, бог Танатос – смерть. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психический энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх – Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, « по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх – Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов – вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и ряд других.

Однако, уже его ближайшие ученики А. Адлер и К. Юнг, пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект, либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие личности.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм – реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Психологические концепции ХХ века.

Когнитивная психология (от лат. «когнито» — знание). Представители этого направления У. Найссер, А. Пайвио и другие отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая психология. Ее представители Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, помогает преодолеть ощущение призрачности человеческого существования.

Трансперсональная психология. Представители этого направления (С. Грофф, Ч. Тойч и другие) рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом».

Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов (Э. Берн).

Значительный вклад в развитие психологии ХХ века внесли российские и советские ученые Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин.

Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основу культурно-исторической концепции психического развития человека.

А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действия в субъективные структуры психики человека.

А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психический функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях). Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Основные направления в психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Военная психология изучает психологические особенности пребывания человека в армии, в том числе и в условиях боевых действий.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий жизни в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. При этом особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения окружающей среды, тому, как эти явления влияют на психику человека, а также проблемам взаимовлияния природы и человека.

Прикладные области психологии, или практическая психология. Выделяет следующие прикладные области психологии: клиническая психология, школьная психология, промышленная психология, педагогическая психология, эргономическая психология, психологическое консультирование.

В центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах работают клинические психологи. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования с тем, чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

Психолог – консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми с тем, чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»). Например, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительско-детских отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям.

Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию.

Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями.

Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия.

Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенности, приемлемые для человека в данных условиях.

Место психологии в системе наук.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

Что это за «объектные отношения», о которых вы все время говорите? — Практика психологии

Так что же такое

Объектные отношения ?

По словам Аллана Г. Франкленда, термин Object Relations поначалу может показаться несколько запутанным. Часть отношений достаточно проста для понимания — она ​​связана с отношениями пациента — с самим собой и с другими. Но что подразумевается под термином объект? И почему он называется объект, а не просто человека отношений?

Давайте попробуем рассмотреть это с точки зрения

Теории объектных отношений и Теории привязанности с точки зрения

Первоначально выведенный из теории влечений Фрейда, термин «объект» продолжает часто, универсально и гибко использоваться в психоаналитической литературе, начиная с со временем значение объекта утратило свою специфичность (Greenberg & Mitchell, 1983). Этот термин используется для обозначения того факта, что иногда люди воспринимают других не такими, какие они есть на самом деле, а скорее такими, какими они их себе представляют: своим разумом, а не с многомерным реальным человеком» (Frankland, 2010). Настоящий человек сочетает в себе как желательные, так и менее желательные качества. Фантастический объект может быть ошибочно рассмотрен как «все хорошо» или «все плохо». Он может даже быстро колебаться между ними, в зависимости от обстоятельств. Этот воображаемый объект можно рассматривать как способный удовлетворить все желания и потребности пациента (которые можно рассматривать как соблазнительные для пациента), в то же время как будто отказывая пациенту в этом благе (что можно рассматривать как отказ). Таким образом, объект (часто называемый плохой объект) можно рассматривать как соблазняющую и отвергающую, часто одновременно. На конкретные прототипы объектных фантазий каждого человека влияет множество эмоционально интенсивных «хороших» и «плохих» переживаний, которые происходят в очень раннем возрасте, даже в течение первого года жизни (Kernberg, 1992).

Как эти проблемы развиваются в первую очередь?

Отто Кернберг, один из современных пионеров теории объектных отношений, постулировал, что у детей формируются паттерны в их представлениях о себе и других в ответ на аффективно интенсивные ранние переживания, обычно связанные с основным опекуном (Кернберг, 19 лет). 92). Эти интенсивные переживания могут включать чувства любви или ненависти в ответ на насыщение или лишение ребенка потребностей со стороны опекуна. Считается, что эти интенсивные ранние переживания влияют на развивающиеся у ребенка шаблоны отношений через своего рода эмоциональный/эмпирический импринтинг (Kernberg, 1984). Считается, что эти экстремальные, эмоционально нагруженные «все хорошие» или «все плохие» переживания могут быть чрезмерно представлены в развивающемся у ребенка представлении о себе и других. Они отражают экстремальные и необычные ситуации, а не повседневную жизнь без происшествий. Когда связанные крайние, поляризованные взгляды на себя и других переносятся в будущие отношения, это может привести к искажению восприятия. Таким образом, у человека может развиться тенденция рассматривать себя и/или других как полностью хороших или исключительно плохих и испытывать соответствующие аффекты (интенсивную любовь или ненависть), которые были связаны с формирующим ранним опытом.

С точки зрения привязанности основное внимание уделяется пониманию сложной трансформации внешних объектов во интернализованные репрезентации объектов, в данном случае формирование внутренних рабочих моделей (IWM) себя и других. Объект привязанности может принимать форму человека, но также может иметь широкий спектр безграничных и податливых атрибутов, описывающих что-то физическое и конкретное, но также может быть и чем-то неосязаемым.

В соответствии с винникоттовской концепцией переходный объект в качестве первого ценного имущества (Stevenson, 1954; Winnicott, 1953), общепризнано, что первым объектом младенца, скорее всего, является его мать, но он может быть дополнен привязанностью к горстке других конкретных людей (Ainsworth, 1969). ). Использование переходных объектов, определяемых как «символ матери, занимающий для младенца промежуточное положение между внутренней и внешней реальностью» (Passman, 1987, p. 825), считается нормальным и полезным для здорового развития (например, Busch, 19). 74; Литт, 1981; Ньюсон, Ньюсон и Махальский, 1982). Rudhe и Ekecrantz (1974) описали это как устойчивую «эмоциональную зависимость от особого объекта, который оказывает успокаивающее и/или успокаивающее действие, прежде всего, перед сном и во время беспокойства, болезни и т. д.». (стр. 382), а некоторые исследователи пришли к выводу, что отсутствие таких привязанностей может предсказывать более позднюю психопатологию (Horton, Louy & Coppolillo, 1974; Lobel, 1981). Учитывая упор теории привязанности на реляционную модель, она утверждает, что близкие межличностные отношения обеспечивают людям психологическую безопасность на протяжении всей жизни. В ходе развития люди расширяют свой источник безопасности от своих родителей до сети близких людей, включая друзей и романтических партнеров (Mikulincer & Shaver, 2016). Однако есть и те, кто пережил болезненные, отвергающие и вызывающие чувство стыда отношения, которые формируют истоки их дефицита саморегуляции (Flores, 2004). Вполне возможно, что такие люди, в свою очередь, с огромным трудом ищут других, чтобы получить то, в чем они нуждаются или никогда не получали.

Психологическая зависимость/структура/объектные отношения с этой точки зрения предполагаются как результат неудовлетворенных потребностей развития, которые оставляют некоторых людей с травмированной, фрагментированной самостью, уязвимыми для борьбы с регулирующим аффектом и во многих случаях неспособными определить, что это такое. чувствуют ли они (Stasiewicz, et al., 2012). Согласно Флоресу (2004), эти люди не могут использовать свои собственные внутренние ресурсы, поскольку их нет, и они по-прежнему нуждаются (или «объектный голод», стр. 83) в саморегулируемых ресурсах, предоставляемых извне. Лишение потребности в привязанности и, следовательно, голода по объектам оставляет этих людей с нереалистичным и невыносимым аффектом, который беспокоит их самих и других (Flores, 2004). Следовательно, их сильная и непреодолимая потребность в человеческой отзывчивости может восприниматься как ненасытная и усугублять их чувство стыда и страха перед собственной нуждой. Люди, чьи фигуры привязанности постоянно отвергают или отвергают их в трудные времена, могут понять, что полагаться на других — неэффективный способ справиться с бедствием. Недавние исследования показывают, что когда люди понимают, что их близкие ненадежны, они могут искать альтернативные, несоциальные источники безопасности, такие как: защитные одеяла (Пассман, 19 лет).87); всемогущий бог (Granqvist, 2006; Киркпатрик, 2005); и обсессивно-компульсивное накопление неодушевленных предметов (Frost, Hartl, Christian, & Williams, 1995; Grisham, et al., 2009; Nedelisky & Steele, 2009). Косвенные доказательства того, что привязанность к объекту выполняет компенсаторную функцию, получены в исследованиях, показывающих, что люди продолжают получать психологическую безопасность от объектов и во взрослом возрасте (Bachar, Canetti, Galilee-Weisstub, Kaplan-DeNour, & Shalev, 1998; Erkolahti & Nyström, 2009).), и такая привязанность к объекту положительно связана с отсутствием тесной межличностной привязанности (Nedelisky & Steele, 2009).

Обращение к интернализации

полностью хорошего или полностью плохого объекта

Итак, как терапия помогает справиться с искаженным представлением о себе и других, а также с трудностями в отношениях, которые могут возникнуть? Это происходит за счет предоставления больной нового опыта отношений, помогающего ей увидеть себя и других более реалистично, то есть в целом, внутренне многогранно, а не просто как отражения неверных внутренних фантазий. Как терапевт, мы используем свой опыт терапевтических отношений здесь и сейчас, чтобы направлять и уточнять наше понимание трудностей, которые пациент испытывает по отношению к себе и другим. Часто наши эмоциональные реакции предоставляют нам наиболее важную информацию о том, что происходит в терапевтических отношениях. В результате этот стиль терапии может быть эмоционально заряженным как для пациента, так и для терапевта.

Вам может быть интересно, как терапевт решает говорить во всех различных ситуациях, которые могут возникнуть в терапии. Хорошая новость заключается в том, что подобные темы имеют тенденцию возникать неоднократно. Как только мы поймем, что происходит между нами и пациентом, мы сможем рассмотреть варианты дальнейших действий. Однако самое важное, что нужно понять на данном этапе, это то, что сами терапевтические отношения являются шаблоном, на основе которого происходят изменения в этом стиле терапии. Чтобы использовать эти отношения для полезных вмешательств, мы должны внимательно наблюдать за своими пациентами и за собой. Это требует вдумчивого наблюдения за своей эмоциональной реакцией на происходящее. В конце концов, пациент может научиться видеть, что его терапевт не совсем хорош или совсем плох (например, «всегда был рядом со мной» или «этого ублюдка никогда не было рядом, когда я нуждался в нем»), что терапевт в большей степени отражение реальности (например, «он не может всегда быть рядом со мной», «есть некоторые вещи, которые мне в нем не нравятся, но он помогает мне чувствовать себя хорошо, когда мне иногда нужна помощь»). Эта цель состоит в том, чтобы помочь пациентам интегрировать эти полностью хорошие и полностью плохие части в более реалистичные условия и ожидания. Это переводит то, что переживается в терапевтической среде, в их внутреннюю объектную структуру и, таким образом, может сознательно применяться в межличностных отношениях пациента.

Теория отношения объектов (определение психологии)

Все мы слышали теории о том, как наши родители влияют на нашу личную жизнь. Некоторые люди говорят, что мы склонны встречаться с людьми, которые похожи на наших родителей. Другие считают, что мы ищем романтических партнеров, которые могут дать нам то, чего не дали наши родители. Хотя все эти теории звучат немного неубедительно, у каждого из нас есть близкий друг или даже брат или сестра, которые в конечном итоге доказывают, что некоторые из этих теорий верны.

Если вас хоть сколько-нибудь интересует, как воспитание влияет на наше поведение, не ищите ничего, кроме психоанализа. В этой области психологии, получившей известность благодаря таким психологам, как Фрейд и Карл Юнг, есть некоторые идеи о психологическом развитии, которые сегодня могут показаться довольно дикими. Одна конкретная теория, Теория объектных отношений, идет дальше, чем утверждение о том, что наши отношения с нашими родителями влияют на нашу личную жизнь: она говорит, что отношения с нашими родительницами влияют на то, как мы видим все и всех вокруг нас.

Что такое теория объектных отношений?

Теория объектных отношений, как и многие теории в психологии, развивалась и адаптировалась многими психологами на протяжении многих лет. Это началось, когда Мелани Кляйн предположила, как ребенок учится относиться к другим «объектам», включая людей, в мире. Первым объектом в этом процессе является мать ребенка.

Кто основал теорию объектных отношений?

Для простоты и рассмотрения этой теории в более широком мире психоанализа мы сосредоточимся исключительно на работе двух психологов, известных своими идеями в области теории объектных отношений: Мелани Кляйн и Дональда Винникотта.

Мелани Кляйн уже была матерью, когда открыла для себя уже известные теории психоанализа. На самом деле, она обратилась к психоаналитику за лечением. Ее неудовлетворенность и несчастливый брак утомили ее, но с помощью психоанализа она расторгла свой брак и посвятила свою жизнь дальнейшему изучению развития психики.

В то время Фрейд работал с маленькими детьми, но не верил, что сможет проникнуть в их подсознание. Сама мать, Кляйн нашла способы наблюдать за поведением и развитием детей с помощью игр и других средств. Она была одним из первых современных психологов, изучавших младенцев.

То, что она извлекла из своих наблюдений, в конечном итоге стало теорией объектных отношений.

Как работает теория объектных отношений?

Эта теория рассматривала способы, которыми отношения формируют психику и ведут к развитию ребенка (а позже и взрослого). отношения, которые дети строят со своими родителями.

Об объектах в теории объектных отношений 

В теории Кляйн «объект» относится не только к реальным объектам, но и к самим людям. Когда ребенок рождается, у него мало возможностей видеть нюансы и сложные мотивы, которые влияют на окружающих его людей. Мы все так же просты, как предметы. Вместо того, чтобы думать о родителях как о ком-то, на кого могла повлиять травма или кто имеет добрые намерения, ребенок просто видит родителя как «хорошего» или «плохого».

Но в первые дни младенчества ребенок зацикливается на одном человеке: на матери. Кляйн даже пошел дальше, заявив, что ребенок сначала фиксируется на одной части матери: на ее груди. Грудь матери в младенчестве является для ребенка источником пищи и возможностью матери коснуться и накормить его. Если ребенка регулярно кормить грудью и удовлетворять его потребности, он, скорее всего, вырастет стабильным и здоровым человеком. Но если этот график кормления не столь успешен, то и развитие ребенка не будет успешным.

Хорошая грудь против. Плохая грудь 

Кляйн считал, что ребенок может видеть только «хорошую грудь» и «плохую грудь», и это отношение к матери повлияет на его отношения со всеми окружающими. По мере развития ребенка, полагает Кляйн, он может реагировать на этот взгляд на мир, развивая защитные механизмы, очень похожие на те, о которых теоретизировал Фрейд. Они также видят человека только как «хорошую грудь» или «плохую грудь».

Здесь материнская любовь и внимание могут повлиять на личную жизнь человека. Сначала человек может воспринимать своего партнера как «хорошую грудь». В ту минуту, когда партнер совершает ошибку, он становится «плохой грудью», и человек не может дойти до того момента, когда он снова увидит в партнере «хорошую грудь». Эти два понятия совершенно разные и отдельные, хотя и «хорошая грудь», и «плохая грудь» — это обе груди.

Теория объектных отношений и психические расстройства

Конечно, не все видят мир «хорошим» и «плохим». И не все с менее чем стабильным воспитанием застряли в этом мышлении. Кляйн считает, что дети, которые могут видеть объекты только как хорошие или плохие, находятся в «параноидно-шизоидной позиции». Они могут выйти из этого положения и войти в «депрессивное положение», в котором они могут видеть людей такими же сложными существами, как и мы. Ребенок перестает проецировать или делать предположения о человеке и позволяет ему быть тем, кто он есть.

Когда «хороший» и «плохой» или «любовь» и «ненависть» могут быть применены к одному и тому же человеку, Кляйн (и Фрейд) полагает, что ребенок входит в состояние амбивалентности. Однако до тех пор, пока ребенок (или взрослый) не достигнет этого состояния, он может иметь некоторые деструктивные наклонности или проявлять различные признаки беспокойства.

Эту теорию непросто понять, особенно когда ее используют при разговоре о психических расстройствах. Пользователь Reddit в сабреддите, посвященном психоанализу, спросил: «Может ли кто-нибудь объяснить мне в очень простых терминах, как теория объектных отношений связана с NPD и другими расстройствами личности?» Вы можете прочитать следующие комментарии здесь, чтобы узнать больше о том, как теория объектных отношений связана с тревогой, депрессией и подобными расстройствами.

Дональд Винникотт и «достаточно хорошая» мать

Теория объектных отношений Кляйна, наряду со многими другими теориями, подчеркивающими важность ранних лет ребенка, оказывает большое давление на мать. Вы не увидите Мелани Кляйн, обсуждающей, как грудь отца влияет на то, как ребенок видит остальной мир! И, как известно любой матери, почти невозможно кормить своего ребенка каждый раз, когда он плачет о молоке или еде. Это делает вас плохой матерью? Вовсе нет, особенно если учесть, как со временем развивалась теория отношений объектов.

Дональд Винникотт был педиатром, который стал психоаналитиком под руководством Мелани Клиен. Наблюдая за двумя детьми, Винникотт сформировал свои собственные представления о том, как мать повлияла на их ребенка. Его представление о «достаточно хорошем» было не просто более разумным для занятых мам — оно предлагало оправдание тому, что ваш ребенок время от времени расстраивается. Не у всех «нормальных», хорошо функционирующих детей идеальные родители, и теория Дональда Винникотта может объяснить, почему.

Что такое «достаточно хорошая» мать?

Винникотт считал, что «достаточно хорошая» мать начинает свое путешествие с удовлетворения всех потребностей своего ребенка. Она не оставляет времени между тем, когда ребенок плачет о еде, и когда она его кормит – первое время. Но подумайте о потребностях ребенка, как об их контакте с микробами. Чем дольше ребенок не подвергается воздействию микробов после определенного возраста, тем хуже будет реагировать его организм, когда он действительно подвергается воздействию микробов. Винникотт считал, что фрустрация работает так же и с психикой. Он считал, что для матери полезно, даже поощряется, подождать некоторое время после плача ребенка, прежде чем кормить его. Этот период времени сначала составлял не более нескольких минут — недостаточно долго, чтобы вызвать чувство покинутости или беспокойства, которое позже могло повлиять на психику. Подвергая ребенка небольшому количеству разочарований, в конечном итоге «смягчить удар» разочарований в более позднем возрасте. Это также может научить ребенка тому, что та же самая грудь, которая кормит ребенка, является той, от которой иногда отказывают.

Почему важна теория объектных отношений?

Подобно многим аспектам психоанализа и даже бихевиоризма, психологи уделяли много внимания тому, как предотвратить проблемы, а не улучшить вашу ситуацию. Любая вредная привычка или тип беспокойства немедленно связывались с матерью пациента и его способностью обеспечивать своих детей. Если бы мать не была идеальной, многие считали, что они рискуют «испортить своего ребенка». Идеи Винникотта давали матерям больше возможностей подвергать своего ребенка фрустрации и не уделять немедленного внимания его потребностям, хотя грань между «достаточно хорошей» матерью и просто невнимательной матерью во времена Винникотта оставалась довольно тонкой.

Психологи не считают, что сегодня мать может быть виновата во всех психических расстройствах или симптомах тревоги. Вместо этого мы перешли от ранних идей Фрейда к сочетанию изучения химии мозга, внешней мотивации и даже того, как мы разговариваем сами с собой в уме. Но теория объектных отношений и большая работа психоаналитиков по-прежнему влияют на терапевтов, психологов и других экспертов в области психического здоровья.

[ссылка на статью]

Цели, задачи и компетенции | Клиническая психология (Psy.

D.)

домашний Искусства и науки Клиническая психология (Psy.D.) Цели, задачи и компетенции

Цель № 1

Подготовка практикующих специалистов в области клинической психологии, понимающих совокупность научных знаний , которые служат основой клинической практики.

Задачи для цели #1

Учащиеся приобретут и продемонстрируют знание научного массива информации, относящейся к личности и индивидуальным различиям, социальным основам поведения, когнитивно-аффективным основам поведения, основам развития поведения, биологическим основам поведение, история и системы психологии и психопатологии.

Компетенции, ожидаемые для этих целей: Учащиеся продемонстрируют базовые знания теорий, а также эмпирические данные, подтверждающие теории личности, социальной психологии, когнитивных аспектов поведения, человеческого развития, биологических аспектов поведения и психопатологии. Студенты также поймут историю психологии в том, что касается развития этих теорий и их научных основ.

Ворота №2

Подготовка специалистов-практиков в области клинической психологии, демонстрирующих понимание и компетентность в отношении основных клинических навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Задачи для цели № 2: Учащиеся приобретут и продемонстрируют знания и клинические навыки в области развития эффективных профессиональных отношений, проведения психологической оценки, а также выбора и проведения вмешательств, соответствующих индивидуальным потребностям и подтвержденных научными данными.

Компетенции, ожидаемые для этих целей: Студенты смогут развивать эффективные профессиональные отношения с людьми, которых они обслуживают, а также с профессиональными коллегами и руководителями. Студенты смогут провести диагностическую оценку. Студенты смогут осуществлять психологические вмешательства, поддерживаемые эмпирической литературой.

Цель № 3

Подготовка практикующих специалистов в области клинической психологии, демонстрирующих понимание и компетентность в области профессиональные стандарты и этика , а также влияние и важность вопросов культурного и индивидуального разнообразия на клиническую практику.

Задачи для цели № 3: Учащиеся приобретут и продемонстрируют успехи в учебе и клиническое мастерство в понимании того, почему и как применять этические стандарты профессии в клинических ситуациях. Студенты также продемонстрируют осведомленность о том, как индивидуальные различия и разнообразие связаны с клинической практикой.

Компетенции, ожидаемые для этих целей: Учащиеся смогут определить, как индивидуальные различия и разнообразие влияют на психологический диагноз и лечение. Студенты поймут этический кодекс APA и то, как он применяется в клинических ситуациях, и смогут критически оценивать этические дилеммы в профессиональной психологии.

Цель № 4

Подготовка практикующих специалистов в области клинической психологии, демонстрирующих понимание и компетентность в области новые и расширяющиеся роли для профессионального психолога.

Задачи для цели № 4: Учащиеся поймут роли, характеристики и навыки супервайзера, а также менеджера, и создадут базу знаний по теории, исследованиям и практике супервизии. Студенты поймут процесс развития успешной частной практики. Студенты поймут организационную оценку при рассмотрении мультикультурных переменных в консалтинговой среде. Кроме того, студенты будут развивать понимание вопросов, связанных с образованием психологов.

Компетенции, ожидаемые для этих целей: Студенты будут применять теории клинической супервизии в практических сценариях. Студенты узнают, как они используют супервизию при проведении диагностических оценок и вмешательств в качестве студентов-клиницистов. Студенты опишут ценность профессиональной консультации в целом и применительно к конкретным клиническим случаям.

Цель № 5

Подготовка практикующих специалистов в области клинической психологии, способных вносить свой вклад и использовать существующую совокупность знаний и эмпирических данных в области психологии

, чтобы информировать и расширять применение клинической психологии и рассматривать профессию клинической психологии как требующую обучения на протяжении всей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *