Нравственные ценности: понятие, примеры, виды, значение
У каждого человека есть багаж его собственных, личных ценностей, отличающийся от ценностей других людей (при этом, сам термин «ценность» обозначает нечто возвышенное, имеющее важное значение). Одна из важнейших категорий человеческих ценностей — нравственные. В этой статье мы подробно расскажем о нравственных ценностях, рассмотрим примеры, виды, узнаем их значение для человека.
Что такое нравственные ценности?
Нравственные ценности — это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др. Именно с помощью перечисленных понятий личность оценивает все происходящее вокруг, собственные и чужие поступки, правильность либо неправильность своего поведения.
Нравственные ценности направляют развитие личности и ее деятельность, определяют позицию по любому важному вопросу, формируют его представление о мире вокруг, обществе и собственном месте внутри социума. Кроме того, они влияют на формирование поведенческой модели личности, ее цели в жизни и методы их достижения, гражданскую позицию и уровень социальной активности. При крушении собственной системы ценностей человек оказывается в личном кризисе, он растерян, с трудом может принимать решения самостоятельно.
Багаж ценностей человека объективен по своей сути, а каждая ценность объективна в отдельности. Ценности существуют в нашем мире не зависимо от наших желаний — мы можем лишь принять или отвергнуть их. Однако, ценностная система отдельной личности и ее иерархия строго субъективна, она отталкивается от опыта, знаний и потребностей определенного индивида, от личного выбора конкретного человека.
Примеры нравственных ценностей
Фундаментальной и общепризнанной нравственной ценностью является любовь человека к другим людям. Эту разновидность любви нельзя сравнивать с чувствами, испытываемыми людьми к представителям противоположного пола, поскольку данный вид любви проявляется в чувствах, проявляемых человекам к окружающим вне зависимости от их возрастной, национальной, половой и социальной принадлежности. Именно такая любовь позволяет человеку понять потребности других людей, не причинять им зла, учит сочувствию, состраданию и взаимопомощи, предупреждает проявления физического или психологического насилия к ближнему. Достичь подобного очень непросто, поскольку в человеческой природе заложена тяга к конкуренции, борьбе за выживание, зависти и ненависти.
Любовь способствует проявлению в человеке иных нравственных ценностей, к примеру, доброты и щедрости, тесно связанных с искренним желанием помогать другим. Наиболее ценным подарком одного человека другому является его время, которое следует уделять семье, друзьям, близким, знакомым и, при необходимости, даже незнакомым людям, ведь часто дарить что-либо даже приятнее, нежели получать подарки.
Еще одним важнейшим нравственным качеством признается честность. Умение оставаться честным с людьми и с самим собой, в совокупности с умением не выставлять напоказ совершенных тобой добрых дел всегда вызывает уважение. Человек с перечисленными выше качествами и ценностями представляет собой образец по-настоящему благородной личности. К числу прочих важных нравственных ценностей относят позитивность намерений, благожелательное отношение к окружающим, альтруизм, чувство уважения к людям.
Разновидности нравственных ценностей
Нравственные ценности подразделяются на несколько категорий. Они бывают индивидуальными, групповыми и общечеловеческими, в зависимости от типа отношений их разделяют на взаимодополняющие и взаимоисключающие.
Современные ученые считают общечеловеческие нормы главенствующими по отношению к групповым ценностям, поскольку общечеловеческие ценности более универсальны, объективны, беспристрастны и универсальны, хотя они и способны на внутривидовой переход, и даже на потерю прежней значимости и значения при изменении внешних условий, например, в процессе модернизации общества.
Самосовершенствование конкретного индивида неотрывно связано с соблюдением им принципов нравственности, причем это соблюдение должно быть неукоснительным и постоянным. Чтобы стать действительно лучше, человеку следует постараться быть добрее, внимательнее и заботливее к окружающим его людям. К тому же, каждому будет полезно быть честным перед другими и самим собой, стараться контролировать собственные эмоции, мысли и поступки, не отказываться от своих принципов и выполнять взятые на себя обязательства.
Значение нравственных ценностей
Благодаря моральным ориентирам и ценностям люди получают возможность определить собственную позицию перед своими близкими, друзьями, обществом и самим собой, параллельно сформировав личное отношение к таким категориям, как добро и зло, лживость и честность, нравственность и безнравственность т.д. Первостепенной функцией морали является регуляция поведения человека в социуме и регулирование взаимоотношений между личностью и обществом. К дополнительной функции морали относят ее содействие становлению сознания личности, а также ее влияние на процессы формирования:
- взглядов человека, касающихся смысла жизни;
- круга обязательств личности перед обществом;
- потребности уважать окружающих.
Посредством нравственности сознания модель поведения человека начинает согласовываться с нормами морали. Характерным отличительным признаком моральных ценностей является их контроль над сознанием и деятельностью индивидуума в целом ряде важнейших сфер жизнедеятельности, включая:
- сферу быта;
- межличностные, семейные и трудовые отношения;
- коммуникацию с другими людьми.
Со всеми перечисленными выше аспектами человек сталкивается каждый день, следовательно, именно на моральных представлениях строится его поведенческая модель, его взаимоотношении с окружающей действительностью и людьми.
Процесс формирования нравственных ценностей
Выделяется два связанных между собой процесса по формированию нравственных ценностей: осознание значимости нравственности в обыденной, повседневной действительности и эмоционально-творческий подход к ней. Эти процессы следует совмещать с эмоциональным развитием, так как детям недостаточно лишь передавать информацию об этике, а затем просто требовать от них выполнения норм морали. В разы сложнее формировать у них собственное отношение к моральным нормам, основанное на желании соблюдать данные установки. К еще одной особенности процесса формирования нравственных ценностей относят понимание необходимости такой модели поведения. В этом случае значимыми являются и непосредственные эмоции, и внутренняя потребность в установлении определенных нравственных стандартов внутри социума.
Различные ученые по-разному подходят к трактовке освоения нравственных ценностей. К примеру, Т.С. Каранченцева и Ю.В. Ларин называют указанный процесс переработкой, связанной с превращением внешней среды в чувственную человеческую природу и культурный мир. Осуществляются указанные процессы самими людьми и основываются на их собственной деятельности. Основанная на анализе философской, психологической и педагогической литературы точка зрения утверждает, что освоение включает в себя процесс овладения и усвоения людьми норм морали, состоящих из содержательного, результативного, деятельностного и целевого компонентов.
В.А. Титов причислил освоение к понятиям, употребляемым в качестве родовых по отношению к понятию «мораль». Именно в нем соединяются две важные черты, характеризующие нравственность: ее свойство к отражению действительности и свойство к ее преображению. Следовательно, современная наука рассматривает освоение нравственных ценностей как особый метод, определяющий своеобразие нравственности. Освоение является результатом многовариантного соприкосновения между миром человека и миром нравственности, выступая в качестве пути воспитания индивида. В педагогике суть термина «освоение» сведена к процессу овладения личностью нормами и ценностями морали.
Выводы
Каждый из нас обладает собственной, иерархически выстроенной системой ценностей, связывающей духовную составляющую личности с духовной культурой социума. Ценностные ориентиры выступают здесь в качестве важнейших составляющих структуры личности, они являются сложными и многоуровневыми интегральными образованиями.
В состав структуры личности входят различные уровни взаимодействия между индивидуальным и общественным в человеке, между его собственным будущим, настоящим и прошлым, а также формы сознания и познания индивидом окружающего мира. Следовательно, основой ценностных ориентиров человека является определенная ценностная система, состоящая, в том числе, и из нравственных ценностей, которые формировались в человеческом сознании в процессе знакомства личности с окружающим миром.
Нравственные ценности — что это? Как формируются нравственные ценности? :: SYL.ru
Моральные (нравственные) ценности – это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами. Они не регулируются юридически, но в большинстве своем имеют интерпретацию в сводах закона, а значит, обеспечены нам и государством.
С самых древних времен ученые умы вывели ряд качеств, характеризующих «идеального гражданина». Для него во все времена были свойственны такие нравственные ценности, как мужественность, смелость, великодушие, справедливость, доброта, милосердие. К такому светлому образу (по замыслу древних знатоков) должен стремиться каждый. Конечно, хотеть и соответствовать – это разные вещи. Но мечтать и стремиться к лучшему людям хочется всегда.
Религия
Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм – все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.
Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему… Для верующего человека – это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.
Воспитание
С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.
Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь учителя, которые, кроме демонстрации собственного примера, в доступной форме доносят до сознания нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.
Подростковый максимализм
В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо – совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.
Свобода выбора – одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.
Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.
Доброта
Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным – все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. «Добро» кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.
Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла – это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.
Люди вокруг
Человек, как известно, существо социальное – одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.
Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие – сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.
Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня – каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.
Безнравственность
Что включает в себя понятие «плохо»? Вроде бы все предельно просто, но в современном мире хорошее и плохое так тесно переплелось и перепуталось, что сложно отличить одно от другого. Некоторые духовно-нравственные ценности кажутся незначительными. Сегодня модно быть сильным и властным, презирать слабость и немощность. Для достижения своих целей люди нередко забывают о дружбе, любви, уважении, взаимовыручке, милосердии и многом другом, что принято считать правильным и добрым.
Конечно, каждый человек сам для себя решает, что хорошо, а что плохо, но в любом случае белое всегда остается белым, а черное – черным. И есть вещи, переступая через которые, мы совершаем безнравственные поступки. И их невозможно оправдать, ссылаясь на тонкие границы между добром и злом.
Нравственные ценности: понятие, примеры, виды, значение
Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.
Что такое нравственные ценности?
Нравственные ценности — это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др. Именно с помощью перечисленных понятий личность оценивает все происходящее вокруг, собственные и чужие поступки, правильность либо неправильность своего поведения.
Нравственные ценности направляют развитие личности и ее деятельность, определяют позицию по любому важному вопросу, формируют его представление о мире вокруг, обществе и собственном месте внутри социума. Кроме того, они влияют на формирование поведенческой модели личности, ее цели в жизни и методы их достижения, гражданскую позицию и уровень социальной активности. При крушении собственной системы ценностей человек оказывается в личном кризисе, он растерян, с трудом может принимать решения самостоятельно.
Багаж ценностей человека объективен по своей сути, а каждая ценность объективна в отдельности. Ценности существуют в нашем мире не зависимо от наших желаний — мы можем лишь принять или отвергнуть их. Однако, ценностная система отдельной личности и ее иерархия строго субъективна, она отталкивается от опыта, знаний и потребностей определенного индивида, от личного выбора конкретного человека.
Ответственность перед кем?
Сложно понять дореволюционное купечество без православия, без той религиозной культуры, которая это сословие сформировало. Лариса Фролова, заместитель главы старшины Общества купцов и промышленников, рассказала о духовной мотивации, которая заставляла выдающихся представителей купеческого сословия основывать школы, училища, больницы, кормить голодных, строить храмы, вкладываться в науку и искусство.
В общем, совершать поступки, которые не увеличивали их капитал, противоречили «интересам бизнеса». Лариса Леонидовна полагает, что в основе таких поступков лежало представление о частной собственности как даре Божием и как о средстве служения Ему. «Мы ищем, чем гордиться. Давайте учиться гордиться нашими предпринимателями! Предлагаю создать энциклопедию предпринимателей всей России, а также памятную книгу меценатов», — призвала Лариса Фролова.
Лариса Фролова
«Социальная ответственность дореволюционного купца — это совсем не то же самое, что социальная ответственность современной бизнес-корпорации» — этот тезис в своем докладе постаралась обосновать кандидат экономических наук Татьяна Мартыненко. До революции, полагает Татьяна Васильевна, ответственность понималась, как исполнение воли Божией, как необходимость для образа соответствовать Первообразу.
Именно на этом антропологическом фундаменте строилось здание социальной солидарности, представление о том, что прибыль вторична, а благо ближнего — работника, потребителя, просто человека нуждающегося в помощи — первично. А что такое нынешняя корпоративная социальная ответственность? Это система добровольно принятых на себя компанией и сотрудниками норм и правил в области этики и экологии.
«Ответственность не может быть корпоративной, — полагает исследовательница. — Она всегда личностна. Понимаете, нам предлагают подмену, предлагают западную систему ценностей. Если для российского предпринимателя основой ответственности было понимание того, что Царство Божие нужно заслужить своими поступками, то сейчас к индивидууму таких требований не предъявляется.
Ведь корпорация — это акционерное общество, где ответственность размыта, где вообще непонятно, кто за что отвечает. Более того, и государство снимает с себя ответственность, передавая свои функции корпорациям, которые уже не заботятся о гражданах, как отец заботится о детях, а «предоставляют услуги».
Предлагаем ознакомиться Святая вода как использовать, молитва на принятие просфоры и святой воды
Примеры нравственных ценностей
Фундаментальной и общепризнанной нравственной ценностью является любовь человека к другим людям. Эту разновидность любви нельзя сравнивать с чувствами, испытываемыми людьми к представителям противоположного пола, поскольку данный вид любви проявляется в чувствах, проявляемых человекам к окружающим вне зависимости от их возрастной, национальной, половой и социальной принадлежности. Именно такая любовь позволяет человеку понять потребности других людей, не причинять им зла, учит сочувствию, состраданию и взаимопомощи, предупреждает проявления физического или психологического насилия к ближнему. Достичь подобного очень непросто, поскольку в человеческой природе заложена тяга к конкуренции, борьбе за выживание, зависти и ненависти.
Любовь способствует проявлению в человеке иных нравственных ценностей, к примеру, доброты и щедрости, тесно связанных с искренним желанием помогать другим. Наиболее ценным подарком одного человека другому является его время, которое следует уделять семье, друзьям, близким, знакомым и, при необходимости, даже незнакомым людям, ведь часто дарить что-либо даже приятнее, нежели получать подарки.
Еще одним важнейшим нравственным качеством признается честность. Умение оставаться честным с людьми и с самим собой, в совокупности с умением не выставлять напоказ совершенных тобой добрых дел всегда вызывает уважение. Человек с перечисленными выше качествами и ценностями представляет собой образец по-настоящему благородной личности. К числу прочих важных нравственных ценностей относят позитивность намерений, благожелательное отношение к окружающим, альтруизм, чувство уважения к людям.
Разновидности нравственных ценностей
Нравственные ценности подразделяются на несколько категорий. Они бывают индивидуальными, групповыми и общечеловеческими, в зависимости от типа отношений их разделяют на взаимодополняющие и взаимоисключающие.
Современные ученые считают общечеловеческие нормы главенствующими по отношению к групповым ценностям, поскольку общечеловеческие ценности более универсальны, объективны, беспристрастны и универсальны, хотя они и способны на внутривидовой переход, и даже на потерю прежней значимости и значения при изменении внешних условий, например, в процессе модернизации общества.
Самосовершенствование конкретного индивида неотрывно связано с соблюдением им принципов нравственности, причем это соблюдение должно быть неукоснительным и постоянным. Чтобы стать действительно лучше, человеку следует постараться быть добрее, внимательнее и заботливее к окружающим его людям. К тому же, каждому будет полезно быть честным перед другими и самим собой, стараться контролировать собственные эмоции, мысли и поступки, не отказываться от своих принципов и выполнять взятые на себя обязательства.
Как их выбирают
На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:
- низость;
- неблагородство;
- вероломство;
- коварство;
- нечестность;
- злословие.
Нормой и правильным поведением всегда были:
- порядочность;
- благородство;
- верность;
- чистосердечие;
- сдержанность;
- человечность;
- отзывчивость.
Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:
- трудолюбием;
- коллективизмом;
- патриотизмом;
- человеколюбием;
- добросовестностью.
Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.
Значение нравственных ценностей
Благодаря моральным ориентирам и ценностям люди получают возможность определить собственную позицию перед своими близкими, друзьями, обществом и самим собой, параллельно сформировав личное отношение к таким категориям, как добро и зло, лживость и честность, нравственность и безнравственность т.д. Первостепенной функцией морали является регуляция поведения человека в социуме и регулирование взаимоотношений между личностью и обществом. К дополнительной функции морали относят ее содействие становлению сознания личности, а также ее влияние на процессы формирования:
- взглядов человека, касающихся смысла жизни;
- круга обязательств личности перед обществом;
- потребности уважать окружающих.
Посредством нравственности сознания модель поведения человека начинает согласовываться с нормами морали. Характерным отличительным признаком моральных ценностей является их контроль над сознанием и деятельностью индивидуума в целом ряде важнейших сфер жизнедеятельности, включая:
- сферу быта;
- межличностные, семейные и трудовые отношения;
- коммуникацию с другими людьми.
Со всеми перечисленными выше аспектами человек сталкивается каждый день, следовательно, именно на моральных представлениях строится его поведенческая модель, его взаимоотношении с окружающей действительностью и людьми.
Для чего людям необходимы моральные принципы
Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.
Процесс формирования нравственных ценностей
Выделяется два связанных между собой процесса по формированию нравственных ценностей: осознание значимости нравственности в обыденной, повседневной действительности и эмоционально-творческий подход к ней. Эти процессы следует совмещать с эмоциональным развитием, так как детям недостаточно лишь передавать информацию об этике, а затем просто требовать от них выполнения норм морали. В разы сложнее формировать у них собственное отношение к моральным нормам, основанное на желании соблюдать данные установки. К еще одной особенности процесса формирования нравственных ценностей относят понимание необходимости такой модели поведения. В этом случае значимыми являются и непосредственные эмоции, и внутренняя потребность в установлении определенных нравственных стандартов внутри социума.
Различные ученые по-разному подходят к трактовке освоения нравственных ценностей. К примеру, Т.С. Каранченцева и Ю.В. Ларин называют указанный процесс переработкой, связанной с превращением внешней среды в чувственную человеческую природу и культурный мир. Осуществляются указанные процессы самими людьми и основываются на их собственной деятельности. Основанная на анализе философской, психологической и педагогической литературы точка зрения утверждает, что освоение включает в себя процесс овладения и усвоения людьми норм морали, состоящих из содержательного, результативного, деятельностного и целевого компонентов.
В.А. Титов причислил освоение к понятиям, употребляемым в качестве родовых по отношению к понятию «мораль». Именно в нем соединяются две важные черты, характеризующие нравственность: ее свойство к отражению действительности и свойство к ее преображению. Следовательно, современная наука рассматривает освоение нравственных ценностей как особый метод, определяющий своеобразие нравственности. Освоение является результатом многовариантного соприкосновения между миром человека и миром нравственности, выступая в качестве пути воспитания индивида. В педагогике суть термина «освоение» сведена к процессу овладения личностью нормами и ценностями морали.
Выводы
Каждый из нас обладает собственной, иерархически выстроенной системой ценностей, связывающей духовную составляющую личности с духовной культурой социума. Ценностные ориентиры выступают здесь в качестве важнейших составляющих структуры личности, они являются сложными и многоуровневыми интегральными образованиями.
В состав структуры личности входят различные уровни взаимодействия между индивидуальным и общественным в человеке, между его собственным будущим, настоящим и прошлым, а также формы сознания и познания индивидом окружающего мира. Следовательно, основой ценностных ориентиров человека является определенная ценностная система, состоящая, в том числе, и из нравственных ценностей, которые формировались в человеческом сознании в процессе знакомства личности с окружающим миром.
Что такое моральные ценности? — Суповая кухня Дома нашего Отца
Опубликовано 2 августа 2022 г.
Вы можете этого не осознавать, но каждый момент нашего дня мы принимаем моральное решение. С того момента, как вы просыпаетесь, и до момента, когда вы ложитесь спать, ваши моральные ценности постоянно подвергаются испытанию. Даже такие простые действия, как заправить постель или прийти на работу пораньше, требуют морального решения. Вот как моральные ценности влияют на все аспекты нашей жизни.
Тем не менее, вопрос о том, что такое моральные ценности, кажется, останавливает большинство из нас. Если бы я спросил вас сейчас, каковы ваши моральные ценности, вы, вероятно, подумали бы о честности, уважении, храбрости и тому подобном. Но эти черты являются вашими ценностями. И, как вы узнаете позже, не все ценности можно считать моральными.
Так что же такое моральные ценности? В этом посте мы определим моральные ценности и то, как они нас мотивируют.
Определение моральных ценностей
Чтобы определить моральные ценности, нам сначала нужно определить два слова, из которых они состоят: ценности и мораль.
В философском контексте ценности — это качества, которые считаются желательными. Как уже упоминалось, это включает в себя, среди прочего, честность, уважение и мужество. Но даже если мы склонны думать о ценностях как о чем-то хорошем, они не всегда могут быть такими.
Смелость, например, в определенных ситуациях может показаться глупой бравадой. В то время как некоторые люди могут рассматривать честность как бестактность.
Короче говоря, значения относительны. Это может быть хорошо или плохо в зависимости от ситуации и человека. Но также из-за этого ценности имеют тенденцию быть более личными. У каждого из нас есть определенные черты, которые мы желаем. Они мотивируют наши действия и реакции на людей и обстоятельства.
Мораль, с другой стороны, определяется в словаре как стандарты поведения человека в зависимости от того, что он считает правильным или нет. Он управляет нашим поведением и определяет наши намерения во всем, что мы делаем. Это больше, чем просто то, что, по мнению общества, вы должны делать. Это базовый инстинкт правильного и неправильного, общий для всех людей.
С помощью этих мы можем определить моральные ценности как относительные ценности, лежащие в основе человеческого существования. Они рождены из опыта , с которым мы все можем иметь дело, независимо от того, кто мы и откуда пришли. Ценность становится моральной ценностью, когда она предназначена для защиты и уважения жизни и улучшения жизни для всех.
Чтобы получить лучшее представление, подумайте о значениях, упомянутых выше. Честность, мужество и уважение можно считать моральными ценностями, но только тогда, когда они предназначены для защиты жизни или улучшения жизни для всех.
Например: если ты честен только тогда, когда тебе это выгодно, то это не моральная ценность. Каждый способен на честность, мужество и уважение, даже самые жестокие террористы. Но что отличает человека с моральными ценностями, так это врожденное желание защищать жизнь и улучшать качество жизни других.
Моральные ценности и этика
Большую часть времени мы путаем моральные ценности с этикой. Хотя они зависят друг от друга, они совершенно разные.
Как уже упоминалось, моральные ценности побуждают человека поступать так, как правильно и хорошо для всех. А этика – это готовность поступать правильно, чего бы это ни стоило. Короче говоря, этика — это моральные ценности, воплощенные в жизнь.
Например, такие моральные ценности, как справедливость, побуждают человека бороться за то, что правильно. Но этичный человек не будет просто стоять и смотреть, когда происходит несправедливость. Они сделают что-то, чтобы исправить это, даже если это угрожает их жизни.
Вот почему моральные ценности без этики бесполезны, а этики не было бы без моральных ценностей. Знание того, что нужно делать, отличается от фактического выполнения. Но вы не можете поступать правильно, если не можете отличить правильное от неправильного.
Моральные ценности в сравнении с основными ценностями
Хотя моральные ценности являются основополагающими для человеческого существования, основные ценности лучше всего определить как набор принципов и убеждений, лежащих в основе личности человека. Это означает, что они отличаются от одного человека к другому.
Моральные ценности и основные ценности часто пересекаются друг с другом, и некоторые ценности могут быть как моральными, так и основными ценностями человека. Мужество, например, является моральной ценностью, если оно используется для защиты и улучшения человечества. Но это также может быть основной ценностью человека, если мужество определяет его как личность.
В большинстве случаев наши основные ценности могут выходить за рамки моральных ценностей, регулируемых социальными нормами. Дисциплина и настойчивость, например, являются одними из основных ценностей трудолюбивого человека. Но они не обязательно универсальны или фундаментальны для человеческого существования.
Примеры моральных ценностей
Выше я уже упоминал несколько примеров моральных ценностей. Но самые важные из них:
1. Сострадание
Нет никаких сомнений в том, что сострадание является одной из тех ценностей, которые жизненно важны для человеческого существования. Без этого не может существовать ни одно общество. Это противоядие от эгоизма и начало бескорыстия. Вот почему это одна из самых важных моральных ценностей, которую мы обязательно должны прививать следующему поколению.
2. Уважение
Говорят, что «уважение порождает уважение», но уважение как моральная ценность не рождается из взаимности. Скорее, это исходит из врожденного чувства морали, говорящего вам, что это правильно. Короче говоря, вы уважаете кого-то не потому, что он уважает вас. Вы уважаете их, потому что знаете, что это то, что вы должны делать. Уважение как ценность означает уважение ко всем, независимо от того, как они относятся к вам.
3. Честность
Знаменитая цитата о том, что «честность — лучшая политика», не может быть более верной. Честность имеет основополагающее значение для построения доверия, преодоления разногласий и укрепления отношений.
4. Благодарность
Практика благодарности — это начало счастья. Когда вы благодарны за все, что у вас есть, вы начинаете ценить свои благословения. Вы больше не видите, чего вам не хватает. Вместо этого вы довольствуетесь тем, что имеете. Вот почему, если вы мечтаете о более счастливом мире, вам нужно начать учить своих детей тому, как важно сохранять чувство благодарности.
5. Щедрость
В словаре щедрость определяется как готовность дать или помочь больше, чем ожидается. Но как ценность щедрость также заключается в том, чтобы давать, не ожидая ничего взамен. Это напоминает нам о нашей социальной ответственности помогать тем, кто не может помочь себе сам. Потому что если вы даете людям только потому, что знаете, что когда-нибудь они смогут отплатить тем же, то это не щедрость. Это просто услуга за услугу.
7. Доброта
Если бы мне нужно было определить доброту, я бы сказал, что это нить, которая связывает нас как людей. Во всех религиях и во всех уголках мира доброта считается основой существования общества. Это может выражаться по-разному: помочь незнакомому человеку, поделиться своей едой с теми, кто еще не ел, или даже сказать несколько добрых слов тому, у кого тяжелый день. У вас никогда не закончатся способы выразить доброту, если вы будете достаточно внимательно искать.
Каково значение моральных ценностей в студенческой жизни?
Каково значение нравственных ценностей в студенческой жизни?
Что такое моральные ценности?Моральные ценности являются ключевыми составляющими характера человека. Это личностные черты, которые помогают людям принимать решения и суждения в соответствии с их собственным пониманием того, что правильно и что неправильно, на основе коллективного и индивидуального опыта.
Хотя моральные ценности важны на любом этапе жизни, в котором мы находимся, ценности, которые есть у большинства взрослых, привиты нам в детстве. Они составляют основу жизни любого студента.
Говорят, что студенты — это будущее Индии, и это будущее нашей страны во многом зависит от ценностей, которые им прививаются во время студенческой жизни. Нравственные ценности прокладывают путь всем их решениям в жизни, так как без этих ценностей у детей нет никаких ориентиров и их жизнь может казаться бесцельной. Чтобы быть принятыми и уважаемыми обществом, родители и опекуны должны убедиться, что эти сильные моральные ценности впитаются в детей как образ жизни.
В старшей школе Шервуда мы считаем, что моральные ценности, такие как доброта, мужество, смирение, честность, правдивость, порядочность, уважение, трудолюбие, терпимость, сострадание, сопереживание и открытость, крайне важны для привития с раннего возраста. формировать характер ребенка, так как он формирует самую сердцевину их существа и становится основой их моральных убеждений на протяжении всей их жизни.
Мы твердо осознаем ответственность школы, родителей и опекунов за то, чтобы обеспечить моральное воспитание наших детей как можно раньше, чтобы они стали такими, какими мы хотим их видеть.
Поэтому в этом блоге мы рассмотрим важность моральных ценностей, которые являются основными ценностями, отражающими честность и человечность в жизни студента.
Почему моральные ценности важны в жизни студента?Студенческая жизнь полна испытаний, изменений, роста и эволюции. Растущий ребенок усваивает много уроков в течение своих студенческих лет, большинство из которых остаются с ними на всю оставшуюся жизнь. Студенты с высокими этическими ценностями становятся подотчетными, ответственными и честными людьми, а те, у кого нет моральных ценностей, становятся угрозой для себя и общества.
Несмотря на бесчисленное множество преимуществ обучения детей моральным ценностям, ниже приведены несколько моментов, которые показывают, почему важно обучать детей моральным ценностям с раннего возраста.
1. Помогает в формировании сильного характера:
Знание ценностей с раннего возраста помогает развивать характер ребенка и формировать самую суть его личности. Сильное развитие характера происходит благодаря добродетелям и ценностям, которые дети усваивают в детстве, что остается прочной основой для их моральных убеждений в будущем.
Эти моральные ценности, которые впитывают дети, становятся их сильными сторонами, на которые они могут положиться при выборе своего жизненного пути. Таким образом, годы обучения — это время, когда необходимо проявлять особую осторожность, чтобы привить эти основные ценности, которые в дальнейшем отшлифовываются в школе и в дальнейшей жизни.
2. Помогает отличать правильное от неправильного:
Моральные ценности служат ориентиром при различении правильного и неправильного с самого начала. Хотя мы видим почти каждый день, что студенты иногда могут способствовать нежелательному поведению, например, издевательствам или списыванию на экзаменах, они обычно не понимают концепции правильного и неправильного.
Согласно исследованиям, дети, совершившие мелкое воровство или кражу, отсутствовали у родителей или не получали никакого руководства со стороны взрослых, чтобы научить их правильным ценностям.
Поэтому важно исправлять детей, когда они делают что-то неправильно, потому что они на самом деле не понимают, что они делают, пока их не научат отличать правильное от неправильного. Если ребенка не исправляют за его мелкие ошибки, он, как правило, понимает, что совершенно нормально продолжать делать это снова. В то время как эти небольшие ошибки впоследствии могут стать фактором, который приведет к плохому развитию личности у детей.
Обучая своих детей этим добродетелям, вы помогаете им формировать прочную основу для понимания того, что правильно, а что нет, чтобы они могли делать выводы о том, правильны они или нет с моральной точки зрения. Это поможет им в принятии правильных решений в своей жизни.
3. Повышение уверенности в себе и позитивного настроя:
Когда дети делают что-то хорошее, они, как правило, чувствуют себя хорошо, что еще больше мотивирует их, а также придает им достаточную уверенность в себе.
Это самоутверждение способности отдавать или помогать другим, в свою очередь, помогает повысить их уверенность в себе, а также помогает им развивать положительные чувства и положительные отношения в своей жизни.
4. Формирует взгляды, убеждения и определяет их взрослое поведение:
Сегодняшние студенты – это те, кто завтра станут врачами, бизнесменами, инженерами, учеными, политиками, полицейскими и т. д., и займут самые важные должности, которые либо поднять, либо подвести общества, сообщества, страны и мир в целом.
Нравственные ценности должны правильно внедряться с самого раннего возраста, потому что добродетели, которым вы учите своих детей сегодня, будут определять их поведение во взрослой жизни.
5. Защита от негативного влияния сверстников:
Все мы хотя бы раз в жизни сталкивались с давлением со стороны сверстников, и для маленьких детей и подростков абсолютно нормально испытывать давление из-за своих друзей. Это давление со стороны сверстников играет значительную роль в большинстве их решений, от таких простых вещей, как выбор одежды, до образа жизни.
Хорошие нравственные ценности действуют как моральный компас, который помогает детям избежать негативного влияния со стороны сверстников, социальных сетей или вообще в подростковом или даже взрослом возрасте. Согласно некоторым сайтам о здоровье, дети, которые хорошо относятся к себе, лучше сопротивляются негативному давлению сверстников.
6. Служит поддержкой в трудных ситуациях:
Моральные ценности дают детям перспективу, делают их сильными и вызывают в них твердую веру, которая заставляет их усердно работать и проявлять мужество, когда они сталкиваются с жизненными трудностями.
Почти каждый день мы слышим о насущных проблемах, с которыми сегодня сталкивается молодежь, таких как тревога, стресс, депрессия и тому подобное. В то время как эти сложные ситуации могут поставить некоторых людей в тупик, обучение детей различать правильное и неправильное, хорошее и плохое помогает им принимать решения быстрее, лучше и деликатнее.
Наряду с этим моральные ценности дают им сильное чувство собственного достоинства и силу характера, что поддержит их мысленно, чтобы решительно преодолеть любую трудную ситуацию.
7. Помогает им в их отношениях с другими:
Пока детей учат ответственности с раннего возраста, они понимают свою роль и предназначение в обществе. Именно с пониманием того, что мир не вращается вокруг них и что они обязаны следовать по отношению к своим ближним, это научит их ставить эмоции и потребности других выше себя и видеть точки зрения других.
Обучение таким ценностям, как умение делиться, сострадание, сотрудничество, принятие, равенство, великодушие и справедливость, чрезвычайно важно для того, чтобы дети принимали повседневные решения беспристрастно и с пониманием. От чего-то столь простого, как демонстрация смелости, чтобы пожаловаться на хулигана в школе, до проявления настойчивости в достижении целей на работе — все это поможет всему обществу.
Помимо этого, они понимают, как формировать и поддерживать отношения и жить, устанавливая высокие стандарты социальной жизни, что, в свою очередь, будет положительно влиять на других.
В заключение:
Моральные ценности являются строительными блоками личности, которые помогают формировать лучший характер людей.
Крайне важно воспитывать в школьниках нравственные ценности, потому что именно тогда они делают свои первые шаги в жизни, и важно, чтобы они делали это правильно. Эти моральные ценности формируют их взгляды, убеждения и идеи и помогают им стать неустрашимыми и нравственно сильными личностями.
Помните, что наша роль как родителей и опекунов заключается в том, чтобы тратить свое время и усилия на то, чтобы впитать эти ценности в наших детей, поскольку именно их родители и учителя вдохновляют детей больше всего.
Дети — очень хорошие наблюдатели, и они следуют за тем, что видят, поэтому с помощью ролевого моделирования вы можете передать это бесценное сокровище добродетелей своим детям, которые, в свою очередь, передадут его грядущим поколениям, в конечном счете сделать мир лучше.
10 ноября 2021 г.
КАТЕГОРИЯ: Блоги
0 «Нравится»
10 самых важных моральных ценностей для учащихся
Моральные ценности определяются как руководящие принципы, которые помогают человеку выбирать между правильным и неправильным. Чтобы создавать честные, заслуживающие доверия и справедливые суждения и отношения в повседневной жизни, осознание своей морали — наряду с самосознанием — имеет решающее значение.
Развитие нравственных ценностей — необходимый процесс, который должен начинаться в детстве. Нравственные ценности у детей могут направить их на правильный путь, помогая формировать приятную личность в сочетании с сильным характером. Помимо семьи ребенка, школы играют решающую роль в том, чтобы направлять, поддерживать и держать их за руку, когда они ориентируются в ландшафте моральных ценностей.
С раннего возраста важно прививать хорошие моральные ценности и верный моральный компас каждому ребенку или учащемуся, поощрять хорошее поведение и уметь отличить правильное от неправильного – это то, чем мы обязаны нашим детям.
Мы считаем, что это ключ к улучшению мира и общества, в котором мы живем.
Вот десять основных моральных ценностей, которые формируют характер и прививают детям позитивное поведение.
Уважение
Уважение — это жизненно важная моральная ценность, о которой дети должны усвоить с самого раннего возраста: Маленький ребенок должен научиться уважать всех людей, независимо от их возраста, религии, национальности, убеждений или точки зрения. Вы можете подать пример своему ребенку, уважительно разговаривая с другими. Покажите ребенку, что вы уважаете всех, независимо от их возраста, расы, религии, статуса и т. д.
Еще одна вещь, которую дети должны осознать, это то, что многие люди топчут других, чтобы добиться успеха в жизни в нашем чрезвычайно конкурентном, а иногда и неумолимом обществе. Именно поэтому каждого учащегося необходимо с юных лет учить уважать любую религию, расу, культуру и образ жизни.
Очень важно, чтобы дети усвоили, что их успех в жизни не должен основываться на неудачах других.
Честность
«Честность — лучшая политика», детей учат в книгах. Однако они должны практиковать его на регулярной основе, чтобы понять его истинное значение. Верность своим родителям, учителям и другим людям поможет ребенку развить честность как черту личности. Научите детей тому, что всегда предпочтительнее честно признать свои ошибки, чем лгать, чтобы их скрыть.
Один из способов — продемонстрировать, как они могут начать с малого, будучи честными со своим учителем и одноклассниками.
Нечестность и жульничество должны преподаваться в школах как вредные привычки, которые в будущем приведут к неудачам. Даже если нечестность выгодна в краткосрочной перспективе (например, списывание на тесте), она в конечном итоге настигнет студента и приведет к плохим долгосрочным последствиям (например, невозможность сдать вступительный экзамен в колледж из-за списывание на тестах по смежным предметам).
Сострадание
Сострадание определяется как чувство любви и заботы о других. Если бы родители учили своих детей состраданию с раннего возраста, в реальном мире было бы значительно меньше голода, конфликтов, бездомности и несчастья. Звучит идеалистично, но мы верим, что это правда.
Тяжелая работа
Когда вы были ребенком, вы, наверное, слышали, что «успех состоит из 1% вдохновения и 99% пота». И это правда, что усердие играет положительную роль в жизни каждого студента. Некоторые учащиеся хотят срезать углы в своем образовании и не уважают роль тяжелой работы. Однако это мышление должно измениться.
Те, кто действительно успешен в нашем обществе, понимают, что то, что они получают от чего-то, в первую очередь определяется количеством усилий, которые они прикладывают к этому. Студенты будут намного счастливее работать над достижением своих целей во взрослом возрасте, если мы научим их воспринимать тяжелую работу как возможность, а не препятствие.
Доброта
Значение доброты, хотя и бесспорно великое, определяется тем, как вы ее выражаете. Возможности безграничны, будь то сочувствие, принятие, справедливость, приятные жесты или вдумчивость. Доброта может принимать форму помощи или проявления сочувствия. Это также может означать делать добро, не ожидая добра взамен.
Благодарность
Благодарность — это готовность выразить признательность за то, что у вас есть. И все начинается со счастья. Итак, научите своего ребенка быть благодарным за то, что у него есть в жизни, чтобы культивировать удовлетворенность и благодарность. Внушите им важность никогда никого и ничего не принимать как должное.
Совместное использование
Совместное использование — это форма заботы. В результате ребенок должен понимать необходимость делиться с теми, кто в этом нуждается. Дети часто учатся на собственном примере, так что вы можете начать с того, что показать им, что делиться нужно из самоотверженности. Поощряйте ребенка делиться игрушками с братьями и сестрами и двоюродными братьями, делиться книгами с одноклассниками или жертвовать еду и одежду менее удачливым детям.
Сотрудничество
Сотрудничество — это помощь другим в достижении общей цели. Первым шагом к развитию духа сотрудничества является сотрудничество дома. Семья должна практиковать сотрудничество, выполняя вместе домашние дела и выслушивая трудности друг друга. Такие жесты побуждают ребенка думать в категориях «мы», а не «я».
Здоровая конкуренция может стимулировать развитие людей, но прежде всего мы должны сотрудничать, чтобы добиться успеха в обществе.
Ответственность
Подавать пример своему ребенку — лучший способ научить его ответственности. Мыть посуду, хранить обувь в специально отведенных местах, проводить время с семьей и соблюдать распорядок — вот лишь несколько примеров ответственного поведения, которое вы можете принять дома. Вы можете помочь детям учиться более эффективно, возложив на них обязанности и вознаградив их, когда они закончат работу по дому.
Щедрость
Щедрость имеет решающее значение для развития хорошего и социально ответственного человека в вашем ребенке. Щедрый ребенок будет готов предложить свое время и помощь другим, независимо от обстоятельств.
Научите ребенка протягивать руку помощи нуждающимся в классе и за его пределами.
Формирование моральных ценностей
Моральные ценности являются основой характера вашего ребенка. Помогите им стать сильными и непоколебимыми личностями, формируя их моральные ценности, мысли и убеждения.