Методы мнемотехники: как быстро и весело запоминать большие объемы информации
С каждым днем нам приходится запоминать все больший и больший объем информации. Часто в быту и на работе нам приходится экстренно заучивать то, что мы забудем уже на следующий день. Оказывается, что изучение иностранных языков, запоминание художественных стилей и билетов к экзамену может быть не зубрежкой, а интересной игрой под названием мнемотехника. О ее основных методах нашим читателям рассказала преподаватель мнемотехники и скорочтения в образовательном центре «Юниум» Анастасия Шаталова.
Анастасия Шаталова
Мнемотехника – совокупность методов запоминания различных видов информации на основе выстраивания ассоциаций. Неоспоримое ее преимущество в том, что мнемотехника замедляет старение мозга. Ассоциация – это нейронные связи, поэтому чем больше ассоциаций в своей жизни вы придумываете, тем больше нейронных связей создаете.
Все методы мнемотехники работают посредством ассоциаций, которые мы создаем по пяти золотым правилам. Их удобнее всего сравнить с пятью пальцами руки.
Пять золотых правил ассоциаций можно увидеть, наведя курсор на картинку.
Анастасия посоветовала несколько хитрых и интересных методов запоминания самой разной информации.
1. Метод
«цепочки»
Один из простейших мнемотехнических приемов. Суть состоит в попарном соединении образов в определенной последовательности.
Очень удобен при запоминании списка продуктов. Сначала смысловой ассоциацией свяжем мыло со стиральным порошком. Затем придумываем нелепую картину, как намыливаем помидор.
Food-фотограф Изабелла Фаччи
Чуть позже мы расскажем, почему наш эксперт настаивает на отказе от письменных списков продуктов и настаивает на том, чтобы держать все в голове.
2. Запоминание художественных стилей
С помощью метода цепочки можно удобно запомнить художественные стили. Например, одно из знаменитых направлений в живописи – пуантилизм.
Пуантилизм – стилистическое направление неоимпрессионизма, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Одним из основоположников этого жанра был художник Жорж-Пьер Сера.
Жорж-Пьер Сера, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884)
Для запоминания воспользуемся пятью золотыми правилами ассоциаций и методом цепочки. Представим себе балерину, которая испачкала пуанты яркой краской. Танцовщица выводит витиеватые па и оставляет за собой на сцене картину из ярких точек. Балерина движется чуть дальше и ножкой опрокидывает баночку с желтой серой. Занавес нашей ассоциации. Пуанты с яркими точками – пуантилизм, баночка с серой – Жорж-Пьер Сера.
Петр Козлов, «Балет»
Таким же методом можно запомнить и другие сложные, на первый взгляд, стили. Нам очень интересно, какую ассоциацию вы придумаете на маньеризм или фовизм, поэтому с удовольствием прочитаем их в комментариях к статье на нашей странице в Facebook.
3. Запоминание имен
Кто из нас не попадал в ситуацию, когда на вечеринке вас знакомят сразу с двадцатью разными людьми. Всех вы не запомните, а ведь разговор с каждым из них может стать не только приятным, но и полезным. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, мы воспользуемся методом фонетических ассоциаций.
Кадр из фильма «Великий Гэтсби», реж. Б. Лурман
Если мы знакомимся с девочкой Машей, которая наверняка окажется в вашей компании, воображаем, что она машет руками. Представьте, что Оля льет воду, а Люба окружена любовью. Таким образом, если после третьего бокала вина вы забудете, как зовут ту симпатичную девушку, скучающую в кресле, вы непременно вспомните, что это Маша.
4. Запоминание иностранных слов
Чаще всего при запоминании лексики иностранного языка используют метод Аткинсона. Классический пример, на котором разбирают этот способ: запоминание английского слова pillow (подушка).
Мы находим фонетическую ассоциацию, которая похожа по произношению на «pillow». Первое, что приходит в голову многим – это пила. Затем у себя в голове мы используем уже смысловую ассоциацию и представляем в паре пилу и подушку. Используем пять золотых правил ассоциации и рисуем нелепую картину, как мы пилим пуховую подушку. Представьте, как летят перья во все стороны, как одной из них даже попало вам в нос, и вы чихнули. Детальная визуализация очень важна, поскольку ваши эмоции только укрепят процесс запоминания. При этом Анастасия советует нам не увлекаться – это ведь ассоциация одного слова, а не всей книги.
Если в общении с иностранцем у вас возникнет необходимость сказать на английском слово «подушка», вы вспомните, что в нашей ассоциации мы пилили подушку. В памяти мгновенно воспроизводится нужное слово – pillow. Метод Аткинсона применим и для более длинных и сложных слов, например, entertainment. Сложное слово можно разбивать на части и сочетать друг с другом сразу две ассоциации.
Зачем еще нужна мнемотехника?
Помните, как вы обычно учили билеты в университете? В последнюю ночь перечитывая их сотни раз, чтобы благополучно забыть все на следующий день. С помощью ассоциаций можно не только запомнить информацию с первого раза, но и сохранить ее в долговременной памяти. Пожалуй, это и есть самое важное из всех неоценимых преимуществ мнемотехники.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», реж. Л. Гайдай
«Мнемотехника – одно из самых перспективных направлений, которое действительно позволяет развивать мышление. Важно, что люди, которые регулярно использую эти методы в быту, автоматически расширяют резерв своей памяти». Допустим, если мы три раза запомним список из семи-десяти покупок с помощью ассоциаций по методу цепочки, то в одиннадцатый раз мы даже не будем строить ассоциативные ряды, а быстро запомним, что написано на листочке с первого раза.
Поначалу использовать метод ассоциаций покажется сложно, и это действительно так. Кто знает, может, скоро использование этих методов будет вашим любимым занятием, чтобы отвлечься от рутины трудовых будней.
Мнемотехника для начинающих: как улучшить память
Юлия Скопич
запомнит всех комментаторов
Профиль автора
Мне всегда было сложно запомнить что-то. Особенно — имена и лица, что мешало моей работе журналисткой.
Потом я прошла курс по мнемотехникам и научилась пользоваться приемами для быстрого запоминания информации. Больше я не забываю имена и лица, хотя курс проходила шесть лет назад. А еще я помню пароли и номера банковских карт, а когда иду в магазин, держу в голове список покупок, даже если он достаточно длинный. Мнемотехники оказались действительно полезным инструментом для такого рассеянного человека, как я.
Что вы узнаете из этой статьи
- Как я попала на курс по мнемотехникам
- Как работают мнемотехники
- Как проходили мои занятия
- Каким приемам меня научили на курсе
- Как мнемотехники помогают мне в работе и жизни
- Как освоить мнемотехники: книги, онлайн-тренажеры и курсы
Как я попала на курс по мнемотехникам
Я листала ленту во «Вконтакте» и случайно наткнулась на пост о том, что в Липецке, где я живу, есть школа иностранных языков и развития памяти, и эта школа открывает бесплатный курс обучению мнемотехникам — приемам для запоминания информации. Представления о мнемотехниках у меня были обрывочные, и я решила больше узнать о школе и методах, которые они используют.
Оказалось, в школе учат английскому языку по методу запоминания, который основан на использовании образов. Суть следующая: если вместе с числом или текстом представить какой-то яркий образ, будет легче их запомнить. Это и есть мнемотехники.
/how-to-unlock-creativity/
Как развить креативность: новый способ
На курсе обещали научить быстрее запоминать любую информацию, не только английские слова: от содержания книг до паролей. Он был рассчитан на полтора месяца, а занятия проходили два-три раза в неделю. Почему курс был бесплатным, я так и не поняла. Возможно, так школа надеялась привлечь новых студентов на более долгие программы по изучению английского.
Но в любом случае предложение выглядело заманчиво. Несколько преподавателей курса и школьников, которые его прошли, попали в «Книгу рекордов России», запомнив за минимальное количество времени максимальное количество английских слов.
Я не собиралась бить рекорды, но улучшить навыки запоминания мне было необходимо. Я журналист, и мне приходится постоянно общаться с разными людьми. При этом я плохо запоминаю лица и имена — настолько, что могла дважды познакомиться с одним и тем же человеком или в процессе разговора забыть, как зовут собеседника. А иногда и вовсе случались откровенные курьезы. Например, меня знакомили с человеком, у которого мне предстояло взять интервью. Ему пришлось ненадолго отлучиться, а когда он вернулся — я его не узнала.
Так что я без особых раздумий записалась на курс.
Как работают мнемотехники
Мнемотехники — это приемы, которые позволяют быстрее запоминать информацию и легче ее вспоминать. Доминиканский монах Джордано Бруно усваивал большие объемы текстов, используя одну из мнемотехник — дворец памяти. Человек воображает знакомое пространство — свою комнату, например, — и мысленно помещает в него «объекты» — информацию, которую хочет запомнить. Подробно его методику описывает историк Фрэнсис Йейтс в книге «Искусство памяти».
Современные рекордсмены тоже впечатляют. В 2019 году школьник Денис Бабушкин установил рекорд России, запомнив 13 202 знака в числе пи после запятой. На это ему потребовалось 6 часов 20 минут. В этом ему тоже помогли мнемотехники.
В основе работы мнемотехник лежит базовый принцип работы памяти: поступающая информация кодируется, потом закрепляется и извлекается. Сначала мозг распознает форму предмета, текстуру, расположение, цвет и размер, благодаря чему мы отличаем собаку от кошки или кошку — от дерева. Информация задерживается в сенсорной памяти, отправляется в кратковременную — а затем извлекается.
Нейрофитнес: 9 способов держать мозг в форме
Качество декодирования информации при этом зависит от внимания и усилий, которые человек прикладывает, чтобы что-то запомнить. Например, если нужно запомнить имя нового знакомого, на это имя нужно сначала обратить внимание. А если многократно повторите четверостишие, вероятность, что вы его запомните, выше, чем если прочитаете его один раз вслух.
Кодировать и декодировать информацию мозгу прежде всего помогают ассоциации. Они приходят на ум естественно, как бы сами собой: хлеб с маслом или чай с вареньем — самые простые примеры. Именно ассоциации лежат в основе мнемотехник. Вы соединяете новую информацию с ассоциацией — старой информацией — и запомнить, и вспомнить ее легче.
Лучше всего, когда ассоциация вызывает сильные эмоции. Если вас когда-то ужалила оса, а фамилия вашего нового знакомого — Осиный, вы быстро запомните эту фамилию благодаря негативным эмоциям. А еще для эффективного запоминания полезен смех: позитивные эмоции благотворно влияют на память, и вспомнить что-то абсурдное легко.
Хотя ассоциации и эмоции сильно влияют на память, а мнемотехники базируются именно на них, ученые считают, что мнемотехники не улучшают память. Что они могут, так это помочь быстрее запомнить и вспомнить нужную информацию.
Как проходили мои занятия
Помимо меня на курс по развитию памяти пришли еще около десяти учеников. Большинству было лет двадцать-тридцать, а одна ученица была пенсионеркой.
Занятия вели преподаватели, которые установили рекорды по запоминанию. Пропускать занятия нам настоятельно не рекомендовали: нужно было вести конспекты и практиковаться, а никаких учебников нам не предлагали. Совет оказался хорошим. Как-то раз я не попала на урок из-за плохого самочувствия — и на следующем было сложнее вникнуть в тему. Потом я позаимствовала конспект и переписала теорию, но пропуск занятия все равно меня немного затормозил.
/studying-test/
Учебный чекап: узнайте, что мешает вам учиться продуктивно
Первые 15 минут занятия были теоретическими: преподаватели диктовали, мы — записывали. Обычно теории было немного — просто описание того или иного метода запоминания. Остальное время отводилось на практику: мы отрабатывали изученный в теории метод — иногда устно, иногда — письменно.
Дольше всего мы изучали ЧБК — численно-буквенный метод. С его помощью можно запомнить любые даты: годы важных исторических событий, дни рождения, номера телефонов, пароли и номера банковских карт. Но сначала нужно закрепить в памяти, какие цифры с какими образами сочетаются — и это оказалось довольно сложно. Чтобы мы не путались, на каждом занятии нам давали не более 20 цифр и ассоциаций к ним, которые нужно было соединить с этими цифрами.
Практика проходила по-разному — в зависимости от конкретной мнемотехники, которую мы изучали. Например, преподаватели говорили цифры — а мы называли соответствующие им слова. Другой вариант: нам показывали изображения, а мы воспроизводили их в той же последовательности — так мы отрабатывали метод ЧБК и другую мнемотехнику, «Цепочку». В запоминании имен мы практиковались за счет мини-тестов: преподаватели показывали несколько фотографий людей и называли их имена, а потом перемешивали карточки — и требовали соотнести имя с изображением. Обо всех этих и других методах, которые я освоила на курсе, я подробно расскажу позже.
Мне нравилось ходить на занятия, потому что я сразу заметила результат. На следующий же день после того, как мы освоили метод «Цепочка», я пошла в магазин и сделала десять покупок — только нужных и исключительно по памяти. Раньше всегда писала список покупок на листе бумаги — даже если купить нужно было всего несколько предметов.
Я потратила на освоение мнемотехник не меньше 20 часов, но результат того стоил. На первом занятии, прежде чем переходить к обучению, нам дали тест — показали 50 картинок со словами, дали их прочитать, через минуту забрали и попросили записать в том же порядке. Я вспомнила чуть больше половины. На последнем занятии я прошла тот же тест — и запомнила 50 слов из 55.
/how-to-focus/
5 советов, чтобы быстро сфокусироваться на работе
Дальше в статье я расскажу, каким приемам запоминания меня научили на курсе.
Мнемотехники — лучше зубрежки или нет?
Андрей Сафронов
чемпион по запоминанию
Профиль автора
Мнемотехники сильно помогают в обычной жизни. Когда мы хотим, например, добиться повышения по работе или найти новую, с более высокой зарплатой, мы проводим ревизию навыков и повышаем квалификацию. Обращаемся к курсам и статьям, книгам и репетиторам. И начинаем заучивать то, что слушаем и читаем.
Но действительно ли ваша жизнь изменится, если вы прошли полезный курс — и тут же все забыли?
Чтобы этого не произошло, и нужны мнемотехники. Они лучше обычной зубрежки прежде всего потому, что на обработку визуальной информации у мозга больше ресурсов: по словам профессора Рочестерского университета Дэвида Уильямса, 50% коры головного мозга предназначены для обработки визуальной информации. То есть нашему мозгу проще всего работать с картинками — а большинство мнемотехник основаны именно на визуальном кодировании.
Когда мы запоминаем информацию с помощью картинок, вспоминать ее в разы проще. Представьте, что стоит вам подумать о нужном фрагменте текста — и перед глазами конспект с нужной информацией. Удобно же?
Кроме того, картинки вызывают эмоции, а эмоции — это кратчайший путь к крепкому запоминанию чего-либо, на что обращают внимание ученые, исследующие память.
А еще мнемотехники лучше зубрежки потому, что связывают новую информацию — с уже знакомой. Так обычно и работает запоминание в целом — через ассоциации, то есть построение связей между разными явлениями, понятиями, объектами.
Обычно это происходит неосознанно. Мнемотехники же превращают этот процесс в сознательный. Например, когда мы новую информацию в виде образов размещаем на предметах в своей комнате — это техника дворца памяти — то предметы в своей комнате выступают в роли «старой информации». С иностранными словами то же самое: в роли «старой информации» выступают ассоциации, которые помогают вспомнить произношение иностранного слова.
Прием 1
Метод численно-буквенного кода, ЧБККак использовать. Запоминать даты, дни рождения, номера телефонов, пароли, номера банковских карт.
Что делать. Перевести числа в слова. Числа состоят из цифр, каждая из которых начинается с конкретной буквы, соответствующей согласной какого-то слова. Нужно лишь закончить слово, подставив гласные и другие необходимые согласные.
В интернете есть самые разные схемы привязки цифр к словам, но нам не рекомендовали их использовать, так как образы могут получиться недостаточно яркими. Мы выучили ту схему, которую нам посоветовали наши преподаватели, а потом уже переводили слова в цифры.
Чтобы осуществить перевод, нужно сформировать в голове связь, что:
- 1 — это руль, от слова «раз»;
- 2 — дельфин;
- 3 — телефон;
- 4 — челюсти;
- 5 — пила и т. д.
Для двоичной системы берутся две согласные буквы:
- 11 — ребра, то есть раз и раз;
- 12 — редис, то есть раз и два;
- 13 — ртуть, то есть раз и три;
- 14 — ручка и т. д.
Если требуется выстроить связь между числами, второй образ помещается в первый, и считывание затем происходит в том же порядке: от второго — к первому. Допустим, вы хотите запомнить день рождения подруги — 1 ноября. Можно представить, что ребра — второй образ, ноябрь, 11-й месяц в году — рулят рулем, первым образом, который равен 1.
Пример. 1242 — год Ледового побоища. Разбиваем дату на две цифры — 12, то есть редис, и 42, то есть чудовище. Можно представить, как редис бьет чудовище, и оно скачет по замерзшему озеру. Чтобы раскодировать информацию, нужно перевести слова в предложении в цифры: редис — 12, чудовище — 42, а озеро — ассоциация с Ледовым побоищем.
Или мы хотим запомнить не только год, но и день и месяц Ледового побоища. Тогда можно представить, как над озером висит огромный НаПерсток — это 05, так мы соединили «ноль» и «пять», связывая ассоциацию с первыми буквами цифр. Из наперстка выглядывает НоЧнушка — это 04, так мы кодируем «ноль» и «четыре», тоже по первым буквам. Из наперстка выглядывает ночнушка, а редис бьет чудовище, которое скачет по озеру. Получаем полную дату Ледового побоища — 05. 04.1242.
/self-investment/
«Уровень жизни поднялся очень сильно»: лучшие инвестиции в себя
Прием 2
Система ШедКак использовать. Запоминать исторические и любые другие даты, дни рождения, автомобильные номера, короткие номера телефонов, пароли.
Что делать. Составить фразу, каждое слово в которой находится в определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Ноль в этой системе соответствует слову из 10 или большего количества букв.
Пример. Надо запомнить пароль от карты — 3627. Ему может соответствовать фраза «кот бегает по болотам». Правило то же: чем абсурднее фраза, тем лучше она врезается в память, но ее надо вообразить.
8 приложений для формирования полезных привычек
Прием 3
Метод Цицерона — он же дворец памяти, чертоги разума или метод локусовКак использовать. Запоминать большие объемы текста.
Что делать. Создать в воображении некое пространство с опорными образами. Опорный образ, который часто называют локусом, — это тот образ, с которым соединяется запоминаемый. Он должен иметь четкое, постоянное расположение в пространстве. Например, тарелка на столе — не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а настенные часы — опорный, потому что висят там всегда.
Можно представить свою квартиру, выделить несколько опорных образов вроде телевизора, люстры, стиральной машины — и привязать к каждому из них слова, которые надо запомнить. Для правильной «расстановки» информации лучше передвигаться по часовой стрелке и сверху вниз.
Со временем можно будет использовать и более мелкие предметы, но сначала лучше ограничиться крупными вроде шкафа, стола и дивана. Зрительные образы, которые при этом выделяются, не должны повторяться. Что еще важно: придерживаться определенной последовательности при мысленном перемещении по помещению.
Пример. Надо запомнить сказку «Колобок». Можно выделить шесть смысловых частей: мука, колобок на дороге, заяц, волк, медведь, лиса ест колобка. Если привязать их к гостиной, может получиться что-то вроде этого: из шкафа сыплется мука, колобок спрыгивает с подоконника, из-под кресла выпрыгивает заяц, за дверью спрятался волк, медведь крушит диван, под столом сидит леса и ест колобок.
/no-impostors/
«Как я смог обмануть этих умных людей?»: 8 способов справиться с синдромом самозванца
Прием 4
Метод пиктограммКак использовать. Запоминать большие объемы текста.
Что делать. Выделить ключевые слова или фразы в тексте — и к каждому нарисовать пиктограмму. Изображение играет роль зрительной ассоциации. Важно, чтобы пиктограмма не была ни схематичной, ни излишне подробной. Нарисовать можно любое слово.
Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели — напомнить о слове или фразе, к которой была привязана.
Пример. Нужно запомнить сказку «Репка». Ключевыми словами могут быть: дед, репка, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка. В данном примере можно схематически изобразить деда с усами, репку, бабу в платочке, девочку, собаку, кошку и мышку.
Но бывают и более сложные слова — тогда надо подключать фантазию. Например, «развитие» можно представить в виде спирали, а «труд» — как согнутого человека с мотыгой.
Пиктограммы к сказке «Репка». Процесс создания изображения должен занимать около 10—20 секунд, не большеКак чемпионы по запоминанию используют мнемотехники
Андрей Сафронов
чемпион по запоминанию
Профиль автора
Сейчас чаще всего я использую мнемотехнику для изучения английского языка. Я учусь у разных американских специалистов по работе мозга. Чтобы понимать их, нужно регулярно набирать лексику.
Делаю это в несколько шагов. Сначала представляю русское слово, а затем подбираю ассоциацию по созвучию к иностранному слову и соединяю все в одну забавную картинку. Например, «съедать» по-английски будет consume — «консьюм». Представляем, что КОНь С ЮМором съедает витаминки. Все просто.
Еще я часто выступаю публично, и чтобы не теряться в последовательности мыслей, использую дворцы памяти. Беру нужную информацию — перевожу в картинки — размещаю, например, на разных предметах в своей квартире. Потом, чтобы вспомнить, мысленно представляю свою комнату и просто собираю образы, которые там разместил до этого.
Для выступления мне нужно запомнить семь навыков высокоэффективных людей из книги Стивена Кови. Тогда я представляю, что:
- На кровати стоит огромный знак стоп, на котором висит мишень.
- На подоконнике стоит слон с огромным человеческим ухом.
- На шторах висит кубок, на котором сидит толпа.
- В столе торчит пила.
Стоп — это образ для первого навыка: «будь проактивным». Быть проактивным для меня — значит уметь говорить «нет» или «стоп» всем отвлекающим факторам.
Мишень — образ для второго навыка: «Начинай, представляя конечную цель».
Слон — это третий навык: «Сначала важное сделай, потом срочное». Важные, крупные дела можно назвать слоном, которого нужно «съесть» по кусочкам.
Ухо большое — это четвертый навык: «Сначала пойми, потом будь понятым». Почему ухо? Потому что для понимания человека его сначала надо внимательно выслушать.
Кубок — пятый навык: Win win.
10 книг о том, как улучшить работу мозга
Толпа — шестой навык: «синергия». Нужно объединяться с другими людьми, чтобы быстрее достичь одну цель.
Пила — седьмой навык: «затачивай пилу».
Когда мне нужно вспомнить эти навыки, я вспоминаю комнату и образы в ней. Так я работаю с любой информацией — использую те или иные мнемотехники.
Прием 5
Метод фонетических ассоциацийКак использовать. Запоминать новое имя, иностранные слова, термины.
Что делать. Найти созвучное слово — знакомое, при этом фонетически похожее на то, что незнакомо. Если слово длинное и к нему сложно подобрать созвучное слово, его можно разделить. Например, elephant — слон: ele — электричество, phant — фантик. Представляем, как слон достает хоботом до линий электропередач, и из них начинают сыпаться фантики.
При изучении иностранных слов важно проговаривать правильное произношение.
При запоминании имен, фамилий и лиц новых знакомых сначала надо выделить особенную черту во внешности и постараться ее запомнить. Затем придумать образ к имени. Хорошо работают дразнилки. Например, если новую знакомую зовут Анна Башмакова, и она все время носит очки, можно представить ее сидящей в ванной — ассоциация к имени, а на очках у нее висят башмаки — ассоциация к фамилии.
Пример. Kitchen в переводе с английского — кухня. По произношению мне это слово напоминает «китч», то есть что-то яркое, безвкусное. Представляем, как яркие цвета в виде пятен прыгают на кухню и облепляют ее.
/soft-skills-rule/
Софт-скиллы: зачем они нужны в работе и как их развить
Прием 6
«Цепочка»Как использовать. Запоминать любую последовательность. Например, список покупок или дел, порядок планет Солнечной системы.
Что делать. Представить яркий образ, а затем — склеить его со следующим, тоже ярким. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, надо образовать ее между вторым и третьим.
Когда мы вспоминаем информацию, представленную так, образы подтягиваются друг за другом. Но этим метод и плох: при забывании одного элемента цепочки можно забыть все остальные.
Пример. Вам нужно сходить в магазин и не забыть купить ничего важного, даже если список покупок затеряется где-то в кармане. Ваш список покупок: порошок, сыр, сосиски и хлеб. Представим, что упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр. Сыр обвязывают сосиски, но они взрываются, и из них выпрыгивает хлеб.
Обратите внимание на два важных момента:
- Первый образ в цепочке всегда левее или выше последующего. Например, в нашем списке продуктов упаковка порошка — первый образ — идет перед сыром — вторым образом.
Поэтому и «упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр», а не «сыр, причмокивая, поедает упаковку порошка». Для списка продуктов это правило не так важно, но лучшем всегда его соблюдать: в другой последовательности порядок может быть важен.
- При запоминании списка надо абстрагироваться от всех образов, кроме того, который был только что запомнен, и того, который идет далее. Допустим, вы придумали: «упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр». Затем — забываем про порошок и представляем, как сыр обвязывают сосиски. Сыр здесь — соединительное звено между двумя звеньями цепочки.
8 помодоро-таймеров, которые помогут сконцентрироваться на работе
Прием 7
«Матрешка»Как использовать. Запоминать список покупок или любую другую последовательность слов, предметов.
Что делать. Образы соединяются попарно по принципу матрешки, то есть как бы вкладываются один в другой. Первый образ всегда намного больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образов первый исчезает из сознания и внимание переводится на второй. Он мысленно увеличивается и создается ассоциацию между вторым и третьим образами и так далее. Метод немного похож на «Цепочку».
Пример. Снова обратимся к списку покупок: сыр, порошок, сосиски, хлеб. Можно представить огромную головку сыра, о которую разбивается маленький пакет молока. Потом он увеличивается, и из него выпадают крошечные сосиски. Они опять увеличиваются и опутывают маленькую буханку, как паутина.
/time-to-rest/
«Закрываю ноут и начинаю жить»: 7 способов быстро переключиться с работы на отдых
Прием 8
Метод историйКак использовать. Запоминать список покупок, список дел или любую другую последовательность слов или предметов.
Что делать. Составить из слов, которые нужно запомнить, фантастическую или абсурдную историю. Для лучшего запоминания стоит добавить эмоции. Преимущество метода в том, что образы не идут один за другим, а картинка вырисовывается сразу, и если вы что-то упустили, это может всплыть.
Пример. Рассмотрим предыдущий пример: сыр, порошок, сосиски, хлеб. Представим, что сыр скачет по магазину верхом на порошке. Вдруг он видит, что на полу валяются сосиски. Поднимает их и гневно вонзает в хлеб вместо меча так, что тот разлетается на крошки.
Сколько времени нужно, чтобы освоить мнемотехники?
Андрей Сафронов
чемпион по запоминанию
Профиль автора
Как показывает опыт моих учеников, на освоение мнемотехник уходит в среднем восемь недель. Это если тренироваться по 30—60 минут в день. Есть еще нюансы, например, сколько инструментов вы изучаете. Чем больше разных мнемотехник — тем дольше вы учитесь.
Не стоит этого бояться: освоение любого навыка не происходит быстро — просто потому что крепкие нейронные связи в мозге не образуются мгновенно.
Сначала вам будет непривычно запоминать информацию через мнемотехнику и захочется вернуться к привычной зубрежке. Этот этап нужно просто переждать, а длится он примерно два месяца. Лучше, если рядом будет человек, который поможет разобраться со сложностями. Поэтому рекомендую идти на тренинг, а не изучать мнемотехники самостоятельно, без обратной связи.
Как мнемотехники помогают мне в работе и жизни
На занятиях нам говорили: чтобы действительно освоить мнемотехники, нужно тренироваться хотя бы по 5—10 минут в день — даже после того, как курс кончился. Несколько месяцев так и делала: шла на работу — запоминала номера машин, держала список покупок не на листе бумаги, как привыкла, а в голове. Прочитанные главы из книг тоже пыталась запоминать методом Цицерона или пиктограмм. Но мне не нужно удерживать в голове большие объемы информации, и со временем тренировки становились все реже.
Сейчас я помню пароли банковских карт с помощью метода ЧБК. Имена и фамилии новых знакомых запоминаю методом фонетических ассоциаций, а вместо рукописного списка покупок использую «Цепочку». Заметила, что некоторые образы из ЧБК забываются, если их не практиковать. Остальными методами не пользуюсь, потому что незачем, но если понадобится — смогу их вспомнить и применить.
/change-your-way/
Как я сменила профессию благодаря психотерапии и вдвое увеличила доход
Курсы не укрепили мою память, но решили мою главную проблему: я больше не путаю имена собеседников и запоминаю их лица. А то, что я научилась лучше запоминать цифры и незнакомые слова, стало дополнительным бонусом.
Как не забыть то, что выучил с помощью мнемотехник
Андрей Сафронов
чемпион по запоминанию
Профиль автора
Если человек не будет периодически обращаться к информации, которую выучил, то забудет ее. Это естественный процесс для мозга — не поддерживать нейронные связи, которые очень редко используются.
Нужно понимать: запомнить информацию и сохранить ее — не одно и то же. Запомнить информацию — это когда вы загрузили информацию в голову и можете пересказать ее в ближайшее время. Сохранить информацию — это когда вы вспомните ее и через день, и через неделю, и через 20 лет.
Для запоминания мы используем мнемотехники или зубрежку. Для сохранения — метод интервального повторения. Это выглядит, например, так: вы выучили десять иностранных слов — и повторяете их, причем определенное количество раз через определенные промежутки времени.
Я обычно делаю все по такой схеме: запоминанию информацию — с помощью мнемотехник, сохраняю в памяти — с помощью интервального повторения. Сначала использую мнемотехники, чтобы запомнить новое. Потом — повторяю ее несколько раз в первые 20 минут после освоения. Затем — освежаю знания перед сном. Следующие два-три дня — повторяю утром, в обед и вечером. И только потом перехожу к интервальным промежуткам: через неделю, месяц и так далее. При этом нужно не просто много раз прочитать то, что выучил, а пересказать, ответить на список вопросов или как-то еще усложнить задачу для мозга.
Книги по мнемотехникам
«Как развить суперпамять» Доминика О’Брайена. Автор, который не раз становился чемпионом мира по запоминанию, затрагивает многие аспекты памяти: от ассоциативного мышления и связок образов до научных подтверждений, потребностей мозга и нюансов практического применения.
«Помнить все» Артура Думчева. Автор помнит число пи до 22 528 знаков после запятой и рассказывает, как ему это удалось. А заодно — где и как еще применять мнемотехники. Все рекомендации — а их много — основаны на его личном опыте.
/good-psychology-books/
«Меня буквально перепрошили»: книги по психологии, которые меняют жизнь
«Суперпамять» Тони Бьюзена. Особенность — детальное рассмотрение использования интеллектуальных карт. Также автор дает упражнения и обещает научить запоминать сны. Книга считается основой обучения мнемотехникам, так как представляет собой базу понятий и пояснения к главным принципам усвоения информации.
«Учебник мнемотехники» Владимира Козаренко. В книге собрана информация о мнемотехниках самого разного рода — от создания образов и работы с ними до периодичности повторения и коэффициента увеличения способности запоминания. Доступ свободный, можно скачать текст прямо сейчас.
«Эйнштейн гуляет по луне» Джошуа Фоера. Победитель чемпионата по памяти США рассказывает, как живут люди, владеющие приемами мнемотехники. Внутри — интервью, юмористические зарисовки из реальной жизни чемпионов по запоминанию, а также множество полезных советов и рекомендаций.
Онлайн-тренажеры
Мнемоника.ру. Сайт бесплатный. На нем можно тренировать запоминание чисел и информации на основе образов. Также есть статьи по мнемотехнике, коллекция отдельных фраз и небольших стихотворений, предназначенных для запоминания фактов из различных областей знаний.
MemoryMan. Можно тренировать запоминание цифр, карт, имен и лиц, слов. Для каждого тренажера выставляется время на запоминание, количество слов, чисел или лиц, которые надо запомнить. Сайт бесплатный.
/in-search-of-lost-time/
Как найти свободное время: 5 советов
Максимально допустимое количество слов, которое можно включить в тренировку на MemoryMan — 1000, а минимальное время, с которым слова могут сменять друг друга — 0,5 секунды. Но можно настроить и более щадящий режим для запоминания — с меньшим количеством слов и более долгим временем на запоминаниеКурсы по мнемотехникам
Во многих городах России есть школы и курсы по мнемотехникам, которые можно посещать очно. При выборе стоит обращать внимание на достижения директора школы или автора курсов: он должен иметь собственные рекорды по запоминанию и/или наработки по запоминанию — это подтверждает его экспертность.
Некоторые из курсов по мнемотехникам рассчитаны на детей. Например, их предлагает сеть детских языковых центров «Полиглотики». Стоимость зависит от длительности. Один месяц занятий из 26 уроков по 30 минут стоит 3000 Р.
Можно подать заявку на бесплатный пробный урок, во время которого преподаватель оценит уровень развития памяти и вниманияИногда заниматься очно неудобно: не подходит график, далеко добираться. Тогда можно выбрать онлайн-курсы. Вот несколько вариантов.
Онлайн-курс «Как быстро запоминать иностранные слова?». Автор — Андрей Сафронов, победитель фестиваля InChamp 2019 в категории «Память» и автор книги «Суперпамять за семь шагов». Курс состоит из трех модулей. В первые два входит теория о разных способах кодирования информации и практика — отработка навыков с разными заданиями на запоминание. Это стандартный пакет курса, он стоит 6900 Р и дает доступ к урокам на два месяца. Третий модуль — вип: с дополнительными видео, тремя индивидуальными занятиями и доступом к закрытому телеграм-чату с тренером. Доступ к урокам — на пять месяцев. Стоит такой вип-пакет 13 900 Р.
Курс Владимира Козаренко. Система запоминания, о которой упоминает в своих книгах трехкратный чемпион Швеции по запоминанию, обладатель статуса гранд-мастера памяти Маттиас Риббинг. Обучение проходит по видеозаписям. К каждому занятию прилагаются консультации, конспекты и дополнительные учебные материалы. Курс включает в себя 22 занятия, их общая продолжительность — 66 часов, а стоит 11 900 Р.
Программы для тренировки памяти. Внутри — тесты на память и разные программы для запоминания. Можно, например, протестировать, насколько хорошо вы запоминаете числа, или быстро выучить слова и словосочетания на английском и других языках. Доступ бесплатный.
/list/hedonistic-treadmill/
5 покупок, которые действительно могут сделать вас счастливее
«Нейробика». Программа, разработанная командой онлайн-платформы 4brain, у которых также есть курс по мнемотехникам. Для начала надо пройти тестирование, после чего будет сформирована индивидуальная программа занятий. Это более 20 упражнений на внимание, память, мышление и саморазвитие. Предполагается, что лучше всего занимается ежедневно по 10—20 минут. Бесплатно.
«Викиум». На сайте — 15 уроков по теории мнемотехник и онлайн-тренажеры для их тренировки. Стоит курс 1990 Р.
Мнемотехники для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — методы и приемы для запоминания
В подготовке к экзаменам многое зависит от времени — его часто не хватает, чтобы подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ на высокие баллы. Но время на заучивание можно сократить, ведь есть мнемотехники для запоминания материала. О том, что это и как их использовать — читайте ниже.
Что такое мнемотехника
Мнемотехники для запоминания — это набор приемов, благодаря которым мозг легче запоминает информацию, чтобы она осталась в голове надолго.
Вы уже сталкивались с одним из таких приемов. Мнемотехники для запоминания часто используются в детстве. Например, для запоминания цветов в радуге с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Каждое слово в такой простой «считалочке» связано с цветом:
- К — Каждый — Красный;
- О — Охотник — Оранжевый;
- Ж — Желает — Желтый;
- З — Знать — Зеленый;
- Г — Где — Голубой;
- С — Сидит — Синий;
- Ф — Фазан — Фиолетовый.
На таких принципах построены все мнемотехники для запоминания — усвоение информации с помощью визуальных, аудиальных или кинестетических воплощений.
Зачем нужна мнемотехника при подготовке к ЕГЭ или ОГЭ
Во-первых, мнемотехники для запоминания развивают человека в целом: улучшается его память, он становится внимательнее, креативнее, расширяет словарный запас. В подготовке к ОГЭ и ЕГЭ они играют особенно важную роль:
Связывают абстрактные понятия и явления с событиями из реальной жизни, которые либо пережил ученик, либо знает об их существовании.
Во времена, когда информации вокруг слишком много, это особенно важно, ведь человеку нужно уметь выделять главное и быстро работать с данными.
Эффективные приемы мнемотехники
Разберем самые известные и эффективные мнемотехники для запоминания информации и приведем примеры.
Метод историй
Техника заключается в том, чтобы запомнить набор терминов с помощью одной истории, которая будет включать в себя эти слова. Так определения обретут визуальное представление.
Важно, чтобы история была максимально яркой. Чем фантастичнее она будет, тем лучше запомнится образ и термины усвоятся лучше. Такой прием развивает креативность и не требует подготовки, а также делает подготовку веселее.
Например, есть слова: стол, дерево, ноутбук, свечка, наушники, письмо и мнемотехники для запоминания. Придумайте интересную историю с главным героем, в которой будут все эти слова.
Вот, что можно получить: Шел как-то раз мальчик Паша по улице. Идет по дороге, и вдруг видит — стол стоит. «Что здесь делает стол?» — удивился Паша, да и пошел дальше. Дальше идет, и видит дерево, а перед ним дерево, но с таким же столом на его вершине. А за столом ворона сидит, в ноутбук глядит. Ну спрашивает Паша: «Что ты там делаешь, ворона?». А ворона ему отвечает: «Под деревом темно, вот я и забралась на дерево, чтобы поработать». Паша опешил и дал вороне свечку, чтобы под деревом лучше работалось. А ворона ему: «Спасибо, Паша! А может быть у тебя и наушники есть? Чтобы с музыкой письмо лучше писать про мнемотехники для запоминания». Паша, не долго думая, отдал наушники и пошел дальше.
Метод «Цепочка»
Суть этой мнемотехники для запоминания состоит в создании образов между собой в виде картинки. «Цепочкой» она называется потому, что нужно последовательно нанизывать образы между собой.
В картинке должно быть все, что необходимо выучить. Если вы забудете хотя бы один элемент, то забудете и все остальное.
Для примера возьмем те же слова и историю. По методу «Цепочки» можно представить картинку, как ворона сидит за столом на дереве в наушниках, со свечкой, и пишет письмо про мнемотехники для запоминания за ноутбуком.
Метод Цицерона
У этой мнемотехники для запоминания несколько названий, иногда ее еще называют «чертогами разума». Если вы смотрели сериал «Шерлок Холмс» от BBC, то могли наблюдать, как главный герой входил в эти чертоги.
Суть мнемотехники для запоминания заключается в создании воображаемого пространства, куда вы мысленно можете «перемещаться» и вспоминать информацию. В этом пространстве знакомые вам образы вы можете связывать с необходимыми для запоминания словами. Можно представлять уже знакомое пространство, которое вы хорошо помните. В этом пространстве найдите знакомые вам образы и свяжите их с новой информацией.
Например, в телевизоре идет футбол, книга, лежащая на диване, рассказывает про мнемотехники для запоминания и так далее. Идите по пространству по часовой стрелке, по очереди вспоминая образы.
С помощью такой методики вы можете запомнить большое количество информации, но это довольно трудоемкий процесс, если выучить нужно действительно много.
Визуализация
На методе Цицерона мнемотехники для запоминания не заканчиваются. Прием «Визуализация» можно использовать для изучения иностранных языков. Суть в том, чтобы обозначить часто использующиеся предметы новым словом.
Для этого можно использовать стикеры. Обклейте свою комнату стикерами с названием предметов на другом языке, и со временем они запомнятся сами собой, если вы не будете забывать посматривать на эти бумажки.
Итог
В этой статье мы разобрали эффективные мнемотехники для запоминания материала. Используйте их, и ваша подготовка будет проходить не только легче, но и интереснее. А самое главное, что это войдет в привычку и вы сможете запоминать и другую важную информацию в своей жизни.
Мнемонические устройства: типы, примеры и преимущества
Мнемонические устройства, такие как аббревиатуры, фрагменты и рифмы, работают, используя то, как мозг естественным образом хранит данные.
Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, расстраиваетесь, когда не можете вспомнить имя вашего нового коллеги, номер телефона друга или даже то, почему вы вошли в комнату.
Но нехватка памяти может вызвать еще большее разочарование, когда вам нужно вспомнить большое количество информации, например, столицы штатов или кости в человеческом теле.
Здесь мнемотехника может пригодиться — в качестве трюков для легкого запоминания вещей.
Вы использовали мнемоническое устройство, если вы когда-либо использовали стишок или песню, чтобы помочь вам что-то запомнить. Это просто красивое слово для инструмента запоминания.
С помощью различных приемов мнемонические устройства могут помочь вам вспомнить что угодно, от телефонных номеров до длинных списков и других вещей, которые в противном случае было бы трудно запомнить.
Поделиться на PinterestDesign by Wenzdai Figueroa
Существует несколько типов мнемонических устройств, и многие из них частично совпадают по своему принципу действия. Ниже приведены пять наиболее распространенных типов мнемонических устройств:
- аббревиатуры и акростика
- Ассоциация
- Чункинг
- Метод локусов
- Песни и Rhymes
Арени и акростики
Acrymes As Actryn Arynemon As Actrony Aromonm Aromonne Arynen Arynon Arynon Arynon Arynon Arynon Arynon Arynon Arynon Arynon Arynon Arynon Arymon Arymon Arymon Arymon Arymons Arymes A Actrynon Acterony Arymon Arymon. первая буква группы слов или имен. Например: ДОМА — это аббревиатура пяти Великих озер: 9.0003
- H URON
- O NTARIO
- M ICHIGAN
- E RIE
- S UPERIOR
- радар (радиообнаружение и локация)
- лазер (усиление света за счет вынужденного излучения)
- акваланг (автономный подводный дыхательный аппарат)
- gif (формат обмена изображениями)
Аббревиатуре даже не обязательно быть «настоящим» словом — лишь бы оно звучало так. Например, многие правительственные учреждения используют аббревиатуры, такие как НАТО (Организация Североатлантического договора) или НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства).
Вы также можете использовать сокращения в качестве мнемонических приемов в повседневных ситуациях, таких как покупка продуктов.
Например, если вам нужно не забыть купить макароны, яблоки, кинзу и яйца в магазине, и у вас нет возможности написать список покупок, вы можете легко забыть некоторые случайные предметы. Составление аббревиатуры (и слова) «темп» из первых букв названий предметов и мысль о «темпе», когда вы идете по продуктовому магазину, может помочь вам вспомнить все, что вам нужно:
- P ASTA
- A PPLES
- C ILANTRO
- E GGS
Акростик — это то же самое, что иначе всего, но и для того, что это может быть. слово. Например, вы, вероятно, использовали фразу, аналогичную « M Y V ERY E Ducated M Другие J UST S ENT U S N IN P IZZAS IZZAS IZZAS IZZAS IZZAS IZZAS IZZAS IZZAS» IZZAIS »IZZAS IZZAS IZZAIS» IZZAIS IZZAIS »IZZAIS IZZAIS» IZZAIS IZZAIS IZZAIS IZZAIS IZZAIS IZZAIS IZZAIS IZZAIS IZZA. чтобы помочь вам вспомнить девять планет и их порядок в нашей Солнечной системе:
- M ercury
- V enus
- E arth
- M ars
- J upiter
- S aturn
- U ranus
- N eptune
- P luto
Ассоциация
Ассоциация — довольно простой способ запомнить новую информацию. Идея заключается в том, что легче запоминать новую информацию, когда вы связываете ее с чем-то, что вы уже хорошо знаете.
Например, если у вас есть новый коллега по имени Тодд и дядя с таким же именем, вы можете представить своего коллегу в очках, с усами и с карандашом за ухом — как у вашего дяди Тодда — чтобы помочь вы помните имя вашего коллеги.
Точно так же предположим, что вы пытаетесь вспомнить, что ученым, который изобрел исчисление и открыл законы гравитации, был Исаак Ньютон. В этом случае вы можете представить, как ваш друг Исаак ест (и роняет) фигу Ньютона, занимаясь математикой.
Чем страннее и глупее сценарий, тем больше вероятность, что вы его запомните.
Фрагментирование
Фрагментирование — это мнемонический прием, с помощью которого вы разбиваете информацию на «фрагменты» размером с укус. Двумя распространенными примерами фрагментации являются телефонные номера и номера социального страхования. Большинство людей делят оба этих длинных числа на три части.
Фрагментирование позволяет мозгу запоминать больше информации, чем обычно. По словам покойного психолога Джорджа А. Миллера, средний объем кратковременной памяти составляет около семи элементов плюс-минус два, в зависимости от человека. Миллер также предположил, что объем кратковременной вербальной памяти определяется количеством фрагментов, хранящихся в памяти.
Фрагментирование полезно при запоминании случайных элементов, таких как пароль. Например, попытаться запомнить P3850tf21 будет довольно сложно. Но если разбить: P38-50-tf21, становится намного легче.
Так почему же фрагментация позволяет хранить в мозгу больше элементов? Исследования 2021 года показывают, что фрагментация может быть функцией долговременной памяти. Таким образом, разбиение на фрагменты позволяет людям задействовать функцию долговременной памяти, чтобы расширить возможности кратковременной памяти.
Метод локусов
Метод локусов, иногда называемый «методом дворца памяти», включает в себя запоминание предметов на основе их местонахождения.
Согласно легенде, греческий поэт Симонид Кеосский временно отлучился от большого пира, чтобы поговорить с кем-то снаружи. Вскоре после его ухода произошла катастрофа, и вся конструкция рухнула на всех, кто находился внутри. Сцена была хаотичной, и даже члены семьи не могли опознать тела.
Однако, как только обломки были расчищены, Симонид смог помочь правильно опознать мертвых, потому что точно помнил, где сидел каждый человек. Эту историю обычно пересказывают как пример того, как вспоминать большие группы предметов.
Например, ваша бабушка попросила вас зайти в магазин и взять пять случайных предметов:
- ароматическую свечу
- шлепанцы
- бумажные полотенца
- мед
- фиолетовый цветочный горшок
- Представьте себе хорошо знакомую вам область, например свой дом.
- Представьте себе преувеличенную или глупую форму каждого предмета, размещенного где-нибудь в вашем доме.
- Представьте, что вы подходите к входной двери и видите там большую мерцающую свечу.
- Когда вы мысленно входите в свой дом, вы «видите» пару шлепанцев, свисающих с вентиляционного отверстия кондиционера.
- Затем вы представляете своего брата, держащего рулон бумажных полотенец на семейной фотографии на стене в прихожей.
- Вы входите на кухню и видите большие соты, с которых капает мед, и роящиеся пчелы на кухонной столешнице.
- Мед капает в фиолетовый цветочный горшок внизу.
- Вы становитесь активным учеником, когда сортируете информацию так, чтобы ее можно было запомнить.
- Мнемотехника позволяет вам вспоминать большие объемы информации, которые было бы невероятно трудно запомнить.
- Вы способны быстро извлекать информацию из долговременной памяти.
9 вы нет никакого способа записать список и нужно запомнить его.
Чтобы использовать метод локусов, попробуйте следующее:
На практике это может выглядеть примерно так:
Песни и стишки
Песни и стишки являются очень эффективными мнемоническими приемами. Большинство детей младшего возраста учат запоминать весь алфавит — 26 случайных букв подряд — путем повторения его в виде простой рифмованной мелодии.
Песни и стишки подходят и для взрослых. Только подумайте, как легко вы подпеваете, когда по радио звучит старая песня.
Пение может помочь во многих видах обучения. Исследования 2013 года показывают, что иностранный язык легче запоминается, если его вставить в песню. Исследование 2021 года также показывает, что пение может улучшить память и самочувствие у людей с деменцией.
Исследования 2019 года показывают, что обучение проходит более эффективно, когда люди используют мнемонические приемы. Эти инструменты памяти работают, используя то, как ваш мозг естественным образом хранит данные.
Ниже перечислены некоторые преимущества использования мнемонических приемов:
Мнемонические приемы полезны при запоминании больших объемов информации.
Использование инструментов для улучшения памяти, таких как локусы, фрагментация или рифмование, может сделать обучение намного проще и даже увлекательнее. Так что вам не нужно отчаиваться, если вас проверяют по столицам штатов или таблице Менделеева.
Учебные навыки Наука: исследование мнемоники памяти
Поделиться на Reddit
Поделиться на LinkedIn
Поделиться по электронной почте
Распечатать
Ключевые понятия
Память
Обучение
Мозг
Психология
Введение
Вам когда-нибудь приходилось запоминать длинный список слов, таких как столицы штатов или пункты списка покупок? Даже если список может быть полон интересных фактов, его все равно трудно запомнить. Но есть некоторые приемы запоминания, которые могут помочь человеку лучше вспомнить список. В этом научном задании вы попробуете технику, называемую мнемоникой, — стратегию улучшения памяти. Вы узнаете, может ли использование мнемотехники помочь вам и вашим друзьям или членам семьи запомнить списки слов.
Фон
Иногда может быть трудно запомнить длинные списки слов, и здесь могут помочь методы запоминания. Любая уловка памяти, которая может помочь кому-то запомнить информацию, называется мнемоникой. Мнемотехника может использовать системы рифм, акронимов, диаграмм или других методов, чтобы помочь человеку вспомнить имена, даты, факты, цифры и многое другое. Примером мнемоники является рифма «я перед е, кроме как после с, или когда звучит «а», как в словах «сосед» или «взвешивать». Эта мнемоника была разработана, чтобы помочь человеку запомнить порядок букв «я». » и «е» разными словами. Как уже упоминалось, мнемотехника также может использовать аббревиатуры, то есть слова, в которых каждая буква слова что-то обозначает. Например, мнемоника для запоминания названий Великих озер использует аббревиатуру ДОМА, где каждая буква обозначает одно из озер: Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее. Люди также используют мнемонику, мысленно превращая список слов в запоминающееся предложение или мысленный образ, включающий все слова.
Материалы
• Не менее шести добровольцев в дополнение к человеку, который будет руководить мероприятием
.
• Тихая комната для испытаний
• Не менее восьми обрывков или листов бумаги
• Карандаш
• Секундомер или таймер
Подготовка
• Составьте список слов длиной не менее семи слов. Ваш список ограничен только вашим воображением — вы можете придумать его, черпая вдохновение из окружающего мира, например, сопоставив список со списком продуктов или подумав о группе предметов или предметов.
• Сделайте соответствующую мнемонику для списка слов. Пытаясь придумать мнемонику, вы можете посмотреть на примеры, приведенные выше в разделе «Предыстория». Например, вы можете придумать аббревиатуру, в которой используются первые буквы каждого слова в списке. В качестве альтернативы, если вы составите список описательных слов, вы можете придумать забавное предложение или изображение, которое включает в себя все эти слова. Как вы думаете, насколько хорошо сработает ваша мнемотехника?
• На одном листе бумаги напишите список слов, но не включайте мнемонику. На втором листе бумаги напишите список слов и включите мнемонику (если ее можно легко записать).
Процедура
• В тихой комнате передайте один из листов бумаги (со списком слов) группе не менее трех добровольцев. Другой лист бумаги (со списком слов и мнемоникой) передайте другой группе, состоящей как минимум из трех добровольцев. Группе, получившей список вместе с мнемосхемой, расскажите или покажите, как работает мнемоника. (Если вы обеспокоены тем, что другая группа может услышать/увидеть мнемонику, разместите группы в двух разных комнатах или протестируйте их в разное время. ) Убедитесь, что группа, не получившая мнемонику, не пытается ее составить. чтобы помочь им запомнить список.
• Дайте обеим группам пять минут на изучение списков. Насколько уверены обе группы в знании слов по истечении пяти минут?
• По прошествии пяти минут уберите списки и попросите группы заняться чем-нибудь еще в течение 45 минут. Они могут смотреть телевизор, разговаривать, слушать музыку или заниматься какой-либо другой деятельностью.
• По прошествии 45 минут протестируйте каждого члена каждой группы отдельно. Пусть каждый участник вернется в тихую комнату и либо прочитает слова из своего списка, либо напишет их на чистом листе бумаги. Если вы хотите, вы можете засечь, сколько времени потребуется каждому человеку, чтобы вспомнить слова. Сколько слов каждый человек может правильно вспомнить? Сколько времени требуется каждому человеку, чтобы вспомнить свой список?
• Похоже ли, что люди, которым дали мнемонику, могли быстрее запомнить больше слов в своих списках и с большей точностью? В целом, похоже ли, что мнемоника помогла людям запомнить их списки слов?
• Extra: Попробуйте увеличить время ожидания с 45 минут до одного часа, пяти часов, одного дня и/или дольше. Как долго мнемоника помогает человеку запомнить список слов?
• Дополнительно: Существует множество различных методов, которые люди используют в качестве мнемоники для запоминания чего-либо. Некоторые примеры см. в разделе «Основные сведения» выше. Попробуйте повторить это упражнение еще раз, но на этот раз используйте другой тип мнемоники, например аббревиатуру, забавное предложение, в котором используются все слова из списка и/или рифмующиеся слова. Являются ли некоторые виды мнемоники более эффективными для запоминания списка слов, чем другие?
• Extra: Вместо тестирования двух случайных групп добровольцев попробуйте протестировать четыре группы добровольцев — две относительно молодых и две относительно пожилых (половина молодых людей и половина пожилых людей получают простые списки). а другие половины получают списки с помощью мнемонического устройства). Помогает ли использование мнемонической техники пожилым людям лучше запоминать свои списки, чем молодым?
Наблюдения и результаты
Действительно ли люди, которым дали мнемонику (вместе со списками слов), лучше запоминали слова, чем люди, которым не дали мнемонику?
В целом, в этом упражнении вы должны были заметить, что люди, которым дали мнемонику, обычно лучше вспоминали свои списки слов, чем люди, которым ее не дали. В частности, люди, получившие мнемосхему, должны были запомнить больше слов из своих списков и с большей точностью (совершая меньше ошибок при запоминании точных слов), чем люди, не получившие мнемонику (и не сделавшие этого). один самостоятельно). Люди с мнемоникой также должны были быстрее вспоминать весь свой список слов. Однако из-за небольшого размера выборки добровольцев, участвовавших в этом мероприятии, результаты могли быть не такими выраженными, как в гораздо более крупном исследовании. Кроме того, некоторые мнемонические техники могут быть более эффективными, чем другие (и некоторые типы работают лучше для одних людей, чем для других), так что это также может повлиять на результат этой деятельности.
Еще для изучения
Девять типов мнемотехники для улучшения памяти, от Денниса Конгоса, Университет Центральной Флориды
Мнемоника — методы запоминания, от Мэг Кили, Общественный колледж округа Бакс
Сколько слов вы можете запомнить?, от About.com Psychology
Мнемоника памяти, от Science Buddies
Это задание было предложено вам в сотрудничестве с Science Buddies
ОБ АВТОРАХ
Искусство памяти: мнемонические приемы
Anne-Laure Le Cunff • Время чтения: 6 минут
Нет времени читать это сейчас? Используйте Matter, чтобы прочитать его позже, послушать на ходу или даже отправить на Kindle.
В настоящее время, когда мы хотим что-то вспомнить, мы в основном используем наш телефон, чтобы сделать быструю заметку, создать напоминание, отправить сообщение самому себе в Slack или просто добавить это в наш календарь. Конечно, хорошая память может быть не такой полезной, как раньше, но есть много исследований, показывающих, что тренировка памяти полезна для вашего мозга и, в конечном счете, для вашего долголетия. Старые добрые мнемоники — это приемы, которые вы можете использовать для лучшего запоминания и запоминания материала.
Слово «мнемоника» происходит от Мнемозины («воспоминание»), имени богини памяти в греческой мифологии. Мнемоника уже использовалась в древности для практики того, что древние греки и римляне называли искусством памяти, о котором много писали Аристотель и Цицерон. Очевидно, что ораторам было важно помнить, что они должны были сказать, обращаясь к толпе.
Принципы мнемоники
Искусство запоминания настолько древнее, что существует множество мнемоник, которые можно использовать для лучшего запоминания, но все они примерно следуют одному и тому же набору из пяти принципов.
- Визуальный принцип: концепция присоединения звуков к визуальным образам. «Чтобы помочь вспомнить то, что мы слышали, а не видели, мы должны привязать к их словам внешний вид, мимику и жесты говорящего, а также внешний вид комнаты», — пишет профессор Мэри Каррутерс, специалист по средневековой литературе. , риторика, память и мнемонические приемы.
- Принцип порядка: концепция расположения элементов, которые вы хотите запомнить, в порядке, облегчающем их запоминание. Этот порядок должен быть жестким, составленным таким образом, чтобы вы могли заметить, если элемент отсутствует или находится не на своем месте.
- Принцип ограниченного набора: концепция разбиения длинного ряда на более управляемые наборы. Эта концепция известна в современной когнитивной психологии как фрагментация.
- Принцип ассоциации: концепция создания отправной точки для начала цепочки воспоминаний.
В своем эссе «De Memoria et Reminiscentia» Аристотель пишет: «Причина этого в том, что люди быстро переходят с одной ступени на другую; например, от молочного к белому, от белого к воздушному, от воздушного к сырому; после чего вспоминают осень, предполагая, что пытаются вспомнить время года».
- Принцип аффекта: концепция использования эмоционально поражающих образов для лучшего сохранения образов в памяти. Вы можете связать то, что хотите запомнить, с самой странной вещью, которую только можете придумать. В современной психологии это подтверждается так называемым эффектом фон Ресторффа, который показывает, что причудливая, шокирующая или просто необычная информация запоминается легче.
Методы мнемотехники
Мнемотехника чаще всего используется для запоминания списков элементов, часто в слуховой или текстовой форме, например, с использованием акронимов, запоминающихся предложений или даже коротких стихотворений. Но они также могут работать, используя ваше зрение или движения тела. Для мнемоники довольно обычно преобразовывать довольно сухую и абстрактную информацию во что-то более интересное и понятное, что человеческий разум легче запоминает. Вот некоторые из самых популярных категорий мнемонических приемов:
- Архитектурная мнемоника: состоит в том, чтобы создать в вашей голове здание — дом, замок, что угодно, что щекочет ваше воображение — и «поместить» вещи, которые вы хотите запомнить, в определенные места в этом здании. Эти методы иногда называют методом локусов. Например, допустим, вы хотите запомнить чей-то номер телефона. Повторяешь его про себя несколько раз, потом надежно кладешь в ящик тумбочки в своей «спальне разума». Когда вы хотите восстановить это конкретное воспоминание, вы просто открываете воображаемый ящик и читаете номер.
- Слуховые мнемоники: эти мнемоники используют мелодии — например, из песен вашего детства или даже популярных джинглов — для запоминания материала. Затем вы запоминаете новые тексты.
Но будьте осторожны: это может сработать так хорошо, что вам будет сложно запомнить оригинальный текст.
- Графическая мнемоника: эта мнемоника заключается в создании таблиц, диаграмм и символов в уме для лучшего извлечения информации. Например, представьте, что вы открываете Photoshop у себя в голове и рисуете звезду с пятью точками, соответствующими пяти элементам, которые вы хотите запомнить. Символы могут быть довольно абстрактными или конкретными, нужно просто создавать свои собственные.
- Физическая мнемоника: самая известная физическая мнемоника, вероятно, та, в которой вы используете костяшки пальцев, чтобы запомнить количество дней в каждом месяце григорианского календаря, где каждый костяшка представляет 31-дневный месяц. Прикосновение к частям тела для каждого элемента в списке или прослеживание их формы пальцами в воздухе также является физической мнемоникой.
- Текстовая мнемоника: эти мнемонические приемы часто используются в школе, например, для определения порядка операций с PEMDAS («Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли»), обозначающим круглые скобки, показатели степени, умножение, деление, сложение и вычитание.
Вы также можете использовать короткие стихотворения и аллитерации, например: «День памяти в мае; День труда отмечается позже в этом году». Существует даже мнемоническая техника написания мнемоники — «Память нуждается во всех способах взращивания ее емкости».
- Визуальная мнемоника: они работают, связывая изображение с элементами, которые необходимо запомнить. Например, маленьких детей иногда учат запоминать цифры на основе их формы. 0 выглядит как яйцо, 1 — как карандаш, 2 — как лебедь, 3 — как ухо, 4 — как парус и т. д. Другой пример — помнить, что спина дромадера имеет форму буквы D.
Один из Наиболее приятным аспектом мнемоники является творческий подход при разработке собственных. Конечно, у нас есть телефоны и множество приложений для запоминания вещей, но тренировать свой мозг и память на самом деле может быть весело.
Теги творческое мышление, обучение, памятьПрисоединяйтесь к 40 000 осознанных творцов!
Вы дошли до конца статьи.