Что значит публицистический стиль текста примеры: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Содержание

Какие бывают стили речи, их особенности и отличия на примерах

Стили речи — это функции, которые выполняет речь, и языковые средства (средства выразительности), которые она при этом использует.

Именно речь, а не текст, потому что речь может быть представлена в двух формах — устной и письменной. И обоим формам присущи стили.

Разновидность функциональных стилей речи (а именно такое название употребляют в научном сообществе) — это спорный вопрос среди лингвистов. Разные учёные выделяют свои классификации.

По одной их классификаций стили речи делят на книжный и разговорный.

Книжный стиль, в свою очередь, подразделяют на:

  • научный
  • художественный (литературно-художественный)
  • официально-деловой
  • публицистический

Примеры стилей речи

Где встречаетсяПример использования
Книжный:
НаучныйНаучные труды, научная статья, доклад, учебник, энциклопедия

Кибернетика — нау­ка об управ­ле­нии, изу­чаю­щая главным образом ма­те­ма­тическими ме­то­да­ми об­щие за­ко­ны по­лу­че­ния, хра­не­ния, пе­ре­да­чи и пре­об­ра­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции. .. (Большая российская энциклопедия).

Расширение азиатских и дальневосточных владений России требовало активизации и изменения ориентиров в административной и законодательной политике. В высших правительственных сферах все чаще стали раздаваться призывы к реорганизации системы управления сибирскими губерниями на «общих основаниях» (научная статья Дамешек И.Л.)

Официально-деловойМеждународные договоры, законы, нормативно-правовые акты, судебные решения и постановления, уставы, деловая бумага, инструкции, пояснительные записки и др.

Стороны соглашаются, что для ведения хозяйственной деятельности общества необходимы Объекты недвижимости и в Дату Соглашения Покупатель заключил… (пример договора).

В связи с удовлетворением гражданских исков о возмещении имущественного ущерба, суд приговорил признать Иванова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (приговор суда).

Доводим до Вашего сведения, что наша компания получила платёж в размере. .. (письмо бизнес-партнёру).

ПублицистическийГазеты, журналы, политическая литература, политическое выступление и др.В этом году совокупная выручка 1900 стартапов – резидентов «Сколково» превысит $800 млн, сказал в интервью изданию «Ведомости&» старший вице-президент по инновациям Фонда… (статья из газеты «Ведомости&»)
ХудожественныйХудожественная литература (романы, пьесы, поэзия, повести и др.)

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…

– Старуха! – закричал он в ужасе.

(А.С Пушкин «Пиковая дама»)

РазговорныйРазговор при общении, личные дневники, реплики/диалоги/монологи героев в художественной литературе

Разговор в магазине/автобусе, разговор двух приятелей:

Мне два нарезных и один круассан.

Передайте, пожалуйста, за проезд.

– Я увидел её и обомлел.
– Да ты что!

В чём отличие книжного и разговорного стилей

Книжный стиль — это обдуманное содержание, которое, как правило, составлено заранее.

Его применяют для обращения ко многим людям. Он отвечает за эстетику (вкус и красоту) и коммуникацию.

Разговорный стиль применяется, чтобы установить контакт и передать свои эмоции.

Оба стиля могут быть представлены в письменной и устной формах. Так, научный доклад можно подготовить устно, а диалог с приятелем можно провести и письменно, например в форме смс-сообщений.

Книжный стиль — это монолог. Он не требует присутствия других участников/слушателей. Разговорный стиль — это речь-диалог.

Многие учёные считают, что книжный стиль более экспрессивный, то есть выразительный. В нём присутствует эмоциональный окрас. Для его создания авторы используют средства выразительности: метафоры, эпитеты, анафоры и т. д.

Как определить стиль речи

Каждому стилю присущи свои особенности. Отличает их и область применения. Научный стиль — энциклопедические статьи, публицистический — в газетах, официально-деловой — стиль официальных документов/мероприятий.

Особенности научного, публицистического и официально-делового стилей

Особенности этих стилей в том, что они представлены в формате монолога. В речи/языке этих стилей есть термины, цифры и факты, слова употреблены в своём прямом значении, а язык «сух», неэмоционален.

В научном стиле:
  • присутствуют термины
  • тексты/речь носят энциклопедический характер
  • главная задача — разъяснить, донести суть
Официально-деловой стиль:
  • имеет множество стандартов (шаблонов) написания и разговора
  • используются клише (шаблонные фразы: настоящим информирую вас о том…, стороны договорились о нижеследующем), пассивные конструкции (документ будет подписан, платёж был проведён)
  • часто используются шаблоны. Например, школьные дипломы имеют чётко определённую структуру и содержание, менять которые нельзя
Публицистический стиль характерен:
  • компактным изложением
  • все конструкции должны быть понятными для читателей/слушателей, язык простой
  • присутствуют и фразы-клише («по словам нашего корреспондента»)
  • этот стиль убирает автора и его личную оценку
  • задача — донести информацию о событиях

Особенности художественного стиля

Это стиль художественной литературы.

Учёные спорят о том, является ли художественный стиль одним из функциональных стилей. Дело в том, что он очень разнообразен.

Художественная литература может включать в себя особенности разных стилей. Он представляет собой монолог, как, например, научный стиль. В нём также может быть использован разговорный язык (жаргон, диалект и т.д.).

В то же время он имеет эстетическую функцию (произведения создаются для красоты). Такому стилю присуща художественная выразительность.

Принято говорить о стилях художественной литературы. И в этом контексте стили сближаются с жанрами.

Основные характеристики художественного стиля:

  • многостильность
  • присутствие автора (образа рассказчика)
  • используются средства выразительности

Читайте подробнее про Жанры литературы.

Особенности разговорного стиля

Его область применения — это быт, повседневная жизнь. Основная цель — общение.

Разговорный стиль также может присутствовать в двух формах — устной и письменной. Его можно найти и в художественной литературе, например при диалогах героев.

Основные характеристики:

  • незаготовленная речь
  • отсутствие официальности при общении
  • активно используются мимика, меняется темп речи, ударение, произношение.
  • присутствуют фразеологизмы, вводные слова, восклицательные и вопросительные предложения, лексические повторы и др.
  • встречаются жаргон и диалекты

Читайте больше про Метафору, Анафору, Эпитет и Лексические повторы.

Узнайте также про Фразеологизмы.

Дата обновления 23/03/2021.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

  • Средства выразительности
  • Рококо
  • Метафора
  • Романская архитектура
  • Градация
  • Аллегория
  • Лексический повтор
  • Барокко
  • Синекдоха
  • Эллипсис

10 распространенных ошибок журналистов (и как их избежать)

Если вы пишете для СМИ или ведете блог о событиях, заслуживающих освещения в печати, вам будет полезен этот пост, в котором мы расскажем о

10 распространенных ошибках журналистов и расскажем, как чтобы избежать их.

Журналистика должна быть беспристрастной и точной.

Новостные статьи ежедневно просматривают миллионы читателей. Мы полагаемся на новостные платформы, чтобы узнать, что происходит в мире, или следить за текущими событиями.

Но, к сожалению, это не означает, что новостные репортажи безупречны.

Ошибки случаются. Эти ошибки могут пройти мимо всей редакционной команды, и всплывут в Интернете или в печати .

Иногда эти ошибки могут быть простыми орфографическими ошибками. Эти ошибки также могут влиять на точность (и восприятие) новостей .

При написании материалов, насыщенных фактами, или новостей, ошибки — это больше, чем просто забавный репост. Ошибки могут быть опасны.

Журналисты, блоггеры, корректоры и редакторы должны остерегаться этих фатальных журналистских оплошностей. Для лучшего освещения новостей также важно сообщать об этих ошибках, когда вы видели, как кто-то ошибся.

Сообщать об ошибках в новостях  

Читателю важно сообщать об ошибках.

Если вы допустили ошибку в своем собственном письме, хотели бы вы, чтобы кто-нибудь сказал вам об этом? Если люди узнают об ошибках, это может помочь кому-то их исправить.

Если вы увидели ошибку онлайн или распечатайте:

  1. Свяжитесь с редактором.
  2. Связаться с писателем.
  3. Свяжитесь с Советом прессы.

Для информирования редактора (или автора) требуется простое электронное письмо . Просто скажите: «Привет, я это заметил». Обычно этого достаточно, чтобы увидеть исправление.

Третий вариант следует зарезервировать для любых ошибок, связанных с публикацией, которые противоречат Кодексу поведения. Новости должны быть точными и непредвзятыми. Если это не так, Совет по прессе может провести расследование.

Хотя большинство этих ошибок случайны, они могут представлять опасность для чтения, восприятия или понимания фактов.

Если что-то увидишь, скажи что-нибудь. Это то, что делает новостные репортажи честными.  

Как избежать 10 самых распространенных ошибок в журналистике .

Как блогер, писатель или журналист, всегда проверяйте окончательный вариант. (Также проверьте, что ваше программное обеспечение для публикации или платформа для загрузки делает с текстом.)

В течение нескольких секунд перед отправкой появляются небольшие ошибки. Дважды проверьте свое письмо.

Мы расскажем вам, что это за ошибки, чтобы вы знали, на что обращать внимание. Блоги тоже учитываются. Пока вы пишете о реальных событиях, следите за этими ошибками.  

1. Использование неправильного написания (или неправильного имени)

Имена (компаний и людей) всегда должны быть написаны правильно.

Если вы не уверены, найдите имя на основные новостные сайты , чтобы увидеть стандартное, принятое правописание.

Неправильно указывать имена в статье потенциально непрофессионально. В результате читатели могут потерять доверие к остальной части статьи.  

2. Неуместные или нерелевантные избранные изображения

Когда статьи загружаются на такие платформы, как WordPress, система выбирает «избранное изображение».  

Когда этими статьями делятся в социальных сетях, рядом со ссылкой появляется избранное изображение.  

Всегда устанавливайте изображения объектов вручную. Если вы этого не сделаете, вы рискуете увидеть нерелевантные или оскорбительные изображения.  

Например, представьте рекламу страховки, «упомянутую» в статье об автомобильной аварии. Хотя это случайно, это может показаться дурным тоном.

3. Создание смещения изображения

Изображение, размещенное рядом со статьей, может повлиять на восприятие текста читателем.  

Вы заметили, что в статьях хороших фотографий одних политиков и плохих фотографий других? Это либо случайное, либо преднамеренное смещение изображения .

Изображения могут сделать людей сильными или слабыми, сильными или уязвимыми, смешными или авторитетными. Это грязный трюк, но это происходит каждый день.  

Не делайте этого случайно (и тем более не специально).

4. Расплывчатые местоимения (или петли местоимений)

Эффективное написание новостей проясняет имена (и кто они в контексте ).

После первого использования можно использовать местоимения. Но никогда не злоупотребляйте ими, если это может вызвать путаницу.

Статья тонет в словах он, она и они непонятно.

Читатель всегда должен знать, к кому относится статья.

5. Прямой рерайтинг оригинальных новостей

Копирование новостной статьи из статьи другого журналиста для переписывания неуклюже, лениво и распространено в блогах.

Исследуйте историю сами, чтобы найти оригинальное исследование, или атрибутируй все и найди свой ракурс.  

Переписать чужую новость легко. Но это ленивые новости. Это может быть даже плагиат. Проверяйте сообщения с помощью средств проверки авторских прав , таких как Copyscape или Writer.com .

6. Отсутствие ясности

Новостные статьи должны быть четкими.

Расплывчатость — распространенная (и пагубная) ошибка.

Если вы когда-нибудь читали новость, которая казалась распутавшейся нитью, вы знаете, что это значит.

Например, что-то, что говорит «двоюродный брат дяди друга жертвы», на самом деле ничего не говорит.  

7. Использование неправильных идиом (или неправильных идиом)

Идиомы прекрасны и делают использование языка интересным. «Жесткие новости» просто неуместны. Распространенным недостатком является неправильное (или неуместное) использование поговорок или идиом.

Если вы включаете поговорку или идиому в характеристику, посмотрите этимологию или значение .

Иногда это означает не то, что вы думаете. Вот так новости могут оскорбить многих людей простым непониманием .

8. Слишком много (или мало) подробностей
 

Пролистнув детали, читатели потеряют факты. Включите нерелевантные детали, и читатели потеряются в «информационной перегрузке». Упомяните личную или секретную информацию, и это будет совершенно другой юридический вопрос.

Написание новостей должно включать важные детали, относящиеся к заголовку. Не больше и не меньше.

9. Неточное или частичное цитирование

Журналистам и писателям доверяют точное цитирование .

Никогда не публикуйте частичные цитаты, которые могут изменить, изменить или повлиять на восприятие цитаты .

Это одна из самых опасных вещей, которые может сделать писатель.

Всегда храните файлы интервью в качестве доказательства полного интервью и того, что было сказано. (Если кто-то говорит, что они были неверно процитированы, можете ли вы доказать обратное?)

10. Приманка для заголовка (за счет точности)

Броские заголовки — это нормально. Кликабельные заголовки — это нормально.

Но любой заголовок, который меняет контекст статьи (или не имеет ничего общего с текстом), заманивает читателя.

Заголовки могут быть умными и остроумными, если они точны и релевантны .

Последнее слово

Я надеюсь, что эта статья о 10 наиболее распространенных ошибках журналистов поможет вам в написании статей.

Если вы хотите улучшить свое письмо, купите Полное пособие по грамматике 9.0005 .

  Алекс Дж. Койн. Алекс — писатель, корректор и постоянный игрок в карты. Его статьи о картах, бридже и игре в карты появились в журналах Great Bridge Links, Gifts for Card Players, Bridge Canada Magazine и Caribbean Compass. Свяжитесь с нами на сайте alexcoyneofficial.com.

Если вам понравилось, прочитайте другие его посты:

  1. Предисловия, предисловия, прологи и введения — в чем разница?
  2. Основное руководство по написанию SEO (с 11 советами по написанию SEO)
  3. Полное руководство по написанию на простом языке (и 10 расшифрованных предложений)
  4. 10 основных советов, как не отвлекаться от письма
  5. 10 ошибок редактирования, которых сценаристы должны избегать любой ценой
  6. 10 советов по писательскому мастерству от Стивена Кинга
  7. Ускоренный курс по основам копирайтинга
  8. Все, что вам нужно знать о деловой переписке

Главный совет : Узнайте больше о наших онлайн-курсах и рабочих тетрадях в  магазин .

Опубликовано: 2 ноября 2020 г.

Творческое письмо против журналистики | Блог Aiken House

Когда мы обсуждаем творческое письмо и журналистику, люди часто думают, что это совершенно разные стили письма. Люди не думают, что эти два стиля письма имеют сходство, и по большей части это правда. Творческое письмо используется, когда мы пишем художественную литературу, в то время как журналистское письмо описывает новости и реальные события. Однако профессиональные писатели не должны быть хороши ни в одном, ни в другом. Профессиональный писатель должен уметь писать как с журналистской, так и с творческой точки зрения. Почему вы можете спросить? Почему вы должны хорошо писать творчески, если вы журналист, и почему вы должны хорошо писать журналистские работы, если вы всего лишь писатель-фантаст?

Эти два стиля не такие уж и разные

Хотя на первый взгляд кажется, что два стиля письма не имеют ничего общего друг с другом, это ошибочное мнение. Когда вы пишете как журналист, в то время как вы пишете факты, вам также необходимо включать в свою историю творческие элементы. Сейчас мы не имеем в виду выдумку чего-либо, а имеем в виду историю и структуру предложения. Когда вы пишете журналистский материал, важно зацепить читателя и поддерживать постоянный интерес на протяжении всей истории. Опять же, это не означает, что нужно что-то придумывать, чтобы история казалась более интересной, но это означает, что история течет таким образом, что это не только имеет смысл, но и увлекает читателя. Рассказы пишут как творческие писатели, так и журналисты. Журналист пишет факты, а творческий писатель пишет вымысел, но все истории имеют общий ключевой элемент. Этот ключевой элемент — естественное течение истории. Это также включает в себя зацепку и сюжет, которые создают связность, которой может следовать ваш читатель. Эта концепция требует творчества, поэтому, если вы пишете журналистский рассказ, вам нужно понять, как творчески рассказать эту историю.

Например, давайте посмотрим на 60 минут. «60 минут» — это журналистское шоу, рассказывающее истории фантастически творчески. Журналисты «60 минут» не просто берут интервью у кого-то на протяжении всего шоу. Что они делают, так это погружаются глубоко в историю, отправляясь в поле, чтобы показать вам, что именно происходит, с интервью, связанным с объяснением события с другой точки зрения. Координаторы шоу специально делают это творчески, чтобы привлечь зрителей.

Теперь, когда мы говорим о написании, а не о трансляции, этот пример применим так же хорошо, как и любой другой. Взгляните на автобиографии, все в автобиографии — документальная литература, журналистская работа. Тем не менее, автор творчески рассказывает вам свою историю, чтобы вы не только следили, но и наслаждались тем, что читаете, и все же чему-то научились.

60 Minutes — это журналистская программа, которая транслируется на канале CBS. Программа охватывает истории со всего мира. Изображение предоставлено The Africa Paper .

С точки зрения творческого писателя, журналистское письмо может показаться неуместным. Тем не менее, это не так далеко от того, в чем вы уже хороши. Креативный писатель уже понимает, как творчески изобразить сюжетную линию. Это концепция, с которой у некоторых журналистов возникают трудности. Некоторые творческие писатели сочиняют истории исключительно из своего воображения, но некоторые творческие писатели также основывают свои истории на своем реальном жизненном опыте. Журналистика — это просто творческий способ изображения реальной жизни, своевременных событий, которые произошли. Имея базовую подготовку в полевых условиях, творческий писатель теоретически будет иметь все элементы, которые ему понадобятся для написания истории, основанной на том, что он увидел и собрал в полевых условиях. Этот акт не так уж отличается от создания истории в вашей голове. Разница в том, что вы просто пишете то, что видите, а не то, что приходите в голову. Затем вы просто написали бы историю, основанную на том, что вы видели. Как упоминалось ранее, рассказы пишут и журналисты, и творческие писатели.

У всех историй есть завязка, сюжет и развязка. Для творческих писателей также важно понимать, что не все должно исходить из воображения. События из реальной жизни также могут повлиять на ваше письмо. В то время как для журналистов это все, о чем они пишут, творческие писатели также должны иметь этот навык в своей рулевой рубке, чтобы быть лучшим писателем, которым они могут быть. Настоящий профессиональный писатель должен понимать это явление и чувствовать себя комфортно как в журналистской, так и в писательской работе.

Возможности для карьерного роста

Вы можете хотеть быть только писателем или только журналистом, но иногда жизнь подбрасывает вам неприятные вещи, и вам может быть трудно сделать то или иное. Возможность писать как журналистские, так и творческие работы принесет огромную пользу вашей карьере. Сколько раз вы видели, как журналист выпускает книгу? Это случается слишком часто. Быть мастером на все руки — это то, к чему должны стремиться не только писатели, к этому должен стремиться каждый.

Теперь, когда вы понимаете, насколько похожи эти два стиля письма, можно использовать оба. Зачем ограничивать себя одним или другим, когда можно делать и то, и другое? Если бы вы хотели быть только творческим писателем, было бы здорово, если бы вы написали потрясающие фантастические романы, которые разлетаются с полок и, возможно, даже получают какой-то заказ на кино. Однако сделать это крайне сложно, не каждый может быть Джоан Роулинг. Также было бы здорово быть журналистом, который быстро взлетит на вершину и станет якорем крупной сети, но опять же, это очень сложно сделать. Способность писать творчески и журналистски открывает все двери для вашей карьеры.

Пишите для всех, кто дает вам возможность. Найдите газету, журнал или журнал, который готов опубликовать вашу работу, как творческую, так и журналистскую. Изображение предоставлено Stoodnt .

Если вы решите принять этот вызов и постараетесь стать мастером на все руки, все равно важно выбрать цель. Точно так же, как когда вы поступаете в колледж, вы должны выбрать специальность и второстепенность, то же самое происходит и здесь. Это не означает, что они не будут получать одинаковое количество внимания, это просто означает, что вы должны решить, в какой карьере вы предпочитаете вкладывать больше энергии.

Например, ваша дневная работа может быть журналистом на местной радиостанции или в газете, пытающейся продвинуться вверх по маятнику. В свободное время вы работаете над творческим произведением — будь то книга, сценарий или поэзия. С другой стороны, если вы решите, что действительно хотите окунуться с головой в мир творческого письма, вашим дополнительным занятием будет выполнение внештатной работы для местной газеты или журнала по вашему выбору. В любом случае важно не ограничивать свои возможности. Мир письма, как с журналистской, так и с творческой стороны, может быть трудным местом для достижения успеха.

Однако, если вы усердно работаете над совершенствованием своего мастерства в двух стилях письма, успех со временем придет. И иногда этот успех не в той области, в которой вы ожидали. Может быть, вы хотели написать отличные фантастические романы и в конечном итоге добились успеха, освещая спорт или политику. Может быть, вы хотели добиться большого успеха в освещении перспективных групп или музыкальной индустрии и каким-то образом нашли свой путь через фантастические романы, которые писали на стороне. Это не значит отказываться от одного или другого. Это просто тревожный звонок, который говорит: «Ты хорош в этом, другие твои вещи требуют доработки, но продолжай». Суть в том, чтобы быть как можно более непредубежденным, принимать все вызовы и преодолевать все препятствия, встречающиеся на вашем пути.

Удобство в письме, как в журналистском, так и в творческом плане, приходит со временем. Просто придерживайтесь этого, и вы доберетесь туда. Изображение предоставлено CNN .

Комфорт придет

Важным словом в этой статье является «удобный». Профессиональные писатели должны чувствовать себя комфортно в журналистском и творческом плане. Что вы решите делать с этой способностью, полностью зависит от вас. Все, что мы говорим, это то, что важно писать в обоих направлениях, независимо от вашей карьеры. Кроме того, важно понимать, что если вы хорошо разбираетесь в одном или другом сейчас, вы не сможете сразу добиться успеха в другом виде письма. Не ждите, что вы сразу же перейдете от журналистики к творчеству и наоборот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *