Чувства | это… Что такое Чувства?
Чу́вства — переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе.
Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова, в отличие от чувств — как более устойчивых, длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). Но так же сложно сказать, что существуют чувства которые длятся «вечно»(то есть на протяжении всей жизни человека), им так же как и эмоциям свойственно меняться, за исключением пожалуй любви очень близких людей, например между родителями и детьми, хотя существуют случаи доказывающие обратное, но они как правило немногочисленны.
Содержание
|
Определения
Чувства — особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру.
Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей.
Виды чувств
Чувства могут быть активными (стеническими), имеющими положительный эмоциональный тон — удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические чувства повышают жизнедеятельность человека, астенические — понижают ее.
Среди чувств выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти. Настроение — длительное (в сравнении, например, с аффектом) эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т.
п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем др. переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное, глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства — нравственные (чувство коллективизма, долга, чести и т. п.), эстетические (чувство прекрасного), интеллектуальные (чувства, связанные с удовлетворением познавательных интересов, с решением мыслительной задачи и т. д.).Этимология
Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от чути; в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (напр., древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении
Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.
Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.
Органы чувств
Основная статья: Орган чувств
Восприятие окружающего мира формируется на основе всей информациии, которую головной мозг получает от основных органов чувств. Органы чувств у человека — глаза, уши, язык, нос, осязание, а также тактильные и температурные рецепторы, вестибулярный аппарат и др.
Чувства животных
В 1997 году в Протоколе по защите и благополучии животных (Protocol on protection and welfare of animals), являющимся приложением к Амстердамскому договору, Европейский союз признал животных чувствующими существами (sentient beings). Таким образом, с 1997 года Европейский союз официально признает, что животные имеют чувства.В США некоммерческая организация Farm Sanctuary проводит кампанию по официальному признанию животных чувствующими существами.
Источники
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
Ссылки
- Чувства @ dic.academic.ru
Что такое чувства? Зачем они тебе даны и что с ними делать?
19
Нет, мы не будем здесь давать четкое и понятное определение словам. Для этого существует Википедия и психологические словари.
Но рассказать о роли чувств в нашей жизни, дать понимание их сути и научить гармонично с ними жить – вот главная задача этой статьи.
Что такое чувства?
Чувства – это проводник в жизни. Если человек живет одним умом – то он больше смахивает на робота, а не на живого, теплого, отзывчивого и полноправного участника этой жизни. Само слово жизнь подразумевает чувства. Можно сказать, что жить, – значит чувствовать.
Ощущения, которые у меня внутри – это отражение сути меня. Моя радость, грусть, страх, переживания, боль, любовь, тепло и т.д. – это то, за счет чего я интерпретирую сам себя и меня интерпретируют другие люди, и даже животные!
Зачем нужно выражать свои чувства?
Категорически не правильно прятать свои чувства! – Это значит, прятать самого себя! Не давать возможности ни себе ни другим, – знать и понимать себя! В этом смысле стеснительность, – зло, а вовсе не признак добродетели. Ведь именно стеснительность закрывает все возможности для проявления себя. О том, как справиться с некоторыми проявлениями стеснительности написано в бесплатной книге: “Маленькие шаги к большим изменениям“.
В сущности, язык чувств, это универсальный определитель тебя.
Если ты проявляешь себя, – то тебя могут увидеть, узнать и почувствовать к тебе эмоции другие люди.
Любые чувства рождают ответные чувства.
Однако, стоит помнить: не всегда то, что на поверхности кажется добрым и хорошим, повлечет за собой “ответное добро”.
– Здесь важно разделять то, что кажется и то, что есть на самом деле.То, что есть на самом деле,- повлечет ответную равноценную реакцию. В этом смысле стоит понимать, что ты чувствуешь на самом деле, в чем нуждаешься и что хочешь сказать.как не надо выражать свои чувства
Внимание! Этот, возможно, неприятный раздел написан для тех, кто стремится вылечиться от созависимых отношений (выйти из шкафа и проявить настоящего себя). Возможное омерзение от прочитанного может заключаться в том, что приходится принять в себе неприятные проявления. Но для того, кто хочет измениться, осознание пагубности своего поведения – первый и необходимый шаг на пути к преодолению.
В стремлении проявить свои чувства не стоит бросаться кидать всем правду – матку в глаза и поливать обидчиков грязью! – Даже если именно эти порывы рвутся на волю. Важно научиться сохранять этику самовыражения, которая заключается в принципе:
То, что волнует тебя – это твои отношения с собой. В некотором смысле чувства, – вещь интимная, которую признать и прожить в себе должен сначала сам ты. Особенно это касается волнительных, тягостных, агрессивных, навязчивых, больных и негативных проявлений.
Таким образом появляется главный вывод: не нужно навязывать другим негативные проявления себя. - Это повод для личных отношений с собой!
Отрицательные эмоции не стоит выражать как окружающим людям, так и в особенности, – проявлять по отношению к своим детям. Дети впитывают в себя эмоции взрослых как свои собственные. И учатся посредством них жить.
Не нужно выливать на других недовольство и негатив. Заруби себе на носу:
Никто ничего тебе не должен.
Не нужно нести свои чувства к окружающим, дабы они помогли тебе их проживать. Поверь, – никто не испытывает удовольствия от “переваривания” твоих персональных проблем восприятия. Твои “страдания” как минимум никому не интересны, а как максимум омерзительны. А слушают тебя не потому что “неимоверны увлечены” твоим нудением, а потому что посредством тебя пытаются получить хоть какое-то внимание к себе.
Однако, не стоит от прочитанного увлекаться самобичеванием (это так любят делать созависимые личности!). Твой главный ориентир сейчас – здоровый ты. А здоровому человеку по большому счету все равно, что о нем подумали окружающие люди. Потому что он принимает себя сам. И, следовательно, в любых отношениях рассчитывает на здоровое принятие окружающими себя – любого (или почти любого).
Те, кому ты не интересен – безжалостно отметаются в сторону. А твоя главная задача, – стать интересным самому себе. Об этом подробнее – в “Людях из шкафа”. На момент написания статьи – книги легко найти через поисковик в интернете. В будущем я планирую разместить их на этом сайте.
Как можно выразить негативные эмоции?
Можно проговорить их вслух. Например, я в стремлении отучиться кричать на детей, “отпускаю в воздух” любое возмущение:
- Я сейчас злюсь потому что ты /моя дочь/ обещала улечься спать сама, а вместо этого болтаешься в одиннадцатом часу вечера. А утром сама же будешь плакать, что тяжело вставать!
- Я злюсь на то, что ты, моя дочь, подкинула мне срочную лишнюю работу, когда я ее делать не планировала.
- Я злюсь на то, мой ребенок, что мне сейчас приходится делать “лишние” телодвижения, потому что ты просто не можешь послушаться меня.
И так далее.
И не важно, что усугубляет мою агрессивную эмоцию, – усталость, “справедливость по отношению ко мне” (какой ребенок не хороший – меня обидел!) и т.п. Важно, что я решила больше никогда не кричать на детей. А если сказать точнее, я решила больше никогда не проявлять по отношению к детям негативных эмоций.
Психологи еще советуют прокричать негативные чувства, побить неодушевленный предмет и так далее.
Каким бы твое негативное проявление не было, – никогда ты не имеешь права проявлять его по отношению к любому живому существу!
Еще один из примеров здорового проявления злости и недовольства описан в статье: “Как справиться с гневом“.
Как выражаются любые здоровые чувства?
Что такое, здоровые чувства? – Это те, которые не требуют ни от кого ничего! Это независимые собственные проявления к кому-либо или к чему-либо, которые ты способен пронести с собой по жизни один и сам.
Вариантами здорового, нужного, интересного и полезного проявления своих чувств являются любые виды творчества. И вот здесь, внимание (!), заключается бесконечное пространство для самовыражения, самореализации, чувствования жизни и возможности для того, чтобы поделиться этими чувствами со всем миром! Здоровость здесь заключается в том, что ты не навязываешь свои чувства никому. Ты просто рисуешь, танцуешь, играешь на гитаре, поешь, – все что угодно. Ты делаешь это для себя, и готов этим поделиться с другими.
Очень много примеров того, как можно выразиться в танце, – показано в передаче “Танцы” на канале ТНТ. Когда наставники подчеркивают отличную технику танцора, но говорят о внутренней пустоте, – это означает, что танцор не проявляет себя в движении. Он делает это без чувств.
Когда ты смотришь на картину и не чувствуешь за ней ничего, – тут два варианта. Либо это не твой канал чувствования, либо в картине на самом деле ничего нет. – Голый рисунок без смысла.
Когда слушаешь музыку и смотришь картинки или ощущаешь радость, любовь, тоску, – это значит, ты слушаешь хорошего композитора в отличнейшем исполнении. В противном случае – не слышно ничего, кроме звуков.
Тема чувств на самом деле не простая и обширная. Твое знакомство с ними в этой статье только началось. А впереди еще масса скрытых подводных течений и океанов. Если ты хочешь погрузиться в мир своих чувств, понять, как они работают, что нормально, а что нет, и главное, что с этим всем делать, – то я рекомендую к прочтению свою новую книгу о чувствах. Если бы какое то время назад мне кто-нибудь дал бы прочитать эту книгу, то я была бы избавлена от многих ненужных метаний, отчаянья и неосознанных депрессий!
Поделиться ссылкой:
19
Почитайте и другие статьи с этой темой:
Idioticon — Эмоции и чувства
Это определение было включено в электронное письмо Triarchy Idioticon в январе 2016 года. Среди ответов были следующие:
===================
Ellin Krinsly написал, чтобы напомнить нам о нашей культурной предвзятости:
«Моя первоначальная реакция на определение, которое вы представляете, заключается в том, что оно основано на Западе, исходя именно из индивидуального, человеческого взгляда, который излучает понимание из человеческого взгляда на мир.
…Более сложное или иначе окрашенное определение, которое я понимаю, заключается в перформансе, когда возможен обмен чувствами между исполнителем и аудиторией, более нюансированный, более тонкий, чем просто грубые эмоции, то есть радость, гнев. Обмен – это возможность трансформация
И в то время как человек может испытывать страх, восторг в ответ на океан, океан как сам океан, отдельный от человека (отдельный для цели выражения этой концепции), состоит в том, что сам океан имеет чувство. Просторы океана источают качество чувств.»
===================
Ян Эшли написал, чтобы согласиться с определениями и сказать, что «Они резонируют с двойным циклом обучения (Крис Аргирис)».
====================
Теренс Лав написал, что мы исказили Дамасио и его определения чувств и эмоций. Он указал нам на статью, которую он написал, резюмируя определения Дамасио. В ключевом разделе этой статьи Теренс Лав пишет: « Эмоции
Дамасио использует техническое определение эмоций. Эмоции состоят из множества небольших изменений в физиологии человека (например, артериального давления, мышечного тонуса, внешнего вида), которые могут быть вызваны и выполнены без ведома человека. В эмоциях нет ничего особенно необычного или человеческого — многие животные проявляют эмоциональные реакции, особенно на изменения в окружающей их среде — например, кошка встает дыбом, выгибает спину и плюется, когда ей угрожают…
Следуя традиции, Дамасио делит эмоции на различные типы: первичные (универсальные) эмоции, состоящие из счастья, печали, страха, гнева, удивления и отвращения; фоновые эмоции, такие как благополучие, недомогание, спокойствие и напряжение; и вторичные (социальные) эмоции, такие как смущение, ревность, вина и гордость.
Чувства
Чувство эмоции относится к генерации неврологического образа (образ относится к репрезентативному неврологическому паттерну), представляющего внутри человеческого организма это эмоциональное состояние. При этом различают телесность эмоции как совокупность телесных изменений и отдельное внутреннее представление этой эмоции — чувство. Мы не обязательно осознаем любой из этих феноменов.
Ощущение собственного переживания эмоции
Сознательное ощущение эмоции требует дополнительного шага: ощущение себя как личности (ощущение себя), у которого есть это чувство и эта эмоция. Возможно, одно из самых важных открытий Дамасио состоит в том, что «чувство себя» необходимо для аффективных процессов. В литературе, посвященной аффекту и аффективному познанию, этому ощущению себя, сознания и той роли, которую они играют в чувствах и эмоциях, уделяется значительное внимание. Дамасио обращает внимание на важность понимания сложных взаимозависимостей между механизмами сознания и механизмами чувств и эмоций, чтобы понять любую их роль в функционировании человека. …
…Эмоции можно рассматривать как компоненты более высокого уровня гомеостатических процессов регуляции жизни (регуляция метаболизма, простые рефлексы, мотивация, биология удовольствия и боли и т. д.), которые вызывают стереотипно подходящее поведение, подходящее для выживания (P54). Относительные отношения показаны [ниже]. Сознание возникает как раз над границей между чувствами и высоким разумом.
Высокая причина: Сложные индивидуальные планы реагирования формулируются в сознательном разуме и могут выполняться как поведение
Чувства: Сенсорные паттерны, сигнализирующие о боли, удовольствии и эмоциях, которые могут стать «образами».
====================
Пэм Вудс написала, чтобы напомнить нам о разнице между восприятием и ощущением. Это еще одно важное различие, даже если последующее определение «эмоциональных чувств» расходится с нашим собственным определением, приведенным выше:
«В контексте танца (перформанса) Валери Престон-Данлоп (Verve, 1998, «Взгляд на танцы», стр. 41) предлагает:
[Ощущение и чувство иногда путают
Потому что слова для них
Неадекватны и
Ощущения возникают из наших сенсорных каналов
Наши глаза, уши, нос, кожа, мышцы и многое другое. ]
Чувства разные.
Они возникают из нашей реакции на то, что с нами происходит
Они являются вариантами эмоциональных переживаний,
аффективные чувства и эмоциональные состояния,
все, что испытывают и используют танцоры.» Мэри Букер написала, чтобы напомнить нам, что Карл Юнг использует термин «чувство» и идею «функции чувства», чтобы указать на оценочный подход к миру, который склонен оценивать опыт и поведение с точки зрения хорошего и плохого, правильного и неправильного. Это является причиной большого непонимания Юнга и важным напоминанием.Однако его использование «чувства» явно отличается от обычного использования чувства/эмоции.
Она также указывает на буддийское использование, где «чувственный тон» (который может быть связан с идеей аффекта) предшествует чувству или эмоции.
Владение своими чувствами — Valenta Mental Health · Ранчо Кукамонга
Опубликовано
Вы когда-нибудь задумывались, что это на самом деле означает? Был ли у вас психотерапевт, который говорил вам «владеть своими чувствами», но вы не знали, как это сделать или как это выглядело? Вы не одиноки, если вас это смутило! Вот несколько идей, которые помогут вам получить некоторую ясность и понимание по этой теме.
Когда мы испытываем сильные эмоции, мы можем легко почувствовать себя захваченными или подавленными ими, когда мы их испытываем. Когда это происходит, большинство из нас на самом деле не тратит время на то, чтобы определить, что мы чувствуем в данный момент, хотя это позволило бы нам взять на себя личную ответственность за них.
Выявление собственных чувств и принятие на себя ответственности за них — это то, что мы имеем в виду, когда говорим, что «владеем» своими чувствами. Обвинять других людей или обстоятельства в том, что они «заставляют нас» чувствовать что-то, — это НЕ владеть ими, а перекладывать ответственность на кого-то или что-то еще.
Вот несколько советов, которые помогут вам в этом:
- Создайте словарный запас эмоций. Иногда первой задачей является изучение того, как на самом деле называются эмоции. «Таблицы чувств» или списки слов часто группируются в общие категории, которые могут помочь вам в точной настройке и описании различных различий внутри категории. Например, есть ли разница (лично для вас) между гневом, разочарованием и раздражением? Имейте в виду, что расплывчатые, общие слова, такие как «хорошо» или «хорошо», не обладают информативной ценностью, а такие слова, как «хорошо» и «плохо», содержат скорее оценку, основанную на ценности, чем информацию. Старайтесь предоставлять информативные слова, а не слова, основанные на ценности или ценности.
- Определите «старые правила» в отношении эмоций — запишите старые правила, данные вам и кем, а затем определите, какими вы хотели бы видеть новые правила и ожидания для себя в будущем. Как человеческие существа, мы все испытываем эмоции, но иногда из-за мощных «старых правил», таких как «большие девочки не плачут» или «мужчины не показывают чувств», мы учимся закрываться. Помните о правилах, которые могут научить вас чувствовать или не чувствовать, и о том, как, будучи взрослым, вы можете воссоздать эти правила!
- Поговорите об этом — будь то надежный друг или терапевт, найдите время и место, где вы можете выразить словами свои чувства и/или эти старые и новые правила. Громкий разговор с кем-то об этих убеждениях может быть очень полезным для осознания нездоровых мыслей и формулирования новых, более здоровых убеждений и обработки чувств, когда они проходят через вас.
- Карта тела — чувства и эмоции имеют два аспекта: наше физиологическое, висцеральное и телесное переживание чувств, а затем описания, мысли и убеждения, которые мы формулируем, чтобы обозначить и передать эти чувства. У нас нет «эмоций», если сначала у нас нет тела, чтобы испытать чувства. Например, я могу «чувствовать грусть», когда друг уходит, и если я осознаю, где я нахожу печаль в своем теле, я могу заметить, что моя грудь тяжелеет, я плачу, мое лицо становится теплым, а горло сжимает. Использование изображения или «карты тела» и рисование того, где в теле мы находим физические ощущения, связанные с определенной эмоцией, может быть очень полезным для получения дополнительной информации о том, как и что мы чувствуем в любых конкретных обстоятельствах или переживаниях. Позже я смогу использовать эти подсказки, когда мой мозг может не «знать», о чем он думает, и я отключаюсь от своих чувств. Возможно, в другой раз я потеряла сознание, но я заметила, что у меня сдавило горло, в груди стало тяжело, мое лицо стало теплым, и я начала плакать… Я могла заметить, что это были элементы печали на карте моего тела, и выяснить, какие обстоятельства «соответствовать» потере в моем окружении.
- Учитывайте интенсивность чувств – эмоции и чувства не бинарны; они не существуют как горячие или холодные, да или нет переживания, которые включаются или выключаются конкретно. Скорее, их лучше всего рассматривать по спектру интенсивности, подобно датчику температуры. Может быть полезно создать «датчики эмоций» для различных эмоций и записать, какие эмоции находятся на этом датчике, от «отсутствующих» или «слабых» до самых интенсивных. Вы можете использовать цвет или узоры, чтобы обозначить изменения интенсивности, а также навыки совладания, которые лучше всего подходят для управления эмоциями.
- Загладить оплошность – если в пылу неприятных эмоций и иррациональных моделей мышления произошли ошибки или поведение, не соответствующее вашим ценностям, возможно, уместно загладить свою вину, извиниться или возместить ущерб. Если возмещение ущерба безопасно и полезно для здоровья, найдите время, чтобы проконсультироваться с другими надежными источниками, терапевтом или наставником и сформулировать этот план. Помните о своих собственных здоровых границах, и что примирение — это не то же самое, что брать на себя личную ответственность за свои нездоровые действия.
- Забота о себе — научиться эмоциональному осознанию может быть непросто, особенно если некоторые из старых правил были подкреплены чувством стыда (см. пункт выше о старых правилах). По мере того, как мы узнаем больше о своих собственных чувствах и отделяемся от чувств других со здоровыми границами, мы можем чувствовать себя очень сырыми и измученными. Важно научиться заботиться о себе так, как нас, возможно, не учили, когда мы были моложе, и при этом нам не говорили, что мы эгоистичны, эгоистичны, чрезмерно чувствительны и т. д. Найдите небольшие способы «показать» себя, например, регулярные ванны. принимать душ, регулярно стричься, регулярно ходить к врачу, есть здоровую пищу и пить достаточное количество воды, регулярно гулять, ложиться спать в обычное время, иметь регулярный утренний распорядок и т. д.
Научившись распознавать свои чувства, вы обретете чувство расширения возможностей, связи и ясности, поскольку вы сможете почувствовать свои чувства, а затем научиться использовать здоровые навыки преодоления трудностей в ответ на них.