Чувство долга — что это такое в психологии человека, примеры
Чувство долга – это способность исполнять свои обязанности либо обязательства бескорыстно, благородно лишь из чувства ответственности и любви. Это наивысшая форма осознания собственного предназначения в жизни. Высокое чувство долга порождается пониманием того, что близкие лица предназначены для разделения с ними любви, осознанием необходимости отдавать собственные силы, заботу людям, нуждающимся в этом. Чувство долга возникает у родителей в отношении детей и, наоборот, у супругов. Иначе его можно интерпретировать в качестве развитой ответственности. Вместе с тем, существует и противоположная трактовка. Долг считается манипулятивным средством, подчиняющим человека социуму, другим субъектам, эфемерным обязательствам.
Что это такое
У людей существует такое чувство, именуемое чувством долга, формирующимся на этапе рождения. В дальнейшем оно культивируется родителями, другими старшими родственниками, учебными заведениями, социумом, государственными институциями. Сформировавшись в человеке, рассматриваемое чувство начинает диктовать его носителю, что нужно делать, что он должен.
Таким образом, чувство долга перед людьми является принесением себя в качестве добровольной жертвы ради других членов социума. Оно зарождается вследствие понимания верности выполняемых индивидов обязанностей. Данное чувство не возникнет никогда, если субъект будет наблюдать предъявление в отношении выполняемых им обязанностей несправедливых требований.
Чувство долга и ответственности благоприятно воспринимается социумом, одобряется им, взращивается и восхваляется. Это обусловлено тем, что именно рассматриваемое чувство вынуждает людей выполнять собственную работу в независимости от наличия либо отсутствия желания. Раз человек должен, значит, пусть выполняет. Когда долг является направляющей и движущей силой субъекта, тогда любые вопросы становятся неуместными.
Отсюда следует, что именно чувство долга вынуждает людей супротив собственных «хочу», стремлений, желаний, инстинкта самосохранения действовать невыгодным для себя образом. При этом представления о должном сугубо индивидуальны и зачастую индивид хорошо знает, что надлежит делать другому, но о собственных обязанностях забывает.
Чувство долга в психологии – это синестезия, возникающая между принимаемым нравственным обязательством перед собственной личностью, окружением и психофизиологическим реагированием тела. Оно объединяет рациональную часть с чувственной сферой. Данное чувство может обнаруживаться в безусловной любви к близкому, следовательно, является истинно прекрасной составляющей личности. Оно связанно с бескорыстием, чувством справедливости, адаптационными механизмами (самооценкой, самоуважением). Обычно выделяют родительский, воинский, гражданский долг.
По сути, рассматриваемый феномен является нравственной категорией, а по конфигурации – интуитивным механизмом регуляции человеческой жизнедеятельности. Поведенческий паттерн индивидов всегда обусловлен его целями – индивидуальными и профессиональными.
Субъект, характеризующийся сформированным чувством долга, выбирает в качестве ориентира и опоры данный интуитивный инструмент совести. Считается, что следование долгу даёт человеку самоуважение, а порой и славу. Пренебрежение же, напротив, приносит людям душевные терзания.
Сформированная морально-нравственная сфера выделяет людей из животного царства, но одновременно подчиняет их слову «надо». Отсюда рождается несоответствие и возникает множество вопросов. Почему человеку разумному, наделённому свободой, волей надлежит быть кому-либо должным? Почему чувство долга лишает его возможности хотеть поступить благородно, совершить деяния не по обязанности, а из любви и желания?! Почему люди не могут хотеть создавать прекрасное, почему они обязательно должны совершать «хорошие» поступки? Ведь вряд ли бы родители в старости хотели, чтобы их любимые чада заботились о «предках» исключительно из чувства долга. Любому человеку хочется, чтобы о нём проявляли заботу из-за любви.
Точно также и дети хотят безусловной родительской любви, а не показной заботы по обязанности. Некоторые родители совершают серьёзную ошибку в погоне обеспечить кроху самым лучшим, считая себя обязанными, поскольку они «в ответе за тех, кого приручили», они бесконечно терзаются сомнениями и чувством вины. Ведь в действительности родители ничего своим отпрыскам не должны. Дети вырастут самодостаточными, психически здоровыми, с адекватной самооценкой исключительно при условии, если вся родительская забота, всё воспитательное воздействие будет порождено исключительно безусловной бескорыстной любовью.
Таким образом, можно заключить, что гиперболизированное понятие долга загоняет человека в рамки, отрицая его личностную свободу, волю, искренность и самодостаточность.
Формирование чувства долга
Описываемый феномен подразумевает представление людей, заключающееся в ощущении, что их жизнь просто переполнена обязательствами. Люди считают себя всем должными – начиная с супругов, отпрысков, родителей и заканчивая, работодателем, Родиной. Чувство долга является внутренним ощущением ответственности, управляющим действиями людей и даже их существованием.
Рассматриваемая способность формируется значимыми взрослыми ещё на раннем этапе детскости. Так, например, часто маленьким мальчикам говорят, что им надлежит быть сильными, потому что они будущие мужчины, что плакать стыдно, а девочкам твердят, что они должны быть хорошими и покладистыми, чтобы их любили.
Малышей отправляют в садики, не интересуясь их желаниями, потом в учебные заведения, где ждут от них исключительно позитивных отметок и успешности, одновременно заставляя посещать множество различных секций, кружков и дополнительно изучать популярный иностранный язык. После завершения учёбы «детская каторга» не прекращается, поскольку от них ждут поступления в университет и хорошо, если чаду предоставляют возможность самостоятельно выбрать специализацию, а не вынуждают его идти родительскими стопами.
Родители делают всё перечисленное, как правило, исключительно из лучших побуждений, как они полагают. Ведь знания – это залог дальнейшей успешности. Однако при этом они забывают интересоваться желаниями самих отпрысков, которым приходится слушаться и следовать родительским указаниям, так как они всеми фибрами своей души стремятся оправдать родительские ожидания.
Гиперболизированное чувство долга человека мешает нормальному существованию. Отдавшись полностью возвращению «долгов», люди забывают о собственном бытие и начинают проживать чужую жизнь. Так, родители отказываются от собственных интересов, отдавая всё лучшее отпрыскам, мужчины, забывая о личных желаниях, стремятся любыми силами «вырастить дерево и построить дом», а женщины стараются до тридцатилетнего возраста стать мамами, так как именно в материнстве заложено женское предназначение.
Таким мировоззрением люди самостоятельно и добровольно вгоняют в замкнутый круг собственные персоны – родители выбиваются из сил, дабы дать чадам наилучшее образование, взамен требуя от последних исполнения своего сыновьего либо дочернего долга, ведь они пожертвовали собственными стремлениями, желаниями и в целом жизнью ради воспитания отпрысков.
Под тяжестью чувства вины люди стремятся раздать несуществующие долги, которые с каждым выполненным обязательством возрастают в арифметической прогрессии.
Поэтому родительское воспитание должно базироваться не на давлении на отпрыска, а на привитии нравственных ориентиров, моральных ценностей через сказки, произведения литературы, былины, жизненные примеры, развивающие игры. Необходимо научиться отграничивать чувство морального долга от анормального влечения к самопожертвованию.
Примеры
Современные психологи анализируемый феномен интерпретируют в качестве принятия индивидами ряда обязательств на себя. При этом не нужно путать элементарное чувство благодарности с виной и стараться его придушить при помощи выполнения ряда обязанностей других лиц.
Огромной энергией и побуждением к совершению действий обладают установки, фундаментом которых являются «правильные» или достойные убеждения. Учёные умы давно отметили, что такой нежелательный и очень опасный механизм воздействия, как военный конфликт, охотнее оправдывается гражданами, если он преследует цели, соответствующие морально-нравственным убеждениям, а не корыстным соображениям. Это обусловлено тем, что существование не только ради собственной персоны, но и ради близкой особы, становится значительно более ярким и насыщенным. Оно попросту обретает смысл.
При этом соперничество между различными вариациями чувства долга часто приводит к негативным следствиям в областях бытия, где они обнаруживаются.
Нередко дружеский долг противоречит супружескому, а супружеский – родительскому. Непомерное усердие или рвение в профессиональной среде работников нередко может восприниматься руководством в качестве ощущения вины ими либо желания сбежать от семейных проблем.
Неверно трактуемый воинский долг вынуждает некоторых сынов Адама участвовать в гражданской войне, преступая общечеловеческие нравственно-моральные принципы.
Зачастую люди играют на чувстве долга других индивидов, чтобы манипулировать ими. Так супруга манипулирует мужем, говоря ему, что он обязан её обеспечивать лишь потому, что он является потомком Адама, и супруг, в свой черёд, манипулирует благоверной, утверждая, что её «святая» супружеская обязанность состоит в ублаготворении мужа, и подтверждение тому подробно было изложено в бестселлере стародавности, именуемым «Домострой».
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как чувство долга влияет на психологическое состояние человека?
На протяжении жизни человек то и дело слышит, что он что-то должен родителям, родственникам, преподавателям и даже бабушке Зине из соседнего подъезда. Все эти «должен» приводят к тому, что вы живете постоянно взаймы, и ни к чему хорошему это не приведет. В этой статье вы узнаете, как избавиться от чувства долга.
Содержание:
- 1 Как рождается чувство долга?
- 2 Болячки, расстройство и рабство
- 3 Как бороться с чувством долга?
- 4 Борьба с чувством долга у россиян
Как рождается чувство долга?
Чувство долга нас начинают заставлять испытывать еще с ранних лет, когда родители говорят о том, что мальчик или девочка не должны делать определенные вещи или должны вести себя по какому-либо стандарту. Затем к такому воспитанию активно подключаются учителя в школе, которые всячески наказывают за невыполненное задание, а низкие оценки просто висят на вас грузом. Перед учеником стоит задача незамедлительно доделать домашнее задание и занести учителю, потому что ученик должен. Во взрослой жизни человек становится финансово обязанным своей семье и обществу.
Подобное требование к обязательствам и пребывание в постоянных «долгах» может легко привести к депрессии. Также многие люди живут в мире иллюзий, думая, что после окончания армии или университета они смогут жить полноценной жизнью вдали от постоянно что-то требующих родителей и преподавателей. Однако после окончания университета наступает другой период, который также имеет свои подводные камни, а свет в конце тоннеля является лишь обманом. Такое поведение и мысли присущи людям с повышенным чувством ответственности.
Болячки, расстройство и рабство
Если вы относитесь к людям с повышенным чувством ответственности, вам необходимо задуматься о своем будущем, которое может быть не самым радужным. По мнению психологов, постоянное давление и прививание чувства ответственности ведет к тому, что у человека начинает снижаться самооценка.
Следующим шагом является поиск оправданий себя и других людей в стремлении избежать критики в свой адрес. Угрызения совести для таких людей подобны смерти. Люди с повышенным чувством долга являются очень восприимчивыми по отношению к другим. В связи с этим человек просто становится заложником своего сознания. Часто беспомощностью людей с повышенным чувством долга пользуются люди-манипуляторы, указывая на самые очевидные вещи, которые не слишком относятся к делу. Например: «Установи мне дверь, ты же — установщик, к тому же, мой друг». Такой аргумент заставляет пойти на поводу у друга и против собственной воли.
Серьезным последствием постоянно испытываемого чувства долга является плохое самочувствие, головные боли и даже депрессия. Согласно исследованиям психологов, в таком состоянии человек может пребывать из-за неуверенности в себе или низкой самооценки.
Как бороться с чувством долга?
С каждым годом данная проблема становится все более актуальной. Для ее решения правительство Амстердама решило помочь финансово молодым людям и погасить их банковские долги. Примечательно, что с 2015 года долги в банках и университетах существенно росли, подобно снежному кому.
Достаточно большое количество молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет имеют долги в банках, которые составляют более 10 тысяч евро. А учащиеся в университетах начали существенно отставать в учебе. Чувство долга существенно отравляет жизнь людям и приводит к неудовлетворенности в жизни. А это способствует нежеланию стремиться к чему-либо, откуда и появляется постоянная депрессия, проблемы со здоровьем, а также испорченные отношения с окружающими.
Правительство выкупает долги у частных банков и переводит их в муниципальные, доплачивая при этом частным определенную сумму, благодаря чему они являются заинтересованными лицами. Далее должнику дается еще один займ для того, чтобы перекрыть старый. Возможно, благодаря такому подходу социальная ситуация в стране наладится.
Борьба с чувством долга у россиян
Несмотря на то, что за границей практикуют подобного рода помощь, в странах СНГ такой вид помощи пока не применяется. Для того чтобы выбраться из депрессивного состояния и не испытывать постоянное чувство долга, необходимо самостоятельно работать над собой. Психолог рекомендует применять следующие принципы:
- Необходимо хорошо поработать со своим сознанием и восприятием мира. Вы должны избавиться от мысли о том, что важным моментом в оценивании ваших действий является оценка окружающих, а придерживаться мнения о том, что ваша самооценка не зависит от посторонних людей и их взглядов.
- Определитесь со своими главными жизненными ценностями. Если вы являетесь неизменным карьеристом, вам не следует зацикливаться на семейных ценностях, а стоит сосредоточиться в большей степени на работе.
- Когда вас о чем-то просят, и вы не очень хотите это делать, не нужно вгонять себя в неудобное положение, которое вам принесет только дискомфорт. Вы должны научиться отказывать людям, не боясь обидеть, и думать в первую очередь о своем комфорте.
Чтобы чувствовать себя максимально счастливым, нужно ко многому относиться проще. Если вы будете на протяжении всей своей жизни испытывать чувство долга по отношению к другим людям, рано или поздно это приведет к психологическим проблемам, а вы будете глубоко несчастным человеком. С негативными чувствами и мыслями поможет справиться курс Викиум «Детоксикация мозга«.
S0140525X1
42jra 1..58%PDF-1.3 % 1 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > транслировать 2020-04-16T15:11:17+05:01Arbortext Advanced Print Publisher 10.0.1465/W Unicode2020-08-24T16:04:23+00:00Acrobat Distiller 8.1.0 (Windows)application/pdf
Нравственное развитие: формирование чувства прав и обязанностей
Мораль — это система убеждений о том, что правильно и хорошо по сравнению с тем, что неправильно или плохо. Нравственное развитие относится к изменениям в моральных убеждениях по мере того, как человек становится старше и достигает зрелости. Моральные убеждения связаны с моральным поведением , но не тождественны ему: можно знать, что нужно делать, но не делать этого на самом деле. Это также не то же самое, что знание социальных условностей , которые являются произвольными обычаями, необходимыми для нормального функционирования общества. Социальные условности могут иметь моральный элемент, но у них прежде всего практическая цель. Обычно, например, все автомобили придерживаются одной и той же стороны улицы (правой в США, левой в Великобритании). Конвенция обеспечивает плавное и безаварийное движение транспорта. Но следование условностям также имеет моральный элемент, потому что человек, решивший ехать по неправильной стороне улицы, может нанести травмы или даже погибнуть. В этом смысле выбор неправильной стороны улицы является морально неправильным, хотя и нетрадиционным.
Когда дело доходит до учебы и преподавания, моральный выбор не ограничивается случайными драматическими инцидентами, а вплетается почти во все аспекты школьной жизни. Представьте себе этот простой пример. Предположим, вы преподаете, читаете небольшой группе второклассников, и ученики по очереди читают рассказ вслух. Должны ли вы давать каждому учащемуся одинаковое количество времени для чтения, даже если некоторым было бы полезно иметь дополнительное время? Или вам следует уделять больше времени учащимся, которым нужна дополнительная помощь, даже если это утомляет одноклассников и лишает других равной доли «времени на полу»? Какой вариант более справедливый, а какой более внимательный? Простые дилеммы, подобные этой, случаются каждый день во всех классах просто потому, что ученики разные, а время занятий и энергия учителя ограничены.
В этот довольно обычный пример встроены моральные темы о честности или справедливости, с одной стороны, и об уважении или заботе, с другой. Важно помнить об обеих темах, думая о том, как у учащихся формируются представления о том, что правильно, а что неправильно. Мораль справедливости касается прав человека или, точнее, уважения справедливости, беспристрастности, равенства и независимости людей. С другой стороны, мораль заботы касается человеческих обязанностей, в частности, заботы о других, проявления внимания к потребностям людей и взаимозависимости между людьми. Студентам и учителям нужны обе формы морали. Поэтому в следующих разделах мы объясним основные примеры каждого типа теории развития, начиная с морали справедливости.
Мораль справедливости Кольберга
Одно из самых известных объяснений того, как развивается мораль справедливости, было разработано Лоуренсом Кольбергом и его коллегами (Kohlberg, Levine, & Hewer, 1983; Power, Higgins, & Kohlberg, 1991). Используя стадийную модель, аналогичную модели Пиаже, Кольберг предложил шесть стадий морального развития, сгруппированных в три уровня. Индивидуумы проходят эти этапы универсально и последовательно по мере того, как формируются убеждения о справедливости. Он назвал уровни просто преконвенциональным, конвенциональным и (как вы уже догадались) постконвенциональным. Уровни и этапы приведены в Таблице 1.
Таблица 1: Моральные стадии по Кольбергу | |
---|---|
Моральная стадия | Определение того, что такое «хорошо» |
Доконвенциональный уровень | |
Стадия 1: Послушание и наказание | Действие, которое вознаграждается и не наказывается |
Этап 2: рыночная биржа | Действие, приемлемое для ребенка и партнера ребенка |
Обычный уровень | |
Этап 3: мнение коллег | Действие, получившее одобрение друзей или сверстников |
Этап 4: Правопорядок | Действие, соответствующее обычаям или законам сообщества |
Постконвенциональный уровень | |
Этап 5: Социальный контракт | Действия, которые следуют социально приемлемым способам принятия решений |
Этап 6: Универсальные принципы | Действие, соответствующее выбранным вами общим принципам |
Доконвенциональная справедливость: послушание и взаимная выгода
доконвенциональный уровень нравственного развития примерно совпадает с дошкольным периодом жизни и с дооперациональным периодом мышления Пиаже. В этом возрасте ребенок все еще относительно эгоцентричен и нечувствителен к моральному влиянию действий на других. Результатом является несколько недальновидная ориентация на мораль. Первоначально (этап 1 по Кольбергу) ребенок усыновляет этика повиновения и наказания — своего рода «мораль избегания неприятностей». Правильность и неправильность действий определяется тем, вознаграждаются ли действия или наказываются властями, такими как родители или учителя. Если угощение печеньем вызывает у взрослых ласковые улыбки, то взять печенье считается морально «хорошим». Если вместо этого он приносит порицание, то это морально «плохо». Ребенок не думает о том, за что можно похвалить или поругать действие; на самом деле, говорит Кольберг, на стадии 1 он был бы неспособен рассмотреть причины, даже если бы их предложили взрослые.
В конце концов ребенок учится не только реагировать на положительные последствия, но и учится производить их, обмениваясь услугами с другими. Новая способность создает Стадию 2, этику рыночного обмена . На этом этапе морально «хорошее» действие — это действие, выгодное не только ребенку, но и другому лицу, непосредственно участвующему в нем. «Плохое» действие — это действие, в котором отсутствует эта взаимность. Если обмен бутерброда с вашего обеда на печенье с обеда вашего друга является взаимоприемлемым, то обмен является морально хорошим; иначе это не так. Эта перспектива впервые вводит в мышление ребенка тип справедливости. Но он по-прежнему игнорирует более широкий контекст действий — воздействие на людей, не присутствующих или не вовлеченных напрямую. На этапе 2, например, также будет считаться морально «хорошим» заплатить однокласснику за выполнение домашнего задания за другого ученика — или даже за то, чтобы избежать издевательств или оказания сексуальных услуг — при условии, что обе стороны считают договоренность справедливой.
Традиционное правосудие: подчинение сверстникам и обществу
По мере того, как дети переходят в школьные годы, их жизнь расширяется, включая большее число сверстников и (в конечном счете) общество в целом. Это изменение приводит к общепринятой морали , которая представляет собой убеждения, основанные на том, с чем соглашается большая группа людей — отсюда и использование Кольбергом термина «традиционная». Сначала, на этапе 3, референтной группой ребенка являются его непосредственные сверстники, поэтому этап 3 иногда называют девятым.0015 этика мнения коллег
. Если сверстники считают, например, что вести себя вежливо с как можно большим количеством людей нравственно хорошо, то ребенок, скорее всего, согласится с группой и будет рассматривать вежливость не просто как произвольную социальную условность, а как моральное «добро». ” Этот подход к моральным убеждениям немного более стабилен, чем подход на стадии 2, потому что ребенок принимает во внимание реакции не только одного другого человека, но и многих. Но это все равно может ввести в заблуждение, если группа придерживается убеждений, которые взрослые считают морально неправильными, например, «Воровство в магазине шоколадных батончиков — это весело и желательно».В конце концов, когда ребенок становится юношей и социальный мир расширяется еще больше, он или она приобретает еще больше сверстников и друзей. Поэтому он или она с большей вероятностью столкнется с разногласиями по этическим вопросам и убеждениям. Разрешение сложностей приводит к Стадии 4, этике закона и порядка , на которой молодой человек все больше формирует моральные убеждения в терминах того, во что верит большинство общества. Итак, поступок нравственно хорош, если он законен или хотя бы обычно одобряется большинством людей, в том числе людьми, которых молодежь лично не знает. Такая установка приводит к еще более устойчивому набору принципов, чем на предыдущем этапе, хотя и не застрахована от этических ошибок. Сообщество или общество может согласиться, например, с тем, что к людям определенной расы следует относиться с преднамеренным неуважением, или что владелец фабрики имеет право сбрасывать сточные воды в общее озеро или реку. Чтобы разработать этические принципы, которые надежно избегают подобных ошибок, требуются дальнейшие этапы нравственного развития.
Постконвенциональная справедливость: общественный договор и универсальные принципы
По мере того, как человек обретает способность мыслить абстрактно (или «формально» в смысле Пиаже), этические убеждения смещаются от принятия того, что делает сообщество во что верит, к процессу путем какие общественные убеждения формируются. Новый фокус составляет Стадию 5, этику общественного договора . Теперь действие, убеждение или практика являются морально хорошими, если они были созданы посредством справедливых, демократических процессов, уважающих права затронутых людей. Возьмем, к примеру, законы некоторых регионов, требующие от мотоциклистов носить шлемы. В каком смысле этичны законы об этом поведении? Был ли он создан путем консультаций и получения согласия соответствующих людей? Консультировались ли велосипедисты и давали ли они согласие? А как насчет врачей или семей велосипедистов? Разумные, вдумчивые люди расходятся во мнениях относительно того, насколько основательно и справедливо эти консультации процессы должны быть. Однако, сосредотачиваясь на процессах, посредством которых был создан закон, люди думают в соответствии со стадией 5, этикой общественного договора, независимо от того, какую позицию они занимают в отношении ношения шлемов. В этом смысле убеждения обеих сторон в споре о проблеме иногда могут быть морально обоснованными, даже если они противоречат друг другу.
Соблюдение надлежащей правовой процедуры определенно должно помочь избежать бездумного подчинения общепринятым моральным убеждениям. Однако как этическая стратегия она тоже иногда может потерпеть неудачу. Проблема в том, что этика общественного договора больше доверяет демократическому процессу, чем он иногда заслуживает, и не уделяет достаточного внимания содержанию того, что решается. В принципе (а иногда и на практике) общество могло бы демократическим путем решить, например, убить каждого члена расового меньшинства, но сделает ли это решение в соответствии с надлежащей правовой процедурой этичным? Осознание того, что этические средства иногда могут служить неэтичным целям, приводит некоторых людей к Стадии 6, 9-й. 0015 этика самовыбора, универсальные принципы
. На этом заключительном этапе нравственно хорошее действие основывается на личных принципах, которые применимы как к непосредственной жизни человека, так и к более широкому сообществу и обществу. Универсальные принципы могут включать в себя веру в демократическую надлежащую правовую процедуру (этика Стадии 5), а также другие принципы, такие как вера в достоинство всей человеческой жизни или в неприкосновенность природной среды. На стадии 6 универсальные принципы будут определять убеждения человека, даже если эти принципы означают периодическое несогласие с тем, что принято (стадия 4), или даже с тем, что является законным (стадия 5).Мораль заботы Гиллигана
Как бы логично это ни звучало, стадий моральной справедливости Кольберга недостаточно для понимания развития моральных убеждений. Чтобы понять почему, предположим, что у вас есть студент, который просит продлить срок выполнения задания. Ориентация теории Колберга на справедливость побудит вас задуматься о том, является ли удовлетворение просьбы справедливым. Сможет ли опоздавший ученик приложить больше усилий для выполнения задания, чем другие ученики? Не станет ли продление трудным для вас требованием, поскольку у вас будет меньше времени на отметку заданий? Это важные соображения, связанные с правами учащихся и учителя. В дополнение к этому, однако, есть соображения, связанные с обязанностями, которые вы и запрашивающий студент несете друг для друга и для других. Есть ли у студента уважительная личная причина (болезнь, смерть в семье и т. д.) задержки выполнения задания? Потеряет ли задание свою воспитательную ценность, если учащемуся придется сдать его раньше срока? Эти последние вопросы в меньшей степени связаны со справедливостью и правами, а в большей — с заботой об учащихся и ответственностью за них. Для полного понимания им требуется структура, отличная от схемы Колберга.
Одна из таких структур была разработана Кэрол Гиллиган, чьи идеи сосредоточены на морали заботы или системе убеждений о человеческих обязанностях, заботе и уважении к другим. Гиллиган предложил три моральных позиции, которые представляют разную степень или широту этической заботы. В отличие от Кольберга, Пиаже или Эриксона, она не утверждает, что позиции образуют строго эволюционную последовательность, а только утверждает, что их можно ранжировать иерархически в соответствии с их глубиной или тонкостью. В этом отношении ее теория является «полуразвивающей», подобно теории мотивации Маслоу (Brown & Gilligan, 19).92; Тейлор, Гиллиган и Салливан, 1995). В таблице 2 обобщаются три моральные позиции из теории Гиллигана
Таблица 2: Позиции морального развития согласно Гиллигану | |
---|---|
Моральная позиция | Определение того, что нравственно хорошо |
Позиция 1: Ориентация на выживание | Действие, учитывающее только личные потребности |
Позиция 2: Обычный уход | Действие, учитывающее потребности или предпочтения других, но не свои собственные |
Позиция 3: Комплексная помощь | Действия, направленные на согласование своих личных потребностей с потребностями других |
Позиция 1: забота как выживание
Самым основным видом заботы является ориентация на выживание , при которой человек в первую очередь заботится о своем собственном благополучии. Если девочка-подросток с такой этической позицией задается вопросом, например, сделать ли аборт, она будет полностью озабочена последствиями аборта для себя. Морально хорошим выбором будет то, что создает для нее наименьший стресс и меньше всего разрушает ее собственную жизнь. Обязанности по отношению к другим (ребенку, отцу или ее семье) не играют никакой роли в ее мышлении.
Как моральная позиция, ориентация на выживание явно не подходит для классных комнат в широком масштабе. Если бы каждый ученик заботился только о себе, жизнь в классе могла бы стать довольно неприятной! Тем не менее, бывают ситуации, когда сосредоточение внимания в первую очередь на себе является признаком хорошего психического здоровья и актуально для учителей. Например, для ребенка, над которым издевались в школе или подвергались сексуальному насилию дома, полезно и морально желательно рассказать о том, как травля или насилие повлияли на жертву. Это означает, по сути, заботу о собственных потребностях жертвы за счет потребностей других, в том числе агрессора или обидчика. Высказывание в этом случае требует ориентации на выживание и является здоровым, потому что ребенок заботится о себе.
Позиция 2: обычная забота
Более тонкая моральная позиция — это забота о других , при которой человек заботится о счастье и благополучии других, а также о примирении или интеграции потребностей других, когда они конфликтуют друг с другом. Например, рассматривая аборт, подросток в этом положении будет думать в первую очередь о том, что предпочитают другие люди. Хотят ли отец, ее родители и/или ее врач, чтобы она оставила ребенка? Морально хорошим выбором становится то, что больше всего нравится другим. Эта позиция более требовательна, чем позиция 1, в этическом и интеллектуальном плане, поскольку требует согласования потребностей и ценностей нескольких людей. Но этого часто недостаточно с моральной точки зрения, потому что он игнорирует одну ключевую личность: себя.
В классах учащиеся, занимающие позицию 2, могут быть очень желательны в некоторых отношениях; они могут стремиться угодить другим, быть внимательными и уметь приспосабливаться и сотрудничать с другими. Поскольку эти качества обычно приветствуются в загруженном классе, у учителей может возникнуть соблазн вознаграждать учащихся за их развитие и использование. Однако проблема с поощрением этики Позиции 2 заключается в том, что при этом игнорируется развитие учащегося — его или ее собственные академические и личные цели или ценности. Рано или поздно личные цели, ценности и идентичность потребуют внимания и заботы, и педагоги несут ответственность за то, чтобы помочь учащимся обнаружить и прояснить их.
Позиция 3: интегрированная забота
Наиболее развитой формой моральной заботы в модели Гиллигана является интегрированная забота , согласование личных потребностей и ценностей с потребностями и ценностями других. Теперь морально хороший выбор учитывает всех , включая себя, а не всех , кроме себя. При рассмотрении аборта женщина в позиции 3 будет думать не только о последствиях для отца, будущего ребенка и своей семьи, но и о последствиях для себя. Как рождение ребенка повлияет на ее собственные потребности, ценности и планы? Эта точка зрения приводит к моральным убеждениям, которые являются более всеобъемлющими, но, по иронии судьбы, также более склонны к дилеммам, поскольку рассматривается максимально широкий круг людей.
В классах интегрированная забота чаще всего возникает, когда учителя предоставляют учащимся широкую и постоянную свободу выбора. Если учащиеся мало гибки в своих действиях, у них мало возможностей для рассмотрения чьих-либо потребностей или ценностей, будь то их собственных или чужих. Если учитель говорит просто: «Сделай домашнее задание на странице 50 и сдай завтра утром», то главным вопросом становится соблюдение, а не моральный выбор. Но предположим, что вместо этого она говорит что-то вроде этого: «В течение следующих двух месяцев придумайте исследовательский проект об использовании водных ресурсов в нашем городе. Организуйте его так, как вам хочется: разговаривайте с людьми, читайте об этом много и делитесь им с классом таким образом, чтобы все мы, включая вас, нашли его значимым». Подобное задание ставит моральные задачи, которые носят не только образовательный, но и моральный характер, поскольку оно требует от учащихся вынесения оценочных суждений. Почему? Во-первых, студенты должны решить, какой аспект темы действительно важен для них. Такое решение отчасти зависит от личных ценностей. Во-вторых, учащиеся должны подумать о том, как сделать тему значимой или важной для них.0019 других в классе. В-третьих, поскольку сроки выполнения задания относительно далеки, учащимся, возможно, придется взвесить личные приоритеты (например, проводить время с друзьями или семьей) и образовательные приоритеты (немного больше работать над заданием на выходных). Как вы могли подозревать, некоторым учащимся может быть трудно сделать правильный выбор, когда им предоставляется такая свобода, и поэтому их учителя могут с осторожностью давать такое задание. Но трудности с выбором являются частью точки зрения Гиллигана: комплексная забота действительно требует больше усилий, чем забота, основанная только на выживании или на учете других. Не все студенты могут быть к этому готовы.
Развитие характера: объединение этического понимания, заботы и действия
Все теории, описанные до сих пор, предлагают основу для понимания того, как дети превращаются в юношей и взрослых. Тезисы Маслоу, Кольберга и Гиллигана более конкретны, чем у Эриксона, поскольку они сосредоточены на развитии понимания этики. Однако с точки зрения учителя все теории ограничены двумя способами. Одна из проблем заключается в том, что они сосредоточены в первую очередь на познании — на том, что дети думать об этических вопросах — больше, чем об эмоциях и действиях. Во-вторых, они мало говорят о том, как поощрять этическое развитие. Поощрение является частью работы учителей, и для того, чтобы делать это хорошо, необходимо понимать не только то, что учащиеся знают об этике, но и то, что они думают по этому поводу и какие этические действия они действительно готовы предпринять.
Многие преподаватели осознали эти образовательные потребности, и поэтому некоторые из них разработали практические программы, объединяющие этическое понимание, заботу и действие. Как группу программы часто называют характер образования , хотя отдельные программы имеют множество конкретных названий (например, обучение моральной дилемме , интегративное этическое образование , образование социальных компетенций и многие другие). Детали программ различаются, но все они сочетают акцент на этических знаниях с вниманием к этическим чувствам и действиям (Elkind & Sweet, 2004; Berkowitz & Bier, 2006; Narvaez, 2010). Программы воспитания характера выходят далеко за рамки простого обучения учащихся соблюдению этических правил, таких как «Всегда говори всю правду» или «Всегда делай то, что говорит тебе учитель». Такие правила требуют очень мало размышлений со стороны учащегося, и обычно бывают случаи, когда правило, которое предположительно является универсальным, необходимо изменить, «изменить» или даже не соблюдать. (Например, если раскрытие всей правды может задеть чьи-то чувства, иногда может быть более благоразумным — и, следовательно, более этичным — немного смягчить правду или даже вообще ничего не говорить. )
Вместо этого воспитание характера заключается в том, чтобы предложить учащимся подумать над общими вопросами его или ее жизни, такими как «Каким человеком я должен быть?» или «Как мне прожить свою жизнь?» Вдумчивые ответы на такие общие вопросы помогают ответить на множество более конкретных вопросов, которые имеют этические последствия, например: «Должен ли я слушать учительницу прямо сейчас, даже если она немного скучновата, или просто отключиться?» или «Должен ли я предложить помочь моей подруге с домашним заданием, с которым у нее проблемы, или воздержаться, чтобы научиться делать это самой?» В большинстве случаев не хватает времени, чтобы преднамеренно или сознательно рассуждать о подобных вопросах. Реакции должны стать интуитивными, автоматическими и воплотил — это означает, что они должны основываться на довольно немедленных эмоциональных реакциях (Narvaez, 2009). Целью воспитания характера является развитие у учащихся способности реагировать на повседневный этический выбор не только сознательно и познавательно, но также интуитивно и эмоционально. В той мере, в какой эта цель достигнута, студенты действительно могут жить хорошей, этически ответственной жизнью.
Общешкольные программы воспитания характера
В наиболее комплексных подходах к воспитанию характера вся школа берет на себя обязательство развивать этический характер учащихся, несмотря на огромное разнообразие учащихся (Minow, Schweder, & Markus, 2008). Все сотрудники — не только учителя и администраторы, но также смотрители и ассистенты — сосредоточены на развитии позитивных отношений со студентами. Основная тема, которая развивается, — это сотрудничество и взаимная забота, а не конкуренция. Справедливость, уважение и честность пронизывают классную и школьную деятельность; дисциплина, например, фокусируется на разрешении конфликтов между учениками и между учениками и учителями, а не на поощрении послушания или наказании провинившихся. Этот подход требует значительной опоры на демократические встречи и обсуждения как в классе, так и в других местах, где группы работают вместе в школе.
Классные программы воспитания характера
Даже если учитель обучает воспитанию характера просто в своем собственном классе, существует множество доступных стратегий. Цель в данном случае состоит в том, чтобы создать классную комнату как место, где каждый чувствует себя вовлеченным и где каждый относится ко всем остальным с вежливостью и уважением. Конфликты и разногласия все же могут возникать, но в заботливом сообществе их можно разрешить без излишней злости или враждебности. Вот несколько способов создать такой класс:
- Используйте классные собрания, чтобы решить как можно больше важных вопросов, таких как ожидаемые правила поведения, важные занятия в классе или текущие разногласия.
- Попробуйте организовать для учащихся совместную работу над важными проектами и задачами.
- Организуйте программу «Друзья», в которой учащиеся разных классов вместе работают над важным заданием. Старшие ученики могут иногда помогать младшим ученикам, читая им, слушая, как они читают, или и то, и другое. Кроме того, если у старшего ученика возникают проблемы с чтением самостоятельно, программа друзей по чтению иногда также может быть полезна для старшего ученика.
- Ознакомьте учащихся со стратегиями разрешения конфликтов и попрактикуйтесь в их использовании, когда это необходимо.
- Многие разделы учебной программы позволяют обсуждать этические вопросы. Очевидными примерами являются некоторые романы, рассказы и исторические события. Но этические проблемы таятся и в других местах. Преподавание диетологии, например, может поднять вопросы о гуманном обращении с животными, которые будут забиты для еды, и об этической приемлемости использования большого количества зерна для кормления животных, даже если многим людям в мире не хватает еды.
- Проекты по обучению служению могут быть очень полезными для освещения вопросов социальной справедливости. Планирование, работа и размышления о местной благотворительной столовой, обучение учащихся из малообеспеченных семей, выполнение простого ремонта нуждающихся домов: подобные проекты расширяют знания об обществе и потребностях его граждан.
Ссылки
Берковиц, М. и Бир, М. (2006). Что работает в воспитании характера: основанное на исследованиях руководство для педагогов . Сент-Луис, Миссури: Центр характера и гражданства.
Браун, Л. и Гиллиган, К. (1992). Встреча на перепутье: женская психология и развитие девочек . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Элкинд, Д. и Свит, Ф. (2006). Как пройти обучение персонажа . По состоянию на 1 февраля 2011 г. по адресу http://www.goodcharacter.com/Article_4.html.
Колберг, Л., Левин, К., и Хьюер, А. (1983). Моральные стадии: актуальная формулировка и ответ критикам . Базель: С. Каргер.
Миноу М., Шведер Р. и Маркус Х. (ред.). (2008). Справедливые школы: стремление к равенству в разных обществах . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
Нарваэс, Д. (2010). Моральная сложность: фатальная привлекательность правдивости и важность зрелого морального функционирования.