Чувство сострадания это: Сострадание — Психологос

Содержание

Сострадание — Психологос

01 января 2006 г., 19:13

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

 

Фильм «Берт Хеллингер»

Сострадание — способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.

Сострадание — это наше, российское, а по поводу своего всегда разбираться трудно. Российский менталитет удивителен: забота о здоровье в российской культуре ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать (уходить от) тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Почему? Потому что он теперь страдает. И у нас — сострадание…

Кто работал с созависимостью, знает, какая это больная тема: «Как же он без меня?» — и женщина годами живет с алкоголиком, поддерживая его в алкоголизме и лишая нормальной жизни себя. Потому что ему будет без нее совсем плохо, потому что он будет страдать, и она это чувствует, она не бесчувственная, у нее есть чувство сострадания.

Сострадание — звенящая нота нашей культуры, подарившая нам и много красивого, доброго, и одновременно принесшая нам много боли и страданий.

Сострадание — способ поддержки, характерный для женской культуры. В мужской культуре сострадание не принято и не востребовано.

Воспитывая в детях сострадание, мы получаем два разнонаправленных результата. С одной стороны, мы хотим предупредить в детях безразличие и жестокость: мы полагаем, что, чувствуя боль другого, ребенок едва ли будет причинять ему боль. Уверенности в успехе тут немного: сентиментальные люди ничуть не менее жестоки, чем не сентиментальные. С другой стороны, мы по факту подкрепляем расстройство другого человека, его негативные эмоции, по сути приучаем к проблемному поведению.

Мужчины не расположены к состраданию и по другой причине: в мужской культуре принято скорее думать, нежели чувствовать, и делать что-либо «без раздумий» считается дурной привычкой. В ситуации, где необходима помощь, сотрудники МЧС помощь организуют и оказывают, но делают это продуманно, имея план и просчитывая эффективность тех или иных мероприятий.

Если сострадающие женщины включаются в дело помощи, занимаясь реальной помощью, это полезно и нужно. Если сострадающие женщины делают скорбные лица, плачут и от помощи отвлекают — они обслуживают только себя и свои чувства, а делу мешают.

Сострадание дает не любовь к людям, а суррогат любви. Безразличие преодолевается не состраданием, а общим развитием личности, когда человек выходит за рамки только своих интересов, приучается думать не только о себе и умеет заботиться о людях ответственным образом.

Склонность к переживанию сострадания чаще характеризует людей с невысоким уровнем личностного развития. Это люди обычно из низших социальных групп, более склонны к тревожности и враждебности перед лицом опасности.

Когда сострадание уместно и оправдано? Когда у человека большое горе, он часто теряет контакт с окружающими, и восстановление его душевных сил затруднено. Если в это время выразить ему сострадание, это окажется уместной пристройкой, даст возможность наладить с ним контакт, и тогда постепенно окажется возможным ему помочь.

Обезболивающие средства — не способ нормальной жизни, но в медицине они оказываются уместны. Также и сострадание — когда человеку очень плохо, как временная мера — сострадание уместно. Делать же сострадание нормой жизни, жить состраданием — не вполне адекватно.

  • Сострадание
  • Автор Н.И. Козлов
  • Расстановки по Хеллингеру
  • +
  • Психология

Комментарии (10):

Гость, 11 июня 2012 г., 07:21

Хорошая статья. Чувствуется опасение, что женские души взбунтуются и пригвоздят к позорному столбу за такое «жесткосердечие», поэтому Николай Иванович очень аккуратно пишет. Мне понравилось, тем более, что российский менталитет и во мне еще есть.

Гость, 11 июня 2012 г., 22:48

С большим интересом читаю все Ваши труды и применяю на практике. Сострадание, вызывающее в человеке жалость к самому себе, есть зло, а соучастие в судьбе ближнего, с целью вдохновить на решение жизненных трудностей, способствует взаимному личностному росту и укреплению крепких, искренних, дружеских отношений. Спасибо!

1

ответ

Гость, 25 мая 2022 г., 21:40

Согласна, но сострадание – это не про расстройство по своей сути. Сам факт, что сострадание может работать и на пользу жизни, свершениям, счастью ближнего, значит, что сострадание – это подкрепление умения любить, а как известно из трудов не одного глубокомыслящего человека, умение любить – это одна из главных, если не самая ведущая, способность здорового ментально человека!

Гость, 05 ноября 2013 г., 14:03

Во всем важна мера, как установка на сострадание (хотя разве установка применима по отношению к состраданию?) может быть опасной и заблуждающийся, так и в отношении противоположного полюса — сорадования, можно сказать тоже самое (к чему по ощущениям автор ведет больше). Не согласен с тем, что склонность к переживанию сострадания характерна для людей с невысоким личностным развитием. Понятие сострадания поднимается у людей, у которых категория нравственности занимает одно из ведущих мест в жизни, что уже не может быть связано с невысоким уровнем личностного развития.

Интересно, что автор этой статьи понимает под высоким уровнем личностного развития, раз уж он вводит такое деление людей. Человек начинается с плача по умершему человеку (с) и в этом есть тайна человечности, где сострадание занимает заметное место. Мне кажется, здесь представлен однобокий, поверхностный взгляд на проблему сострадания.

1

ответ

Наташа, 13 марта 2015 г., 23:22

Согласиться с вами никак не могу. И такое ощущение, что статью вы не читали.

Гость, 09 января 2015 г., 01:52

Все наоборот! Человек с высоким уровнем личностного роста способен сострадать. Человек с низким уровнем развития — жесток, эгоистичен. Он думает только о себе — любимом, другие люди его не интересуют. Сострадает такой человек крайне редко и даже сострадание таких людей является чистой воды суррогатом. Одна моя знакомая плакала из-за смерти отца, когда я ей сказала, что терять близких — самое трудное в жизни, чтобы она мужалась, она призналась, что отец ей высылал свою пенсию и она на самом деле очень жалеет, что лишилась финансовой поддержки. Это не сострадание, это жалость к себе, эгоизм. Тема сложная. Чем более развито общество, тем выше в этом обществе склонность к состраданию и наоборот. Жена не бросает мужа — пьяницу скорее всего из-за того, что не готова к одиночеству, то есть опять же из эгоизма. Да, но может и другая причина — из-за сострадания. Все наши истинные мотивы знает только Бог.

Павел, 01 января 2016 г., 22:38

На видео справа. Создается впечатление, что это семинар сектантов каких-то или каких-то западных церквей… Был приглашен какой-то врач психотерапевт из Германии. И вот он бедному человечку публично дает расшифровку его проблемы. И он в одночасье исцеляется, вняв его секрету! Я не знаю всех особенностей ситуации, но без контекста это все не убедительно. И мне кажется, этот немец убирает саму идею сострадания.

Гость, 10 марта 2018 г., 18:35

«Безразличие преодолевается не состраданием, а общим развитием личности, когда человек выходит за рамки только своих интересов» — так ведь именно сострадание заставляет человека начать думать о других — это самоочевидно. Начинает думать о чужих интересах, развивать себя именно в этом направлении. Именно чувства определяют направление развития ценностей человека и его выбор. «Склонность к переживанию сострадания чаще характеризует людей с невысоким уровнем личностного развития» — в оригинале об этом ничего не сказано. Если вы говорите о негативе — это влияние агрессивной среды в нижних слоях. К развитию не имеет отношения. КСТАТИ, было ведь научное исследование: человека помещали в нижние слои — у него повышалась эмпатия. Если перемещали жить в верха — для него становилась первичной эффективность и снижалась эмпатия. Таких исследований — не одно. Очень хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.

1

ответ

Козлов Николай Иванович, 11 марта 2018 г., 16:32

Мне печально слышать ваше убеждение, что разумные люди порядочными не бывают. Послушайте: вы ведь говорите именно это: «Пока вам не станет самим больно на уровне чувств, вам самим в голову не придет помочь другим достойным или значимым для вас людям». .. Могу уверенно сказать за себя: если бы я мое направление моего развития определяли мои чувства, я был бы куда как эгоистичнее. Далее. Если человек поднимается в верха — да, для него становится первичной эффективность и снижается эмпатия. Верно, он умнеет: он уже не хочет обслуживать тех, кто привык изображать из себя несчастную жертву. Если он социально ответственный человек, свое время и свои деньги он вложит скорее не в убогих и несчастных, а в молодых и перспективных, которые создадут будущее нашей страны.

Гадаев Алексей Вениаминович, 09 декабря 2020 г., 11:27

С возрастом способность к сопереживанию и сочувствию снижается. Мешает формированию и проявлению сопереживания и симпатии такое свойство личности, как эгоцентризм, а также испытываемый психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Для высоко сопереживающих личностей характерны мягкость, доброжелательность, общительность, для низко сопереживающих личностей – замкнутость, недоброжелательность.

Сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастия другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.).

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Милосердие

Милосердие — сострадательное и заботливое отношение к слабому или страдающему человеку. Это готовность его понять и простить ему его ошибки, помиловать его и помочь ему в его жизненной ситуации.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Равнодушие

Равнодушие — состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Сочувствие

Сочувствие — это умение понимать и разделять отрицательные эмоции другого человека, возникшие перед лицом жизненных трудностей.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Созависимость

Созависимость — поведение близких людей, подчиненное жизни и действиям другого зависимого человека: алкоголика, игромана или наркомана. В мягком варианте — ипохондрика. Это похоже на отношение мамы с ребенком, когда она не может себя отделить от него: «мы пописали», «мы покакали», «нам больно», когда человек все время думает о другом («как он там»), живет его проблемами («дойдет — не дойдет»), когда человек забывает про свою жизнь, пытаясь спасти того, кто идет на дно.

24Подробнее

01 окт. 2022 г.

Жизнь без жалости, сочувствия и сострадания

Родители екуана не издают жалеющих звуков, когда ребенок ушибется. Они ждут, чтобы он поднялся и догнал их, если это все, что требуется.

2Подробнее

Академик РАН: Чувство сострадания живет в нас, но приспособленное к условиям существования

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

01.02.2022 20:00

Рубрика:

Общество

Валерий Выжутович

У кого-то случилось несчастье. Надо что-что сказать и сделать по этому поводу, но что и как? Неизменное «держись», сопровождаемое крепким стискиванием за плечи, мало кому помогает. Ободряющие слова звучат фальшиво. По всем признакам, у нас нет культуры выхода из драматических положений. Мы не умеем «грамотно» переживать свои несчастья и несчастья наших близких. Обсудим тему с академиком РАН, руководителем клинико-диагностического отделения ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России Юрием Бузиашвили.

Getty Images

Слова сочувствия сродни врачеванию

У Тютчева сказано: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Вопрос: оно дается нам даром или требует все же душевных затрат?

Юрий Бузиашвили: В свою очередь, Достоевский писал: «Сострадание есть высшая форма человеческого существования». Вы обратились с этим вопросом к человеку, который всю жизнь, и не в первом поколении, занимается медициной. Слова сочувствия, сопереживания я произношу всю свою сознательную жизнь. Одно сочувствие — малодушное и сентиментальное, оно продиктовано стремлением поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья. Это даже не сочувствие, а инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Другое — которое требует действий, а не сантиментов. Люди разделяются на сочувствующих и несочувствующих, так же как на благодарных и неблагодарных. Мой друг Борис Ноткин, известный журналист, разделял людей на две категории — благодарных и неблагодарных. Насколько мы сопереживаем чужому горю и насколько мы это можем выразить в словах? Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение. Слова звучат дежурные, но здесь не важно, что ты сказал, важно, что ты почувствовал при этом. Лев Толстой писал: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание». Я всегда искренне сочувствую людям, с которыми разговариваю по поводу их несчастья. Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страдания других. Такие разговоры сродни врачеванию. Когда пациент приходит и жалуется на что-нибудь, а вы не способны ему посочувствовать, грош вам цена как врачу. Чувство сострадания живет в нас, но приспособленное к условиям нашего существования. Несчастье — удобное время для добродетели.

Какие слова вы произносите, чтобы посочувствовать родственникам вашего пациента, которого не удалось спасти? Некий запас этих слов выработался за годы врачебной практики?

Юрий Бузиашвили: Нет, не выработался. Никаких заученных фраз у меня нет. Когда такое случается, я не обдумываю, что сказать, слова текут сами, и люди воспринимают их правильно. В жизни есть только два действительных несчастья — угрызения совести и болезнь. Но высшей наградой мне за искренние слова сочувствия и утешения было, когда родственники ушедшего из жизни больного на второй день все вместе, пять или шесть человек, пришли ко мне с поклоном и благодарностью.

Как чаще всего бывает в таких случаях — вы сами разговариваете с родственниками или лечащий врач?

Юрий Бузиашвили: Только сам. Как руководитель отделения, где произошло это несчастье. Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и вас. Другое дело, что не всегда родственники умершего пациента хотят прийти ко мне. Многие ограничиваются разговором с лечащим врачом. У нас в клинико-диагностическом отделении в прошлом году находились на госпитализации 2444 пациента. Было проведено 900 операций. И случилось шесть летальных исходов. Из них четыре — послеоперационные.

Я родился в Грузии, где плач по случаю чьей-то кончины слышен был на весь город

Громогласные причитания, преувеличенная скорбь нередко выглядят фальшиво. В том, как выражается сочувствие, тоже должна быть мера?

Юрий Бузиашвили: Конечно. Я родился в Грузии, где плач от боли по случаю чьей-то кончины, плач сострадания близким покойного слышен был на весь город, и это выглядело совершенно естественным. Обязательно должны быть причитания, какой это был замечательный человек, как грандиозен он был в своей профессии, как много сделал для родни. Причем все это совершенно искренне. А потом я приехал в Россию и увидел иное, более сдержанное проявление горестных чувств. И мне кажется, это правильнее, чем рвать на себе волосы. Если утешающий убивается больше, чем тот, кого он пытается утешить, это выглядит как-то неадекватно.

Когда пациент приходит и жалуется на что-нибудь, а вы не способны ему посочувствовать, грош вам цена как врачу

Сочувствие должно быть соразмерно тем чувствам, которые испытывает человек от постигшей его утраты?

Юрий Бузиашвили: Наверное, да. Сострадание — основа всей морали. Сочувствие — неважная милостыня. Но везде свои традиции. Где-то считается, что без бурно выражаемого вам сочувствия вы своего горя не переживете. В другом случае вашу сдержанность по поводу чьего-то несчастья могут счесть чуть не оскорблением. Сострадание — это не чувство, скорее это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.

Неврозы — это болезнь утрат

Считается, что человека, переживающего утрату, нужно обязательно отвлечь от горьких чувств и мыслей, переключить на что-то позитивное. Мальчик потерял родителей, его сдали в приют, директриса говорит: «Не горюй, завтра пойдем с тобой цирк, там акробаты и клоуны, тебе понравится».

Юрий Бузиашвили: Так нельзя. Хотя я понимаю, почему это происходит. Родственники боятся, что ребенок может не выдержать непосильной для детской психики эмоциональной нагрузки, и поэтому стараются его «отвлечь», «переключить». С одной стороны — да, постоянно находиться в горе тяжело, надо как-то выкарабкиваться из него. С другой — не стоит доходить до абсурда в стремлении «отвлечь» и «переключить». Здесь тоже нужна мера.

Ослепшему от слез человеку говорят, стиснув его за плечи: «Держись, не плачь!» Но почему не дать волю слезам? Почему не погрузиться в отчаяние? Человек должен выплакать свое горе и стоит ли мешать ему в этом?

Юрий Бузиашвили: Согласен с вами. Невыплаканное горе, неоплаканная утрата могут потом привести к депрессии. И не надо перебарщивать со словами утешения. «Ты не волнуйся, ты думай о себе» — так нельзя разговаривать с человеком, которого постигло несчастье. Лучше сесть и поговорить с ним по душам, философски оценить ситуацию, где-то вспомнить прошлое, где-то наметить будущее и таким образом перевести его взгляд на жизнь, которая, несмотря ни на что, продолжается. А утрата — что ж, она может постигнуть каждого, тут никуда не денешься. Я принимаю пациентов, и среди них немало людей с неврозами. Что такое невроз? Это когда человек жалуется на сердце, хотя оно у него абсолютно здоровое. Но его жалобы на сердце абсолютно объективны. Мозг воспринимает их как сигналы от больного органа. Неврозы — это, в том числе, болезнь утрат. И чтобы не доводить до невроза, надо дать человеку выплакаться. Плачущий от горя человек выглядит абсолютно нормально. У него горе, он и должен плакать. Например, русская традиция переживания утраты как раз в том веками и состояла, чтобы дать человеку максимально «расстроиться». Этому помогали профессиональные плакальщицы и незыблемый ритуал.

А как же «слезами горю не поможешь»?

Юрий Бузиашвили: Это расхожее заблуждение. Именно слезы помогают человеку освободиться от негативных эмоций, облегчить душевную боль.

А несчастье испытывает человека?

Юрий Бузиашвили: Несчастен тот, кто не умеет переносить несчастий. Несчастья испытывают друзей. Есть люди страдающие от силы своего собственного сострадания.

Но горе — это не обязательно потеря близкого человека. Можно потерять здоровье, работу, деньги, да мало ли событий, переживаемых как большое несчастье.

Юрий Бузиашвили: Да, несчастья гораздо шире, чем смерть. Великое несчастье — неумение переносить несчастье. Несчастья происходят постоянно. А горе — это процесс переживания несчастья. Кстати, давайте не будем ханжами: не всякая утрата переживается как горе. Человек страшно пил, скандалил, терроризировал жену и детей. И когда он внезапно умер, переживания его близких могут выражаться лишь одним словом — «облегчение». Облегчение здесь очень понятное чувство. Оно адекватно тем отношениям, которые были в этой семье у жены с мужем, у детей с отцом. Обвинять их в бесчувствии, чем сладострастно занимаются родственники и соседи, — это ханжество и лицемерие. А бывает и так, что, даже теряя родителей, люди переживают утрату как облегчение. Потому что отношения с этими родителями были невыносимыми. И чувство облегчения, освобождения, которое они сейчас испытывают, — нормальное, естественное чувство, и не надо его стесняться.

Невыплаканное горе, неоплаканная утрата могут потом привести к депрессии

Горе сплачивает людей или разобщает?

Юрий Бузиашвили: В основном сплачивает. Хотя иной раз и наоборот. Общественное сострадание более распространено, чем само оно в чистом виде. Бывает, что люди винят друг друга в недостаточном внимании к ушедшему во время его жизни. И из-за этого ссорятся.

Почему у нас принято стесняться своего несчастья, стыдиться его?

Юрий Бузиашвили: Компания громко смеющихся людей в каком-нибудь общественном месте привлекает внимание неадекватностью своего поведения. Вроде и смеяться надо в меру тихо, и плакать в меру тихо. Поэтому мы и стесняемся горевать. Эта оголенная эмоция якобы не заслуживает вынесения на всеобщее обозрение. Почему так? Я не знаю. А с другой стороны, рвущий на себе волосы и бьющийся от горя головой об стенку человек тоже выглядит несколько вычурно. Здесь надо знать меру.

У нас нет культуры проживания несчастья?

Юрий Бузиашвили: Наверное, такой культуры у нас нет. Тот, кто не имеет сострадания, жесток. Но есть традиции, заложенные многими поколениями. Вы можете эти традиции не воспринимать, можете их критиковать, но они есть и с ними надо считаться.

Визитная карточка

Фото: Александр Корольков

Юрий Бузиашвили — заместитель директора Института кардиохирургии имени В. И. Бураковского ФГБУ «Национального медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» Минздрава России, руководитель клинико-диагностического отделения, академик РАН, с 2011 г. по 2013 г. — главный кардиолог г. Москвы. Родился в 1954 г. в Кутаиси. В 1977 г. окончил 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. С 1977 г. по 1982 г. проходил клиническую ординатуру и аспирантуру в НЦССХ им. А.Н. Бакулева и остался в нем работать. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию. С 1999 г. — заместитель директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского; с 2004 г. — член-корреспондент РАМН; с 2007 г. — действительный член РАМН. С 2013 г. — академик РАН.

Российская газета — Федеральный выпуск: №22(8670)

ЗдоровьеРАН

Главное сегодня

  • Мэр Донецка Кулемзин: Ситуация в городе тяжелая, ВСУ обстреливают практически все районы

  • Французский политик Асселино: Безответственность Запада объединит против него весь мир

  • Bloomberg: Индия решила не нарушать потолок цен на нефть из России

  • American Thinker: США экономят на утилизации и отправляют Украине списанное вооружение

  • Экс-глава Мюнхенской конференции Ишингер призвал Запад к запуску мирного процесса по Украине

  • Ракета «Протон-М» с космическим аппаратом «Луч-5Х» стартовала с космодрома Байконур

словосочетание чувство сострадания | значение и примеры использования

словосочетание на английском языке

значение чувства и сострадания

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с состраданием.

чувство

существительное

великобритания

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈfiː.lɪŋ/нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈfiː.lɪŋ/

факт чувства …

См. больше на чувство

сочувствие

существительное [U]

uk

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ kəmˈpæʃ.ən / нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/kəmˈpæʃ.ən/

сильное чувство сочувствия и печали по поводу страданий или неудач других и желание …

См. больше на сострадание

Примеры чувства сострадания

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Я не возражаю против этого, и не может возражать ни один из чувств из сострадания .

Из архива

Hansard

Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0

.